[болг. Иван Александър] (нач. XIV в.- 17.02(?).1371), болг. царь (1331-1371). Выходец из высшей знати, старший сын деспота Срацимира и Керы Петрицы. В 20-х гг. XIV в. управлял областью с центром в г. Ловеч. После гибели в битве с сербами при Вельбужде (ныне Кюстендил) болг. царя Михаила III Шишмана (1323-1330) И. А., будучи связан родством как с основателями Второго Болгарского царства Иоанном и Петром Асенями, так и с правившими в Болгарии в посл. трети XIII - 1-й трети XIV в. семьями Тертеров и Шишманов, в результате династической борьбы вступил на престол. Воспользовавшись внутренними осложнениями в Сербии и Византии, он сумел не только свести к минимуму последствия неудачной болгаро-серб. войны, но и отбить у греков города на юж. границе Болгарии, закрепив отношения с соседними странами династическими браками сестры Елены с серб. кор. Стефаном IV Душаном (1332) и сына Михаила Асеня с дочерью визант. имп. Андроника III Палеолога Марией (Ириной) (сватовство состоялось в 1332, свадьба - в 1338 или в 1339). Подавив мятеж знати во главе с Белауром, братом Михаила III, И. А. почти 40 лет занимал болг. трон. В 1341-1344 гг. И. А. провел победоносную войну против Византии, поддерживавшей очередного кандидата из Шишманов на болг. престол, а впосл. активно вмешивался в династические конфликты в Византии, часто опираясь на тур. наемников. Несмотря на брак дочери Керацы Марии с визант. престолонаследником Андроником IV (1355), И. А. отверг предложение К-поля о военном союзе против османов, титуловался «царь болгар и греков» и продолжал привлекать турок к борьбе против Византии. Новая война с Византией в 1364 г. и отказ И. А. пропустить через Болгарию возвращавшегося из Венгрии Иоанна V Палеолога вызвали осложнения. Планировавшийся как антитурецкий поход Савойского гр. Амадея VI в 1365-1366 гг. был направлен против причерноморских городов Болгарии, а венг. войска заняли г. Бдин (ныне Видин) и Сев.-Зап. Болгарию, пленили видинского деспота Иоанна Срацимира, сына И. А., с семьей и принудили его и ок. 1/3 населения перейти в католичество. Конфликт был урегулирован в 1369 г. при посредничестве правителя Добруджанского княжества Добротицы (1360-1385), к-рый получил от И. А. титул деспота и крепости в Причерноморье, и валашского господаря Владислава Влайку (1364-1377). Однако Болгария в правление И. А. фактически разделилась на 3 самостоятельных государства - Тырновское, Видинское и Добруджанское.

http://pravenc.ru/text/469796.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ [Гавала Мануил; греч. Ματθαος] (ок. 1271/72, Филадельфия, Лидия - между 1355 и 1360, К-поль), митр. Эфесский (1329-1351), писатель. Ученик свт. Феолипта , митр. Филадельфийского, чтец, затем протонатарий в Филадельфии. Был послан в К-поль в 1309 г., вошел в круг выдающихся интеллектуалов эпохи Никифора Хумна и Феодора Метохита. На знакомство М. с античной философией указывают его маргиналии в кодексах сочинений Платона Vat. gr. 225 и 226 ( De Gregorio, Prato. 2003. S. 83, 89-90). По возвращении в Филадельфию в 1310 г. вступил в конфликт с Феолиптом из-за разногласий относительно преодоления арсенитского раскола. В 1312 г. умерла жена М., оставив на его попечение малолетнего сына. В 1315-1317 гг. М. жил в К-поле, пользовался покровительством патриарха Иоанна XIII Глики (1315-1319). Вскоре М. примирился с Феолиптом, был рукоположен во иерея, назначен хартофилаксом и принял монашеский постриг. После кончины Феолипта в кон. 1322 г. из-за конфликта с правителем Филадельфии Мануилом Тагарисом вновь перебрался в столицу. Во 2-й пол. 20-х гг. XIV в., возможно, занимался преподаванием ( Browning. 1992. P. 28). В те годы М. сблизился с ученым и богословом Никифором Григорой, вел с ним оживленную переписку и обменивался сочинениями ( Beyer. 1976. S. 31-35). В 1329 г. стал митрополитом Эфеса (упоминание М. в этом качестве относится к декабрю: RegPatr, N 2153; Hunger. Register. N 100. S. 562), к-рый находился во власти турок. М. сумел посетить свою кафедру лишь однажды и в основном жил в К-поле и во Врисисе во Фракии (ныне Пынархисар, Турция), епископом которого он был также поставлен в 1332 г. В 1331-1332 гг. М. побывал на Руси по приглашению митр. Киевского свт. Феогноста ( Κουροσης. 1972. Σ. 248-252). Из переписки М. (послания 54, 55, 57) известно, что, посетив Эфес, М. был разочарован. В 1339 г. М. прибыл в Смирну, но эмир Айдина Умур отказался пустить его в Эфес и принять послания императора, к-рые должен был передать М.

