Нужно заметить, что ни протестанты, ни представители сект к себе этот принцип не применяют. Их учения, составленные, приспособленные к потребностям века сего, проверки Писанием не выдерживают. Самое главное их отступление заключается в том, что они оказались вне Церкви, которая, по слову апостола Павла, есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). К более чем двумстам различным протестантским конфессиям, течениям, деноминациям и к более пятистам сектам, возникшим на почве протестантизма, совершенно невозможно отнести то, что Иисус Христос назвал Своей Церковью (см.: Мф. 16: 18). Новозаветная экклезиология предполагает иерархию (епископ, пресвитер, диакон). Епископа апостол Павел называет «Божиим домостроителем» (Тит. 1: 7). Апостольскую Церковь невозможно представить и без священства: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян. 15: 6); «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5: 17). Хочется спросить протестантов и сектантов: где в Библии сказано, что можно отменять апостольские установления? Вопрос о Пасхе, заданный иеговистами, содержит нарочитую подмену. В Библии говорится о ветхозаветной Пасхе, а мы празднуем новозаветную. Иудейская Пасха совершалась в память освобождения евреев из египетского плена, когда были в каждой семье закланы агнцы и их кровью помазаны косяки и перекладины дверей в каждом жилище (см.: Исх. 12: 7, 22). Ангел Господень, поражавший первенцев египетских, прошел мимо домов евреев. Праздник этот продолжался с вечера 14-го по 21-е число месяца авива (нисана), что соответствует последней половине нашего марта и первой половине апреля. В десятый день этого месяца глава каждого семейства должен был выбрать и отделить однолетнего агнца (из овец или коз), без порока, который должен был быть заклан вечером в 14-й день. Мясо агнца запекалось и полностью съедалось с горькими травами (в воспоминание рабства в Египте). Кости агнца не должны были дробиться. Заклание агнца и вкушение его были прообразами страдания и смерти Иисуса Христа, а также вкушения тела и крови Его в таинстве евхаристии. Во время праздника употреблялся только пресный хлеб (опресноки), а не квасной (см.: Исх. 12: 15, 19). Опресноки должны были напоминать еврейскому народу о его призвании быть народом чистым, святым, свободным от порчи квасом египетским, то есть чуждым нравственного растления египетского. В таинственном смысле опресноки изображали чистоту духовной жизни во Христе: христиане через Пасху – Христа – будут очищены от ветхой закваски греха и должны праздновать новую Пасху «в бесквасии чистоты и истины» (1 Кор. 5: 7–8).

http://pravoslavie.ru/30614.html

Великая Среда: сегодня Господь предается на страдания и смерть крестную Этот день — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, — некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. 17 апреля, 2006 Этот день — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, — некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. Великая среда — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, — некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. Закончив все вышеприведенные речи ученикам Своим, Господь предрек скорое наступление часа Своих крестных страданий в словах, приводимых только одним Еванг. Матфеем: “весте, яко по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие”. Праздник Пасхи начинался 14 Нисана вечером и в тот год приходился на пятницу (см. Иоан. 19:14): отсюда можно заключить, что слова эти были произнесены во вторник вечером или в среду. ПАСХА была самым главным и торжественным праздником у евреев. Праздновалась она в память чудесного избавления от еврейского “пейсах”, что значит: “прохождение”, “пощада” в память того момента, когда Ангел, погублявший египетских первенцев, видя кровь закланного агнца на дверных косяках и перекладинах еврейских домов, проходил мимо и таким образом щадил первенцев еврейских (Исх. гл. 12). В соединении с праздником опресноков, который начинался на второй день Пасхи, Пасха праздновалась 8 дней — с вечера 14-го по 21-е число месяца Нисана, соответствующего концу нашего марта месяца и началу апреля. В 10-й день Нисана отцы семейств должны были избрать по агнцу однолетнему, без порока, который и закалался в 14-й день, во дворе святилища, по надлежащем приготовлении, а затем испекался.

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-segodny...

