Больше всего рукописей находится в фонде Additional, к-рый с 1756 г. постоянно пополняется новыми (собр. Add.). Много рукописей приобретено на средства Бриджуотерского фонда, основанного Фрэнсисом Генри Эджертоном (1756-1829), вложившим в него 12 тыс. фунтов стерлингов, он также передал в дар Британскому музею 67 ценнейших рукописей, ставших основой собр. Egerton. Уникальные и особо ценные рукописи В Б. б. находятся древнейшие кодексы Библии на греч. (Codex Sinaiticus, IV в., и Codex Alexandrinus, V в.) и лат. (Codex Palatinus, V в.), Линдисфарнские Евангелия (Lindisfarne Gospels) (Cotton MS. Nero D. 4, VII в.), Евангелие 1355/56 г. последнего христ. правителя Болгарии царя Ивана Александра (1331-1371), копия Самаритянского Пятикнижия, 4 из 6 основных рукописей Англо-саксонских хроник XI в., единственная рукопись XI в. англо-саксонской поэмы «Беовульф», 2 экз. «Великой хартии вольностей» 1215 г. (Magna Charta), оригинал романа Т. Мэлори «Смерть Артура», геральдические свитки (Камденский свиток, 1280), «Поэма об осаде Карлаверока», 1300), записные книжки Леонардо да Винчи и мн. др. Большой интерес для исследователей представляет собрание греч. и лат. текстов на папирусах и остраконах, содержащих библейские, литургические, святоотеческие, светские и др. тексты (напр., папирусные фрагменты неизвестного апокрифического Евангелия II в., греч. Евангелие Фомы из Оксиринха; при этом древнеегип. папирусы хранятся в Британском музее, а коптские - в Восточной коллекции). В XX в. поступление новых рукописей значительно сократилось, но тем не менее за последние 20 лет Б. б. приобрела такие ценные рукописи, как Шерборнский Миссал, письма герц. Эссекского кор. Елизавете I, архив графов Спенсеров и др. Восточная коллекция Включает собрание книг и рукописей библиотеки Восточно-Индийской компании (1600-1858), к-рая в 1858 г. была передана мин-ву Индии (The India Office Library). Однако систематическое коллекционирование почти прекратилось в 30-х гг. XX в. и было возобновлено лишь в 60-х гг. До 1982 г. б-ка мин-ва Индии и б-ка Британского музея собирали материалы по отдельности. Помимо изданий из Юж. и Юго-Вост. Азии в Б. б. хранится много книг на иврите (ок. 100 евр. инкунабул), а ее коллекция арм. печатных изданий входит в число 5 самых крупных в мире.

