2. РОМАН хиротонисан в 1354 году, скончался в 1362 году. 3. ГЕРМАН упоминается в 1371 году. 4. КИПРИАН, Сербянин, Святой, хиротонисан в 1376 году, в 1380 году возведён на Митрополию Всероссийскую в Москву. Киприан, прибывший из Москвы в 1382 году, а по другим – в 1385 году, был по 1390 год, потом возвратился по-прежнему в Москву. 30. ПИМЕН хиротонисан в 1381 году из Архимандритов Горицкого Переславского монастыря, по прибытию из Константинополя в Москву сана лишён и послан в заточение в 1382 году, по другим – в 1385 году, по отбытию в Киев. Св. Киприана, возведён на Митрополию, в 1391 году, Сентября 11, скончался в Халкидоне, едучи третий раз в Константинополь. 5. ДИОНИСИЙ хиротонисан из Архиепископов Суздальских в 1384 году, скончался в Киеве в заточении в 1386 году, не быв на Митрополии. Д) Митрополиты, по разделению Митрополии Российской надвое Киевские и всея России, жившие в Москве Киевские и всея России, жившие в Киеве Киприан, возвратившийся из Киева, вступил опять на Митрополию Всероссийскую в Москву в 1390 году; в 1406 году, Сентября 16, а по другим – в 1407 году, Сентября 16, преставился, правительствовал в Киеве и Москве 30, а по другим – 31 год. 6. Геронтий. 7. Зосима. 31. ФОТИЙ, Святой, Грек, хиротонисан в 1409 году, а по другим – в 1410 году, Сентября 1. Скончался в 1431 году, Июля 2, правительствовал 22 года. 8. ГРИГОРИЙ Цимблак или, Семивлах, избран в 1415 году, хиротонисан в 1416 году, Ноября 15. Скончался в 1419 году. 9. ГЕРАСИМ. В 1419 году переведён из Смоленска, по 14-летнему правлению в 1434 году за непреклонность к Унии сожжён в Витебске. 32. ИСИДОР, Болгар, отступник, хиротонисан в 1437 году и в том же году отправился в Рим на Ферраро-Флорентийский Собор, в 1441 году возвратился в Россию в достоинстве Кардинала, но Российским духовенством отринут и бежал в Рим, где в 1463 году скончался. 33. ИОНА, Святой, избран в 1437 году на Митрополию Киевскую из Епископов Рязанских, а хиротонисан и вступил на престол в 1449 году, Декабря 15, по 12-летнему правлению. В 1461 году, Марта 31, преставился.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

•  Престол Русской митрополии находился во Владимире и возглавлялся митрополитом с титулом Киевского и всея Руси, фактически деятельность главы Церкви проходила в Москве. Святитель Киприан, по происхождению серб, возглавлял первосвятителъскую кафедру в 1381-1383 гг. и с 1390 по 1406 г.   •  Подвизаясь в иночестве, архидиакон Арсений отказывался от принятия на себя окормления Тверской епархии, но по просьбе тверичан и под угрозой соборного запрещения был хиротонисан во епископа Тверского. Среди епископов, участвовавших в рукоположении его, был свт. Стефан Пермский (память его 26 стр.).   •  В годы святительского служения в Твери с 1390 по 1409 г. были построены и освящены соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор, создан Саввин Сретенский монастырь в 20 верстах от города, а также на р. Тмаке Желтиков монастырь (совр. Тверская обл. и епархия).   •  Успенский Желтиков монастырь расположен в 4 верстах от Твери, основан в 1394 г, топоним в его названии связан с местностью, именуемой Желтиковым урочищем, первый храм обители построен свт. Арсением во имя прпп. Антония и Феодосия, в память о начале своего иноческого пути в Киево-Печерской лавре. Закончено строительство монастыря было в 1406 г. Преподобные Андроник и Савва Московские (+ 1395 и 1410) Память их празднуется 13 июня в день преставления прп. Андроника и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых В 1356 г. митрополит Московский Алексий был чудесно спасен от потопления на Черном море во время обратного плавания из Константинополя. Тогда же он дал обет в благодарность Богу основать монастырь. Создателем и настоятелем этого монастыря был избран инок монастыря прп. Сергия Радонежского — Андроник.  