Решение этого вопроса, по нашему мнению, зависит от дня страдания и смерти И. Христа, который в Евангелии Иоанна точно называется пятком ( Ин.19:14,31 ). Но между тем как, по сказанию первых трех Евангелистов, этот пяток, по-видимому, был 15 нисана, по беспристрастному пониманию указанных мест Ев. Иоанна он был 14 нисана. Правда, Визелер, западный исследователь евангельской хронологии, 307 держится первого мнения и старается примирить относящиеся сюда места Еванг. Иоанна остроумно, но слишком искусственно. Мы держимся указания Ев. Иоанна и убеждены, что день страданий и смерти И. Христа – пяток – был 14 нисана; a 15 нисана падало в этот год на субботу; следовательно, и пасха еврейская была в субботу, а не в пятницу. И если ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом новозаветного пасхального Агнца – Христа, то, как первый, по повелению Божию должен был быть закалаем к вечеру 14 нисана ( Исх.12:6 ), так и новозаветный Агнец должен был быть принесен в жертву за грехи всего мира также 14 нисана к вечеру. Итак, если день смерти И. Христа – пяток, и именно 14 нисана, то пасха еврейская – 15 нисана, – падала в этот год на субботу. Вот почему евангелист Иоанн, сказав о том, что иудеи просили Пилата в пяток же вечером перебить голени распятым, прибавляет: да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик денъ тоя субботы ( Ин.19:31 ). Из этих слов до очевидности ясно, что пасха еврейская в год страданий и смерти И. Христа была в субботу, и эта пасхальная дата, по нашему мнению, самая определенная и самая твердая из всех евангельских дат. – Теперь вопрос только в том, можно ли в настоящее время определить с точностью, в каком году общественного служения И. Христа пасха еврейская (15 нисана) приходилась в субботу? Чтобы решить этот вопрос, мы занялись определением полнолуний в месяце нисане, соответствующем нашим марту и апрелю. Руководясь календарями Мещерина 308 и Гинсбурга, 309 мы нашли, что за время общественного служения И. Христа пасха еврейская дважды падала на субботу, именно в 19-м и 22 году нашей эры. Несомненно, последняя была в год страданий и смерти И. Христа, а первая в год вступления Его на служение. 15 нисана первой пасхи совпадало с 1-м числом нашего апреля. Вторая пасха, в 20 году нашей эры, была в среду и совпадала с 27 числом месяца марта. Третья пасха, в 21-м году, была во вторник и совпадала с 15 числом апреля. Наконец четвертая пасха, в 22 году, была в субботу 28 марта. 16-го же нисана или 29 марта И. Христос воскрес из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

1) Пасха оказывается 22-м днем луны вместо 21-го (без помет); это происходит, когда «14 нисана» считается у них 15-м днем и попадает на воскресенье простого года; 2) Пасха не только оказывается 22-м днем, но и предшествует александрийскому «14 нисана» («еврейской пасхе»); такое происходит: а) в високосный год – когда «14 нисана» попадает на понедельник и считается 15-м (с учетом високоса 16-м) днем или на вторник и считается 16-м (17-м) днем (знак б) в обычный год – когда «14 нисана» попадает на понедельник и считается 16-м днем (знак 3) Пасха оказывается 23-м и более днем луны (знак это происходит, когда «14 нисана» считается 15-м днем високосного года в воскресенье или 16-м днем обычного года в воскресенье, а также 16-м днем високосного года в воскресенье и понедельник; в последнем случае фаза дойдет до 24 и при этом Пасха окажется раньше «14 нисана». 