http://pravenc.ru/text/153447.html

В последней трети XI-XII вв. василевсы воевали с великими жупанами континентальной, загорной области С. – Рашка (Раса), которые угрожали окружающим владениям Византийской империи, в частности, в долине Косова поля, и пользовались антивизантийской поддержкой Венгрии и латинского духовенства. В конце XII в. С. добилась независимости, расширив свою территорию на юге и на севере за счет Империи, но в 1190 г. великий жупан был разбит. Мирные договора, скрепленные браками, примирили две страны. Несмотря на римское папское проникновение, культурное влияние Византии в С. оставалось велико. Продвижение сербов на юг активизировалось при короле Стефане Душане (1331–1355 гг.), который захватил всю Македонию, распространил власть до Фессалии и почти удвоил территорию своего государства за счет ромейских областей. Он был торжественно коронован как император «сербов и греков» и вмешивался во внутренние дела византиев. Со смертью Душана его сын Урош не смог сохранить единство страны и она была разделена на множество мелких государств. После захвата восточной Болгарии, османы двинулись на сербов, которые были разбиты в 1389 г. Сербы – см.: Сербия. Сервия – одна из «малых» фем, созданная в конце Х в. или незадолго до 1001 г. в период войн с Болгарией (до этого ее территория входила в состав фемы Фессалоника). Названа по главному центру – укрепленному, расположенному на высоких скалах городу-крепости Сервии, находившемуся в южной Македонии на границе с Фессалией. Он имел две линии обороны и занимал важное стратегическое положение, защищал дорогу из Ларрисы (1) в Фессалонику, а также контролировал большую часть долины реки Галиакмон (совр. Вистрица). Постоянный гарнизон крепости состоял из двух таксиархий (около 2000 человек). За эту неприступную крепость Византия и Болгария вели упорную борьбу. В 990–1001 гг. крепость оказалась в руках болгар, затем была сдана византийским войскам болгарским комендантом крепости Никулицей в обмен на сан патрикия. В 1018 г. военачальник Василия II (976–1025 гг.) Никифор Ксифий разрушил до основания укрепления С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Wash., 1987; Жуков К. А. Эгейские эмираты в XIV-XV вв. М., 1988; Treadgold W. The Byzantine Revival 780-842. Stanford, 1988; Harvey A. Economic Expansion in the Byzantine Empire 900-1200. Camb., 1989; Haldon J. Byzantium in the VIIth Cent. Camb., 1990; Stauridou-Zafraka A. Νκαια και Ηπειρος τον 13α αινα. Thessal., 1990; Magdalino P. Tradition and Transformation in Medieval Byzantium. Camb., 1991; idem. The Empire of Manuel Comnenos. L., 1993; Кулаковский. История Византии; Cameron A. The Later Roman Empire, AD 284-430. Camb., 1993; idem. The Mediterranean World in Late Antiquity. L.; N. Y., 1993; Nicol D. M. The Last Centuries of Byzantium: 1261-1453. Camb., 19932; Р. Време Jobaha V Палеолога: 1332-1391. Београд, 1993; Basso E. Genova: un impero sul mare. Cagliari, 1994; Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni 1081-1261. Camb., 1995; Kafadar C. Between Two Worlds: The Construction of the Ottomans State. Berkeley, 1995; Lock P. The Franks in the Aegean, 1204-1500. L.; N. Y., 1995; Soulis G. Ch. The Serbs and Byzantium during the Reign of Tsar Stephen Dušan (1331-1355) and His Successors. Wash., 1995; New Constantines: the Rythm of Imperial Renewal in Byzantium. Brookfield, 1996; Καρπζηλος Α. Βυζαντινο στορικο κα χρονογρφοι. Αθνα, 997; Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit. 1. Abt. (641-867). B., 1998-2001. 6 Bde; Рудаков А. П. Очерки визант. культуры по данным греч. агиографии. СПб., 19972; Успенский Ф. И. История Визант. империи. М., 1997. 3 т.; он же. Очерки по истории визант. образованности. М., 19982; Васильев А. А. История Визант. империи. СПб., 1998. 2 т.; Оболенский Д. Визант. содружество наций. Шесть визант. портретов. М., 1998; Визант. цивилизация в освещении рос. ученых. М., 1999. 2 т.; Любарский Я. Н. Визант. историки и писатели. СПб., 1999; Грабар А. Император в визант. искусстве. М., 2000; Карпов С. П. Латинская Романия. СПб., 2000; Бородин О. Р. Равеннский экзархат: Византийцы в Италии. СПб., 2001; Медведев И. П. Правовая культура Визант.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Судя по сохранившимся грамотам, И. А. оказывал существенную поддержку мн. мон-рям: наряду с обителями в Парории и Килифареве он богато одаривал мон-ри Зограф на Афоне, Драгалевский, Бачковский, скальный мон-рь близ Иванова, а также обители Пресв. Богородицы и свт. Николая в Месемврии (ныне Несебыр) и др. В правление И. А. достигла расцвета тырновская книжная и живописная школа, он был ктитором (при этом сам иногда решал, переводы каких книг необходимо сделать) ряда дошедших до нас рукописей - Псалтири (Кукленская Песнивца, 1337 г.; Б-ка Болг. АН (София). 2); Сборника попа Филиппа (1345; ГИМ. Син. 38); т. н. Ватиканского кодекса (1343-1345; Vat. slav. 2), в к-рых содержатся списки слав. перевода хроники Константина Манассии; Лаврентьевского сборника (см. Иоанна-Александра сборник ; 1348; РНБ. F. I. 376), Лондонского Евангелия (1355-1356; Lond. Brit. Mus. Add. 39672). С его скрипторием также связывают т. н. Псалтирь Томича (1360-1363; ГИМ. 2752), Четвероевангелие (XIV в.; Ath. Zogr. N 24), Лествицу (XIV в.; РНБ. Погод. 1054), 2 Четвероевангелия (XIV в.; РГБ. Ф. 242. 31; Ф. 256. 122). Ктиторские портреты И. А. сохранились в миниатюрах Ватиканского кодекса и Лондонского Четвероевангелия, а также в крипте (костнице) Бачковского мон-ря и в росписях скальной церкви близ с. Иванова. Лит.: Радченко К. Ф. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. К., 1898; Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Т. 1. Вып. 1: Время и жизнь патр. Евфимия Терновского; PLP, N 500; Tachiaos A.-E. Sur les traces d " un acte du tzar Ivan Alexandre//Cyrillomethodianum. Thessal., 1975. T. 3. P. 183-189; Мечев К. Покровител на книжнината. София, 1977; Куев К. Иван Александровият сборник от 1348 г. София, 1981; Ангелов Д. С. Временна политическа стабилизация: Цар Иван Александър (1331-1371)//История на България. София, 1982. Т. 3. С. 334-351; он же. Българо-визант. отношения при царуването на Иван Александър// о н же. Из средновековното ни минало: Държава, народност, култура. София, 1990. С. 418-485; Ангелов П. Българо-сръбските политически отношения при царуването на Иван Александър (1331-1371) и Стефан Душан (1331-1355)//ГСУ, ИФФ. 1982. Год. 72. С. 95-118; Николова Б. Григорий Цамблак за ереста на Варлаам в средновек. България//Търновска книжовна школа. София, 1984. Т. 3: Григорий Цамблак: Живот и дейност. С. 112-118; Божилов И. Фамилията на Асеневци (1186-1460): Генеалогия и просопография. София, 1985, 19952. С. 149-178; он же. Политическо безсилие и културен блясък: Иван Александър Асен (1331-1371)//История на България: В 3 т. София, 1999. Т. 1: Божилов И., Гюзелев В. История на Средновековна България VII-XIV вв. С. 582-646; Андреев Й., Лазаров И., Павлов П. Кой кой е в средновек. България: Ист. справ. София, 1994. С. 128-134.

