Если простой народ мало понимал проповеди Кирилла, то люди книжные несомненно очень их ценили, о чем свидетельствуют множества дошедших до нас списков их. Его называли даже «вторым златословесным витиею» и «вторым Златоустом». Некоторые ученые исследователи называют проповеди Кирилла «стихотворениями в прозе на религиозные мотивы» — настолько они высокохудожественны и поэтичны. Кроме проповедей от еп. Кирилла дошли до нас 27 составленных им молитв. По содержанию своему они суть горячие моления тяжкого грешника, сознающего свою крайнюю греховность и взывающего к Богу о непредании врагу, об избавлении от геенны и о сподоблении рая (Голубинский). Они по справедливости должны быть поставлены наряду с лучшими молитвами греческих авторов. Кириллу принадлежат также несколько покаянных канонов.    Серапион, епископ Владимирский (живший в XIII столетии), — выразитель народной печали в первую эпоху злых времен татарщины. В первых двух своих поучениях, дошедших до нас, он с глубоким сокрушением обличает свою паству во грехах, за которые Господь и послал в наказание страшное нашествие татар. Особой красоты и силы эта же мысль достигает в его третьем поучении. «Господь навел на нас народ немилостивый, — говорит он здесь, — народ лютый, народ, не щадящий ни юной красоты, ни немощи старцев, ни младости детей, ибо мы подвигли на себя ярость Бога нашего... Разрушены Божии церкви, осквернены священные сосуды, попрана святыня, святители сделались добычей меча; тела преподобных иноков брошены в пищу птицам; кровь отцев и братьев наших, как вода многа напоила землю... Ибо свели мы на себя гнев Господа...» Четвертое поучение направлено против суеверия народа, верившего в силу колдовства. В 5-м поучении обличается суеверие, не позволявшее хоронить людей, умерших не своей смертью. Простой и понятный язык этих поучений отличается вместе с тем и искренним пафосом.    Св. Петр, митрополит Киевский и всея Руси (1308—1326 гг.). Родился на Волыни от благочестивых родителей и 20 лет поступил в монастырь. Основал затем собственную обитель на реке Рати и так прославился благочестием, что на него пал выбор для замещения кафедры митрополита всея Руси. Он первый перешел в Москву, где князем был тогда Иоанн Калита, завещал устроить здесь храм в честь Богоматери (впоследствии знаменитый Успенский собор) и предрек великое будущее Москве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

62. В Лаврентиевом списке летописи, оканчивающемся 1305 г. (в I т. Собр. летоп.), с 1210 до 1240 г. видим летописца современника событиям, и притом инока Ростовского Григориева монастыря (см. гг. 1220, 1222, 1227, 1230, 1237, 1239). О последнем всего яснее говорят слова его о себе самом под 1231 г. Признаки Ростовского летописца видны еще в известии о прибытии князя Александра Невского в Ростов 1260 г. и в известии о епископе Кирилле и архимандрите Пахомие под 1266 г. Но с 1285 г. повествование обличает в повествователе жителя Твери: Тверские события являются на первом плане и описываются подробно. Таким образом летопись 1208–1305 г. Лаврентиева списка писана на севере, и в ее состав вошли записки частью Ростовские, частью Тверские. 63. Ипатиевский список летописи оканчивается 1292 годом (т. II Собр. летоп.). С 1202 г. заключает он в себе собственно Волынскую летопись, драгоценную особенно потому, что без нее остались бы неизвестными Волынские события. Сочинитель ее столько же старался о хронологическом порядке, сколько и о связи событий. «Хронографу нужа писати все и вся бывшая, овогда же писати в передняя, овогда же возступати в задняя», говорит он под 1254 г. Это значит, что, по его понятию, иногда нужно вести рассказ в продолжение нескольких лет, чтобы не прерывать связи событий, и потом возвращаться назад. Летопись писана при князе Мстиславе, преемнике князя Владимира, что видно по словам о кончине Владимира. 