http://pravenc.ru/text/2562674.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоасаф Метеорский, прп. - житие Преподобный Иоасаф Метеорский После того, как могущественный сербский царь Душан Сильный Неманич (1331- 1355 гг.) подчинил своей власти Албанию и греческую область Эпир, а его воевода Прелюб покорил в 1348 году Фессалию, он провозгласил себя «императором Сербов, Греков и Албанцев» и «деспотом Эпира и комитом Фессалии». Душан отдал Эпирскую область в управление своему брату Симеону-Синише, который женился на дочери греческой правительницы Анны Фомаиде, сестре эпирского правителя Никофора II (1335-1340 гг.). Мать Синиши, гречанка Мария, принадлежала к византийской императорской фамилии Палеологов, и поэтому он стал по матери и жене зваться Палеолог. У Симеона-Синиши и Фомаиды было двое детей – сын Иоанн и дочь Мария-Ангелина. После внезапной смерти царя Душана в 1355 году, в правящем доме Неманичей осталось два мужских главы - молодой двадцатилетний царь Урош и его дядя Симеон-Синиша. Дядя не хотел подчиняться молодому племяннику и, отделившись от него, в эпирском городе Костуре (Кастории) провозгласил себя «царем и самодержцем Греков, Сербов и Албанцев». Он именовался царь Симеон Урош Палеолог (1355-1369). После смерти правителя Фессалии Прелюба, царь Симеон-Синиша взял власть и над этой областью в свои руки и перенес свою столицу в город Фрикалу в центре Фессалии. Он выдал свою дочь Марию-Ангелину за сына Прелюба Фому, и отдал им обоим в управление Эпир. Преподобный и богоносный отец наш Иоанн, в монашестве Иоасаф, родился, как уже говорилось, от отца Симеона-Синиши и матери Фомаиды около 1350 года. Его отец был правителем богобоязненным и по примеру своих предков Неманичей воздвигал церкви и помогал многим монастырям. В своей столице, городе Фрикале в Фессалии, при митрополите Ларисском Ниле, он построил церковь св.Симеона. Благочестивый правитель оказывал щедрую помощь и покровительство Метеорским монастырям, которые в его правление умножались. Воспитываясь в дому своего отца, блаженный Иоанн с детских лет начал стремиться к духовной жизни и отречению от мира и его суеты.

