1293 Основанием этому служит и указание летописи, что в 1421 году, по случаю большого разлития Волхова, «у Воскресения в Людине конце пели тольку на полатех.» Новг. I лет. стр. 109. 1295 Лет. в 4-ку писан в царствование Императр. Екатерины II. Ср. Ист. разгов. о древн. В. Новгорода, где на стр. 33 основание церквей Вознесенской и Петропавловской отнесено также к 1092 г. Подобн. обр. время значится и по клиров. ведомостям и по надписи на раке пр. Харитины. 1301 В рукописном сказании о преп. Харитине, находящемся также у ее раки, она названа настоятельницею Петропавловского монастыря, в котором приняла на себя иноческий образ. 1302 В Новг. II лет. под 1572 год. на стр. 172 сказано, что в этом году июля 16 «горело в Никитском запольи у Рождества Христова два двора пустых, и тут был царь православный Иван Васильевич всея Руси». 1303 Ист. Росс. Иерарх. ч. V, стр. 692. Следы бывшего Сокольницкого монастыря доселе очень заметны. 1309 Кроме Донского, строителями храма записаны в синодике: «Андрей, Геронтий, Константин, Вениамин, Кирилл, Трифон, Аркадий, Иосиф, Варлаам, Павел, Харитон, Онуфрий и Александр.» 1312 Полн. Собр. Русск. лет. Т. VI, стр. 285. Соф. Врем. II стр. 363. Львов. лет. относит это к 1535 году. См. Т. III стр. 390. Устав общежития был уже введен в Никольском монастыре в XII веке. Новг. III лет. стр. 215. 1314 Новг. II лет. стр. 140. В той же летописи о скудельницах упоминается под 1570 и 1571 год. стр. 164 и 166. 1318 Снегирева – Русские в своих послов. ч. III стр. 127. Быт Русского народа А. Терещенки 1848 г. ч. VI. Отд. V, Семик, стр. 144 и 150. 1320 Ист. Росс. Иерарх. ч. V, стр. 694–699, где напечатаны две жалованные грамоты царя Алексея Михайловича. 1321 Сказание о роде князей Долгоруковых стр. 237 и след. над казненными две каменные гробницы без надписей. 1322 Доселе остаются в целости, приложенные Долгоруковым: икона Знамения пресв. Богородицы в серебряном окладе, евангелие, сосуды, подсвещник, кадило, блюдо – серебряные, плащаница, подризник и требник с надписью князя Михаила Ивановича. Но в Ист. Росс. Иерарх. (ч. V, стр. 693) неверно выставлена создательницею храма сестра князя Ивана Алексеевича княжна Екатерина Алексеевна.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

По крайней мере одно погребение было совершено в мраморном саркофаге, стоявшем на полу (сейчас здесь покоится тело, почитаемое церковью как мощи князя Мстислава Безокого, но первоначальное предназначение этого саркофага вызывает вопросы) 1305 . Необходимо еще раз подчеркнуть расположение усыпальниц в ранних Софийских соборах в галереях и связь этих усыпальниц с замыкавшими эти галереи с востока приделами. Погребения в наосе и нартексе Когда возводился наиболее распространенный в XI–XII вв. «шестистолпный» храм, т. е. четырехстолпныйхрам с нартексом, то места для княжеских погребений (реже – епископских) чаще всего устраивались в нартексе. Однако и в шестистолпных храмах в наосе иногда устраивали аркосолии для захоронений. После того, как в середине XII в. родился новый, «сокращенный» тип четырехстолпного храма без нартекса, погребения стали устраивать в западной части наоса, чаще всего – в юго-западном углу храма. Можно выделить несколько основных приемов расположения аркосолиев в храмах, причем расположив их в порядке, обратном их хронологическому развитию, то есть от простого к сложному. Наиболее часто встречается сосредоточение аркосолиев в юго-западном углу, как на южной, так и на восточной стене. Это расположение характерно для четырехстолпных «сокращенных» храмов: Успенской церкви в Дорогобуже (втор. пол. XII в.) 1306 , Василия на Смядыни в Смоленске (втор. пол. XII в.), бесстолпного храма на Детинце в Смоленске 1307 . Более редким вариантом той же композиции, но с перемещенным акцентом, является тот, в котором аркосолии расположены в северо-западном углу наоса (Борисоглебский