o Период игуменства в монастыре Филокалла в Фессалонике (нач. 1340-х гг.); o Период игуменства в Великой Лавре (1342–1345 гг.); o Аскеза и исихия на Афоне (1345–1347 гг.) Ø Период между 1 и 2 сроками патриаршества, пребывание в монастыре Акаталипт (1354–1664 гг.); Ø Период после свержения с престола во время переворота имп. Андроника IV. Что касается сроков, когда свт. Филофей (Коккин) проходил патриаршее служение, то в нашем биографическом повествовании они описаны, как нам кажется, недостаточно подробно. Это связано с тем, что М. Митреа в своей работе сознательно уклоняется от описания этих периодов, объясняя это их большей освещенностью в научной литературе. М. Митреа подразумевает, видимо, монографию Д. Цендикопулоса, т. к. это единственная работа, по крайней мере, из нашего перечня библиографии, которая подробно описывает деятельность свт. Филофея в качестве патриарха. По причине того, что труд Д. Цендикопулоса требует перевода с греческого языка, сведения из него остались за рамками нашей работы. Извлечение этих сведений представляет другое приоритетное направление для дальнейшего изучения и дополнения биографии свт. Филофея (Коккина). Необходимо заметить, что не все факты о личности, деятельности и трудах свт. Филофея, полученные из обзора библиографии в 1 главе нашей работы, были использованы при составлении биографии святителя. Эту информацию, не вписывающуюся в общую канву биографического повествования, можно сгруппировать следующим образом: a. Отзывы о личности свт. Филофея ученых, субъективные оценки современников свт. Филофея (напр., сомнительные оценки святителя у М. Митреа, Ф. Гумилевского; мнения современников Феофана Никейского , Никифора Григоры, Димитрия Кидониса, Иоанна Кантакузина ); b. Богословские мнения свт. Филофея; c. Недостаточно раскрытая и специфическая информация о свт. Филофее, требующая дополнительного изучения (напр., упоминание о знакомстве святителя с архиепископом Антонием Ларисским; упоминание о факте дарения святителем креста-мощевика Московскому князю в 1355 г.; предпочтение святителем традиции апокрифов «пальмовой ветви» об Успении Богородицы; факты о деятельности святителя по случаям афонского и сербского богомильства; влияние творчества свт. Филофея на развитие жанра акафиста);

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

To do this throughout would be a complicated and expensive undertaking, but with today’s modern techniques it would certainly be possible, and then the Hilandar paintings would be revealed in all their original glory. The Serbian presence on the Holy Mountain was at its peak in the second half of the fourteenth century, or more precisely, between the years 1345 and 1371, during the reign of Stefan Dušan and his immediate successors. 227 The civil war in Byzantium between John V Palaiologos and John VI Kantakouzenos, following the death of Andronikos III in 1341, opened the way for the conquests of the Nemanji dynasty’s fourth ruler. To the Serbian state, which at one time stretched from the Danube to the Peloponnese, he added Halkidiki, crowning himself in Skopje as the ‘tsar of the Serbs and Greeks’ – the first time in history that the Holy Mountain had accepted the reign of a ruler not crowned by the Ecumenical Patriarch; indeed, it accepted it amicably, by mutual agreement, and in a spirit of tolerance. Dušan, after all, was an Orthodox ruler, who sought to bring the Serbian empire into line with the Byzantine model and who respected and scrupulously adhered to the traditions of the Holy Mountain. In November 1345 agreement was reached that the Holy Mountain would not sever links with the emperors of Byzantium and the Ecumenical Patriarch but would, in all monasteries and during all liturgies, commemorate the name of Dušan, the new ruler, immediately after the