143 Для ясности приведем таблицу:56 День луны христ. Пасхи високос День луны “14 нисана” Отношение “расветной Пасхи” к “14 нисана” 5 Отметка Совпадает Опережает на 1 день Опережает на 2 дня Опережает на 1 день Совпадает Совпадает Совпадает Опережает на 1 день 145 По бокам «колеса» в рукописи находятся 2 таблицы: Левая таблица имеет 5 столбцов, содержащих: I)ykaзahue на эмболимические годы; II–ΙΙΙ) годы 19-летнего цикла по александрийскому и византийскому счету; IV) целочисленные эпакты на 1 января, рассчитанные по методу «умножения на 5 и 6» (со скачком между 11-м и 12-м годами); V) лунные фазы, рассчитанные по тому же методу для александрийского пасхального полнолуния (14 нисана) и во все годы, кроме 1–4 и 18 превышающие число 14 (откуда название – περιττα «избыточные дни»). В правой имеется также 5 столбцов, считающихся справа налево: I) годы александрийского 146 19-летнего цикла; II) александрийские эпакты на 31марта; 147 III–IV) число и месяц александрийского пасхального полнолуния (14 нисана); 148 V) «добавочные числа» для нахождения дня недели пасхального полнолуния (для марта 4, для апреля 0). Для удобства восприятия данные «колеса» и таблиц сведены в общую таблицу со следующими столбцами:

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Но что случалось, когда наблюдения были невозможными? Откладывался ли новый месяц так долго, пока ночи были туманны? Иудеи рассеяния в Вавилоне и Риме оставались ли в неведении, в какой день новая луна начиналась в Иерусалиме? Метод эмпирический должен быть определяем постоянными правилами какого-либо календаря. По крайней мере, можно признать, что при средней продолжительности круга луны в 29 1/2 дней ни один месяц не мог быть меньше 29 и более 30 дней. Нижеприведенная таблица (ср. Salmon, Introduction to N. Т., приб. к чтению XV; Mas Latrie, Tresor de Chronologie, стр. 94) показывает, во-первых) terminus paschalis или 14-е число пасхальной луны по настоящему христианскому календарю, во-вторых) начало 14-го дня, считая от астрономического новолуния нисана, и, в-третьих) 14-й день, считая от первого появления новой луны по заходе солнца (должно помнить, что еврейский день начинался с вечера). Годы по Р. Хр. 27 марта 28 марта в 2 ч. по полуночи (29-) 30 марта 15 апреля 15 апр., в 8 ч. вечера (17-) 18 апреля 4 апреля 4 апр. в 8 ч. вечера (6-) 7 апреля 24 марта 25 марта в 1 ч. ночи (26-) 27 марта 12 апреля 11 апр. в 11 ч. ночи (13-) 14 апреля 1алреля 1 апр. в 1 ч. дня (2-) 3 апреля, или (3-) 4 апреля Можно с уверенностью полагать, что 1-я и 3-я колонны представляют возможные границы каждого года, а из них сразу видно, что пятница не могла быть нисана 14-го, или 15-го в три года 28, 31 и 32-й: в каждом из этих годов 14-го нисана упадает на дни от субботы до понедельника или вторника, а для 15-го от воскресенья до вторника или среды. Поэтому потребный год следует искать в одном из остающихся – 29, 30 и 33-м. 2) Но как быть уверенным, что указанные сейчас полнолуния были полнолуниями именно нисана, а не другого какого-либо месяца? Нисан был первоначально кругом луны (лунным месяцем), прежде середины которого созревали ранние колосья ячменя ( Втор. 16:9 . Лев. 23: 10 ); и когда предшествующий месяц адар кончался, а ранний ячмень в течение двух недель не мог еще созреть, тогда вставлялся 13-й месяц «веадар», второй адар.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

748: 21 Апреля и 6 Октября. 749: 23 Марта и 7 Сентября. 750: 22 Феврали и 9 Августа. Прибавляя сюда по 14 –15 месяцев, получаем следующие приблизительные сроки для рождения Господа: 1) 21 Июня-21 Августа 748. 2) 5 Декабря 748–5 Февраля 749. 3) 22 Мая-22 Июля 749. 4) 6 Ноября 749 – 6 Января 750, 5) 22 Апреля – 22 Июня 750. 6) 7 Октября-7 Декабря 750. Так как для рождения Господа мы определили период времени с весны 749-го года до весны (Марта) 750, то выбор предстоит только между 3 и 4 сроками. Если лунное затмение 15-го Сентября 749 года принимать за terminus ad quem, то рождение Господа надо будет отнести на 21 Мая – 21 Июля 749-го года. Этого, невидимому, требует и известие Ев. Луки, что в ночь рождения Господа вифлеемские пастухи «были на поле, на ночной страже при стаде своем» ( Лк. 2, 8 ), – и что, за недостатком помещения в жилище, Мария «положила Новорожденного Младенца в яслях» ( Лк. 2, 7 ). В виду этих известий Луки некоторые полагают, что в то время стада уже были выгнаны из своих зимних