Ф.] так не ругалась. — Хорошо ей было блажить при Николае [Прасковья Ивановна умерла в 1915 г. — иг. Ф.], а поблажи-ка при советской власти» [Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия... Кн. 1. Тверь. 1992. С. 126]. 1298 В молитвах во еже сотворити оглашеннаго ответ на вопрошание 4-е. 1299 На утрени тропари воскресны на непорочнах , глас 5, Слава . 1300 Феофилакт Болгарский на Мф.14:22. 1301 Феофилакт Болгарский на Мф.14:23—24. 1302 Феофилакт Болгарский на Мф.14:25—27. 1303 Феофилакт Болгарский на Мф.14:28. 1304 Феофилакт Болгарский на Мф.14:29—30. 1305 Феофилакт Болгарский на Мф.14:31—33. 1306 Ирмос на 6-й песни, глас 6. 1307 Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Великопостные проповеди. С. 114. 1308 Феофилакт Болгарский на Лк.15:1—10. 1309 В Последовании о исповедании молитва «Господь и Бог наш Иисус Христос» . 1310 В четверток первыя седмицы этот тропарь помещается в данное место последования; в четверток пятыя седмицы на утрени — стоит выше в своем месте (где и прокомментирован) и не повторяется. 1311 Житие Марии Египетской. С. 94. 1312 В Последовании о исповедании увещание «Се, чадо, Христос невидимо стоит» . 1313 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. писем. С. 306 159). 1314 Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец. 2006. С. 245 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1315 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. писем. С. 352—353 184; разрядка наша. — иг. Ф). 1316 Там же. С. 230 129). 1317 Там же. С. 181 106). 1318 Там же. С. 180—181 106). 1319 Там же. С. 181 106). О том же говорил и преосвященный Платон (Левшин): «Мир думал, что довольно ко оправданию пред Богом своих так почитаемых добрых дел: Дух истины научил, что все и добрыя наши дела недостаточны и с страстьми смешаны: что оныя только тогда действительны, когда им содействует Евангельская благодать». См.: Платон (Левшин), митрополит Московский. «Из глубины воззвах к Тебе, Господи...». С. 220. 1320 Страбон. География. X, IV, 4, 7—14. С. 282—287. 1321 Гомер. Илиада, II, 646.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

По мнозех же иных ядей принесоша лопатку вельми велику, еже и поставиша пред ним. Вопроси португальский мудрец «У отца твоего сицевыя великия скотины бывали, якоже сия лопатка скотия?». Отвеща ему брандебургский мудрец, рече «Аз доброденствия великих богатств отца своего не помню, нечто похощеши слуги моего вопросить». Се и бысть. Рече слуга «У господина нашего, у его отца, бывал таков бык трех лет и того быка на единой лопатке селитвы 1314 было сорок пять дворов жильцов». Вопроси бранденбургский мудрец слуги, рече «Како толико превыше меры сказуши скотину быти – аще на единой лопатке толико селитвы, на всех же костех быка того колико может быти селитвы?». Отвеща слуга: «Веру ми ими, доброчестный господине, а я буду правду сказывати той бык всегда сам о себе, един пасящеся, и на 7 верстах около себе по вся лета траву подъял 1315 . Того быка вышелетний орел убил. И чрез годишное время 1316 зверие сходящеся ядяху его. Лопатка же быка того случися пасти на угодне месте и нарочисте 1317 , и поселишася на ней по совету господина нашего, его отца, сорок пять дворов со всем строением. По неколице же времени лисица зело малую некую той лопатки части мяса обрете, и той под некою храминою 1318 . И сего ради часто прихождаше, гложушее лопатку, и абие некако потрясе ею 1319 , и все дворовое строение падеся 1320 до основания». Слышав же сия, португальский мудрец рече «Всяк человек от своих словес осудится и оправдится. Се ты неправедными своими словесы и ложными сам ся осуди!». Рече ему слуга «Честнейший господине, весть твоя честность, яко Писание орлом называет самого Бога? Веси же, кто может ему противитися? Той