names of the emperor and the patriarch. Dušan had magnanimously acknowledged all the privileges that the Holy Mountain had hitherto enjoyed, while the Athonites for their part, headed by the Protos, attended his coronation. The monks received chrysobulls reaffirming their privileges – something that had always been done when any change occurred on the Byzantine throne. Tsar Dušan became particularly closely involved in the affairs of the Holy Mountain between August 1347 and April 1348, when he stayed on Athos uninterruptedly, taking refuge from the plague with his whole family, including his wife Tsarina Jelena – a rare documented case of a female presence on the Holy Mountain.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

¯ (С. 53) Кон. 1340 г./нач. 1341 г. – весна 1342 г. – Автор монографии считает, что в этот промежуток времени свт. Филофей вернулся на родину и был там настоятелем монастыря Филокалла. Однако, в вышеупомянутом Последовании не говорится, что святитель был игуменом в этом монастыре. В этот период свт. Филофей написал короткое житие прп. Никодиму Новому, который прожил в Филокалле более 30 лет до настоятельства свт. Филофея. Вероятно, что в этот период было написано также житие прпмц. Анисии Фессалоникийской. Ссылаясь на исследование этого жития Цамисом, который отмечает краткость и простоту синтаксиса и литературного стиля данного жития по сравнению с поздними сочинениями свт. Филофея (Коккина), М. Митреа предполагает, что житие прпмц. Анисии можно причислить к числу самых ранних работ святителя, если не посчитать самой первой. ¯ (С. кон. 53–54) 1341 – 1347 гг. – Гражданская война. Сразу после смерти императора Андроника III Палеолога 15 июня 1341 г. 149 началась гражданская война между 2 враждующими партиями, которые пытались захватить опеку над 9-летним Иоанном V Палеологом. 1 партия – Великий доместик Иоанн Кантакузин . 2 партия – вдовствующая императрица Анна Савойская, патриарх Константинопольский Иоанн XIV Калека и Великий дука Алексей Апокавк. В связи с этим в конце марта 1342 г. Афон выслал посольство в Константинополь, чтобы попытаться разрешить конфликт. В число представителей Афона входил и бывший ранее духовным отцом свт. Филофея прп. Савва Новый. ¯ (С. 54–55) Весна 1342 – ранее июня 1345 гг. – М. Митреа предполагает, что в 1342 г. свт. Филофея избирают настоятелем Великой Лавры вместо Макария, которого вскоре после афонского посольства (он тоже входил в число направленных в Константинополь) рукополагают в митрополита Фессалоники. После июня 1345 г. источники упоминают уже другого настоятеля – некоего Григория. В 1 абзаце на С. 55 М. Митреа делает предположения по поводу того, как проходили для свт. Филофея эти годы, какие заботы могли его волновать. Однако оценивать основательность этих предположений довольно трудно по причине отсутствия достаточных фактов, подтверждающих их. После периода настоятельства в Великой Лавре, вполне вероятно, святитель оставался в окрестностях монастыря, проводя аскетическую жизнь как отшельник. Об этом его стремлении, пишет М. Митреа, указано в Последовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Когда Антиохийский патриарх Игнатий составил обвинение против Паламы, в 1345 г. в Константинополе был созван новый (3-й) собор, на который был приведен из тюрьмы и Григорий. Но он не отвечал на возведенные против него обвинения, и собор осудил его и снова отправил в заключение. После собора 1345 г. подверглись гонению и многие сторонники Паламы как бунтовщики и мятежники, как распространители чуждых Церкви нововведений и учений. Гонение сильно огорчило Паламу, так как во время его пострадали некоторые из более видных его последователей (например, Монемвасийский митрополит Исидор), а с другой стороны, гонение изобличило некоторых мнимых, а не действительных его друзей, в