Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от Христианства. Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Он предвидел скорую кончину святого Иоанна и советовал ему не отступать от веры и безбоязненно переносить страдания. Утром 14 апреля 1347 года оба святых мученика причастились Святых Тайн, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе. Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя святителя Николая Чудотворца . Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, так же придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял святое крещение от священника Нестора с именем Евстафий . 13 декабря 1347 года он также пострадал за Христа. На том месте, где раньше рос дуб, попечением второй жены кн. Ольгерда княгини Иулиании был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных литовцев святитель Алексий , митрополит Московский (+1378), обратился к Константинопольскому патриарху Филофею (1354-1355, 1362-1376) с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых. О том, что патриарх очень скоро исполнил эту просьбу, говорит тот факт, что уже в 1364 году он прислал преподобному Сергию Радонежскому (+1392) крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.

http://drevo-info.ru/articles/3746.html

Скачать epub pdf С наступлением шесть тысяч восемьсот семьдесят седьмого года (Начало 6877 г. соответствует сентябрю 1368 г.) в Византий (т. е. в Константинополь.– Г. П.) из Италии прибыл ученый муж именем Павел – тот самый, который, выполняя посольскую миссию по некоторым государственным делам от римского папы Урбана к императору Иоанну Палеологу, объявил себя патриархом Константинополя. И этот вот Павел, услышав много хулы от единомышленников Варлаама и Акиндина, наводящих клеветы на святую константинопольскую церковь , очень захотел осведомиться у кого-нибудь из сторонников церкви, верно ли то, что говорят о них, или нет. Узнав об этом, император Кантакузин послал Павлу приглашение во дворец. И поговорив с ним об интересующих его вопросах дважды, трижды и многократно, доказал ему, что те, кто рассуждает подобно Акиндину и Варлааму, плохо рассуждают и что они к тому же суть клеветники и наглецы не только по отношению к константинопольской церкви, но и по отношению к святым учителям и что святая константинопольская церковь , правильно мыслит и в согласии со всеми святыми. Эти разговоры, разъясняющие каждый пункт исследования, изложены в настоящей книге по частям. Предисловие переводчика Византийский государственный деятель, в 1347–1354 гг. император, затем, в монашестве, писатель, историк, богослов и публицист, Иоанн VI Кантакузин 1 (в иноческом чину Иоасаф) (ок. 1295– 15.06. 1383) имеет прямое и важное отношение к истории Руси как политик. Едва придя после длительной гражданской войны (1341–1347) к власти в Константинополе, он стал добиваться объединения расколотых Ордой, Литвой и Польшей Русских земель вокруг Москвы, о чем свидетельствует ряд его грамот русским князьям и Русскому митрополиту Феогносту. 2 Этой его политике верно следовали константинопольский патриарх Филофей Коккин, тоже активно занимавшийся русскими делами (1354–1355, 1364–1376), и митрополит Киевский и всея Руси Киприан (1375–1406). 3 Кантакузин мечтал о сплочении перед лицом турецкой угрозы всех православных стран и о сближении их также с западным христианским миром, об унии Православной и Римско-Католической церквей, но только – на основе единства в вере и взаимоуважения. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

И хто покусится сию грамоту сжещи или затаити, и тотъ таковъ. Вы же, честнии старци и игумени, отпишите ми на-борз, да угонит мене ваша грамота на-борз, что мудрьствуете, понеже сд се есмь не благословилъ. А ко Царюгоруду ду оборонитися Богомъ и святымъ патриархомъ и Великимъ сборомъ. И тии на куны надются и на фрязы, 798 азъ же на Бога и на свою правду. Писано же си грамота мною мсяца иуня въ 23 день в лто 6886, индикта перваго. Мн же ихъ бещестие болшу честь приложило по всей земли и въ Царигород. 779 Киприанъ...