Манглисско-Цалкская, митр. Анания (Джапаридзе). Мон-ри: Бедиани, Успения Пресв. Богородицы (ставропигиальный) (с. Бедиани, Тетрицкаройский р-н, жен., основан в XIV-XV вв., возобновлен в 1997); Олиангский, Рождества Пресв. Богородицы (с. Олианги, Цалкский р-н, муж., основан в 2005); Цалкский, Иверской иконы Божией Матери (г. Цалка, жен., основан в 2005); Цалкский, Успения Пресв. Богородицы (г. Цалка, муж., основан в 2005). Маргветско-Убисская, архиеп. Вахтанг (Ахвледиани). Мон-ри: Табакини, св. Георгия (с. Табакини, Зестафонский р-н, муж., основан в VI-VII вв., возобновлен в 1992); Убиси, св. Георгия (близ с. Убиси, Зестафонский р-н, муж., основан прп. Григорием Хандзтийским ок. 826, возобновлен в 2001); Нуниси, Рождества Пресв. Богородицы (с. Нуниси, Харагаульский р-н, муж., основан в IX-X вв., возобновлен в 2006). Местийско-Земо-Сванетская (В. Сванети), еп. Иларион (Китиашвили). Мон-ри: Местийский, св. Георгия (ставропигиальный) (пос. Местиа, жен., основан в 90-х гг. XX в.); Тангили, св. арх. Михаила (с. Лахушти, Местийский р-н, муж., основан предположительно в IX в., возобновлен в 2005). Мцхетско-Тбилисская, архиепископ - Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. Мон-ри: Гелати, Рождества Пресв. Богородицы (ставропигиальный) (в 11 км от г. Кутаиси, Цхалтубский р-н, муж., основан в XII в. св. блгв. царем Давидом IV Строителем, закрыт в 1923, возобновлен 28 авг. 1988; находятся могилы блгв. царя Давида IV Строителя, прп. Иоанна Шавтели, блгв. царя Дамиана-Димитрия, свт. Гавриила (Кикодзе), мощи и частицы мощей св. ап. Фомы, святых Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Димитрия Солунского, Венедикта, Самсона, Емилиана, святителей Николая Мирликийского, Иоанна Златоуста); Самеба, Св. Троицы (ставропигиальный) (Тбилиси, гора Элиа, муж., основан в 2002 при кафедральном соборе Св. Троицы); Цхваричамиа, Вознесения Господня (ставропигиальный) (с. Цхваричамиа, Мцхетский р-н, муж., основан в 2003); Марткопи, Иверской иконы Божией Матери (с. Марткопи, Гардабанский р-н, жен., основан 25 февр.

