св. Варфоломея в Льеже). Иногда сюжеты этого цикла могут объединяться. Так, на картине И. Патинира «Крещение Христа» (1515, Музей истории искусств, Вена) на 1-м плане представлено «Крещение Господне», на дальнем - «Проповедь св. Иоанна Предтечи». В цикл могут входить сцена встречи И. П. с фарисеями и саддукеями и изображение секиры при неплодном дереве как иллюстрация к проповеди И. П. Третий цикл, страстей и смерти И. П., содержит сцены «Обличение Ирода и Иродиады», «Св. Иоанн Предтеча в темнице», «Танец Саломеи», «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», «Пир Ирода» или «Вручение главы св. Иоанна», «Погребение св. Иоанна Предтечи учениками». Иконография «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи» восходит к ранневизант. эпохе: обычно святой изображается со связанными за спиной руками, лежащим на земле, палач держит его за волосы и заносит меч («Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», Караваджо, 1608, кафедральный собор Сан-Джованни в Валлетте, Мальта). В сцене «Пир Ирода» отсеченную голову держит на блюде юная Саломия (мозаика баптистерия собора Сан-Марко в Венеции, 1343-1354), но иногда слуга или воин. Сцена «Погребение св. Иоанна Предтечи» представлена на фоне пейзажа и нередко служит дополнительным мотивом на дальнем плане в композиции «Вручение главы св. Иоанна Предтечи». Редко встречаются сцены «Иродиада наущает Саломию попросить в награду за танец голову Крестителя» (т. н. Реликварий Барбароссы, 1178, Музей собора Сан-Лоренцо, Генуя); «Св. Иоанн, заключенный в темнице, посылает двух учеников ко Христу» (А. Пизано, бронзовый рельеф южных врат баптистерия Сан-Джованни, Флоренция, ок. 1330); «Сошествие св. Иоанна во ад» (шитый фрагмент покрова на алтарь баптистерия Сан-Джованни, 1466-1488 гг., по рис. А. Поллайоло, Музей собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции). Одним из сюжетов зап. иконографии является «Св. Иоанн обезглавленный», где И. П. показан с отсеченной головой на серебряном блюде. С нач. XIV в. появились изображения отсеченной головы святого, лежащей на блюде: медный рельеф (XVI в., Музей Майер ван ден Берг, Антверпен); «Глава св. Иоанна Крестителя» (ок. 1330; Баварский национальный музей, Мюнхен). Этот образ получил широкое распространение как эмблема Братства милосердия и других религиозных орденов, окормлявших приговоренных к казни через отсечение головы. Вероятно, его прототипом послужил византийский реликварий св. главы И. П., вывезенный крестоносцами в Европу в 1204 г.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Баптистерий базилики был построен и украшен мозаиками по заказу дожа (1343-1354) Андреа Дандоло ок. сер. XIV в. Во время археологических работ на северной стене было открыто изображение «Вознесение Господне», к-рое предположительно могло относиться к декорации открытого портика базилики, обращенного в сторону моря и располагавшегося на месте совр. баптистерия. Крестильная купель, следы которой обнаружены в зоне пресбитерия, может свидетельствовать о существовании предшествующего баптистерия в зоне алтаря. В наст. время вход в баптистерий осуществляется через базилику; первоначально было 3 входа со стороны площади, в каждой из 3 пространственных зон: антибаптистерии (нартексе), откуда заходили катехумены, основном пространстве баптистерия и алтарной части. Мозаики украшают верхнюю зону 3 компартиментов баптистерия; они расположены в куполах, на сводах, на подкупольных арках и на стенах. Стены заняты пространным житийным циклом св. Иоанна Крестителя - от «Благовестия Захарии» (правый от престола люнет) до «Усекновения главы Иоанна Крестителя» (левый от престола люнет). На стенах антибаптистерия сцены Жития соединяются с евангельскими сюжетами. В особом месте помещена сцена «Крещение Господне», она также выделена светом, проникающим внутрь через окна юж. стены стены. Иконография сцены восходит к лучшим визант. образцам: обнаженная фигура Христа окружена водами Иордана и словно обернута в погребальные пелены, что напоминает о Крестной Жертве; справа - фигура св. Иоанна Крестителя, возлагающего на голову Христу руку; слева - 3 поклоняющихся ангела; сверху - белый голубь, символ Св. Духа. Фигуры 12 пророков со свитками представлены на своде антибаптистерия. В центральном куполе над каменной купелью (бронзовые рельефы на ее крышке выполнены по проекту Сансовино в сер. XVI в.) помещена мозаика, представляющая 12 апостолов, совершающих крещение народов. В центре купола - Иисус Христос, сидящий на радуге, со свитком в левой руке с текстом Мк 15. 15-16: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». В восточном куполе - изображение райских кущей, в к-рых 9 ангельских чинов окружают мандорлу со Христом, поддерживаемую серафимами. В качестве алтарного образа на вост. стене в люнете над престолом помещена композиция «Распятие с предстоящими Богоматерью, ап. Марком, ап. Иоанном Богословом и св. Иоанном Крестителем» (напоминает о Крестной Жертве Христа, через к-рую человечество получает спасение по Воскресении). В 2 готических гробницах погребены тела дожей Джованни Соранцо († 1329) и Андреа Дандоло († 1354; он стал последним дожем, похороненным в Сан-Марко).

