1376. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания о отце Матое. 1377. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания о отце Матое. 1378. Алфавитный патерик. 1379. Алфавитный патерик. 1380. Алфавитный патерик. 1381.  Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах (Пс. 45. 2). Алфавитный патерик. 1382.  призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости все грехи мои (Пс. 24. 18). 1383. Алфавитный патерик. 1384. Алфавитный патерик. 1385. Достопамятные сказания. Об авве Моисее, гл. 16. 1386.  Не судите, да не судимы будете (Мф. 7. 1). 1387. Алфавитный патерик. 1388. Алфавитный патерик. 1389. Алфавитный патерик. 1390. Алфавитный патерик. 1391. Алфавитный патерик. 1392. Алфавитный патерик. 1393. Алфавитный патерик. 1394. Достопамятные сказания. 1395. Достопамятные сказания. 1396. Достопамятные сказания. 1397. Четьи-Минеи. Житие преподобного Паисия Великого, 19 июня. 1398. Достопамятные сказания. 1399. Алфавитный патерик. О авве Ануве. 1400. Алфавитный патерик. О авве Ануве. 1401. Алфавитный указатель. 1402. Patrolog. pag. 792, 869. 1403. Алфавитный патерик. О авве Ануве. 1404. Алфавитный патерик. 1405. Алфавитный патерик. 1406. Алфавитный патерик. 1407. Patrolog. pag. 804, 955, 1057. 1408.  Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6. 2). 1409. Алфавитный патерик. 1410. Алфавитный патерик. 1411. Алфавитный патерик. 1414. Слово 13. 1415. Деян. 6. 2, 4. 1416. Patrlog. Pag. 750 и 807. Также: Алфавитный патерик. 1417. Алфавитный патерик. 1418. Алфавитный патерик. 1419. Алфавитный патерик. 1420. Учение о плаче аввы Пимена помещено в первой части «Аскетических опытов», также в последней главе четвертого тома «О покаянии и плаче». Здесь невозможно было не поместить его, иначе система духовного подвига, которым подвизался преподобный, не могла бы быть вынаружена с должною ясностию. Далее увидим, что все наставления его инокам ведут к доставлению правильного самовоззрения, к устранению всего, что отвлекает от этого самовоззрения, из которого истекает истинное покаяние и истинная молитва, примиряющая и соединяющая человека с Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В более раннюю эпоху псалмопения, – во времена Давида, представителями мира в этом отношении служили Египет и Ефиопия 1378 ; в Соломоново время к ним присоединяются еще известные тогда своим богатством царства: Тир 1379 , Фарсис, Аравия и Сава 1380 , с которыми премудрый царь Израильский находился в дружественных сношениях. О Вавилоне же в первый раз упоминается только в истории времени Езекии и в писаниях современных ему пророков Исаии (гл. 13–14, 21, 39, ст. 6–7) и Михея (4:1–8), когда посольство Вавилонского царя Меродаха Валадана к Езекии и неумеренная доверчивость к нему со стороны последнего подали пророкам повод раскрыть пред Иудеями будущую судьбу Вавилона и его отношений к настоящему и грядущему царству Божию. Но с другой стороны точно также нельзя низводить 86 Пс. и ко времени позднее Езекии 1381 : потому что со времени его царствования и не только до наступления плена, но и во все последующие времена по возвращении из плена, иудейская история не знает уже более таких величественных явлений благоволения Божия к Сиону, которые бы прославили его между всеми окрестными народами. И название Египта именем Раав, что значит гордость, упорство 1382 , также не идет к позднейшему времени; потому что вскоре за царствованием Езекии наступило для Египта предсказанное пророком Исаиею (гл. 19) время междоусобий и анархии, в которое древнее могущественное царство постепенно клонится к падению, а вслед затем немного спустя в сражении при Кархемисе 1383 нанесен был уже решительный удар, которым упорство его было сломлено и гордость его навсегда унижена. Лишь только впоследствии под чуждым, – греческим владычеством Птоломеев Египет снова на некоторое время возвышается до степени сильного государства; но в то время едва ли уместно было на ряду с ним упоминать о Тире, который незадолго перед тем был окончательно разрушен Александром Великим, и особенно о Вавилоне, давно уже лежавшем в развалинах, которого и имя совершенно не упоминается в иудейских писаниях того времени. Нельзя не заметить также, что после Езекии, со времени падения эфиопской династии в Египте, и имя Эпиофии в значении народа или царства ни разу не встречается у священных писателей, и в истории иудейского народа не представляется никакого повода к тому, чтобы упоминать об нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

