1307 См. In Нехает.: PG 44, 69d-72c; 120b; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, разделы Как бесплотный Бог сотворил материю? и Творение небесных тел. 1308 См. In Нехает.: PG 44, 72с-76с; 120b; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, разделы Выделение огня и Творение небесных тел. 1309 См. In Нехает.: PG 44, 69cd; 77d-80c; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, разделы Как бесплотный Бог сотворил материю? и Неустроенная земля. 1310 См. In Нехает.: PG 44, 81с; 84d; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Воды над твердью. 1311 См. In Нехает.: PG 44, 117аЬ; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Творение небесных тел и заключение главы. 1312 См. In Нехает.: PG 44, 85bc; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Воды над твердью и заключение главы. 1313 См. In Нехает.: PG 44, 89bc-112d; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Воды над твердью. 1315 См. In Нехает.: PG 44, 121а; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Третье небо и заключение главы. 1316 См. De an. et res.: PG 46, 89а-96а; 105а-с; см. выше, гл. О душе и воскресении, раздел Бесконечное движение любви и заключение главы. 1318 См. De an. et res.: PG 46,96c-97a; см. выше, гл. О душе и воскресении, раздел Бесконечное движение любви и заключение главы. 1319 См. De an. et res.: PG 46,92c-93b; см. выше, гл. О душе и воскресении, раздел Бесконечное движение любви. 1320 См. Eunomius, Apol. 8/Vaggione 42, 17 ff; 58, 16 ff; Григорий парафразирует в С. Еип. II, 21; II, 23; II, 62: GNO I, 232, 29 ff; 233, 11–17; 244,1 ff; см. выше, гл. Опровержение Евномия, раздел Учение Евномия о нерожденности Божией. 1322 См. С. Eun. II, 69–70; I, 168: GNO I, 246; 77, 7–13; см. выше, гл. Опровержение Евномия, разделы Именования Бога и Бесконечность Божия. 1323 См. С. Eun. III, 6,73: GNO II, 211, 28 – 212, 1; см. выше, гл. Опровержение Евномияу раздел Бесконечность Бога. 1325 См. С. Eun. II, 563; II, 580: GNO I,391,9 ff; 395,25 ff; см. выше, гл. Опровержение Евномия, раздел Именования Бога. 1326 См. Евномий, Apol. 12/Vaggione 46,7 ff; Григорий парафразирует и развивает в С. Eun. II, 196; 269: GNO I, 282, 5 ff; 305, 7; см. выше, гл. Опровержение Евномия, раздел Учение Евномия о нерожденности Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Завоевательная политика Милутина способствовала значительному территориальному расширению Сербии, в основном за счет визант. земель и после присоединения обл. Македония. После смерти Драгутина Милутин заточил в темницу его сына, Владислава, желая сделать наследником кого-то из своих детей. Но после его внезапной смерти началась борьба за престол среди сыновей, рожденных от разных браков,- правителя Зеты Константина (ок. 1282 - ок. 1322) и св. Стефана Уроша III Дечанского († 1331) и с бежавшим из заточения их двоюродным братом, Владиславом. Урош одержал победу над Константином, к-рый вскоре был убит, и в 1322 г. коронован вместе с младшим сыном, Душаном (ок. 1308-1355; см. Стефан IV Душан ). В 1324 г. Урош разбил войско Владислава, собранное при поддержке венгров и боснийского бана Стефана II Котроманича. В 1331 г. Урош, согласно одним источникам, умер естественной смертью, а по другим - был убит сыном Душаном, т. к. планировал передать престол младшему сыну, Симеону (Симеон Синиша Урош Палеолог Неманич; 1326-1371). При Стефане IV Душане Сербское гос-во достигло наивысшего расцвета, как в территориальном (он присоединил обширные области на Балканах и в Сев. Греции, в т. ч. Св. гору), так и в экономическом отношении. В апреле 1346 г. Сербский архиеп. Иоанникий II был наименован патриархом Сербским, а Душан провозглашен «царем сербов и греков». Но его сын, св. Стефан Урош V (1336/37-1371), после смерти отца не смог сохранить всю полноту власти. В 1359 г. его дядя, Симеон (Синиша), в Костуре объявил себя царем. Он попытался опереться на братьев Мрнявчевичей и провозгласил в 1365 г. прилепского властителя Вукашина Мрнявчевича соправителем, но тот вскоре объявил себя самостоятельным правителем. По др. версии, Вукашин был возведен в королевское достоинство, т. к. Урош желал найти опору в лице сильных правителей сев. части царства его отца. В 1366 г. власть Уроша отказались признавать зетские правители Балшичи. Еще до смерти бездетного Уроша Сербское гос-во фактически перестало существовать, т. к. во мн. областях правители обрели полную независимость и вели междоусобные войны. В этот период в Центр. Сербии окрепла власть кн. мч. Лазаря . В 1377 г. боснийский бан Твртко I (ок. 1338-1391; внук Драгутина по жен. линии) в мон-ре Милешева короновался как король Сербии, Боснии и приморских земель, но добиться реальной власти не смог.