http://pravicon.com/info-2516

Мужской монастырь Добрун Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Добрун или монастырь Крушево(серб. Манастир Добрун или Манастир Крушево) — монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Дабро-Боснийской митрополии Сербской православной церкви на реке Рзав в общине Вишеград в Республике Сербской. Содержание История [ править править код ] Монастырь Добрун, также известный как Крушевский монастырь, является одним из самых древних сербских монастырей на территории современной Боснии и Герцеговины и носит название в честь средневекового города Добрун, развалины которого находятся неподалеку. В монастыре сохранены уникальне фрески, датируемые Средневековьем. Монастырь был основан в XIV веке в 1343 году. Ктитором монастыря был жупан Прибил с сыновьями Стефаном и Петром. Во времена царя Душана (1331-1345 и 1345-1355 гг.) в Добруне обязанности царским наместником был жупан Прибил и рядом с царским двором около 1340-1343 гг. им была построена монастырская церковь. Она была скромной, построенной из камня и известняка, имела форму однонефной сводчатой базилики без купола, и была расписана художниками из Южной Сербии. После того, как жупан Прибил принял монашество с именем Варнава, его наследники сначала Стефан, а затем Петр, пристроили к монастырской церкви внешний притвор и ризницу, которые были расписаныф в 1383 году. Во времена правления Петра в монастыре Добрун насчитывалось около 720 монахов. Позднее Петр по примеру своего отца стал монахом, получив имя Йован. Многовековая история монастыря драматична. Первые большие разрушения произошли при турецком нашествии в 1462 году. Тогда обитель покинули все молодые монахи и послушники. Добрун восстановился только в XVI веке, в нем поселились восемь монахов. Последующие два столетия жизнь в монастыре продолжалась: совершались службы, восстанавливались росписи храма, есть письменные подтверждения чудес, которые случались здесь. Но в 1875 году при подавлении антиосманского восстания, турки вновь разрушили монастырь. В двадцатые годы прошлого века обитель вновь начали восстанавливать, но началась немецкая оккупация. Фашистские войска использовали монастырь под склад боеприпасов, который взорвали при отступлении. От монастыря остались только притвор и колокольня. После войны в 1946 году была восстановлена в первоначальном виде монастырская церковь, которая работала как приходская.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Святой великомученик Лазарь, царь Сербский Память 15/28 июня «Святосавский всенародный идеал " все за Христа – Христа ни за что " , – писал преподобный Иустин (Попович) , – никто не осуществил в такой полноте, как святой великомученик царь Лазарь. Он воплотил этот всенародный идеал, избрав Царство Небесное и принеся себя в жертву на Косово, а с собой и весь сербский народ». Св.Лазарь. Современная икона.Фото: иером.Игнатий (Шестаков) Отец великомученика царя Лазаря, Лазарь Прибац Хлебельянович, был вельможей при дворе могущественного сербского царя Стефана Душана (1331–1355). Родом он был из города Прилепца и имел троих детей: двух дочерей и одного сына – блаженного и славного Лазаря, который родился в упомянутом Прилепце около 1329 года; с детских лет он был воспитан в христианской вере. Имея добрый нрав, кроткий ум, храброе и благородное сердце, он быстро преуспевал в учении и благочестии. Лазарь обильно преумножал полученные от Бога таланты и вскоре превзошел многих своих сверстников, привлек внимание самого царя Душана и снискал его благосклонность. Лазарь был взят на царский двор в Скопье и скоро начал принимать участие в решении государственных дел. При дворе царя Душана молодой Лазарь быстро приобрел всеобщую любовь и уважение за свою честность, мужество и искреннюю веру. Как человек искусный в ратном деле, Лазарь стал воеводой царя Душана, который отдал ему в супруги свою благородную родственницу Милицу, дочь великого князя Вратко из рода Неманичей. (Воевода Топлицкий и Полимский Вратко иначе известен как старый Юг-Богдан. Он вел свое происхождение от Вукана, старшего сына Немани. Воспетый в народных эпосах старый Юг-Богдан привел на Косовскую битву всех своих девятерых сыновей и героически погиб вместе с ними.) По народному преданию, Лазарь обручился с Милицей в монастыре Йошанице и вскоре после женитьбы был возведен в достоинство князя. Это произошло около 1353 года. Свв. Лазарь и Милица. Фреска монастыря Любостиня Лазарь и Милица служили друг для друга примером в благочестии. Бог дал им сначала пятерых дочерей: Мару, Драгану, или Марию, Елену, Феодору и Оливеру, а затем и трех сыновей: Стефана, Вука и Добровоя. Насколько благочестивой была их семья, можно судить по тому, что отец, мать и старший сын со временем были прославлены в лике святых.