В рукописи: «был воскрешен». 1368 Ср.: Лк. 9:10—17. 1369 Ср.: Исх. 16:35. 1370 Ср.: Лк. 9:14. 1371 Ср.: Исх. 12:37. 1372 Ср.: 3 Цар. 17:7—16. 1373 Ср.: 4 Цар. 4:42. 1374 См. 4 Цар. 4:43—44. 1375 Ср. Лк. 9:13. 1376 Ср. Лк. 9:20. 1377 Ср. Лк. 9:21. 1378 Ср. Лк. 9:22. 1379 См.: Лк. 9:24. 1380 Ср.: Дан. 3:92. 1381 См.: Ис. 57:1. 1382 Кройманн предполагает здесь лакуну: «Но и славна, — говорит Давид, — смерть». Рукописное чтение: «чем при гонениях святых Его». 1383 См.: Пс. 116:15 115:6. 1384 Ср.: Лк. 9:24. 1385 См.: Лк. 9:26. 1386 Кройманн предполагает здесь лакуну: «Таким образом, Христос также является моим». 1387 Насмешкам. 1388 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и». 1389 Ср.: Гал. 3:13. 1390 Ср.: Лк. 9:26. 1391 См.: Пс. 8:6. 1392 См.: Пс. 22 21:7. 1393 Ср.:Пс. 53:5. 1394 Ср.: Быт. 1:26. 1395 Ср.: Иез. 20:32. 1396 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Ведь». 1397 Ср.: Лк. 9:30. 1398 См.: Л к. 9:35. 1399 Ср.: Лк. 9:31. 1400 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Так в». 1401 Вставка Кройманна. 1402 Принципал — старшее должностное лицо в муниципальном городе. 1403 Consummator novi. Ср.: Мал. 4:5—6; Мф. 11:14; Лк. 1:17; Tert. De an., 35, 5—6. 1404 Конъектура Кройманна. В рукописи: «из-за нераздельности с Ним». 1405 См.: Лк. 9:33. 1406 Цитата из Лк. 9:33, на которую ссылались маркиониты. 1407 Конъектура Кройманна. В рукописи: «затемняется силой. Божественный, хотя об этом у нас с психиками имеется спор». 1408 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1409 Конъектура Кройманна. В рукописи: «сказал бы». 1410 Конъектура Кройманна. В рукописи: «не знает». 1411 См.: Мк. 8:29; Мф. 16:16; Лк. 9:20. 1412 Ср.: Лк. 9:28. 1413 См.: Втор. 19:15. 1414 Ср.: Исх. 19:16—20. 1415 Ср.: Исх. 19:16; Лк. 9:34. 1416 Кройманн выделяет здесь парентезу. 1417 См.: Пс. 2:7. 1418 См.: Ис. 50:10. 1419 См.: Лк. 9:35. 1420 Конъектура Кройманна. В рукописи: «подразумевается». 1421 См.: Лк. 9:35. 1422 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Того, стало быть, слушайте, о Котором». 1423 См.: Втор. 18:15; Деян. 3:22. 1424 См.: Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Скачать epub pdf 152. Олег Иванович, в св. крещении Иаков (в иночестве Иоаким), князь рязанский сын Ивана Ивановича (по другим родословиям – Михайловича) Коротопола, князя рязанского, от брака с неизвестною, умнейший из владетелей рязанских. Родился в Рязани около 1330 г.; получил от наследников князя Ярослава пронского г. Ростиславль (ныне село на Оке Каширского уезда Тульской губернии) около 1350 г.; восстав на Москву, в отмщение за предка своего князя Константина рязанского, умерщвленного в Москве князем Юрием (Георгием) московским (впоследствии великий князь Юрий III, см. 193), разорил порубежную с рязанскими землями Лопасню в 1353 г.; принял к себе многих бояр московских, недовольных правительством Ивана II (см. 98), в 1357 г.; выхлопотал присылку из Орды нарочного, царевича Мамат-Хожи, с требованием утвердить законно рубеж между Москвой и Рязанью, в 1358 г.; поразил в бою кровопролитном татарского царевича Тагая, опустошившего Рязань, в 1366 г.; разбит москвичами на Скорнищеве и потерял взятую у него Рязань в 1371 г., но выгнал из нее соперника своего, князя Владимира пронского, и заключил мир с великим князем Дмитрием (впоследствии Донской) в 1372 г.; по договору Москвы с Тверью избран посредником между ними, на случай дел спорных, в 1375 г.; исстрелянный и окровавленный, едва спасся от царевича Арапши, разгромившего Рязянь, в 1377 г.; потерпел от нашествия Мамаева в 1378 г.; вошел в союз