Прп. Андроник происходил из боярской семьи города Ростова. В обитель прп. Сергияон вступил в ранней молодости и особенно отличался послушанием, за которое его любил его великий наставник. Место для новой обители было избрано на живописном берегу реки Яузы, притока реки Москвы. Посвящена она была Нерукотворенному Образу Спасителя. Эта святая икона сопровождала святителя Алексия во время его опасного плавания, и он пожертвовал ее юной обители. Прп. Сергий дал ученику своему заповедь никогда не оставаться праздным, и прп. Андроник свято соблюдал ее. Монастырский пруд выкопан был его руками. Монастырь процветал под его управлением. Братию он привлекал к себе своей добротой и кротостью. Современник пишет о нем, что он блистал добродетелями своими. Он предсказал день своей кончины (14 июня 1395). Последние дни своей жизни прп. Андроник провел в затворе. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Виталий Иосифов 1885–1890. Иероним Экземплярский 1890–1894. Александр Богданов 1894–1898. Георгий Орлов 1898–1902. Димитрий Ковальницкий 1902–1903. Иннокентий Беляев 1903–1909. Кирилл Смирнов 1909. Козловское викариатство, учр. в 1868 г. Епископы (в Тамбове): Иоанникий Москвин 1869. (С 25 окт. 1869 г. было вакантно). Нафанаил Троицкий 1904–1908. Григорий Яцковский 1908. Тверская, учр. в 1271 г. Кафедра в Твери Епископы Тверские: Симеон еп. Полоцкий 1271–1289. Андрей кн. Ерденев 1289–1315. Варсонофий 1315–1328. Феодор I 1330–1341. Феодор II 1342–1360. Василий 1361–1372. Евфимий Вислен 1374–1390. Св. Арсений 1390–1409. Антоний 1411–1434. Илия 1434–1457. Моисей 1458 – 1461. Геннадий Кожа 1461–1477. Вассиан кн. Сгригин-Оболенский 1477–1508. Нил (грек) 1508–1521. Епископы Тверские и Кашинские: Акакий 1522–1567. Св. Варсонофий 1567–1570. Савва 1570–1573. Феодорит 1573–1578. Архиепископы: Захарий 1578–1602. Еп. до 1589. Феоктист 1603–1609. Арсений (грек) 1613–1615. Пафнутий 1620–1627. Евфимий 1628–1642. Иона 1642–1654 . Лаврентий 1654–1657. Иоасаф (Иосиф) 1657–1676. Симеон (Симон) 1676–1681. Варсонофий Чертков-Еропкин 1681. Митр. Сергий 1682–1702. Каллист Поборский 1703–1712. Епископы и Архиепископы: Алексий Титов 1713–1714. Варлаам Косовский 1714–1720. Сильвестр Холмский 1720–1723. Митр. Феофилакт Лопатинский 1723–1738 Архп. с 1725. Митрофан Слотвинский 1738–1752 Архп. с 1744. Вениамин Пуцек-Григорович 1753–1758. Афанасий Вольховский 1758–1763. Иннокентий Нечаев 1763. Гавриил Петров 1763–1770. Платон Левшин 1770–1775. Архп. Арсений Верещагин 1775–1783. Иоасаф Заболотский 1783–1788 Архп. с 1785. Тихон Малинин 1788–1792. Архиепископы и Епископы: Ириней Клементьевский 1792–1798. Еп. до 1796. Павел Пономарев 1798–1799. Еп. до 1799. Павел Зернов 1800–1803. Еп. до 1801. Мефодий Смирнов 1803–1814. Еп. до 1804. Серафим Глаголевский 1814–1819. Филарет Дроздов 1819–1820. Симеон Крылов-Платонов 1820–1821. Иона Павинский 1821–1826. Амвросий Протасов 1826–1831. Григорий Постников 1831 – 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1841. Т. 3. С. 221 и др.). Местопребыванием наместников был Киев, куда направлялись касающиеся их грамоты. Первые сведения о киевских наместниках общерус. митрополитов относятся к кон. XIV в., первоначально это были исключительно духовные лица, с кон. XV в. среди них стали появляться светские «паны». Возможно, уезжая из Киева в Москву в 1390 г., митр. Киприан поставил своим наместником Фому (Изуфова), старца с Афона . В 1396 г. митрополит заменил Фому на этой должности архим. Тимофеем (киевляне обвинили Фому в том, что он отравил литов. правителя Киева кн. Скиргайло на пиру на