48 Мефимон — церковная служба, отправляемая после вечерни (повечерие). 49 Митрополит Алексий находился в Константинополе в 1353—1355 гг. Поставленный во епископа в 1328 г. Афанасий прибыл в Москву из Юго-Западной Руси около 1344 г. 50 Антоний Великий, прп., основатель пустынножительства († 356, память 17 января). Евфимий Великий, прп. († 473, память 20 января). Пахомий Великий, Фиваидский, прп. († около 347—349, память 15 мая). Савва Освященный, Муталакский, прп, ученик Евфимия Великого. († 532, память 5 декабря). Феодосии Великий, киновиарх, прп., начальник общежительного монашества († 529, память 11 января). 51 См.: Исх. 15:27; 39, 14. 52 Предполагают, что Симон прибыл в Москву как один из кандидатов на Смоленскую кафедру. 53 См.: Быт. 22:1—14. 54 Иван Данилович Калита, Великий князь московский с 1325 г., а в 1328— 1340 гг.— Великий князь Владимирский. Иван Иванович Красный, второй сын Ивана Калиты, Великий князь Московский и Владимирский. 55 Речь идет о Семене Ивановиче Гордом. 56 См.: Исх. 16:11—31. 57 См.: Чис. 20:11. 58 Над источником, который возник по молитве Прп. Сергия близ Троице-Сергиевой Лавры, сейчас находится Пятницкая часовня. 59 Константинопольский Патриарх Филофей Коккин († 1379) занимал престол в 1354—1355 и 1364—1376 гг. Предполагают, что в действительности инициатива введения общежития исходила от свт. Алексия Московского, а послание Патриарха Филофея было доставлено Прп. Сергию в 1355 г., когда свт. Алексий вернулся из Константинополя. 60 Параманд (греч. (((((((((((- добавление к мантии) — четырехугольный плат с изображением креста, принадлежность облачения монаха малой схимы. Носится на теле под одеждой. Сохранился крест-мощевик (крест с частицами мощей святых), который был послан Прп. Сергию Патриархом Филофеем. 61 По внутреннему устройству монастыри разделялись на общежительные и необщежительные. До Прп. Сергия большинство русских монастырей были необщежительными — в них иноки сходились вместе только на церковные службы. Каждый сам заботился о своей келлии, одежде, пище, сам трапезовал у себя в келлии. Распространение монастырского общежития (киновии) на Руси началось с Прп. Сергия, который заповедал «вся обща имети». В монастыре и в келлии не дозволялось иметь своего имущества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Патриархату же удавалось сохранять свой престиж и влияние, особенно в православном мире. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, возглавлявшие незначительные меньшинства «мелкитов» на Ближнем Востоке, зависели от Константинополя и интеллектуально, и материально. Вселенский патриарх по-прежнему пользовался уважением в балканских церквах, т. е. в независимых патриархатах Болгарском и Сербском, но особенно – на Руси, где митрополит «Киевский и всея Руси» назначался, как и прежде, из Константинополя. Наметившаяся в конце XIII в. тенденция вела к установлению своего рода «монашеской монополии» на патриаршество. Если у Иоанна Калеки – патриарха, выступавшего противником Паламы в 1341–1347 гг., – не было ни иноческого прошлого, ни прочных связей в иноческой среде, то окончание гражданской войны и победа паламитов открыли доступ на патриарший престол непрерывному ряду монахов и к тому же почти сплошь афонитов: Исидору (1347–1350), Филофею Коккину (1354–1355,1364–1376), Каллисту (1350–1353, 1355–1363), Нилу (1380–1388), Антонию (1389–1390, 1391–1397) 699 . Конфликт между Филофеем и Каллистом (оба афониты и паламиты) по всё еще острому вопросу о лояльности Палеологам не мешал всем вышеперечисленным патриархам полностью разделять церковно-политическую идеологию Кантакузина, в которой присутствовали как минимум следующие три