том числе Никифора Григору, на которого он возлагал большие надежды (С. 111–115). Между тем Палама уже четвертый год проводил в тюрьме, продолжая и в заключении защищать Православие: он в это время написал семь книг против Акиндина и отправил императрице Анне письмо, в котором изложил учение Церкви о существе и действиях Божества и заблуждения Варлаама и Акиндина. Правда постепенно раскрывалась, тем более что патриарх Иоанн Калека своим общением с Акиндином и его сторонниками лишь увеличивал церковную смуту. Византийские архиереи обратились к императрице Анне с просьбой созвать собор для окончательного прекращения церковных нестроений, возникших по вине патриарха. И вот, в феврале 1347 г. состоялся в царском дворце новый (4-й) собор, который подверг осуждению Иоанна и Акиндина за варлаамитские воззрения и за склонность к латинским догматам, в том числе к признанию главенства папы, первого лишил престола, а второго отлучил от Церкви, Паламу же и всех его сторонников, боровшихся за Православие, освободил от анафемы, изреченной на них патриархом, и, признав все официальные постановления последнего недействительными, провозгласил их защитниками благочестия, борцами и помощниками Церкви. Немедленно Палама был освобожден из заключения. Для блага Церкви и государства он достиг примирения между императрицей Анной и Кантакузином, который вскоре торжественно и возвратился в Константинополь из Дидимотиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Константин Соболев Петропавловская (Сиб.), обн. Основана в 1922 г. (?) (местопребывание – в г. Петропавловск, ныне – Казахстан). С 06(19)11.1932 «Архиепископу... именоваться «Карагандинский и Акмолинский» с пребыванием в Петропавловске» (определение обновленческого Синода от указанного числа). Упразднена в 1937 г. 07(20)11.1922 16(29)10.1936 18(31)08.1937 Печерская (Нижегородск.) Основана в 1920 г. Именование – по г. Печерск 3540 (Нижегородская губерния). Нижегородское викариатство. Упразднена в 1926 г. 25.07(07.08)1920 06(19)06.1922 25.12.1923(07.01.1924) 01.1925 02.1926 09(22)12.1926 Печерская (Нижегородск.), обн. Основана и упразднена в 1922 г. 06(19)06.1922 09.1922 Печерская (Эстонск.) Основана в 1924 г. Именование – по г. Печеры (Эстония; с 1940 г. – Псковская область). Таллиннское викариатство. Существовала по 1941 г. 12(25)04.1924 17(30)12.1932 02(15)04.1933 07.1940 30.11(13.12)1940 17(30)07.1941 (25.07(07.08)1943 Пинежская Основана 14.02.1913 (вместо упраздненной викарной Кемской кафедры). Именование – по г. Пинеж 3549 (Архангельская губерния). Архангельское викариатство. Упразднена в 1925 г. 14.02.1913 13.11.1913 19.03.1917 21.07(03.08)1920 Василий Дохтуров Пинская Основана в 1345 г. на месте исчезнувшей древней Туровской. Местопребывание – в г. Пинск (ныне – Брестская область, Беларусь). Находилась в юрисдикции Галицкой митрополии в 1345–1347,1352–1356 (по др. 1352–1391,1371–1376) гг.; Киево-Литовской митрополии – в 1356–1362, 1415–1419 гг. (Н.Д. Иерархия... С. 226, 358, 360 и др.). По разделении Всероссийской митрополии – в юрисдикции митрополитов Киевских. В 1596 г. отпала в унию, в 1620 г. воссоединена, в 1633 г. снова отпала в унию. С 13.04.1793 территория епархии вошла в состав новоучрежденной тогда Минской епархии, архиереи которой титуловались Минскими и Туровскими. В 1839 г., в связи с воссоединением западно-русских униатов, епархия возобновлена как Минское викариатство. Упразднена 04.02.1840. Возобновлена в 1920 г. Минское викариатство. Самостоятельная в 1941–1942 гг. и с 23.06.1989.