митрополичьем дворе). В 1404 г. митр. Киприан лишил архим. Тимофея наместничества и отослал его вместе со всеми прислужниками в Москву, на его место был назначен архим. Феодосий, настоятель московского в честь Преображения Господня мон-ря . Т. о., наместниками митрополита в Киеве были высокопоставленные духовные лица. Нового наместника назначил свт. Фотий, находившийся в Киеве в 1409-1410 гг. В 1414 г. Литовский вел. кн. Витовт, решивший поставить на митрополичью кафедру Григория Цамблака, приказал переписать все имения кафедры и раздал их «паном своим», наместников митр. Фотия ограбил и выслал в Москву. По-видимому, новый наместник был назначен митр. Фотием в 1420 г., после примирения с Витовтом. В 1451 г. митр. св. Иона назначил киевским наместником протодиак. Михаила, в 1455 г. фиксируется наместник архим. Давид, после него архим. Акакий - лицо особо близкое к митрополиту (старец из его кельи). Отношения главы Церкви с наместниками не всегда складывались благополучно. Так, требуя от архим. Давида явиться в Москву, митр. Иона угрожал ему отлучением от Церкви. До сер. XV в. власть митрополичьего наместника распространялась не только на киевскую, но и на белорусско-литов. часть К. е. О «наместничестве» общерус. митрополита подробно говорится в грамоте митр. св. Ионы Михаилу 1451 г.: «Приказал есмь ему держати наместничьство свое на Киеве, и в Вилне, и в Новегородке, и в Городне, и по всем градом, и местом, и селом, где ни есть мои митропольскии церкви, которыи из старины потяглы при моем брате при Фотеи митрополите к тому нашему наместничьству» (АИ.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

монастырь, где и пострижен. Там узнал и полюбил его блаж. митрополит Киприан, управлявший тогда южно-русскими епархиями. Когда Киприан в 1390 г. возвратился из Царяграда с именем и правами митрополита всей России: то отправляясь в Москву, он взял с собою Арсения в звании своего архидиакона и поручил ему заведывать письменными делами митрополии, как человеку сведущему и чистой совести. В том же году св. Арсений рукоположен в сан епископа Тверского. Пустыннолюбивый архипастырь искал себе отдыха пустынного. В 4 верстах от г. Твери, на р. Тмаке полюбилось ему место и он построил здесь храм в честь преп. Антония и Феодосия, незримых наставников своих, поставил кельи, пригласил иноков, и избрал для них игумена. Это было в 1394 г. С того времени он часто проживал здесь, занимаясь богомыслием, молитвами и трудами пустынника. Вслед за тем, как окончилось построение обители, святитель начал готовить себе гроб. Собственными руками тесал он его из камня, выдалбливая ложе из одного и покрышку из другого камня. Так готовил он душу свою к жизни загробной. Ум. 2 марта 1409 года. Мощи, обретенные в 1485 году, почивают открыто в соборном храме Желтикова монастыря. Память святителя совершается 2 марта, по определению Собора 1549 года (Житие св. Арсения, напеч. в 1882 году. Ист. опис. Желтикова монастыря). Житие св. епископа Арсения, очень редкое в рукописях, сохранилось с прибавкой большего или меньшего количества позднейших чудес. Проложное сокращение его помещено уже в сборнике, составленном около половины XVI века. ( В.О. Ключевский , стр. 181 и 182). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар, сед, брада аки Сергиева, в схиме, мантия с источники, омофор перекинут через плеча, концами на перед, правая рука благословенна, в левой Евангелие» (Филимонов, стр. 282). 356. Святый Симеон епископ, преставися в лето 6000 Из рода князей Полоцких (Ист. Р. Иер., I, 105), епископ с 1271. Кафедра его была прежде в Полоцке, но неустройство и распри Литовскх князей принудили его переселиться в Тверь, принадлежавшую к той же епархии. Великий князь Ярослав Ярославич принял его с любовию и наделил новую епископию богатыми имениями и угодьями. Блаж. Симеон управлял паствою, как один из лучших пастырей Церкви. По свидетельству летописи, он хорошо