стойл на пастбища, где они и паслись все летнее время. В Талмуде есть указание, что стада в Палестине выгонялись на пастбища 1-го Нисана (Апреля) и в начале Мархешвана (Ноября) снова возвращались на зимние стоянки 108 . Квандт и другие заключают отсюда, что рождение Господа вообще не могло быть в зимние месяцы 109 . За 21 Мая, по-видимому, говорить также известие Климента Александрийского , что в его время некоторые христианские общины праздновали Рождество Христово 25-го Иахона ­­ 20–21 Мая 110 . Но мы имеем и другое, доселе хранимое церковью, предание, на основании которого Рождество Христово праздновалось 25 декабря или 6 января 111 . Достоверность этого предания можно подкрепить и научно – хронологическими соображениями: 1) Пределом, позднее которого не могло быть рождение Господа, можно принять лунное затмение 13-го марта 750-го года. След. с этой стороны препятствий относить рождество Христово на 25-е декабря нет. 2) Правда, 25-е декабря 749-го года падает не на второй, а на третий уже год после первоначального явления звезды на востоке. Но под στε ρα αυτο ( Мф. 2. 2 ) можно разуметь не соединения Юпитера и Сатурна в мае – декабре 747-го года, но вновь явившуюся в момент рождения Господа необычайную звезду, на которую указание находим в китайских астрономических таблицах. Звезда эта светила около трех месяцев – с декабря 749 по февраль 750-го года 112 . Избиение вифлеемских младенцев от двух лет и ниже в таком случае мы должны признать бесполезной жестокостью со стороны Ирода, который хотел действовать наверняка и для этого назначил возможно больший возраст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Но на Западе издревле укоренилась традиция не праздновать Пасху на другой день после субботнего полнолуния, то есть в 15-й день, в связи с чем интервал пасхальных дат имел своими пределами 16–22 дни луны. Кроме того, в древней римской традиции Пасху было принято отмечать не позднее 21 апреля (чтобы Великий пост не попал на праздник основания Рима). Но это требование несовместимо с 19-летним циклом александрийского типа, и западные пасхалисты (например, Викторий Аквитанский) пытались хотя бы немного приблизить самую позднюю Пасху (по александрийской пасхалии – 25 апреля). Нечто подобное, по Швартцу, хотели достичь «упятеряющие и ушестеряющие». Однако это мнение не может быть принято, так как их методика вовсе не устраняет празднования Пасхи в 15-й день луны, которое, даже с учетом «високосных добавок» (см. ниже), имеет место в 421-й и 441-й годы полного 532-летнего пасхального цикла (расчетные фазы, соответственно, 15 13 /15 и 15 23 /30). А поздняя Пасха 24 и 25 апреля в системе «умножения на 5 и 6» допускается не реже, чем в александрийской пасхалии. В. Грюмель предложил другое объяснение, основанное на задачах церковной хронографии 32 . В византийской традиции, восходящей, возможно, еще к Анатолию Лаодикийскому (III в.), исторической датой Страстей Господних считается пятница 23 марта 31 г. н. э. 33 Для этого года, 11-го в константинопольском и 13-го в александрийском 19-летнем цикле, пасхальное полнолуние приходится на субботу 24 марта. Однако это, помнению Грюмеля, не могло устраивать знатоков евангельской истории: ведь распятие произошло в пятницу, в самый день 14 нисана (по синоптикам) или даже на следующий день (по Иоанну). Пытаясь разрешить эту проблему, современный св. Максиму автор «Пасхальной хроники», очевидно, знакомый с системой «приращения лепт», прибег к не вполне корректному приему: при вычислении лунной фазы 23 марта он не только учел ежедневные 60-е доли (лепты), накопившиеся к этому дню с 1 января (получив 13 22 /60), но и прибавил поправку, призванную учесть високосный цикл ( 45 /60 для данного года), что дало возможность получить фазу 14 7 /60.