http://pravenc.ru/text/2562278.html

Там же. С. 171. 1326 Там же. С. 169–170. 1327 Там же. С. 121–122. 1328 Там же. С. 14–15. 1329 Там же. С. 15. 1330 Там же. С. 172. 1331 Там же. С. 174. 1332 Там же. С. 177–178. 1333 Там же. С. 183–184. 1334 Там же. С. 170. 1335 Там же. С. 15–16. 1336 Противники почитания имени Божия. 1337 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45. 1338 Там же. С. 172. 1339 В переводе Деяний VII Вселенского Собора на латинский язык, сделанном в конце VIII века, оба греческих термина переданы латинским adoratio (поклонение). См.: Успенский Л. А. Богословие иконы в Православной Церкви. Париж, 1989. С. 107. 1340 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45–46. 1341 Там же. С. 170. 1342 В древней Церкви не было чина освящения икон. Живописное изображение признавалось иконой в том случае, если оно было написано в соответствии с каноном и если на нем стояла надпись, обозначающая изображенное лицо (будь то Христос, Божия Матерь или кто-либо из святых). 1343 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 188–189. 1344 Никитина И. В., Половинкин С. М.«Московский авва». В кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 9–13. 1345 Цит. по: Там же. С. 16. 1346 Там же. С. 13. 1347 Там же. С. 19–22. 1348 Там же. С. 23–25. 1349 См. его письмо Новоселову от 26 мая 1913 года в кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 105–111. 1350 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 69–70. 1351 Цит. п о: Там же. С. 72. 1352 Цит. по: Там же. С. 74. 1353 Там же. С. 75–76. 1354 По–видимому, д. б.«преложении»(т. е. превращении, изменении). 1355 Цит по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 78. 1356 Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). М., 1999. С. 312–313. В данном случае Флоренский полемизирует с утверждением архиепископа Никона (Рождественского):«Не от звуков имени, не от отвлеченной идеи, не от умопредставляемого имени, а от Самого Бога льется луч благодати». 1357 К вопросу об имяславии Флоренского мы вернемся в Главе XI. Не имея возможности подробно рассматривать учение Флоренского о слове и имени, отсылаем читателя к соответствующему разделу диссертации священника Димитрия Лескина (см.: Лескин Д. Ю. Философия имени в России в контексте афонских имяславских споров 1910–х годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. МГУ, 2001. С. 125–155). Надеемся, что данная работа, содержащая подробный разбор учения об имени в трудах Флоренского и Булгакова, будет в ближайшее время опубликована. 1358

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Есть другого рода известия о перенесении мощей святителя, по которым они перенесении были не в 1087, а в 1096 или 1097 году и притом не в Бар, а в Венецию. Это именно известия венецианские. Таковы: 1) Рассказ Иордана de Curti венецианца, монаха ордена миноритов (францисканского), который был в 1343 г. епископом тривентским, а с 1348 г. архиепископом панархатанским и писал хронику от начала мира до 1320 года, в которой и поместил свой рассказ. Иордан начинает тем, что отвергает Барское предание о перенесении мощей святителя и говорит: «Я нашел в древнейшей книге, что мощи св. Николая не были взяты». Затем рассказывает, что в лето Господне 1096, в правление папы Урбана и Алексея греческого императора, венециане с военачальником своим Иоанном Виталием, сыном Михаила, венецианского дожа и епископом Генрихом, плывя из Родоса, прибыли в мирскую провинцию и нашли (в Мирах) древнюю гробницу в большом алтаре, а в ней три раки; и в двух раках гробницы нашли двух святителей с надгробными надписями над ними, из которых один был мученик Феодор, другой Николай – дядя великого