бо порази быка того страхом своим. Человека лукава и льстива называет лисицею от лукавого бо и льстивого человека то селение разорися. Обадиво 1321 бранденбургскому королю, яко в том селении некий человек имеет в дому своем великия скарбы от давних лет сохранено и сего ради разорися селение то и ничтоже сему дивно». Сему же мудрец поверив и, по обычаю, отпусти его. По совершении же стола в последней яди принесоша, дыню вельми великую, яко едва мощно человеку подъяти. И, по обычаю, поставиша на столе. Вопроси португальский мудрец, глаголя «У отца твоего сицевы бывали ли дыни?».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Названный в тексте порог отождествляется с шестым днепровским по- рогом, носившим название Волнигский, Волнисский (укр. – от древнерусского «вълна» – «волна») и лежавшим в 14 км ниже Ненасытецкого. 1315 По мнению H. В. Малицкого, слово limnen можно интерпретировать как «заводь» или «запруда», что указывает на наличие небольшой гавани внизу порога (Латышев В. В., Малицкий H. В. Сочинение Константина Багрянородного «06 управле- нии государством»//ИГАИМК. – 1934. – Вып. 91. – С. 56, прим. 24). 1316 По мнению H. В. Малицкого, слово limnen можно интерпретировать как «заводь» или «запруда», что указывает на наличие небольшой гавани внизу порога (Латышев В. В., Малицкий H. В. Сочинение Константина Багрянородного «06 управле- нии государством»//ИГАИМК. – 1934. – Вып. 91. – С. 56, прим. 24). 1317 В той форме, как они даны Константином, три компонента названия этого порога не соответствуют друг другу ни морфологически, ни семантически (Stroukoun – Napreze – «mikros phragmos»). Обычно этот порог отождествляется с восьмым или девятым порогом, называвшимся соответственно Лишний и Вильный (Вольный). См.: Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. – London, 1962. – Vol. 2: Commantary by F. Dvornik, R. J. Jenkins, B. Lewis et al. – R 52. 1318 «Переправу Крария» (perama tou Krariou) принято отождествлять c засвидетельствованным c конца XVI в. названием брода Кичкас, расположенного в 15 км ниже порога Вильный, последнего из днепровских порогов. Как следует из текста, брод был важным пунктом на торговых путях юга Восточной Европы. Здесь пересекались Днепровский путь с путем из Киева в Крым, а также маршруты сезонных миграций печенегов. 1319 Собственно «херсониты из Росии» (аро Rosias Chersonitai). Обычно считается, что это жители Херсона, возвращающиеся обратно из Руси. 1320 В греческом тексте – kai Patzinakitai Chersona. Вероятно, речь идет о печенегах, обитавших на правобережье Днепра, которые переправлялись на левый берег, чтобы продолжать путь к Херсону. Впрочем, если перевести предлог как «при», тогда возможно обозначение обратного движения печенегов, от Юго-Западного Крыма к Днепру и далее через брод Кичкас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Малейшии птенцев 1310 , егда от воспитавших я гнезда излетевше, по воздуху парити учащеся, от ловец восхитими бывше, рождьших разлучившеся 1311 , в чюжестраньствие 1312 несоми и в премалей на сие уготованней клетце или крабийце 1313 посаждени бывше, о, коликия исполняются печали, о, колико снедаются утробою, воспоминающе рождших любовь, гнезда отишие 1314 , воздухопарениа свободное! Скорбят, воздыхают и слезят. Понуждаются из крабийцы изыти – и не возмогают. Воздвизают крила к парению, но тонкими тростьми 1315 удержаваются; воздвизаются легкопарителне выспрь 1316 , но, 1317 стропомь крабийцы застановившеся 1317 , вспять 1318 возвращаются. Протягше клюновь 1319 , ко прерванию тростей устремляются, но и ту ничтоже, токмо оскудение силы, пострадавше, подобии первым безделни обращаются. И тако легкопарителная и воздухотечная их сила, претончайшими тростьми в малей крабийце затворяема, удержавается и