Нисходя по ступеням социальной лестницы, мы приближаемся к настоящему византийскому пролетариату. Помимо презираемых профессий: публичных музыкантов (αλητα) 1359 , мимов, забавлявших зрителей неприличными сценами 1360 , актёров-борцов 1361 или шутов, развлекавших скучающих, богачей 1362 , помимо всех городских проституток и нищих, сюда следует отнести многочисленный, не имеющий определённых занятий безработный люд, составлявший контингент подёнщиков, который ради насущного хлеба охотно брался за всякий труд, способный доставить ему несколько скудных оболов. В агиографии мы не раз встречаем этих ργτα 1363 , φιλóπονοι 1364 , χειρоτχναι 1365 или χερντιδες (когда речь шла о подёнщицах женщинах) 1366 , которые работают в качестве μισϑωτα или μισϑαρνοντες 1367 , с трудом сводят концы с концами, и безнадёжно голодают при всякой дороговизне съестных припасов 1368 . Часть их находит применение своей рабочей силы в эргастериях ремесленников 1369 , другие, наоборот, исполняют всякую чёрную работу по домашнему хозяйству, или же зарабатывают пропитание в качестве слуг. Мы читаем о преп. Авксентии, что, придя в Константинополь, он нанялся рабочим в одну из шёлковых мастерских Ваттополия, выговорив себе подённую плату только в три обола в день, на хозяйских харчах 1370 . Египетский камнетёс пр. Евлогий зарабатывал в течение долгого трудового дня всего лишь 12 оболов 1371 . Столько же получал и старец Виталий, нанимавшийся на разную подённую работу 1372 . Пр. Павел, будучи священником, но не зная никакого ремесла, нанимался в Эдессе подёнщиком за 100 оболов в день, с придачей одного «колюрия» хлеба 1373 . Он исполнял при этом различные домашние службы, а во время летнего сезона работал в садах, причём редкостью рабочих рук летом и объясняется, быть может, столь необычно высокая подённая плата. Лимонарь Иоанна Мосха рассказывает о «разумном брате», подённо нанимавшемся в городе на строительные работы для того, чтобы доставить средства на посещение увеселительных заведений «брату чувственному», и о некоем епископе, для смирения ходившем подёнщиком на постройку 1374 . В чудесах вмч. Артемия есть эпизод, повествующий нам об одном из тех многочисленных рабочих, которые трудились в кипевших торговой жизнью константинопольских портах. Работая над разгрузкой бочек с вином, этот рабочий сильно ушибся, и его хозяин, по-видимому, довольно гуманный человек, позвал на свой счёт врача, и выдал несчастному пролетарию «тримисий» на лекарство 1375 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Волынская епархия (с резиденцией во Владимире Волынском). Смоленская епархия (выделена из Переяславской). До 1156 г., вероятно, в 1140-е гг. Галицкая епархия (выделена из Волынской). В течение XIV в. неоднократно выделялась в самостоятельную митрополию: в 1302–1303–1305 гг. с подчинением ей Туровской, Перемышльской, Владимиро-Волынской, Холмской, Луцкой епархий; ок. 1331–1347 гг.; в 1371–1391–1392 гг. с подчинением Перемышльской, Владимиро-Волынской, Холмской епархий. После 1187 г., возможно, в 1198 г. Рязанская епархия (выделена из Черниговской). Владимиро-Суздальская епархия (выделена из Ростовской). С 1381 г. архиепископия. 1219–1220 г. или, возможно, ранее – в 1117–1127 гг. Перемышльская епархия (выделена из Галицкой или Волынской). До 1238 г., возможно, в 1219–1220 г. Угровская епархия (выделена из Волынской); ок. 1240 г. перенесена в Холм, с этого времени называется Холмской. До 1288 г., вероятно, в 1220–1230-х гг. Луцкая епархия (выделена из Волынской). Сарская (Сарайская), с нач. XV в. – Крутицкая епархия. С 1269 г. включила в себя Переяславскую епархию. После 1250 г., ок. 1271 г. Тверская епархия (отделена от Владимиро-Суздальской). Ок. 1317 г. Литовская митрополия (выделена из Киевской митрополии), кафедра в Новогрудке; в период ок. 1317 – ок. 1328 г. в состав митрополии входили Туровская и Полоцкая епархии. В 1354– 1361 гг.– Волыно-Литовская митрополия, в состав которой входили Полоцкая, Туровская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Холмская, Перемышльская, Галицкая епархии, а в 1415– 1419 гг.