Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОККАМ Уильям [англ. William of Ockham; лат. Guillelmus de Ockham, также Occamus, Ochamus, Occam и др.] († 10.04.1347, Мюнхен), англ. теолог, философ, церковный деятель; основоположник номиналистического направления в позднесредневек. схоластике; член монашеского ордена францисканцев . Жизнь, деятельность, сочинения Сведения о происхождении и начальном периоде жизни О. весьма отрывочны. О. происходил из сел. Оккам (Окем) в графстве Суррей, на расстоянии дневного конного пути к юго-востоку от Лондона (см.: Courtenay. 1987. P. 194). Точная дата рождения О. неизвестна; приблизительная устанавливается на основании действовавших в XVI в. канонических норм (см.: Wood. 1997. P. 6-7. Not. 1). Поскольку в источниках засвидетельствовано, что О. стал иподиаконом в 1306 г. и получил право принимать исповедь в 1318 г., он род. не позднее 1288 г. Предполагается, что О. происходил из бедной семьи и в детском возрасте был как облат отдан родителями в лондонский монастырь францисканцев, где действовала школа, по уровню преподавания философии и богословия в этот период соперничавшая со школами Оксфорда и Кембриджа (см.: Courtenay. 2008. P. 92-93). Обучение и преподавание в Англии (1300-1324) Ок. 1310 г., после завершения изучения свободных искусств и философии (см. Artes liberales ), О. стал слушать лекции по теологии в Оксфорде. Неизвестно, у кого именно учился О.; в лит-ре высказывались нек-рые гипотезы, основанные на доступных ныне отрывочных сведениях об организации учебного процесса в этот период (см.: Courtenay. 2008. P. 95-97). Из теологов-францисканцев в число преподавателей О. могли входить Рихард из Конингтона († 1330), Роберт из Каутона († после 1315), Генрих Гарклей (ок. 1270-1317), Рихард из Кампсолла (ок. 1280 - ок. 1330), Иоанн из Рединга († 1346), Вильгельм (Уильям) из Алника (ок. 1275-1333). Среди этих теологов были как сторонники традиц. францисканского августинизма, так и скотисты, убежденные последователи Иоанна Дунса Скота († 1308); ко времени завершения О. богословского образования доминирующее положение среди англ. францисканских теологов перешло от августинистов к скотистам. Почерпнув многое у представителей этих 2 направлений, О. не был готов безоговорочно присоединиться ни к одному из них и искал собственный путь в философии и теологии.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

Новозаветные апокрифические сказания основывались главным образом на повествованиях апокрифических Евангелий Иакова, Фомы и Никодима 1311 . Уже в летописи Нестора под 1096 г. мы встречаем ссылку на апокриф «о неверных языках Гоге и Магоге». Он же приводит из Палеи рассказ, заимствованный из ветхозаветной истории, который, однако, переделывается от лица греческого философа, приходившего к князю Владимиру 1316 . В Изборнике Святослава была статья «о добрых и злых днях» и «сказание Епифания о пророках». В рукописи Троицкой лавры, относящейся к XII в., находится «хождение Богородицы по мукам»; в XIII в. встречаем апокрифическое сказание о св. Агапии, видевшей рай 1317 , сказание Афродитиана о рождестве Иисуса Христа 1318 , заветы патриархов 1319 . В житии Авраамия Смоленского говорится, что его обвиняли в чтении глубинных книг (отреченная книга – Глубина, а не голубиная книга 1320 ). В XIV столетии встречаем «сказание о Макарии римском», которого три чернеца странника нашли в двадцати поприщах от рая. Оно помещено в Паисиевском Сборнике, но еще прежде на него ссылается новгородский архиеп. Василий (1331–1352) в послании к тверскому епископу Феодору о рае 1321 . В «Златой Чепи» того же века помещено сказание о том, как солнце стояло во всю светлую неделю 1322 . В Паисиевском Сборнике находятся «вопросы Варфоломеевы» к Богородице о том, как