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако, в середине XIV века сильнейший правитель Сербии Стефан IV Душан (1331–1355) благотворит как всему Афону, так и Россикону. В 1347 году или начале 1348 года он передает братии главу св. вмч. Пантелеимона со следующими словами: «Царство мое посвящает обители Россов главу святого славного страстотерпца, бессребреника и целителя Пантелеимона, которая имеет на себе плоть и которая засвидетельствована не только от отца моего и царя, но и от прежде его бывших царей, также от патриархов и других достойных синклитиков». В этом году закончилось долгое противостояние между Иоанном Кантакузином и Иоанном Палеологом. Первый торжественно вступил в Константинополь. Начало его царствования означало победу свт. Григория Паламы и его сторонников, победу богословия афонского исихазма вопреки более западным и рациональным богословским схемам и построениям. Дар величайшей святыни Русского монастыря, которая хранится там и доныне, особо значим в соотношении с ключевыми вехами византийской истории. Афон, который успел побывать под властью латинян и болгар, в 1345–1371 годах стал входить в состав владений сербских правителей. Афониты признавали Стефана Душана «царем сербов и греков». В это время ведущие Афонские обители – Ватопед и Лавра – наполняются сербами, а Россикон остается русским больше по имени, чем по составу, в связи с чем и начинает именоваться «монастырь, рекоми руси». Но нет худа без добра. Одним из игуменов Россикона станет ученик знаменитого старца Арсения ученейший хиландарский подвижник Исаия, переводчик на славянский язык Ареопагитского корпуса. Через такого ученого игумена русские монахи обретали на Афоне для себя вторые, но чаще первые «духовные университеты». Несмотря на распри и междоусобицы, сложные отношения Византии и Сербии Россикон к 1380 году обладал 60 подворьями или прочими владеньями за пределами Афона. Период с 1345 по конец 1380-х годов – один из самых благополучных в истории обители. Последним сербским ктитором Россикона была дочь деспота Георгия Бранковича, мачеха султана Мухаммеда II Завоевателя (1421–1451) Мара Бранкович (1416–1487), мать будущего султана Мехмеда II Завоевателя (1451–1481) – та самая, которая передала в дар обители св. Павла Дары волхвов, недавно привозившиеся в Россию. Таким образом, Россикон оказывается в средоточии не только духовных, но и геополитических процессов – как место встречи, по сути дела, трех основных на тот момент религиозных и культурных традиций: византийской, греческой, османской,турецкой и русской. Особое внимание к Россикону со стороны матери султана, завоевавшего Константинополь и поставившего точку на византийской цивилизации, было обусловлено теми надеждами, которые православный мир того времени, и еще сильнее в более позднюю эпоху, возлагал на Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

1347 Julio. – Tomus contra Palamam, 150, 877–91. ISIDORUS CP. (1347–49). 1349. – Eusebius Sugdeæ. Fidei professio, 152, 1297. 1350 Febr. – Isidori testamentum, 152, 1297–1302. CALLISTUS CP. (1350–63) et Philotheus CP. 1354, 1364–76. 1350 Sept. – Maximi Kalopheri promissio, 152, 1307–8. Niphonis absolutio, 152, 1308–12. 1354 Mai. – Tomus contra Barlaam et Acyndinum, 161, 717–64. 1354 . – Actorum rescissorum in codicem relation ex integro, 152, 1345–6. 1355 . Paulus CP. patr, lat., Epistola, 154, 835–8, Post 1360. PHILOTHEUS SELYMBRIÆ. Excommunicatio Nicephori Gregoræ, 152, 1410. 1368. PHILOTHEUS CP: Tomus contra Prochorum Cydonium, 161, 693–716. N) DE HUMAN1SMO GE. GEMISTUS PLETHO. De Platonicæ et Aristotelicæ philosophiæ differentia, 160, 889–932. Contra Scholarii defensionem Aristotelis, 979–1020. GENNADIUS (Scholarius). De Aristotelis defensione, 160, 745–8. Epistola ad Marcum Eugenicum de libro in Aristotelem, 743–6. De libro Plethonis igni tradito, 633–48. BESSARION. Epistolæ et quæstiones ad Plethonem, 161, 713–18. IV. SCRIPTURA SACRA   A)           UNIVERSE Textus. ORIGENES. Hexapla, 15–16. Apocrypha. Testamentum XII Patriarch arum, 2, 1037–1150. Evangelium Thomæ, 1, 950–3, in notis. Testamentum Salomonis, 122, 1315–8. Introductio. Synopses, ATHANASIUS, 28, 283–439. CHRYSOSTOMUS, 56, 313–86. NICEPHORUS CALLISTUS, , 147, 605–32. (De excidio Hierosolymitano, 601–6.) Alia. THEODORUS PRODROMUS: Epigrammata in libros sacros, , 133, 1101–1220. JOSEPPUS. Libellus memorialis, 106, 15–176. ANONYMUS. S. Scripturæ divisio in capita, 106, 1047–54. ORIGENES. Epistola ad Gregorium Thaumaturgum, 11, 87–92. PACHOMIUS. De Scripturæ utilitate, 98, 1333–60. ADRIANUS. Isagoge in S. Scripturam, 98. 