Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [серб. Jakob], митр. Серрский Сербской Православной Церкви (40-60-е гг. XIV в.). Впервые упоминается в 1343 г., когда серб. кор. Стефан IV Душан (с 1345 г.- царь) поставил его строителем и игуменом мон-ря св. Архангелов близ Призрена; во время строительства мон-ря жил в метохе во имя прп. Петра Коришского. Возможно, ранее он был монахом на Синае. После завоевания Стефаном Душаном г. Серры (ныне Серес) И. был поставлен митрополитом Серрским. Благодаря знанию греч. языка, сохранил часть визант. клира в митрополии. Поддержал возведение Сербской Церкви в ранг Патриархии, не признанное К-польским патриархом Каллистом I , поэтому после смерти Душана положение митрополита в Серрах было неустойчивым. Принимал активное участие в гос. делах: заседал в гос. Соборе, в 1346 г. участвовал в коронации Стефана IV Душана, в мае 1349 г.- в утверждении и дополнении его Законника. В нояб. 1354 г. был на Соборе в Серрах, на к-ром патриархом Сербским был избран Савва IV . Состоял советником у царицы Елены ( Евгении , прп.), к-рая после смерти мужа, Стефана IV Душана (1355), управляла выделенным ей княжеством с центром в г. Серры. Последний раз И. упоминается в нояб. 1360 г.; его преемник Савва занял кафедру ранее авг. 1365 г. В 1352/53 г. И. получил в дар ц. свт. Николая Чудотворца на р. Пчиня с земельными угодьями (после его смерти передана мон-рю св. Архангелов). Сохранилась грамота, данная И. в 1355 г. афонскому мон-рю Филофея с подтверждением границ одного из его метохов ( 1992. С. 66-67). И. известен как книголюб. В сент. 1354 г. по его указанию в ц. святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата в г. Серры было переписано роскошное Евангелие на пергамене (найдено в 1857 в мон-ре св. Павла на Афоне англ. путешественником Р. Керзоном и позднее подарено Британскому музею; в нем сохр. изображение И., молящегося Спасителю ( J. Српске мuhujamype. Београд. 1983. С. 43, 51, 102-103, 119), и пространное лит. послесловие ( Записи. 1. N 103)). В сент. 1359 г. отправил неск. книг в мон-рь вмц. Екатерины на Синае («Пресвятой Богородице Синайской») для слав. насельников этой обители, в т. ч. заказанные им монахам афонского мон-ря Зограф списки нового перевода постной и цветной Триоди, выполненного незадолго до этого болг. книжниками (хранятся и ныне в монастырской б-ке). Оба списка Триоди сопровождаются кратким стихотворением И. о Синае (Там же. N 116; Стара Београд, 19722. С. 562). С именем И. известен также канон на греч. языке, предназначенный для чтения ночью. На церковных и светских документах, написанных на греч. языке, И. подписался по-славянски (1357, 1359).

http://pravenc.ru/text/200263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН КАНТАКУЗИН [греч. Ιωννης Καντακουζηνς] (ок. 1295-15.06.1383, Мистра, Пелопоннес), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 26 окт. 1341-4 или 10 дек. 1354), гос. деятель, богослов, писатель (лит. псевдоним Христодул, Χριστδουλος). Отец И. К., возможно, также Иоанн, упомянут лишь в «Истории» И. К. ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 85). В 21 год он получил должность наместника Пелопоннеса и занимал ее 8 лет до своей смерти. После смерти отца воспитанием И. К. занималась его мать Феодора Палеологина Ангелина Кантакузина, тетка Андроника Младшего (впосл. имп. Андроник III Палеолог ; 1328-1341). И. К. не только был двоюродным братом Андроника Младшего, своего сверстника, но и, как предполагает Ф. Дёльгер ( Dölger. 