она родила Христа 1323 , в Сильвестровском Сборнике «откровение Авраама», «хождение Зосимы к Рахманам» 1324 , в Румянцевском хронографе 1494 г. помещены: Лествица Иакова, житие Моисея, повесть о Китоврасе, в рукописи 1419 г. – хождение Иоанна Богослова и о древе крестном 1325 , в другой рукописи XV в. – Иаковля повесть; в сборнике того же века, принадлежащем Императорской Публичной библиотеке, встречается статья о лунном течении, о добрых и злых днях 1326 . В списках XIV-XVI вв. известны «статья от книг Еноха Праведного» 1327 , «исповедание Евы», «о смерти Адама» 1328 , «послание Пилата к Тиверию», «повесть о пленении Иерусалима», хождение апостола Павла по мукам, о иерействе Иисуса Христа, вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской, о 12-ти пятницах, имена ангелов, беседа трех Святителей, чудо св. Николы, о Синагрипе царе, слово св. праведного Иоанна Феолога (разговор Иоанна Богослова в раю с Авраамом о будущей жизни), апокрифическое житие Феодора Тирона и мучение Никиты, сказание об Иуде предателе и т. д. 1329 § II

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Согласно Похвальному слову, И. род. в окрестностях р. Парфений, к-рая на юго-востоке служила границей между Пафлагонией и Галатией, на западе разделяла морское побережье между Вифинией и Пафлагонией. Родители И. были благоразумными и богобоязненными людьми. Вскоре после рождения И. поразила жестокая болезнь, так что родителям пришлось оскопить сына, чтобы спасти ему жизнь. В юном возрасте он поступил на службу евнухом (постельничим) к Феодоре Дукене, жене имп. Михаила VIII Палеолога (1259-1282), и пользовался уважением и любовью всего имп. двора. Вскоре по Божию повелению И. тайно покинул дворец, стал учеником некоего подвижника и беспрекословно выполнял все его указания. На жизнь он зарабатывал, ремонтируя городские стены К-поля. В 1269 г. в возрасте 20 лет И. был вынужден вернуться во дворец. С этого времени его наставником был духовник императрицы Иоанн, к-рый научил И. аскетическому деланию и созерцательной молитве. В 1274 г. при поддержке имп. Михаила VIII была подписана Лионская уния, к-рую, однако, не одобрила большая часть вост. духовенства, что вызвало гонения на православных со стороны властей. Т. о., общение И. и его духовного наставника, к-рый был изгнан из К-поля в 1275 г., прекратилось. В последующем И. продолжил не только духовное, но и светское образование, принятое в то время: как сообщает Григора, он присутствовал на представлениях трагедий и комедий и ознакомился с учением Гераклита и Демокрита (Ibid. Σ. 46). После смерти имп. Михаила VIII к власти пришел его сын Андроник II Палеолог (1282-1328), который отменил Лионскую унию, формально просуществовавшую 8 лет (1274-1282), и вернул из ссылок и тюрем духовенство, отправленное в изгнание его отцом. В 1283 г. император заново распределил управление церковными епархиями и хотел назначить И., к-рому тогда было ок. 34 лет, митрополитом Никомидии в Вифинии, однако он отказался занять этот пост. Тогда И. получил в дар от Андроника II мон-рь Неа-Мони, находящийся к северо-востоку от имп. дворца в К-поле, и Георгиевский скит близ побережья в Вифинии, в к-ром он провел в уединении 12 лет. В 1295 г. был назначен митрополитом Ираклии Понтийской. В 1299 г. он взял под опеку Никифора Григору и заботился о его светском и церковном воспитании. Позже (не ранее авг. 1317 и не позднее авг. 1318) И. получил в управление епископию г. Амиклы (близ Спарты, Пелопоннес). В 1315-1324 гг. он неоднократно принимал участие в заседаниях Соборов, поэтому можно предположить, что в это время он постоянно жил в К-поле. По сообщению Никифора Григоры, И. дожил до глубокой старости. Большинство совр. исследователей относят время его кончины к 1328 г. (PLP, N 8609).

