Один из текстов русского перевода даже гласит, что «мы же, прежде, нежели получили бытие, изначала подлежали рабству тления и клятве законной» 1309 (точнее было бы перевести этот текст следующим образом: «Мы же, прежде поставленные от начала в зависимость от рабства тлению и проклятию закона»). В данном тексте не совсем ясно обозначен момент – когда природа человека начала подлежать «рабству тления и клятве законной», но все богословие Святителя указывает на задачу преодоления естественного закона тления, с которой не справился первый Адам, но которую взял на Себя второй Адам – Христос. Акцент на природную подчиненность тлению иногда даже приобретает у Святителя более довлеющее значение, чем учение о распространении тления в результате греха (например, в символическом примере, где человеческая природа сравнивается с домом, который с неизбежностью потребует обновления, 2-е Слово против ариан 77). Однако не следует думать, что этот аспект мысли о материальном мире является доминирующим в умозрении свт. Афанасия. Пересекаясь в учении о вечно текущей смертной природе всего материального, системы Святителя и платоников расходятся прямо-таки до противоположных полюсов в оценке предназначения человеческой плоти. Своим промыслом Бог Слово содержит и управляет все части космоса (в том числе, и тела людей), как в его «естественном бытии» 1310 , так и в сверхъестественном домостроительстве спасения 1311 . Воплощенный Логос не претерпел «свойственного телесной природе тления» (οκτι κατ τν δαν φσιν φθερετο) 1312 , а главною целью Спасителя в воплощении, по слову Святителя, было «воскресение тела, которое имел Он совершить», а также – «уничтожение тления» и дарование нетления телам всех людей 1313 . Обновление человеческой природы понимается, как уже отмечено, цельно, ибо, если, «соделавшись человеком», Логос «стал иметь страшливую плоть», то и «по причине ее Свою волю срастворил человеческою немощью, чтобы, и сие также уничтожив, снова соделать человека не боящимся смерти» 1314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

А после этой 1302 небесной и сверхмирной иерархии, Богоначалие, благодетельно принося Свои дары сущим, согласно Речениям, младенцам, даровало им «законную» 1303 иерархию (ср. Гал.3:24 ), – в смутных образах истинного и в наиболее удаленных от архетипов отображениях, в трудно поддающихся растолкованию гаданиях, в формах, не дающих легкой возможности 1304 созерцать окутываемый ими соответственный свет, – для немощных глаз безвредно воссияв. Цель таковой сообразной Закону 1305 иерархии состоит в возведении к духовному служению, а руководители в этом – люди, священно посвященные в таинства оной святой скинии, Моисеем, первым мистом и предводителем законных иерархов 1306 , – применительно к каковой священной скинии вводительно священнописуя 1307 законную иерархию, икону образа показав ему на горе Синай, Бог называл все по Закону священнодействуемое (см. Исх.25–27 ). Совершенствуемые же – это соразмерно возводимые соответственно законным символам к более совершенному посвящению. Более совершенным же посвящением 1308 богословие называет нашу иерархию, именуя ее исполнением той и священным жребием. И небесная, и законная иерархии существуют в сопричастности с ней как с серединой 1309 , занимая края, ибо вместе с одной она причастна умным созерцаниям, а вместе с другой разнообразится воспринимаемыми посредством чувств символами и через них священно возводится к Божественному. И она равным образом имеет троичное 1310 иерархическое деление, будучи разделяема на святейшие из совершений священнодействия, боговидных служителей священного 1311 и ими соответственно к священному подводимых. Каждая же из трех частей нашей иерархии – вслед за законной ветхозаветной и более, чем наша, 1312 божественной, ангельской иерархиями – располагается по степеням как первая, средняя и последняя, – в предусмотрительной заботе о священнолепном соответствии всего и о всеобщей упорядоченной, согласно чину, гармонической и связующей общности. 