http://pravenc.ru/text/469796.html

37 Стефан Дечанский, мученик († ок. 1336; память 11/24 ноября), король Сербский Стефан Урош III, правивший с 1321 года, правнук короля Стефана Первовенчанного (1195–1224), брата святителя Саввы (см. примечание 1), сын короля Стефана Уроша II Милутина (см. примечание 9), отец короля Сербского Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355). С 1292 года по 1300 был заложником в плену у Крымского хана Ногая (? –1300). Вернувшись в Сербию, вступил в брак с дочерью Болгарского царя Смилеца (1292–1298) и получил в управление область Зету. По наущению мачехи Симониды, желавшей посадить на престол своего сына Константина, Стефан был ослеплен и выслан вместе с двумя малолетними сыновьями в Цареград на заточение. Но явившийся ему святитель Николай утешил его: «Не бойся: вот очи твои, на длани моей, и в свое время верну их тебе». Пять лет святой вел строжайшую подвижническую жизнь в затворе в монастыре Пантократор, терпением и благодушием превосходя других насельников обители. И снова явился ему святитель Николай: «Вот, пришел я исполнить обещание», – и Стефан чудесно прозрел. Всего провел он в ссылке семь лет, после чего ему позволено было вернуться на родину. Он получил в управление Будимлянскую область в Зете, а сына его Стефана оставил при себе король Милутин. Через три года, в 1320, Милутин скончался, и Стефан Урош III вступил на сербский престол. Даром его, принесенным от благодарного сердца Господу, явился монастырь Высокие Дечаны (строительство которого начал он, а закончил его сын – Стефан Урош IV Душан Сильный), прекраснейший памятник византийской архитектуры и ярчайшее свидетельство сербского благочестия. Святой король принял мученическую кончину: был задушен заговорщиками в замке Звечан. Чудотворные и благоуханные мощи его покоятся в монастыре Дечаны. 38 Стефан Урош, Кроткий, мученик († 1367 (или 1371); память 2/15 декабря), король Сербский Стефан Урош V, правивший с 1355 года, сын короля Сербского Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355). Молодой правитель Стефан не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Некоторые из влиятельных сербских вельмож, в том числе Вукашин и Углеше Мрнявчевичи, не желали ему покоряться, и империя Стефана Душана Сильного начала распадаться. Благочестивый и мягкий, Стефан не пожелал укротить враждовавших вельмож силой. Был убит заговорщиками в возрасте тридцати одного года. Чудотворные его мощи были положены в монастыре Язка на Фрушской горе, но в 1942 году были перенесены в Белград, где покоятся в кафедральном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