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В этом звании был он на соборе в Твери, собранном для суждения Евфимия, и по низложении сего последнего, по просьбе великого князя Михаила Александровича поставлен митр. Киприаном во епископа 24 июля 1390–1391 г. (в житии сказано в первых числах августа), хотя крайне не соглашался на долго избрание, боясь вражды и многих браней. Здесь, конечно, разумеются вражды и брани князей тверских. При этом святителе в 1398 г. обновлена соборная церковь Преображения Господня. В 1401 г. епископ Арсений был в Москве на соборе, определением которого новгородский архиепископ Иоанн и епископ луцкий Савва устранены были от своих епархий и посажены под стражу. Архиеп. Иоанн судим был за смуты между великим князем и новгородцами; о вине еп. Саввы неизвестно. В 1404 году Иоанн, содержавшийся под стражей у Николы Старого (на Перерве, думает преосв. Платон), отпущен был в Новгород и встречен жителями с великой почестью. Пас стадо Христово 19 лет 7 месяцев. Преставился 1409 годя 2 марта. Погребен в Успенском Желтиков монастыре, им построенном в 1394 г. на реке Тьмаке, за три поприща от града Твери. Причтен к лику святых Московским собором 1547 года, на котором присутствовал тверской епископ Акакий. Житие этого святителя описано в особой книге, сочиненной 1764 года архимандритом Желтиковским и первым ректором тверской семинарии Макарием и напечатанной 1798 года в Московской Синодальной типографии 26 . (9) 9) Антоний, посвящен в Тверь при тверском вел. князе Иване Михайловиче 1411 года 2 февраля, митроп. Фотием 27 , по просьбе этого князя, который посылал для сего к митрополиту своего боярина. 1415 года Антоний был в Москве на поставлении Сампсона, нареченного Симеоном, архиепископа новгородского. (10) Феодорит (сомнительный) записан в тверском синодике в одном после Антония, а в другом после Саввы. (11) 13) Вассиан, князь Оболенский-Стригин, сын новгородского наместника князя Ивана Васильевича, посвящен митрополитом Геронтием 30 6 декабря 1477 года из архимандритов Отроча монастыря. Он был последним епископом при владетельных князьях тверских.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Кондак, гл. 3. Море зловерия обличил еси, и идольского безбожия лесть верою правоверия уязвил еси; и всесожжение Божественное быв, чудодействием орошаеши концы, отче святителю Феодоте: Христа Бога моли, даровати и нам велию милость. + Преставление иже во святых отца нашего епископа Тверского. Святитель Арсений родился в г. Твери от благочестивых, богатых и знатных родителей и получил высокое, по тому времени, образование. Раздавши по смерти родителей оставшееся богатое наследство бедным, он удалился в Киево-Печерскую обитель, где принял иночество. Митрополит Киприан, видя добродетельную его жизнь, посвятил его в иеродиакона и приблизил его к себе. По объединении Московской и Киевекой митрополии и поселении Киприана в Москве, св. Арсений был поставлен епископом в г. Тверь (в 1390 г.). Утверждая благочестие в своей пастве примером собственной жизни, умиротворяя враждовавших удельных князей, он построил в г. Твери и ее окрестностях несколько храмов. Им же был основан и Желтиков монастырь (см. Твер. еп.). В нем он своими руками вытесал для себя из белого камня гробницу, в которой и был погребен в этом монастыре. За свою св. жизнь святитель был удостоен от Бога дара чудес. По церковным песнопениям, св. Арсений имел «ум преподобен», «страстми непорабощен», «слово мудростно и смиренно», «душу чисту» и