Николая – оба знаменитые предстоятели также мирской церкви. Мощи обоих взяли они на свои корабли. Далее рассказывается об открытии мощей и великого святителя Николая, отличных от тех, которые были уже найдены в гробнице, в большом алтаре. «Мощи великого святителя Николая найдены, по откровению свыше и по некоторым другим указаниям, не в большом алтаре, а на другом равном месте в церкви, где они были сокрыты в земле в трех крепких влагалищах» 31 . Рассказав затем об отплытии венециан со святынею мощей трех святых, прибытии их в Венецию и встрече здесь, Иордан заключает: «Обретение сил святых празднуется в третьи июньские календы, а перенесение в Венецию – в осьмые иды декабря; ибо флот благополучно достиг пристани в самый праздник св. Николая. Было же это на третий год его странствования» 32 . 2) Рассказ другого венецианца и современника Иорданова Андрея Дандула († 1354 г.), помещенный в его хронике, найденной в рукописях Ватиканской библиотеки и изданной у Моратория, а нам известный по выдержкам из него у Ассемани 33 Этот рассказ совершенно сходен с рассказом Иордана, так что ученый Ассемани затрудняется сказать, кто у кого списывал – Дандул у Иордана или наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1147. [Неудача крестового похода в Святую землю, возглавленного королем Конрадом, герцогами Вельфом и Фридрихом 1342 . На обратном пути короля Конрада с почетом принимает византийский император 1343 . Вдохновителем этого похода был аббат Бернард Клервоский 1344 .] В тот же год, примерно на праздник святого Петра 1345 , по Божественному вдохновению, поощряемые апостолической властью 1346 и по увещаниям многих благочестивых людей, огромное множество христианского воинства, возложив [на себя] знак Животворящего Креста 1347 , направилось против язычников, обитающих к северу, дабы либо подчинить их христианской религии, либо, с помощью Божией, полностью истребить. Там в одно войско соединились магдебургский архиепископ Фридрих, хальберштадтский епископ Ротульф, епископы мюнстерский – Вернер, мерзебургский – Райнальд, бранденбургский – Виггер, хафельбергский – Ансельм, моравский – Генрих, а также корвайский аббат Вибольт, маркграф Конрад 1348 , маркграф Адальберт 1349 , пфальцграф Фридрих 1350 , пфальцграф Херманн 1351 со многими графами и вооруженными рыцарями – [всего] шестьдесят тысяч. Тем временем в другое войско соединились бременский архиепископ Адальберон I (Albero), ферденский епископ Титмар, саксонский герцог Генрих 1352 , бургундский герцог Конрад 1353 , презнатный князь (princeps) Хартвиг 1354 , со многими графами, знатью и прочими воинами – числом сорок тысяч бойцов. Также и датский король (rex Dacie) 1355 вместе с епископами своей страны и со всей силой своего народа, собрав величайшее множество кораблей, приготовил войско примерно в сто тысяч воинов. Вышел и брат польского князя (dux Poloniae) 1356 с двадцатью тысячами воинов. Его старший брат 1357 с бесчисленным войском также двинулся против жесточайших варваров пруссов (Prusci) и долго пребывал там (в Пруссии. – Сост.). Против них, по неисповедимой воле Божией, с огромнейшим войском выступила даже Русь (Rutheni), хотя и не совсем правоверная (minus catholici), но все же отмеченная званием христианским 1358 . И вот все они с несметным снаряжением и обозами, с удивительным благочестием вступили в различных местах в землю язычников, и вся земля задрожала при виде их, и, ходя [в ней] почти три месяца, они опустошили все, предали огню города и укрепления, спалили также храм с идолами, который располагался у города Мальхов (Malchon) 1359 , да и сам город. [В том же году отправилась морская экспедиция из Кёльна, Фландрии и Англии воевать против сарацинов в Испании 1360 .]