«Приб. к «ЦВ» 1913 г., 39, стр.1757. Слово (В Неделю 18-ю по Пятидесятнице). «Приб. к «ЦВ» 1913, 43, стр.1961. Речь при освящении нового здания 3-й С.-Петербургской гимназии 27 октября 1913 года. «Приб. к «ЦВ» 1913, 45, стр.2063. «Гол. Церкви» 1913, декабрь, стр.16–21. Речь при вручении жезла епископу Сергию, начальнику Урмийской миссии. «Приб. к «ЦВ» 1913, 50, стр.2309. «Гол. Церкви» 1914, март, стр.21–26. Речь при вручении жезла Алексию, епископу Николаевскому 18 декабря 1913 года. «Приб. к «ЦВ» 1913, 51–52, стр.2357. Слово на третий день Пасхи. Еванг. Лук.24, 13–35 . «Приб. к «ЦВ» 1914, 16, стр.743. «Гол. Церкви», 1914, июнь, стр.3–9. Слово к чадам Святой Православной Церкви Христовой (17 августа 1914 года). «Приб. к «ЦВ» 1914, 34, стр.1497. «Гол. Церкви» 1914, сентябрь, стр.1–4. Внебогослужебная беседа 1914 года, августа 15 дня о войне. «Приб. к «ЦВ» 1914, 35, стр.1545. Пастырское утешение христианину в бедствиях войны. «Приб. к «ЦВ» 1914, 37, стр.1611. «Гол. Церкви» 1914, ноябрь, стр.3–21. Слово, сказанное митрополитом в Петропавловской церкви, Обуховского завода 21 сентября 1914 года. «Приб. к «ЦВ» 1914, 39, стр.1671. Речь при вручении жезла Преосв. Севастиану, епископу Кинешемскому. «Приб. к «ЦВ» 1914, 39, стр.1675. Речь, произнесенная на съезде духовенства Петроградской епархии 25 ноября 1914 года. «Приб. к «ЦВ» 1914, 50, стр.2063. Слово в день Рождества Христова при раздаче детям рождественских подарков. «Приб. к «ЦВ» 1915, 2, стр.27. «Гол. Церкви» 1915, декабрь, стр.3–9. Слово в Неделю Мытаря и Фарисея. «Приб к «ЦВ» 1915, 4, стр.85. «Голос Церкви» 1916, январь, стр.3–9. Римский амфитеатр и христианские мученики. Петроград, 1915. Слово при вступлении в последнюю седмицу св. Четыредесятницы. «Приб. к «ЦВ» 1916, 14, стр.379. Слово на хиротонию Евдокима, еп. Волоколамского. «Богосл. Вест.» 1904, март, стр.409. Слово после четвертого Евангелия последования Страстей Христовых. «Голос Церкви» 1912, март, стр.3–12. Слово на молебне пред открытием в Москве противоалкогольного съезда 6 августа 1912 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Хлеб и его употребление. В Евхаристии–Агнец. Скр. ч. 1, стр. 96. Дмитрев. стр. 78–9. Хлеб кругловидный. Епиф. Кипрский в Анкорате, числ. 51. Печать четвероугольная. Скриж. ч. 2, стр. 96–7. Дробится на 4 части, стр. 176. Хлеб квасный. Скр. 2, 97; Дмитрев. стр. 12, 13, 184. Сим. Сол. стр. 52. Чудесное знамение над просфорою. Воскр. Чт. 1856. 15. Печать на просфоре. Скр. ч. 2, стр. 89–90. Антидор. Толкование Сим. Сол. у Дмитрев. стр. 55; дают его не причастившимся, Дмитрев. гл. 12; внешние останки от Агнца изображают утробу Богоматери. Дмитр. стр. 199. Антидор есть остаток от вечери любви. Пост. Апост. кн. VIII, гл. 13. Благословенные хлебы на всенощных. Скр. ч. 2, стр. 34–5. Дни богосл. ч. 1, стр. 8. Вино в Евхаристии виноградное. Мат. 26 гл. 29 ст. Скриж. ч. 2, стр. 98. Дмитрея. стр. 14. Вино с елеем в елеосвящении. Скриж. ч. 4, стр. 67. Дается пить при венчании, стр. 59; соединяется с розовою водою при освящении храма, ч. 3, стр. 61. Елей. Елеем помазывают в праздники. Скр. ч. 2, стр. 33; Елей при крещении, ч. 4, стр. 24, 31. Елеосвящение над умершими. Скр. 4, стр. 117. Совершается иногда и над здоровыми, именно в великий четверток, там же, стр. 63. Елеопомазание из лампады у иконы праздника или святого, стр. 187. О елеосвящении в древности. Памят. Христ. церкви, ч. 10, кн. XXII, гл. 1. Коливо Дни Бог . 