Захват Галлиполи османами 1354–1355 Захват Паламы османами в плен 1355–1364 1355–1363 Период правления патриарха Каллиста I – пишет житие патриарха Исидора I Вухира 1354–1376 Правление Иоанна V Палеолога – посвящает 3 проповеди о заповедях блаженства императрице Елене Кантакузине Палеологине – пишет житие Германа Марулиса 1357/1359 † Каллист I 1364–1376 – 2 период патриаршества – произносит речь на Успение Пресвятой Богородицы – пишет Соборный томос 1368 Собор в апреле 1368: канонизация Паламы и осуждение Прохора Кидониса 1376/1377 Свергнут и замещен Макарием Переворот Андроника IV Смерть в Константинополе Правление патриарха Нила Керамевса 1380-е Почитается как святой Событие I. Хронологический перечень основных событий жизни свт. Филофея (Коккина) 1295–1297 Рождение свт. Филофея (Коккина) До 1325 Монастырь Хортаит в Фессалонике 1328–1329 Монах в монастыре Ватопед 1328–1329 Знакомство с прп. Саввой 1331 – 05.1347 Великая Лавра До 1336 Знакомство с прп. Германом (Марулисом) в Великой Лавре Кон. 1340 Подписывает Святогорский томос в качестве иеромонаха Нач. 1341 – весна 1342 Игумен в монастыре Филокалла в Фессалонике Весна 1342 – 06.1345 Игумен в Великой Лавре 02.02.1347 Окончание гражданской войны 02.02.1347 Окончание патриаршества Иоанна Калеки 17.05.1347 Исидора избирают патриархом Константинопольским 05.1347–08.1347 Свт. Филофей назначается митрополитом Ираклеи Фракийской 05.1347–08.1347 08.1347 Свт. Филофей принимает участие в Синоде в августе 1347 в качестве митрополита Ираклеи После 08.1347 Пребывает в Ираклее 1 плг. 1350 Намеревается покинуть Ираклею 02.1350 Получает предупреждение об уходе из Ираклеи 02.1350 Уход патриарха Исидора в отставку Великая суббота 1350 Последнее предупреждение об уходе из Ираклеи Кон. Светлой седмицы 1350 Свт. Филофей уезжает в Константинополь. Проживает в монастыре св. Фоки в Константинополе. До 10.06.1350 Избрание Каллиста на патриарший престол После 10.06.1350 Свт. Филофей намеревается уйти в отставку с кафедры Ираклеи, но имп. Иоанн Кантакузин и Каллист его отговорили от этого

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Вдова императора Андроника III Палеолога, который в это время уже умер. Исидор I — патриарх Константинопольский с 1347–1349 г. Иоанн VI Кантакузен — Византийский император с 1341–1356 г. Вследствие возникших из-за царского престола смут, он принужден был разделять царство с Иоанном V Палеологом. Сербский краль Стефан Душан (1336–1355 г.), которому была подчинена и Болгария. Лемнос — остров Эгейского моря (Архипелага), к востоку от Афона, в 6 квадратных миль величиной. Иоанн V Палеолог — Византийский император, царствовал с 1341–1376 г. См. прим. 3 на стр. 395. Т. е. магометанами. Память св. Иоанна Златоуста совершается 13-го ноября. Св. Григорий Палама скончался 14-го ноября около 1360 г., 63 лет от роду. — После себя он оставил более 70 сочинений. Выражение современника св. Григория Паламы Констанитнопольского патриарха Филофея († 1376 г.) в Синаксаре на неделю 2-й седмицы св. Четыредесятницы. — Служба св. Григорию была составлена патриархом, Филофеем вскоре по его кончине. В ней Палама прославляется, как «богословия труба», «огнедухновенные уста благодати», «честное Духа приятелище», «столп Церкви непоколебимый», «река премудрости» и т. д. — На соборе 1368 года, на котором Варлаам и его сторонники были окончательно анафематствованы, среди других статей, была провозглашена «вечная память святейшему митрополиту Солунскому Григорию Паламе», который «низверг» этих еретиков. — За необычайные великие заслуги православной вере, св. Церковь, кроме дня памяти св. Григория Паламы 14-го ноября, установила ему еще празднование во вторую неделю Великого поста, называемою неделею «светотворных постов». Совершив в предшествовавшую неделю празднование торжества православия над всеми ересями (неделя