http://pravenc.ru/text/2564902.html

Этот Симеон Палеолог есть, конечно, известный у историков Синисса, сводный брат Стефана Сильного или Душана, сын царевны или княжны из рода Палеологов, которую историки называют Марией, и именно дочерью Иоанна Палеолога Кесаря. Не царствовавших Иоаннов Палеологов истоия знает трех: 1) брата первого Палеолога Императора Михаила Севастократора и потом Деспота, умершего еще при жизни брата, следовательно, ранее 1282 г., 2) внука Михайлова, сына Андроника Старшего, носившего титул Кесаря, умершего будто-бы бездетным в 1308 г. Последнему она действительно могла бы доводиться дочерью. Бракосочетание ее со Стефаном Дечанским относят к 1326 году, следовательно, ей тогда могло быть лет 20, самое пригодное для брака время. Третий Иоанн Палеолог был тоже внук Михаилов, сын другого сына его Константина, и тоже Кесарь. Обыкновенно Кралену Марию, мачеху Душана, считают дочерью этого самого Иоанна. Тоже самое говорили и мы, разбирая историю правителей Солунских. (См. ч. I. стр. 138). Одно, при этом, могло бы вводить исследователя в недоумение. Бракосочетание Дечанского Краля относится к 1326 году, а Иоанн, замечтавшийся от родства своего с Кралем, уже в 1325 г. представляется восставшим против брата своего Императора Андроника, а в 1326 г. умирает на пути в свои Солунские владения. Как бы то ни было, представляется более вероятным, что вторая жена Краля Дечанского была гречанка, а не Влахиня, дочь Бассарабы, воеводы Влахо- Заиланийского, как полагает историк Бранкович (Раичь. т. II. стр. 668), от которой, будто бы, родился Синишка, то есть Симеон нашего Хрисовула, только, конечно, не «дщи Императора Иоанна Палеолога, внука же Михаила Палеолога» (второго сего имени, Андроника сына), в 1326 г. еще не родившегося. Обошедши кое-как этот первый камень преткновения в истории нашего Палеолога из славян, мы наталкиваемся на другой – хронологический, минуть который не легко. Симеон в своем Хрвсовуле упоминает о своем брате Никифоре Деспоте, упредившем его по управлению страною. Братом он мог называть Никифора, потому что был женат на сестре его Фомаиде, и говорит подобным образом он мог только после 1358 года, когда Никифор (2-й сего имени, женатый на дочери Императора Иоанна Кантакузина ) погиб в войне с албанцами. А между тем, Хрисовул Симеонов датирован 6837, то есть 1329-м годом. Это было бы за долго до термина, к которому приурочивается историей вторичное славянское овладение южными частями Балканского полуострова при Стефане Силъном, царе Сербском, то есть до 1346 года. Да и сам Симеон мог быть тогда только трехлетним младенцем. Остается предположить описку в десятичной цифре Λ, и вместо нее, руководясь 12-м индиктионом, читать ξ. Год Хрисовула выйдет тогда 1359-й, именно следующий за смертью Деспота Никифора, в который и естественно было монастырю искать подтверждения своих прав на владение тем или другим местом у нового государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Подобно выражается и Густынская летопись 13 . Но ни эта летопись, ни другие не сохранили нам ни имени какого-либо наместника м. Максима, ни известий об их деятельности. После смерти Максима искателем Киевской кафедры явился Владимирский игумен Геронтий. Заручившись, вероятно, согласием светских властей города Владимира на Клязьме, этот игумен, «одержимый недугом самовластия», с богатыми дарами отправился в