1, 371. Скриж. 4, 128–8. 5) о составных частях богослужения Составные части словесные О чтении Свящ. Писания при Богослужении Хр. Чт. 1846 Июль. Св. Кесария Беседа о прилежном слушании Священ. Писания Воскр. Чт. 1853 Древний порядок чтения Свящ. Писания при Богослужении Дмитрев. стр. 118–9. Древние Христиане при чтении Св. Писания сидели Там же. Григория Нисского о том, почему так приятно для всех чтение Псалтири Воскр. Чт. 1840 17. Похвала Св. Отцов Псалтири тоже 1839 47. Церковное употребление пятикнижия Моисеева также 48. Чтение из книги Бытия во Св. четыредесятницу тоже 1848 50–55. Св. Афанасия Александрийского письмо к Маркеллину о толковании псалмов Твор. Св. О. 1854 кн. 1. О чтении Псалтири по умершим Воскр. Чт. 1854 48. 51. Значение и употребление Псалтири в древней Новозаветной Церкви тоже 1848 50. Употребление книги Псалтирь в древнем Русском народе Прав. Соб. 1857 4. Чтение Евангелия при обыкновенном Богослужении Скриж. ч. 2. 91, 128–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

47 По ошибке, в «Беседах» сказано: пригнут (стр. 115; снес. стр. IV). На эту неточность выражений Максимова свидетельства обратил внимание еще покойный митр. Григорий (Ист. древн. Хр. Ц. 2, стр. 69), но разумел под выражением: «еже от средняго» – безыменный перст. 50 Обстоятельный разбор этого сборника см. в первой книжке «Братского Слова» за 1876 г. отд. III, стр. 18–51. 56 См. особенно статьи: о. Филарета (Душеполезное Чтение, 1871г. февр., изв. и зам. стр. 61–64), «Истина» (кн. XXVIII, стр. 62–66), о. игумена Павла в первой книжке (отд. III, стр. 43–49) «Братского Слова» за 1876 год. 57 Jacobi Gretseri, societatis lesu Theologi, Opp. Omn. tom. 1, de Sancta cruce. Ratisbonnae, 1734, lib. IV, cap. 1 pag. 338. 58 Allatii de ecclesiae occidentalis atquo orientalis perpetua consensione. Coloniae Agrippinae, 1618, lib. III, cap. 18, n. 16, pag. 1359. 59 См. свидетельства об этом в Православный Собеседник 1869 г. ч. 2, стр. 327–328 снес. 1863, ч. I; стр. 109–122. 61 Православный Собеседник 1860 г. ч. 2, стр. 330 и 332: о Феодорит. слове, стр. 56–57 и 100; Братское Слово, 1875 г. кн. 1, отд. II, стр. 36. 62 Бесед. игум. Павла, 1871 г., стр. 247–251: снес. Православный Собеседник, 1863 г. ч. 1, стр. 128–129. 65 Наша наивная старина, пред которою так благоговеют старообрядцы, иногда доходила до такой простоты, что помещала статьи с различным учением об одном и том же предмете даже в одной книге. Издатели так называемой книги Кирилловой, несомненно приверженцы двуперстия, поместившие в 14 главе ясное учение о нем, в 26-й главе напечатали прение Панагиота с азимитом – с учением о троеперстии (Бес. стр. 46). 77 Православный Собеседник 1802 г. кн. 3, стр. 327–328, История русской Церкви, архиепископа Макария, т. VI, кн. 1, стр. 233–238; т. VIII, стр. 94–96. 81 См. об этих книгах в Православный Собеседник 1869 г. ч. 2, стр. 312–314; о Феодоритовом слове, стр. 117, 157–159 и др. 86 Братское Слово 1875 г. кн. 1, отд. II, стр,34; 1876 г. кн. 3, отд. III, стр. 188–190 и 195–199. 96 Кстати: нельзя не пожалеть, что автор пользовался Стоглавом не по изданию Казанской Академии, а по изданию г. Кожанчикова (стр. .49), которое не чуждо значительных недостатков (Православный Собеседник 1863 г. ч. 2, стр. 487–510).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