извинения 1320 не обретает. Отнюду же мнози их, от печали не ядуще даемыя им снеди 1321 , от глада умирают. Подобне зрится и на мне, окаяннем, настоящее сие. Изшедшу из отеческаго блажайшаго недра и летавшу по многоволненому морю и, яко птенцу младу и неискусну, от ловящих поиману, Богу за грехи попустившу, в храме 1322 , яко в крабийце, затворен сежу. И что не творится, и что не деется о избавлении еже отсюду, богомолением, заступлением, прошением и ходатайством! Но грехом моим, яко тростию или стропу, застановляющу милосердна Божия путь во излияние 1323 мне (оле, моих беззаконий! о, моих богопрогневаний!), како преодолевают и святых чистейшыя богоприятныя молитвы, и благодетелей милосердейшая заступления и самое Владыки нашего милосердие отгоняют. Не количеством силы: ничтоже бо греха немощнейше, но 1324 скаредностию гнушения и нрава необращательством 1324 , по Саулу, о немже молящуся предивному Бог отрече: Что молишися о Сауле, егоже аз Обаче благодарю пресвятое имя Его, скорбьми, бедами и напастьми скверны и грехи моя очищающа, по писанному: «Гнев Господень подниму, занеже согреших

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

истинно христианских добродетелей и не позволяет совершать молитвенного подвига 1310 . Источник возникновения и развитие этой страсти с нравственно-психологической точки зрения заключается в извращении: направление той силы и способности человека, которая в патристической письменностии обычно называется θυμο’ς, τθυμοειδε’ς, – в потере разумной волей власти над нею, в беспорядочно-стихийном способе ее действования. По святоотеческому воззрению, имеющему свою почву в общих психологических понятиях того времени, психологическая основа гнева заключается именно в названной способности, необходимо присущей также и нормальной богоподобной природе человека 1311 . Вместе с другими двумя коренными способностями человека, – разумом и волею, его способность, называемая θυμο’ς, т. е. сила – эмоциальная, сердечная 1312 , является, по своему существу и первоначальному нормативному предназначению, несомненно «даром Божиим» 1313 , который человек может – и должен – употреблять во благо, на добро ( ες καλν 1314 . И в частности, роль, которую играет в религиозно-нравственной жизни человека θυμο’ς, понимаемый именно в указанном смысле, – в высшей степени важная, существенная, ничем другим незаменимая, – он является необходимым «помощником», в высшей степени полезным «союзником» разума в деле осуществление человеком его высшего, специфически-человеческого, богоподобного предназначение 1315 , 1316 . Только благодаря присутствию в человеке названной силы, человек не только ясно понимает и теоретически проникновенно созерцает различие добра и зла (в этом проявляется деятельность его высшей способности, называемой νος), но – вместе с тем – и живо, непосредственно его чувствует, переживая и обнаруживая при этом несокрушимое, вдохновенное рвение к добру 1317 и пламенную ненависть, отвращение ко злу 1318 . Именно она-то сообщает душе ту напряженность энергии, тот неослабный подъем духовной силы, которые обеспечивают религиозно-нравственной жизни непрерывность возрастание в добродетели 1319 , стойкость, твердость и мужество в борьбе со злом 1320 хотя бы это зло коренилось в глубине природы самого же человека и, таким образом, приходилось вести брань внутреннюю 1321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Неясности существуют и в отношении истории другого памятника – Жития Никона Радонежского, содержащего, как известно, уникальные факты биографии выдающегося древнерусского живописца Андрея Рублева. Все существующие списки Жития разделяются на две редакции – краткую и пространную, но вопрос о их взаимоотношении окончательно еще не решен. От разрешения