4Цар.24:15 .  И переселил он Иехонию в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон. 4Цар.24:16 .  И все войско числом семь тысяч, и художников и строителей тысячу, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон. Царь вавилонский похитил драгоценные сосуды храма Иерусалимского ( Иер.27:18–20, 28:3 ) и дворца царского (сосудов храма он не мог «изломать», как передан еврейский глагол кацац в русском и других переводах; LXX: συνεκοψε, Vulg.: concidit, слав.: «сокруши» – иначе Кир впоследствии не мог бы возвратить иудеям эти сосуды: 1Езд.1:7 ). Вместе с тем, желая совершенно обессилить Иудейское царство, лишить его военной, имущественной и культурной силы, Навуходоносор, вместе с царем Иехониею (ст. 15), отвел в плен в Вавилон знатнейшее чиновничество, лучших воинов, членов богатых классов, наконец, представителей искусств, необходимых в народном хозяйстве (ср. Иер.29:1–2 ). Общее число переселенных в этот раз определяется двумя цифрами: 10000 (ст. 14) и 7000 (ст. 16), следовательно свыше семнадцати тысяч. Впрочем, определить число переселенных в Вавилон как в это первое пленение, так и в последующие (ср. Иер.52:28–30 ), крайне затруднительно ввиду неодинаковых числовых данных об этом в книгах: 4 книге Царств, 2 книге Паралипоменон и Иеремии (ср. в книге Е. Благонравова, «Плен вавилонский и значение его в истории иудеев». Москва, 1902, с. 121 и д.). В числе плененных вместе с Иехониею были пророки и священники ( Иер.29:1 ), находился и пророк Иезекииль (ср. Иез.1:1–3 ) 22 , как прямо говорит Иосиф Флавий («в числе их – военнопленных – находился и пророк Иезекииль, который был тогда еще отроком», Иуд.Древн. 10:6, 3). В стране было оставлено лишь бедное население ее (ст. 14, ср. Иер.39:10 ). 4Цар.24:17 .  И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию. 4Цар.24:18 .  Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Заявление о малочисленности колена Симеонова по сравнению с Иудиным подтверждается показаниями Пятикнижия. Именно, во второй год по выходе из Египта в племени Симеоновом считалось 59 300 человек от 20 лет, и оно по численности занимало третье место, после колен Иудина и Данова; но перед вступлением в обетованную землю в нем было только 22 200 человек, так что оно оказалось малочисленнее всех колен ( Чис.1:22,26:14 ). Поэтому симеониты были всегда в тесном союзе с коленом Иудиным, и удел их составлял как бы часть удела Иудина ( Нав.19:1,9 ). Последнее обстоятельство является причиной того, что численность симеонитян сравнивается с численностью именно Иудина колена. 1Пар.4:28 .  Они жили в Вирсавии, Моладе, Хацаршуале, 1Пар.4:29 .  в Билге, в Ецеме, в Фоладе, 1Пар.4:30 .  в Вефуиле, в Хорме, в Циклаге, 1Пар.4:31 .  в Беф-Маркавофе, в Хацарсусиме, в Беф-Биреи и в Шаариме. Вот города их до царствования Давидова, 1Пар.4:32 .  с селами их: Етам, Аин, Риммон, Фокен и Ашан, – пять городов. 1Пар.4:33 .  И все селения их, которые находились вокруг сих городов до Ваала; вот места жительства их и родословия их. Перечень большей части принадлежащих симеонитинам городов совпадает с перечислением их у ( Нав.19:2–8 ) как в отношении имен, так и со стороны разделения на две группы: города ст. ( 1Пар.4:28–31 ) соответствуют городам ( 1Пар.4:2–6 ); города ст. ( 1Пар.4:32 ) – городам ( Нав.4:7 ). Но при этом общем сходстве замечается и некоторое различие. И прежде всего, среди городов первой группы у нас нет Шевы после Беэр-Шевы (Вирсавии – ( Нав.4:2 ) ). Но ввиду замечания ( Нав.19:6 ), что всех городов было 13, тогда как на самом деле, если считать и Шеву, их выходит 14, можно думать, что имя Шева означает не отличный от Беэр-Шевы город, но вошло в текст кн. Иисуса Навина по ошибке, через повторение последней составной части слова Беэр-Шева. Далее, вторая меньшая группа состоит из четырех городов ( Нав.4:7 ), но не из пяти, как в кн. Паралипоменон ( 1Пар.4:32 ) – опущено имя Фокен, но не по