Православия), Церковь в эту неделю празднует торжество православного подвижнического учения над всеми противными ему лжеучениями; первое торжество — общее всех православных христиан, второе — по преимуществу подвижников, иноков. Из посмертных чудес св. Григория Паламы особенно замечательно следующее чудо, запечатлевшее и засвидетельствовавшее православие и силу благодатного учения святителя Божия. На острове Сатурнине, в день памяти св. Григория, во вторую неделю Великого Поста, Франки разгулялись, — набрали с собою мальчиков и стали плавать на лодках по морю, при совершенной тишине и ясной погоде. В то время, как они таким образом веселились, демон внушил им злую мысль, на собственную погибель: всплескивая руками, как неистовые, они, вместе с своими детьми, вопили: «Анафема Паламе! анафема Паламе! Если свят Палама, — пусть утопит нас!» И божественный Григорий Палама, по их собственному суду, испросил им у Бога желаемое ими отмщение. Пучина разверзлась, — и несчастные вместе с лодками погрузились в море и потонули.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Кон. 01.1367 Иоанн V проходит Болгарию и доходит до Созополя 04.1367 – 05.1367 Принято решение о созыве Вселенского собора с целью объединения Церквей 06.1367 Диспут Кантакузина с латинским патриархом Константинопольским Павлом по вопросу объединения Церквей 05.1366/06.1367 05.1366/06.1367 – 03.1368 03.1368 Присоединение митрополий Серрского княжества к Константинопольскому патриархату Кон. 02.1368 – до 04.05.1368 04.1368 Собор против Прохора Кидониса 18.10.1369 Иоанн V принимает католичество в Риме 10.1364 – 06.1370 Свт. Филофей утверждает митрополию в Москве во главе с митрополитом Алексием Осень 1370 Изменение политики свт. Филофея по отношению к России Осень 1373 03.1375 – 04.1375 Снятие анафемы с Сербской Церкви 02.12.1375 Киприан назначается митрополитом Киевским, Русским и Литовским 08.1376 Захват власти Андроником IV Палеологом 09.1376 – 06.1377 Окончание 2 патриаршего периода свт. Филофея 09.1377 – 06.1378/06.1379 Смерть патриарха Филофея II. Хронологический перечень сочинений свт. Филофея (Коккина) 30.12.1341 (?) Слово о прпмц. Анисии Нач. 1341 – весна 1342 Краткое повествование о прп. Никодиме Весна 1342 – 06.1345 Диатаксис Божественной Литургии 01.1346 2 Слова против Акиндина 05.1346/03.1354 Молитвы по случаю землетрясения 08.1347 Молитва Христу при вступлении… (на Ираклийскую митрополичью кафедру) 1348 – 1350 1 плг. 1350 Житие прп. Саввы 08.1351 Томос 1351 Осень 1351 – 1353 3 Антирретика против Никифора Григоры (13–15) Энкомий свщмч. Фоке 25.10.1351 – 06.05.1352 Послание Ираклеотам, находящимся повсюду После 05.1352 Молитва Богородице по случаю Ее нового явления 08.1352 – 09.1352 Слово о захвате Ираклеи 10.1352 Исповедание веры Нач. 12.1353 2 гомилии в Неделю о скорченной жене 1350 – 12.1354 2 Слова на 37 пс. 1354 – весна 1355 12 Антирретиков против Никифора Григоры (1–12) Лето 1355 (?) Молитвы при засухе Кон. 1350-х Слово о прп. Онуфрии Кон. 1350-х 3 Слова о Господних заповедях блаженства 1355 – 1364 Опровержение анафематизмов Арменопула Нач. 1355 – 08.10.1364

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Генрих (Анри) Фландрский (брат Балдуина) (1206–1216, регент в 1205–1206) Дом Куртене Пьер де Куртене (1217) Иоланта (сестра Анри, жена Пьера) (1217–1219) Конон де Бетюн (регент) (1219–1220) Иоганн Колонна (кардинал, регент) (1220) Робер де Куртене (сын Иоаланты) (1219–1228) Мария, вдова Феодора Ласкариса (регентша) (1228) Наржо де Туси (регент) (1228–1231, 1238–1240) Иоанн (Жан) де Бриен (1231–1237) Ансо де Кайо (регент) (1237–1238) Балдуин II (брат Роберта, умер в 1273) (1240–1261) Императоры Никейской империи Династия Ласкарисов Константин (XI) Ласкарис 172 (брат Феодора Ласкариса) (1204–1205) Феодор I Ласкарис (1208–1222) Иоанн III Дука Ватац (муж дочери