Свт. Стефан стал печальником за свой народ. Он просил великого князя в Москве, чтобы зырян не обижали тиуны; он пошел в Новгород, чтобы оградить их от новгородских разбойников, и добился у новгородского посадника строгого запрещения ушкуйникам 57  ходить на Зырянскую землю. Во время неурожая и голода он закупал в Устюге и Вологде хлеб для голодающих зырян. По его личной просьбе московский великий князь прощает зырянам налоговые недоимки за несколько лет и «унимает поборы княжеских и боярских тиунов». Святитель ограждал зырян и от соседних воинственных языческих племен, которые тоже приходили к ним с грабежами. Миссионерская деятельность свт. Стефана продолжалась восемнадцать лет — с 1379 по 1396 г. (до кончины святителя). За это время его проповедь достигла отдаленных пределов Зырянского края, а Пермская епархия раскинулась от Усть-Выми на 500 и более километров в разные стороны. Во время одной из своих поездок, в 1396 г., он прибыл в Москву, где заболел и, тихо уснув, скончался. Похоронен Стефан был в кремлевском монастыре Спаса на Бору. Житие свт. Стефана заканчивается «плачем» пермских людей, Пермской Церкви и самого автора, Епифания: «плачет вся Зырянская земля». Свт. Стефан Пермский был близким другом и сотаинником преп. Сергия. В 1390 г. свт. Стефан направился в Москву с ходатайством по поводу нужд своей паствы. Проезжая в девяти верстах от Троицкой обители преп. Сергия, он остановился, сотворил молитву и сказал: «Мир тебе, духовный брат!» Преподобный в это время сидел с братией монастыря за трапезой. Узнав духовным взором о приветствии свт. Стефана, он встал, поклонился и сказал: «Радуйся и ты, Христов пастырь; мир Божий да пребывает с тобою!» В память этого чудесного общения святых установлен обычай, до сих пор сохранившийся в Троице-Сер-гиевой Лавре: на трапезе по звону колокола вся братия встает, и начальствующий произносит краткую молитву: «Молитвами святителя Стефана Пермского и преподобного и блаженного отца нашего Сергия Радонежского, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

727 ...тако же и другому старцу его, именем Андрю, иконописцу преизрядну... – Знаменитый древнерусский живописец Андрей Рублев. Спасский собор Андроникова монастыря был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным в начале второй четверти XV в. Рассказ об игуменах Савве и Александре, преемниках Андроника, и об Андрее Рублеве обычно рассматривают как интерполяцию Пахомия Логофета. 728 И тако съставляет монастырь... – Симонов монастырь был основан около 1370 г. Этот монастырь был посвящен Рождеству Богородицы (Старое Симоново). 729 ...и въ архимандритх въ всх русскых старйшиньству сподобляеться, въ еже Симановьскый честнйши монастырь в Руси Феодоровъ строится въ патреарше имя. – Во время поездки в Константинополь в 1383 г. Федор был поставлен в архимандриты патриархом Нилом (1378–1388 гг.), а Симонов монастырь сделан ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно константинопольскому патриарху. 730 ...на томъ мст благодатию Христовою устроенъ бысть монастырь... – Β 1379 г. Симонов монастырь был перенесен на новое место и посвящен Успению Богородицы. 731 По времени же Феодоръ... възведенъ бысть на архиерейство града Ростова... – Β 1390 г. Федор, став епископом ростовским, добился в Константинополе превращения Ростовской епископии в архиепископию. 735 ...обрте мсто угодно на рец, зовомой Дубенк... – Дубенский Шавыкинский монастырь, посвященный Успению Богоматери, был основан на северо-западе от Троицкой лавры на острове р. Дубенки, впадающей в р. Дубну. 736 Вручи же святый игуменъство от ученикъ своих, Сав именем... – Позднее Савва основал Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. 