http://pravenc.ru/text/468955.html

Пред иконостасом печского храма, на левой стороне, стоит рака с мощами св. Никодима архиепископа сербского, великого чудотворца 292 . Блаж. Никодим, природный серб, подвизался постнически на Афоне и был игуменом Хиландаря. По смерти Саввы 3 Сербия объявила желание видеть Никодима своим первосвятителем; не хотелось ему расстаться с тихою пустынею, но афонские отцы убедили его не отказываться от призвания Церкви. Потому «посвятили его в день вознесения Господня и возведоша на престол св. Саввы с многих лет приветствием глаголюще: преосвященному архиепископу Никодиму всея сербския и поморския земли многая лета», так говорит современник 293 . Это было в 1317 г. 294 . При гробе блажен. кор. Милютина поднято было кровавое волнение приверженцами Симониды; энергический архипастырь остановил кровопролитие и грабеж. Потом в янв. 1321 г. венчал он на кралевство старшего сына Милютинова, не взирая на партию королевы 295 . Ревностный патриот был ревностным попечителем о делах св. веры. В предисловии к переведенному им в 1319 г. уставу пишет он, что быв в Константинополе, еще в сане игумена, он расспрашивал у иерусалимского патриарха об уставе церковном по заботе о том, «еже единствовати по словеси богоносца братона ввупе и всей срьпьской земли»: потом будучи архиепископом, «послал, говорит, в црьскый град в монастырь св. Предтечи и крьстителя Иоанна и принесень ми бысть си типик ерусалимскы и преложихь и в нашь езыкь от письмень грьчьского езыка... Елико есть противу мощии, подвигнемь се еже бдети и трезвити се. в славословие Богу. Мы убо потьшимсе, братие, се сь естеством и обычаем пльтьскыи: благи же дародатель и подвигоподавець, всемогеи Бог, веди немощь нашу, ть подасть нам мощь духовну, нь аще прьвее трудь покажемь» 296 . – Прекрасный урок о деле спасения нашего! В 1324 г. по распоряжению святителя черноризец Дамиан написал в Печской обители апостол, доныне уцелевший, а прежде того – параклитик и октоих, ныне неизвестные 297 . Богомилов – бабунов первосвятитель преследовал обличениямп и предавал суду как вредных обществу и церкви 298 . Блаженный архипастырь, искренно любивший иноческую жизнь и содействовавший процветанию ее в Сербии 299 , писал грамоту о том, дабы сербские архиепископы в хиландарские игумены не забывали типикарницы св. Саввы, при чем красноречиво описал жизнь св. Саввы, это было предсмертное завещание хиландарского подвижника и архиепископа всей Сербии 300 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Этот перевод он чрезвычайно уважает и считает его более полным, в сравнении с переводами Акилы, Симмаха и Феодотиона (может быть, потому, что их в ту пору предпочитали иудеи), и тем более в сравнении с сирийским 1314 , который он вообще не очень любит 1315 . Семьдесят переводчиков были «мужи искусные и прекрасные знатоки этого (т.е. еврейского – прим. пер.) языка» 1316 . Это были испытанные люди из числа священников и народа, опытные в Божественных Писаниях. Их перевод был принят апостолами и Церковью из язычников. Кафолическая Церковь также признала его и читает за богослужением 1317 . При всем том Феодор Мопсуестийский не считает его богодухновенным, но только авторитетным и верным переложением сведущих и искусных переводчиков, вполне соответствующим еврейскому оригиналу: «Семьдесят толковников выразительнее и лучше постигли смысл еврейского [текста]» 1318 . Более того, он не колеблясь говорит о многих темных местах в Септуагинте, которые стали следствием погрешностей перевода с еврейского («запутанность выражения возникла из-за перевода» 1319 ), и часто отдает предпочтение еврейскому оригиналу («именно еврейскому [тексту], который более важен для толкования» 1320 ). Впрочем, Феодор весьма часто использует и те переводы (Акилы, Симмаха и Феодотиона), особенно в Комментариях на Псалмы 1321 , объясняя сих помощью греческую рецепцию перевода семидесяти. В толковании на Пс.55:7 он даже отмечает особенности каждого из переводов, сопоставляя их с еврейским оригиналом, и делает вывод: «При сравнении [перевод