собор на Смядыни и церковь на Окопном кладбище в Смоленске) 1308 . Смешанный вариант представляет церковь на Воскресенской горе в Смоленске, где три аркосолия находятся в юго-западном компартименте и один – в северо-западном 1309 . Расположение погребений в юго-западном углу наоса характерно и для храмов средневековых государств Сербии и Болгарии 1310 . В северо-западном углу погребения совершались реже, но, кроме собора на Смядыни и церкви на Окопном кладбище в Смоленске, мы имеем пример устройства в этом углу особого помещения с помощью решеток и погребения в этом помещении ктитора, Исаака Комина, в храме монастыря Космосотейра в Феррах 1311 . Особый погребальный придел, выделенный каменными стенами, был сооружен в северо-западном углу наоса в соборе Михаила Архангела (1395 г.) в Аркажском монастыре близ Новгорода 1312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так и всемогущий и всесвященный Лев, предстоятель великой Церкви Римской, [пишет] в догматическом томосе к во святых Флавиану против злоименных Нестория и Евтихия: «В каждом из двух образов – в общности со вторым – Он действует так, как [этому образу] свойственно: Слово делает то, что присуще Слову, а тело совершает то, что присуще телу; Слово [источает] сияние чудес, а тело подвергается унижениям» 1309 . Иоанн же, у которого уста златые (χρυσον), или, вернее, Христовы (Χριστο), в Слове на вдову, положившую в сокровищницу две лепты, которое начинается словами «Наименование поста просто» 1310 , [говорит так]: В иных [случаях] энергии связанных природ различны – энергия человечества одна, а мощь Божества другая. Вот что я имею в виду: внизу Он трудится, а вверху блюдет 1311 первоосновы; внизу терпит голод, а сверху посылает дожди; внизу робеет, а сверху производит громы; внизу предстает перед судом, а сверху Самого Себя созерцает. Что же касается милости, то [здесь] двойная энергия сходится [воедино]: Кто воздает милостивым сверху, с [престола] Херувимов, Тот же испытывает человеколюбивых, сидя против сокровищницы 1312 » 1313 . Тот же [Иоанн] говорит в Слове на апостола Фому против ариан: «Услышав это, я очистил душу от неверия; совлек мысленное сомнение; воспринял уверенность; прикоснулся к телу, радуясь и трепеща; я простер вместе с перстами взор душевный и почувствовал две энергии» 1314 . Кроме того, и мудрейший Кирилл, предстоятель Александрийский, [говорит] в тридцать второй главе Сокровищницы: «Ведь мы не станем допускать, будто у Бога и у творения одна природная энергия; чтобы и сотворенное не возвести к Божественной сущности, и исключительность Божественной природы не низвести до места, подобающего рожденным. У каковых [вещей] одна и та же, без различий (παραλλκτως) энергия и сила, у таковых по необходимости сохраняется и единство рода» 1315 . Вот что отчетливо [исповедуют] отцы благочестия, которых мы в [нашем] кратком обзоре, теснимые рамками письма, избрали из многих, или, [вернее], из бесчисленных и из всего, говоря словами Писания, «облака свидетелей» [ Евр.12:1 ], дабы [с помощью их речений] явственно показать их всецело истинное познание Спасителя Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1276. Там же. С. 90–91. 1277. Там же. С. 88–89. 1278. Ин. 1:1. 1279. Пс. 110:9. 1280. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 30–31. 1281. Там же. С. 32–33. 1282. Там же. С. 41. 1283. Там же. С. 29. 1284. Там же. С. 22. 1285. Ин. 1:1. 1286. Лк. 9:35. 1287. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 4–5. 1288. Цит. по: Там же. С. 4. 1289. См.: Троицкий С. Афонская смута. — Церковные ведомости 20, 1913. Цит. по: Начала 1–4, 1995. С. 169–170. 1290. Там же. Подробнее об этом см. в Главе VIII (разбор доклада С. Троицкого). 1291. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 101. 1292. Там же. С. 188. 1293. Там же. С. 23. 1294. Там же. С. 40–41. 1295. 1 Кор. 8:6. 1296. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 33–34. 1297. Там же. С. 25. 1298. Там же. С. 6. 1299. Там же. 1300. Там же. С. 53. 1301. Там же. С. 27. 1302. Там же. С. 16–17. 1303. Как ясно из дальнейшего, под»трисвятой песнью»здесь понимается не молитва»Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а песнь ангелов из книги пророка Исайи»Свят, свят, свят Господь Саваоф». Если молитва»Святый Боже»в православной традиции воспринимается как относящаяся к трем Лицам Святой Троицы, то песнь из книги пророка Исайи воспринимается по–разному: в частности, в Акафисте Иисусу Сладчайшему, на который ниже ссылается автор»Апологии», она истолкована как относящаяся к имени Иисуса Христа. 1304. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. 1305. Там же. С. 83. 1306. Фил. 2:9. 1307. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. Ср.: Деян. 2:21. 1308. Там же. С. 111–112. 1309. Там же. С. 85–86. 1310. Там же. С. 89. 1311. Там же. С. 93. 1312. Там же. С. 8. 1313. Там же. С. 6–7. 1314. Там же. С. 17. 1315. Там же. С. 65–66. 1316. Там же. С. 18. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 1317. Там же. С. 9. 1318. Там же. С. 49–50. 1319. Там же. С. 52. 1320. Там же. С. 72–73. 1321. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 61. 1322. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 153.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Инока пустынника Висьяна на Иосифа игумена Волоцкого, собрание от святых правил. Православн. Собес. 1863 г., ч. III, ст. 206, 11. 1309 В предсмертном завещании преп. Нил просит передать в Кириллов м-рь книги, взятые из б-ки последнего. Ркп. Троицко-Сергиев. Лавр. 188, л. 18 об. – 19. 1312 «Послание великого старца ко Брату, просившу от него написати ему еже на пользу души», ibid., л. 105. 1317 «Истиннаго бо заповедем божественным делателя рекошя отцы не точию еже деанием хранити их, но и умне съблюдатися от преступлениа заповеднаго», ibid., л. 22 об. 1319 «Вси святии обретошя благодать Духа деланием заповедей преже чювьствене, таже умне», ibid., л. 22. 1320 «О сущих в предъспеании и доспевших в просвещение рече: сии не требуют глаголати псалмы, но молчание и неоскудну молитву, и видение. Сии бо с Богом съвъкуплени суть и несть им требе отторгнути ум от Него и вложити в смущение; прелюбы бо деет ум таковых, аще отступит от памяти Божиа и в худейших вещех рачителне емлется», ibid., л. 35. 1326 «Аще… не удовлимся в потребах наших от деланиа своего за немощь нашю или за иную некую вину благословну, то взимати мало милостыня от христолюбцев, нужнаа, а не излишняа», ibid., л. 14 – и об. 1328 «Егда… утишится ум от помысл,… сердцу внемли и молитву душевне или умне дей», ibid., л. 31 об. 1329 «Нам сосуди злати и сребряны и самыа священныа не подобает имети; такоже и прочяа украшениа излишня, но точию потребнаа церкви приносити. Великий же Пахомие и самое здание церковное украшено быти не хотяше…. Колми паче нам подобает от таковых вещей (т. е. украшения церковного) съхравятися», ibid., л. 16 об. – 17. 1330 Заметив, что инокам следует избегать украшений храма, преп. Нил так объясняет причину этого: «понеже немощни и страстни есмы и умом и поползновени», ibid., л. 17. 1334 «Аще кто поврежается от котораго брашна или немощи коея ради или от естества да не понужает себе на приатие того, но приемлет ползующее того. Глаголет бо великий Василие, яко не подобает, имижь – брашны съставляти тело, симижь – ратовати е».