Алексий, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Бяконт Елевферий Федорович) († 1378, память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Родился в конце XII века (между 1292 и 1300 гг.) в г. Москве в семье черниговского боярина Федора Бяконта. На 20-м году жизни ушел в Московский Богоявленский монастырь и в 1320 году принял монашество с именем Алексия, находясь под руководством опытного старца Геронтия. В 1340 году митрополит Феогност определил его жить при своем святительском дворе и заведовать церковными судебными делами Церкви. 6 декабря 1352 года митрополитом Феогностом хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. В 1354 году патриархом Каллистом был утвержден «архиепископом Киева и великой России с титулом всечестного митрополита и экзарха». Скончался 12 февраля 1378 года в Чудовом монастыре. 20 мая 1431 года в Чудовом монастыре обрушилась церковь , в которой был погребен святитель Алексий. Падавшими камнями был разбит гроб его, в котором и обрели нетленные мощи святителя. Святитель Алексий явил собою образ доброго пастыря и деятельного патриота. Он сумел сочетать в себе эти два великих качества. Это был муж славный в добродетелях, отличавшийся силою слова, сведущий в канонах и искусный в знании как церковных, так и гражданских законов. Эти качества и послужили причиной представления его к иерархическому управлению самой святейшею митрополией Киевской и всея Руси. Со времени возведения святителя Алексия в митрополита началась его деятельность по устройству и восстановлению церквей и монастырей. В 1361 году были восстановлены монастыри: Чудов, Спасо-Андроников и Алексеев в Москве; в 1362 году – Симонов, Серпуховской, Владычный вне Москвы; в 1365 году – Константинов близ Владимира, Благовещенский в Нижнем Новгороде. Святителю Алексию пришлось вести напряженную борьбу за единство Русской Церкви. Благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера в соединении с умом и образованием он смог поставить архипастырскую власть в России на небывалую высоту. Призванный волею Божиею к управлению дел церковных и государственных, он, как первоиерарх Русской Церкви, всегда оставался первомолитвенником за православных людей, церковным пастырем, кротким аскетом, человеком безупречной иноческо-подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

сост. Ю.П. Зуев Именной указатель Алексей (Алексий) (Бяконт Елевферий-Симеон; около 1304–1378) – митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г.; фактически глава московского правительства при малолетнем князе Дмитрии Донском и сподвижник князя в борьбе за укрепление политического единства Руси. Алексий I (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970) – Патриарх Московский и всея Руси (1945–1970); ему выпало быть предстоятелем РПЦ в годы хрущевских гонений на религию. Алексий II (Ридигер Алексей Михалович; 1929–2008) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1990 г.); возглавлял Церковь в первые годы ее институционального возрождения в постсоветский период. Андрей (Шептицкий Роман; 1865–1944) – митрополит Галицкий, предстоятель Украинской греко-католической церкви в 1901–1944 гг. В 1941 г. приветствовал вторжение немецких войск на территорию СССР; в 1942 г. выступил против геноцида евреев фашистами, организовал кампанию спасения евреев; в 1944 г., сразу после вступления во Львов Советской армии, направил Сталину поздравительную телеграмму. Антоний (?–1581) – митрополит всея Руси (1572–1581); при нем по воле Ивана IV церковными соборами 1572 и 1580 гг. были приняты установления о запрете Церкви приобретать или брать в качестве вклада земельные владения. Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936) – архиепископ Псковский (1903– 1910), Новгородский (1910–1920); один из трех кандидатов на Патриарший престол на Поместном соборе 1917–1918 гг.; осужден на три года (1927 г.) за антисоветскую деятельность с высылкой в Среднюю Азию; митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933–1936). Бердебек – хан Золотой Орды в 1357 г. Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) – Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960–1964), Первый (с 1964), Генеральный (с 1966) секретарь ЦК КПСС. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) – философ, богослов, депутат 2-й Государственной Думы (февраль – июнь1907), православный священник (с 1918), выслан из СССР (1923). Вениамин (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич; ок. 1700–1785) – архиепископ (с 1762), митрополит (с 1775) Казанский, проводил активную миссионерскую работу среди коренных народов Казанского края, разоблачал Ем. Пугачёва как самозванца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ († после 1392), прп. (пам. 19 янв., 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, инок Троице-Сергиева мон-ря ( Троице-Сергиева лавра ), ученик и собеседник прп. Сергия Радонежского. Основными источниками его биографии являются Житие прп. Сергия и службы ему, сохранившиеся в неск. редакциях. М. был младшим современником прп. Сергия. Происхождение М., обстоятельства и время его прихода в обитель неизвестны. В число первых 12 насельников Троице-Сергиева мон-ря агиограф Пахомий Логофет его не включает. Поэтому можно предположить, что М. оказался в обители после 1354 г., когда прп. Сергий стал ее настоятелем. В 70-х гг. XIV в. М. уже считался достаточно авторитетным монахом Троице-Сергиева мон-ря; так, в личной беседе он называл прп. Исаакия Молчальника «чадо» ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 361). В 1-й Пахомиевой редакции Жития прп. Сергия (по Б. М. Клоссу) сохранились сведения о чудесах и видениях, имевших место в обители. Согласно одному из них, во время богослужения в Троицкой ц. прп. Исаакий Молчальник «приник» в храме за «малыми дверьци». Он стал свидетелем того, как преподобным Сергию, его старшему брату Стефану Радонежскому и сыну последнего свт. Феодору Симоновскому сослужил некий священник («незнаема и цветяше образа его красота»). Этим наблюдением прп. Исаакий поделился с М., и тот сообщил, что имел то же видение. М. высказал предположение, что это священник, к-рый приехал в Троице-Сергиев мон-рь вместе с князем боровским и серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым. Поскольку обитель перешла под покровительство этого князя в 1372 г., можно предположить, что видение Исаакию и М. было в 1372 - кон. 1377/февр. 1378 г., причем их разговор мог состояться до того момента, когда Исаакий взял на себя обет молчальничества. Монахи ничего не смогли увидеть, т. к. «лице их светящеся, яко солнце, яко не могущим зрети на нь», тогда они обратились к княжескому боярину с вопросом, «имат ли попа князь с ним приехаша». Получив от него отрицательный ответ, М. с Исаакием обратились к игумену, спросив прп. Сергия: «Скажи нам, отче святыи, Господа ради, кыи есть священник незнаемыи нами, служивыи с тобою?» Однако игумен «утаи» от них явление сослужившего ему ангела, сообщив монахам, что ему сослужили только прп. Стефан и свт. Феодор. М. и Исаакий не были удовлетворены таким ответом и стали убеждать прп. Сергия в том, что они видели, как игумену сослужил в церкви еще один человек. Игумен решил «явити» М. и Исаакию Молчальнику «таину сиу» ( Клосс. Т. 1. С. 361-362). Исследовавший этот фрагмент Жития Клосс установил, что речь может идти о его текстуальной связи с рассказом о явлении ангела в Житии прп. Евфимия Великого (Там же. С. 36). В 3-й (по Клоссу) редакции Жития М. также упоминается как свидетель сослужения ангела прп. Сергию (Там же. С. 405-406).