   Твор. его, т. VI, стр. 72—73.    Там же, т. IV, стр. 121. Изд. 1-е.    Там же, т. II, стр. 295. Изд. 1-е.    Там же, т. VI, стр. 79—80.    Там же, т. VI, 19—20.    Там же, т. II, 183.    Там же, т. VI, стр. 78. Ср. т. I, 23.     Евсевий. Жизнь Константина, кн. IV, гл. 48.    Творения Василия Великого. Том VI, стр. 199 (Письмо к италийским и галльским епископам). Изд. 3-е. Серг. Посад, 1892.    Творения его. Т. II, стр. 63 (Письмо к Непоциану).    Там же, т. I, стр. 114 (Письмо к Евстохию).    Там же, стр. 129.    Там же, т. II, 66, 63 (Письмо к Непоциану).    Там же, т. I, стр. 129 (Письмо к Евстохию).    Там же, т. II, стр. 63, 68 (Письмо к Непоциану).    Ut eorum convivia regales superent mensas. Op. cit., lib. XXVII, 3 (14), p. 100.    Творения Иеронима. Том II, стр. 69.    Там же, стр. 62.    Из творения Амвросия Медиоланского De officiis ministrorum. Op. cit., p. LIII.    Творения Иеронима. Том II, 65.    Там же, 64.    Historia sacra. Pars II, cap. 38.    Из творения Амвросия De officiis ministrorum, p. LV.    Epist. ad Valerium episcopum (относится к 391 г.): nihil esse in hac vita et maxime hoc tempore facilius et laetius episcopi et presbyteri aut diaconi officio...     Hefele. Conciliengesch. B. II, S. 90.    История этого собора подробно описана нами в статье «Собор при Дубе 403 года». См.: «Церковно-исторические повествования — из давних времен церкви», стр. 150—179. Изд. 2-е. СПб., 1903.     Migne. Patrologiae cursus. Gr. ser. Tom. 47: Palladii-Dialogus historicus (De vita loannis Chrysostomi), p. 20.     Тьерри. Св. Иоанн Златоуст и Евдоксия. Стр. 77. М., 1884.     Созомен. Церковная история, кн. VIII, гл. 9.     Migne. Gr. ser. Tom. 47: Palladii-dialogus historicus, p. 47—48.    Palladii, ibidem, p. 50.    Palladii, ibidem, p. 51.    Деян. Всел. соборов. Том III, 257. Казань, 1879. Изд. 2-е.    Там же, стр. 255, 257, 258.    Деян. Всел. соборов. Том IV, 93—95. Каз. изд. 2-е.    Творения св. Исидора Пелусиота. Том I, стр. 151, 196. М., 1859.    Там же, стр. 95, 182.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

– СПб., «Исповедник». Тип. П.П. Сойкина. 1914, стр. 188. 50. Святой мученик Иустин Философ об Имени Божием. – М. «Исповедник». 1914, стр. 32. 51. Иеросхимонах Антоний (Булатович). Моя мысль во Христе. О Деятельности (Энергии) Божества. – Пг., «Исповедник». Тип. П.П. Сойкина. 1914, стр. 244+III. 52. (Иеросхимонах Антоний (Булатович)). Православная Церковь о почитании Имени Божияго и о Молитве Иисусовой. – СПб., «Исповедник». Тип П.П. Сойкина. 1914, стр. 192. 53. Архиепископ Никон. Имябожники. Великое искушение около святейшего имени Божия и плоды его. – Сергиева Лавра. Собственная тип., 1914, стр. II+138. 54. С.В. Троицкий. Об именах Божиих и имябожниках (Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники. – Был ли имябожником о. Иоанн Кронштадтский . – Борьба с Афонской смутой. – Защитники имябожников. Ответ С.