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кира и Иоанна 1305 , или похвале пр. Филогонию, еп. Антиохийскому 1306 . Усвоив чисто гуманитарное образование, можно было сделаться библиотекарем патриархии, подобно пр. Константину Философу 1307 , или бродячим софистом, разглагольствующим об эллинской и богословской мудрости за столом знати 1308 , а главное, одним из тех учителей, которые или преподавали в общественных школах, или давали уроки частным образом. Нельзя сказать, чтобы положение этих византийских учёных было завидным. Рассказ Иоанна Мосха об александрийском Феодоре-философе, который не имел в своей комнатке ничего, кроме книг 1309 , или слова Михаила Акомината о неминуемой бедности филологов 1310 , не дают возможности особенно завидовать материальному благосостоянию учителей «схоластиков» 1311 . Но почётность профессии, сравнительная лёгкость её, слабая конкуренция и постоянная возможность добыть, таким образом, кусок хлеба 1312 , делали её таковой, что к ней охотно предназначали своих детей бедняки, иначе лишённые возможности возвысить их над своей средой. Представителями интеллигентного труда, людьми свободной профессии, граничащей уже отчасти с ремеслом, следует считать и всех тех каллиграфов-переписчиков и изготовителей книг, которых столь часто упоминает агиография, и которые, в большинстве случаев, принадлежали к среде духовенства и монашества 1313 . Жития патр. Мефодия и пр. Афанасия Афонского , сохранили интересные указания, что опытные каллиграфы могли переписывать весь Псалтирь в семь дней, и таким образом, зарабатывать до одной номисмы в неделю 1314 . Рядом с каллиграфами, которым, как известно, приходилось, в то же время, бывать и миниатюристами, разукрашивавшими рукописи виньетками и изображениями, стояли живописцы, в тесном смысле слова. Они назывались ζγραφοι, и к их ремеслу-искусству (τχνη) обращались всякий раз, когда нужно было написать «иконы», Божественные Лики, образа святых или иконизированные портреты современных праведников. Ионизированные потому, что задачей византийского художника, являлась передача идеального типа, и он, как показывают жития пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сущность последнего, как он изложен во всеподданнейшей записке от имени единоверцев Московских и других городов представленного в 1864 году на предварительный просмотр министру внутренних дел, графу Валуеву 1309 , а равно в прошениях Московских и Екатеринбургских единоверцев 1310 , – «сущность оного состоит в том, чтобы из единоверия, поповщины и беспоповщины составит одно все старообрядство; правила 1800 года о единоверческих церквах и самое имя единоверия уничтожит; только трем лицам из сего все старообрядства приобресть епископское рукоположение от православных архиереев; чрез сих трех старообрядческих архиереев образовать отдельную иерархию с патриархом или митрополитом во главе, с синодом при нем, с правом собирать соборы из духовенства и из мирян, попечителей церквей, иметь отношение к Государю Императору чрез своего старшего архиерея, или чрез особо назначенное светское лицо; сношения с православным Синодом и духовенством пресечь: предоставить православным право переходить в так называемую старообрядческую церковь : лжеархиереев австрийского рукоположения по снисхождению признать действительными архиереями, с условием присоединения к ново старообрядческой церкви, без права рукополагать далее». 1311 Так м. Филарет резюмировал впоследствии, в письме к синодальному обер-прокурору Ахматову от 17 ноября 1864 года 1312 , единоверческий проект организации всестарообрядческой церкви. Сущность этого проекта, хотя в деталях несколько и отличного от вышеизложенного, была известна Московскому святителю уже в апреле 1864 года 1313 , а в мае этого года сделались ему известны и главные его пункты. Тогда же и в том же самом мнении, в котором им решается вопрос о дальнейшем развитии начала единоверия, он делает замечания и на пункты этого проекта. Но не имея тогда сведений об авторе этого проекта, не зная, что прошение принадлежит единоверцам, м. Филарет исключительно на основании его содержания, трактует его, как проект раскольников, «которым они покушаются прельстить единоверцев» 1314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Всякое действие