1938), совершил с молодым Андроником чин братотворения . И. К. женился на Ирине Асанине, дочери Андроника Палеолога Комнина Асана (наместник Мореи в 1316-1321 и Фракии в 1341-1343), сестре Мануила Комнина Рауля Асана. Тем самым И. К. породнился с могущественным кланом Асанов, родственников царей Болгарии. В браке родились сыновья Матфей (ок. 1325-1383 или 1391; соправитель И. К. в 1353-1357, деспот Мореи в 1361-1382), Мануил (ок. 1326-1381; деспот Мореи с 1349), Андроник (ок. 1334-1347); дочери Мария († после 1379; с 1339 замужем за правителем Эпира Никифором II Орсини), Феодора († после 1381; с 1346 замужем за эмиром Орханом), Елена (1333-1396; с 1347 замужем за визант. имп. Иоанном V Палеологом ). И. К. получил обычное для юношей имп. крови классическое образование при дворе имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), воспитываясь вместе с буд. имп. Андроником III; наставником обоих юношей был сенатор Константин Палама, отец свт. Григория Паламы . Возможно, что свт. Григорий (род. в 1296) также обучался вместе с И. К.; если это так, то их учителем мог быть и Феодор Метохит . В любом случае И. К. и свт. Григорий Палама были знакомы с юности. Стиль исторического произведения И. К., написанного под псевдонимом Христодул, обнаруживает знакомство с греч. классикой, ограниченное популярными авторами: Аппианом, Плутархом, Еврипидом, Фукидидом, а также греч. мифами и пословицами. Правда, визант. историк Никифор Григора противоречит сам себе, отмечая то склонность И. К. к образованию, то его недостаточную образованность ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 919, 966). Тем не менее И. К. знал отлично «Историю» Фукидида, к-рый, вероятно, сильно повлиял на формирование его мировоззрения и политической культуры.

http://pravenc.ru/text/471274.html

XIII в.) 1404 – 1441 Феодосин Иларион Исаияˆ1616 – 1619 Павел (Там же).) Еп. Галактион и митр. Павел реально существовали, хотя их датировка и является совершенно не верной. 2261 Упоминается в Воскресенской лет. под 1296 г. без указания кафедры, но другого епископа с именем Измаил в указанный период не было (ПСРЛ. Т. 7. С. 181). В 1311 г. лишен сана (Там же. C. 186). E. Е. Голубинский высказал следующее предположение о причинах лишения сана: «Так как епископ сарайский, занимавший особое положение, мог играть очень важную политическую роль, направляя благоволение ханскаго двора в ту или другую сторону, то могло быть, что епископа постигла казнь церковная за вину нецерковную» (Голубинский E. Е. История Русской Церкви. M., 1997. Т. 3. С. 121). 2263 Упоминается как бывший епископ Сарский в «Грамоте митрополита Феогноста на Червленый Яр» (1334–1354) (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841. C. 1). 2264 Его имя встречается в Византийских Актах о поставлении епископов Руси как имя одного из кандидатов на Сарскую кафедру (Бибиков М.В. BYZANTINOROSSIKA Свод византийских свидетельств о Руси. Вып. 1. M., 2004. С. 510). Упоминается в грамоте митрополита Феогноста, время написания которой относят к 1334–1354 гг. В грамоте разбирается спор о границах епархий между епископом Сарайским Афанасием и епископом Рязанским Кириллом (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841. C. 1). Хронологический диапазон для датировки самой грамоты митр. Св. Феогноста можно сузить, ограничить временем пребывания еп. Афанасия на Сарской кафедре: 1334–1343 гг. 2266 Этот архиерей упоминается в числе епископов, поставленных митрополитом Алексием (ПСРЛ. Т. 8. С. 27). 2267 Первая дата – дата поставления, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 82). Вторая дата – дата кончины, по Софийской Второй лет. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 11). 2268 Первая дата – дата поставления, по Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 77). Упоминается при поставлении архиепископа Новгородского Симеона в Новгородской Первой лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1341 г лифляндцы осаждали Изборск, но по пятидневной осаде, не взяв оного, отступили. В 1343 г. изборяне под предводительством своего наместника князя Евстафия, вместе со псковичами ходили на лифляндцев к городу их Медвьжьей Голове (Одемне) и пять суток там разоряли, но на возвратном пути, близ Нейгаузена (Нового городка ) сами претерпели от неприятелей поражение. В 1348 г., во время отсутствия изборян на помощь новогородцам, лифляндцы опустошили окрестности Изборские, но крепости не взяли. В 1349 году лифляндцы приступали к Изборску и разоряли окрестности, но изборяне отражали их вылазками. В 1354 г. изборяне с Евстафием, князем и наместником своим, и со псковичами ходили под Полотск и многие места опустошили. В 1360 