Н. Булгакову). – СПб., Синодальная тип., 1914, стр. VIII+200+XXVII. 55. Иеросхимонах Антоний (Булатович). Разбор книжки Троицкого «Учение Афонских Имябожников и его разбор». – «Дым Отечества». 1914, 17 апреля, 56. С.Н. Булгаков. Смысл учения св. Григория Нисского об именах. «Итоги жизни». 1914, стр. 15–21. 57. Монах Пахомий. История Афонской смуты или имябожнической ереси. СПб., 1914. 58. (Благодарность Государя С.В. Троицкому ). – «Церковные Ведомости». 1914, стр. 51–52. 59. (Определения Св. Синода от 14–18 февраля 1914 г. о церковном суде над имябожниками). – «Церковные Ведомости». 1914, стр. 62–65. 60. (Инструкция к суду и список монахов имябожников). – «Церковные Ведомости». 1914, стр. 70–74. 61. Суд афонских старцев над имябожниками. (Акт заседания Протата – совета всех афонских монастырей). – «Русский Инок». 1914, январь. стр. 52. 62. Игумен и братия Афонского Пантелеимонова монастыря. Правда о событиях, происшедших в первое полугодие 1913 года в Пантелеимоновом монастыре. – «Русский Инок». 1914, январь, стр. 94–104. 63. Афонский инок Хрисанф. О новоявленной ереси имябожников и её распространении на Афонской Горе. – «Русский Инок». 1914, февраль. стр.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Речь при пострижении в монашество кандидата Академии И.Абурруса, в иночестве Игнатия 7 июня 1903 года. «Богосл.Вестн.» 1903, июль-авг·, стр.393. Речь в Государственной думе при обсуждении законопроекта о старообрядческих общинах. «Приб.к «ЦВ» 1910, 25, стр.1025· Слово, произнесенное при освящении придельного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Спасо-Елеазаровой пустыни 5 августа. «Приб. к «ЦВ» 1910, 38, стр.1599· Речь высокопреосвященного при прощании с Псковской паствой 14 ноября 1910 года в Псковском кафедральном соборе. «Приб. к «ЦВ» 1910, 49, стр.2129–2132. Речь высокопреосв.архиепископа Новгородского при вступлении на Новгородскую кафедру, в Софийском соборе 2 дек. 1910 г. «Приб. к «ЦВ» 1910, 51–52, стр.2246–2249. Архипастырское воззвание. «Приб. к «ЦВ» 1912, 2, стр.43. Речь пред панихидой в Софийском соборе 6 сентября по убиенном Председателе Совета Министров Столыпине· «Приб. к «ЦВ» 1911, 38, стр.1559. Речь, произнесенная пред открытием религиозно-нравственных бесед в Софийском соборе 2 октября. «Приб. к «ЦВ» 1911, 43, стр.1819. Речь о церковном пении. «Приб. к «ЦВ» 1911, 47, стр.1995. Речи в заседании Государственного Совета 4 ноября 1911 г. при обсуждении законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое. «Приб. к «ЦВ» 1911, 50, стр.2158. Речь в заседании Государственного Совета при обсуждении законопроекта о введении всеобщего начального образования. «Приб. к «ЦВ» 1912, 9, стр.378. Речь, сказанная при открытии противоалкогольного съезда в Москве 6 августа 1912 года. «Приб. к «ЦВ» 1912, 34, стр. 1343. Речь при погребении архиепископа Гурия 4 марта 1912 г. «Приб. к «ЦВ» 1912, II, стр.457· «Ферапонтов монастырь». «Приб. к «ЦВ» 1912, 17, стр.691. «Послание возлюбленным православным чадам Церкви Новгородской о Господе радовашися». «Приб. к «ЦВ» 1912, 22, стр.885. Речь в Софийском соборе при встрече С.-Петербургского митрополита Владимира, I декабря 1912 года. «Приб. к «ЦВ» 1912, 50, стр.1987. Речь при открытии религиозно-нравственных учений в новоосвященном епархиальном доме, 2 декабря 1912 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