источниковедческих проблем, связанных с исследованием Жития Сергия Радонежского, теснейшим образом зависит восстановление подлинной биографии Преподобного Сергия. Теперь уже ясно, что датой кончины Сергия Радонежского является 1392 год. Под этим годом известие помещено в Троицкой летописи, мартовский стиль летосчисления которой подметил еще Н. М. Карамзин . Несмотря на бесспорность данного положения, в исторической литературе существовали (и существуют до сих пор) ошибочные представления. Взять того же В. О. Ключевского : автор «Древнерусских житий святых» датировал событие 1391 г. И даже в наше время, в изданиях отечественных энциклопедий (в том числе Исторической) кончина Сергия Радонежского отнесена к 1391 г. Год же рождения святого определяется исследователями с гораздо большей неопределенностью – в качестве таковой даты предлагались 1314, 1315, 1318, 1319, 1320, 1321, 1322 гг. В этом можно убедиться, раскрыв страницы научных трактатов, энциклопедий и многочисленных справочников. Характерно в этом плане резюме современного художника слова: год рождения Преподобного Сергия «потерян (от 1314 до 1322)» 9 . Такое расхождение исследовательских мнений объясняется противоречиями разновременных источников и отсутствием полноценного критического их анализа – главным образом из-за внушительного объема необходимых археографических и текстологических изысканий. Большинство списков не было введено в научный оборот. Неизвестные тексты новых редакций, видов и разновидностей еще только ожидали исследователей, и лишь после их открытия могла быть составлена подлинно научная классификация текстов Жития Сергия Радонежского и воссоздана их сложная история, озаренная вспышками литературного гения и затемненная скрытыми вкусами многочисленных редакторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1309 ...очень не люблю подобных почестей... – Траян, в противоположность Домициану, не любил этих почестей. И Светоний (Домиц. 13), и Плиний (Пан. 52) вспоминают множество статуй Домициана, отлитых из золота и серебра и стоявших на Капитолии в храме Юпитера и около него. Траян вслед за Нервой запретил употреблять для императорских статуй драгоценные металлы. 1310 См. письмо 6–7 и прим. к ним. Мемфита. – Округ этот находился в среднем Египте. Мемфис – древняя столица Египта. 1311 ...выехать навстречу тебе как можно дальше. – Траян возвращался из Паннонии (Венгрия). Плиний не собирался выезжать навстречу ему из Италии, а только хотел встретить его подальше от Рима. 1312 Во время последней болезни моей... – Плиний говорит о той же болезни, что и в письме 5. Врач лечил его больного, иатролипт выздоравливающего. 1313 ...дать права гражданства его родственникам... – Судя по их именам – личное имя и патронимик – это были свободные от рождения люди из Восточных провинций. 1315 ...ты и тут был милостив ко мне... – Траян, видимо, велел Плинию напомнить ему о его просьбе, когда место для Суры будет свободно. Выборы магистратов проходили в сенате, но в обычае было, чтобы император называл четырех своих кандидатов, которым отказа, конечно, не было. 1317 ...его происхождение... – Natalium splendor – обычное обозначение всаднического происхождения. 1319 ...должность авгура или септемвира... – Коллегия авгуров, состоявшая первоначально из трех человек, постепенно увеличиваясь, при Цезаре включала уже 16 человек. Число это сохранилось и при Империи. Авгуры, имевшие при Республике огромное политическое значение, его совершенно утратили при Империи, но уважение к ним сохранилось. – Септемвиры эпулонов: коллегия учреждена была в 196 г. до н. э., состояла первоначально из трех членов, затем возросла до семи, а при Цезаре до десяти, но продолжала называться septemviri («семь мужей»). Специальной обязанностью эпулонов было председательство на общественных пиршествах. 