737 ...на Коломн, въ отечьств его, на мст, именем Голутвин... – Голутвин Богоявленский монастырь был основан около 1385 г. в устье р. Москвы. 739 ...благословит мсто на рц Наре, и въздвигнет церковь въ имя Зачятиа пречистыа Богородица. – Высоцкий (Богородицкий Зачатьевский) монастырь был основан в 1374 г. близ Серпухова на р. Наре – притоке р. Оки. 740 И сего оставляет святый строити монастырь...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31 Акт. Истор. Т. I. N 252. Заем состоял в 1000 р. старых новгородских. Он сделан вместе с Феодором Архиепископом Ростовским. В случае их смерти представлялось взыскать долг с их церквей и монастырей, занеже о тех церквах испроторен бысть сий долг. Грамота была засвидетельствована Императором и Патриархом. 32 Григорий Цамблак, в похвальном слове Киприану, говоренном спустя три года после его кончины (1409 г.), упоминает о посещении Киприаном г. Тернова назад тому 30 лет (след. 1379 г.), во время путешествия из Киева в Константинополь. Все это проповедник рассказывает довольно широко. Слово сие находится в рукопис. Синодальн. Библ. под N 384, в 4 д. Город Тернов здесь называется отечеством Киприана. Из послания его к игумену Афанасию видно, что несколько времени был он и на Афоне; но это должно быть гораздо ранее. 34 Это видно из подписки его на рукописи, хранящейся в библиотеке М. Д. Акад., под N. 152 в 4 д. Здесь сказано: «В лето 6895 априлия 24. свршишася сия книгы в Студийской обители Киприаном, смеренным Митрополитом Кыевским и всея России». Рукопись сия есть Лествица пр. Иоанна Лествичника . 36 О церкви и монастыре св. Николая, так называемого Старого, см. Строева, Указатель к царским выходам стр. 59, 60. О встрече Никон, Лет. IV, 193., где сказано, «прииде к Москве, в великое говение, на средокрестной неделе». Пасха в 1390 г. была 3 апреля. 37 Никон. Лет. IV, 193. «Тогда же вси Епискупи Рустии прияша кождо свою епископию, пришедше же к Киприану Митрополиту на Москву, глаголюще сице: се уже Киприан Митрополит всей Русии бысть, и пришедше от Киева сяде на Москве, на своей Митрополии». 38 Истор. Иерарх. Росс. Церкви, изд. 2 стр. 64, 65, где помещены два списка русских епархий XIV ст. Но в сих списках по прежнему считаются раздельно епархии, давно уже между собою соединенные, напр: белогородская, юрьевская и полоцкая, а некоторые вовсе не считаются, напр. звенигородская. В летописях времени Киприанова, кроме вышеупомянутых архиепископий, упоминаются след. епископии тверская, рязанская, коломенская, сарайская, звенигородская, пермская, смоленская, волынская, туровская, полоцкая, луцкая, хельмская. К ним должно причислить епархии галичскую и перемышльскую. Акт. Запад. Рос. Т. 1. стр. 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Поэтому описатель судеб Византийской церкви от середины XIV до середины же XV в. чувствует себя чрезвычайно обедневшим историческими материалами. Правда, продолжатели Григоры и Кантакузина, писавшие после падения Константинополя, не совсем оставляют без внимания указанное нами столетие, но их известия очень скудны и малоценны, так как эти историки не были современниками более ранних событий, ими упоминаемых. Нам остается описать жизнь и деятельность еще десяти патриархов, правивших Византийской церковью до падения Константинополя. Но мы не имеем возможности характеризовать каждого из патриархов рассматриваемого времени, что составляет долг ис торика, а можем сообщить некоторые известия о них, вроде тех, какие сообщаются беспритязательными летописцами. Сделаем то, что для нас возможно. Преемником патриарха Филофея был Макарий, но о нем мы ничего не знаем, кроме того, что он избран был из числа монахов (известие