митрополит всея Руси... – Киприан, южный славянин, возможно, из тырновского боярского рода Цамвлаков, в 50-х гг. XIV в. эмигрировал в Византию, жил на Афоне, сблизился с Константинопольским патриархом Филофеем Коккином (1354–1355, 1364–1376 гг.), в 1374 г. в качестве патриаршего посла был на Руси, в 1375 г. был поставлен патриархом в митрополиты Киевские и всея Руси. Но этого поставления, как совершенного еще при жизни митрополита Алексея, великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович не признал, и Киприан вынужден был жить не в Москве, куда он стремился, а в подвластном Литве Киеве, владея лишь западной частью своей митрополии. Таким образом, митрополитом «всея Руси» он был в момент написания послания лишь номинально. Β Москву великий князь Дмитрий Иванович пригласил его в 1381 г., после гибели Мамая, а в 1382 г., после разгрома Москвы Тохтамышем, изгнал, и тот ушел обратно в Киев. Β Москву Киприан вернулся как митрополит, на этот раз окончательно, в 1390 г., после смерти Дмитрия Донского. Умер в 1406 г. 780 ...игумену Сергию... – Игумен основанного им Свято-Троицкого монастыря преп. Сергий Радонежский. 781 ...и игумену Феодору... – племянник преп. Сергия Радонежского, основатель Симонова монастыря. Во время поездки в Константинополь в 1383 г. Федор был поставлен в архимандриты патриархом Нилом (1378–1388 гг.), а Симонов монастырь (был основан около 1370 г. Этот монастырь был посвящен Рождеству Богородицы (Старое Симоново)), сделан ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно константинопольскому патриарху. Β 1390 г. Федор, став епископом ростовским, добился в Константинополе превращения Ростовской епископии в архиепископию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григория и описываются его подвиги, и, наконец, помещено заключение, где речь идёт о значении св. Григория. При этом автор всюду держится преимущественно фактической стороны, избегает риторических прикрас, краток и ясен в своих суждениях. Несомненно, патриарх Каллист, – как можно судить по житию св. Григория, – был опытным и образованным писателем. Его труд, действительно, является вкладом в область агиографической византийской литературы, как автор и желал этого ( κα μοι σθοδρα ν βουλομν κα γλσσαν ξαν πλουτσαι, ο ς μελλον το προσκον χρος ποδιδναι τας εφημαις, 3, 5–7). Житие написано просто и безыскусно, по естественному плану, к чему автор также стремился. Его речь богата и разнообразна в лексическом отношении и блещет выдержками из Св. Писания, которое автору хорошо было известно, а иногда – из творений св. отцов и произведений классических писателей, украшено народными пословицами и пространно изложенными сравнениями, причём автор заимствовал их преимущественно из жизни животных, и выразительно изображает печаль одинокого оленя, тоску соловья, заключённого в клетке, нравы пчёл, собирающих в улей мёд с цветов луга, и т. п. Но слог автора иногда тяжеловат, вследствие длинных и не всегда удачно построенных периодов, как это наблюдается и у многих других византийских писателей. В общем, житие св. Григория Синаита , написанное патриархом Каллистом, является хорошим и полезным агиографическим произведением. 209 В таком же научном достоинстве оценивается и похвала ( γκμιον) патриарха Каллиста Иоанну Постнику , восстановившему в XI b. монастырь Петра [Скалы] в Константинополе (Krumbacher, 81. 4). Таким образом, и Каллист I был образованным предстоятелем Византийской церкви, ознаменовавшим себя и почтенной литературно-богословской деятельностью. Этот вывод необходимо оттенить, ввиду иной высказанной в литературе оценки личности и деятельности Каллиста. 210 Филофей, по фамилии Коккинос, также дважды занимал Византийский патриарший престол (1354–1355, 1364–1376).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Ложное чудо есть внешнее поразительное явление, производимое по попущению Бога диаволом через особую, ему самому доступную, комбинацию естественных сил с целью нанести этим вред человеку, но обращаемое Господом Богом к религиозно-нравственному его испытанию. Что такого рода чудеса могут совершаться диаволом и его бесами, в том нас уверяют многие свидетельства Священного Писания. Так, например, когда фарисеи в целях 1358 уничтожить 1359 впечатление на народ 1360 от чудес Христа Спасителя, обвиняли 1361 Его в том, что Он изгоняет бесов силой Веельзевула, князя бесовского, то Господь, не отрицая возможности со стороны диавола производить ложные чудеса, указывает фарисеям, что это по отношению к Нему 1362 неприложимо, ибо, параболически говоря, – всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит 1363 . Далее, Христос Спаситель прямо говорит, что »восстанут лжехристы и лжепророки и дадут 1364 великие знамения и чудеса« 1365 . Помимо этого св.