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11) свт. Амвросия Медиоланского 1334 ; 12) Юлия Римского 1335 ; 13) свт. Григория Нисского (2 цитаты) 1336 ; 14) свт. Иоанна Златоуста 1337 ; 15) преп. Ефрема Сирина : из слова на жемчуг 1338 ; 16) преп. Исидора Пелусиота (к Кириллу Александрийскому ) 1339 ; 17) Павла Эмесского 1340 ; 18) свт. Кирилла Александрийского (к Иоанну Антиохийскому 1341 ; о Воплощении 1342 ; к Иусту, еп. Римскому 1343 ); 19) свт. Афанасия Александрийского 1344 ; 20) свт. Кирилла Александрийского 1345 , из слова о вере 1346 , из письма к Сукенсу (3 цитаты) 1347 ; к Евлогию, Иоанну и из слова о сокровищах 1348 ; 21) свт. Григория Нисского 1349 (против Аполлинария); 22) преп. Исидора Пелусиота : из письма к Тимофею 1350 ; 23) Феодота Антиохийского (против синусиастов) 1351 ; 24) свт. Кирилла Иерусалимского 1352 ; 25) Петра Александрийского 1353 ; 26) Севириана Гавальского 1354 ; 27) свт. Прокла Константинопольского (2 цитаты) 1355 ; 28) Сильвестра Римского 1356 ; 29) св. Ипполита Римского 1357 ; 30) свт. Илария Пиктавийского (2 цитаты) 1358 ; 31) свт. Амвросия Медиоланского (7 цитат) 1359 ; 32) свт. Амфилохия Иконийского (2 цитаты из писем против ариан и к Селевку) 1360 ; 33) блаж. Августина Гиппонского: из писем к Волюзиану 1361 ; 34) свт. Флавиана Антиохийского (2 цитаты) 1362 ; 35) преп. Исидора Пелусиота (из письма к диакону Феодосию) 1363 ; 36) свт. Кирилла Александрийского (2 цитаты) 1364 ; 37) Евстафия Антиохийского 1365 ; 38) свт. Иоанна Златоуста : из письма к Кесарию 1366 ; 39) свт. Амфилохия Иконийского : из письма к Селевку 1367 ; 40) свт. Григория Нисского 1368 . К этой части присоединены цитаты из сочинений: 41) Амфилохия Сидского: из его письма к императору Льву против собора 1369 , затем следуют цитаты из сочинений монофизитских вождей: 42) Севира, прикрывавшего свои слова авторитетом еп. Юлия и Амвросия 1370 ; его же из книги против Иоанна Грамматика (4 цитаты) 1371 , из письма к Солону 1372 ; против Иоанна Грамматика 1373 ; к Сергию Грамматику (3 цитаты) 1374 ; против Иоанна Грамматика (2 цитаты) 1375 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1287 . Arnakis G. G. Gregory Palamas, the «chiónes» and the fall of Gallipoli//Byz 1952. 22. 305–312. 1288 . Athanasios, hierom. γνς Γρηρρνος Παλαμ ς κα ντπαπας. κδ. ρθοδ. Κυψλυς. Θεσσαλονκη 1980. 1289 . Balfour D. Palamas’ reply to Gregoras’ account of their debate in 1355//JÖB 1982. 32:4. 245–256. 1290 . Balfour D. Was St Gregory Palamas the Sinaïtés pupil?//SVTQ 1984. 28. 115–130. [Автор дает положит. ответ, но мн. аргументы чисто спекулятивны]. 1291 . Chionides G. Ch. στορικ προβλματα κα μνημεα κ τς παραμονς το γ ου Γρηγορου Παλαμ ες τν περιοχν Βερο ας//GP 1967. 50. 289–291. 1292 . Christou Ρ. δραστηριτης το Γρηγορου Παλαμ κατ τν χρνον τς Αρχιερατεας του// Κληρονομι. 1984. 16. 181–247. 1293 . Mantzaridis G. Γρηγορου το Παλαμ. Πραγματεαι γραφεσαι κατ τ τη 1341–1343. Θεσσαλονκη 1966. 237. 1294 . Phanourgakis Β. Α περιπτειαι κα δραστηριτης το Γρηγορου Παλαμ κατ τ τος τς αχμαλωσας ατο ες τν Ασαν (1354–1355)// Κληρονομι. 1984. 16. 249–272. 1295 . Papadakis A. Gregory Palamas at the Council of Blachernae, 1351//GRBS 1969 (Winter). 10(4). 333–342. 1296 . Philippidis-Braat A. La captivité de Palamas chez les Tures: dossier et commentaire//TM 1979. 7. 109–222. 1297 . Sokologorsky I. La défense par Palamas du traité de Nicéphore «De la garde du coeur»//Istina. 1999. 44(4). 368–390. См. также 6 .656, 714, 972, 976, 1277. Рецепция Паламы в церковной традиции и современности 1298 . Алексий (Дородницын) , еп. Византийские церковные мистики XIV века (преподобный Григорий Палама , Николай Кавасила , преподобный Григорий Синаит )/Иссл. еп. Алексия, ректора Казанской Духовной Академии.//ПС 1906. 1. 98–108, 224–240, 409–428; 2. 120–141, 456–479. оттиск Казань 1906. 93. 1299 .//Он же. Полн. собр. соч. 1–2. Саратов 1913–1914. Т. 1. Статьи богословско-философского и церковно-исторического содержания. 2, 593, 3. пер.: Београд; Минхен 1999. (Универзитетски образовани православии богослови – Хиландарски фонд – Задужбина «Hukoлaj и Jycmuh