Константинополь с просьбой о поставлении его на Киевский митрополичий стол. Но патр. Афанасий отказал Геронтию в его просьбе и в 1308 г. рукоположил в сан Киевского митрополита ратского игумена Петра, присланного в Царь-град Галицким князем. Таким образом, с 1308 г. Киевскую кафедру занял св. Петр 14 . Подобно своему предшественнику, м. Петр не намерен был жить в своем кафедральном городе. По прибыли на Русь он только на короткое время останавливался в Киеве 15 и отсюда в том же 1308 г. уехал во Владимир, где жил почти все время своего пастырского служения и откуда предпринимал объезды митрополии, а под конец своей жизни переселился в Москву. Летописи не говорят о том, чтобы впоследствии когда-либо еще св. Петр посетил Киев. Но современный ему жизнеописатель замечает, что св. Петр, утверждая истинную веру в христианах, обходил, между прочим, землю «волынскую и киевскую» 16 . Возможно, поэтому, думать, что во время своих путешествий по южным окраинам Руси св. Петр был когда-либо и в другой раз в Киеве. О Киевских наместниках Петра, также как и о наместниках его предшественника, не сохранилось никаких известий. После кончины св. Петра (1326) на Киевскую кафедру был назначен от патриарха м. Феогност. Этот святитель, также как его предшественник, почел своим долгом прямо по прибытии на Русь посетить Киев 17 . Он был здесь самое короткое время и после этого отправился сначала во Владимир, а потом в Москву, которая и была местом постоянного его пребывания 18 . Но церковные смуты заставили Феогноста обратить внимание на свои юго-западные епархии и предпринять неоднократные и продолжительные путешествия для их обозрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

17. 1308–1326. Поучение митрополита Петра духовенству (об епитимиях и вдовых попах) и мирянам (об усердии к церкви) В рукописи, по которой издается настоящее поучение (Кормчая синод. библиот. 222, л. 2 – XVI в.), оно озаглавлено: «Послание Киприана , митрополита киевского и всея Руси, игуменам и попам, и диаконам, и ко мнихам, и ко всем православным христианам». Но на самом деле это – полный текст того поучения, из которого дословный отрывок (о вдовых попах) приведен в определениях стоглавого собора, под заглавием: «Поучение иже во святых отца нашего Петра митрополита всея Руси» (См. Стоглав казан. изд. стр. 346), и на которое ссылался еще московский собор 1503 года (А. Э. т. I, 383, стр. 486). Для исторической критики свидетельство двух соборов XVI века, по крайней мере, доказывает, что издаваемое поучение тогда вообще известно было под именем митрополита Петра, а не Киприана. Последний мог, конечно, воспользоваться сочинением своего авторитетного предшественника, особенно если оно первоначально вышло в форме официального «послания» или грамоты: этим объясняется происхождение надписи синодального списка, к сожалению, единственного и неисправного. Замечательно еще то обстоятельство, что начало и конец поучения почти буквально читаются в ниже следующих грамотах митрополитов Феогноста и Алексея 18 и 19). Молюся Богови, да будете душею чисты и телом добры, здравы, с женами и с детьми, да исполнивали бы есте заповеди Христовы, веру праву к святой Троице, любовь друг к другу, правду и целомудрие, милостыню, исповедание грехов своих и имиже угожаем Богу. Христос глаголет 1064 : имеяй заповеди моя [и] соблюдая, то есть любяй мя, возлюблен будет Исус