это у Купера) и еще того, что он дважды восходил на патриаршую Византийскую кафедру; 682 оба раза он правил Церковью очень короткое время: первый раз года два (1376–1378 гг.), а второй раз ровно год (1390–1391 г.). Больше можем сообщить сведений о преемнике Макария Ниле (1379–1388 гг.). Нил пользовался большим почтением в Византийской церкви. Имя Нила, по смерти этого патриарха, возносилось с похвалами в известном церковном чине в Неделю Православия. При этом случае возглашалось: «Блаженно скончавшемуся Нилу, святейшему патриарху, ревностно подвизавшемуся за церковь Божию и ее догматы словом, делом и учением, писаниями и добрыми делами – вечная память». Здесь по всей вероятности разумеется борьба его с латинянами и защита учения паламитов. 683 Патриарх Нил принадлежал к образованным пастырям Константинопольской церкви. Он известен был своими проповедями, списки с которых и доныне можно находить в восточных библиотеках. Один из последующих Византийских патриархов, знаменитый Геннадий Схоларий , человек ученый, сделал такой отзыв о проповедях Нила: «Если бы кто сравнил проповеди Нила с проповедями великого Иоанна Златоуста и признал их сестрами, то Не погрешил бы против истины».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Архив Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане ( к 600-летию преставления святителя ) Свт. Киприан у ног Христа Давние связи Руси со Святой горой, как в первый раз и официально был назван Афон в уставе императора Константина Мономаха 1046 г., имеют прочное начало, заложенное еще прп. Антонием Печерским († 1073), но их особенное развитие пришлось на время управления всероссийской митрополией святителем Киприаном († 1406). Сохранилось известие, датированное не ранее 1379 г., о приходе в Новгород с Афона старцев, вероятно, сопровождавших на Русь митрополита Киприана. В это же время на Афоне подвизается игумен новгородского монастыря на Лисьей горе Иларион. Он принес с Афона список известного сочинения игумена Никона Черногорца «Тактикон», с которого уже в 1397 г. по благословению архиепископа Иоанна « два калугера, Яков да Пимин » делают новый список в новгородском Лисицком монастыре при игумене Варлааме (РНБ, F. п. I. 41). Другой постриженник Лисицкого монастыря - прп. Арсений Коневский († 1447) был принят в 1390 г. игуменом Иоанном на Святой Горе, где подвизался три года. По возвращении в 1393 г. в Новгород он принес икону Богоматери в благословение со Святой Горы, а также общежительный афонский устав, согласно которому была построена жизнь в обители на острове Коневец, расположенном на Ладожском озере. Следует отметить, что в новгородских пределах первые насельники с Афона появляются в середине XIV века, когда к прп. Лазарю Муромскому († 1391), пришедшему на Русь из римской обители Санта Прасседе и основавшему Свято-Успенский Муромский монастырь на Онежском озере, присоединяется его спосник и сподвижник святогорский старец Феодосий. Еще одним оплотом святогорского иноческого предания на Руси в эпоху митрополита Киприана стал в 1389 г. вологодский Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере, куда св. блгв. кн. Димитрий Донской направил настоятелем прибывшего с Афона Дионисия Святогорца, ставшего в 1418 г. архиепископом Ростовским. От него приняли пострижение и благословение Святой Горы прпп. Дионисий Глушицкий († 1437) и Александр Куштский († 1439). Учеником Дионисия Святогорца и прп. Дионисия Глушицкого был прп. Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец († 1442). Афонские традиции в Спасо-Каменном монастыре сохранялись вплоть до старца Паисия Ярославова и его ученика – преп. Нила Сорского.

http://pravoslavie.ru/put/060930150342.h...