– Полоцкая, Черниговская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Холмская, Смоленская, Туровская епархии. Суздальская епархия (выделена из Владимирской – митрополичьего диоцеза). В 1374–1407 гг. архиепископия. До 1365 г. и в 1374–1394 гг. (фактически до 1385 г.) в епархию входили также Нижний Новгород и Городец с их владениями. Ок. 1350 г. Коломенская епархия (выделена из Рязанской). Приложение 3 Архиереи Русской Православной Церкви (1240–1448) 2994 Киевские и всея Руси митрополиты Свт. Кирилл II (III)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Такие же ясные и определенные свидетельства об этом дает нам Церковь на основании святоотеческих творений. Св. Афанасий Великий в своем творении: «Слово о воплощении Бога Слова», говорит: «Он только один мог все возсоздать, Он один довлел к тому, чтобы за всех пострадать и за всех ходатайствовать пред Отцом» 1364 . «Само Слово прияло на Себя тело для принесения жертвы за подобные тела, это дают разуметь Писания, говоря: понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той преискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти... ( Евр. 2:14–15 )» 1365 . В означенных словах своих св. Афанасий ясно показывает нам, что Сын Божий, и только Он один, как Бог, и только Он Сам, т.е. без всякого посредства, совершил Свое воплощение для нашего спасения. Та же самая мысль ο совершении воплощения непосредственно Самим Богом Словом выражается в учении св. Иоанна Дамаскина и св. Симеона Нового Богослова , которые, точнее уясняя данную истину, свидетельствуют, что Бог Слово совершил Свое воплощение Духом Святым, или чрез Духа Святаго. Имея в виду вышеуказанные слова Архангела Гавриила Деве Марии 1366 , св. Иоанн Дамаскин так изъясняет их: «после того, как св. Дева изъявила согласие, на Нее… сошел Св. Дух для принятия божества Слова, а вместе и для рождения Его. И тогда ипостасная Мудрость и Сила Всевышного Бога, Сын Божий, единосущный со Отцом, осенил Ее... и из непорочных и чистейших Ея кровей образовал Себе плоть, одушевленную душею, одаренною, как разумом, так и умом… творческим образом, чрез Св. Духа» 1367 . «Словом же: Христос называем имя ипостаси… служащее для обозначения двух естеств. Ибо Сам Он помазал Себя: помазывая Свое тело Своим Божеством, как Бог» 1368 . «Сын и Слово Бога и Отца, говорит св. Симеон Новый Богослов , не отделившись от Отца, сошел с небес и воплотился от Духа Святаго и Марии Приснодевы» 1369 . «И се Сам Бог, соделавшись человеком, принес Себя в жертву умилостивления» 1370 . «Когда слышишь, что Бог, создавший небо и землю… соделался человеком; не думай, что сие совершилось для другого чего, кроме как для того, чтобы возможно было Самому Богу подъять некиим образом смерть посредством человеческого естества» 1371 . Указывает также св. Симеон на непосредственное совершение Словом Своего воплощения, когда ставит последнее в параллель факту создания Богом Евы из ребра Адамова, библейское описание чего исключает всякую мысль о посредстве при этом создании. «Как тогда, – говорит св. Симеон, – при сотворении праматери нашей Евы, взял Бог ребро Адамово и создал из него жену: таким же образом и теперь взял Создатель наш и Творец Бог от Богородицы и Приснодевы Марии плоть» 1372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Место было избрано в четырех верстах от Кремля, на речке Яузе, то самое, на котором князь Всеволод Юрьевич встретил полчища Батыя кровопролитным боем. Сам преподобный Сергий приходил благословить это место. В 1361 году обитель была окончена строением. Великий старец не раз приходил сюда к любимому своему ученику и подкреплял его в подвиге своими беседами. Однажды великий подвижник зашел сюда поклониться образу Спаса (который был принесен Святителем Алексием из Царьграда) пред отправлением в дальний путь, в Нижний Новгород (в 1365 году), и при прощании долго беседовал с Андроником. Впоследствии на месте их разлуки поставлена часовня. Это на пути во Владимир. Точно так же после того святитель Алексий и великий князь Димитрий останавливались в обители Андроника пред иконой Спасителя, когда святитель в 1371 году провожал великого князя до Оки, на пути его к хану. В обители преподобного Андроника, при самом ее открытии, установлено было и общежитие. Духовная жизнь процветала здесь под надзором святого ученика Сергиева. Здесь воспитались его спостник и преемник по игуменству преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил, которые расписывали придворный Благовещенский собор и соборные храмы во Владимире и Сергиевой лавре. И поныне стоит на правой стороне царских врат Троицкого собора чудотворная икона Пресвятой Троицы, написанная Андреем. Преподобный Иосиф Волоколамский говорит об этих святых иконописцах, что «они отличались таким подвижничеством, такой ревностью к посту и иноческой жизни, что удостоились божественной благодати. В самый праздник Светлого Воскресения Христова, сидя на скамейках и имея пред собой честные иконы, смотрели они на них неуклонно и исполнялись святой радостью и светом. Так поступали они и в другое время, когда не занимались писанием икон. Потому Владыка Христос прославил их в последний час смерти. Сперва преставился Андрей, потом заболел и спостник его Даниил и, будучи при последнем издыхании, видел своего спостника Андрея в великой славе, с радостью приглашающего его в вечное и бесконечное блаженство» 101 . Оба блаженные иконописца умерли около 1430 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