http://pravenc.ru/text/ГРУЗИНСКАЯ ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТАРХ (Вадим Анатольевич Смирнов; род. 17 янв. 1959, Кемерово) митр. Кемеровский и Прокопьевский, глава Кузбасской митрополии. После окончания средней школы поступил в Кузбасский Политехнический институт. В 1981 г. закончил институт по специальности горный инженер. Обучаясь в институте, закончил специальный факультет общественных профессий и защитил диплом переводчика-референта. В авг. 1982 г. поступил в МДС. С 1984 г. обучался в МДА. В 1988 году и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия. После завершения обучения был оставлен преподавателем МДА (с 10 октября 1988 г.). Одновременно назначен на административную работу: сначала помощником инспектора (с 16 ноября 1988 г.), а затем старшим помощником проректора по воспитательной работе МДА и МДС (с 1 января 1991 г.). 27 марта 1998 г. еп. Верейским Евгением (Решетниковым) , ректором МДА, пострижен в монашество с именем Аристарх (в честь апостола от семидесяти Аристарха, еп. Апамейского). 7 апр. 1998 г. в Покровском Академическом храме еп. Евгением рукоположен во диакона. 19 июля 1998 г. рукоположен во иерея. Ко дню Святой Пасхи 2000 г. архиеп. Верейским Евгением возведен в сан игумена. В июне 2001 г. по Указу патриарха Московского Алексия II назначен руководителем Архитектурного отдела Патриаршего архитектурно-реставрационного центра, а затем заместителем эконома ТСЛ. 8 окт. 2002 г. назначен келарем объединенного хозяйства Лавры и Московских Духовных школ. 21 июля 2006 г., в праздник в честь Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади возведен в сан архимандрита. 20 авг. 2006 г. в кафедральном соборном храме Христа Спасителя патриарх Московский и Алексий II совершил хиротонию архим. Аристарха (Смирнова) во епископа Кемеровского и Новокузнецкого. Решением Свящ. Синода от 26 июля 2012 г. еп. Аристарх назначен главой новообразованной Кузбасской митрополии и временным управляющим Новокузнецкой епархией с присвоением титула Кемеровский и Прокопьевский. 1 авг. 2012 г. возведен в сан митрополита. С июля 2012 г. по сент. 2014 г. временно управлял Новокузнецкой епархией. 22 октября 2015 года назначен ректором Кузбасской духовной семинарии. Награжден орденом прп. Сергия Радонежского 3–й степени (2005), орденом Серафима Саровского 3-ё степени (2018). Лит.: Наречение и хиротония архим. Аристарха (Смирнова)//ЖМП. 2006. 9. С 19 – 25. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/1947594.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНЕЙ [греч. Ερηναος, Σκοπελτης Εμμανουλ; в миру Скопелитис Эммануил] (род. 17.04.1939, Хора, о-в Самос, Греция), Патриарх Иерусалимский (2001-2005). Получил начальное образование на Самосе, в 1953 г. поступил в Патриаршую школу в Иерусалиме, которую окончил в 1963 г. В 1958 г. принял монашеский постриг с именем Ириней в честь сщмч. Иринея, еп. Лионского; 19 дек. 1959 г. рукоположен во диакона, 7 июня 1965 г.- во иерея. В 1966 г. возведен в сан архимандрита. В 1970 г. окончил богословский факультет Афинского университета. Исполнял обязанности великого архидиакона Патриаршего престола, благочинного Патриархии, помощника скевофилакса (ризничего) храма Гроба Господня, главного редактора ж. «Новый Сион», председателя высшего церковного суда Иерусалимского Патриархата. В 1979-2001 гг. патриарший экзарх в Греции. В 1981 г. хиротонисан во архиепископа Иерапольского, а в 1994 г. возведен в сан митрополита Иерапольского. С 11 янв. 1983 г. член Свящ. Синода Иерусалимской Православной Церкви. Кроме обустройства иерусалимских подворий в Греции, сохранения и реставрации хранящихся в них реликвий в обязанности экзарха входила доставка благодатного огня в Великую субботу из Иерусалима в приходы Элладской Православной Церкви. И. отстроил резиденцию экзарха в Афинах, отреставрировал Святогробские подворья, содействовал развитию паломничества из Греции в Св. землю, издавал ж. «Глас Иерусалима». 13 авг. 2001 г. избран Патриархом Иерусалимским тайным голосованием 17 членов Свящ. Синода. И. получил 7 голосов, митр. Тимофей, генеральный секретарь Синода, и митр. Корнилий, местоблюститель Патриаршего престола,- по 5 голосов. Интронизация состоялась 15 сент. 2001 г., но израильское правительство, подозревая И. в проараб. настроениях, признало его Патриархом только в янв. 2004 г. В связи с этим И. не имел права подписывать к.-л. контракты, обязательства и платежные документы в пользу Патриархата, долг к-рого составлял свыше 85 млн шекелей. В качестве средства выхода из финансового кризиса И. решил продать земли Иерусалимского Патриархата на Кипре. Монастырские владения в Св. земле передавались в собственность лицам, назначенным из числа епископов и архимандритов, или управлялись ими по доверенности, что нередко вело к злоупотреблениям. Стремление И. установить финансовый контроль над мон-рями стало одной из причин возникновения оппозиции Патриарху.