В лит-ре существует мнение, что предложение кандидатуры Е. на Патриарший престол было результатом компромисса, достигнутого между крупнейшими сербскими обл. правителями ( Р. Лазар Ucmopuja, култ, Он же. Сабрана дела. Београд, 2001. С. 108-109). О деятельности Е. во главе Церкви сохранилось мало сведений. Во 2-й грамоте кн. Лазаря (1380-1389) о монастыре Лешье упоминается о земельной тяжбе в суде между Хиландаром и семьей вельмож Вукославичей, которую князь передал на суд Е. ( Coлobjeb А. Jeдho из доба кн. Лазара//Архив за правне и друштвене науке. Београд, 1929. 18(35). С. 190-195). Первый срок пребывания Е. на Патриаршем престоле был непродолжительным. Согласно Житию, он упросил Собор и князя освободить его от первосвятительства по возрасту и немощи. Не исключено, однако, что после смерти Георгия Балшича (1379) необходимость в компромиссной фигуре патриарха отпала, и кн. Лазарь при отсутствии сопротивления со стороны Е. воспользовался возможностью возвести на Патриарший престол своего кандидата. Новым патриархом был избран Спиридон , а Е. удалился в пустыню возле царского (основанного Душаном) мон-ря св. Архангелов близ г. Призрен. После смерти своего преемника Е. согласился в 1389 г. на нек-рое время возвратиться на Патриарший престол, поскольку Собор для избрания нового главы Сербской Церкви не мог состояться из-за тур. нашествия и гибели кн. Лазаря. В 1390 г. на Соборе, созванном кн. Стефаном Лазаревичем, патриархом Сербским был избран Даниил III , а Е. вернулся в пустыню. Патриарх Даниил навестил Е. перед смертью, вместе со священниками и монахами торжественно отпел и похоронил его в ц. св. Димитрия в мон-ре Печ. Литературное творчество После открытия во 2-й пол. 70-х гг. ХХ в. в составе болг. сборника 3-й четв. XIV в. (Ath. Chil. N 341) цикла гимнографических сочинений с акростихами с указанием имени автора Ефрем Д. Богданович высказал мнение о тождестве гимнографа с соименным патриархом ( 1978; Он же. 1980. С. 182-184). Это мнение, однако, не получило широкого признания (обзор мнений см. в ст. Ефрем , гимнограф). Агиография

http://pravenc.ru/text/182079.html

Возможно, что ее после 1390 года ввел в употребление сам Киприан. См. перевод пространной редакции Энкомиона в Приложении 9.    249, стлб. 1643.    Текст см.; 234, 1860. май, с. 84—85. Это издание не воспроизводилось в 236 вместе с другими письмами Киприана; перевод см. Приложение 7.    Текст см.: 236, стлб. 173—186. Перевод см. Приложение 8.    Ср. дискуссию о личности Митяя и обстоятельствах его выдвижения.    Голубинский (201. с. 230—231), Карташев (206, с. 235) и другие историки видели в этом письме доказательство того факта, что Алексий назначил Михаила своим преемником (как это сделал Феогност относительно самого Алексия). Мы уже показали, что Алексий в конце жизни, напротив, поддерживал монашескую партию. Более того, Киприан прямо говорит, что это клевета на Алексия («а что клеплют митрополита, брата нашего, что он благословил есть его на та вся дела, то есть лжа»), и утверждает, что располагает текстом завещания Алексия, который представит константинопольскому патриарху. (236, с. 180—181). Более того, Киприан приводит канонические аргументы против самой возможности епископам назначать себе преемников, и при этом не обвиняет Алексия в таком поступке. Мы увидим, что назначение Михаила было результатом соглашения между Дмитрием и прогенуэзским правительством в Константинополе.    102, II, с. 120—122; к сожалению, акты патриархата времен Макария (который был низложен в 1379 году) не сохранились.    «Яз, Божиим изволением и избранием великого и святого собора, и благословением и ставлением вселеньского патриарха, поставлень есмь митрополитом на всю русскую землю». (236, стлб. 173).    «Аще брат мой преставился, аз есмь святитель на его месте, моя есть митрополия». (236, стлб. 180).    236, стлб. 186. В ответ на письмо Киприана, Сергий и Феодор выразили свою верность ему как законному митрополиту; ср. третье письмо Киприана к ним, написанное 18 октября 1378 года в Киеве (изд. 233, с. 202).    О путях между Русью и Константинополем и политическом и экономическом значении и использовании того или иного из них см. 244.    Его поездку в Болгарию подробно описывает Григорий Цамблак в надгробной речи Киприану (195, с. 185—187; комментарий к тексту: 239, с. 478).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

А когда получил сведение, что нет там ни кафедральных, ни приходских церквей, ни священнослужителей римского обряда, напротив, существуют кафедральные соборы и епископы русские — православные, то немедленно повелел (в августе 1372 г.) Краковскому епископу, чтобы он апостольскою властию совершенно удалил всех русских — схизматических — епископов от их церквей и от их епископств. Неизвестно, исполнено ли и в какой мере это распоряжение папы; изгнаны ли были тогда православные епископы совсем из своих епархий или только лишены своих соборных церквей. Но чрез два с небольшим года галицкий князь Владислав испросил у папы Григория XI позволение основать как бы взамен православных латинские епископии в Галиче, Перемышле, Владимире и Холме с возведением Галича на степень митрополии или архиепископства и тогда же обратил в Галиче православный кафедральный собор в собор латинский, наделив его разными имениями и десятинами. А папа, давая разрешение основать означенные епископства, писал, что будто в тех местах издавна существовали кафедры латинских иерархов и только временно были отняты схизматическими епископами. С 1375 г. в Галиче латинский архиепископ действительно начал существовать и назывался то Галицким, то Львовским (по Львову, где первоначально основана была латинская архиепископия при Казимире и куда вскоре она снова перенесена из Галича). Существовал также латинский епископ, по крайней мере с 1384 г. или 1390 г., и в Перемышле. Но во Владимире и Холме латинские епископии были основаны при галицком князе Владиславе, по всей вероятности, только номинально, как in partibus infidelium [в областях неверных (лат.)]: иначе не мог основать их этот князь в городах, не находившихся в его владениях. Вскоре затем нахлынули в Галицию странствующие братия ордена доминиканцев и папа предоставил им (1378) некоторые монастыри, находившиеся в Галицкой Руси и Валахии . С 1379 г. Галиция перешла под власть венгров, а с 1387 г. снова подпала под владычество польское, и латинский элемент все более и более в ней усиливался.

http://sedmitza.ru/lib/text/435942/

1377 Ср. выше, стр. 154—155. 1378 Паломон. § 43. 1379 Апост. Пост. V, 19. 1380 Паломн. § 44. 1381 Апост. Пост. V, 19. 1382 См. выше, стр. 139. 1383 Собор Сарагосской (Caesarang.) 280 г. пр. 3. Ammianus Marcel , XXI, 2. Ruinart , Acta mart., passio Philippi Heracleensis c. 2, p. 440. Kellner Heortologie, 115. 1384 Август . Слово 202 гл. 2. 1385 Cod. Theodos. II, 8, 20, 25. v, 2. Cod. Justin. III, 12, 6. 1386 Апост. Пост. V, 3. VIII, 33. 1387 Seldenius , De Synedriis III, 14. Kellner , Heortol. 112. 1388 Так и у Ипполита Римского . Слово на Богоявление. 1389 Август . Слова 199—204. Тоже Фульгенций , еп. Пуспенский в С. Африке (VI в.). На Западе с праздником издавна соединялось и воспоминание о чуде в Кане, как показывает нынешнее богослужение в римской церкви 6 января, а по местам и воспоминание о чудесном насыщении 5000 и доже о воскрешении Лазаря ( Kellner, Heortologie, 113). 1390 Епиф. Кипр . Прот ер. 51. 16—27ю Изл веры21 и см. ниже. 1391 Паломн. § 25. 