Христом, исполневайте заповеди моя. 1065 Апостол глаголет: вера без дел мертва 1066 есть, тако и дела без веры. Милостыней бо и верой очищаются грехи. Многажды писах вам к священникам и мнихам, како пребывать, – священство, еже от Святого Духа приясте, чисто и непорочно соблюсти; како людей Божьих 1067 … ходяще по мятежному сему миру и грехи сотворяющих, лжущих 1068 , обидящих, клятвопреступления и иные грехи сотворяющих. И вторым поучением хочу вас утешить, зане стезающим многим восприять пред судищем Христовым 1069 преже о святом крещении, еже прияхом, о священстве другое, и третье о детях своих духовных. Понеже тако есть, каким нам быть, понеже за все, елико есть, нам ответ дать, да в семь мире сияющем, яко со слезами 1070 , яко ученики Христовы, по его слову: глаголет бо: «да просветится свет ваш пред человеками, да видевше ваши добрые дела, прославят Отца вашего, иже есть на небесех».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Б. во главе с чеш. кор. Иоанном Люксембургом (1310-1346) и австр. герц. Леопольдом I Габсбургом (1308-1326), младшим братом герц. Фридриха Красивого. 27 июля 1324 г. к союзу присоединился также франц. кор. Карл IV Красивый (1322-1328). Л. Б. был вынужден пойти на соглашение с находившимся у него в плену Фридрихом Красивым, объявив его своим соправителем (сент. 1325). Это решение не привело к завершению конфликта, поэтому в янв. 1326 г. Л. Б. объявил о готовности отречься от престола, если папа в течение 6 месяцев признает королем Фридриха. Папа Иоанн XXII, делавший ставку на поддержание в Германии политической нестабильности, отказался принять это условие. Смерть австр. герц. Леопольда I (февр. 1326) укрепила положение Л. Б. в Германии. В следующем году он лично участвовал в походе в Италию и 31 мая 1327 г. в Милане был коронован железной короной короля Италии. К тому времени при дворе Л. Б. находились Марсилий Падуанский и его единомышленник Жан из Жандёна (Иоанн Яндунский); они оказывали заметное влияние на политику короля. В нач. 1328 г. Л. Б. вступил в Рим, который с весны 1327 г. находился под контролем горожан, восставших против папского викария кор. Роберта Анжуйского. Хотя, согласно сложившейся традиции, проводить имп. коронацию имел право только папа Римский, 17 янв. 1328 г. сенатор Рима Дж. (Шарра) Колонна (по некоторым источникам, совместно с Джакомо Альберти, еп. Кастелло, отлученным от Церкви папой Иоанном XXII за поддержку Л. Б.) от имени «римского народа» возложил на Л. Б. имп. корону. 18 апр. император объявил о низложении Иоанна XXII, уличив его в еретических взглядах и обвинив в подстрекательстве к войне. 12 мая папой был провозглашен «избранный римским народом» францисканец Пьетро Райнальдуччи из Корваро (см. Николай V , антипапа), к-рый 22 мая совершил повторную имп. коронацию Л. Б. Однако уже в авг. 1328 г. отношения Л. Б. с римлянами испортились и он вынужден был покинуть Рим. К имп. двору прибыли отлученные Иоанном XXII от Церкви бывш. глава ордена францисканцев Михаил из Чезены и его сторонники (в т. ч. Оккам). Под их влиянием Л. Б. вновь обвинил Иоанна XXII в ереси, но к нач. 1330 г. военные неудачи и финансовые затруднения привели к развалу коалиции гибеллинов в Италии. Большинство городов Папской обл. (в т. ч. Рим) объявили о покорности папе Иоанну XXII; летом 1330 г. антипапа Николай V обратился в Авиньон, надеясь получить прощение и отпущение грехов.