64. Так называемая первая Новгородская летопись, по спискам начинаясь 1016 г., оканчивается 1333 годом. По разности языка и правописания, замечаемой в Синодальном списке ее, заключают, что эта летопись составлена в XIII в. и дополнена около 1335 г. (Собр. летоп. III, 1). Тоже видно и по содержанию летописи. Под 1252 г. ясно виден летописец современник, и он дает о себе знать, что принадлежит к стороне меньших. «И побежа Михалко, како было ему своим полком уразити нашу сторону». 65. Св. Петр , митрополит 1308–1326 г., писал поучение или окружное послание духовенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Примечания 1 Епифаний — монах Троице-Сергиевой лавры.  В молодости путешествовал на Восток, был в Иерусалиме. Просвещенный человек, довольно искусный писатель, склонный к ораторству и многословию, как по его временам и полагалось. Был дружен со св. Стефаном Пермским, житие которого тоже написал. При жизни преп. Сергия — он диакон ( " Преп. Епифаний Премудрый, ученик св. Сергия Чудотворца " ). Автор древнейшего, написанного по личным впечатлениям, рассказам преподобного и близких к нему, жития Сергия, главнейшего источника наших сведений о святом. Написано оно не позже 25—30 лет по смерти Сергия. Труд этот дошел до нас в обработке серба Пахомия, Пахомий кое-что сократил в житии, кое-что добавил. По желанию троицких властей, по-видимому, было выброшено место, сохранившееся в Никоновской летописи из подлинного жития: после введения общежития некоторые монахи ушли вовсе из монастыря. Это место могло быть неприятно для монастырских властей XV в.,— Епифаний умер в 1420 г., приблизительно 75-ти лет. Не менее 16—17 лет провел при святом. 2 Хронология жизни преп. Сергия.— О рождении Сергия Епифаний говорит  неопределенно: " В княжение  великое  Тверское, при великом князе Дмитрии Михайловиче, при архиепископе Петре Митрополите всея Руси,  егда рать Ахмулова бысть " . В. князем Дмитрий Мих. сделался в 1322 г., Ахмыл ордынский грабил низовые города в том же году, митр. Петр 1308—1326 гг. Исходя из этого, митроп. Макарий, Ключевский, Иловайский и иером. Никон, автор обширного труда о Сергии, принимают год  его  рождения — 1319. С другой стороны — митр. Филарет, П. С. Казанский  и новейший исследователь проф.  Голубинский считают — 1313—14. Они основываются на указании того же Епифания, что преподобный умер 78-ми лет, год же смерти его, 1392, не возбуждает сомнений. По Казанскому, гораздо прочнее опираться на этот факт: Сергий,  наверно,  не раз говорил  старцам о том,  сколько ему  лет. Епифаний  жил  при  Сергии последние годы  и мог лично это слышать. Таким образом, Епифаний противоречит себе: исходя из него, с одинаковым правом можно принять и 1313—14 и 1319—22. Защитники 1319-го  сомневаются  в подлинности упоминания  о  78-ми  годах жизни Сергия, Ключевский и архим. Леонид считают это место позднейшей вставкой (анализ стиля). Но Голубинский думает, что сама вставка все же взята Пахомием из текста Епифания и лишь неловко сделана, при сокращении. Положиться на Епифания в хронологии вообще довольно трудно, т. к. он делает, например, явную ошибку, относя рождение Сергия ко времени патр. Каллиста (а тот был от 1330 по 1363). Так что вопрос, в сущности, не решен, но в лице проф. Голубинского новейшее исследование склоняется довольно упорно к 1314 году, смело исправляя дальнейшие указания и Епифания, и Никоновой летописи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2403...