36 - " невидимое Его (то есть Божие), вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез разсматривание творений видимы, так что они (то есть язычники, не ведавшие Бога) безответны " - 37 На книгу Бытия беседа 14, часть 1, стр. 228. СПб., 1851. 38 Христианское чтение. 1823. Часть 9, стр. 95 и 96. 39 Христианское чтение. 1823. Часть, 10 стр. 35, 36 и 37. 40 Там же. 1821. Часть 1, стр. 257. 41 На псалмы беседы. Стр. 398 и 399. СПб., 1860. 42 Творения св. Ефрема Сирина. Часть 6, стр. 223. Москва, 1851. 43 Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 11, § 3. 44 Там же. Гл. 12, § 3. 45 Христианское чтение. 1837. Ч. 3, стр. 6 и 7. 46 Прп. Макарий Египетский. Беседа 5, стр. 39. Москва, 1852. 47 Творения св. Ефрема Сирина. Ч. 4, стр. 173. Москва, 1850. 48 Христианское чтение. 1846. Ч. 1, стр. 43. 49 Творення св. Афанасия Александрийского. Ч. 4, стр. 49. Москва, 1853. 50 Там же. Ч. 1, стр. 163 и 165. Москва, 1851. 51 Воскресное чтение. 1840—1841 гг. 41, стр. 365. 52 Христианское чтение. 1835. Ч. 1, стр. 11, 12 и 13. 53 Воскресное чтение. 1837—1838 гг. 37, стр. 311. 54 Решение возражения неверующих против внутреннего значения самого факта, на который историческое доказаательство бытия Божия ссылается. Историческое доказательство бытия Божия, ссылаясь на всеобщность верования в Божество, присваивает этому верованию самородное психическое происхождение, т.е. корень его видит в разумной природе человека. Поэтому и неверие, отрицая первое, т.е. всеобщность идеи о Божестве, последовательно отрицает и последнее, т.е. психическое происхождение идеи, и в оправдание своего взгляда на предмет ссылается: а) На несуществование каких бы то ни было прирожденных идей и б) на возможность объяснить распространенность верования, о котором речь, помимо прирожденности, из иных причин, как то: вымысла, страха, творчества воображения и так называемого анимизма. Ответим по порядку: а) Что до прирожденных идей, то учение о них, некогда бывшее в ходу, в настоящее время действительно потеряло кредит; но — в каком смысле? В смысле определенных готовых понятий, а не в смысле предрасположения к составлению их путем мышления. Подобные предрасположения, предваряющие сознательную деятельность и потом влияющие на ее направление, не могут быть отрицаемы. В этом-то смысле и идея Божества должна быть признана прирожденной человеку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

Зиновий (Дроздов) Зиновий ( Дроздов Николай ), архиепископ Тамбовский. Родился 14 июля 1875 года. В 1897 году окончил Костромскую духовную семинарию и рукоположен в сан иерея. Овдовел. В 1904 году окончил СПб/духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1903 году, будучи на четвёртом курсе, пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. 14 авг. 1904 г. командирован Св. Синодом иереем на госпитальное судно «Орёл». 23 сент. 1905 г. назначен преподавателем в Вятскую духовную семинарию. 28 сент. 1906 г. – смотритель Кутаисского духовного училища. С 14 июля 1907 года – правитель канцелярии Экзарха Грузии. 