в монастырь, где 13 февраля 1332 г. он и умер. С дошедшими до Дидимотиха болгарами Андроник III заключил после нескольких сражений мир, так что они могли направить свои силы против сербов. При Вельбужде сербский король Стефан Урош, поддерживаемый 300 закованных в латы немецких наёмников, одержал 28 июля 1330 г. кровавую и решительную победу над болгарами. Царь Михаил пал в бою. Могущество болгарского государства, которому, впрочем, сербский король дал продолжить своё существование, было уничтожено. Год спустя старый сербский король пал вследствие дворянского заговора, и престол занял его юный сын Стефан Душан (1331–1355 гг.), могучий основатель сербского великодержавия. Следует пожалеть, что ему не удалось, согласно его плану, совершенно покончить с греками и франками и основать, таким образом, на Балканском полуострове жизненное христианское единое государство, которое могло бы, как крепкий бастион, противостоять турецким разрушителям культуры. Всё-таки его могущество достигло неожиданных размеров. Он вступил в свойство с новым болгарским царём Иоанном–Александром Асенем (1331–1365 гг.). В Македонии и в Иллирии он сильно подвигался вперёд. Охрида, Прилеп, Кастория перешли в 1331 г. под его власть. С 1334 г. Андроник III сильно распространял власть ромеев в Фессалии и в Эпире на счёт потомка Ангелов, графа Джиованни, и после его смерти в 1335 г. занял всю страну. Но вмешательство сербов привело к перемене положения. В 1340 г. они завоевали всю страну до Янины и добились от ромеев её формальной уступки. В Азии империи принадлежала почти только одна Филадельфия. Греческие приморские города платили османам дань. Но попытка Урхана стать твёрдой ногой в 1337 г. на европейской почве была блестяще отражена греками. Точно также Андроник сумел ещё раз показать своё значение генуэзцам. Организованные сельджуками южного побережья Малой Азии морской разбой и ловля людей, угнетавшие распадающийся на бессильные маленькие княжества Архипелаг, снова заставили византийцев поднять запущенное морское дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоасаф Метеорский, прп. - житие Преподобный Иоасаф Метеорский После того, как могущественный сербский царь Душан Сильный Неманич (1331- 1355 гг.) подчинил своей власти Албанию и греческую область Эпир, а его воевода Прелюб покорил в 1348 году Фессалию, он провозгласил себя «императором Сербов, Греков и Албанцев» и «деспотом Эпира и комитом Фессалии». Душан отдал Эпирскую область в управление своему брату Симеону-Синише, который женился на дочери греческой правительницы Анны Фомаиде, сестре эпирского правителя Никофора II (1335-1340 гг.). Мать Синиши, гречанка Мария, принадлежала к византийской императорской фамилии Палеологов, и поэтому он стал по матери и жене зваться Палеолог. У Симеона-Синиши и Фомаиды было двое детей – сын Иоанн и дочь Мария-Ангелина. После внезапной смерти царя Душана в 1355 году, в правящем доме Неманичей осталось два мужских главы - молодой двадцатилетний царь Урош и его дядя Симеон-Синиша. Дядя не хотел подчиняться молодому племяннику и, отделившись от него, в эпирском городе Костуре (Кастории) провозгласил себя «царем и самодержцем Греков, Сербов и Албанцев». Он именовался царь Симеон Урош Палеолог (1355-1369). После смерти правителя Фессалии Прелюба, царь Симеон-Синиша взял власть и над этой областью в свои руки и перенес свою столицу в город Фрикалу в центре Фессалии. Он выдал свою дочь Марию-Ангелину за сына Прелюба Фому, и отдал им обоим в управление Эпир. Преподобный и богоносный отец наш Иоанн, в монашестве Иоасаф, родился, как уже говорилось, от отца Симеона-Синиши и матери Фомаиды около 1350 года. Его отец был правителем богобоязненным и по примеру своих предков Неманичей воздвигал церкви и помогал многим монастырям. В своей столице, городе Фрикале в Фессалии, при митрополите Ларисском Ниле, он построил церковь св.Симеона. Благочестивый правитель оказывал щедрую помощь и покровительство Метеорским монастырям, которые в его правление умножались. Воспитываясь в дому своего отца, блаженный Иоанн с детских лет начал стремиться к духовной жизни и отречению от мира и его суеты.