Феодора I) 1222–1254) Феодор II Ласкарис (сын дочери Феодора I и Uoahha III ) (1254–1258) Иоанн IV Дука Ласкарис (сын Феодора II) (1258–1261) Михаил VIII Палеолог (1258/1259–1261, соправитель с 1258) Императоры Византийской империи после ее восстановления в Константинополе Династия Палеологов Михаил VIII Палеолог (1261–1282) Андроник II Палеолог Старший (сын Михаила VIII) (1282–1328, соправитель с 1272) Михаил IX Палеолог (сын Андроника II) (1294–1320) Андроник III Палеолог Младший (1328–1341, соправитель с 1325) Иоанн V Палеолог (сын Андроника III) (1341–1391, с перерывом в 1376–1379) Иоанн VI Кантакузин (узурпатор) (1347–1354) Матфей Кантакузин (сын Иоанна VI) (1353–1357, с 1354 – вне Константинополя) Андроник IV Палеолог (сын Иоанна V) (1376–1379) Иоанн VII Палеолог (сын Андроника IV) (1390, соправитель Мануила II в 13991403) Мануил II Палеолог (сын Иоанна V) (1391–1425, соправитель с 1371) Иоанн VIII Палеолог (сын Мануила II) (1425–1448, соправитель с 1421) Константин XI Палеолог Драгаш (брат Uoahha VIII ) (1448/1449 – 29 мая 1453) Деспоты Морей Мануил Кантакузин (сын Иоанна VI) (1348–1380) Матфей Кантакузин (сын Иоанна VI) (1380–1383) Димитрий Кантакузин (сын Матфея) (1383) Феодор I Палеолог (сын Иоанна V) (1383–1407) Феодор II Палеолог (сын Мануила II) (1407–1439, с 1428 – совместно с братьями Константином и Фомой)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один за другим при сестрах-императрицах Зое (1042–1050) и Феодоре (1042–1056) вступали на престол и уходили Роман III Аргир (1028–1034), Михаил IV Пафлогон (1034–1041) и Михаил V Калафат (1041–1042). И, наконец, царственные сестры начали править совместно с Константином IX Мономахом (1042–1055). А после смерти императрицы Зои ее сестра номинально вышла замуж за Михаила VI Стратиотика (1056–1057), оставаясь его соправительницей. Что бы ни говорили о «многоцарствии» Византийских царей потомки, легко убедиться, что в действительности этот дворцовый хаос всякий раз оказывался единственным средством обеспечить политическую стабильность и преемственность власти. Или, в крайнем случае, передачу ее более достойному лицу, в котором Римская империя остро нуждалась. Сын императрицы Марии Аланской юный Константин Порфирородный Дука соцарствовал с Алексеем I Комнином (1081–1118), пока не скончался от болезни. И едва ли стоит говорить, что и в этот раз «многоцарствие» оказалось полезным: всем известно, сколько Алексей I сделал для Римского государства. После смерти Мануила Комнина остались его жена Мария и 12-летний сын Алексей II (1180–1183); в государстве начались нестроения, которые слабая женщина не могла и едва ли хотела разрешить. Тогда по требованию аристократии и Церкви вторым императором был признан Андроник I Комнин (1183–1185), вскоре узурпировавший престол и запятнавший себя убийством малолетнего царя. Как следствие, его царствие было недолгим, но если бы цареубийства не произошло, этот альянс мог бы принести замечательные плоды. В дальнейшем император Андроник II Старший (1282–1328) соцарствовал со своим сыном Михаилом IX Палеологом (1295–1320), а после его смерти с внуком Андроником III Младшим (1328–1341). Но, пожалуй, наибольшие приключения выпали на долю сына Андроника III императора Иоанна V Палеолога (1341–1391). В определенное время он делил свою власть с целым сонмом василевсов: Иоанном VI Кантакузеном (1347–1354), Андроником IV Палеологом (1376–1379) и Иоанном VII Палеологом (1390). Если учесть, что помимо них императорский венец носили на своих главах его мать императрица Анна Савойская, признанная соправительницей сына в 1341 году, жена Иоанна V Палеолога Елена Кантакузен и супруга Иоанна VI Кантакузена Ирина, то количество императоров впечатляет. Однажды возникла идея венчать на царство еще и сына Иоанна Кантакузена Матфея, но сам отец благоразумно отказался от нее .