http://pravoslavie.ru/40145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗРЗЕ Свт. Григорий Богослов. Роспись притвора ц. Преображения Господня. 1368/69 г. Свт. Григорий Богослов. Роспись притвора ц. Преображения Господня. 1368/69 г. муж. мон-рь в честь Преображения Господня Преспанско-Пелагонийской епархии, кафедра еп. Иераклейского Климента, секретаря Св. архиерейского собора не признанной Поместными Православными Церквами Македонской Православной Церкви. Находится близ с. Зрзе, в 25 км к северо-западу от г. Прилеп (Республика Македония). Однонефную ц. в честь Преображения Господня построил во время правления серб. кор. Стефана IV Душана (1331-1355) мон. Герман, его имя упомянуто в надписи (после 1400) над юж. входом в храм. Мон. Герман мог быть выходцем из Рашки и происходил из знатной семьи, к-рой З. принадлежал до кон. XIV в. Позже с запада к храму был пристроен притвор, где был похоронен ктитор Хайко (мон. Харитон), вероятно сын Германа. В 1368/69 г. притвор был расписан по заказу вдовы Хайко Феодоры и их сыновей Прибила и Приезды. По-видимому, это мирские имена будущих художников Пелагонийского митр. Иоанна и иером. Макария, к-рые были приближенными серб. кор. Марко Мрнявчевича (1371-1395; см. ст. Мрнявчевичи ). После гибели кор. Марко и смерти митр. Иоанна иером. Макарий передал З. на попечение кмета (старосты) Константина и его сыновей Якова, Калояна и Димитрия. В нач. XVI в. мон-рь находился в запустении, затем был возобновлен. В 1538 г. чума унесла жизни 7 монахов, к 1544-1545 гг. в некогда многонаселенном З. осталось 6 монахов. В 1616 г. иером. Виссарион по заказу Стояна Петкова из с. Крапа написал Минею на февр. для нужд обители. Известны имена 2 игуменов З.- Дамаскин (1625; Записи. 6. 10128) и Петроний (1636; Там же. 4. 6761). В это время к ц. Преображения была пристроена ц. святых апостолов Петра и Павла. Согласно преданию, на месте новой церкви албанцы убили пастуха, и поэтому она стала называться «пастушья». В 1791 г. З. захватили турки и осуществляли с его территории набеги с целью грабежа местного населения. В XIX в. к зап. стене ц. св. апостолов Петра и Павла была пристроена колокольня. В 1853 г. с целью исследования рукописей обитель посетил этнограф Стефан Веркович, а в 1899 г.- проф. Лазар Дума. После второй мировой войны русские монахини во главе со схиигум. Ириной возобновили мон-рь, восстановили пострадавшее от национализации хозяйство и создали б-ку рус. эмигрантской лит-ры. З. был жен. мон-рем до 1997 г.

http://pravenc.ru/text/200097.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кафоликон мон-ря Матейче. XIV в. [Матеич, Богородица Црногорская; македон. Mamejчe; серб. Матеич], бывш. муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви. Находится на склонах горного массива Скопска-Црна-Гора близ с. Матейче на западе от г. Куманово (Республика Македония). М. как Богородица Црногорская впервые упоминается в 1300 г. в хрисовуле серб. кор. Стефана Уроша II Милутина (см. Милутин ). Исследователи предполагают, что ранее на месте М. находилась греч. церковь, построенная в сер. XI в. Обновление или новое строительство в мон-ре начал серб. царь Стефан IV Душан (1331-1355), но не успел завершить его. Работы продолжили его вдова, царица Елена (см. Евгения, прп.), и сын, царь Стефан Урош V , к-рые считаются ктиторами обители. Царица Елена, принявшая монашеский постриг с именем Елисавета, а потом великую схиму с именем Евгения, похоронена в этой обители. Согласно преданиям, правосл. и мусульм. женщины приходили на ее могилу с просьбами о даровании потомства. Иллюстрация к 6-му икосу Акафиста Пресв. Богородице. Роспись собора мон-ря Матейче. Ок. 1360 гг. Иллюстрация к 6-му