Святой Петр жил с 1308 г. по 1325 г. во Владимире, с 1325–1326 г. в Москве. Память его 21 декабря. Приблизительно на расстоянии шести верст. От Р.Х. 1392 г. Память святого отца нашего Мирона чудотворца, епископа Критского Крит — наибольший из греческих островов, в восточной части Средиземного моря. Декий — император 249–251 гг. В 251 г. Иное передается в житии и Синаксаристе Никодима: там сообщается, что река по имени Тритон остановлена святым Мироном во время наводнения, и он, прошедши посуху по ней, после послал жезл с повелением чтобы она опять текла. В Крите еще Диодору Сицилийскому была известна река Тритон. Скончался св. Мирон около 350 года. Память святого отца нашего Емилиана Исповедника, епископа Кизического Кизик находится на полуострове Пропонтиды (Мраморного моря) Арктониссе; город этот основан милетцами за 5 веков до Р. Хр. Лев V Армянин — император 813–820 гг. Так в 815 г. он был заточен вместе с другими епископами. На собрании епископов во главе с патриархом у царя иконоборца св. Емилиан первый из епископов начал говорить смело с Львом Армянином, твердо отстаивая права церкви. На убеждения императора, склонявшего к иконоборчеству, он сказал: «Если этот вопрос, император, есть церковный, как ты сам сказал, то пусть исследуется в церкви по обычаю. Из древности, из самого начала, церковные вопросы исследуются в церквах, а не в царских палатах». См. житие прп. Никиты под 3 числом апреля месяца. Страдание святого Апостола Матфия Под Эфиопией разумеют Эфиопию Понтийскую или Колхиду, нынешнюю Мингрелию и Имеретию. Македония — страна на Балканском полуострове, примыкающая к северо-западному углу Эгейского моря (Салоникский залив). По греческим минеям в стихословии святому Матфию приписывается смерть на кресте. Глава св. Матфия была в Царьграде в храме св. Апостолов в 1200 г., как свидетельствует наш русских паломник Антоний. Теперь глава и часть мощей показываются в Риме, другая часть в Трире и Павии. Страдание святого мученика Антония Город Александрия находился в Египте на берегу Средиземного моря.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

После поставления в Константинополе и прибытия на Русь в 1308 г. свт. Петр около года находился в Киеве. Но уже в 1309 г. он последовал примеру своих предшественников и переместил свою постоянную резиденцию во Владимир. В 1325 г. свт. Петр переселился в где и умер 20 дек. 1326 На время его правления единой Русской Церковью пришлось появление Литовской (Λτβων/Λιτβδων) митрополии Константинопольского Патриархата (где-то между 1315 и 1317 гг.), которая первоначально, вероятно, создавалась как церковная организация для обращаемых в Православие литовцев; вскоре после1329 г. она прекратила свое Следующий митрополит τς ωσας, грек свт. Феогност, прибыл на Русь в 1328 г. и после краткого пребывания в Киеве и во Владимире, поселился в Москве. Таким образом, Константинопольская Патриархия в лице направленного ею самой представителя сознательно санкционировала перемещение центра управления единой русской митрополией в Москву, при сохранении за ним титула «Киевский». В эпоху свт. Феогноста возобновились попытки галичан устроить собственную митрополию, независимую от остальной Руси. Около 1331 г. Константинопольский патриарх Исаия даровал Галицкому епископу Феодору, рукоположенному свт. Феогностом в 1328 титул — это следует из упоминания «митрополита Галицкого» среди участников соборного заседания в апреле 1331 Однако вскоре патриарх Исаия отменил свое — это видно из того, что следующий патриарх, Иоанн XIV Калека, между 1342 и 1346 гг. вновь возвел того же Галицкого архиерея в сан митрополита и издал соборный акт о подчинении ему тех же епархий, что и тридцатью годами Патриарх Иоанн Калека, вошедший в историю как гонитель свт. Григория Паламы, совершил указанное деяние по просьбе утвердившегося на Волыни князя Любарта-Дмитрия, сына литовского великого князя Гедимина, не советуясь с императором Иоанном V Палеологом по причине малолетства последнего. Но в 1346 г. к власти пришел Иоанн VI Кантакузин, объявленный соправителем Иоанна V, который был почитателем и сторонником свт. Григория Паламы и его учения. В 1347 г. патриарх Иоанн Калека был низложен, а его деяния — последовательно аннулированы. В частности, в августе 1347 г. был издан императорский хрисовул, отменяющий создание отдельной митрополии для «страны Малой России, называемой Волынью», за которым в сентябре того же года последовал акт собора архиереев во главе с патриархом Исидором I. Хрисовул и соборное деяние сопровождались несколькими грамотами (официальными письмами) императора и патриарха князьям и митрополитам (подробнее см. ниже). Согласно этим документам, абсолютно все епархии различных русских земель, независимо от их государственной принадлежности, подчинены митрополиту всея Руси Феогносту.

http://patriarchia.ru/db/text/5383649.ht...