http://pravenc.ru/text/2561306.html

Н.А. Маясова Указатель русских святых 973 Авраамий Ростовский (ум. 1077 ?), преподобный, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, почитался с XII в., канонизирован до 1547 г., память 29 октября – с. 12, 36, 41 Александр Невский (1220–1263), князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский, почитался с конца XIV в., память 30 августа, 23 ноября – с. 70, 72; кат. 9, 93 Александр Свирский (ум. 1533), преподобный, основатель Александро-Свирского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 30 августа – с. 41, 47, 51 Алексий (1290-е гг.1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., канонизирован в 1447 г., память 12 февраля – с. 15, 16, 17, 24, 30, 32, 51, 64, 73; кат. 9, 17, 18, 45, 48, 64, 66, 69, 70, 93, 96, 98, 101, 108, 109, 117, 118, 125, 129, 149, 150, 151, 152, 153 Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430), преподобный, московский иконописец, память 4 июля – с. 23, 24, 44; кат. 6, 42, 43, 176 Андроник (упоминается в 1395 г.), преподобный, основатель Московского Спасского монастыря, почитался с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Антоний Печерский (ок. 983–1073), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря и монашества на Руси, почитался с конца XI в., память 10 июля – с. 63; кат. 10, 23, 108, 174 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы, канонизирован в 1597 г., память 17 января и 3 августа – с. 51, 72 Арсений Коневский (упоминается в 1447 г.), преподобный, основатель Коневского монастыря на острове Ладожского озера, память 12 июня – с. 58 Борис (в крещении Роман) (убит в 1015 г.), князь-мученник, сын великого князя Киевского Владимира Святославича, князь Ростовский, канонизирован в 1072 г, память 24 июня – с. 24; кат. 9 Варлаам Хутынский (ум. 1192), преподобный, основатель Хутынского монастыря, почитался с XIII в., мощи обретены в 1440 или в 1452 г., память 6 ноября – с. 21, 41; кат. 2, 3, 10, 108 Василий Блаженный (ум. 1552), московский юродивый, канонизироваи в 1588 г., память 2 августа – с. 39 ,41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Свящ. Димитрий становится духовником вел. кн. Димитрия Ивановича и хранителем печати. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН, 31.7.30-1. Л. 758 об.) Свящ. Димитрий становится духовником вел. кн. Димитрия Ивановича и хранителем печати. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН, 31.7.30-1. Л. 758 об.) (Митяй, наст. имя Димитрий; † 1379, под К-полем), нареченный митрополит Киевский (1378-1379). Происходил из семьи священника (по преданию 1-й трети XVI в., был родом из рязанского г. Тешилова на Оке). Служил в одной из церквей Коломны, являвшейся личным доменом Владимирского и Московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского . Имел представительную внешность, был начитан, красноречив, обладал хорошим голосом. Этим, вероятно, Димитрий привлек внимание вел. князя, к-рый не позднее сер. 70-х гг. XIV в. перевел его в Москву и приблизил к себе. Димитрий стал духовником и печатником Димитрия Иоанновича. В 1376 г. в К-поле было принято решение о временном разделе Киевской епархии . На ее территории, входившей в состав Литовского великого княжества , был поставлен митрополитом близкий к Литовскому вел. князю Ольгерду болгарин свт. Киприан , с тем чтобы после смерти имевшего постоянную резиденцию в Москве митрополита свт. Алексия (1354-1378) он объединил всю Русскую митрополию под своей властью. По-видимому, узнав о таком решении, вел. князь предложил Димитрия как преемника свт. Алексия на посту главы Русской Церкви. Митр. Алексий не одобрял кандидатуру священника, не имевшего монашеского опыта («новоука»), но, очевидно, согласился из-за отсутствия более достойного кандидата (согласно житийному рассказу, прп. Сергий Радонежский не принял предложение митр. Алексия возглавить митрополию). В 1376 г. Димитрий принял монашеский постриг (внешне как бы по принуждению - «яко неволею»). Его совершил настоятель кремлевского митрополичьего Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря Елисей Чечётка. Почти сразу вслед за этим М. был поставлен архимандритом великокняжеского московского в честь Преображения Господня мужского монастыря (Спаса на Бору) . Свт. Алексий направил К-польскому патриарху Макарию (1377-1379, 1390-1391) послание с просьбой о поставлении М. в митрополита.