ошибке, так как в том и другом месте определенно названо число городов. Наконец вместо «Билга» ( 1Пар.4:29 ) в кн. Иисуса Навина стоит «Вала» ( Нав.4:3 ), вместо «Фолад» – «Елтолад», вместо «Бетоэл» – «Бетол». Какое из этих чтений правильнее, сказать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Изображений святых людей также не было в ветхом завете, потому что ветхозаветные праведники не были еще прославлены, не достигли совершенства ( Еф.11:39–40 ), не получили обетований, только издали видели оныя и радовались ( Еф.11:13 ). Поэтому в ветхом завете, по повелению Божию, изображались и почитались только имена праведных ( Исх.28:9– 12 ; Прем.18:24–25 ). Но уже к концу ветхого завета Бог научил чрез пророка Иезекииля изображать в храме и лица человеческие ( Иез.41:19 ), предуказывая этим прославление, с пришествием Сына Божия, св. угодников и приуготовляя, и располагая людей к мысли о почитании их изображений. Святому же Иоанну Богослову было показано в откровении, что св. угодники действительно предстоят на небе престолу Божию прославленными. Господь прославляет их принятием в общение с Собою, облечением их в белые одежды, увенчанием золотыми венцами. Если прославляет их на небе Бог, то тем более мы должны прославлять их на земле, а прославление это должно выражаться между прочим в изображении и почитании ликов их, соответственно тому, как изначала научил Бог прославлять ангелов почитанием изображений их. Священные изображения установлены Богом 1) для явления чрез них славы Своей: Во храме Его все возвещает о славе Его ( Пс.28:9 ). И слава Бога Израилева сошла с херувима, на котором была, к порогу дома ( Иез.9:3 ; 1Цар.44 ). Поэтому и апостол Павел называет изображения херувимов, бывшие в скинии, херувимами славы ( Евр.9:5 ). 2) Для молитвы пред ними: и молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, седящий на херувимах!.. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня ( 4Цар.19:14–15 ; чит. Пс.16:15 ). От священных изображений человек получает освящение ( Исх.30:29 ), благословение ( 2Цар.6:11 ), исцеление от недугов телесных ( Числ.21:8–9 ), и все сие подается не от дерева или металла, из которого сооружена икона, а от Бога, пребывающего с св. иконою. Обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех ( Прем.16:7 ; срав. Ин.3:14 ). Имея священные изображения Бога и святых Его, писанные на дереве, серебре, камне, или сооруженные из этого материала, и чествуя их, мы не должны думать, что божество подобно золоту, или серебру, или камню ( Деян.17:29 ); иначе говоря, взирая на эти иконы, мы не должны думать, что они и есть Сам Бог, ибо Бог есть Дух. Далее, поклоняясь пред иконами, мы должны помнить, что честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, что, поклоняясь иконе, мы поклоняемся Существу, изображенному на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

К болотным травам, упоминаемым в Библии , относятся тростник, ситник, папир, лучица. 1) В Палестине тростник рос при реках и озерах ( 3Цар.14:15 ; Ис.35;7 ). Речка Кана, составлявшая северо-западную границу колена Ефремова, получила свое название именно от того, что по берегам ее росло много тростника. Берега свящ. реки Иордана, как во времена Саввы Освященного, так и ныне покрыты тростником разного рода. Путешественник Сольси 46 неподалеку от Мертвого моря изумлен был видом настоящего тростникового леса, вышиной почти в три сажени. Тростник издревле почитался за символ Египта, точно также, как и пальма признавалась символом Иудеи. О нынешнем обилии тростника в Египте свидетельствуют все путешественники. А. С. Норов 47 писал: «Берега знаменитого канала Иосифова в Египте осенены густыми тростниками; тростник растет в окрестностях Дамьеты и Розетты, также и близ некоторых озер пустыни Ливийской; ниже Дамьеты он прекращается». Виды тростника известны следующие: Речной и озерный камыш, (arundo fluviatilis) рос по берегу