http://pravoslavie.ru/60482.html

И при Андронике Младшем Григора некоторое время исполнял обязанности профессора, стоял во главе Византийской академии и имел большое влияние на слушателей. По смерти Андроника III Палеолога царский престол в Византии наследовал малолетний его сын Иоанн V Палеолог (1341–1376), при котором власть в Империи захватил близкий родственник династии Палеологов – Иоанн VI Кантакузин (1341–1355), бывший великий доместик и эпарх Фракии. Кантакузин, опасаясь, что сильная придворная партия лишит его всякого влияния на политические дела, поспешил узурпировать власть и вскоре по кончине Андроника III надел на себя царскую диадему. Однако лишь в 1347г. он вступил в столицу Империи, когда, после упорной и страстной династической борьбы, был признан Палеологами опекуном малолетних царских детей. Но уже в 1355г., в расцвете сил и возраста, Кантакузин вынужден был отказаться от престола, встретив сильную оппозицию со стороны Иоанна V, и надел монашескую одежду вместо царской порфиры. С именем монаха Иоасафа Кантакузин сначала жил в Манганском столичном монастыре, а потом в одном из монастырей Афона. Он скончался в 1383г. в Пелопоннесе. Царь Иоанн Кантакузин должен быть поставлен в ряду замечательных византийских писателей, сочинения которого относятся к богословию и истории. Как богослов, Кантакузин известен своими полемическими произведениями. Он принимал участие в споре исихастов, который возник между св. Григорием Паламой и Варлаамом с их сторонниками и долго волновал Византийскую церковь . Кантакузин разделял воззрения св. Григория и защищал церковную точку зрения в столкновении между паламитами и варлаамитами. Будучи императором, Кантакузин написал полемический трактат, в котором обличил «хулы» на византийских монахов-исихастов со стороны Варлаама и его последователя Акиндина. Но большую часть полемических своих сочинений против варлаамитов он написал уже после отречения от престола, когда заключился в монастыре. Главное из них, разделённое на четыре книги, которые, в свою очередь, делятся на главы, направлено против самого Варлаама, а также против Акиндина и их сторонников – Прохора Кидониса, Исаака Аргира и Константинопольского патриарха Иоанна Калекаса, которого Кантакузин низложил в 1347г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

324–337 Константин I 337–361 Констанций 361–363 Юлиан 363–364 Иовиан 364–378 Валент 378–395 Феодосий I 395–408 Аркадий 408–450 Феодосий II 450–457 Μаркиан 457–474 Лев I 474 Лев II 474–475 Зенон 475–476 Василиск 476–491 Зенон (вторично) 491–518 Анастасий I 518–527 Юстин I 527–565 Юстиниан I 565–578 Юстин II 578–582 Тиверий I Константин 582–602 Маврикий 602–610 Фока 610–641 Ираклий 641 Константин III и Ираклион 641 Ираклион 641–668 Костант II 668–685 Константин IV 685–695 Юстиниан II 695–698 Леонтий 698–705 Тиверий II 705–711 Юстиниан II (вторично) 711–713 Филиппик 713–715 Анастасий II 715–717 Феодосий III 717–741 Лев III 741–775 Константин V 775–780 Лев IV 780–797 Константин VI 797–802 Ирина 802–811 Никифор I 811 Ставракий 811–813 Михаил I Рангаве 813–820 Лев V 820–829 Михаил II 829–842 Феофил 842–867 Михаил III 867–886 Василий I 886–912 Лев VI Мудрый 912–913 Александр 913–959 Константин VII Багрянородный 920–944 Роман I Лакапин 959–963 Роман II 963–969 Никифор I Фока 969–976 Иоанн I Цимисхий 976–1025 Василий II 1025–1028 Константин VIII 1028–1034 Роман III Аргир 1034–1041 Михаил IV 1041–1042 Михаил V 1042 Зоя и Федора 1042–1055 Константин IX Мономах 1055–1056 Феодора (вторично) 1056–1057 Михаил VI 1057–1059 Исаак I Комнин 1059–1067 Константин X Дука 1068–1071 Роман IV Диоген 1071–1078 Михаил VII Дука 1078–1081 Никифор III Вотаниат 1081–1118 Алексей I Комнин 1118 1143 Иоанн II Комнин 1143–1180 Мануил I Комнин 1180–1183 Алексей II Комнин 1183–1185 Андроник I Комнин 