1273–1312. EPIPHANIUS, De LXX interpretibus, 43, 373–80. CanoN. Canon MURATORIANUS, 10, 30–36. MELITO. Fg., 5, 1213–6. GREGORIUS NAZ. De veris Scripturæ libris, , 37, 472–74. ANONYMUS. In hoc S. Gregorii N. carmen, 37, 841–44, 843–6. ANONYMUS. De 70 libris et quinam extra illos sunt, 1, 515–6, in notis.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

232 Тенедос (греч. Τνεδος) – небольшой остров в северной части Эгейского моря, при выходе из пролива Дарданеллы. Современное турецкое название – Бозджаада (тур. Bozcaada). 233 Имеется в виду Томос собора 1341 г. (PG, vol. 152, col. 1241–1253), которым подтверждалось православие Паламы. Формально он не был отменен. Тем не менее, в 1344 г. патриарх Иоанн Калека созвал синод, который отлучил Паламу, а в начале 1345 г. написал Патриаршее слово, коим он отвергает Паламу, его приверженцев и единомышленников, и поверивших им, и отсекает их от святой Божией Церкви, как новшествующих в вере (PG, vol. 150, col. 891–894), а также Патриаршее [разъяснение] насчет Томоса (Ibid., col. 900–903). Эти документы не оспаривали Томос в части осуждения учения Варлаама о Фаворском свете и его нападок на метод молитвы исихастов, но противоречили ему в оценке богословия Паламы, что многими понималось как полная его отмена. 240 Большая часть этого абзаца дословно совпадает с приведенными в кн. XII, гл. 6, словами Кантакузина (с. 22). 241 Согласно византийскому времяисчислению, ночь – от заката до рассвета – делилась на четыре «стражи», т. е. промежутка между сменами караула. 243 Геродот, История, IV, 127. Речь идет об отказе скифского царя Иданфирса от предложенной Дарием капитуляции. 252 He совсем понятно, о каком втором лишении идет речь. Возможно, Григора имеет в виду, что Кантакузин своей императорской властью утвердил низложение, произведенное епископами. 253 Фраза весьма темная. Ван Дитен тоже признается, что она ему до конца не понятна, но отказывается от интерпретации и переводит буквально: «die mal so, mal so immer von allenthalben ihre Zielsetzung zu irgend einem Lauf zusammen geschmiedet haben » (Dieten, Bd. 3, S. 168). 254 Исидор I Вухирас (греч. σδωρος Βουχηρς, ок. 1300–1350) – константинопольский патриарх в 1347–1349 гг. Родился в Фессалонике в семье священника, принял монашеский постриг на Афоне от руки Григория Паламы и был его учеником. В 1341 г. был избран митрополитом Монемвасии, низложен спустя три года. В 1347 г. был возведен в патриархи, а в декабре 1349 г. ушел на покой. Из литературного наследия Исидора сохранились проповеди и Завещание, в котором нашли отражение автобиографические моменты. Он написал также несколько акафистов, которые не сохранились. Около 1355 г. Филофеем Коккиным, впоследствии патриархом, было составлено его житие, дошедшее до нас в двух списках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сущности, не больше, чем на любом другом собрании, которое требовалось для поставления нового епископа, ибо митрополит не мог совершать посвящений один.   Источники детально рассказывают о процедуре поставления при митрополите Феогносте в 1328–1347 гг.,   и это описание подтверждается текстом сочинения «Устав како достоит избирать епископа» 1423 г.   