http://pravenc.ru/text/2561066.html

Хан Менгу-Темир (1266-1281) первым выдает русскому духовенству ярлык на имя митрополита Кирилла. С одной стороны, это подтверждает лояльность ханов к Русской Церкви, с другой же, указывает на многочисленные злоупотребления ордынских чиновников, т.к. ярлык представлял собой охранную грамоту. После смерти Кирилла митрополитом становится Максим, родом грек. Он продолжал политику Кирилла, во многом способствуя восстановлению Русской Церкви. Одним из наиболее важных его дел было перенесение митрополичьей кафедры из Киева во Владимир. Несмотря на то, что Максим был грек и мог не разбираться в тонкостях внешнеполитического положения Руси, он делает весьма дальновидный шаг. Киев в то время был полностью разорен и уничтожен. Владимир же находился значительно северней, это было место, меньше других пострадавшее от нашествия татар. Следует отметить, что митрополиты, присланные из Греции, всегда гармонично вписывались в управление делами Церкви. Практически всегда они продолжали политику русских митрополитов. На протяжении почти всего татарского ига положение Церкви усугублялось еще и княжескими междоусобицами. Споры князей о престолах часто оборачивались татарскими набегами. С 1308 г. русским митрополитом становится Петр. Он не только получает от Орды подтверждение прежних грамот, освобождающих духовенство от дани, но и опережает послов папы, «которые могли испросить себе у хана вредные для Православия преимущества в южных областях Руси» . С именем святителя Петра (1308-1326) связано окончательное перенесение центра Русской Митрополии из Владимира в Москву . Князь Московский Иоанн Данилович Калита, внук святого Александра Невского, понимая, какое огромное историческое значение для Москвы будет иметь пребывание в ней Предстоятеля Русской Церкви, убедил святителя Петра переселиться в Москву (в конце 1325 г.), так как «пребывание Митрополита в Москве давало этому городу значение главного города всей земли, потому что князей было много, а Митрополит был один». Несмотря на принятие ханом Узбеком ислама в качестве династической религии, большого изменения в отношениях Орды и Русской Церкви не происходит. Этот же хан выдает ярлык митрополиту Петру. И, по свидетельству летописи, митрополит Петр был в Орде «в чести велицей». Узбек ввел закон, по которому русский митрополит должен был получать ярлык при воцарении нового хана. После того, как митрополит Феогност получил ярлык в 1343 г., а в 1357 г. при воцарении следующего хана Джанибека такой же ярлык получил митрополит Алексий. Закон был отменен. В ярлыках, выданных ханами-мусульманами, подтверждался первый ярлык. Добавлено было только право митрополита судить по уголовным делам принадлежавших ему людей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Он же. Попечение отечественной Церкви о внутреннем благоустройстве русского гражданского общества в XIII, XIV и XV веках//Правосл. собеседник. 1861. Ч. 1. Он же. Новые списки церковного устава святого Владимира//Правосл. собеседник. 1861. Ч. 2. Он же. Новые списки церковного устава Ярослава I//Правосл. собеседник. 1861. Ч. 3. Он же. Новые списки церковно-уставных грамот новгородского князя Всеволода Мстиславича//Там же. Он же. Церковно-судебные определения Киприана, митрополита Новгородского//Там же. Он же. Новые списки «Правил святых отец 165-го сбора о обидящих Церкви Божия и священныя власти их»//Там же. Он же. Новые списки «ряда и суда церковного, уставленного первыми князьми»//Там же. Он же. Новый список послания Владимирского епископа к сыну святого Александра Невского//Там же. Он же. Правила митрополита Киприана (1376–1406)//Правосл. собеседник. 1865. Ч. 2. Он же. О недостатках русского народа, по изображению Стоглава (XVI в.)//Там же. Он же. О публичном покаянии//Правосл. собеседник. 1868. Ч. 1. Он же. Определения Московского Собора 1503 года//Правосл. собеседник. 1863. Ч. 2. Он же. О церковно-канонических правилах древних русских митрополитов//Правосл. собеседник. 1864. Ч. 3. Он же. Церковь Православная в деле созидания русского царства, и благоверные цари русские в отношениях к ней. Странник. 1899. Т. 2. Он же. О Вселенских Соборах//Христ. чтение. 1869. Ч. 2. Он же. Обозрение церковно-судебных решений и постановлений в первые три века по Р. Х.//Юрид. журн. 1861. 5. Он же. Стоглавый Собор//Правосл. собеседник. 1860. Ч. 2–3. Он же. Церковное запрещение и разрешение//Там же. Он же. Правила митрополита Кирилла II (1246–1280)//Правосл. собеседник. 1865. Ч. 1. Он же. Правила митрополита Максима (1283–1308)//Там же. Он же. Правила святого Петра митрополита (1308–1326)//Там же. Он же. Правила митрополита Фотия (1410–1431)//Правосл. собеседник. 1866. Ч. 1. Азаревич Д. Русский брак//Журн. гражд. и угол. права. 1880. Кн. 5–6. Андреев И. Д. Заслуги Македонской династии в области законодательства и литературы//Богосл. вестн. 1896. Т. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