12 сент. 1907 г. возведён в сан архимандрита. С 13 июля 1908 г. – смотритель Екатеринбургского духовного училища. С 22 янв. 1909 г. – ректор Кишинёвской духовной семинарии. 11 декабря 1911 г. хиротонисан во епископа Измайловского вик. Кишинёвской епархии. Хиротония совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. С 17 янв. 1913 г. – епископ Козловский, вик. Тамбовской епархии. С 5 июня 1913 г. временно управлял Орловской епархией, оставаясь епископом Козловским. С 22 мая 1918 г. – епископ Тамбовский и Шацкий. С 1920 г. возведён в сан архиепископа. С 1923 года епархией не управлял. Скончался после 1927 года. Труды Речь архимандрита Зиновия при наречении его во епископа «Приб. к „ЦВ“» 1911, 51–52, стр. 2240 «С Эскадрой до Цусимы» Вятка, 1906 год Литература «Церк. Вед.» 1906, 41, стр. 443. 1911, 49, стр. 391. 1913, 4, стр. 15. 1917, 36–37, стр. 324. 1918, 21–22, стр. 163 «Приб. к „ЦВ“» 1911, 50, стр. 2212. 1911, 51–52, стр. 2240. 1913, 23, стр. 1100 Булгаков стр. 1402 41, стр. 2 ФПС III 103, стр. 8 «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.» стр. 128–129 Заметки и дополнения Е.М. Regel’son 531 1923 verhaftet Regel’son Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Задача 6.То же сделать с рассказом: «Прохожий» (стр. 24). Задача 7.По прочтении басни: «Мельник» (стр. 50), изложить письменно содержание этой басни возможно короче. 578 Задача 8.То же сделать с басней: «Крестьянин в б " ед " е " (стр. 51). Задача 9.То же сделать с басней: «Лжец» (стр. 51). Задача 10.То же сделать с басней: «Пушки и паруса» (стр. 53). Задача 11.То же сделать с басней: «Щука и кот» (стр. 54). Задача 12.То же сделать с басней: «Гуси " (стр. 55). Задача 13.То же сделать с басней: «Орел и крот» (стр. 55). Задача 14.Тоже сделать с басней: «Роща и огонь» (стр. 56). Задача 15. То же сделать с басней: «Гребень» (стр. 57). Задача 16. По прочтении статьи: «Комната Плюшкина " (стр. 18) опишите классную комнату вашего училища, отвечая письменно на следующие вопросы: 1. В котором этаже (верхнем, нижнем или среднем) училищного здания находится ваш класс? 2. Куда выходит окнами? 3. Какая его величина в длину, ширину и высоту? 4. Чем украшены стены (первая, вторая, третья и четвертая) и класс потолка? 5. Сколько в нем окон, дверей и печей? 6. Какая в комнате мебель? 7. К каким комнатам примыкает ваш класс? Задача 17.Опишите ваш дом, отвечая письменно на следующие вопросы: 1. Где он находится? 2. Каков ваш дом снаружи? 3. Из чего он сделан? 4. Какое внутреннее расположение в нем комнат? б. Каковы его преимущества или недостатки сравнительно с другими соседними домами? 6. Кто его строил? Задача 18. Но прочтении статей: Киево-Печерская лавра и Троице-Сергиева лавра (см стр. 240 и 253), опишите вашу церковь , отвечая письменно на следующие вопросы: 1. Какова местность, где построена церковь ? 2. Какая церковь – деревянная или каменная? 3. Какой наружный вид ее? 4. Какая высота, ширина и длина ее? 5. Что видите вы внутри вашей церкви (т.е. алтари, иконостасы, иконы, хоругви, стенная живопись, пол, хоры, утварь, облачения и т.д.). 6. В честь кого она построена? 7. Кем и когда она построена? 8. Какова колокольня храма? 9. Сколько колоколов и каков их вес? 10. Каков вид с колокольни? 11. Усердно ли она посещается богомольцами? 12. Приятно ли у вас бывает на душе, когда вы стоите за службой в своем храме? 13. Какое чтение и пение в нем?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