г. князь Евстафий с двумя сыновьями своими, Карпом и Алексеем, скончался от моровой язвы. В 1363 г. изборяне работали при разбирании Псковского Троицкого Собора, тогда разрушившегося. В 1367 г. лифляндцы от Изборска до Пскова все селения опустошили. В 1369 г. опять лифляндцы нападали на Изборск и, стояв под оным 18 дней, разбивали стены; но с помощью новогородцев прогнаны. В 1390 г. при походе псковичей на лифляндцев заключен в Изборске с Ганзеатическими северными городами торговый договор по-прежнему. В 1404 г. при бывшей в Пскове моровой язве изборский бывший наместник князь Григорий Евсеевич февраля 2 принял монашеский чин, а скончался в Снетогорском монастыре 1417 г. и там погребен в притворе на правой стороне. Он с 1395 года жил уже в Пскове в должности княжего наместника. 1503 г., лифляндский орденмейстер Плетенберг осенью нападал на Изборск, но безуспешно, а на возврате от Изборска разбит псковскими и изборскими войсками. 1510 г., Изборск вместе с Псковом присоединен Московским Великим князем Василием Ивановичем к Московскому Великому Княжеству. 1513 т. апреля 25 погорел Изборск весь. 1547 т. Царь Иван Васильевич, проезжая в Печерский монастырь, был в Изборске с братом своим Юрьем. 1607 г., во времена самозванцев, изборяне, приняв их сторону, возмутились и с оружием пошли на псковичей, но были разбиты, и после соединились с воеводой Плещеевым, вооружившимся также за самозванца, но вскоре успокоились.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1209 г., при доже Пьетро Дзиани (1205-1229) и прокураторе Анджело Фальере, П. д. " О. дополнили произведениями, захваченными при разграблении К-поля участниками 4-го крестового похода. Большинство из них, по-видимому, происходило из мон-ря Пантократора, с 1204 г. принадлежавшего венецианцам, отдельные предметы - из храма Св. Софии, где вскоре после захвата города крестоносцами венецианец Томмазо Морозини (1204-1211) стал 1-м лат. патриархом. Факт принадлежности большинства эмалей монастырю Пантократора был признан имп. Иоанном VIII Палеологом и патриархом Иосифом II, посетившими в 1438 г. Венецию по пути на Ферраро-Флорентийский Собор. Вероятно, все крупные эмалевые панно (с изображениями арх. Михаила, 6 праздников, Христа Пантократора, архангелов, апостолов и пророков) были привезены из визант. столицы после ее завоевания в 1204 г. Беттини высказал предположение о том, что некогда они принадлежали темплону погребальной капеллы имп. Мануила I и его супруги Ирины, располагавшейся между центральной и южной церквами мон-ря Пантократора; большая часть сохранившихся в П. д. " О. изображений могла входить в состав композиции «Деисус» (Ibid. P. 52-56). Нек-рые из этих эмалей он сравнивает по стилю с визант. живописью 2-й пол. XII в., в частности со «стилем Нерези». Примерно к этому же времени относятся панно с евангельскими сценами и композиции на сюжеты из жития ап. Марка. Они обнаруживают связь с мозаиками на те же сюжеты в наосе базилики Сан-Марко, однако их манера исполнения напоминает стиль миниатюр рукописей, вышедших из скриптория Монтекассино, также испытавших влияние позднекомниновского искусства (Ibid. P. 48). Было высказано предположение, что верхняя часть П. д. " О. с образом арх. Михаила и 6 сценами праздников появилась в 1209 г. Тогда же или вскоре после этого над алтарем был воздвигнут мраморный киворий ( Klein. 2010. P. 198). В 1343 г., после избрания дожем Андреа Дандоло (1343-1354), антепендиум в основном приобрел совр. облик. Работа была начата мастером Дж. Бонинсенья, оставившим запись в нижней части П. д. " О., и продолжена в его либо в др. мастерской. Скорее всего именно к тому времени относятся готические элементы декора алтаря. Тогда же в него были вмонтированы многочисленные драгоценные камни, жемчуг и эмали из прежних антепендиумов, а также новые, созданные уже венецианскими эмальерами. В правление Дандоло в мастерской худож. Паоло Венециано была создана т. н. pala feriale - будничный антепендиум, закрывавший П. д. " О.; с тех пор верующие могли видеть одно из главных сокровищ Сан-Марко лишь в дни больших церковных праздников.