3 . Ведь святейшее священнодействие совершений в качестве первой боговидной способности имеет священное 1313 очищение несовершенных, в качестве средней – освящающее просвещение очищаемых, а в качестве последней, подводящей итог предыдущим, совершенствование посвящаемых в науке собственных посвящений. Чин же священнодеятелей 1314 на первой степени путем посвящения очищает 1315 непосвященных; на средней – световодительствует; а посредством последней и крайнейшей из священнодействующих способностей – совершенствует приобщившихся божественному свету в совершенном понимании 1316 увиденных осияний. Первая 1317 способность совершенствуемых очищающая, средняя же, после очищения, – просвещающая и дающая созерцать некие священные вещи; а последняя и более других божественная – освящающая совершенствующих пониманием священных осияваний, каковых человек становится зрителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

22:19 Шекель – мера стоимости, эквивалентная стоимости 11,5 г серебра. 1302 22:30 Букв.: открывая (т. е. поднимая) подол одежды своего отца. 1303 23:1 Букв.: войти, т. е. стать членом общины, что было связано с особым призванием израильтян: быть представителями и особым достоянием Господа на земле (ср. Исх 19:6). Личности, отмеченные в первых стихах этой главы, лишались права участия в религиозных обрядах. Внешние аспекты религиозной жизни им были недоступны, но, как видно из последующей истории Израиля, евнухи тоже могли получать благословения в их духовной жизни (Ис 56:4). В ту пору многие внешние признаки, физические особенности и материальные вещи могли иметь глубокое духовное значение: учили людей пониманию природы их взаимоотношений с Богом, природы ожидаемой от них святости. 1304 23:10 См. Лев 15:16. 1305 23:18 Букв.: плату за пса. 1306 24:1 И ли: письмо. 1307 24:8 Или: серьезного кожного заболевания; см. Лев 13; 14 . 1308 25:6 Букв.: имя; то же в ст. 7 . 1309 25:10 Букв.: домом. 1310 26:7 См. примеч. к Исх 3:9. 1311 26:12 В дополнение к тем десятинам, которые израильтяне регулярно отдавали левитам, десятины, выделяемые каждый третий год, были предназначены для нуждающихся в каждом городе и селении Израиля. Вероятно, эти десятины помещались в особые хранилища у ворот города. 1312 26:13 Букв.: согласно всей Твоей заповеди; см. примеч. к 6:1. 1313 27:1 И ли: Наставления; см. примеч. к 1:5, то же и в ст. 8 и 26. 1314 27:16 Или: относится с пренебрежением. 1315 28:14 Букв.: не ходи вслед иных богов; см. примеч. к 6:14. 1316 28:20 Масоретский текст: Меня. 1317 а 28:22 Т ак в Вульгате, масоретский текст: мечом. 1318 б 28:22 Значение этих слов не вполне ясно. 1319 28:25 Друг. чтение: презирать будут тебя. 1320 28:58 Или: Наставления; см. примеч. к 1:5. 1321 а 29:1 И ли: слова. 1322 б 29:1 Здесь говорится не о другом Союзе/Завете в дополнение к тому, что был заключен у Хорива (Синая), а скорее, о подтверждении прежде заключенного и об обновлении условий Союза в связи с изменением обстоятельств – вступлением израильтян в Ханаан. 1323

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

[Чюдо 3]. И иная жена пришедши 1296 поведа: «Аз болех очима много 1297 лет и на свет возрети не могох, ниж пакы главы восклонити 1298 . И нецыи свойствении л.109. мне ириведоша мя семо, и даша ми часть берестца от мощей сих, и осязах 1299 берестцем тем по очима и по главе. И се ныне вижу и болезни не ощущаю». Архимандрит же к Данилу реч[е]: «господин митрополит глаголет, яко неизвестно ему о сих, ни пакы же повелех 1300 что». О проречении святаго, иже последи збысться. Старец же, источники непрестанныя изливая слезы 1301 , глаголаше: «о, господине мои, честнейшии архимандрит, не буди нам искушати Святаго