апостол Павел пишет, что пришествие антихриста будет, «по действию сатаны, со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» 1366 . Из этих слов апостола ясно, что обозначаемые здесь признаки пришествия 1367 антихриста по своему разнообразному 1368 , необычному, сверхчеловеческому 1369 характеру имеют основную причину 1370 в диаволе. Уже поэтому 1371 они – ложные 1372 , исходящие от отца лжи 1373 , направляющиеся к расширению лжи 1374 как средство лжи 1375 и сами по себе ложные 1376 . И, наконец, возможность для диавола производить чудеса вытекает из тех мест посланий св.апостолов, где диавол и бесы представляются существами личными, т.е. имеющими разум и волю 1377 , и притом в более совершенном виде, чем даже человек. Диавол и его бесы, как бывшие ангелы, получили от Бога при сотворении их природу более совершенную, чем человек 1378 , а потому диавол и бесы сами могут комбинировать естественные силы природы в такой степени и форме, в каких не в состоянии сделать это человек.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Житие Мелетия Галисиота (BHG 1246а) 1376 . Lavriotis S. Βος κα πολιτεα κα μερικ Θαυμτων διγησις το σου πατρς μν Μελετου το μολογητο//GP 1921. 5. 582–584, 609–624; θως. 1928. 8–9. 9–11. Экзегетические соч. Экзегетические катены на Священное Писание (большая часть неизд.) Исторические соч. 1377 . Manousakas Μ. Ι. Μακαρου Φιλαδελφεας το Χρυσοκεφλου νκδοτα χρονικ σημειματα (1344–1346) ες δο ατογρφους Μαρκιανος κδικας// Θησαυρσματα. 1967. 4. 7–19. Антология Розарий (неизд. антология классич., святоотеч. и поздневиз. авторов). Собрание пословиц 1378 . Macarius Chrysocephalus. Paroemiae/Ed. Leutsch E. L. Göttingen 1851. 135–227. (Corpus paroemiographorum Graecorum. 2). Hildesheim 1958 [=TLG 9008/1]. Молитва от нашествия варваров (PG 150. 37–239) Исследования 1379 . Capone С. М. Dione Crisostomo negli Excerpta di Macario Crisocefalo//Sileno. Rivista di studi classici e cristiani. Roma. 1981. 7. 101–119. 1380 . Cottone M. Frammenti di Sinesio//SBN. Atti del IV Congr. Naz. di Studi Biz. Galatina 1983. 79–86. 1381 . Lackner W. Ein angebliches Opusculum des Makarios Chrysokephalos über den ρος ζως//JÖB 1983. 33. 75–78. 1382 . Lampsidis O. Les «Gnomologia» tirés de la Chronique de K. Manasses//Byz 1985. 55. 118–133. 1383 . Passarelli G. I. Il trattato sul termine della vita attribuito a Macario Crisocefalo (1300–1382)//BBGG 1978. 32. 77–82. 1384 . Walther R. Ein Brief an Makarios, den Metropoliten von Philadelpheia//JÖB 1973. 22. 219–232. 1385 . Walther R. Weitere Briefe an Makarios, den Metropoliten von Philadelpheia (1336–1382)//JÖOB 1974. 23. 215–227. Филофей Коккин PG 154 и 119; TLG 325; Beck 723–727; DS 12. 1389–1392; DThC 12/2. 1498–1509; PLP 11917; ThEE 11. 1119–1126 Ок. 1300–1377/1378, св. Патр. КНП (1353–1354, 1364–1376). Один из наиболее изв. паламитов и самых плодовитых писателей. В его патриаршество был канонизирован св. Григорий Палама . Сыграл большую роль в распространении паламизма на Руси. Житие и служба 1386 . Dentakis В. L. Βος κα κολουθα το αγου Φιλοθου ( Κοκκνου), πατριρχου Κωνσταντινουπλεως (1353–1354 κα 1364–1376) το Θεολγου, νν τ πρτον κδιδμενα. θναι 1971. ( συχαστικα κα Φιλοσοφικα Μελται. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

и падением Империи в 1453 г. можно назвать временем последнего исторического взлета константинопольского патриаршего престола. И начало его знаменуется целым рядом патриархов-исихастов, сыгравших важную роль в определении перспектив развития греческой церкви – от административных аспектов и до литургической практики. Фактически все патриархи, наследовавшие вступившему на патриарший престол до паламитских споров «неопытному монаху» Афанасию I (1289–1293, 1304–1310), – за исключением Uoahha XIII Глики (1316–1320) и Uoahha XIV Калеки (1334–1347) – были выходцами из монастырей. В 1312 г. Афон переходит из ведения императора в прямое подчинение патриарху. «Создается впечатление, что монашество и высшее духовенство стали совместно решать общие задачи еще до победы паламитов в 1347 г., – отмечает А. Пападакис. – Однако пика своего эта тенденция достигла только после вступления в должность таких видных исихастских патриархов, как Исидор (1347–1350), Каллист I (1350–1353, 1364–1376) и Филофей Коккин (1353–1354, 1364–1376)». К концу XIV в. богословие и практика исихазма распространяются на всю православную Восточную Европу (с такими центрами, как Келифарево, Печ, Охрид, Парория, Тисмана, Тырново), вплоть до отдаленной Москвы, реализуя свой космополитический характер. Это не было, как иногда