с Мамаем, по разбитии которого Дмитрием Донским на поле Куликовом (Епифанского уезда Тульской губернии) бежал в Литву, но, прощенный великим князем, возвратился на свой рязанский стол в 1380 г.; при нашествии Тохтамыша указывал татарам безопасные броды через Оку, за что пострадала Рязань, вконец разоренная москвичами в 1382 г.; нежданно явившись к Коломне, взял ее «изгоном» (внезапным нападением), но усовещен и склонен к миру св. Сергием Радонежским в 1385 г.; чуть не попался татарам при взятии ими Рязани в 1387 г.; отражал татар, пустошивших окраины рязанские, в 1388 г.; чествовал у себя на Рязани митрополита Пимена, ехавшего в Грецию, 13 апреля 1389 г.; сам по себе, не глядя на Москву, воевал с Литвой и осаждал Любутск (под Калугой) в 1396 г.; убежденный св. Киприаном, митрополитом киевским, сделал денежное пожертвование в пользу цареградских греков в 1398 г.; «в караулех возле Копор у Дону» избил множество татар, захватив и предводителя их, царевича Мамат-Салтана, в 1400 г.; внезапным нападением вместе с князем Юрием смоленским, зятем своим, взял отторгнутый литовцами Смоленск в 1401 г.; огорченный пленом сына своего (Родьслава), попавшего в руки литовцам в бою у Любутска, умер в Рязани 5 июля 1402 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Пишу Вам настоящие строки с просьбою посоветовать: как мне поступить? Махнуть ли рукой, или ждать, или с своей стороны «предпринять какие-либо шаги», как принято выражаться? Высшие петербургские сферы, и именно те, от которых зависит решение дела, 1379 Вам известны, и совет Вы могли бы мне подать благоразумнейший, чего и просит глубоко уважающий вас Н. Гиляров-Платонов . Печатается впервые по автографу: СПбФ АРАН. Ф. 137. Оп. 3. 246. Л. 17–18 об. На бланке «Современных известий». (Черновик: РНБ. Ф. 847. 406. Л. 2–5 об.) XI. Н. Н. Новиков, А. Д. Галахов. Письма к Н. П. Гилярову-Платонову о воспоминаниях «Из пережитого» и очерке «Экскурсии в русскую грамматику» (1884, 1886) 1) Письма Н. Н. Новикова 1 СПб. 26 окт(ября) (18)84. (Колокольная, 13) Не знаю, как и извиняться перед Вами, многоуважаемый Никита Петрович, за нарушение правил самой обязательной деликатности по отношению к Вам. Благодарю, очень благодарю за переданную мне И. П. Корниловым 1380 «Экскурсию» 1381 Вашу и еще больше за отпущение моей вины перед Вами, выразившееся в письме Вашем от 22 с(его) м(есяца). Извинившись в неделикатности, скажу о деле. Цензура реклам в медиц(инской) области введена против беззастенчивой эксплуатации нашего общественного невежества заграничными рекламистами чудодейственных врачебных средств. «Пришлите мне 5 долларов, – пишут, напр(имер), из Америки, – и я вам вышлю лекарство против глухоты», – и наши глухари посылали рубли, а взамен их не получали никакого ответа. Дело нашей цензуры кое-как шло, пока было в распоряжении Медиц(инской) академии и факультетов; 1382 но когда эти ученые органы власти, ввиду увеличившегося числа газет, отказались от навязанной им формальной обязанности, поневоле пришлось привлечь к ней мед(ицинские) управы, а с нею чиновника. А эта тля тлит 1383 неминуемо. Конфиденциально сообщено будет «quos ego» 1384 Медиц(инскому) управлению, допустившему своего чиновника до Геркулесовых столбов лихоимства, а циркулярно – всем мед(ицинским) управлениям и редакциям газет, что следует разуметь под рекламою и по каким признакам отличать тяжу: 1385 если бы чиновник заподозрил из видов лихоимения в тяже рекламу, то редакция и без установленного разрешения напечатает не-рекламу. Таков смысл ответа, данного мне Мамоновым 1386 с прибавлением благодарности за сообщение позорного для чиновничества факта.