Духа, действующаго присными Своими 1302 об. рабы. Тако ж не буди тог[о] глаголати вселенскому отцу и учителю, великому господину пресвященнейшему 1303 митрополиту, яко неизвестно ему о сих, ни пакы же повеле что. Бог свидетел, яко усты ко устом о сих известих ему, наипач[е] же и самому благочестивому царю уведеся, и по повелению их дрзнух 1304 видети 1305 святыя сия мощи. Аще ли ж сие забвением ключимо, или некоим предкновением мнимо, аз о сих орудия не имам; вы узрите, еже и самем вам случится». И л.110. прореч[е]: овому престола пременение, овому же скорбных прилучение; прочему 1306 ж[е] прорече: аще не 1307 супруга 1308 , но обаче любимаг[о] сына будетъ лишен 1309 . Еже и збысться сицевым действом в та 1310 времена, благочестивому самодержьцу, царю Ивану юну сушу, старейшим же его синклитом межу собою крамолующим и убийством 1311 друг на друга содевающе. Тогда ж и первосвятитель Иоасаф 1312 вмале убийства 1313 гонзну 1314 , и таковых ради великих крамол 1315 престола отлучися; в него[же] об. сто возведен быс[ть] на превеликий престол Росийския 1316 митрополия пресвященнейший архиепископ великаг[о] Новаграда, Божий человек, дивный Макарий многим молением благочестиваго царя 1317 . Архимандрита же Иону многы скорби постигоша и людскаго имения болезнено истязуем бе, едва от сих свобод быв. Протопопу ж[е] любимый сын преставися, певец царскаго трисоставнаг[о] лика. Сия старец изрече о таковем великом избраннем первосвятители, иже добродетелию л.111. достоинством известный.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Поистине – огромная веротерпимость свойственна рериховцам. Точнее – погромная веротерпимость. Так каково же подлинное отношение теософов к христианству? Официально рериховцы заявляют, что они сами совсем христиане и готовы исполнять все, что велит «махатма Иисус». И все же отношение теософов к христианству трудно назвать миролюбивым. По их мнению христианином может называться по праву только теософ: «Истинный последователь Христа тот, кто признал Основы Всемирной Доктрины, напитавшей Христа. Учение Христа искажено до неузнаваемости и пришло время очищения его» 1308 . Очистить христианство надо от многого. Прежде всего, «мы отрицаем теории о творении, Боге, душе, и о дальнейшей жизни индивидуальности после смерти в их христианском смысле» 1309 . Вера христиан в Промысл Божий, в заботу Бога о людях – не более чем «губительное заблуждение христианства» 1310 . Христианство, не признающее переселения душ, – «ложная вера» 1311 1312 . У христиан (речь идет о Кювье) «набитые Библией мозги» 1313 . «Чудеса, совершенные в лоне материнской церкви, – начиная с апостольских времен и до церковных «чудес» в Лурде, – пагубны по своему воздействию на человеческий разум» 1314 . Знаменитый символ Апокалипсиса о жене-блуднице 1315 под пером Блаватской превращается в образ... христианства. «Оккультисты в своем бесстрастии заявляют, что слова эти относились с изначала ко всем и всякой экзотерической церковности, к фарсу ритуального поклонения. «Тайна» женщины и зверя суть символы убивающей душу церковности и суеверия» 1316 . Во «все и всякие» ритуальные формы церковности входят, между прочим, храм Покрова-на-Нерли, иконы Рублева, «Всенощная» Рахманинова и «Реквием» Моцарта... И конечно, в полном бесстрастии оккультисты спокойно говорят: «Надоело нам это беспрестанное бряцание на иудейской арфе христианского откровения!» 1317 . Как однажды проговорилась Блаватская, «Наша цель не в том, чтобы восстановить индуизм, а в том, чтобы смести христианство с лица земли» 1318 . «Средневековые герметисты, в глубине своего сердца, подобно каббалистам всех веков, были смертельнейшими врагами духовенства» 1319 , – пишет Блаватская о своих учителях (теософия в ее глазах ведь всего лишь вариант каббалистики). Причину же этой вражды Блаватская однажды высказала вполне откровенно: «Магия – наиболее властолюбивая хозяйка и не терпит соперниц» 1320 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