http://pravicon.com/info-2516

Захват Галлиполи османами 1354–1355 Захват Паламы османами в плен 1355–1364 1355–1363 Период правления патриарха Каллиста I – пишет житие патриарха Исидора I Вухира 1354–1376 Правление Иоанна V Палеолога – посвящает 3 проповеди о заповедях блаженства императрице Елене Кантакузине Палеологине – пишет житие Германа Марулиса 1357/1359 † Каллист I 1364–1376 – 2 период патриаршества – произносит речь на Успение Пресвятой Богородицы – пишет Соборный томос 1368 Собор в апреле 1368: канонизация Паламы и осуждение Прохора Кидониса 1376/1377 Свергнут и замещен Макарием Переворот Андроника IV Смерть в Константинополе Правление патриарха Нила Керамевса 1380-е Почитается как святой Событие I. Хронологический перечень основных событий жизни свт. Филофея (Коккина) 1295–1297 Рождение свт. Филофея (Коккина) До 1325 Монастырь Хортаит в Фессалонике 1328–1329 Монах в монастыре Ватопед 1328–1329 Знакомство с прп. Саввой 1331 – 05.1347 Великая Лавра До 1336 Знакомство с прп. Германом (Марулисом) в Великой Лавре Кон. 1340 Подписывает Святогорский томос в качестве иеромонаха Нач. 1341 – весна 1342 Игумен в монастыре Филокалла в Фессалонике Весна 1342 – 06.1345 Игумен в Великой Лавре 02.02.1347 Окончание гражданской войны 02.02.1347 Окончание патриаршества Иоанна Калеки 17.05.1347 Исидора избирают патриархом Константинопольским 05.1347–08.1347 Свт. Филофей назначается митрополитом Ираклеи Фракийской 05.1347–08.1347 08.1347 Свт. Филофей принимает участие в Синоде в августе 1347 в качестве митрополита Ираклеи После 08.1347 Пребывает в Ираклее 1 плг. 1350 Намеревается покинуть Ираклею 02.1350 Получает предупреждение об уходе из Ираклеи 02.1350 Уход патриарха Исидора в отставку Великая суббота 1350 Последнее предупреждение об уходе из Ираклеи Кон. Светлой седмицы 1350 Свт. Филофей уезжает в Константинополь. Проживает в монастыре св. Фоки в Константинополе. До 10.06.1350 Избрание Каллиста на патриарший престол После 10.06.1350 Свт. Филофей намеревается уйти в отставку с кафедры Ираклеи, но имп. Иоанн Кантакузин и Каллист его отговорили от этого