http://pravenc.ru/text/673995.html

Хабаровск, 2000. С. 303 - 306. Разумовский А. Владивостокская епархия за первые пять лет ее существования (1899-1903). Симферополь, 1906. С. 67-69. Владивостокские епархиальные ведомости//Христианская периодическая печать на русском языке: 1801-1917 гг.: Библиографический указатель: В 3 т. New York, 1998. С. 46 – 47. Поляновский Б.  Первое десятилетие Владивостокской епархии //ВЕВ. 1909. 8. С. 251; Там же.  9. С. 281. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1765. Л. 15; Д. 1823. Л. 10; Д. 1883. Л. 11;  Д. 2197. Л. 12. Д. 1883. Л. 13 об. ВЕВ. 1903. 3. С. 54; 1903; 8. С. 178; 1903; 11. С. 240-245; 1909. 8. С. 233; 1917. 10. С. 278. Островидов В. А., протодиак. Указ. соч. С. 22; Нестор (Анисимов), епископ. Кончина митрополита Евсевия Крутицкого//Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова). В 2 т. Т 1. М., 2005. С. 454. Мизь Н. Г. Духовно-просветительская деятельность монастыря «Новый Валаам»//Приморские образовательные чтения: Сб. Владивосток, 2001. С. 124-126. Трубачев Сергий. Воспоминания об архимандрите Сергии (Озерове). [Сергиев Посад], 1987. С. 10-16, 30. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Посещение Валаамского монастыря//Сочинения…: В 4 т. М.: Благовест, 2001.Т. 1. С. 485-516. Чествование отца Настоятеля Уссурийского Свято-Троицкого монастыря игумена Сергия духовенством и паствой Владивостокской епархии  //ВЕВ. 1914. 1 авг. С. 165 Варвара (Волгина), игум. Прошлое и настоящее Рождество-Богородицкого женского монастыря//Приморский благовест. Владивосток, 1999. 6. С. 5 Серафим , иеромон. Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года: Воспоминания  участника. М., 1999. С. 84, 86. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты: Посещение Валаамского монастыря//Сочинения…: В 4 т. М.: Благовест, 2001.Т. 1. С. 502. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2626. Л. 15 об; РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 401. ЛЛ. 1-11, 23, 38, 42, 44, 45. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 547. ЛЛ. 8-8 об.; ГАПК. Ф. П-61. Оп. 1. Д. 230. Л. 68.; Ваулин  Григорий, свящ. Указ. соч.

http://bogoslov.ru/article/1254033

Монастырю передано здание Всехсвятского храма, самого большого в городе. Весной 2001 г. на колокольне была восстановлена медная глава с позолоченным крестом. В мае 2007 г. начались работы по восстановлению Всехсвятской ц., весной-летом 2008 г. была проведена внешняя реставрация храма и благоустроена галерея между Благовещенским и Спасским храмами. В 30-х гг. XX в. сохранялась часовня над источником прп. Сергия, но впосл. она была разрушена. После продолжительных поисков ее местоположения сестрами были обнаружены остатки стен и фундамента строения. 15 марта 2003 г. состоялся молебен по случаю начала строительства новой часовни над источником прп. Сергия Радонежского. Часовня и колодец были восстановлены, и 11 авг. 2005 г., в день памяти прп. Романа, освящены архиеп. Евлогием. Первые насельницы жили в холодном и сыром подклете храма Всемилостивого Спаса, т. к. здание бывших покоев настоятеля занимало отделение вневедомственной охраны г. Киржача. В 1996 г. за оградой монастыря был приобретен небольшой дом, куда после ремонта и переселились сестры. В 2000 г. были выстроены восточные въездные ворота и домик вратарниц. В него переселились 4 сестры, но большинство насельниц жили вне стен обители. В 2001-2005 гг. построили келейный корпус, в котором разместили трапезную, кухню, швейную мастерскую и кельи. В мон-ре имеется также иконописная мастерская. В 1997 г. К. м. получил разрешение на аренду земельного участка площадью 20 га близ дер. Ефаново Киржачского р-на. С 1998 г. было начато строительство домика на участке и велись сельскохозяйственные работы, позднее заложен фундамент для фермы, устроены теплицы и возведены др. необходимые постройки. К 2007 г. восстановлена ограда мон-ря. Регулярные богослужения совершаются монастырским клиром, состоящим из 3 священников и диакона. В дни престольных праздников - Благовещения Пресв. Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, памяти преподобных Сергия Радонежского и Романа Киржачского, а также в 1-е воскресенье по Пятидесятнице и в день Всех святых устраиваются крестные ходы вокруг храмов обители с окроплением св. водой, освященной в колодце часовни прп. Сергия Радонежского.