говорят, узурпацией власти в церкви монашеством, ставившим во главу угла созерцательную жизнь. Патриархи-исихасты решали основные проблемы своей эпохи: оставаясь приверженцами внутренней духовной жизни, они стремились расширить сферу влияния церкви в обществе, укрепить церковную администрацию и дисциплину, повысить моральный и духовный авторитет Константинопольского Патриархата как внутри пошатнувшейся Империи, так и за ее пределами. В этот период решаются задачи создания эффективной структуры управления Патриархатом, a также литургической унификации. В это время определенным образом меняется отношение к духовной жизни в церкви, что само по себе является важным доводом против обвинений в чрезмерной мистификации церковной жизни, вносимой в нее паламитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В разделе «Гомилетические сочинения» указывается, что некоторые паламитские полемические тексты Каллиста, направленные против Никифора Григоры, появились по времени раньше, чем творения свтт. Григория Паламы и Филофея (Коккина). В 2008 г. в Православной энциклопедии статья А. А. Турилова «Акафист» 204 . В ней также представлены некоторые сведения, касающиеся свт. Филофея (Коккина). Краткая характеристика. Место личности свт. Филофея (Коккина) в статье – второстепенное. Обзор работы. Заголовок «Другие Акафисты как жанр церковных песнопений» : здесь говорится, что на исходе византийской эпохи появились греческие гимны, построенные по формальной модели акафиста. Эти гимны дали толчок к формированию такого жанра церковного песнопения, как акафист. Развитие акафиста связано с именами Константинопольских патриархов Исидора I (Вухира) (1347–1349) и Филофея (Коккина) (1353–1354:1364–1376). Патриарху Филофею приписывают 2 акафиста: всем святым в составе одноименной службы (известны греческий оригинал и церковнославянский перевод) и Живоносному Гробу и Воскресению Господним (известен только церковнославянский текст). Завершает перечнь справочной литературы статья Православной энциклопедии А. А. Турилова и Р. А. Седовой , посвященная митрополиту Алексию, опубликованная в 2007 г. 205 Краткая характеристика. Место личности свт. Филофея (Коккина) в статье – второстепенное. Обзор работы. В данной статье говорится о грамоте патриарха Филофея о возведении в сан митрополита Алексия от 30 июня 1354 г., о переходе патриаршей власти от патриарха Филофея (Коккина) к Каллисту в 1354 г., указываются сроки пребывания свт. Филофея в патриаршем служении (1353–1354:1364–1376), об усилиях патриарха Филофея в 1360–1370-х гг. по сохранению государственного и церковного единства на Руси и других канонических территориях Константинопольского патриархата. Итого, в рамках обзора справочной литературы было проанализировано 13 работ, из них 12 являются статьями Православной энциклопедии и 1 работа – Аннотированная библиография по исихазму А. Г. Дунаева 2004 г. В связи с тем, что Православная энциклопедия находится на текущий момент в процессе заполнения, статья о свт. Филофее еще не была опубликована. Рассмотренные же статьи энциклопедии содержат отдельные факты о святителе, упоминаемые в ходе раскрытия главной темы анализируемой статьи. Особое место занимает труд А. Г. Дунаева. Он представляет собой справочник, в котором представлена библиография, в частности, о свт. Филофее (Коккине). Аннотированная библиография является уникальным трудом, в котором собрано огромное количество публикаций по отцам-исихастам за всю историю исихазма, именно с данной работы мы начали поиск информации о свт. Филофее.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Как можно заметить из представленного обзора работ на русском языке, биография свт. Филофея (Коккина) остается вне поля интересов исследователей. Это подтолкнуло нас начать поиск среди исследовательских трудов, написанных на иностранных языках. Первой работой в этой рубрике, к которой мы обратились, стало исследование В. Дентакиса «Βος κα κολουθα το γου Φιλοθου (Κοκκνου) πατριρχου Κονσταντινουπλεως (1353–1354 κα 1364–1376) το θεολγου» («Житие и последование свт. Филофею (Коккину) Богослову, патриарху Константинопольскому (1353–1354 и 1364–1376)») 1971 г. на греческом языке 35 . В данной работе опубликованы тексты жития и последования, которые сопровождаются авторскими комментариями. Эту часть работы, а именно житие, мы используем в качестве источника. К исследовательской же части относятся следующие изыскания, выполненные автором: 1) Краткая