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Основание обители 36-летним Е., если исходить из его рождения в 1316 г., должно относиться к 1352 г., такая дата указана в пространной редакции Жития (РГБ. Троиц. 337. Л. 518; 696. Л. 11). Суздалем тогда владел вел. кн. Константин Васильевич (1331/32-1355), ни о каких владениях кн. Бориса в городе или близ него в это время сведений нет; кроме того, в 1352 г. суздальские земли сильно пострадали от опустошительной эпидемии чумы. По-видимому, создание обители Е. при участии кн. Бориса Константиновича на принадлежавшей последнему земле следует отнести к периоду после смерти Константина Васильевича († 1355) до начала борьбы кн. Бориса за нижегородский стол (1363). После смерти вел. кн. Константина Васильевича Нижегородско-Суздальское княжество было разделено между его сыновьями, Борис Константинович наследовал Городец и земли за р. Сурой. При этом, как можно думать, все сыновья, в т. ч. Борис, получили во владение территории в непосредственной близости от Суздаля, в частности, в плодородном и густонаселенном Суздальском ополье (см.: Кучкин В. А. Суздальское ополье в XIV-XV вв. и владения Спасо-Евфимьева монастыря//Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России: Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир; Суздаль, 2003. С. 30). Владения близ Суздаля впосл. перешли к детям князей Бориса, Андрея , Даниила, Димитрия-Ногтя Константиновичей, дававшим эти земли в качестве вкладов в Спасо-Евфимиев мон-рь. В пространной редакции Жития Е. имеется рассказ об основании преподобным ранее 1363 г. по желанию др. сына Константина Васильевича - кн. Андрея (вел. кн. Нижегородско-Суздальский в 1355-1365) - неподалеку от Спасо-Преображенской обители суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря . Можно предположить, что Покровский мон-рь был создан на принадлежавших кн. Андрею пригородных суздальских землях. Первой настоятельницей Покровского монастыря стала двоюродная сестра Е. (племянница матери), до того подвизавшаяся в суздальском во имя мч. Александра Перского мон-ре .

http://pravenc.ru/text/187661.html

Иоанн Владимир до 1016 Стефан Воислав 1040–1051/2 Михайло Воиславлевич (король) ок. 1052–1077–1081 Константин Бодин 1082-ок. 1101 Владимир II 1103–1114 Георгий (Джордже) 1114–1118, 1125–1131 Грубеша Браниславлевич 1118–1125 Градихна Браниславлевич 1131–1142 Радослав Грубишнич (князь) 1142–1148/9 Михайло III ок. 1162–1189 Ок. 1189 Зета (Дукля) включена в состав владений Стефана Немани, который поставил королем Дукли своего сына Вукана Неманича (1189–1208) В Рашке Вукан ок. 1083-ок. 1114 Хронология следующих великих жупанов не может быть точно установлена; важнейшие из них: Урош I, Урош II, Деса, Тихомир. Стефан Неманя 1166/8–1196 Стефан Первовенчанный (король) 1196–1217–1227/8 Стефан Радослав 1227/8–1234 Стефан Владислав 1234–1243 Стефан Урош I 1243–1276 Стефан Драгутин 1276–1282 (до 1316 в Среме) Стефан Урош II Милутин 1282–1321 Стефан Урош III Дечанский 1321–1331 Стефан Урош IV Душан (царь) 1331–1345–1355 Стефан Урош V (царь) 1355–1371 † Вукашин Мрнявчевич (король) 1365–1371 После битвы при Марице (1371) государство распалось на несколько владений, крупнейшими из которых правили Лазарь Хрбелянович, Марко Мрнявчевич, Вук Бранкович и Константин Драгаш Лазарь Хрбелянович (князь) 1371–1389 Стефан Лазаревич (деспот) 1389–1402–1427 Георгий (Джурадж) Бранкович 1427–1456 Лазарь Бранкович 1456–1458 Стефан Бранкович 1458–1459 Стефан Томашевич 1459 В 1459 последние остатки сербского государства захвачены османами 7. Иран (сасаниды) Ардашир I Папакан 224–241 Шапур I 241–272 Хормизд I 272–273 Бахрам (Варахран) I 273–276 Бахрам II 276–293 Бахрам III 293 Нарсе 293–302/3 Хормизд II 303–309/10 Адарнарсе 310 Шапур II 310–379 Ардашир II 379–383 Шапур III 383–387/8 Бахрам IV 388–399 Йездигерд I 399–420 Бахрам V Гур 420–437/8 Йездигерд II 438/9–457 Хормизд III 457–459 Пероз 459–484 Балаш (Валагш) 484–488 Кавад I 488–496 Замасп (Джамасп) 496–499 Кавад I (повторно) 499–531 Хосров I Ануширван 531–579 Хормизд IV 579–590 Бахрам Чубине 590–591 Хосров II Парвиз 590,591–628 Кавад II Широе 628 Ардашир III 628–630

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010