аспекта. А. Константинополь, «новый Рим», должен сохранять свое положение как вселенский центр православного мира. В прошлом эту традицию римского универсализма широко поддерживала сама империя. Но безнадежный упадок имперских политических структур требовал, чтобы миссию эту подхватила Церковь . Подобная тенденция, продолжавшаяся затем в течение веков османского господства в форме «этнархии», сопоставима в широком смысле с той, что проявилась начиная с V в. на Западе, где папство после падения римской императорской власти постепенно вошло в роль хранителя вечной Romanitas. Приводимый далее текст вышел из-под пера патриарха Филофея Коккина в 1374 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

– великий князь владимирский, при котором началось собирание русских земель вокруг Москвы. Иван Иванович Красный – второй сын Ивана Калиты, великий князь московский и владимирский (1353–1359 гг.). Мать Дмитрия Ивановича – Александра (ум. в 1364 г.). Семен Иванович Гордый княжил в 1340–1353 гг. 690 Нкоторый же от мних поропта... – Β житии заметна непоследовательность. Сначала говорится, что один монах возроптал, затем говорится ο монахах во множественном числе, а затем вновь об одном монахе. Возможно, это следствие компилятивности текста. 695 И яко же древле израильтяном нкогда в пустыни манна от Бога посылаема бяше... – Β Библии рассказывается, что когда пророк Моисей выводил израильтян из египетского плена, Бог чудесным образом накормил народ в пустыне и утолил жажду людей. 703 ...яко же премудрый Сирах рече... – Имеется в виду библейская «Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова». 706 Аще бо непокоривым людемъ еврейскым от камене воду источилъ есть... – Когда, спасшись из египетского плена, израильтяне странствовали в пустыне и мучились жаждой, Моисей чудесным образом высек жезлом воду из скалы. 707 ...вънезаапу источникь велий явися, иже и донын всми видим есть... – Над источником, который, по преданию, возник по молитве Сергия близ Троице-Сергиевой лавры, сейчас находится Пятницкая часовня. 708 О съставлении общаго житиа. – Монастыри разделяются на особножительные (идиоритм) и общинножительные (киновия). Β последних не допускается никакой личной собственности монаха. 709 ...патриархъ Коньстянтиня града киръ Филофей... – Константннопольский патриарх Филофей занимал престол в 1354–1355 и 1364–1376 гг. Предполагают, что в действительности инициатива введения общежития исходила от митрополита Алексея, а послание Филофея было доставлено Сергию в 1355 г., когда митрополит Алексей вернулся из Константинополя. 710 ...крестъ, и парамантъ, и схиму... – Параманд – четырехугольный плат с изображением креста и других знаков страдания Иисуса, носимый монахами на груди и плечах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вполне естественно, что идеалы патриарха Афанасия одушевляли тех, кто, подобно ему, занимал впоследствии патриарший престол. Хотя ни один из последующих патриархов не обладал ни темпераментом Афанасия, ни его упорством в сфере общественных преобразований, духовная связь между ними очевидна. Сам Григорий Палама (как и Николай Кавасила) выступал против ростовщичества   и учил, что при тех несправедливостях, которые совершаются по отношению к бедным, политические потрясения неизбежны.   Патриарх Каллист (1350–1353, 1354–1363), в своих до сих пор не опубликованных омилиях, следуя Афанасию, порицал пороки клира.   