     В 2017 году отмечаются две юбилейные даты родителей Преподобного Сергия Радонежского Кирилла и Марии: 25 лет общецерковного прославления и 680 лет преставления. 31 января – день памяти преподобных Кирилла и Марии. Святые мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей Преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца, покоятся в Покровском Хотьковом женском монастыре. Обитель расположена в 10 км от Троице-Сергиевой Лавры, недалеко от Радонежа, на берегу реки Пажи на Обнорской горе. Монастырь был основан при князе Юрии Даниловиче (1281–1322) и при святителе Петре, митрополите Московском (1308–1326). Точная дата образования монастыря неизвестна, однако впервые Хотьковская обитель упоминается в летописях под 1308 г. Преподобные Кирилл и Мария со всем своим семейством переселились в Радонеж из Ростова Великого около 1328 года. Вскоре они постриглись в Покровском Хотькове монастыре, где и почили в 1337 году. Кроме преподобных Кирилла и Марии в Хотьковской обители покоятся и другие члены их семьи (младший сын Петр и его супруга Екатерина, супруга старшего сына Стефана Анна и его сын Климент) – обитель стала усыпальницей рода Сергиева. Покровскии Хотьков женскии монастырь, открытка начала 20 beka.jpg      В 1544 г. монастырь был приписан к Троице-Сергиевой Лавре. Долгое время все постройки монастыря были деревянными. В начале XVII в. обитель была сожжена польско-литовскими войсками, 16 месяцев осаждавшими Троице-Сергиев монастырь и разорившими радонежские окрестности. Но по молитвам угодников Божиих Покровскую обитель быстро восстановили. Первым каменным строением стал Покровский собор (1648), простоявший до 1811 г. В 1816 г. строят другой, более просторный собор с двумя приделами: во имя Преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского. В нем во все века и в настоящее время покоятся святые мощи преподобных Кирилла и Марии. Рака с честными мощами преподобных Кирилла и Марии      В 1768 г. был выстроен, а в 1904 г. – возобновлен храм в честь Святителя Николая Чудотворца с двумя приделами: во имя святых апостолов Петра и Павла и в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В 1791 г. был построен северный надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи (ныне это самое древнее здание на территории монастыря), а в 1833 г. – храм святителя Митрофана Воронежского над южными вратами. В 1834 г. была возведена высокая колокольня, простоявшая ровно 100 лет – до 1934 г. Один из ее колоколов весил 20 пудов и был отлит в 1694 г. в Москве.

http://pravoslavie.ru/100616.html

...преставися... во иноцех и в схиме. – Александр Ярославич перед смертью принял монашество. Существование у Александра Невского сыновей с такими именами подтверждается летописями. ...князь Данило Московский. – Князь Даниил Александрович (1261–1303), сын Александра Невского, считался родоначальником великих московских князей. Москву в удел он получил не позднее 1283 г. Даниилу удалось расширить территорию своего княжества. Так, он присоединил к своим владениям Коломну и Переславль, тем самым увеличив население в своих владениях. ...Юрий, Александр, Борис, Иван, Афанасий. – Эти имена сыновей Даниила Александровича известны из летописей. ...во своем ему в Даниловском монастыре. – Древнейший московский Данилов монастырь основан князем Даниилом Александровичем, вероятно, незадолго до своей смерти (см. Воронин Н.Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV веков. М., 1962. Т. 2. XIII–XV столетия. С. 150–151). В лето 813 (1305) прииде на Русь Петр митрополит... юже сам созда. – Петр (ум. в 1326 г.) митрополит всея Руси. Как следует из повести, посвященной его житию (XIV в.), Петр был поставлен в митрополиты всея Руси патриархом Афанасием Царьградским в 1308 г. (по другим источникам в 1305 г.). Он был союзником московских князей в их борьбе за великое княжение. Московского князя Ивана Даниловича Калиту Петр уговорил построить в Москве собор Успения Богородицы, где собственными руками создал себе усыпальницу. Но собор был заложен не в 1323 г., как указано в повести, а в 1326 г. (см. Воронин Н.Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV веков. Т. 2. С. 152). Сам Петр умер также на три года позже, чем это указано в повести. Это был первый московский епископ, в XIV в. церковь причислила его к лику святых и память его чествуется 21 декабря. Стр. 107...князь Иван Данилович, зовомый Калита. – Иван Данилович Калита (ум. в 1341 г.) с 1325 по 1328 г. владел только московским уделом, а с 1328 г. стал и великим князем Владимирским. Ко времени его правления относятся расширение территории Московского княжества и усиление значения Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010