реки Нила и водопроводов египетских в таком обилии, что в нем свободно могли обитать крокодилы ( Пс.67:31 ). Длинный, тонкий стебель камыша легко колебался от всякого ветра ( 3Цар.14:15 ): символ души, влающейся всяким ветром учения. Собственно камыш (arundo donax L.) бывает вышиной более сажени при соразмерной толщине. Из него делали линейные меры, его употребляли вместо посоха ( Ис.42:3 ; Мф.27:29,30 ). Впрочем, тростниковые палки не отличались особенной прочностью. Рапсак, военачальник царя ассирийского, говорил посланникам царя Езекии: «скажите Езекии, так говорит великий царь, царь ассирийский: какая это опора, на которую ты надеешься? Ты верно надеешься на Египет, на эту палку камышовую, разбитую, которая, кто на нее опирается, тому войдет в руку и проколет ее? Таков Фараон, царь египетский для всех, надеющихся на него» ( Ис.36;6 ). Пророк Иезекииль, возвещая гнев Божий на Фараона и на весь Египет, изъясняет, что этот гнев постигнет всех населяющих Египет за то, что «они дому Израилеву были посохом из тростника. Когда они ухватились за тебя рукою, ты расщепился, и все плечо исколол им; и когда они оперлись о тебя, ты сломился, и все чресла изранил им» ( Иез.29:6,7 ). Ныне, по словам Норова, «во всех деревнях нижнего Египта ткут тростниковые циновки для устилки полов: эти циновки находятся в общем употреблении в Египте и турецких владениях».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Так эта страшная брань Орла и змия продолжается. Она была начата на Небе в войне Архангела Михаила и Ангелов его с драконом и ангелами его (бесами). Потом эта брань перешла на землю и нашла своё завершение на Кресте Голгофском, когда Божественный Орёл Христос сокрушил главу змия. А теперь поражённый змий обрушивает всю свою ярость на Церковь . Она же спасается в этой борьбе «двумя крылами Большого Орла» – Христа. Два крыла – Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Без этих крыльев нет полёта, а только ползание по земле и окончательная погибель от змия. Кровавая пища Орла «Глаза его (орла) смотрят далеко; птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он» ( Иов.39:29–30 ) Орел питается кровавой пищей. Высоко парит в поднебесье, зорко следя за добычей. Затем комом падает и насыщается кровавой нищей. «Возносится орёл и устрояет на высоте гнездо своё. Он живёт на скале и ночует на зубце утёсов и на местах неприступных; оттуда высматривает себе пищу...» ( Иов.39:27–29 ). Иисус говорит им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ). Высоко на Небесах, на «недоступном зубце утёсов» престола Божия парит Божественный Орёл, Предвечный Логос. И вот Отец Его изъявляет волю спасти мир и землю с Небом соединить. Пища Сына есть Исполнение воли Отца. «Тогда Он сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр.10:7 ). И слетает Орёл с Небес, «комом падает» на землю, воплощается. Падает, устремляясь к Кровавой Пище. Жаждет Страшной Крови... Он страшен при этом и священен. Войдем в Сионскую горницу и узрим, что происходило там в последний вечер Его земной жизни. После вкушения ветхозаветной пасхи с учениками Своими Он берёт Хлеб и Вино, благодарит Отца, благословляет, преломляет и произносит страшные слова: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов» ( Мф.26:26 ; Мк.14:22 ; Лк.22:19 ; 1Кор.11:24 ) и «Пейте... все, сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:27–28 ; Мк.14:23–24 ; Лк.22:20 ; 1Кор.11:25 ) 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Объяснение. И зажжённую свечу требуется поставить на подсвечник, так и светильники Церкви поставляются: Еф.4:11 , а не сами собой приемлют эту честь: Евр.5:4 . Как бы ни сильна была вера или «свет перед людьми», но закон утверждения Церкви на основании апостолов и пророков не уничтожается: Рим.3:30–31 , Еф.2:20 . Притом «светильнику» нужно знать хорошо и Священное Писание: 2Тим.3:15–17 . Ин.17:15–16 . «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам». Объяснение. Это изречение есть только выражение чрезвычайной близости апостолов ко Христу, так как пред величеством Господа, как Бога, как апостолы, ученики Христовы, так и все люди были, есть и будут рабами: Лк.17:10 ; Деян.4:29 ; Рим.1:1 ; Гал.1:10 . Словами «Я вас избрал и поставил...» лишний раз подтверждается та истина, что честь пастырей никто сам собой предвосхищать не должен: Евр.5:4 ; 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 . Деян.1:14–16 . «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Марией, Матерью Иисуса, и с братьями Его. В те дни Пётр, став посреди учеников, сказал, – было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса». Объяснение. В этом первоначальном христианском обществе не все имели одинаковое положение: отличались одиннадцать апостолов, как принявшие жребий служения (ст.17) и апостольства (ст.25). К этим одиннадцати сопричислен только избранник Божий через молитву апостолов (ст.26), поэтому и спрашивает апостол Павел: «Все ли апостолы?.. Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). Деян.2:47 . «Хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Объяснение. Здесь в первый раз общество верующих названо Церковью. Если говорится здесь, что Господь Сам умножал Церковь (тогда как из 11 ст.1 гл. Деян. видно, что Он уже вознёсся на Небо), то очевидно что Господь совершал это чрез посредство апостолов. Так нужно понимать и проч. места, где говорится, что Господь Сам научает: Ин.6:4–5 ; Евр.8:10 ; Сам привлекает: Ин.6:44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Слав.-гр.-лат. горесть соответствует евр. которое в других местах переводится точнее словом δλος ( Быт.27:35; 34:13 ) – коварство (русск.), в слав. лесть, как переведено здесь следующее синонимическое с ним слово (=ложь, обман). Может быть значение «горесть» избрано во избежание тождесловия с этим последним; или же 70-т, вместо читали или от горьким быть (ср. Притч. 14:10 ; Втор.32:32 ; Иов. 13:26 ). Во всяком случае, чтение их вполне сообразно с ходом мыслей и принято Апостолом ( Рим.3:14 ). в начале ст. не только не имеет себе соответствующего слова в евр., но и представляется излишним при другом местоимении к. Присдитъ въ ловительств съ богатыми въ тайныхъ, убити неповиннаго: чи на нищаго призирает. 29. сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; л. Ловитъ въ тайн к левъ во град своей, ловитъ восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещ и 30. подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; ла. Въ сти своей смиритъ преклонитс и падетъ, внегда бладати убогими. 31. сгибается, прилегает, – и бедные падают в сильные когти его; лв. Рече бо въ сердцы своемъ: забы бгъ, врат лиц сво, да не видитъ до конца. 29–32. По образу своих действий в отношении к чтителям Господа нечестивые уподобляются разбойникам и кровожадным львам. Как разбойники, укрываясь в засаде= въ ловительств), в потаенных местах позади селений, подстерегают неосторожных путников и, внезапно нападая, убивают их, чтобы воспользоваться их собственностью (ср. Ос.6:9 ; Иов.24:13–14 ), или как лев, притаившись в своём логовище (= во град своей), подобно хитрому ловчему, незаметно расставляющему свои сети, высматривает оттуда свою добычу и мгновенно, одним прыжком бросаясь, схватывает и терзает ее своими когтями (ср. Пс.16:12 ): так нечестивый на каждом шагу коварно подстерегает бедного, ни в чем неповинного праведника, чтобы так или иначе, незаметным для него образом, причинить ему вред, подвергая его какой-либо опасности или лишая имущества, чести, здоровья и самой жизни (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Во всем этом повествовании евангелист Марк ни разу не называет Иуду по имени, предоставляя самим читателям сообразить, о ком идет речь. Иуда выступает только в 43-м стихе. «И пили из нее все» (стих 23). Евангелист Марк упоминает об этом, вероятно, с той целью, чтобы показать, что и Иуда не был лишен вкушения Крови Господней ( «все» пили). Мк.14:27 .  