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Не имате ли предводителей радости, но имате благодать раждающагося Господа. Не имате ли предторжествующих на земли, но имате вождествующих ко святому празднеству, имате наставляющих в небесныя позоры 1378 . Имате звезду, наставляющую ко храмине рождьшагося, – с сею тецыте. Имате волхвы, предводящия ко превечному Младенцу, – с сими дароносите 1379 . Имате пастыри, хвалящих удивительно, – с сими предивно похвалите. Имате ангельския лики – всесладостно и весело с ними воспойте. Имате Пресвятую Деву и Владычицу Богородицу – о сей торжествуйте. Имате Божию всебогатую благодать – сею всесветло и многорадостно утешайтеся, всемолитвенно празднуйте, всеторжественно радуйтеся, всесладостно и спасительно всеспасительную песнь воспевайте: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех ныне и всегда и в неисчетныя 1380 веки. Аминь. Слово о скорби и великодушии О скорбных сетования случаех и како великодушным подобает в скорбех быти Настоящаго сего непостояннаго века многосмущенная суетная жизнь коль есть борзопреходящая 1381 , коль скорообратная 1382 , коль присноволнуема 1383 , яже никогда же стояти твердо, никогда пребывати недвижимо может, но присно непостоянными движении, присными обуреваньми смущаема, люте волнуется. Аще убо кто наречет ю коло присновращаемое 1384 , не погрешит, ибо, всегда вращающаяся, человеки, обретаемыя на ней, присно обращает: оваго от высоких на нижайшая печално сводящи, оваго от низких на высокая радостно возносящи. Аще кто струею скоротекущею ону наречет, не погрешит, зане вся пловущая по ней скоро претекают, и скорбная, и радостная, и славная, и безчестная пребыстрейше относятся в конечнаго безвестия неудобознаемое 1385 море. Аще кто дымомь исчезающим сию именует, не погрешит: вся бо тоя действа, вся случаи скороисчезателно исчезают и, яко дым, по воздуху удобно расточаются. Аще кто искушалищемь ю именует, не погрешит от правды, ибо всякаго в ней обитателя прегорчайшими наведеньми 1386 необходно 1387 искусит, ныне пламенем напасти, ныне же пелынемь горести, заутра мракомь всескорбныя печали всепрескорбно уязвляюще. И тако всякаго человека мимоходно 1388 окружает, вся мимотекателно объемлет, яко никтоже того нападения свободно преминути может, по речению мудраго: «Искушение есть человеку житие». Сматряя на сего позорище, всемрачное непостояньство, ужасным удивлениемь объемлемь бываю, яко не токмо злыя и беззаконныя досаждает, но и дивныя в благости преужасно оскорбляет. Вижду бо предобрыя и благия напастьми окружаемы мужы – и разделяюся душею. Вижду праведныя человеки неправедно безчестиемь окружаемы – и снедает ми ся сердце. Вижду святыя и богоугодныя, обиды и досаждения приемлюща, – и раздвояет ми ся мысль, недоумеющи таковым непостоянным движениемь. Что убо иное, что же возглаголю, токмо оное: яко настоящий век борения есть и злострадания поле, подвиги и храбрость и богатство текущих объявляющи, по гласу апостольску: «Ты же трезвися о всем,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1380 В curriculum vitae он пишет: «...поступил в 1874 г. в Новороссийский университет по историко-филологическому факультету и здесь слушал лекции проф. В. И. Григоровича по славяноведению». 1381 Через месяц он – студент Петербургского университета, с домом он, очевидно, порвал окончательно, потому что 27 мая 1875 г. в его прошении на имя «инспектора студентов» речь идет о выдаче билета «на проезд в Бессарабскую губернию и свободное проживание в Киприановском монастыре на каникулы». 1382 Материальная нужда становилась жизненным состоянием. Еще при поступлении в Новороссийский университет Сырку имел на руках удостоверение Страшенского сельского полицейского управления, выданное 4 августа 1874 г., о том, что «его отец Агапий Сирков, будучи обременен остальным его семейством, состоящим из жены, трех сыновей и двух дочерей, не в состоянии содержать более сына Полихрония на воспитании». 1383 23 января 1875 г. он обращается к ректору Петербургского университета об освобождении от оплаты права слушания лекций во втором полугодии, 1384 прилагая свидетельство страшенского сельского старосты о бедности: «Предъявитель сего, студент Санкт-Петербургского университета Полихроний Агапиев Сырку, 23 лет, имеет отца, поселянина с. Страшены, мачеху, двух братьев и двух сестер, из которых никто на казенное содержание не воспитывается. Отец его, Сырку, владеющий домом в с. Страшенах и землею наравне с другими поселянами того же села, на службе не состоял и не состоит. В удостоверение чего, за подписанием и приложением казенной печати, на основании вышеозначенных, вполне достоверных сведений, свидетельствуется, что студент Сырку в 1874/1875 учебном году не в состоянии внести в Санкт-Петербургский университет за слушание лекций за полгода 25 рублей серебром». 