Патриарх Филофей (1353–1354, 1364–1376 гг.) обличал небрежность, с которой в Константинополе относились к «божественным вещам»,   и предпринял общее упорядочение литургии. Кроме того, власть и авторитет константинопольского патриарха, особенно в сфере забот о «вселенской» церкви, были выражены с новой отчетливостью и силой. Было бы, конечно, интересно подробнее знать, какого рода отношения между патриархатом и императорским двором преобладали во второй половине XIV века. К сожалению, от этого периода на сохранилось свидетельств, которые можно было бы сравнить с перепиской императора Андроника II и патриарха Афанасия. Однако и из сохранившихся материалов ясно, что патриархат, особенно во время второго правления Филофея (1364–1376 гг.), мог вести в Восточной Европе политику, вполне независимую от прозападных поползновений императора Иоанна V. В качестве основания и движущих мотивов патриаршей политики, официальные документы указывают на роль константинопольской церкви как «вселенского попечителя». Особенно откровенен документ 1355 года, относящийся к правлению патриарха Каллиста. Он адресован группе болгарских монахов–исихастов — в том числе св. Феодосию Тырновскому, — которые, без сомнения, были сторонниками константинопольского централизма. Они, как и сам Каллист, учились на Афоне у св. Григория Синайского.   В этом документе Каллист сурово обличает болгарского патриарха Тырновского за то, что тот не поминает вселенского патриарха как главу церкви. Согласно Каллисту, константинопольский патриарх «судит апелляции, все исправляет, утверждает и скрепляет» решения трех других патриархов: Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. И потому, спрашивает Каллист, разве не подобает болгарской церкви называть его «господином», поскольку болгарский патриарх получил титул «патриарха» только для почета, но по существу не отличается от митрополитов, подчиненных Константинополю.   Мы увидим, что этот ограничительный тезис вряд ли разделял сам тырновский патриарх, который в 1352 году без ведома Константинополя посвятил даже митрополита Киевского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

В распространении новых савваитских обрядов особая заслуга· принадлежит исихасту Филофею Коккину (ум. 1379 г.) 203 С оправданием исихастского учения, утвержденного в качестве официальной доктрины на соборах 1347 и 1351 гг., исихасты оказались победителями в длительной борьбе за преобладание; в православной Церкви и получили важные посты в церковной иерархии. Представители исихастов обладали вселенским престолом на протяжении оставшейся части XIV в. Самым знаменитым среди них был Филофей, игумен Великой Лавры на Афоне епископ Ираклии с 1347 г. и дважды патриарх Константинополя (1353 1355 гг., 1364–1376 гг.)· Второе восшествие на патриарший престол Филофей ознаменовал периодом интенсивных отношений между Фанаром и поместными православными Церквами за пределами грекоязычного мира. Наряду с преобладанием влияния исихастов в области вероучения, духовной жизни и церковной иерархии, заметно их влияние и в области богослужения. Будучи игуменом Великой Лавры, Филофей составил два важных устава ( Λιαχςεις): Устав священнослужения ( Λιταςις τς εροδιακονας) для богослужения суточного круга и Устав Божественной литургии ( Λιταξις τς θεας λειτουργας) для евхаристии. Для всех практических целей эти Уставы Филофея все еще и сейчас являются руководством для богослужения по византийскому обряду. Рукописи студийской традиции могли еще использоваться на горе Афон в XIV в., до реформы Филофея, однако, как показывают практически все греческие кодексы ХИ40;-Х40; вв., новосавваитский чин богослужения, канонизированный Филофеем, перешел границы Южной Италии и в конце концов пробил себе дорогу в первые печатные издания византийских литургических книг. 204 Несмотря на то что все эти книги были напечатаны в Италии, главным образом в Венеции, иногда – в Риме, богослужение по более раннему студийскому обряду все еще имело место в Южной Италии. 