http://pravenc.ru/text/1840171.html

Пасхальное послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии//Возрожденная епархия: Ист.-публ. и лит.-худож. альманах. Вып. 1. — Красноярск: Медиа-центр «Православное слово Сибири», 2005. Под благодатным Покровом//Православное слово Сибири. 2002. 9-10. С. 3. Проф. Н.Н. Глубоковский и его труд «Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу»: Дис. канд. богословия./Моск. духовн. акад. Загорск, 1972. [рукоп.]. Рождественское послание честным пастырям, братии и сестрам святых обителей. — Красноярск: Изд. центр «Красноярское Воскресение», 2002/2003. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярское Воскресение: Пресс-служба Красноярск. епархии, 2003/2004. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Центр по изд. деятельности и спецпроектам Красноярской епархии, 2004/2005. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярск. Воскресение: Центр по издательской деятельности и спецпроектам Красноярско-Енисейской епархии, 2005/2006. Святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий — исповедники Православия в Литве//Журнал Московской Патриархии. 1977. 3. С. 63-68. Слово, произнесенное в день празднования Радоницы 7/20 апреля 2004 г. в храме-часовне прп. Даниила Ачинского г. Красноярска.//Православное слово Сибири. 2004. 4. С. 3. Слово, произнесенное в день Попразднства Богоявления и Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Св.-Иоанно-Предтеченском храме г. Красноярска 20 января 2003 г.//Православное слово Сибири. 2003. 2. С. 3. Слово архипастыря//Православное слово. Красноярск: 2001. Авг.-сент. С. 3. Слово архипастыря, произнесенное 15 января с.г. в храме прп. Серафима Саровского в г. Зеленогорске//Православное слово Сибири. 2002. 2-3. С. 6-7. Слово архипастыря, произнесенное 8 января с.г. в Свято-Благовещенском монастыре г. Красноярска//Там же. 2002. 2-3. С. 5. Слово на открытии Красноярских краевых Рождественских чтений.//Рождественсике образовательные чтения в Красноярске: Выст. и докл. Красноярск: Б.и., 2003 г. С. 5-11.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244886...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ Иосиф (Масленников), еп. Запорожский и Мелитопольский. Фотография. 2010 г. Иосиф (Масленников), еп. Запорожский и Мелитопольский. Фотография. 2010 г. (Масленников Алексей Александрович; род. 3.11.1978, с. Слободзея (ныне Слобозия, Республика Молдова)), архиеп. Роменский и Бурынский. С 1992 г. живет на Украине. Исполнял послушание пономаря, иподиакона в Симферопольской епархии. 22 марта 1996 г. пострижен в рясофор с именем Филипп. 24 марта 1996 г. Запорожским и Мелитопольским еп. Василием (Злотолинским ; впосл. архиепископ) рукоположен во диакона. 7 янв. 1997 г. рукоположен во иерея, 4 апр. того же года пострижен в мантию с именем Иосиф. В 2000 г. удостоен права ношения наперсного креста. В 2001 г. возведен в сан игумена. В 2004 г. окончил Белгородскую ДС, в 2006 г.- заочно КДА. С авг. 1997 по май 2005 г. был настоятелем храма во имя вмч. Димитрия Солунского и храма во имя блгв. кн. Олега Брянского в с. Астраханка Мелитопольского р-на Запорожской обл. В июле 2005 г. был назначен настоятелем Воскресенской ц. в г. Витебске (Белоруссия). В дек. 2006 г. переведен на должность настоятеля Свято-Георгиевского храма г. Запорожья. 19 июня 2008 г. возведен в сан архимандрита. 11 нояб. 2008 г. определен Свящ. Синодом Украинской Православной Церкви (УПЦ) епископом Вольнянским, викарием Запорожской епархии. 18 нояб. в трапезном храме Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресвятой Богородицы хиротонию И. во епископа возглавил Киевский и всея Украины митр. Владимир (Сабодан) . 14 апр. 2009 г. решением Свящ. Синода УПЦ назначен епископом Запорожским и Мелитопольским, 24 нояб. того же года - председателем Синодального отдела по делам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи. 23 дек. 2010 г. назначен епископом Конотопским и Глуховским. 20 июля 2012 г. назначен епископом Ямпольским, викарием Конотопской епархии. 15 марта 2013 г. освобожден от должности председателя Синодального отдела по делам пастырской опеки казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи. 25 сент. того же года назначен правящим архиереем новоучрежденной Роменской епархии. 17 авг. 2015 г. митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведён в сан архиепископа. Соч.: Слово... при наречении в еп. Вильнянского, викария Запорожской [Электр. ресурс]. Лит.: Журнали зaciдahhя Свящ. Синоду Украïнськоï Православноï Церкви biд 11 листопада 2008 Iocuф, Зanopiзьkuй i Meлimonoльcьkuй//orthodox.org.ua/uk/node/3810; Журнали зaciдahhя Свящ. Синоду Украïнськоï Православноï Церкви biд 14 kbimhя 2009 [Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/578521.html