И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы». Мк.14:28 .  По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее. Мк.14:29 .  Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. Мк.14:30 .  И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Мк.14:31 .  Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили. (См. Мф.26:31–35 ). «Предварю вас в Галилее». По общепринятому взгляду, здесь понимается Северная Галилея, где Господь так долго проповедовал Евангелие (ср. Мф.26:32 ). Есть, однако, у некоторых новейших толкователей воззрение, по которому здесь подразумевается небольшой округ (по-еврейски – «галила») селений около Иерусалима. О существовании такого округа говорится и в Ветхом Завете ( Нав.18:17 ; Иез.47:8 ). В этот округ входила и Елеонская гора, и Вифания, где в последнее время перед страданиями Христос почти постоянно пребывал ночами со Своими учениками ( Лк.21:37 ). Туда и направлял взоры Своих учеников Христос. Там Он и являлся им по воскресении. Но такое воззрение противоречит сообщениям евангелиста Иоанна о явлении Христа в Северной Галилее при море Тивериадском. «Дважды пропоет петух». В первый раз петух поет около полуночи, во второй – перед наступлением утра. Петр отречется от Христа прежде, чем наступит утро нового дня – значит, в тот же самый день, в который он так уверял Христа в своей любви к Нему. При этом отречение будет произнесено трижды – с особенной силой... Мк.14:32 .  Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6, 45), необходимо задержаться на [слове] «понудил», предварительно отметив небольшое отличие [в тексте] Марка, который выражается более точно, добавляя местоимение: ибо не то же самое выражено [словами Матфея] «тотчас понудил учеников», но в написанных у Марка [словах] «учеников Своих» содержится нечто большее, чем просто [в слове] «учеников» . Итак, если внимательно остановиться на слове [«понудил»]: возможно, ученики, неразлучные с Иисусом, не могут расстаться с ним даже по незначительному поводу (κατ το τυχον), желая быть вместе с Ним . Он же, решив, чтобы они подверглись испытанию в волнах и противном ветре, который не возник бы, если бы они были вместе с Иисусом, поставил их перед необходимостью, расставшись с Ним, войти в лодку. И вот, Спаситель понуждает учеников войти в лодку искушений, отправиться прежде Его на другую сторону и оказаться по ту сторону превратностей, преодолев их. Они же, очутившись в середине моря, волн искушений и противных ветров, препятствовавших им уйти на другую сторону, [хоть и] боролись, не смогли без Иисуса преодолеть волны и противный ветер и добраться на другую сторону. Поэтому, сжалившись над ними, сделавшими все, что от них зависело, чтобы попасть на другую сторону, Слово пошло к ним, идя по морю (ср. Мф. 14, 25), у которого не было волн или ветра, способных противостоять Ему, даже если бы оно пожелало. И ведь написано не: «пошел к ним, идя по волнам», — а: «по воде» (Мф. 14, 25) . Да и Петр сказал: «Повели мне придти к Тебе» не по волнам, а «по воде» (Мф. 14, 28), — и вначале, после того как Иисус сказал ему: иди, — выйдя из лодки, пошел не по волнам, а по воде, чтобы подойти к Иисусу (ср. Мф. 14, 29); когда же засомневался, увидел сильный ветер (ср. Мф. 14, 30), который не был сильным для отбросившего маловерие и сомнение. И когда Иисус вместе с Петром вошли в лодку, ветер утих (ср. Мф. 14, 32): он уже ничего не мог сделать против нее, когда [туда] вошел Иисус. Итак, пусть более простой [читатель] удовлетворяется историческим смыслом (τη ιστορα); мы же, если когда-нибудь столкнемся с искушениями, которых нельзя избежать (νγκαις πειρασμν), вспомним, что Иисус [таким образом] понудил нас войти в лодку, желая, чтобы мы отправились прежде Его на другую сторону.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010