IV, 30//Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 57—58. 1361 Пространный катихизис. С. 74. 1362 Пространный катихизис. С. 73. 1363 Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 480. 1364 Например, см.: Феофил Антиохийский, свят. К Автолику. С. 11. Кн. I, 12.; Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 514—515. Кн. V. Гл. 32, 1. 1365 См.: Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные. XVIII, 18//Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 305. 1366 См.: Августин, блаж. О граде Божием. Т. II. С. 319. Кн. 13. Гл. 20. 1367 См.: Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Первое послание к Коринфянам. 41, 3//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 10. Кн. 1. М.: «Радонеж» православное братство, 2004. С. 427—428. 1368 Пространный катихизис. С. 46. 1369 Например, см.: Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 526. Кн. V. Гл. 36, 1. 1370 Сами наименования «царство благодати» и «царство славы» не заимствованы из Священного Писания. Подробнее об этом см.: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 489—491. 1371 Например, см.: Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные. XV, 26—29//Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 242—245; Григорий Богослов, свят. Сло- во 30, о богословии 4-е//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 430—431. 1372 См.: Пространный катихизис. С. 47. 1373 См.: Макарий (Булгаков), еп. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 491. 1374 См.: Там же. С. 491—492. 1375 См.: Там же. С. 493. 1376 См.: Августин, блаж. О граде Божием. Т. IV. С. 176—180. Кн. 20. Гл. 7.; Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 493—494. 1377 Пространный катихизис. С. 77. 1378 В VI в. автор трактата «О разделениях» говорил о тех, кто отрицают вечность наказания грешников, и полагал, что под «веком» следует понимать некоторый промежуток времени. См.: De sectis. 10//PG. Т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

1361. См.: Быт. 42:20; 44:1. 1362. См.: Быт. 27:38, 39. 1363. seruus est. Qui Nauroy: seruus est qui Schenkl. 1364. Ср. описание мудреца у Цицерона (musc. 5. 48). 1365. minitabatur Nauroy: minitabat Schenkl. 1366. См.: Гал. 4:22–31. 1367. Ср.: 2Кор 3:6. 1368. См.: Рим. 9:27; Ис. 10:22. 1369. См.: Быт. 27:41. 1370. Свт. Амвросий толкует имя Ревекка как «терпение», см.: Isaac 1. 1. 1371. См.: Рим. 12:19. 1372. magisterio Nayroy: ministerio Schenkl. 1373. См.: Быт. 28:12. 1374. См.: Притч. 5:15–16. 1375. См.: Быт. 29–31. 1376. То есть систему или совокупность нравственных правил. 1377. Дерево стиракс, дающее благовонную смолу, возможно, является серебристым тополем. 1378. См.: Быт. 30:37–39. 1379. См.: Пс. 140 1380. См.: Числ. 17:8. Палла указывает на толкование Оригена, что жезл Ааронов прообразует древо Христа, т. е. Крест Господень (horn in Num. 9. 7) (Palla. P. 290–291, n. 78). 1381. То есть разногласия с братом Исавом. — Примеч. пер. 1382. См.: Быт. 28:18. Далее сказано, что Иаков «нарек имя месту сему Вефиль», «дом Божий». 1383. Более подробно о поисках Лавана говорит свт. Амвросий в fug. 4. 22–5. 25. 1384. См.: Ioseph 5:25. 1385. См.: Ин. 1:16. 1386. Указание на чтение свидетельствует о том, что текст предназначался для проповеди в храме. 1387. Ср.: Vergilius, georg. 2. 507: Condit opes alius defossoque incubat auro. 1388. Такая этимология встречается также в fug. 5. 26, она восходит к Филону (agric. 42; fug. et inu. 44) (Palla. P. 295, n. 83). 1389. См.: Быт. 31:25–30. 1390. Такое толкование двух браков Иакова было устоявшимся у древних христианских авторов, ср. у Иустина Философа (dial. 134. 3). 1391. См.: Рим. 5:20. 1392. В переводе с еврейского имя Рахиль означает «овца, имеющая ягнят». Но в epist. 4 (М 27) свт. Амвросий имя Рахиль толкует как «сильное веяние» (aspiratio fortis). 1393. См.: Быт. 30:23. 1394. См.: Быт. 31:34. Ср.: fug. 5.27. 1395. См.: Быт. 32:1. 1396. Это описание сходно с Вергилиевыми, georg. 2. 212: Ieiuna… glarea; Aen. 4. 366: …duris genuit te cautibus horrens/Caucasus.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