205 Что касается евхаристии, первое итало-греческое издание, напечатанное в Риме для нужд итало-греческих монахов, все еще сохраняет для проскомидии, то есть приготовления Даров до литургии, местный калабрийский обряд, значительно более простой, нежели Устав Филофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Последняя, согласно святителю, принадлежит к «естественным дарам» Божиим; её область – постижение природы и движения тварных вещей и существ, а также определение принципов социальной жизни человека. Если философия придерживается этих установленных для неё границ, то она является «исследованием истины» («a dissertation of truth»), но, выходя за свои естественные пределы, становится абсурдным, бесполезным и опасным для души человека делом. Ибо то, что находится за пределами «естественного», т. е. область незримого и вечного Бытия, принадлежит богословию или «любомудрию по Христу». Поэтому философия, имея дело с преходящими вещами мира сего, есть «полезная служанка», но не более, поскольку не является необходимой для спасения души человека (с.20–24). В свою очередь, богословие, будучи «рассуждением (discourse) о Боге», отличается от видения Бога, которое есть в некотором роде «собеседование (conversation) с Ним», как отличается знание вещи от обладания ею. Наконец, нельзя обойти молчанием и одну работу известного славяноведа А.-Э. Тахиаоса, посвященную судьбе исихазма в последние десятилетия XIV в. 72 , где он констатирует, что с 1351 г. до конца XIV в. константинопольскую кафедру занимали семь патриархов, из которых только один Макарий (1376–1379 и 1390–1391 гг.) не принадлежал к движению исихастов. Из остальных патриархов наиболее выдающимся распространителем идей исихазма был Филофей Коккин (1353–1355 и 1364–1376 гг.) – ученик, друг и биограф св. Григория Паламы , который приложил немало стараний к тому, чтобы эти идеи нашли отклик и в славянских странах. Благодаря его усилиям и трудам других горячих сторонников «безмолвия», исихазм обрёл характер «панправославного движения», охватив Болгарию, Сербию, Румынию и Древнюю Русь; не ведая политических и этнических границ, это движение стало «идеологией», доминирующей в каждой поместной православной Церкви, укрепив одновременно и связь их между собой. Названными работами, естественно, не ограничиваются изыскания современных православных патрологов и церковных историков, касающиеся поздневизантийского исихазма.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

08.10.1364 – ? Русская историческая библиотека… Приложения, столб. 91–92. 1354 – 1355 1362 – 1376 Лебедев А. П. Исторические очерки... С. 213. 05.1354 – до 01.1355 02.1364 – 09/10.1376 Филофей (Коккин), свт. Три речи к епископу Игнатию... С. 4. 1354 – 1355 1362 – 1376 Филофей (Коккин, патр. Константиноп., свт.), Житие и деяния преподобного Саввы Нового… С. 20. 11.1353 – 22.11.1354 08.10.1364 – Сентябрь 1376 Кучкин В. А. Сергий Радонежский… С. 80 (в прим. 29 автор ссылается на монографию: Grumel V. La Chronologue. Paris, 1958. P. 437). 1353 – кон. 1354 13641376 Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль... С. 95–96. 11.1353 – 1354 02.1364 – 1376 Δεντκη Β. Λ. Βος κα κολουθα… Σ. 26, γραμμς 5–11. после 08.1353 – 11.1354 08.10.1364 – 1376 1353 – 1354 1365 – 1376 Дунаев А. Г. Путь к священному безмолвию С. 12 нач. 09.1353 – 12.1354/01.1355 08.10.1364 – 09.1376/06.1377 Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ . 374–375 1353 – 1354 13641376 Дунаев А. Г. Исихазм: аннотированная библиография… С. 415 13531355 Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон… С. 88–100. 