семидесяти] оказывается по всем параметрам лучше остальных, несмотря на то, что в большинстве мест он звучит весьма непривычно» 1322 . Следовательно, перевод семидесяти он считает совершенно равным по значимости еврейскому оригиналу. Постоянные ссылки Феодора на еврейский текст Ветхого Завета, перевод многих еврейских слов и частые пояснения идиом еврейского языка позволяют предположить в нем некоторые познания в еврейском, хотя и весьма ограниченные. Об этом говорит, кроме прочего, ошибочный перевод имени Ремфан (ωσφρος=утренняя звезда) 1323 и отождествление имен Селмон и Салим 1324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

1313 . Кармелитянка Авигея//Душеполез. чтение. – 1878. – Дек.-С. 466–480. 1314 . Книга пророка Даниила и открытия в области ассироло-гии//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1883. – Март. – С. 307–326. 1315 . Книги и их судьбы: (Ввиду празднования памяти святых Кирилла и Мефодия)//Богослов, вестник. – 1894. – Май. – С. 245–268. 1316 . Легкомысленная игра и кощунственная оргия//Душеполез. чтение. – 1892. -Апр. – С. 694–705. 1317 . Маханаимский дворец: (По поводу событий 5 февр. 1880 г.)//Душеполез. чтение. – 1880. – Март. – С. 354–362. 1318 . Мечты, миражи и действительность//Правосл. обозрение. – 1883. – Янв. – С. 9–29. 1319 . Митрополит Филарет в его отношениях к миру таинственных явлений//Душеполез. чтение. – 1883. – Май. – С. 3–33. 1320 . Мнения и догадки о событиях из времени пребывания евреев в земле Гесем//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1884. – Сент. – С. 437–473. 1321 . Моисей-Озарзиф-Салих//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. – Нояб. – С. 539–566. 1322 . Мольба моавитянки Руфи//Душеполез. чтение. – 1890. – Март. – С. 285–294. 1323 . Народная воля: (По поводу проделок революционных партий)//Правосл. обозрение. – 1883. – Май. – С. 219–232. 1324 . Не прогневайся. Бог подаст//Правосл. обозрение. – 1881.– Февр. – С. 249–262. 1325 . Не следует унывать//Душеполез. чтение. – 1878. – Сент. – С. 99–116. 1326 . Недопеченый хлеб//Душеполез. чтение. – 1891. Янв. – С. 154–174. 1327 . Несколько слов по поводу достопримечательных предметов и святынь в наших храмах//Правосл. обозрение. – 1878. – Апр. – С. 596–633. 1328 . Новое построение истории еврейского народа и новые суждения об исторических лицах его: Актовая речь//Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1887. – Ч. 40. – С. 185–238. 1329 . Ночь: ( Исайи 21, 11–12 )//Душеполез. чтение. – 1878. – Июль. – С. 298–308. 1330 . Нужды Нового года//Душеполез. чтение. – 1889. – Янв. – С. 68–84. 1331 . О Нафановой притче//Правосл. обозрение. – 1889. – Март. – С. 546–597. 1332 . О суевериях евреев, в связи с наукою предсказаний у халдеев//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. – Янв. – С. 78–110.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потому «посвятили его в день Вознесения Господня и возведоша на престол святитель Саввы с многих лет приветствием глаголюще: преосвященному архиепископу Никодиму всея Сербия и поморские земли многая лета», так говорит современник 322 . Это было в 1317 году 323 . При гробе блажененного короля Милютина поднято было кровавое волнение приверженцами Симониды; энергический архипастырь остановил кровопролитие и грабеж. Потом в январе 1321 года венчал он на кралевство старшего сына Милютинова, невзирая на партию королевы 324 . Ревностный патриот был ревностным попечителем о делах святой веры. В предисловии к переведенному им в 1319 году уставу пишет он, что быв в Константинополе, еще в сане игумена, он расспрашивал у Иерусалимского патриарха об уставе церковном по заботе о том, «еже единствовати по словеси Богоносца братома вкупе и всей Срьпьской земли»; потом, будучи архиепископом, «послал, – говорит, – в црьскый град в монастырь святаго Предтечи и Крьстителя Иоанна и принесен ми бысть си типик Ерусалимскы и преложих и в наш езык от письмен Грьчьского езыка… Елико есть противу мощи, подвигнем се еже бдети и трезвити се в славословие Богу. Мы убо потьшимсе, братие, се с естеством