9 стр. 14 пап. 2 стр. 58 пап. 17 стр.), мâ – – что (11 пап. 6 стр. 30 пап. 5 стр. 56 пап. 10 стр.), а равно и числительное хадâ – – одна (1 пап. 19, 29 стр. 10 пап. 12 стр.). Известны языку папирусов и такие особенности, как переход в в слове итай – – есть (Страсбургский пап. А, 4; В, 1) сохранение в слове марэй – – господин мой (7 пап. 8 стр.) и отсутствие ассимиляции в глаголах : интен – – дал (1 пан. 3 стр.), нинтен – – дали (25 пап. 11 стр.), ганпику – – удалили (1 пап. 16 стр.) 31 . Равным образом и в параллель причастиям страдательного залога Peal кн. Данила – тэрид – (4:30) отлучённый, рэшим – – написанный (5:24), мэрит – – вырваны (7:4), пэтих – – раскрыты (7:10) могут быть поставлены формы Ассуанских папирусов кэтил – умерщвлены (1 пап. 17 стр.), пэкид – – назначен (10 пап. 6 стр.) гедир – – украшен (58 пап. 17 стр.), а примером страдательных причастий вида Pael служат мэпараш – – обозначенный (5 пап. 3 стр.), мэъараб – – смешанный (25 пап. 5 стр. ср. Дан.2:41:45 ) 32 . Известны Ассуанским папирусам и такие особенности арамейскаго языка кн. Даниила, как форма указательного местоимения (1 пап. 11 стр.; Страсбургский пап. В, 3) числительное «multiplicationis – хад алаф – – тысячу раз (1 пап. 3 стр.), наречие ахараин – – потом (1 пап. 8 стр.) лакабел зи сообразно с тем как (1 пап. 25 стр. 3 пап. 10 стр.), союз лаген – – кроме (55 пап. 10 стр. 56 пап. 2, 13 стр.), употребление глагола хавâ – в форме Haph. с дательным лица (8 пап. 8 стр.) глаголов зэбан – в значении покупать (16 пап. 5 стр.), йэкил – – мочь (4 пап. 1 стр. 44 пап. 3 стр.), гэзар – – определять (56 пап. 9 стр.), шэлет с предлогом бэ () овладевать (29 пап. 8 стр.), дэхел – – бояться (51 пап. 14 стр.), рэгаш с предлогом ъал собираться к кому-либо в состоянии возбуждения (47 пап. 13 стр.), шидар (в форме Hithp. усиливаться 11 пап. 4 стр.); пэлах – служить (50 пап. 4 стр.) 33 . Самым убедительным признаком позднейшего происхождения арамейского языка кн. Даниила считается форма относительного и указательного местоимения – ди (), дэнâ вместо зи (), зэнâ (), представленных Сенджирлийскими и Нирабскими надписями, и местоимённого суффикса 3-го лица гôн – вместо гом ·. С изданием Ассуанских папирусов утрачивает силу и это доказательство. Правда, относительное и указательное местоимение имеет в них корневой звук (заин), но по местам встречается и форма – дэна (1 пап. 9 стр. 7 пап. 9 стр. 28 пап. 23 стр.) 34 . Замена древнейшего позднейшим имеет место и в других словах, например, дэгаб – – золото (28 пап. 9 стр.), мадбэха – жертвенник (1 пап. 26 стр.) 35 . И этот отмечаемый Ассуанскими папирусами факт заставляет даже Захау изменить свой первоначальный взгляд на время происхождения рассматриваемой фонетической особенности арамейского языка, согласиться с тем, что переход в имел место не в эпоху Александра Македонского, а в средине периода Ахеменидов 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010