1321 Поздравляю... с победой, великой, прекрасной и важной... – Письмо может относиться или к первой или ко второй Дакийской войне. Траян отпраздновал триумф и принял титул «Дакийского» после первой войны (102 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Евдоксия умерла в результате осложнений после выкидыша, и правительство Аркадия перешло в руки восточного префекта претория, Анфимия, которого возвысили до ранга патриция. 1315 Пульхерия (399–453 гг.) – старшая дочь Аркадия и Евдоксии. После смерти Аркадия в 414 г. провозглашена августой. Анфимий, по сути, управлявший империей в течение 6 лет, был отправлен в отставку. Отличалась благочестием (приняла в соборе св. Софии обет безбрачия). Руководила воспитанием и обучением своего брата Феодосия II, который до своей смерти в 450 г. находился под ее влиянием. 1318 Требигальд (Трибигильд) – военачальник, предводитель готских военных подразделений, располагавшихся во Фригии (готы были поселены там Феодосием I). По словам Сократа (VI, 6), он стал дестабилизировать обстановку по якобы имевшейся договоренности с Гайной. Последний хотел стать правителем этой области. Под давлением Требигальда и Гайны император был вынужден отправить в отставку Евтропия. 1319 Гайна – трансдунайский гот, командовал войсками на р. Фригиде, в 395–399 гг. comes rei militaris. По возвращении на Восток убил Руфина. В 399 г. был обвинен в сговоре с Трибигильдом. Участник смещения Евтропия. В вопросах веры придерживался арианства. Подробнее см. ниже. 1320 Фравитта Флавий – гот, язычник, перешедший на службу к римлянам. Возможно, занимал пост magister militum per Orientem. За успешную борьбу с Гайной в 401 г. был награжден консульством. Обвинен фаворитом императрицы Евдоксии Гиераксом и казнен. 1321 Олимпий до 408 г., вероятно, занимал пост magister scrinii. Возвысился благодаря Стилихону, но затем выступил против него в Тицине (см. XII, 1). Занимал пост magister officiorum. Успешно сражался против войск Атаульфа. Позднее бежал в Далмацию и был приговорен к смерти Констанцием III. 1322 Стилихон был женат на двоюродной сестре Гонория – Серене. Сенаторы внушили Гонорию, будто Стилихон объединился с Аларихом, желая посадить на престол своего сына. 1323 По наущению сенаторов войско подняло мятеж против Стилихона у Тицина, и полководец вынужден был сдаться власти. Казнь Стилихона совершилась в Равенне 23 августа 408 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно было бы, конечно, относить «всечеловечность» к «природе» (одинаковой у всех и даже единой), и тогда ипостась была бы носителем чисто индивидуального начала (самополагающегося я»). Но Булгаков считает, что «между ипостасью и природой в человеке есть исключительная связь в глубочайших тайниках личной жизни» 1308 . «Каждая ипостась есть (лишь) личное как всеобщего что», – в другом месте говорит Булгаков 1309 , как бы отвергая у ипостаси ее особое, собственное содержание. «Природа твари (человека), хотя и озарена личным самосознанием, – пишет Булгаков 1310 , – но не до конца пронизана им – она представляет темную ипостасно непросветленную данность», и ипостаси надлежит просветлять природу, «освобождать» в ней софийную основу. Вся эта теснейшая связь ипостаси и природы в человеке не допускает их разрыва (который, например, утверждается в перевоплощении) 1311 . Так все время учение о человеке и свободе остается у Булгакова недоговоренным, расплывчатым. Но вернемся к теме о соотношении свободы и необходимости в человеке и его творчестве – в истории. Преодоление внешней необходимости дается во всяком акте свободы – и здесь, как мы видели, Булгаков твердо стоит за автономию человека, за его свободу. Но, кроме внешней необходимости, перед человеком стоит иная, уже