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1 Пахона 26 апреля 1 Пауни 1 Эпифи 25 июня 1 Мезори 25 июля 1 эпагомен 24 августа 2 эпагомен 25 августа 3 эпагомен 26 августа 4 эпагомен 27 августа 5 эпагомен 28 августа [ 6 эпагомен ] [ 29 августа ] Пояснения к табл. 1: В таблице в круглых скобках указаны юлианские даты, соответствующие александрийским годам, в которых 1 тоут смещается на 30 августа. Аналогично и начало других месяцев, до фаменота включительно, в юлианских датах смещается на один день. В этом случае четвертый день месяца фаменот приходится на 29 февраля, а пятый – на 1 марта. Таким образом, в любой год александрийского календаря 5 фаменот совпадает с 1 марта и, следовательно, 1 фармути всегда приходится на 27 марта. В квадратных скобках указан дополнительный день високосного александрийского года. Александрийский цикл, в реконструкции авторов (по работам Д.А. Лебедева 26]), представлен в табл. 2. прилож. 1.В ней указаны порядковые номера дней александрийского календаря, на которые приходятся первые числа месяцев лунного ветхозаветного еврейского календаря.Счет дней в каждом солнечном году ведется с 1 тоута, а лунных месяцев – с 1-го тишри. Однако при этом необходимо помнить, что первым библейским месяцем лунного года считается нисан. В первый год начало нисана приходится на 207-й день от эпохи цикла, т.е. на 23 марта 285 года. Этой дате соответствует первая пасхальная граница – 5 апреля В каждом последующем году границы сдвигаются на 11 суток назад для простых годов или на 19 дней вперед для эмболимических, а при переходе к следующему циклу, из-за «скачка Луны» ( объяснение этого «скачка» см. – на 12 суток назад. В результате все они лежат в пределах от 21 марта до 18 апреля включительно (эти числа называются нижней и верхней пасхальными границами). Следовательно, самая ранняя Пасха приходится на 22 марта, т.е. на 15-й день луны 16-го года цикла, а самая поздняя – на 25 апреля – 21-й день луны 8-го года цикла.   Таблица 2 Александрийский цикл   Пояснения к табл. 2. В таблице указаны порядковые номера дней александрийского солнечного календаря, на которые приходятся первые числа месяцев ветхозаветного лунного еврейского календаря. Отсчет начинается с 1 тоута. Эта дата считается 1-м днем каждого солнечного года цикла. Ему соответствует либо 29 августа юлианского календаря, либо 30 августа – в год, предшествующий нашему високосному году. В первый год цикла на 1 тоут приходится новолуние, и этот день принимается за 1-е элула. Первый же лунный месяц тишри начинается на 30-й день от 1 тоута, т.е. 27 (или 28) сентября. Через 30 дней, т.е. на 60-й день от начала отсчета, начинается следующий лунный месяц и т.д. Особо отметим, что неоднозначность в соответствии дат александрийского и юлианского календарей прекращается 1 марта, и, таким образом, начало нисана любого года цикла всегда приходится на конкретную юлианскую дату. Так, в первый год цикла 1-е нисана (207-й день) приходится на 23 марта, а, следовательно, 14-я луна – на 5 апреля.

http://bogoslov.ru/article/4733283

Вычитая из 201 олимпиады 78 1 / 2 олимпиад, имеем 122 1 / 2 олимпиады, или (122 1 / 2 . 4) ровно 490 лет, а вычитая из 201 олимпиады 80 олимпиад и один год, имеем 120 олимпиад и три года, или 483 года, т. е. 69 седмин. Одно только возникало до сей поры у нас недоумение, с 14-го или с 15-го адара вести начало седмин, так как в книге Есфирь говорится, что сельские иудеи праздновали свое избавление от предназначенного избиения их в 14-й день адара (9, 19), а иудеи, находившиеся в Сузах – в 15-й (9, 18). В мартовской книжке Православного Собеседника 1886 г. мы сделали простое приноровление 1-го марта юлианского года к 1-му нисана лунного еврейского года, предполагая, что день страданий Господа падал на 14-е нисана. Дальнейшее исследование вопроса (декабрь 1886 г.) показало, что день страданий Господних падал не на 14-е, а на 15-е нисана. Потому и начало седмин вернее считать не с 14-го адара, когда иудеи, находившиеся в Сузах, еще не окончили борьбы с врагами своими, а с 15-го, когда все иудеи, без исключения, праздновали избавление свое от врагов. Обращаем особое внимание на 15-е адара, как день начала седмин, и 15-е нисана, как день страданий Господа, потому что дни эти, в отношении к солнечному течению, через 490 лет должны были совпадать, т. е. в день начала седмин земля находилась на той же точке своего пути около солнца, на какой и в день страданий Господа. Это можно видеть из следующих вычислений: 1) Мы уже вычислили, что день страданий Господа падал на 2-е апреля 26 . 