Филарет Амфитеатров 1837–1857 Исидор Никольский 1858–1860 Арсений Москвин 1860–1876 Филофей Успенский 1876–1882 Платон Городецкий 1882–1891 Иоанникий Руднев 1891 В Киеве и Владимире попеременно: Кирилл III 1243–1280 Во Владимире: Максим 1283–1305 Во Владимире и Москве: Петр 1308–1326 до 1325 во Владимире, с 1325 в Москве Чигиринское викариатствоУчреждено в 1799 году. Епископы (в Киеве): Феофан Шиянов-Чернявский 1800–1807 Ириней Фальковский 1807–1823 Афанасий Протопопов 1823–1826 Мелетий Леонтович 1826–1828 Кирилл Куницкий 1828–1835 Владимир Алявдин 1835–1836 Иннокентий Борисов 1837–1841 Иеремия Соловьев 1841–1843 Варлаам Успенский 1843–1845 Апполинарий Вигилянский 1845–1858 Антоний Амфитеатров 1858–1859 Серафим Оретинский 1860–1865 Порфирий Успенский 1865–1877 Иоанн Жданов 1878–1883 Виталий Иосифов 1883–1885 Иероним Экземплярский 1885–1890 Ириной Орда 1890–1892 Иаков Пятницкий 1893 Коневское викариатство Учреждено в 1874 году. Епископы (в Киеве): Сильверст Малеванский 1885 Московская епархия Митрополиты Московские и всея Руси (в Москве). 91 Феогност 1328–1353 Алексий 1354–1378 Михаил-Митяй 1378–1379 Киприан 1380–1382 Пимен 1382–1390 Киприан(вторично) 1390–1406 Фотий 1410–1431 Исидор 1437–1441 Иона 1449–1461 Феодосий Бывальцев 1461–1464 Филипп I 1464–1473 Терентий 1473–1489 Зосима Бнадатый 1490–1494 Симон 1495–1511 Варлаам 1511–1521 Даниил 1522–1539 Иоасаф Скрипицын, св. 1539–1542 Макарий 1542–1563 Афанасий 1564–1566 Филипп II Колычев, св. 1566–1568 Кирилл IV 1568–1572 Антоний 1572–1581 Дионисий 1581–1586 Иов 1586–1589 Архиепископы: 92 Иосиф Волчанский 1742–1745 93 Платон Малиновский 1748–1754 Тимофей Щербацкий, митроп. 1757–1767 Амвросий Зертис-Каменский 1768–1771 с 1771 по 1775 гг. упр. Крутицкой еп. Самуил Миславский Московские и Коломенские (с 1799 года): Платон Левшин 1775–1812 с 1787 года митрополит Августин Виноградский 1818–1819 Митрополиты Московские и Коломенские: Серафим Глаголевский 1819–1821 Филарет Дроздов 1821–1867 с 1826 года митрополит Иннокентий Вениаминов 1868–1879

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. XIII в. неопределенность границы между Сарайской и Рязанской епархиями привела к возникновению длительного спора, касающегося степной местности Червлёный Яр (по одноименной реке, впадавшей в Дон; в XIV в. Червлёным Яром называли пространство между реками Дон, Воронеж, Хопёр и Вел. Ворона (совр. Ворона)). Спор был вынесен на суд первосвятителя Русской Церкви и был дважды разрешен в пользу Рязанских архиереев: сначала митр. св. Максимом (1283-1305), затем митр. св. Петром (1308-1326). Зимой 1313/14 г. свт. Петр лишил сана Сарайского еп. Исмаила и поставил на кафедру еп. Варсонофия (по мнению нек-рых исследователей, он в 1316 был переведен на Тверскую кафедру - см. Варсонофий , еп. Тверской), что могло произойти из-за спора о церковном подчинении населения Червлёного Яра. В последние годы святительства митр. Петра Сарайский еп. Софония на Соборе в Костроме дал письменное обещание признавать эту местность рязанской. При митр. св. Феогносте (1327/28-1353) вопрос был первоначально решен в пользу Сарайского еп. Афанасия I неким игуменом, к-рому митрополит поручил произвести разбирательство. Однако впосл., по предоставлении Феогносту грамот прежних митрополитов, Червлёный Яр вновь отошел Рязанской епархии (об этом сообщается в грамоте митр. Феогноста баскакам, сотникам, духовенству и всем христианам Червлёного Яра, составленной между 1334 и 1343 - Там же. 18. Стб. 163-166; АСЭИ. Т. 3. 312. С. 341-342; РФА. Вып. 6. 