икосу Акафиста Пресв. Богородице. Роспись собора мон-ря Матейче. Ок. 1360 гг. Несмотря на османское завоевание, в XV-XVI вв. мон-рь был важным духовным и книжным центром. Он имел обширные земельные владения на Скопской горе и возле Куманова. В его скриптории в XV в. работал мон. Герасим, к-рый переписал «Диалог Григория, папы Римского». В М. жил иером. Исаия Сербин, собиравший древние церковные греч. и слав. тексты и сочинявший для них мелодии, Владислав Грамматик переписал здесь как минимум 3 из известных 7 его сборников. В осман. описи 1570-1573 гг. уточняется, что М. владел достаточным имуществом. Обитель упоминается в источниках сер. XVII в., но, вероятно, после австрийско-турецкой войны (1683-1699), габсбургского похода на Скопье (1689) и т. н. Великого переселения сербов (1690) опустела. В XIX в. здесь останавливались иером. Кирилл (Пейчинович) , в 1848 г.- Йордан Хаджи Константинов-Джинот, к-рый сообщил, что албанцы уничтожили хранившиеся в мон-ре 10 связок слав. рукописей. В 1885 г. в монастырской башне были найдены 2 уцелевшие слав. рукописи - Октоих и «Правила св. Василия» (НБС. Бр. 450, 451; см.: Поп-Атанасов и др. 1997. С. 191). Ок. 1860 г. собор был отреставрирован на средства попа Джорче Войниклия и иконома Димитара из Куманова, к-рые получили для этого фирман от тур. султана.

http://pravenc.ru/text/2562570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Скит Дупиани Комплекс мон-рей, расположенный в исторической обл. Фессалия, 2-й по значению центр монашества в Греции после Афона. Он возник на скалах, к-рые в результате отступления воды из озера, существовавшего 20-30 млн лет назад, и последующего эрозионного воздействия ветра приобрели неповторимый облик. Ближайшим к М. м. городом был Стаги (ныне Каламбака), кафедральная ц. которого во имя Успения Божией Матери имеет 1-ю строительную фазу ок. 1000 г.; воздвигнута на месте раннехристианской базилики. С XI-XII вв. на скалах близ Стаг начали селиться отшельники. На воскресную литургию они собирались в возникший в кон. XI - нач. XII в. у подножия утесов скит Дупиани, или Стагский скит, при к-ром и образовалась 1-я община аскетов. Храм во имя Пресв. Богородицы был построен в 1162 г. и перестроен в 1867 г. В первые века существования скита его игумену подчинялись все отшельники, жившие в округе. С кон. XIII в. ситуация в Фессалии стала крайне нестабильной из-за столкновений разных политических сил. В связи с этим мн. монахи искали убежища на скалах, где впосл. возникли М. м. Когда эта территория вошла в состав державы серб. кор. Стефана IV Душана (1331-1355), воцарившееся спокойствие и покровительственное отношение этого правителя к монастырям создали благоприятные условия для развития монашества. До 1362 г. скит Дупиани зависел от Стагского епископа, его монахи ежегодно приносили в епископию по 1 литре чистого воска. В 1362 г. брат Стефана Душана Симеон Урош (Синиша) предоставил скиту привилегию - независимость от Стагского епископа и подчинение только проту скита. Первый из протов, игум. Нил, считается организатором монашеской жизни в округе. Он основал 4 мон-ря: Сретения Господня (1367), вмч. Димитрия, Пантократор, Панагия «возле колодца» (παρ τ Πηγδων). Большой Метеорский мон-рь Большой Метеорский мон-рь Всего в XIV в. было образовано более 20 М. м., в т. ч. прп. Афанасий Метеорский основал в 1343/44 г. Большой Метеорский монастырь , 1-ю обитель, имевшую киновиальное устройство. Благодаря прп. Иоасафу Метеорскому (в миру Иоанн Урош; ок. 1349/50-1422/23 или 24 февр. 1423), сыну Симеона Уроша, Большой Метеорский мон-рь стал самым известным и крупным из М. м. На его средства в 1387/88 г. был расширен и перестроен собор Преображения Господня.