На Афоне он пробыл около семи лет. В Зографском монастыре он поселился в древней башне Иоанна Селины. Однако здесь его постигло испытание. В 1365 г. турки захватили Адрианополь (Одрин) и сделали его своей столицей. В 1369 г. Император Иоанн V Палеолог объезжал Западную Европу в поисках помощи и средств против турок. Категорическим условием Западной католической Европы предоставления помощи была уния. 18 октября 1369 г. в Риме Император принял унию и перешел в католичество, подписав самолично унию с Римско-католической церковью. На обратном пути его пленили венецианцы, требуя уплаты долгов, грозя ему долговой тюрьмой. Еле выкупленный, в октябре 1370 г. он возвратился в Константинополь. Отчаянно нуждаясь в деньгах, по навету какого-то монаха, что болгарский монах Евфимий происходит из знатной фамилии и у него много денег, Император не поленился съездить на Афон, чтобы выудить деньги у Евфимия. Кроме того, в ходе вымогательства, между Евфимием и Императором породилось и прение об унии и Император угрозами пытался заставить Евфимия как авторитетного монаха одобрить и принять унию. Св. Евфимий остался непреклонным в православном исповедании. Император сослал его на заточение на о-в Лемнос, надеясь, что родные Евфимия в Болгарии выкупят его. Дело кончилось Божественным вмешательством – Императору было «некое угрожающее видение» и он отпустил Евфимия. В 1371 г. через Константинополь Евфимий возвратился на родину, в родной город Велико Терново. В Велико Терново Евфимий поселился в монастыре св. Троицы и здесь развернул кипучую литературную деятельность. Основной его целью было всецелое исправление церковной болгарской жизни. Он продолжил дело своего учителя св. Феодосия Терновского и в результате его многосторонней деятельности создалась Терновская книжная школа. Его трудами и прилежанием, его личной заслугой является орфографическая реформа – скорее этимологическое упорядочение норм правописания болгарского языка в сторону архаизации Кирилло-Мефодиевского наследия, чем сообразование с уже довольно изменившейся грамматической структурой болгарского языка; исправление и унификация богослужебных книг, что позднее было перенесено его учениками на Русь и было положено в основу русского исправления книг, начатого задолго до Патриарха Никона ; новые переводы житий святых и особенно составление житий болгарских святых и похвальных слов к их праздникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исправленный перевод Лествицы (в 142 и сл.) согласен со списком Киевского митрополита Киприана, писанным, как означено в нём рукою самого святителя, в Константинопольском Студийском монастыре 6895 (1387) года. И замеченные при описании двух старших списков сей редакции особенности языка в формах грамматических и правописании, в других списках более или менее сгладившиеся, указывают на происхождение этой новой редакции из Сербии. Действительно Шафарик, в «Обозрении примечательнейших письменных памятников древнего времени у Сербов и других южных Славян», между прочими рукописями, под 82., упоминает о «книге Иоанна Лествичника , которая, по повелению князя Георгия Бранковича, была сличена по древним рукописям многими иноками Хиландарского монастыря, под председательством Браничевского митрополита Савватия». 93 В списке Лествицы, который хранится в монастыре Крушедоле и писан иеромонахом Давидом в 6942 (1434) г., Шафарик нашёл замечание, что князь Бранковичь собрал для этого столетних старцев из Хиландаря, равно как и древние рукописи Греческие из Константинополя и Славянские из Хиландаря в Смедерево, чтобы иметь Лествицу в надлежащем порядке. В этом списке, Лествице предшествует житие Иоанна Лествичника и некоторые послания от него и к нему; на конце присовокуплены объяснения некоторых аллегорических выражений. И так можно думать, что наши списки ново-исправленной редакции ведут своё начало от этого исправления Сербского. Время его можно определить следующими соображениями: имя Георгия или Георга и брата его Влъка, сыновей великого севастократора Бранка, господина граду Охриду, встречается в хризовуле царя Сербского Стефана Уроша, данном монастырю Хиландарскому (без года), где прописано, что упомянутые братья приложили сему монастырю село Перестенино и др. 94 Известен и другой хризовул Стефана царя о селе Перестенине с означением 6873 (1365) г. 95 У Шафарика, в упомянутом «Обозрении письменных памятников», под 32 упоминается жалованная грамота князя Вълка Бранковича на две деревни монастырю Хиландарскому, данная 15 Авг. 1371 г. И так могло статься, что сличение Лествицы было совершено ещё около 1370 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Крестным знамением освящаются все божественные таинства, им же совершается освящение и всякой вещи, потребной для жизни. 