и обычаем пльтьскым: благи же дародатель и подвигоподавец, всемогеи Бог , веди немощь нашу, ть подасть нам мощь духовну, нь аще прьвее труд покажем» 325 . Прекрасный урок о деле спасения нашего! В 1324 году по распоряжению святителя черноризец Дамиан написал в Печской обители Апостол, доныне уцелевший, а прежде того – Параклитик и Октоих, ныне неизвестные 326 . Богомилов – бабунов первосвятитель преследовал обличениями и предавал суду, как вредных обществу и Церкви 327 . Блаженный архипастырь, искренно любивший иноческую жизнь и содействовавший процветанию ее в Сербии 328 , писал грамоту о том, дабы Сербские архиепископы и Хиландарские игумены не забывали Типикарницы святителя Саввы, причем красноречиво описал жизнь святителя Саввы; это было предсмертное завещание Хиландарского подвижника и архиепископа всей Сербии 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Действительно, о непреложности определений I Вселенского собора св. Афанасий дает свидетельства ясные и решительные. Но ничего не говорит он о том, будто I Вселенский собор получил свою обязательность для всей Церкви от своего утверждения римским епископом Сильвестром; нигде не упоминает и о том даже, что собор этот утвержден был Сильвестром. Еще менее рассуждает он о том, будто бы определения всех вообще вселенских соборов от римской кафедры должны получать свое окончательное утверждение, и отсюда уже свою обязательность для всех: об этом св. отец хранит самое полное и глубокое молчание даже там, где сказать об этом и естественно было бы и весьма нужно. Так во многих местах творений св. Афанасия говорится, что ариане «бесчестили Никейский собор 1305 ; противоречили ему 1306 ; не стыдились упорствовать против него 1307 ; роптали на него 1308 , восставали на него 1309 ; упорно и вопреки правилу нарушали его определение 1310 ; старались обратить в ничто на Никейском соборе постановленное против ариан 1311 ; замышляли сделать недействительным совершенное в Никее 1312 ; утверждали, что право мудрствуют те, которых предал анафеме Никейский собор 1313 ; усиливались нарушить и обратить в ничто самый Никейский собор 1314 , силились писаниями своими затмить его и изложенную на нем против арианской ереси веру 1315 ; усиливаясь обратить его в ничто, в то же время покушались к вере православных присоединить еретическое умствование, привнося совне какое-то свое, совершенно чуждое святейшей Церкви писанное изложение веры 1316 ; желали писать о вере и усиленно покушались на это под предлогом, что изложение веры Никейского собора недостаточно 1317 ; выдумали против него бесчисленные соборы и на каждом излагали веру 1318 ; измышляли эти соборы не ради истины, но к уничтожению совершенного в Никее 1319 : говорится вообще, что у ариан весь спор с собором Никейским 1320 . В защиту Никейского собора против ариан в творениях св. Афанасия проповедуется об этом соборе такое учение, что это собор «истинный 1321 , собор нелестный и чистый 1322 ; что епископы, сошедшиеся на нем, определение свое составили не без Божия изволения 1323 ; что все на соборе совершено со тщанием и благоговением, как-бы в присутствии самого Бога 1324 ; что отцы, собравшееся в Никее, сделали все полезное для вселенской Церкви 1325 ; что этого собора достаточно против ариан и других ересей», что он «осудил все эти ереси здравой верой» 1326 ; что «он есть трофей над всякой ересью и преимущественно над арианской» 1327 , что «неуместно и непозволительно переменять что-либо из того, что в Никее законно рассмотрено и определено, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Женский монастырь Градац Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Градац (серб. Манастир Градац) — православный женский монастырь XIII века, расположенный в центральной части Сербии. Содержание История [ править править код ] Название места Градац существовало еще до основания монастыря. Вероятно, это оно связано с византийской крепостью VI века. Сам монастырь Градац был построен у реки Брвеница в последней четверти XIII века, однако точная дата его постройки