http://pravenc.ru/text/2563068.html

Мужской монастырь Вранина Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Вранина (серб. Манастир основан в 1233 году первым Зетским епископом Иларионом. Занимает особое место среди монастырей Скадарского озера. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Обитель, посвящённую Свт. Николаю Чудотворцу, основал в 1233 г. первый Зетский епископ Иларион, рукоположенный самим св. Саввой I . Здесь была одна из резиденций Зетской митрополии (вторая находилась в монастыре Михольска Превлака ). Строитель монастыря, владыка Иларион, был похоронен в монастырской церкви, в притворе у северной стены (в 1230-1240-х гг.). Монастырь щедро одаривали сербские архиепископы и короли из династии Неманичей: свт. Савва I , св. король Владислав , св. король Милутин и его мать св. Елена . Во времена сербского царя Душана Сильного (1331-1355 гг.), Вранина была приписана к монастырю Св. Архангелов в Иерусалиме. В XV в. монастырь одаривали землей зетские господари Георгий II Страцимирович Балшич (в 1404 г.), Балша III Балшич (в 1414) и Иван Черноевич (в 1468). В 1453-1484 гг. после убийства Превлакских мучеников (зетского владыки и 70 монахов) на Михольской Превлаке , здесь находилась резиденция зетского митрополита, до ее переноса в Цетинский монастырь . В это время игуменом Вранины был известный духовный писатель Никон Иерусалимлянин, который был также и духовным наставником Елены Балшич, основательницы монастыря Бешка . Последним дарителем монастыря был младший сын Ивана Черноевича Станиша. Стратегическое положение Вранины на пересечении водных путей привело к тому, что она постоянно была целью турецких нападений и разрушалась в 1557 и 1714 г. В 1843 вновь захваченный турками монастырь был превращён в казарму. Окончательно обитель была разрушена в 1862 г. во время нового турецкого нападения на Черногорию. От старой Вранины сохранились в Цетинском монастыре три колокола XIV-XV вв., найденных в земле в 1970-х гг., и печать Вранинской митрополии с ликом свт. Николая. О старом монастыре сохранились воспоминания черногорского митрополита Илариона (Рогановича) (1863-1882 гг.), бывшего здесь учеником.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Пореклом беше ова света царица Српска, у монаштву названа и од свете лозе " Беше рода светла и славна и нарочита, од царског неког корена, племена Светог Симеона првога господина Србима " Беше чувеног топличког и полимског Вратка, познатог у Српском народу под именом Он беше пореклом од Вукана, сина Светог Вратко беше не мали великаш на двору Српског цара Душана Силног (1331-1355 г.), и зато Милица, би око 1335 године, стече у своме и царско По природи сама беше благородна, честита и мудра, а у побожности у роду своме. Као царева она често биваше на царском двору Душановом, и када одрасте сам цар удаде за од витезова, за Лазара постаде кнез и владалац Српски (1371-1389 г.). Са Лазаром се Милица беше срела у свога оца, тамо где она подиже дивну задужбину манастир ( " " Од тада се искрено заволеше и затим чесни брак склопише. У свом чесном и Богом заиста благословеном браку друго потстицаху у врлинама и побожности, и Лазар не беше од побожна и духа, због чега и би од Бога светости и мученичког подвига и тако чесно и богоугодно они у браку добише од Бога пет Мару, Драгану, Теодору и Оливеру, а затим и три сина: Стефана, Вука и по убрзо умре). Побожна Милица веома усрдно васпита сву децу, па уз у побожности она их научи и корисним светским наукама и потребним пословима, као што и приличаше и породици. У синова и Милици помагаше и побожна по имену Миличина по телу, иначе бивша српска деспотица супруга деспота Кад Лазар и Милица постадоше свесрпски господари (после смрти цара Уроша 1371 године) и у престоници Крушевцу, склониште и уточиште на двору, и ту беше " друга " и Миличиним и синовима. Али честита им и Милица, " сваким врлинама украшена, благоразумна, мужеумна, милостива, штедра, тиха и сваком добром нарави " , би за свагда живи пример деци, особито правог и и сваког богоугодног Како она и васпитала децу види се из тога што су сва она, иако у временима тешким и опасним, очувала до веру и образ, и шта више, од - син Стефан, деспот Српски, би од Бога као велики праведник и

http://pravoslavie.ru/72700.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010