1353 – 1354 13641376 Статья «Память святителя Филофея…» по изданию: Ιερς Μεγστης Μονς Βατοπαιδου, γιον ρος, 2007. 1354 – 1355 1362 – 1376 Антология восточно-христианской богословской мысли... С. 738 После 20.06.1354 – 1355 13641376 Макарий Симонопетрский, иером. Синаксарь… С. 626–628. 13531355 13641376 Тафт Р. Ф. Гора Афон... С. 179. серед. 08.1353 – 12.1354/01.1355 11.10.1364 – 08.1376/06.1377 Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer... P. 65–67, 69–72, 76–84. 10. Хронология жизни свт. Филофея (Коккина) по результатам обзора библиографии 463 Шкала времени Хронология жизни свт.Филофея (Коккина) События современной свт.Филофею эпохи 1290 г. ок. 1295–1300 Рождение в Фессалонике с именем Фока ок. 1296 1300 г. Детство и образование в Фессалонике у Фомы Магистра ок. 1307 † прп. Никодим Новый 1310 г. 1320 г. 1320-е 1321–1328 Гражданская война ок. 1325 г. ок. 1328 г. Принятие монашеского пострига с именем Филофей

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Осень 1350 Смерть патриарха Исидора 05.1351–06.1351 Константинопольский собор 1351 г. После 06.1351 Снова намеревается уйти в отставку, но его отговаривают братья Влаты. 15.08.1351 Торжественное провозглашение Соборного томоса 1351 г. в Святой Софии 25.10.1351 Захват Ираклеи генуэзцами 06.05.1352 Мир между византийцами и генуэзцами. Завершение оккупации Ираклеи. Кон. 03.1352 – нач. 04.1352 Посольство Ирины Кантакузины со свт. Филофеем Ираклейским и Митрофаном Мелникским в Дидимотик 27.07.1352 Свт. Филофей возвращается в Ираклею Лето 1352 Иоанн V Палеолог осаждает Адрианополь Нач. 1353 Иоанн V покинул Фракию и обосновался на о. Тенедос 03.1353 Иоанн V пытается овладеть Константинополем После 03.1353 Патриарх Каллист отказывается короновать Матфея Кантакузина и добровольно уходит с патриаршего престола 04.1353 Прекращение церковного поминовения Иоанна V 14.08.1353 Постановление синода о низложении патриарха Каллиста Нач. 09.1353 Свт. Филофей восходит на патриарший престол 02.03.1354 Землетрясение и захват Галлипольского полуострова турками После 02.03.1354 Матфея Кантакузина коронуют как соправителя 30.06.1354 Митрополитом Киевским избирается Алексий 22/29.11.1354 03.12.1354 Кон. 01.1355 Каллист возвращается на патриарший престол 15.12.1355 Послание Иоанна V Палеолога папе римскому, в котором он обещает свой переход в католичество 11.1354 – 08.10.1364 Свт. Филофей проживает в монастыре Акаталипт в Константинополе 09.1364 Смерть патриарха Каллиста 08.10.1364 Возвращение свт. Филофея на патриарший престол 1364/1367 Прохор выражает свои проварлаамитские взгляды в Великой Лавре Кон. 1365 – нач. 1366 Письма Иакова Триканы свт. Филофею относительно Прохора Кидониса Зима 1365/1366 Иоанн V в Венгрии 06.1366 Переговоры в Риме с папой об объединении Кон. лета 1366 Иоанн V находится в окружении в г. Видин 26.08.1366 Амедей Савойский отвоевал Галлипольский полуостров в пользу византийцев 10.1366 Амедей Савойский направился воевать с болгарами Кон. 1366/1367 Свт. Филофей посылает в Великую Лавру анафематизмы против Варлаама и Акиндина

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Кон. 01.1367 Иоанн V проходит Болгарию и доходит до Созополя 04.1367 – 05.1367 Принято решение о созыве Вселенского собора с целью объединения Церквей 06.1367 Диспут Кантакузина с латинским патриархом Константинопольским Павлом по вопросу объединения Церквей 05.1366/06.1367 05.1366/06.1367 – 03.1368 03.1368 Присоединение митрополий Серрского княжества к Константинопольскому патриархату Кон. 02.1368 – до 04.05.1368 04.1368 Собор против Прохора Кидониса 18.10.1369 Иоанн V принимает католичество в Риме 10.1364 – 06.1370 