94. С. 302-303). Претензии Сарайской епархии на территорию «по Великую Ворону, возле Хопор, до Дону» сохранялись еще при митр. св. Алексии, и только новой грамотой последнего (ПДРКП. 19. Стб. 167-172; АСЭИ. Т. 3. 313. С. 343-354; РФА. Вып. 6. 95. С. 304-306) в сер. 50-х гг. XIV в. Червлёный Яр был окончательно закреплен за Рязанью: Сарайский еп. Афанасий II, «покажнен от митрополита, писаньем отступился того передела» (ПДРКП. 18. Стб. 172). Выдача новой грамоты о принадлежности Червлёного Яра Рязанской епархии в начале правления свт. Алексия могла быть вызвана, в частности, желанием митрополита примирить правителей Москвы и Рязани, конфликтовавших из-за спорных владений в Поочье, а также тем, что к тому времени была образована Коломенская епархия, в состав которой вошли земли, ранее относившиеся к Рязанской епархии; т. о., окончательное признание за Рязанской кафедрой Червлёного Яра являлось компенсацией территориальных потерь.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

В 90-х гг. XX в. шел стремительный рост числа баптистских общин. В 2013 г. насчитывалось 68 зарегистрированных общин Всеукр. совета баптистов в Киеве и 160 общин в Киевской обл. Кроме того, в Киеве действовало 5 общин инициативников , 25 общин др. орг-ций баптистов, евангельские христиане имели 80 общин в Киеве и 45 общин в Киевской обл., пятидесятники - 22 общины в Киеве и 51 в области, адвентисты - 20 общин в Киеве и 52 в области, иеговисты - 50 общин в Киеве и 17 в области, последователи «Церкви полного евангелия» - 50 орг-ций в Киеве и 57 в области. Лит.: Biльxobuй Ю. В. Noлimuka Радянськоï держави щодо протестантських церков в Ykpaïhi (сер. 40 - 70-х рр. ХХ ст.): АКД. Полтава, 2002. Архиереи Митрополиты Киевские (и всея Руси) в юрисдикции Константинопольского Патриархата свт. Михаил (кон X - нач. XI в.?), Леонт (Леонтий; кон. X - нач. XI в.?), Феофилакт (кон. X в.?), Иоанн I (после 1039 - не позднее 1051 или не позднее 1018 - до 1039), Феопемпт (ок. 1039 - не позднее 1051), Кирилл (?), свт. Иларион (1051 - ок. 1054/55), Ефрем I (1054/55-1061/62), Георгий (ок. 1062 - после 1073), свт. Иоанн II (между 1073-1077/8), Иоанн III (1089-1091), Николай (ок. 1093 - ранее 1104), Никифор I (1104-1121), Никита (1122-1126), Михаил II(I) (1130-1145), Климент (Клим Смолятич, 1147-1155; не признан К-польской Патриархией), свт. Константин I (1155/56-1158/59), Феодор (1160/61-1163), Иоанн IV (1163/64-1166), Константин II (1167-1169/70; начиная с Константина II Киевские митрополиты имели в титуле слова «всея Руси»), Михаил II(III) (не позднее 1171 - не позднее 1182), Никифор II (1182 - не ранее 1199), Матфей (не ранее 1201-1220), Кирилл I(II) (1224-1233), Иосиф (1237 - не ранее 1240), свт. Кирилл II(III) (ок. 1246-1280), свт. Максим (1283-1305), свт. Петр (1308-1326), свт. Феогност (1328-1353), свт. Алексий (1354-1378), Митяй (Михаил) (1378-1380; наречен, не поставлен К-польским патриархом), свт. Киприан (1375-1378, 1381-1382, 1389-1406), Пимен (1380, 1382-1389), свт. Дионисий (1384-1385), свт.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Suchla – Corpus Dionysiacum I. Pseudo-Dionysius Areopagita. De divinis nominibus/Hrsg. von B.R. Suchla. В.; N. Y., 1990. Thomas Aquinas – S.Thomae Aquinatis Opera omnia: In 71. Stuttgart; Bad Cannstatt. 