http://pravenc.ru/text/2563620.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРЖАЧСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Основание Сергием Радонежским мон-ря на р. Киржач. Миниатюра из Лицевого Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 205) Основание Сергием Радонежским мон-ря на р. Киржач. Миниатюра из Лицевого Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 205) (Владимирской и Суздальской епархии), находится в г. Киржаче Владимирской обл. В XIV-XVIII вв. мужской. Основан, вероятно, во 2-й пол. 70-х гг. XIV в. прп. Сергием Радонежским в Московском княжестве (до 1302 Переславское, до 1362 Владимирское великое княжество ) на возвышенности у р. Б. Киржач (Киржач), притоке р. Клязьмы, на территории Переславской десятины Митрополичьей области. Точная дата создания К. м. определяется историками на основании анализа череды недатированных событий, изложенных в Житии прп. Сергия Радонежского: введения в Троицком мон-ре общежительного устава (см. Троице-Сергиева лавра ), конфликта прп. Сергия с братией и его уход в Махрищский мон-рь, а затем на р. Б. Киржач. В дореволюционной историографии считалось, что введение общежития в Троицкой обители относится к 1354 г., к периоду 1-го Патриаршества на К-польском престоле Филофея Коккина († 1379), отправившего послание прп. Сергию с рекомендацией «составить общее житие». Поскольку, по преданию, мон-рь строился на протяжении 4 лет, то его основание датировалось 1358 г. К 1371 г. устроение обители относит Р. Г. Скрынников , полагавший, что введение «общего жития» в Троицком монастыре состоялось после вторичного вступления Филофея на Патриарший престол в 1364 г. Принятые датировки пересмотрел Б. М. Клосс : на основании углубленного исследования деталей Первой Пахомиевской редакции Жития прп. Сергия он предложил датировать устроение К. м. 1373-1374 гг. В. А. Кучкин , указывая, что К. м. находился на Переславской земле, после 1362 г. состоявшей в юрисдикции вел. кн. Московского Димитрия Иоанновича Донского, полагал, что основание К. м. произошло не ранее 1374 г., после назначения прп. Сергия духовником вел. князя. Поскольку в событиях, связанных с монастырем, фигурирует митр. всея Руси свт. Алексий († 1378), хронологические рамки ограничиваются 1374-1378 гг. Обращение патриарха Филофея к прп. Сергию с предложением ввести общежительный устав совр. историки датируют временем после 1375 г. Возможно, в результате конфликта с братией прп. Сергий покинул Троицкую обитель в 1-й пол. сент. 1375 г., К. м. основал поздней осенью-зимой 1375/76 г. В кон. марта - нач. апр. 1376 г. преподобный вернулся в Троицкий мон-рь.

http://pravenc.ru/text/1840171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛИЯ Прп. Илия Радонежский. Фрагмент иконы. Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры) Прп. Илия Радонежский. Фрагмент иконы. Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры) († между 29.05 и 5.06.1384), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, 1-й келарь Троице-Сергиева мон-ря. Сведения об И. содержались в несохранившейся Троицкой летописи (свод 1408/09 г.), отразившейся в Рогожском летописце сер. 40-х гг. XV в. и в Симеоновской летописи кон. XV в.: «Раб Божии чернець Илья, келарь Сергиев игуменов, добрыи, послушливыи, живыи святым житьем в послушаньи у святого старца, быв послушлив и до смерти» ( Присёлков. 2002. С. 428; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 149-150; Т. 18. С. 135). Как показал М. Д. Присёлков , источником данной записи была монастырская летопись ( Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. СПб., 1996. С. 192; ср.: Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 364). Б. М. Клосс приписывает характеристику И. прп. Епифанию Премудрому ( Клосс. Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 245-247), с этой т. зр. не согласны др. исследователи. Упоминание в летописи прп. Сергия как «святого старца» указывает на то, что текст был отредактирован после канонизации преподобного, т. е. после 1422 г. Происхождение, обстоятельства и время прихода И. в Троице-Сергиев мон-рь неизвестны. Автор Жития прп. Сергия Пахомий Логофет не включил И. в число первых насельников обители, поэтому можно предположить, что святой поселился здесь после 1353-1354 гг., когда прп. Сергий стал настоятелем. В 70-х гг. И. пользовался в обители авторитетом, вслед. чего был назначен келарем. Пахомий Логофет сообщает (не называя имени И.) о том, что появление должности келаря (так же как и др. хозяйственных послушаний) в Троицком монастыре было связано с переходом к общежительному уставу, происшедшим после получения прп. Сергием соответствующей грамоты К-польского патриарха Филофея Коккина (С. 363). По наблюдениям В. А. Кучкина , грамота могла быть привезена греками Георгием Пердикой и Иоанном Докианом, приехавшими в Москву в янв.- февр. 1377 г. ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 80-83). Учитывая близость И. к прп. Сергию, можно предположить, что келарь был в числе троицких монахов, к-рые в сер. 1377 - февр. 1378 г. добивались возвращения своего игумена в Троице-Сергиеву обитель из киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря .

http://pravenc.ru/text/389309.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСААКИЙ († 1387/88, Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, молчальник. Основными источниками сведений о святом являются древнерус. летописи лаврентьевско-троицкой группы, Житие прп. Сергия Радонежского в нескольких редакциях и службы прп. Сергию. Происхождение И., обстоятельства и время его прихода в Троице-Сергиев мон-рь (см. Троице-Сергиева лавра ) неизвестны. Пахомий Логофет не включил И. в число первых 12 насельников обители, поэтому можно предположить, что И. появился в мон-ре после 1354 г., когда прп. Сергий стал настоятелем. В Троицкой летописи нач. XV в. И. фигурирует как «раб Божии Исакии, чернец, молчалник, ученик великаго отца игумена Сергиа, преподобнаго старца» ( Присёлков. 2002. С. 432). В 3-й (по классификации Б. М. Клосса ) редакции Жития прп. Сергия, написанной Пахомием Логофетом, И. охарактеризован как «в чюдесех знаменноносный» «присный ученик» прп. Сергия ( Клосс. 1998. С. 405-406). Прп. Исаакий Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 г. (?), поновления - 1871, 1947 гг. Прп. Исаакий Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 г. (?), поновления - 1871, 1947 гг. По-видимому, И. поддержал прп. Сергия, когда игумен вводил в монастыре общежительный устав. Вероятно, в сер. 1377 - ранее февр. 1378 г. ученик добивался возвращения игумена из киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастыря . Вернувшись в Троицкий монастырь, прп. Сергий предложил И. возглавить Киржачскую обитель, но И. отказался. При этом ученик попросил прп. Сергия благословить его на подвиг молчальничества. На следующий день у сев. ворот мон-ря, когда прп. Сергий благословлял И. принять этот обет, И. заметил, как «некыи велик пламень изшедшь от руку его» и окружил И. (Там же. С. 366, 398). С тех пор И. молчал «по вся дни живота своего» до кончины. Он подвизался «великым въздръжанием, тело свое удручаа ово постом, ово же бдением, ово же млъчанием», спасаясь от «страсти» молитвами прп. Сергия (Там же. С. 366, 397, 398). И. был книгописцем. В описи имущества Троице-Сергиева мон-ря 1642 г. отмечены 2 книги, переписанные святым: «Евангелие в десть, на бумаге, Исаковское Молчальниково» и «Псалтырь в полдесть, на бумаге, письмо Исаака Молчальника» ( Горский. 1910. С. 58; Попеску. 1979. С. 32).

http://pravenc.ru/text/674764.html

Киевские митрополиты Михаил (988 - 992) Леон(тий) (992 - 1008) Иоанн I (упоминается в 1020-е гг.) Феопемпт [Кирилл] (упоминается в 1039) Иларион (1051 - до 1055) Ефрем (упоминается в 1055; умер, предположительно, после 1061) Георгий (в 1062 прибыл в Киев, упоминается в 1072 - 73) Иоанн II (до 1077/78 - 1089) Иоанн III (1090 - 91) Николай (упоминается в 1097 - 1101) Никифор I (1104 - 21) Никита (1122 - 26) Михаил I (1130 - 1145/46) Климент Смолятич (1147 - 59; в 1155 - 58 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях) Константин I (признан не во всех епархиях, рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156 - 59) Феодор (1160 - 1161/62) Иоанн IV (1163 - 66) Константин II (упоминается в 1167 - 69) Михаил II [прибыл на Русь в 1171 (?)] Никифор II (упоминается в 1183 - 98) Матфей (по другим данным, 1200 - 20)] Кирилл I (II) (рукоположен в 1224, настолование 1225 - 33) Иосиф (1236 - ?) Кирилл II (III ?) (поставлен до 1242/43, рукоположен ок. 1246/47, на Руси упоминается в 1250 - 81) Киевские и всея Руси митрополиты Максим (рукоположен в 1283, прибыл на Русь в 1285, в 1299/1303 перенёс резиденцию во Владимир Суздальский, умер в 1305) Пётр (1308 - 26) Феогност (1328 - 53) Алексий (1354 - 78) Киприан (рукоположен в 1375, до 1378 и в 1382 - 90 в Киеве; в 1381 - 82 и в 1390 - 1406 в Москве) Михаил (Митяй) (наречённый митрополит с 1378, умер в 1379, не рукоположен) Пимен (рукоположен в 1380, принят в Москве в 1382; низложен 1384/85) Дионисий (рукоположен в 1384, умер в 1385) Фотий (рукоположен в 1408, прибыл на Русь в 1409; умер в 1431) Герасим (рукоположен в 1433, сожжён в 1435 литовским князем Свидригайлом) Исидор (рукоположен в 1436, прибыл на Русь в 1437, в 1441 бежал из Москвы в Литву, а затем в Рим) Иона (наречённый митрополит с 1442/43, рукоположен Собором русских епископов в 1448; умер в 1461 Московские и всея Руси митрополиты Феодосий (Бывальцев) (1461 - 64) Филипп (1464_73) Геронтий (1473 - 89) Зосима (Брадатый) (1490 - 95) Симон (1495 - 1511) Варлаам (1511 - 21) Даниил (1522 - 39) Иоасаф (Скрипицын) (1539 - 42) Макарий (1542 - 63) Афанасий (1564 - 66) Филипп II (Колычев) (1566 - 68) Кирилл III (1568 - 72) Антоний (1572 - 81) Дионисий (1581 - 86) Иов (1586 - 89; с 1589 патриарх) Патриархи Московские и всея Руси Иов (1589 - 1605) Игнатий (1605 - 06, 1611 - 12) Гермоген (1606 - 11) Филарет (Романов) (1619 - 33) Иоасаф I (1634 - 40) Иосиф (1642 - 52) Никон (1652 - 66) Иоасаф II (1667 - 72) Питирим (1672 - 73) Иоаким (Савелов) (1674 - 90) Адриан (1690 - 1700) Тихон (Белавин) (1917 - 25) Сергий (Страгородский) (1943 - 44) Алексий I (Симанский) (1945 - 70) Пимен (Извеков) (1971 - 90) Алексий II (Ридигер) (с 1990)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1359...

Тем самым становится понятным, что гипотезу В. Г. Брюсовой следует отвергнуть. Несмотря на этот формально неутешительный результат, разыскания исследовательницы имели важные последствия. Историки, вынужденные возвратиться к традиционной точке зрения, должны были констатировать, что 1360 г., выбранный в качестве даты начала Андроникова монастыря, не имеет под собой серьезных оснований. Отсюда становилось ясным, что точную дату основания обители следует отыскивать в промежутке между 1354 и 1378 гг., т.е. когда русскую церковь возглавлял митрополит Алексей. Впервые эта мысль была высказана в литературе еще И. У. Будовницем, указавшим, что хотя Андроников монастырь был основан при митрополите Алексее, «точная дата его основания неизвестна» 463 . Пытаясь сузить хронологические рамки, Б. М. Клосс обратил внимание на известие Пахомия, что Андроник был пострижен лично Сергием и прожил в послушании у него 10 лет. Преподобный мог постричь своего ученика только официально став игуменом, т.е. начиная с середины 1354 г. Поскольку нам известно точная дата, когда Андроник прошел этот обряд (17 мая празднуется память апостола Андроника, в честь которого ученик Сергия получил свое монашеское имя), становится понятным, что он мог постричься не ранее 17 мая 1355 г. Прибавляя к этой дате указанные Пахомием 10 лет, которые Андроник прожил в Троицкой обители, получаем 1365 г., ранее которого монастырь не мог быть создан. Из других источников выяснилось, что Андроник скончался 13 июня 1373 г. Тем самым оказалось, что Андроников монастырь возник между 1365 г. и 1373 г. Стремясь определить год его основания, Б. М. Клосс предположил, что освящение обители должно было происходить в храмовый праздник – 16 августа (что представляется вполне естественным), который должен был совпасть с воскресным днем. Такое сочетание в указанный временной промежуток приходится только на 1366 г., который Б. М. Клосс и считает годом основания Андроникова монастыря 464 . (Мнение Б. М. Клосса об основании монастыря в 1360-е годы также нашло своих сторонников 465 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010