Свт. Константин составил большой цикл великопостных канонов (трипеснцев и четверопеснцев, общим числом 35) с единым акростихом, содержащим свыше 400 букв и представляющим своеобразное поэтическое произведение ( Попов. (II) 1985). В Октоихе в последнее время обнаружено 26 канонов свт. Климента Охридского (покаянный 6-го гласа, написанный, возможно, для Требника, циклы из 8 канонов каждый св. Иоанну Предтече, апостолам Петру и Павлу и Св. Троице; канон Пресв. Богородице 4-го гласа), 8 канонов и цикл стихир Св. Троице с текстовым акростихом ( Йовчева. (II) 1999; Крашенинникова. (II) 2000; Федоскина. (II) 2000; Иванова. (I) 2003). Для Праздничной Минеи были написаны службы на двунадесятые праздники и избранным святым. Из них известны следующие (в календарном порядке): 8 окт.- канон арх. Михаилу свт. Константина Преславского ( Кожухаров. (I) 2004. С. 45-59); 21 нояб.- канон на праздник Введения Пресв. Богородицы во храм с анонимным текстовым акростихом (Там же. С. 80-96); 22 нояб.- служба Тивериопольским мученикам свт. Климента ( Vukanovi . (I) 1971); 25 дек.- служба на Рождество Христово, включающая цикл из 36 предпразднственных и такого же числа попразднственных азбучных стихир ( Иванова-Константинова. (I) 1971; (I) 1981), цикл из 6 предпразднственных трипеснцев св. Климента ( Станчев, Попов. (I) 1988. С. 160-169) и канон с текстовым метрическим акростихом свт. Константина Преславского ( Попов. (I) 1998); 6 янв.- служба на Богоявление, включающая циклы трипеснцев на предпразднство с анонимным текстовым акростихом и стихир того же Константина, циклы из 36 предпразднственных и 36 попразднственных азбучных стихир, и 2 канона с анонимным метрическим текстовым акростихом ( Попов. (I) 1982; Попов. (I) 1995) и свт. Климента Охридского (открыт в 2005 А. А. Туриловым в серб. Праздничной Минее рубежа XIII и XIV вв.- ГИМ. Муз. 2835); 20 янв.- канон иером. Евфимию Великому свт. Климента Охридского ( Станчев, Попов. (I) 1988. С. 170-181); 27 янв.- служба (канон с анонимным текстовым акростихом и 3 стихиры Климента (?) - Там же. С. 147-148) на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста; 3 февр.- канон прав. Симеону Богоприимцу с текстовым акростихом (Там же. С. 145-147); 17 марта - канон Алексию, человеку Божию, Климента ( Савова. (I) 2003); 23 июля - его же служба сщмч. Аполлинарию Равеннскому ( Йовчева. (I) 2002); 2 авг.- его же канон первомч. Стефану и папе сщмч. Стефану I ( Йовчева. (I) 2001); 6 апр.- общий канон Кириллу и Мефодию с текстовым акростихом; 30 авг.- канон на Положение ризы и пояса Богородицы Климента ( Станчев, Попов. (I) 1988. С. 182-188); 15 авг.- служба на Успение Богоматери: трипеснец Константина ( Попов. (I) 1995) и канон Климента ( Мошкова, Турилов. (II) 1998).