1185–1195 Исаак II Ангел 1195–1203 Алексей III Ангел 1203–1204 Исаак II (вторично) и Алексей IV Ангелы 1204 Алексей V Мурчуфл 1204–1205 Константин XI Ласкарь 1204–1222 Феодор I Ласкарь 1222–1254 Иоанн III Дука Ватац 1254–1258 Феодор II Ласкарь 1258–1261 Иоанн IV Ласкарь 1259–1282 Михаил VIII Палеолог 1282–1328 Андроник II Палеолог 1328–1341 Андроник III Палеолог 1341–1391 Иоанн V Палеолог 1347–1354 Иоанн VI Кантакузин 1376–1379 Андроник IV Палеолог 1390 Иоанн VII Палеолог 1391–1425 Мануил II Палеолог 1425–1448 Иоанн VIII Палеолог 1449–1453 Константин XII Палеолог б

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341—1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328—1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория Паламу и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель Григорий Палама написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя Григория Паламу от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347—1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория Паламу не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория Паламу в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.    Лишь за три года до кончины вернулся святитель Григорий Палама в Солунь. Накануне его преставления Григорию Паламе явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году святитель Григорий Палама был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1304—1355, 1362—1376), который написал житие и службу святителю Григорию Паламе.     «Настольная книга священнослужителя», Т. 2 Страдание святых сорока мучеников Севастийских...     Верующий в Меня, если и умрет, оживет.    Ин. 11:25    В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Виднейшим представителем «монашеской партии» в Византии был император Иоанн VI Кантакузин , один из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Тем не менее его симпатии всегда принадлежали «монашеской партии». Это показывает, что совсем не верно считать ее собранием полуграмотных фанатиков. До 1341 г. Кантакузин был великим доместиком (т.е. премьер-министром) императора Андроника III Палеолога и его названым братом. С 1341 по 1347 г. он принимал участие в гражданской войне против правительства патриарха Иоанна Калеки. С 1347 по 1354 г. он был правящим императором. В 1354 г. его подросший зять Иоанн V вынудил его уйти в отставку. Иоанн Кантакузин ушел в монастырь и принял постриг под именем Иоасаф. В этом качестве он прожил еще почти тридцать лет, оставаясь самым уважаемым политическим деятелем Империи. Он написал знаменитую «Историю», являющуюся одним из главных источников по описываемому периоду, и ряд богословских работ в защиту исихастов. Кроме того, ценя его мудрость и богатый жизненный опыт, император неоднократно призывал его в гущу политических событий для совета во всех главных вопросах. Ни с кем не сравнимое влияние монаха Иоасафа окончилось лишь с его смертью: он скончался в Пелопоннесе в 1383 г. Вторым известным представителем «монашеской партии» того времени являлся Филофей Коккин, патриарх Константинопольский (1354-1355; 1364-1376). По происхождению он был иудеем из Салоник, сознательно обратившимся в христианство. До того как стать патриархом Константинопольским, он был митрополитом Гераклейским (это косвенно доказывает, что в его время перевод епископа с одной кафедры на другую - уже достаточно распространенное явление). Он был известным политическим деятелем и писателем, сыгравшим весьма важную роль как в византийской, так и русской истории. Именно по его настоянию на Русь был отправлен болгарин Киприан, ставший митрополитом Московским и одним из самых прославленных святых иерархов на Руси. Кроме того, Филофей был известным агиографом. Именно он канонизировал своего учителя и друга св. Григория Паламу и составил ему службу и житие.