метафизическая необходимость – та тайная логика истории, о которой мы знаем из формулы, что «София правит историей». «Свобода, – писал в “Философии хозяйства” Булгаков 1312 , – распространяется лишь на ход исторического процесса, но не на его исход». Булгаков идет и дальше, возвращаясь к формуле марксизма, но внося в нее новое содержание: «Свобода есть познанная необходимость» 1313 и «Промысел Божий, путем необходимости ведущий человека, есть высшая закономерность истории» 1314 . В этих формулах еще не чувствуется трагичность в свободе. Так в «Свете Невечернем» находим мы тот же софиологический детерминизм, какой мы видели в «Философии хозяйства». «Поскольку мир бытийными корнями погружен в Бога, он чужд свободе и связанным с ней случайностям и неверностям. Но мир не может совсем не удастся – не может совсем разложиться; однако, в силу свободы своей, мир может задержаться в состоянии меональности, не достигая высшей ступени бытия» 1315 . «Свободе не дано погубить или даже существенно испортить творение» 1316 . «Нужно скрепить, – пишет Булгаков в заключительной главе «Света Невечернего» 1317 , – Божественное всемогущество и тварную свободу в одно целое и тем окончательно согласовать божеское и человеческое». Однако тут же 1318 Булгаков пишет: «Если человеческая свобода признана в полном объеме, то с ней приходится считаться со всей серьезностью и последовательностью – вплоть до адских мук...» Но чтобы удержаться в рамках метафизики всеединства Булгаков кончает мыслью 1319 , что «вполне мыслимо полное обессиление и прекращение зла», «противоставление рая и ада не есть еще предельная цель мироздания».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

1305 Cf. Epist. XIII, 360 d. 1306 Euripides, fr. inc. 916. 1307 Diphilos, fr. 88 CAF (II). 1308 Euripides, Alc. 1159—60 (пер. И.Анненского). 1309 Theodectos, fr. inc. 16, 3 TGF. 1310 Bacchylides, fr.25 Snell. 1311 Moschion, fr. inc. 10 TGF. 1312 Aristophanes, fr. 600 CAF. 1313 Anacreon, fr. 28 Diehl. 1314 Euripides, Hippol. pr., fr. 431 (Cf. Stob. Flor., 63, 25, где этот фрагмент приписывается Софоклу). 1315 Hippas, fr. 6 DK. 1316 Alcmaion, fr.5 DK. 1317 Ant. 651. 1318 Xenophon, Cyroped. V 3, 9. 1319 Euripides, Thelephos fr. 719. 1320 Thrasymachos, fr. 2 DK. 1321 Orpheus, fr. 230 Abel; 226 Kern (фр. 111 Лебедев). 1322 Heraclitus, fr. 36 DK (66 Marcovich). 1323 Athamas, cf. Thesleff, Introduction p. 11. Это единственный сохранившийся фрагмент из произведений неопифагорейца из Посейдонии. 1324 Empedocles, fr. 6, 1; 17, 8; 21, 9 DK (150, 31, 124 Bollack). 1325 [Plato] Antioch., 367 b-c. 1326 Menander, Di j e)xapatw@n, fr. 111 Koerte. 1327 Euripides, Oinomaos, fr. 574; Phoenix, fr. 811. 1328 Hypereides, fr.195 Blass-Jensen. 1329 Isocrates, Panegyricus, 141. 1330 Andocides, De pace (III), 2. 1331 Theognis, 119—124 (пер. В.Вересаева). 1332 Medea, 516—519 (пер. И.Анненского). 1333 Hypereides, fr.196 Blass-Jensen. 1334 Cypria, fr.22 Kinkel. 1335 Это высказывание из Геродота I, 155. 1336 Ant. 911—912 (пер. Ф.Зелинского). 1337 Herodotes, III, 119. 1338 Theopompus, fr. 69 CAF (I). 1339 Peleus, fr. 447. 1340 Antiphon, fr. 66 DK. 1341 Plato, Leg. I 646 a. 1342 Thucydides, I 73,4; Demosthenes, De cor., 208. 1343 Cratinos, fr. 185 CAF (I). 1344 Andocides, De myst. (I), 1; Lysias, fr.70 Scheibe; Aeschines, Ctesiph., 1. 1345 Demosthenes, De fals. leg, 1; Philinos, fr.4 Sauppe (Fr. Orat. Att. III). 1346 Isocrates, Aegineticus (XIX) 31; Lysias, fr. 84 Scheibe. 1347 Il. XII, 322—328. 1348 Theopompus, FGrH 115 F 287. 1349 Epicharm., fr. 25 DK (пер. А.Лебедева). 1350 Hippocrates, Aphor. I,2 (I 458 Littre); Euripides, fr. 917. 1351 Il. VI, 488; Demosthenes, De cor., 97; Orat. Att. II p. 167.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010