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1338 Афан. В . Пасх. посл. 21 (349 г.). 1339 Ср. выше, стр. 126. 1340 Григорий Богосл . Сл. 19 на погр. отца. Сл 42 на Пасху. Злат . Бес. 85 на пасху. Bingham , Orig. XX, 108. 1341 Cod Theidis. IX, 38, 3. 4. 6. 7. 8. Cod Justin. I, 4, 3. 1342 Епиф. Кипр . Излож. веры, 22. 1343 Сокр . Церк. ист. VII, 5. 1344 Ср. у нас пение «Се жених грядет» в страстную седмицу. 1345 Лакт . Установления божеств. VII, 19. 1346 Иерон . На Мф. 25:6. 1347 Злат . Письмо к Иннокентию. Палладий , Разговор о жизни Златоуста. гл. 9. 1348 Апост. Пост. V, 12. См. выше, стр. 133. 1349 Паломн. § 38. 1350 Евс . Жизнь Констан. IV, 22. 1351 Григорий Б . Слово на пасху, 42. 1352 Злат . Бес. о воскрес. Христ. 34. 1353 Апост. Пост. VIII, 33. 1354 Cod. Jusstiniam. III, 12, 8. 1355 Cod. Theodos. XV, 5, 5. 1356 Август . Пис. к Иан., 119, гл. 17. 1357 Паломн. § 39. 1358 Снятые крещальные одежды сдавались в церковную ризницу. Bingham Orig XX, 118. 1359 Август . Пис. 54, гл. 2. Сокр . Церк. ист. VII, 26. 1360 Апост. Пост. V, 18, VIII, 33. 1361 Евс . Жизнь Констан. III, 41—43. 1362 Кирилл Иер . Огл. 14. 1363 Паломн. § 42. 1364 См. выше, стр. 138. 1365 См. там же и стр. 68. 1366 Епиф. Кирп . Изл веры, 22. 1367 Ник. соб. 1, пр. 20. 1368 Август . Пис. Иан. (119) гл. 17. 1369 Кассиан . Собеседов. XX, 11. 23. 1370 Паломн. § 41. 1371 Григорий Б . Слово на 50-цу, 44. Ср. Август . Прот. Фавст XXXII, 12. 1372 См. выше, стр. 138. 1373 Август . Слово 262 (ad infantes). 1374 Cod. Theodos. XV, 5, 5. 1375 Ср. выше, стр. 154—155. 1376 На праздник в 40 день после пасхи не упоминается о таком евангелии и вообще о чествовании вознесения. М.б. вознесение и сошествие Св. Духа праздновались месте в 50-цу. Вообще эти два праздника не везде еще обособляются. Так Эльвирский собор 305 г. постановляет: «следует исправить неверное установление по свидетельству Писаний и праздновать всем день 50-цы; иначе кто не поступит так заявит себя вводителем новой ереси» (пр. 43). Древнее epitome (сокращ. сборник) этого собора передает это правило так «после Пасхи пусть соблюдается 50-й день а не 40-й ( Mansi , Sacr. concil. II, 13). М. б. монтанисты, думавшие, что только в Монтане Дух Св. впервые очутился на земле, были против празднования 50-цы ( Hefele C . Conciliengeschichte, Freib, en B, 1855. I, 145.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

1338 . Каждан А. П. Два дня из жизни Константинополя. – СПб.: Алетейя, 2002. – 320 с. 1339 . Каждан А. П. Деревня и город в Византии IX-X вв.: Очерки по истории византийского феодализма – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – 431 с. 1340 . Каждан А. П. Еще раз об агарных отношениях в Византии IV-XI вв.//ВВ. – 1959. – Т 16. – С. 92–113. 1341 . Каждан А. П. Загадка Комнинов (Опыт историографии)//ВВ. – 1964. – Т 25. – С. 53–98. 1342 . Каждан А. П. Из истории византийской хронографии Х в.//ВВ. – 1961– 1962. – Т 19–21. 1343 . Каждан А. П. К вопросу об особенностях феодальной собственности в Византии VIII-X вв.//ВВ. – 1956. – Т 10. – С. 48–65. 1344 . Каждан А. П. Книга и писатель в Византии. – М.: Наука, 1973. – 152 с. 1345 . Каждан А. П. Крестьянские движения в Византии в Х в. и аграрная политика императоров Македонской династии//ВВ. – 1952. – Т 5. – С. 73–98. 