был «князем учитель правил веры, вельможам твердое защищение, сирым яко отец милосерд, вдовицам теплое заступление, скорбящим утешени, болящим исцеление». Он мирно скончался в 1409 г. В 1483 г. мощи его были обретены нетленными и почивают ныне в основанном им Желтиковом монастыре. Ему празднуется еще местно в первое воскресенье после 29 июня. Тропарь, гл. 8. Благочестно пожив во святительстве, люди просветило еси учением твоим: и о храме Пречистыя вельми подвизався, и любитель монахов быв, сего ради от Христа паствы твоем венец приял еси; темже яко апостольскаго престола наместника и святителя великаго чтуще тя, молим чада твоя блаженне: от всех бед избави нас, яже ко Христу молитвами твоими, святителю Христов Арсение отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Родные Арсения укоряли его в безумной, по их мнению, расточительности, погубившей все отцовское имущество, уговаривали также Арсения вступить в брак, но Арсений решился совершенно отречься от мира и удалиться в Киево-Печерскую лавру, где и принял монашество. Братия полюбила его за постоянные труды и праведную жизнь; вскоре узнал о нем живший тогда в Киеве митрополит Киприан и посвятил в иеродиакона, а в 1390 году, отправляясь в Москву, взял его с собой и вскоре посвятил в епископа Тверского. Здесь Арсений провел двадцать лет, непрестанно поучая паству словом и примером жизни. От природы кроткий и снисходительный, святитель ни от кого не отходил с враждою или гневом, никого не отпускал без утешения и помощи. Немалое участие принимал он в примирении ссорившихся князей и тем оказывал великую пользу пастве и Церкви. Трудами святителя Арсения в Тверской области возникло много храмов. Чтобы постоянно поддерживать в себе мысль о смерти, он приготовил себе гроб из большого камня и сам обтесал его. Кончина святителя последовала 2 марта 1409 года, а в 1483 году мощи св. Арсения открыты нетленными. II. Свт. Арсений, роздавший все свое имение неимущим, дает нам прекрасный урок благотворительности. Смотря на состояние наших ближних, что мы видим, братия? Одних ли счастливых и благополучных? Напротив. С нами встречаются несчастные и злополучные. Вот бедные, без дневного пропитания, покрыты рубищами и не имеют крова. Вот убогая вдовица, от которой дети ждут хлеба, но которая может насыщать их только слезами. Вот сироты, которые не видят отца и матери. Вот бесприютные старцы, отягченные немощами или страждущие неизлечимыми болезнями или увечные. а)  Что ж? Есть ли какая отрада бедным и страждущим? Есть ли какой благодетель и попечитель для них? Это, братия, Бог, Который есть общий Отец (Мф. 6, 32) богатых и бедных, счастливых и несчастных. Он еще преимущественно именует себя Отцем сирых (Пс. 67, 7). Чего же не можно ожидать от этого Отца? Его вся земля и исполнение ея (Пс. 23, 1). Его все сокровища земные и блага.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

После Флорентийской унии 1439 г., ввиду непринятия митрополита Исидора русскими епископами, из Рима был назначен на Киевскую кафедру его заместитель – Григорий, прибывший в Новогрудок, но не принятый в других епархиях. После поставления в Москве митрополита русскими епископами, главой всей Русской Церкви стал Св. Иона. Но в 1458 г. бывшим Константинопольским Патриархом – униатом Григорием Маммой – посвящен в Литву был иной митрополит Григорий, в прошлом протодиакон отступника митрополита Исидора. Таким образом, в 1458 г. Всероссийская митрополия окончательно разделилась на северо-восточную, или Киево-Московскую, и юго-западную, или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, именовались Московскими и всея России или Руссии (с 1461 г.); титул Киевских и всея России окончательно перешел