1385 19 марта 1875 г. историко-филологический факультет ходатайствовал перед Правлением университета о «назначении студенту I курса П. Сыркову единовременного пособия в размере 40 рублей ввиду его крайней бедности». На документе помета декана факультета: «Ходатайствую о г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

444 ...короля литовского держателя себе восхотеша имети. – Это же обвинение в контактах с королем Казимиром Ягеллоном (король Польши с 1447 г.) выдвигалось московской «Повестью о взятии Новгорода Иваном III» (см.: т. 7 наст. изд.). 445 ...яко Тита, римского царя, Еуспасиянова сына, разорити град Иерусалим... – Еуспасиян (Веспасиан) – римский полководец, с 69 г. – император. Он и его сын Тит (император с 79 г.) вели войну с восставшей против Римской империи Иудеей в 67–70 гг. События этой войны, закончившейся взятием и разрушением Иерусалима, описаны сторонником Веспасиана и Тита Иосифом Флавием в «Истории Иудейской войны», созданной в 75–79 гг. и известной русским читателям по переводу с XII в. (см.: Мещерский Н. А. «История Иудейской войны» Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.: Изд-во АН СССР, 1958). 446 Царь Ахмат восприим царство Златые Орды по отце своем, Зелети-Салтане царе... – Ханский престол в Большой Орде перешел к Ахмед-хану после сына Тохтамыша Сейид-Ахмета. 447 ...ни мало убояся страха царева... – Эпизод с «потоптанием» ханской басмы носит легендарный характер. Однако, действительно, Иван III в 1476 г. прекратил выплату дани Орде. 448 ...базму – парсуну лица его... – Изображение людей вообще было запрещено у мусульман. По-видимому, эта деталь введена автором с чисто художественной целью. 449 ...и прииде на Русь к реце Угре... – Речь идет об историческом походе на Русь Ахмед-хана осенью 1480 г., с которым связывается окончательное освобождение Руси из-под власти Золотой Орды. Река Угра – левый приток Оки, впадаюший в нее возле Калуги. 450 ...ноября в 1 день... – Дата указана ошибочно. Войска Ахмед-хана, согласно летописным источникам, появились на Угре почти на месяц раньше – в начале октября. 451 ...якоже и царь Тактамыш лестию взял. – После поражения Мамая на Куликовом поле в 1380 г. в Золотой Орде воцарился Тохтамыш. В 1382 г., придя на Русь, он обманом захватил Москву (см.: т. 6 наст. изд.). 452 Та бо река многа места обходящи... защищающи Рускую землю. – Угра была в XV в. пограничной рекой, разделявшей русские и литовские земли. Будучи в те времена довольно широкой и глубокой рекой с крутыми и обрывистыми берегами, Угра представляла серьезное естественное препятствие на пути военных отрядов и не раз останавливала врагов Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце 1722 года обер-прокурор обратил внимание Синода на крайнюю запущенность дел в монастырском приказе, зависевшую от неисправности судьи приказа, и Синод почти немедля назначил нового судью 1374 . В 1724 году обер-прокурор предлагал оштрафовать московскую духовную дикастерию, которая, вопреки общему требованию Синода, представила в Синод дело без своего мнения. Предложение это не было рассмотрено Синодом 1375 . Иногда обер-прокурор выступал с проектами новых постановлений. Так, в 1723 году он предлагал, ввиду уменьшающихся с каждым годом средств монастырского приказа и возрастающей недоимки за крестьянами церковных вотчин, вернуть монастырскому приказу розданные в управление монастырей заопределенные вотчины. Синод не согласился на это 1376 . По предложению обер-прокурора Синод учредил в 1724 году, по примеру светского ведомства, особую контору инквизиторских дел при Синоде 1377 . Иногда обер-прокурор входил с проектами решения синодальных дел, имевших, впрочем, отчасти