1346 . Каждан А. П. Микроструктуры в Византии VIII-IX вв.//XVIII Международный конгресс византинистов. Пленарные доклады. – М., 1991. – С. 84–101. 1347 . Каждан А. П. Никита Хониат и его время/Подгот. изд. Я. Н. Любарского, Н. А. Белозеровой, Е. Н. Гордеевой. Предисл. Я. Н. Любарского. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. – 544 с. 1348 . Каждан А. П. Новые материалы по внутренней истории Византии X-XV вв.//ВВ. – 1965 – Т 26. – С. 77–99. 1349 . Каждан А. П. О социальной природе византийского самодержавия//Народы Азии и Африки. – 196. – 6. – С. 52–64. 1350 . Каждан А. П. От Христа к Константину. – М., 1965. 1351 . Каждан А. П. Письма Игнатия Диакона как источник по истории византийской экономической жизни//ВВ. – 1994. – Т 55. – С. 75–79. 1352 . Каждан А. П. Проблемы истории византийских городов//Вопросы истории. – 1963. – 6. – С. 146–149. 1353 . Каждан А. П. Провинциальное управление в Византии IX-XI вв.//Вопросы истории. – 1961. – 3. 1354 . Каждан А. П. Рабы и мистии в Византии IX-XI вв.//Ученые записки Тульского гос. пед. ин-та. – 1951. – Вып. 2. – С. 63–84. 1355 . Каждан А. П. Сколько ели византийцы//Вопросы истории. – 1970. – 9. – С. 215–218.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1341 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37, л. 2 об.; Там же, д. 34, л. 9. 1342 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Павла (Васильева). 1343 Там же. Список насельников Глинской пустыни по состоянию на 1 января 1958 г. 1344 Там же. Послужной список иеромонаха Павла (Васильева). 1345 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 55, л. 69. 1346 АСЕУ. Послужной список монаха Валериана (Опенько). Далее сведения о его жизни приводятся в соответствии с этим списком. 1347 АСЕУ. Послужной список монаха Валериана (Опенько). 1348 Там же. 1349 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 55, л. 63. 1350 Там же, л. 71 1351 АСЕУ. Послужной список монаха Иова (Такшина). 1352 Там же. 1353 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37, л. 3 об. 1354 АСЕУ. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) в Сумское епархиальное управление. 1954 г. 1355 Там же. Список монахов Глинской пустыни по состоянию на 1 января 1958 г. 1356 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 55, л. 71. 1357 Там же, л. 76. 1358 АСЕУ. Послужной список монаха Климента (Григораша). 1359 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37, л. 3 об.; АСЕУ. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) в Сумское епархиальное управление (без даты). 1360 АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни на 1 января 1956 г. 1361 Там же. Список насельников Глинской пустыни на 1 декабря 1958 г. 1362 Там же. Список насельников Глинской пустыни на 1 января 1959 г. 1363 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 55, л. 70, 76. 1364 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Власия (Сумина). 1365 Там же. 1366 Там же. 1367 Там же. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) в Сумское епархиальное управление от 28 декабря 1953 г. 1368 Там же. Послужной список иеромонаха Власия (Сумина). 1369 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 10; Там же, д. 55, л. 21. 1370 Там же. Послужной список иеромонаха Власия (Сумина). 1371 Там же, ф. Р2196, оп. 12, д. 55, л. 13. 1372 АСЕУ. Послужной список иподиакона Симеона (Нестеренко). 1373 Там же. 1374 Там же. Список монахов Глинской пустыни Шалыгинского района Сумской области по состоянию на 1 января 1954 г. 1375 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 34, л. 9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010