http://pravenc.ru/text/2578698.html

1147. [Неудача крестового похода в Святую землю, возглавленного королем Конрадом, герцогами Вельфом и Фридрихом 1342 . На обратном пути короля Конрада с почетом принимает византийский император 1343 . Вдохновителем этого похода был аббат Бернард Клервоский 1344 .] В тот же год, примерно на праздник святого Петра 1345 , по Божественному вдохновению, поощряемые апостолической властью 1346 и по увещаниям многих благочестивых людей, огромное множество христианского воинства, возложив [на себя] знак Животворящего Креста 1347 , направилось против язычников, обитающих к северу, дабы либо подчинить их христианской религии, либо, с помощью Божией, полностью истребить. Там в одно войско соединились магдебургский архиепископ Фридрих, хальберштадтский епископ Ротульф, епископы мюнстерский – Вернер, мерзебургский – Райнальд, бранденбургский – Виггер, хафельбергский – Ансельм, моравский – Генрих, а также корвайский аббат Вибольт, маркграф Конрад 1348 , маркграф Адальберт 1349 , пфальцграф Фридрих 1350 , пфальцграф Херманн 1351 со многими графами и вооруженными рыцарями – [всего] шестьдесят тысяч. Тем временем в другое войско соединились бременский архиепископ Адальберон I (Albero), ферденский епископ Титмар, саксонский герцог Генрих 1352 , бургундский герцог Конрад 1353 , презнатный князь (princeps) Хартвиг 1354 , со многими графами, знатью и прочими воинами – числом сорок тысяч бойцов. Также и датский король (rex Dacie) 1355 вместе с епископами своей страны и со всей силой своего народа, собрав величайшее множество кораблей, приготовил войско примерно в сто тысяч воинов. Вышел и брат польского князя (dux Poloniae) 1356 с двадцатью тысячами воинов. Его старший брат 1357 с бесчисленным войском также двинулся против жесточайших варваров пруссов (Prusci) и долго пребывал там (в Пруссии. – Сост.). Против них, по неисповедимой воле Божией, с огромнейшим войском выступила даже Русь (Rutheni), хотя и не совсем правоверная (minus catholici), но все же отмеченная званием христианским 1358 . И вот все они с несметным снаряжением и обозами, с удивительным благочестием вступили в различных местах в землю язычников, и вся земля задрожала при виде их, и, ходя [в ней] почти три месяца, они опустошили все, предали огню города и укрепления, спалили также храм с идолами, который располагался у города Мальхов (Malchon) 1359 , да и сам город. [В том же году отправилась морская экспедиция из Кёльна, Фландрии и Англии воевать против сарацинов в Испании 1360 .]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Базилика была повреждена пожаром, возникшем в 976 году в ходе дворцового переворота, когда дож Пьетро Кандиано был смещён дожем Пьетро Орсеоло. Пожар, начавшийся во Дворце дожей, перекинулся на северо-западную часть собора и нанёс ему серьёзные повреждения. К концу X века базилика была восстановлена, но исследователи считают, что эта была реставрация здания, а не новое строительство. Современная базилика [ править править код ] Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора. Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343—1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке — капелла Масколи и сакристия (1486—1493 годы), в 1504—1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год). Титул главного строителя собора в разное время носили такие архитекторы, как Якопо Сансовино и Бальдассар Лонгена. Множество древних реликвий попали в собор после разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году. К ним относятся квадрига на западном фасаде, «золотой алтарь» византийской работы, образ «Мадонна Никопея». Базилика играла значимую роль в истории Венецианской республики. По сложившейся традиции глава республики должен был предстать перед горожанами и публично провозглашается дожем из преголы, правой кафедры, специально устроенной для этой цели в соборе. Несмотря на то, что базилика до 1807 года была лишь дворцовой капеллой, в ней проходили крупные официальные церемонии (благословение войска перед войной в том числе перед четвёртым крестовым походом, демонстрация захваченных у врагов знамён). В базилике состоялась покаянная встреча Фридриха Барбароссы с папой Александром III. Собор полностью находился в юрисдикции дожей и имел собственный причт, независимый от местного епископа. В 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастело была перенесена кафедра патриарха Венеции (титул принадлежит епископу Венеции с 1451 года) и храм стал кафедральным собором Венеции.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Известно, что еще в 1343 году при поддержке короля Филиппа VI Валуа (1328–1350) Жоффруа во исполнение некоей клятвы заложил в Лире скромную деревянную церковь. В 1354 году папа Иннокентий VI (1352–1362) разрешил создать при этом храме коллегиату (братство) в шесть каноников. Предполагают, что Жоффруа создавал коллегиату ради Плащаницы, но ни один из пяти сохранившихся документов о ней не упоминает, а это акт об основании коллегиаты (1353), папские булла и письмо (1354), опись реликвий (1357), документ папского двора в Авиньоне (1357), дарующий отпущение грехов паломникам, посещающим церковь в Лире в определенные святые дни. В 1356 году епископ Анри Пуатье в своей речи в честь основателя церкви в Лире Жоффруа де Шарни также не упомянул о Плащанице. Впервые о ней сказал Пьер д’Арси, епископ Труа, в меморандуме, который он отправил в адрес папы Климента VII в 1389 году. В документе говорится, что вскоре после основания коллегиаты в окрестностях Лире стали говорить о том, что каноники хранят подлинную Плащаницу Иисуса Христа . Явление Плащаницы народу Эмблема паломника из Сены      В том же меморандуме говорится, что Плащаница выставляется для поклонения уже 34 года (то есть с 1355 г.). В пользу этой версии говорит оловянная эмблема паломника (5 х 3 см), найденная в реке Сене в 1855 году. На ней видны изображения двух человеческих фигур, соприкасающихся головами, – характерный двойной отпечаток на Плащанице, которую держат два духовных лица; а также ларец, на котором два герба – Жоффруа де Шарни (на черни три серебряных щитка) и его второй жены Жанны де Вержи. Это означает, что, когда эмблема была изготовлена, Жоффруа был еще жив. На это намекает и фраза из буллы Климента VII о том, что де Шарни обладал некоей реликвией, «благоговейно помещенной в Лире». Однако Вильсон и большинство других исследователей считают, что поклонение началось лишь в 1357 году, уже после смерти Жоффруа. И здесь наш интерес не столько в исторической точности, сколько в сопутствующих обстоятельствах. Вильсон пишет, что после смерти Жоффруа I его вдова Жанна де Вержи и малолетний сын Жоффруа II (1346–1398) остались в Лире практически без средств к существованию. Поэтому вдова решается на публичную демонстрацию Плащаницы, хотя в документах об этом нигде не говорится. Однако 5 июня 1357 года двенадцать епископов даруют прибывшим на торжество паломникам отпущение грехов (т.н. «индульгинирующее паломничество»). Для паломников изготавливаются эмблемы. Плащаница начинает приносить доход своим владельцам.