неизвестна. Эксперты, оценивая возраст храмового комплекса, ориентируются на фрески и архитектурные элементы, дошедшие до наших дней. При этом самым древним письменным свидетельством происхождения Градаца является «Житие царицы Елены », написанное архиепископом Даниилом II в период между 1317 и 1324 годами. Градац был основан изначально как мужской монастырь. В его комплексе есть две церкви: большая церковь посвящена Благовещению Пресвятой Богородицы, а меньшая – святителю Николаю. В XIV веке в монастыре проживало большое количество монахов, о чем свидетельствуют многочисленные надгробия этого периода. Между тем нет данных о состоянии монастыря в то время, когда турки вторглись в эти места после начала освоения сербской территории. Предполагается, что монастырь был ими разграблен, затем комплекс опустел и был оставлен монахами. Однако уже в конце XVI века был проведен капитальный ремонт Богородичной церкви. Была отремонтирована крыша, монастырские постройки и основано новое братство в тогда еще заброшенном монастыре. Однако позднее монастырь опять подвергся «осаде» и был разграблен, а все монастырские кельи были разрушены до основания. Судьба Градаца в последующие два столетия неизвестна. В конце XVIII века монастырь сильно пострадал. Чуть позднее, в начале XIX века, была основана современная деревня Градац. В то время одна из церквей монастырского комплекса использовалась для богослужений. Но, в целом, состояние храма было в весьма плачевном состоянии – церковь не была полностью восстановлена.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

1315 АСЕУ. Послужной список иеродиакона Георгия (Ефименко). 1316 Там же. 1317 Там же. 1318 Там же. 1319 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Иосифа (Ходыревского). 1320 Там же. Анкета служителя культа Ходыревского И.В. 1321 Там же. Послужной список иеромонаха Иосифа Ходыревского). 1322 Там же. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) в Сумское епархиальное управление от 31 августа 1953 г. 1323 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37. л. 2 об.; АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни Шалыгинского района Сумской области по состоянию на 1 января 1956 г. 1324 Там же. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) в Сумское епархиальное управление от 31 августа 1953 г. 1325 Там же. Послужной список иеромонаха Иосифа (Ходыревского). 1326 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 55, л. 59. 1327 Там же, л. 63, 76 об. 1328 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Исмаила (Невдачина). В послужном списке о. Исмаила и в списках насельников Глинской пустыни на 1 января 1956 г., 1  января 1957 г. и 1  декабря 1959  г. его отчество указано, как «Григорьевич», но в списках насельников Глинской пустыни на 1 января 1954 г., 1 января 1955 г., 1 января 1960 г., 1 января 1961 г. — «Георгиевич». 1329 АСЕУ. Анкета служителя культа Невдачина И.Г. 1330 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 112. 1331 Там же. 1332 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Исмаила (Невдачина). 1333 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 64. 1334 Там же. 1335 АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни на 1 января 1956 г. 1336 Там же. Послужной список иеромонаха Исмаила (Невдачина). Далее сведения о его жизни приводятся в соответствии с этим списком. 1337 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Исмаила (Невдачина). 1338 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 55, л. 58. 1339 Документы Сумского епархиального управления позволяют утверждать, что в 1962 г. о. Исихий жил в Сумской епархии. Ему была назначена пенсия 20 рублей в месяц. (АСЕУ. Выписка из журнала 20 заседания пенсионного Комитета при Священном Синоде от 3 декабря 1962 г.). 1340 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Павла (Васильева). В списках насельников Глинской пустыни на 1 января 1956 г., 1 января 1957 г., 1958 г. указано, что о. Павел родился в Тамбовской губернии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010