Свт. Филофей утверждает митрополию в Москве во главе с митрополитом Алексием Осень 1370 Изменение политики свт. Филофея по отношению к России Осень 1373 03.1375 – 04.1375 Снятие анафемы с Сербской Церкви 02.12.1375 Киприан назначается митрополитом Киевским, Русским и Литовским 08.1376 Захват власти Андроником IV Палеологом 09.1376 – 06.1377 Окончание 2 патриаршего периода свт. Филофея 09.1377 – 06.1378/06.1379 Смерть патриарха Филофея II. Хронологический перечень сочинений свт. Филофея (Коккина) 30.12.1341 (?) Слово о прпмц. Анисии Нач. 1341 – весна 1342 Краткое повествование о прп. Никодиме Весна 1342 – 06.1345 Диатаксис Божественной Литургии 01.1346 2 Слова против Акиндина 05.1346/03.1354 Молитвы по случаю землетрясения 08.1347 Молитва Христу при вступлении… (на Ираклийскую митрополичью кафедру) 1348 – 1350 1 плг. 1350 Житие прп. Саввы 08.1351 Томос 1351 Осень 1351 – 1353 3 Антирретика против Никифора Григоры (13–15) Энкомий свщмч. Фоке 25.10.1351 – 06.05.1352 Послание Ираклеотам, находящимся повсюду После 05.1352 Молитва Богородице по случаю Ее нового явления 08.1352 – 09.1352 Слово о захвате Ираклеи 10.1352 Исповедание веры Нач. 12.1353 2 гомилии в Неделю о скорченной жене 1350 – 12.1354 2 Слова на 37 пс. 1354 – весна 1355 12 Антирретиков против Никифора Григоры (1–12) Лето 1355 (?) Молитвы при засухе Кон. 1350-х Слово о прп. Онуфрии Кон. 1350-х 3 Слова о Господних заповедях блаженства 13551364 Опровержение анафематизмов Арменопула Нач. 1355 – 08.10.1364

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

27.05.1351–07.1351 Исихастский собор в Константинополе 25.10.1351–06.05.1352 Захват Ираклеи генуэзцами 03.1352–04.1352 Вместе с митрополитом г. Мелник Митрофаном отправился в г. Дидимотик для примирения Иоанна V Палеолога и Матфея Кантакузина, но миссия прошла безуспешно. 2 пол. 1352 Свт. Филофей возвращается в Ираклею Имп. Иоанн V Палеолог осаждает Адрианополь Имп. Иоанн V Палеолог покидает Фракию и обосновывается на о. Тенедос 04.1353 14.08.1353 Константинопольский синод заочно низлагает патриарха Каллиста и выбирает нового патриарха нач. 09.1353–1354/1355 Период 1 патриаршества: – свт. Филофей коронует Матфея Кантакузина (02.1354); – поставляет митрополитом Киевским Алексея Бяконта и официально утверждает перенос кафедры русской митрополии из Киева во Владимир-на-Клязьме (30.06.1354 г.); – произносит проповеди о скорченной женщине ( Лк. 9:10–17 ) к 24 ноября или в нач. декабря 1353 г.; – написал гомилию на Пс. 37 ; – пишет остальные 12 антирретиков в ответ на критику Н. Григорой томоса 1351 г. Землетрясение и захват Галлиполи османами Кон. 11.1354 Имп. Иоанн V Палеолог вступает в Константинополь 4/10.12.1354 Имп. Иоанн VI Кантакузин оставляет престол и далее принимает монашество. На императорский престол вступает Иоанн V Палеолог кон. 01.1355 На патриарший престол возвращается Каллист I 15.12.1355 Имп. Иоанн V Палеолог отправляет папе римскому послание, в котором приносит клятву верности и обещает обратить греческое духовенство и весь народ империи в католическую веру 469 1354–1355 Захват Паламы османами в плен кон. 1354 – осень 1364 Период отставки, пребывание в монастыре Акаталипт: – пишет житие патриарха Исидора I (Вухира) (1355–1357 гг.); – пишет/дорабатывает житие прп. Германа (Марулиса) (кон. 1350-х или нач. 1360-х гг.); – составляет последование свт. Григорию Паламе и другие гимнографические композиции в его честь (в нач. 1360-х гг.); – пишет житие свт. Григория Паламы (большую часть написал до 1363 г.); – пишет 3 Слова о заповедях блаженства ( Мф. 5.3–12 ) для имп. Елены Кантакузины Палеологины (1357–1360 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010