к митрополитам юго-западной Руси, утвердившим кафедру в Вильно (позднее перенесена снова в Киев). Кафедра в Киеве – в 1376–1380, 1382–1390, 1409–1410 гг. Окончательное перенесение кафедры в Киев – 1538 г. Присоединена к Московскому Патриархату в 1686 г. С 1757 г. архиереи перемещались на другие кафедры. С 1918 г. украинские епархии образуют «церковную область с особыми преимуществами на началах автономии», или Украинский Экзархат Московской Патриархии, возглавляемый митрополитом Киевским и Галицким, Патриаршим Экзархом Украины (Российская Православная Церковь . Определения Священного Собора Православной Российской Церкви. Вып. 4. M., 1918 (репринт: 1994). С. 15–19). Епископским Собором 05(18) августа 1941 г., состоявшимся в Почаевской Свято-Успенской Лавре, в условиях оккупации была создана временная автономия, возглавляемая митрополитом Волынским Алексием (Громадским) с титулом Экзарха, признававшая каноническую связь с Московской Патриархией. Украинский епископат руководствовался Указом ВЦУ при Св. Патриархе Тихоне 362 от 07(20) ноября 1920 г. Этим указом дозволялось временное автономное управление в условиях изоляции от Высшего церковного управления Русской Православной Церкви. Киевская митпрополичья кафедра не замещалась, поскольку она числилась за находившимся в Москве митрополитом Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем) , а управлялась епископом Львовским Пантелеимоном Рудыком, имевшим статус временно управляющего. Временная автономия действовала по 1944 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР (ок. 1380-1390, Монемвасия на Пелопоннесе - 27.04.1463, Рим), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463). Биография О национальности И. в источниках и научной литературе высказывались различные мнения: русские источники называют его итальянцем, славянином, огречившимся болгарином, в лат. и греч. текстах И. назван «природным греком» (обзор мнений см.: Шпаков. Государство и Церковь. С. 34-35). Первоначальное образование, вероятно, И. получил в интеллектуальном центре Пелопоннеса - Мистре, бывшей значительным центром в Византийской империи по переписке рукописей (возможно, здесь сформировался красивый характерный почерк И.). Ок. 1403-1405 гг. И. перебрался в К-поль, возможно, учился у философа и ритора Мануила Хрисолора . В последние годы пребывания в столице империи И. стал близок к имп. Мануилу II Палеологу , поскольку уже в 1409 г. правитель поручил И. ответственное задание - переписать составленную императором речь (эпитафию) на смерть его брата Феодора Палеолога и в 1411 г.- торжественно произнести ее в день памяти царского родственника. Осенью 1410 - весной 1411 г. И. вернулся в Монемвасию и в монастыре арх. Михаила и всех ангелов принял монашество. Возможно, И. нек-рое время посещал философский лекторий Георгия Гемиста Плифона - именно этим можно объяснить особое отношение И. к философии Платона и пренебрежение трудами Аристотеля . В философской школе Плифона И. мог познакомиться с буд. митрополитами Виссарионом Никейским и свт. Марком Евгеником , митр. Эфесским. В 20-х гг. XV в. И. неск. раз произносил в честь имп. Иоанна VIII Палеолога энкомии и панегирики, что может свидетельствовать о его неофиц. статусе панегириста. В 1428-1429 гг. в связи со спором митрополитов Коринфского и Монемвасийского о церковной принадлежности п-ова Майны (Мани) И. было поручено составить 2 записки об истории этой общины и представить их императору. Спор был решен в пользу Монемвасийского архиерея. В 30-х гг. XV в. И. стал игуменом монастыря св. Димитрия в К-поле, находившегося под патронатом Палеологов.

http://pravenc.ru/text/674888.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010