Божие (творение, промышление, спасение, освящение, обожение) совершается всеми Лицами Троицы: начинаясь от Отца ( παρ Πατρ ς), оно осуществляется Сыном ( δι Yο) и завершается в Духе Святом ( ν Πνεματι γ) 1304 . Сподвижником св. Афанасия и другим ярким представителем «староникейской» партии «омоусиан» был Маркелл, епископ Анкирский. Ок. 335 г. он написал трактат в защиту учения о «единосущии», в котором предложил несколько иную его интерпретацию, в результате чего его оппоненты получили повод выдвинуть против него обвинения в савеллианстве, и не без некоторых оснований. В самом деле, Маркелл учил, что Бог есть «неделимая Единица» ( μονς διαρετος) и «одно Лицо» ( ν πρ σωπον) 1308 . Прежде всех веков в Боге существовал Его Логос как внутренний Разум, «единый и тождественный с Богом» ( ν κα τατν… λ γος ε ναι τ θε) 1309 , подобно тому, как разум человека тождественен с ним самим и неотделим от него по ипостаси и потенции 1310 . В связи с этим Маркелл отвергал концепцию Логоса как отдельной ипостаси или сущности ( οσα) в Боге, поскольку, по его мнению, это привело бы к разделению единства Божества и возрождению политеизма 1311 . Все, как можно называть Логос, предсуществующий в Боге, – это просто Логос 1312 ; в отличие от св. Афанасия, Маркелл не говорит о Его предвечном рождении в качестве «Сына» – титул, который он относит к Логосу только после воплощения 1313 . Однако если Логос вечно существовал в Боге Отце потенциально ( δυνμει ν τ πατρ ε ναι τν λ γον), Он также был проявлен вовне актуально ( νεργε πρς τν θεν ε ναι τν λ γον) как Божественная «творческая энергия» ( νργεια δραστικ) в творении и откровении, поскольку все, что Бог Отец говорит или делает, Он говорит и делает посредством Своего Слова 1314 . Однако, по мнению Маркелла, такое проявление Логоса в мире не привело к тому, что Он стал второй ипостасью: Его «исхождение» ( ξελθεν, προελθεν) 1315 от Отца описывается Маркеллом как распространение или расширение Божественной Единицы, которая в творении и воплощении, не претерпевая разделения, становится Двоицей, а затем, после излияния дара Св. Духа – Троицей ( μονς φανεται, πλατυνομνη μν ες τριδα, διαιρεσθαι δ μηδαμς πομνουσα) 1316 . Этот процесс расширения Единицы в Троицу в эсхатологической перспективе должен завершиться обратным процессом, когда Логос (а в Нем – и Св. Дух) вновь будет поглощен Божественной Единицей и станет существовать в Боге так же имманентно, как и в начале, до своего исхождения в мир 1317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

31 августа из Киева было получено 135 антиминсов и 32 «чвертки» мира 1309 , 2 октября 588 1310 антиминсов через неделю ещё 320 и т. д. 1311 , так что к январю 1795 года из Киева было получено антиминсов уже полторы тысячи 1312 . Из Чернигова тоже были крупные получки, хотя, конечно, с киевскими их нельзя было и сравнивать 1313 . Наконец, тронулся в путь на Украину и преосвященный Виктор. Ещё в половине января он обратился к Тутолмину с просьбой выдать ему паспорт «чрез Чернигов, Киев, Житомир на Украину, а, буде можно, во-первых чрез Могилёв, с конвоем по крайней мере человек 12 кавалеристов с лошадьми и «особо для протодиакона Меркурия, имеющаго отправиться с ризницею и будучими при нем людьми в монастырь Корсунский» 1320 . Выслав преосвященному тотчас же требуемые паспорты, помеченные 20 января 1321 , и сделав распоряжение о «наряде для конвою 12 карабинер» и об оказании преосвященному полицейскими чиновниками «всевозможнаго споспешества» в пути 1322 , Тутолмин, сам отъезжавший в Петербург 1323 просил преосвященного поторопиться отъездом на Украину, чтобы «самоличным присутствием» устранить возникшие в деле воссоединения замешательства 1324 . Однако, не дававшая покоя преосвященному его болезнь не дала и теперь ему возможности скоро приступить к исполнению своего давнего желания, – и только 3 марта он мог написать св. синоду: «От сильной и долговременной болезни несколько освободився, – – – сей день во полуденныя губернии имею отправиться» 1325 . 