http://sedmitza.ru/lib/text/434823/

Однако Варлаам не сложил оружия. Едва выйдя из зала заседаний Собора, он заявил, что «все было подстроено Паламой», конечно, имея в виду в первую очередь императора, без которого результат соборной дискуссии едва ли бы был столь перспективен для святителя. Но из опасения неизбежного наказания за нарушения соборного определения, буквально на следующий день уехал в Авиньон, где вскоре Римский папа Климент VI (1342–1352) хиротонисал его в епископы Кесарийские 641 . Но и для Андроника III Палеолога это была последняя победа, которую ему даровал одержать Бог . После окончания Собора царь почувствовал себя совершенно разбитым физически – сказались многочисленные военные походы и ранения. Он отправился в монастырь Одигов и здесь впал в бесчувственное состояние. На третий день император пришел в себя и, почувствовав смертный час, пригласил к себе царицу Анну Савойскую, которую просил принять его кончину с душевным спокойствием. 15 июня 1341 г. 45-летний Римский император Андроник III Младший Палеолог скончался. LXXV. Императоры Иоанн V Палеолог (1341–1391), Иоанн VI Кантакузен (1347–1354), Матфей (1354–1357), Андроник IV Палеолог (1376–1379) и Иоанн VII Палеолог (1390) Глава 1. Гражданская война. Кантакузены против Палеологов Смерть императора Андроника III Палеолога оказалась роковой для Византии. Ушел из жизни человек, способный хоть как-то сохранить централизованное управление Римским государством и не только отразить нападения врагов, но и вести последние в истории Империи наступательные войны по восстановлению ее территориальных границ. Теперь же его преемником оставался 9-летний мальчик Иоанн V Палеолог, объективно не способный в тот момент управлять державой. Как и ранее, самой могущественной фигурой оставался великий доместик Иоанн Кантакузен, но и его положение существенно изменилось. Когда Кантакузен находился при императоре и действовал от его имени, столичная аристократия вынужденно мирилась с этим фактом. Теперь же легитимность власти великого доместика, желавшего сохранить свою роль фактического правителя Византийской империи и опекуна царевича, была сведена к нулю. Оппозиция сплотилась вокруг императрицы Анны Савойской и Константинопольского патриарха Иоанна Калеки, к которым примкнул Алексей Апокавк. Бывший товарищ Кантакузена, ранее занимавший пост министра финансов и дуки флота, очень забеспокоился, узнав, что Кантакузен переехал в царский дворец, где пребывал царевич, и окружил его наемной варяжской стражей. Он полагал, что с минуты на минуту великий доместик объявит себя Римским императором, но этого не произошло. Тогда Апокавк, все мерявший своими категориями, решил, будто Кантакузен желает вначале устранить царицу, патриарха и его, а затем уже брать в руки царскую власть. Эти размышления, совершенно не соответствовавшие мыслям самого Кантакузена, подтолкнули Апокавка к стремительному переходу в лагерь императрицы Анны Савойской и патриарха Иоанна Калеки 642 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010