2) Ближайший к нам год, соответствующий году начала седмин, есть 1875-й; потому что, прибавив к нему 5 лет (разности между началом нашей эры и действительным годом Рождества Христова, или прибавив 6 лет к 1874 годам, смотря по тому, примем ли мы в счет самую первую, последовавшую через три месяца после рождения Спасителя, пасху, или не примем), будем иметь 1880 лет, а за вычетом 33 лет земной жизни Господа 1847 лет, т. е. от года страданий до 1875 года протекло 1847 лет. Если к этому числу лет присоединим 490 лет седмин, то все количество лет от начала седмин до 1875 года будет равно 2337 годам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Например, в 323 г. ιδ " το πσχα по александрийскому циклу приходилось на 5–е апреля (=Ю–е φαρμουθ), и пасха на 7–е апреля, а истинное полнолуние в Александрии было только в 12 ч 40 мин ночи с 7 на 8 апреля (Oppolzer–Ginzel), следовательно, даже уже 17 нисана. (Д. Л.) — 473. 59 18–е марта было для Ипполита только самым ранним пределом пасхальной 14–й луны; равноденствие же он полагал, по всей вероятности (как видно из De pascha computus анонима 243 года), 25 марта. (Д. Л.) — 473. 60 О цикле св. Ипполита ср. В. В. Болотов, День и год кончины св. Марка, в Христ. Чт. 1893,1, 145 (=Из церковной истории Египта 283), прим.35. В 243 г. — невыяснено, где именно, в Риме или в Африке — появилась новая исправленная редакция 112–летнего Ипполитова цикла, начинавшаяся с 241 года и сохранившаяся между творениями св. Киприана. De pascha computus этого анонима дошел до нас целиком в двух рукописях, а в одной из них — codex Remensis (ср. В. В. Болотов, День и год кончины св. Марка, 146/284, прим.35) сохранились и пасхальные таблицы на 241—352 гг. Так как цикл Ипполита давал ошибку (опережал луну) в 16 лет на 3 дня, то здесь полнолуние перенесено было на 3 дня позже, чем у Ипполита. Но по истечении новых 16 лет и этот цикл оказывался столь же непригодным, как и цикл Ипполита. (Д. Л.) — 473. 61 О 84–летнем цикле есть превосходное исследование Bruno Krusch, Der 84–jahrige Ostercyclus und seine Quellen. Leipzig 1880. В недавнее время вопроса об этом цикле касался Е. Schwartz, Christliche und jiidische Ostertafein. Berlin 1905. (Д Л.) — 473. 62 Ср. В. В. Болотов, День и год мученической кончины св. евангелиста Марка, в Хр. Чт. 1893, И, 410 (=Из церк.ист. Египта, 318) прим. 72. Здесь В. В. Болотов принимает за факт, что цикл Анатолия начинался с 277 года и не упоминает о 266 годе. И это понятно: у Анатолия в 1–й год его цикла новолуние 1–го месяца (1–е нисана) приходилось на 26–е фаменот=22–е марта, и в 277 году истинное новолуние приходилось в 1–м часу ночи на 22–е марта (12 ч 43 мин по Oppolzer–Ginzel, 12 ч 36 мин по Птолемею). А в 266 году истинное новолуние приходилось только 27 марта в 6 ч 35 мин [± ок. 40 мин] утра по R. Schram по среднему александрийскому времени, и среднее новолуние 23 марта в 4 ч 52 мин вечера, так что в тот год даже и александрийское 1–е нисана, 23 марта, на деле относилось к адару. Е. Schwartz, Christliche und jiidische Ostertafein. Berlin 1905, S. 16—17, за 1–й год Анатолиева цикла принимает 258–й год (в 19–летнем цикле соответствующий 277–му). Но и в 258 году истинное новолуние приходилось по Oppolzer–Ginzel 22 марта в 4 ч 27 мин вечера, по Птолемею в 3 ч 56 мин вечера по александрийскому времени, так что 1–м днем луны было не 22–е, а 23–е марта. (Д. Л.) — 474. 63

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010