и казенный интерес. Так, в 1723 году он предлагал Синоду об освобождении Петровского Высокого и Донского монастырей, по просьбам их настоятелей-архимандритов, от уплаты «презентальных денег» придворному священнику за объявление о рождении царевича, начисленных недоимкой с 1710 года; также – о продаже оставшегося после умершего в 1705 году Устюжского архиерея имущества в погашение сделанного на почившем начета в пользу казны 1378 . По предложению обер-прокурора собраны были сведения о наличности хлеба в заопределенных вотчинах 1379 . Иногда обер-прокурор выступал пред Синодом и в качестве ходатая по делам, не относившимся к обер-прокурорской должности. Так, в 1723 году Синод, по ходатайству обер-прокурора, дозволил выпустить в продажу 311 икон, задержанных у крестьян села Палеха. Крестьяне эти привезли всего 837 икон, из которых только 26 по осмотру были признаны хорошими, 500 признаны негодными и потому «счищены», а 311 признаны по достоинству – ниже среднего и были задержаны для исправлений 1380 . В 1725 году по просьбе обер-прокурора отданы Синодом «в благословение к супружеству некоей убогой девице» две иконы из конфискованных Синодом у казненного попа Лебедки 1381 . В октябре 1722 года обер-прокурор обращался к Синоду по своему личному делу; он просил назначить следствие о священнике, который держал у себя беглого крестьянина, принадлежавшего Болтину, и нанес ему побои. Синод исполнил просьбу обер-прокурора 1382 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Для того чтобы утопизм свободной любви выглядел несколько более православно, Н. Бердяев предлагает следующее объяснение: «Русская мораль в отношении к полу и любви очень отличается от западной морали. Мы всегда были в этом отношении свободнее западных людей и мы думали, что вопрос о любви между мужчиной и женщиной есть вопрос личности и не касается общества. Если французу сказать о свободе любви, то он представляет себе, прежде всего, половые отношения. Русские же, менее чувственные по природе, представляют себе совсем иное – ценность чувства, не зависящего от социального закона, свободу и правдивость. Серьезную и глубокую связь между мужчиной и женщиной, основанную на подлинной любви, интеллигентные русские считают подлинным браком, хотя бы он не был освящен церковным и государственным законом. И, наоборот, связь, освященную церковным законом, при отсутствии любви [...] считают безнравственной, она может быть прикрытым развратом» 1379 . Преображение пола Размышления Вл. Соловьева в его Смысле любви 1380 показывают, что можно оставаться в рамках традиционной морали, вместе с тем обогащая ее новым видением. Бердяев высоко оценивал это произведение: «Статья Вл. Соловьева “Смысл любви” – самое замечательное из всего им написанного, это даже единственное оригинальное слово, сказанное о любви-эросе в истории христианской мысли... Вл. Соловьев – первый христианский мыслитель, по-настоящему признававший личный, а не родовой смысл любви между мужчиной и женщиной» 1381 . Однако половые отношения будут воистину «личностными», лишь когда они станут духовными. И потому недостаточно лишь «оправдывать» половую жизнь, необходимо в полной мере способствовать ее становлению в истории спасения, развивающейся от материи к Духу. Вл. Соловьев анализирует этот процесс от первых симптомов влюбленности через супружескую жизнь до целомудрия, которое является эсхатологической целью этого становления. Половая супружеская жизнь – это «естественное последствие не достигнутого в настоящем совершенства и необходимый путь для его будущего достижения». В совершенном браке деторождение ненужно и невозможно. «Совершенный брак есть начало нового процесса, не повторяющего жизнь во времени, а восстанавливающего ее для вечности» 1382 . На основании тонких психологических наблюдений Вл. Соловьев показывает, что «быть влюбленным» означает открыть для себя «другого» как личность, и именно это открытие требует отношений, становящихся вечными, а значит, и духовными.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010