биографическая справка о свт. Филофее (Коккине); 2) Список сочинений святителя; 3) Описание рукописей, в которых дошло житие; 4) Анализ текстов жития и последования (вопрос авторства, времени, места написания и др.); 5) Прочие замечания и выводы автора. К теме нашей работы относятся только первые 2 пункта, однако информация в них представлена довольно скудно, справочно. К примеру, из всех сочинений святителя перечислены только догматические. Следующая работа, которую мы обнаружили, – современное исследование Т. Пино в научном альманахе «Афонское наследие» за 2015 г. под названием «A spiritual legacy for Holy Rus’: St. Gregory Palamas as archetype of deification in the writings of Patriarch Philotheos Kokkinos» («Духовное наследие для Святой Руси: святой Григорий Палама как образец обожения в сочинениях патриарха Филофея Коккина») 36 . Несмотря на то, что тема данного труда не предвещала освещение вопроса жизнеописания святителя, мы обратились к данной работе в надежде получить дополнительные сведения для более полного раскрытия темы нашей работы. Это решение подкреплялось еще и тем фактом, что других столь современных исследований на иностранных языках, которые бы изучали творения жизнь и деятельность свт. Филофея, нами обнаружено не было. Дополнительные сведения же предполагалось получить не только из основного текста указанной работы, но и из авторских сносок, где указывается литература, на основании которой автор пишет свою работу. Для детального ознакомления с исследованием Т. Пино было принято решение осуществить его перевод на русский язык. Этот перевод представляем в рамках настоящего труда в приложении на С. 318 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Приверженцы П. пытались привлечь К-польского патриарха на свою сторону. Герман, католикос Ромагириса (Шаша, ныне Ташкент), в нач. 1364 г. доставил в Византию послание Антиохийского Синода, однако ввиду кончины патриарха Каллиста и наступившего междупатриаршества миссия католикоса Германа не имела успеха. Как считается, этим же между патриаршеством воспользовался митр. Арсений Тирский, чтобы вернуться в мон-рь Одигон. Смерть патриарха Игнатия II в 1364 г. положила конец расколу в АПЦ. Сохранилась грамота сир. митрополитов, направленная К-польскому патриарху Филофею (2-е Патриаршество: 1364-1376), с извещением о прекращении смут и всеобщем признании патриархом П. ( Miklosich, M ü ller. 1860. Vol. 1. P. 463-465). Документ относят к 1-й пол. 1365 г., хотя в лит-ре встречаются и ошибочные датировки сер. 70-х гг. и др. Грамота была скреплена подписями архиереев АПЦ на греческом и сирийском языках. Издатели документа опубликовали только греч. подписи. Помимо П. их поставили Герман, католикос Ромагириса и экзарх всей Иверии; Нифонт, митр. Апамеи; Григорий, митр. Помпейополя (в Киликии); Софроний, митр. Илиополя (Баальбека); Арсений, митр. Бостры; Софроний, митр. Мопсуестии; Павел, митр. Бейрута; Симеон, митр. Эмесы (Хомса); Мелхис(едек), митр. Триполи; Евфимий, митр. Эдессы. Митр. Нифонт Апамейский, доставивший послание в К-поль, остался в мон-ре Одигон в качестве представителя Антиохийского престола (RegPatr, N 2483). В окт. 1365 г. флот европ. крестоносцев во главе с кипрским кор. Петром I Лузиньяном овладел Александрией, что положило начало войне Мамлюкского султаната с Кипром, продолжавшейся до 1370 г. Военные действия сопровождались гонениями мамлюков на ближневост. христиан, к-рых мусульм. окружение подозревало в сочувствии крестоносцам. Христиане подверглись бытовым ограничениям и конфискациям имущества, мн. архиереи и священники оказались в заточении. П. тоже каким-то образом дискредитировал себя в глазах мамлюкских властей и был низложен. Возможно, его небезосновательно подозревали в контактах с Кипром. В арабо-христ. рукописи Sinait. arab. 241 находится приписка с сообщением о тайной миссии группы правосл. арабов с Кипра, пребывавших на Ближ. Востоке зимой-весной 1365 г., а потом присоединившихся к флоту крестоносцев. Владельцы рукописи 2 месяца провели в Дамаске, где вполне могли встречаться с П. Не случайно следующему Антиохийскому патриарху, Михаилу I, было прямо предписано пребывать в Дамаске под контролем мусульм. властей, а в офиц. грамотах мамлюкских султанов, подтверждавших полномочия новопоставленных патриархов, появился запрет на несанкционированные контакты с зарубежными единоверцами.

http://pravenc.ru/text/2579858.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010