С тех пор чаще, даже когда я стоял у самого ис­точника, Ты, Негордый, не считал недостойным снисходить [ко мне], но, приходя и держа меня сна­чала за голову, Ты погружал ее в воды и все яснее позволял мне видеть свет Лика Твоего. Но тотчас же и улетал, не давая мне понять, кто был Ты, делав­ший это... Так приходя в течение долгого времени и отходя, Ты мало помалу все полнее и полнее являлся мне и омывал меня водами и давал мне видеть свет все более ясно и обильно 1301 . После этого Симеон описывает другие свои видения света, давая понять, что с годами они становились все более и более частыми. Укажем теперь на некоторые важнейшие черты уче­ния Симеона о видении света, исходя в первую очередь из его Гимнов, дабы понять, в чем он сходится с пред­шествующими авторами, а чем отличается от них. Во-первых, совершенно очевидно, что для Симеона Божественный свет – не ангел, не какое-либо тварное существо или явление 1302 . Согласно Симеону, Божест­венный свет есть Сам Бог в Его откровении человеку. «Свет Твой – это Ты, Боже мой», говорит он в одном из Гимнов 1303 . Как и у предшествующих писателей-мистиков, свет у Симеона порой отождествляется со Святой Троицей 1304 ; в других случаях – со Святым Ду­хом 1305 . Довольно часто Симеон также говорит о виде­ниях Христа как света 1306 . Симеон никогда не говорит о явлении Христа в человеческом облике: Христос всегда является ему в виде света, лишь иногда слышен Его голос 1307 . Отметим, что Симеон ни разу не описывает явление Божией Матери 1308 , и лишь однажды упоминает о явлении ему святого, а именно Симеона Студита 1309 . Во-вторых, свет, который описывает Симеон, не есть физический или материальный феномен: Симеон опре­деляет его как «нематериальный» ( λος) 1310 , «простой и безвидный, совершенно несложный, бестелесный, неделимый» 1311 . При помощи апофатических выражений Си­меон подчеркивает, что Божественный свет – за пре­делом любых категорий материи или формы, как и за пределом человеческой речи и понимания: это «сокровище невыразимое, неизреченное, бескачествен­ное, бесколичественное, безвидное, нематериальное, не имеющее формы, оформленное лишь невыразимой кра­сотой, все простое как свет, который превыше всякого света» 1312 . Последнее выражение напоминает ареопагитское учение о «сверх-свете», несравнимом ни с каким материальным светом; не погружаясь в апофатизм на­столько, чтобы описывать Божественный свет в катего­риях «мрака», Симеон ясно указывает, что термину «свет» не следует придавать буквальный смысл: это слово лишь символически указывает на реальность, да­леко превосходящую всякое человеческое слово 1313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Обратим здесь также внимание на то, что гносеология прот. Д. Станилоэ, как и у В. Н. Лосского , устремлена к познанию личности личностью. И поскольку как для В. Н. Лосского , так и для прот. Думитру «Бог открывается как “Кто”, а не “Что”, и в этом же смысле становится объектом богопознания 1309 , то парадоксальным образом 1310 именно личность, вопреки апофатическому характеру своего определения, становится одновременно средством и целью познания, превосходящего рамки «концепций», но обнимающего область «реального» 1311 . И прот. Д. Станилоэ рассматривает «интеллектуальное знание, как положительное, так и отрицательное, как продукт теоретических размышлений, в то время как апофатическое знание, будучи основой духовного роста, является существенно необходимым для всех христиан в их практической жизни» 1312 . Поэтому мы можем рассматривать замечания прот. Д. Станилоэ к апофатизму Лосского не как противоречие их позиций, а как дополнение, подчеркивающее присутствие апофатической глубины и в природе, вслед за личностью, ею обладающею. Ведь