1980. Χρστου – Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα : Τμοι I – V/ Εκδδ . Π . Κ . Χρστου . Φεσσαλονκη , 1970–1994. – 1904 . / 1 Иоанн (Майстер) Экхарт , немецкий доминиканец, глава рейнской мистической школы. Приор в Эрфурте (1294–1300), викарий Тюрингии (до 1298), «лектор сентенций» (1293–1294), профессор (1302–1303, 1311–1313) богословия в Парижском университете, доминиканском Studium generale (1323–1326) в Кёльне, провинциал Саксонии (1303–1311), генеральный викарий Богемии (с 1307), куратор подконтрольных доминиканцам женских монастырей в Страсбурге и в его окрестностях (1314–1323). Основные сочинения: «Парижские диспутации» (Quaestiones Parisienses, 1302–1313), теологическая сумма «Трехчастный труд» (Opus tripartitum, 1311–1313; отдельные сочинения до 1311 и после 1313), содержащая теоретические «Прологи», комментарии на книги Ветхого и Нового Заветов, 56 лат. эскизов к проповедям; немецкие трактаты: «Речи наставления» (Die rede der underscheidunge, до 1298), «Книга Божественного утешения» (Daz buoch der götlîchen troestunge), «О человеке высокого рода» (Von dem edeln menschen, 1308–1314), «Об отрешенности» (Von abegescheidenheit, 1323–1326), более ста проповедей; а также документы, связанные с Кёльнско-авиньонским процессом, в том числе сохранившиеся два (из трех) списка ответов инквизиторам (1325/1326). В булле папы Uoahha XXII «На ниве Господней» от 27.111.1329 г. были прокляты 28 пунктов экхартовской теологии. Ruh К. Meister Eckhart//Die deutsche Literatur des Mittelalters. Verfasserlexikon: In 13 Bd. В.; N. Y., 1980. Bd. 2. S. 327–348. 2 Григорий Палама , идеолог византийского исихазма. Воспитанник Императорского университета, монах на Афоне (1316 с перерывами до 1345) и в Веррии (1326–1331), участник соборов 1341, 1347 и 1351 гг., архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

Михаил Черниговский (убит в 1246 г. в Орде), князь-мученик, сын великого князя Киевского Всеволода Святославича Чермного, князь Черниговский, затем великий князь Киевский, канонизирован вскоре после 1246 г., память 14 февраля – с. 14, 67, 68; кат. 128 Михей (1385), преподобный, ученик Сергия Радонежского, память 6 мая – кат. ю, 68 Никита Новгородский (ум. 1108), святитель, епископ Новгородский, почитался с начала XIII в., канонизирован в 1558 г., память 31 января – с. 58, 63; кат. 23, 24, 66, 108 Никита Переславский (ум. 1186), преподобный, столпник, мощи обретены в 1556 г., память 24 мая – с. 35, 36, 37 Никон Радонежский (ум. 1426), преподобный, шумен Троице-Сергиева монастыря, канонизирован в 1547 г., память 17 ноября – с. 32, 37, 41, 44, 50, 51, 69, 72; кат. 10, 70, 108 Пафнутий Боровский (ум. 1478), преподобный, основатель Боровского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 1 мая – с. 31, 32, 39, 45, 72; кат. 16 Петр (ум. 1326), митрополит Киевский и всея Руси, 1308–1325 гг. – во Владимире, 1325–1326 гг. – в Москве, канонизирован в 1339 г., памяти, 21 декабря – с. 15, 17, 24, 30, 32, 39, 50, 58, 59, 63, 70, 72; кат. 9, 14, 17, 18, 34, 45, 64, 66, 70, 93, 98, 108, 109, 112, 113, 115, 116, 117, 121, 122, 125, 129, 151, 154 Петр, в иночестве Давид, князь Муромский, сын князя Георгия Ростиславовича, и Февронья, в иночестве Евфросинья, его супруга (ум. 1228), канонизированы в 1547 г., память 25 июня – с. 42, 53, 54 Савва (XVI в.), преподобный, игумен Спасо-Андроникова монастыря, почитается с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Савва Вишерский (ум. 1460), преподобный, основатель монастыря на реке Вишера, канонизирован в 1549 г, память 1 октября – кат. 10 (?), 108 Савва Сторожевский (Звенигородский) (ум. 1406), преподобный, основатель Сторожевского монастыря, мощи обретены в 1682 г., память 19 января и 3 декабря – с. 11, 51; кат. 101, 108 Савватий Соловецкий (ум. 1435), преподобный, почитался с начала XVI в., канонизирован в 1547 г., память 27 сентября – с. 16, 39, 63, 72; кат. 23, 25, 36, 103, 108, 133, 144, 151, 158

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010