http://pravoslavie.ru/70051.html

Bamberg, 2006. Bd. 131. S. 63-64; idem. Auch eine Frage des Protokolls?: Überlegungen zur Feindschaft/Freundschaft zwischen Herodes Antipas und Pontius Pilatus (Lk 23. 12)//Ibid. 2010. Bd. 146. S. 101-105; Jensen H. M. Herod Antipas in Galilee: The Literary and Archaeol. Sources on the Reign of Herod Antipas and its Socio-Economic Impact on Galilee. Tüb., 2006, 20102; idem. Josephus and Antipas: A Case Study of Josephus " Narratives on Herod Antipas//Making History: Josephus and Historical Method/Hrsg. Z. Rodgers. Leiden; Boston, 2007. P. 289-312; idem. Message and Minting//Religion, Ethnicity, and Identity in Ancient Galilee: A Region in Transition/Hrsg. J. Zangenberg et. al. Tüb., 2007. P. 277-313; idem. Herodes Antipas in Galiläa: Freund oder Feind des historischen Jesus?//Jesus und die Archäologie Galiläas/Hrsg. C. Claußen. Neukirchen-Vluyn, 2008. S. 39-73; Smith A. Tyranny Exposed: Mark " s Typological Characterization of Herod Antipas (Mark 6:14-29)//Biblical Interpretation. Leiden, 2006. Vol. 14. N 3. P. 259-293; Bernett M. Der Kaiserkult in Judäa unter den Herodiern und Römern: Untersuch. zur politischen und religiösen Geschichte Judäas von 30 v. bis 66 n. Chr. Tüb., 2007; Smit P. B. Eine neutestamentliche Geburtstagsfeier und die Charakterisierung des «Königs» Herodes Antipas (Mk 6, 21-29)//BiblZschr. N. F. 2009. Bd. 53. N 1. S. 29-46; Zangenberg J. Archaeological News from the Galilee: Tiberias, Magdaba and Rural Galilee//Early Christianity. Tüb., 2010. Vol. 1. P. 471-484; Неклюдов К. В. Галилейский контекст служения Иисуса Христа: История изучения и совр. проблемы//Церковь, наука и образование в России: история и перспективы: Междунар. конф., посвящ. 325-летию МДА, 12-13 окт. 2010 г. Серг. П., 2011 (в печати). К. В. Неклюдов Иконография Пир царя Ирода. Мозаика в соборе Сан-Марко в Венеции. 1343–1354 гг. Пир царя Ирода. Мозаика в соборе Сан-Марко в Венеции. 1343–1354 гг. Изображения И. А. обычно служат иллюстрациями к Житию св. Иоанна Предтечи и изредка появляются в составе евангельских циклов в сцене допроса Иисуса Христа.

http://pravenc.ru/text/Ирод Антипа.html

Но Митрополит перенес все и, раздав татарским вельможам богатые дары (до шестисот рублей), возвратился в отечество с двумя новыми ярлыками от хана Джанибека и от жены его Тайдулы, которыми подтверждались все прежние льготы Русской Церкви и духовенства. Новгородская летопись под 1343/1344 годом повествует: «митрополит Фегнаст Гричин ходи в Орду к цесарю к поганому к Женьбеку, и обадиша его Калантаи к цесареви, ограбиша его, а самого яша и измучиша, а ркуще: «даваи дань полетнюю»; он ся в то не вда, и положи посула 6 сот рублев и выиде на Русь здрав». За это деяние митрополита Феогноста во благо Церкви его особенно прославляли благочестивые соотечественники. СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ. Инцидент между ханом Джанибеком и святителем Феогностом был, вероятно, единственным черным пятном в их отношениях. В целом Джанибек занимал такую же благосклонную позицию по отношению к Русской Церкви, как и его отец Узбек. В Никоновской летописи сказано: «Бе же сей царь Чанибек Азбякович добр зело ко христианству, многу льготу сотвори земле русской». При его правлении, благодаря святителю Московскому Алексию, еще более утвердилось влияние церкви в Сарае. Святителя Алексия (1354 - 1377 гг.) не миновала участь путешествовать в Орду. Первую поездку он совершил в 1354 году, еще не будучи официально поставленным на митрополию Константинопольским Патриархом. Он получил на свое имя ярлык - подорожную грамоту на проезд через Золотую Орду в Константинополь. Грамота гарантировала его личную безопасность и предписывала ханским чиновникам не задерживать его и на всем пути предоставлять ему постой. В этом ярлыке святитель Алексий был назван уже митрополитом. Следующая поездка была совершена им в 1357 году, уже не по собственной воле, а по приглашению самого хана Джанибека. Жена ханова, Тайдула, три года была крайне больна и лишилась зрения. Никакие лекари и никакие лекарства ей не помогали. Между тем слухи о святой жизни Русского Первосвятителя и о силе его молитвы достигли татарских улусов. Джанибек написал князю Московскому Иоанну Иоанновичу, прося его выслать в Орду архиерея Божия, и в то же время просил самого Алексия посетить болящую царицу.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/17/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010