1365. Можно ли читать молитву Ефрема Сирина в праздничные и будничные дни или только в Великий Пост? Можно, если требует душа. 1366. Можно ли в праздники, святки, светлые седмицы читать канон покаянный, если совершил грех? По правилам Церкви в дни Светлой седмицы покаянные каноны по уставу читать не положено. Достаточно покаянных молитв во время поста, а совершённый грех очищается на исповеди. В эти же дни лучше стараться не грешить. 1367. Можно ли делать земные поклоны на домашней молитве в святки, праздники, светлые седмицы, если согрешил и совесть не позволяет молиться стоя? Нужно стараться жить по уставу Церкви, который отменяет земные поклоны в эти дни, но в домашней молитве можно допустить и коленопреклонение. 1368. Можно ли заменить утренние и вечерние молитвы чтением акафистов и канонов, после «Отче наш…» до «Достойно есть..»? Можно, если в этом есть какая-то особая нужда, но лучше не придумывать себе своих уставов, а следовать Церковному. Каноны и акафисты читаются в свободное время, можно порекомендовать и чтение Псалтири. 1370. В нашем храме каждую субботу во время литургии ходят с чашками и подносами мимо каждого молящегося, собирая деньги на строительство храма. Позволительно ли это? Что сказать об этом настоятеле? Это – традиции многих храмов и вас это не должно беспокоить, так как за это отвечает настоятель храма. Эти вопросы нужно, не стесняясь, задавать своему настоятелю. 1371. Изменил ли Иисус Христос Закон, данный Богом Моисею? Вообще-то на этот вопрос я нахожу ответ в Библии в Святом Благовествовании от Матфея: Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 15: 17). Почему же в церквях почитают воскресенье – первый день недели, а не субботу – седьмой день, как заповедал нам Бог? Внимательно читая Евангелие, вы увидите, что очень многие положения Ветхого Завета (Моисеева Закона) вызывали постоянное отрицательное отношение к ним Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Тип такого деревянного креста с лёгким тонким стволом и ветвями напоминает древние кресты тёмного дерева с золотыми или серебряными золочёными обкладками завершений ветвей и рукояти. Например, это крест XV века работы троицкого резчика и золотых дел мастера Амвρосия 1365 , крест начала XVI века из Благовещенского собора Московского Кремля 1366 , крест XVI века со скаными серебряными обкладками 1367 . Такой же принцип украшения завершений восьми концов креста серебряными обкладками встречается на рассмотренных ниже двух реликварных крестах 1368 . Эти деревянные реликварные кресты с резными изображениями помещены в деревянные, прямоугольной формы, ставротеки конца XVI – начала XVII века в виде иконной доски с ковчегом и являются вкладами Никиты Григорьевича Строганова в Благовещенский собор г. Сольвычегодска. Фон («свет») двух ставротек украшен аналогичным узором серебряной золочёной басмы 1369 . Рис. 1. Ставротека. Крест деревянный. Вторая половина XVI века. Оклад креста и ковчег – конец XVI – начало XVII веков. ГМЗМК Рассмотрим подробнее эти памятники. Первый реликварный восьмиконечный крест, сделанный из гробовой доски митрополита Петра и помещённый в ставротеку, сохранился в музее «Московский Кремль» (рис. 1). Этот деревянный резной крест аналогичен благословенным крестам «ярославского» типа второй половины XVI века 1370 . Большое сходство этого реликварного креста с ярославскими предметами имеется, прежде всего, в форме креста с округлой в сечении рукоятью, а также в иконографии и характере рельефов Распятия и поясных изображений святых, вкомпонованных в круги 1371 . Поэтому можно предположить, что реликварный крест с округлой рукоятью изначально был благословенным и выполнен ярославским мастером второй половины XVI века. Вероятно, позже, в конце XVI – начале XVII века, в сольвычегодских мастерских крест был помещён в ставротеку, имеющую для него углубление и широкие поля, украшенные узорчатой басмой, превратившись в икону Креста. Возможно, и это же время сделаны и серебряные обкладки креста, из которых сохранилась только одна нижняя.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010