http://pravenc.ru/text/165013.html

27 марта 1921 г. во епископа Вяземского был хиротонисан Венедикт (Алентов) , приехавший в Вязьму 19 янв. следующего года. В. в. в эти годы имело адм. регистрацию как «Вяземское уездное церковное управление», в вик-ство входили Вяземский и Сычёвский уезды. Летом 1922 г. еп. Венедикт уклонился в обновленчество, после покаяния вернулся в лоно Церкви (по-видимому, в 1925), в марте 1927 г. был арестован, приговорен к 3 годам ссылки. С 1929 до авг. 1932 г. В. в. возглавлял еп. Владимир (Горьковский) , служивший в нижнем храме вяземской Введенской ц., в апр.-авг. 1933 г. Вяземским епископом был Никон (Пурлевский) , с 24 авг. 1933 по 29 окт. 1937 г.- Модест (Никитин) , 17 марта 1936 г. возведенный в сан архиепископа и с нояб. 1936 по окт. 1937 г. управлявший Смоленской епархией. С 1 февр. по 5 апр. 1955 г. управляющим Смоленской епархией с титулом «епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии» являлся Михаил (Чуб) . 20 апр. 2005 г. Свящ. Синод РПЦ постановил назначить епископом Вяземским, вик. Смоленской епархии, игум. Игнатия (Пунина). В 1930-1937 гг. в верхнем храме вяземской Введенской ц. служил принадлежавший к григорианскому расколу еп. Павел (Троицкий). В 1930-1933 гг. существовало обновленческое В. в., к-рым управляли «епископы» Сергий Андреев (1930-1931), Петр Горбатов (нояб. 1932 - май 1933). Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1797. Л. 17, 17 об. [Ист.-стат. описание Смоленской епархии. Ркп., сер. XIX в.]; Филиал ГА Смоленской обл. г. Вязьма. Ф. 596. Оп. 1. Д. 295. Л. 167 [Вяземский уездный исполком. Адм. отдел, 1922 г.]; УФСБ РФ по Смоленской обл. Справка 10/8-С 6167 от 27.08.1997. Ист.: СГГД. Т. 4. 128; Епархиальный съезд духовенства и мирян Смоленской губ.//Смоленские ЕВ. 1917. 10. С. 272. Лит.: Акты свт. Тихона. С. 919, 920, 946, 967, 986, 987, 991; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 236; Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших. Т. 2. СПб., 2001. С. 131-133; Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты/Сост. П. Н. Грюнберг. М., 2002. С. 88, 153-155, 178, 186, 200; http://www.sedmitza.ru [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/161153.html

Решением Синода УПЦ от 25 авг. 2012 г. от Николаевской епархии была отделена Вознесенская и Первомайская епархия. Архиереи Архиеп. Антоний (Марценко; янв. 1942 (кон. 1941?) - нач. 1943), Кировоградский еп. Василий (Васильцев; 20 июня - 25 авг. 1992, в. у.), еп. Варфоломей (Ващук; 25 авг. 1992 - 22 июня 1993), Питирим (Старинский; с 22 июня 1993 в сане епископа, с 23 нояб. 2000 в сане архиепископа, с 27 июля 2009 в сане митрополита). Монастыри Действующие: Михайловский (женский, в с. Пелагеевка Новобугского р-на; учрежден 24 июля 1994), Константино-Еленинский (мужской, в с. Константиновка Витовского р-на; учрежден 29 июля 1998). Упраздненный: Витовский Николаевский (в урочище Витовка в устье р. Ингул; основан 6 июля 1789, упразднен в 90-х гг. XVIII в.). Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Указом управляющего делами УАПЦ архиеп. Антония (Масендича) от 22 янв. 1991 г. была образована Херсонско-Таврическая епархия УАПЦ. В 1991 г. в УАПЦ перешел клирик УПЦ Николай Чудинович из с. Баштанка, храм остался в ведении УПЦ. В нач. 1992 г. Чудинович зарегистрировал свою общину в Баштанке. С 21 июля 1991 г. «епископом Николаевским и Херсонским» УАПЦ был Пантелеимон (Романовский), уже в дек. того же года ставший «епископом Винницким и Кировоградским». Тогда же, в дек. 1991 г., «епископом Николаевским и Херсонским» был назначен Роман (Балащук), он же являлся в 1991-1992 гг. временно управляющим Одесской епархией УАПЦ. Сторонникам УАПЦ удалось укрепить свои позиции в Николаевской обл., к нач. 1992 г. здесь насчитывалось 7 зарегистрированных общин. В Николаеве 9 июля 1991 г. была учреждена Пантелеимоновская община УАПЦ, силами к-рой вскоре был построен храм в Центральном р-не города. Тогда же в Николаеве была зарегистрирована Александро-Невская община. Попытка автокефалистов захватить в Николаеве собор Рождества Пресв. Богородицы 18 дек. 1991 г., когда на освящение храма приехал еп. Василий (Васильцев), не увенчалась успехом. 25 дек. 1997 г. была создана Таврическо-Николаевская епархия УАПЦ, кафедрой к-рой стал Пантелеимоновский храм в Николаеве. Настоятель последнего свящ. Иван Лещик в 2002 г. перешел в раскол Игоря Исиченко, оформленный в 2005 г. как «УАПЦ обновленная». В УАПЦ юрисдикции Мефодия Кудрякова остался построенный в 2001-2002 гг. Петропавловский храм в Корабельном р-не Николаева, настоятель которого Иван Дидух стал благочинным Николаевского округа Таврической епархии УАПЦ.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010