и сам о. Станилоэ пишет в своей Догматике, что «личность не может быть ограничена или определена знанием, ибо личность par excellence апофатична» 1313 , причем под «личностью» здесь понимается не синтез ипостаси и природы, а все-таки реальность отличная от природы, но и неотделимая от нее 1314 . Таким образом, сомнения о. Думитру в сбалансированности концепций природы и личности Лосского могут быть восприняты позитивно, как предупреждение от одностороннего толкования мыслей последнего или попыток сведения их к философии экзистенциализма 1315 , однако безосновательным является противопоставление личностно-природного синтеза о. Станилоэ и Лосского некоторыми исследователями. Так, например, в одной из современных статей, посвященных сравнительному анализу богословия В. Н. Лосского и о. Д. Станилоэ, читаем следующее: «Станилоэ удалось избежать дихотомии природа/личность. Он утвердил, в противовес современному экзистенциализму и новейшему православному персонализму 1316 , что наша личность не участвует в Абсолюте превосхождением своей природы, как личность, но оставаясь человеком и утверждаясь в своем человечестве» 1317 . Здесь верно изложена позиция прот. Станилоэ, но искажена оценка богословия Лосского, необоснованно противопоставленного мыслям о. Думитру.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1306 Мунд создал себе самостоятельное царство в запустевших местностях северной части Иллирика и сделал центром своих владений город Гетру (Hetra) на Дунае. 1307 Когда Пиция вступил в долину Савы, Мунд завязал с ним сношения и заключил союз с готами, чтобы иметь опору в своем неопределенном положении. Пост магистра армии Иллирика занимал в это время Сабиниан, сын соименного отца, убитого в 481 году. Чтобы покончить с захватами Мунда, он собрал 10 тысяч войска и большой обоз, привлек на помощь себе болгар и двинулся против Мунда. Узнав о грозившей ему опасности, Мунд обратился к Пиции с просьбой о помощи, и тот немедленно явился на место событий с отрядом в две тысячи пехоты и 500 человек конницы. Сражение произошло на берегах реки Марга (Морава) близ крепости, носившей имя Хлебный амбар Марга (Horrea Margi). Римское войско и болгары понесли тяжкое поражение, и Сабиниан с остатками своих сил бежал в укрепление Натум. 1308 Епископ Еннодий, прославлявший Теодориха и Пицию за дела в Иллирике, не упомянул о победе Пиции над войсками императора, и только славил его за поражение диких, свирепых и храбрых болгар. Несмотря на блестящий успех, Мунд предпочел, однако, перейти со своими людьми на службу к Теодориху в Италию и оставался там до его смерти. 1309 Занятый другими важными делами, Анастасий оставил за Теодорихом Сирмий. Но три года спустя он снарядил эскадру в сто военных кораблей и сто грузовых (дромонов) и послал ее под начальством комита доместиков Романа и комита схол Рустика в воды южной Италии. На суда было посажено 8 тысяч воинов. Эскадра грабила побережье, захватила и разорила город Тарент. 1310 Имперский флот невозбранно вернулся в Константинополь, а Теодорих с тех пор усилил заботы о развитии морских сил своего государства. 1311 Быть может, выбор времени для этой экспедиции стоял в связи с тем, происходило тогда в Галлии. 1312 Самым могущественным властителем в Галлии был в ту пору царь франков Хлодвиг, унаследовавший царство от своего отца в 482 году. Ему удалось расширить свою державу за счет той области, которая находилась под властью Сиагрия, носившего титул магистра армии, и вскоре затем он начал войну с вестготами, которые старались распространить свою власть до течения реки Лигера (Луара).