1392 Паломн. § 26. 39. 1393 Паломн. § 26. 1394 Епиф. Кипр . Прот. ер. 51. 16. 24. 1395 Кассиан . Собеседов. X, 2. 1396 Василий В . Сл. 25, на св. Рождество. Migne , Patrol. s. gr. 31 col. 1473. 1397 Григорий Б . Слово на светы. 38. Migne , Patrol. s. gr. t. 46, col. 579. 1398 Comberfis F . Historia heresis monophelitarum. Par. 1648, p. 306. 1399 Последнее и самое полное издание в Monumenta German. Historiae, Auctores antiquissimi t. IX, vol. 1 fasc. 1. Berol. 1891. Важнейшие отделы сборника: Natales (дни рождения) Caesarum, Fasti consulares (присутственные дни) на 354 г., пасхалия 312—358 г., продолженная позднейшею рукою до 410 г., список римских префектоа до 354 г., Depositio episcoporum – дни смерти римских епископов 255— 352 г., Depositio martyrum — дни погребения римских мучеников, календарь языческих праздников, написанный и художественно отделанный Фурием Дионисием Филокалом (по катакомбным надписям — каллиграфом папы Дамаса). Сборник снабженный и многими иллюстрациями (портретами цезарей видами городов) составлял д.б. справочник для сановника; сохранился в рукописи VII-VIII вв. Kellner , Heortologie, 92.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Один за другим при сестрах-императрицах Зое (1042–1050) и Феодоре (1042–1056) вступали на престол и уходили Роман III Аргир (1028–1034), Михаил IV Пафлогон (1034–1041) и Михаил V Калафат (1041–1042). И, наконец, царственные сестры начали править совместно с Константином IX Мономахом (1042–1055). А после смерти императрицы Зои ее сестра номинально вышла замуж за Михаила VI Стратиотика (1056–1057), оставаясь его соправительницей. Что бы ни говорили о «многоцарствии» Византийских царей потомки, легко убедиться, что в действительности этот дворцовый хаос всякий раз оказывался единственным средством обеспечить политическую стабильность и преемственность власти. Или, в крайнем случае, передачу ее более достойному лицу, в котором Римская империя остро нуждалась. Сын императрицы Марии Аланской юный Константин Порфирородный Дука соцарствовал с Алексеем I Комнином (1081–1118), пока не скончался от болезни. И едва ли стоит говорить, что и в этот раз «многоцарствие» оказалось полезным: всем известно, сколько Алексей I сделал для Римского государства. После смерти Мануила Комнина остались его жена Мария и 12-летний сын Алексей II (1180–1183); в государстве начались нестроения, которые слабая женщина не могла и едва ли хотела разрешить. Тогда по требованию аристократии и Церкви вторым императором был признан Андроник I Комнин (1183–1185), вскоре узурпировавший престол и запятнавший себя убийством малолетнего царя. Как следствие, его царствие было недолгим, но если бы цареубийства не произошло, этот альянс мог бы принести замечательные плоды. В дальнейшем император Андроник II Старший (1282–1328) соцарствовал со своим сыном Михаилом IX Палеологом (1295–1320), а после его смерти с внуком Андроником III Младшим (1328–1341). Но, пожалуй, наибольшие приключения выпали на долю сына Андроника III императора Иоанна V Палеолога (1341–1391). В определенное время он делил свою власть с целым сонмом василевсов: Иоанном VI Кантакузеном (1347–1354), Андроником IV Палеологом (1376–1379) и Иоанном VII Палеологом (1390). Если учесть, что помимо них императорский венец носили на своих главах его мать императрица Анна Савойская, признанная соправительницей сына в 1341 году, жена Иоанна V Палеолога Елена Кантакузен и супруга Иоанна VI Кантакузена Ирина, то количество императоров впечатляет. Однажды возникла идея венчать на царство еще и сына Иоанна Кантакузена Матфея, но сам отец благоразумно отказался от нее .

http://pravoslavie.ru/60482.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010