Митрополит всем посылал приглашение участвовать в поставлении, но приезжали только некоторые: пятеро на посвящение Иоанна Брянского и Черниговского (19 ноября 1335 г.); четверо на посвящение Афанасия Владимирского (май 1328 г.), Феодора Галицкого (май 1328 г.), Павла Черниговского (апрель 1332 г.), Афанасия Сарайского (июнь 1334 г.), Василия Новгородского (август 1331 г.); трое на поставление Трифона Луцкого (6 дек. 1331 г.) и Даниила Луцкого (2 марта 1330 г.); и только двое — на рукоположение Антония Ростовского (октябрь 1329 г.), Исаака Сарайского (30 ноября 1343 г.), Евфимия Смоленского (август 1345 г.), На–фанаила Суздальского (7 августа 1347 г.) и Феодора Тверского (март 1330 г.). Чтобы не нарушить канон, все отсутствующие присылали письменное согласие на поставление, которое совершалось без них.   Существовала, однако, одна епархия, которая, будучи частью митрополии, сумела завоевать относительно независимое положение. Речь идет о Новгороде. Новгород вел торговлю с ганзейскими купцами, держал в подчинении огромные территории от Финляндии и Ледовитого океана до Урала. Новгород добился значительной политической независимости; завидное преимущество состояло в том, что это был единственный крупный русский город, избежавший татарских набегов. По внутреннему устройству Новгород был несколько схож с итальянскими городами–государствами, там существовала определенная демократия, наиболее существенным признаком которой было собрание горожан — вече. Было бы ошибкой отождествлять это устройство с современной демократией (право голоса на вече имели только землевладельцы, ведущую роль играла торговая верхушка); Новгород управлялся своеобразной коллегией: князем, чья власть была ограничена военной и судебной областями, двумя выборными чиновниками — посадником и тысяцким, которые представляли горожан и ведали внутренними делами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Викарная кафедра: Инсарская. 1919 Первомайская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Первомайск (Николаевская область УССР). Одесское викариатство. Упразднена в 1937 г. 1923 23.09(06.10)1937 Перемышльская Основана в 1026 г. (или – в 1087 г.) Выделена из Владимиро-Волынской епархии. Находилась в канонической юрисдикции Галичской митрополии в 1303–1308, 1338 (по др., 1345)–1347, 1371–1391 гг. Кафедра правящих епископов пребывала (Н.Д. Иерархия... С. 343, 346; Чистович И. А. Очерки истории западнорусской Церкви. СПб., 1889. Ч. 1. С. 186): В 1220–1254 гг. – в Перемышле; в 1254–1451 гг. – в Самборе 3361 ; в 1451–1500 гг. – в Перемышле, паки; в 1254–1552 гг. – в Самборе, паки; в 1662–1680 гг. – в Саноце; в 1680–1692 гг. – в Перемышле, паки. Отпала в унию в 1691 (по др., 1692) г. Именовалась: с 1220 г. – Перемышльская и Червенская; с 1241 г. – Перемышльская и Самборская; с 1347 г. – Перемышльская и Самборская, паки; с 06.1662 – Перемышльская, Самборская и Саноцкая; с 11.1680 – Перемышльская и Самборская, в 3-й раз. имен епископов не сохранилось Авраамий Иеремия(1282) Сергий Мемнон Евфимий Георгий (1315) Иоаким 05.1328 Марк (1341) Кирилл Волошин (1353) Иларион Василий(1375) Иларион IV Афанасий (1407) Геласий Афанасий II Драгоевский-Корчан Антоний II Иоанникий Иоанн Бирецкий (1462) Иоанникий II Иванка Иоанникий III (1491) Антоний III (1499) Антоний Оники Иоаким II Лаврентий Терлецкий (1535) 02.1591 Арсений II Брылинский 08.1591 01.1610 Михаил Копыстенский 20.05.1610 06.10.1620 08.1628 1645 (1650?) 27.06.1662 27.06.1662 Георгий II Гошовский 21.11.1680 21.11.1680 Переславль-Залесская Встречаются сведения о существовании кафедры еще в начале XIII в. Основана (номинально) 05.03.1721. Именование – по г. Переславль-Залесский (ныне – Владимирская область 3379 ). Упразднена 15.01.1727. Возобновлена 16.07.1744 как самостоятельная (выделена из Ростовской епархии). Упразднена 06.05.1788 (присоединена к Владимиро-Суздальской епархии). Возобновлена в 1902 г. Владимирское викариатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010