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Переводная поэзия 1309 Ян Кохановский 1310 Песнь 1311 Царю стран земных и в пресветлом небе, Слава в Сионе готова есть тебе; Тамо обети, иже обещанни, Будут ти данни. К тебе, иже молбе не презераеши Во плоти сущих, паче внушаеши, Прийти имут, славу вси несуще И песнми чтуще. Древния ныне злобы нам стужают, Но раби твои на тя уповают, Боже всещедрый, яко нас простиши, Милость явиши. Блажен, егоже избрал еси тебе За друга, имать той жити на небе, И мы от благ ти чаем полни быти, В храме ти жити. Услыши, Боже щедрый, твоя люди, В мире живущих ты надежда буди,. Иже пучины моря преплавают, Тя помощь знают. Горы тобою ставлены бывают И воды моря волны возвыжшают От глубин своих – ты люди кротиши, Мир в них твориши. Твой гром престрашный люди ужасает И в концех мира страх мног содевает, Утро и вечер твой свет озаряет, Возвеселяет. Промыслом твоим вода прохлаждает Землю, а она плоды прозябает 1312 ; Реки вод полны тобою бывают, Вся оживляют. рождает Ты росу нощну веси низпущати На землю суху и дождь изливати; Благословиши ты безчисленному Плоду земному. Ты венец лета сам благословиши, Множеством плодов онаго красиши, Тобою из нив нам полность бывает, Мир насыщает. Пустыни красны, горы веселятся, Тобою стада животных множатся, Юдоли плодны, а кто засевает, Песнь восклицает. На старость Бедная старость, вси тебе желаем, Внегда же уже будеши, рыдаем. Якопоне да Тоди Почто мир суетней славе работает, 1315 еяже блаженство в часе исчезает? Толь скоро власть ея зде ся изменяет, коль сосуд скуделен 1316 сокрушен бывает. Повеждь, где Соломон, славою почтенный, или где есть Сампсон, вождь непобежденный? Где есть Авесолом, лицем украшенный, где Иоанафан сладкий возлюбленный? Камо обратися он Кесарь вельможный, или богатый он пировник безбожный. Повеждь, где днесь Туллий сладкоглаголивый или Аристотель претонкомысливый? Толь мнози вельможи и славныя страны, толици владыци и вещи избранны, Толь мнози князие во вселенней Быша, вси ся в мгновении ока измениша. О тли, снеди червей и пепеле земный,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Плещи Моя дах на раны, лица же Моего не отвратих от заплеваний, судищу Пилатову предстах, И КРЕСТ ПРЕТЕРПЕХ ЗА СПАСЕНИЕ МИРА» 1302 . Страшное таинство спасения на Кресте РАСПЯТИЕ: «...Вяжется, разрешаяй Адама от клятвы... заушается рукою создания Создатель: на древо осуждается, Судяй живым и мертвым: во гробе заключается Разоритель ада. Иже вся терпяй милосердно, и всех спасый от клятвы, Незлобнее Господи, слава Тебе» 1303 . Послушание Отцу «Послушав Слове, Отца Твоего, даже до ада лютаго сошел еси, и воскресил еси род человеческий» 1304 . Смертию – обновление (чрез воскресение). «Да человеческое обновлю сокрушенное естество, уязвлен есмь смертию хотя плотию: Мати Моя, не терзайся рыданьми» 1309 . Недр Отеческих «Недр Отеческих неисходен пребыв Щедре, и человек быти благоволил еси, и во ад снизшел еси Христе» 1310 . Крайнее благоутробие=слава « Прославляю Твое, Сыне Мой, крайнее благоутробие , егоже ради сия страждеши» 1311 . Седяй в недрех Отчих: «Ужасошася лицы Ангельстии, зряще Седящаго в недрех Отчих : како во гроб полагается яко мертв Безсмертный!» 1312 . Таинство распятия «Новотвориши земныя Создателю, перстен быв, и плащаница и гроб являют еже в Тебе Слове, таинство » 1313 . Плоть страдала: Божество – бесстрастно «Человекоубийственно, но не богоубийственно бысть прегрешение Адамово : аще бо и пострада Твоея плоти перстное существо, но Божество безстрастно пребысть: тленное же Твое на нетление преложил еси, и нетленныя жизни показал еси источник воскресением» 1317 . Соверших все упокоение вечное «Слава Твоему смотрению 1318 , имже совершив все упокоение вечное, даровал еси нам Боже, всесвятое из мертвых Твое воскресение» 1319 . Жертва на литургии «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, ПРИХОДИТ ЗАКЛАТИСЯ и датися в снедь верным » . Глава 6. Из Цветной Триоди Воскрес! Своею смертию уничтожил смерть! Все, даже умершие, оживут! – Неслыханное диво! Небывалое!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010