23 марта он был уже в местечке Рожеве 1326 и, постоянно двигаясь вперёд, делал неизвестным своё пребывание в данное время даже для Киевского митрополита 1327 . Ещё перед Пасхой 1328 преосвященный приехал в Богуславский монастырь, но скоро двинулся дальше 1329 . Около 20 апреля он прибыл в Житомир, где иоставался до конца мая 1330 . Июнь был проведён в разъездах 1331 , а весь июль и первую половину августа преосвященный Виктор провёл в Виннице 1332 . Он зорко следил за епархиальными делами, приводя в порядок расстроившуюся церковную жизнь на Украине, замещал остававшиеся без священников приходы новорукоположенными ставленниками, – рукополагая, впрочем, только после предварительного самоличного испытания молодых кандидатов на священство 1333 . 9 августа в Виннице преосвященный получил письмо от Тутолмина с приглашением прибыть на открытие Минского наместничества, имевшее быть в сентябре 1334 . 23 августа преосвященный Виктор покинул Винницу 1335 и, сопровождаемый назначенным по распоряжению Берхмана конвоем 1336 , прибыл в Слуцк, откуда писал 4 сентября св. синоду, что «в скорости» намерен отправиться в Минск 1337 . Торжества при открытии Минского наместничества начались 22 сентября и закончились лишь спустя десять дней, 2 октября 1338 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Школьное обучение обычно начиналось от семи лет 1305 , а кончалось еще в отроческих годах около 13–14 лет. Так, Стефан Пермский, уже окончив школьное образование «еще млад буде в, юности, отрок сый верстою пострижеся во чернцы 1306 . Евфимий, архиеп. Новгородский «спешне писания извыкше», принял пострижение около 15 лет возраста, а он окончил школьное образование, как дается понять несколько раньше 1307 . Алексий, митроп. Московский —780— был отдан учиться ранее двенадцати лет, а пятнадцати лет постригся 1308 . Митроп. Петр, в превзошедши ученьи всех своих сверстников, еще двенадцати лет ушел в монастырь 1309 , Игнатий, бывший князь Угличский, «извык божественного писания» к тринадцати летам 1310 . Преп. Иосиф Волоколамский окончил свое школьное образование в два года 1311 . Древнерусские училища, по житиям, почти всегда являются без всяких признаков общежития, а в некоторых случаях имеются прямые указания на отсутствие последнего. Уже только что приведенный случай с Сергием, показывает, что и во время школьного учения он жил в доме родителей. В житии Ионы Новгородского сообщается, как новгородские школьники расходились по домам к вечеру после учения. Они шли всей гурьбой по улицам города и по дороге устраивали игры; по временам же не прочь были устраивать невежливые выходки в отношении встречных, в роде бросания мусора в голову и лицо. Житие сообщает, что однажды толпа школьников дозволила такую выходку в отношении к юродивому Михаилу Клопскому, который только что появился в Новгороде. Среди этой толпы был однако же один мальчик, который по своему обычаю устранился от дурной выходки —781— это – будущий Иона. И вот Михаил, не обращая внимания на шалунов, подошел к одиноко стоявшему Ионе, и, подняв его за волосы, предрек ему, что он будет новгородским епископом 1312 . В житии Димитрия Прилуцкого рассказывается одно из интересных приключений, какие бывали со школьниками, когда они направлялись из дому в школу. В одном недалеко лежавшем от монастыря св. Димитрия селении был отрок Харитон. Когда он однажды направлялся в школу, то ему вдруг представилось множество бесов. Тот со страху повалился на землю едва живой. И так лежал на дороге, пока его не подняли проезжавшие мимо. Это происшествие имело для отрока болезненные последствия, от которых он излечился у раки св. Димитрия 1313 в какой-то праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010