Но почему ты ждешь, душа моя, времени, когда эту молитву пропоет над недвижным телом твоим церковный хор? Почему медлишь ты сказать ее, пока губы твои еще шевелятся, пока рука готова подняться и опуститься в крестном знамении, пока колени твои еще гнутся, чтобы совершить метания, пока глаза еще открыты и готовы слезами омыть грехи твои? Почему ты дожидаешься времени, когда «исповедаться в том смысле, в каком можно при жизни, – действительно нельзя»? Ведь «истинная исповедь, смывающая грехи наши... это та исповедь, которая вслед за устным исповеданием пред священником грехов ставит обязательной задачей исправить путь свой, уйти с греховного пути, не повторять греха, в котором покаялись. Такая исповедь невозможна для умерших, ибо всё кончено: жизнь изменить уже нельзя, ибо жизни больше нет» 1307 . Этого ли времени ты ожидаешь, душа, чтобы покаяться? Откажись от лености своей духовной, душа моя! Исповедай веру свою в милость Божию! Призови Его помощь, сильную восставить тебя из глубины грехопадения твоего! Прими в себя слова, которые подсказывает тебе преподобный Андрей сегодня, во дни великопостные, прими их в себя, сделай их своими и воззови ими от всего сердца твоего: «Владыко, Владыко Христе! Я знаю, что Ты – тихое пристанище. Поспешивши, избавь меня от непроходимых глубин греха и отчаяния». h4 Преступи среде до Славы. Чти в четверток первыя седмицы на повечерии. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Аз есмь, Спасе, юже погубил еси древле царскую драхму; но вжег светильник, Предтечу Твоего, Слове, взыщи и обрящи Твой образ. Рече Господь притчу сию: «Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:8–10 ). «Под «женщиною», – толкует притчу блаженный Феофилакт, – разумей премудрость и силу Бога и Отца, Его Сына, Который потерял одну драхму из словесных и по образу Его созданных тварей, то есть человека, и засвечивает светильник – Свою плоть. Ибо как светильник, будучи от земли, светом, который он принимает, освещает покрытое тьмою; так и плоть Господа, земная и подобная нашей, просияла светом Божества, которым она воспринята. И «дом выметен», то есть весь мир очистился от греха, ибо Христос взял грех мира на Себя. И «драхма», то есть царское изображение, «нашлась», и настала радость как для Самого Христа, нашедшего ее, так и для горних сил, которые суть подруги Его и соседки: «подруги», поскольку творят Его волю; «соседки», поскольку бестелесны» 1308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

13 октября 1307 года всех тамплиеров, не успевших укрыться, арестовали и подвергли допросам инквизиции. Их обвиняли в ереси, отречении от Христа и мужеложстве. Под пытками многие рыцари признались во всех обвинениях. Папа издал буллу, согласно которой аресты и изымание имущества у тамплиеров и Ордена в пользу казны и Церкви начались по всей Европе. В 1310 году возле монастыря Святого Антония под Парижем на костер взошли 54 рыцаря, которые отказались от ранее данных под пытками показаний. 5 апреля 1312 года Папа издал буллу об упразднении Ордена. В 1314 году вынесли приговор Великому Магистру Ордена Жаку де Молу. Его и еще нескольких человек приговорили к тюремному заключению, так как они ранее под пытками признали предъявленные обвинения. Однако на суде Жак де Мол и приор Нормандии Жоффруа де Шарне заявили о том, что предпочтут смерть тюрьме. В тот же день они были сожжены. «С Тамплиерами погиб целый мир; рыцарство, крестовые походы кончились с ними. Даже папство получило ужасный удар. Символизм был глубоко потрясен», — Эти слова о последствии падения рыцарей Храма принадлежат Чарльзу Уильяму Гекерторну. Образ тамплиеров нередко использовался в литературе и искусстве. Им нередко приписывали чуть ли не мистические способности, но всё это — не более, чем домыслы. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 марта, 2024 27 января, 2024 5 января, 2024 4 ноября, 2023 28 октября, 2023 6 июня, 2023 8 мая, 2023 19 декабря, 2022 9 декабря, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tampliery/

С такаю же ревностью она вооружалась против новых, явившихся тогда ересей. Умы желали образования; но тщеславие, обыкновенно берущее верх над покорностью, нередко соделывало науку гибельнее для религии самого невежества, из коего люди выходили мало по малу. К утешению Церкви Бог посылал просвещенных, любивших истину мужей, обличавших заблуждения, в кои другие вдаваться начинали. Государи, со своей стороны ревностно старавшиеся о сохранении веры, подавали помощь религии; и новые, со всех сторон восстававшие заблуждения, были поражаемы на Западе и оружием временной власти и проклятиями Церкви. Равным образом, для исправления нравов, Бог воздвигал великих пап; ибо между пятьюдесятью двумя первосвященниками в течение трех сих веков на престоле Римском восседавшими, многие были истинно достойны высокого, занимаемого ими сана; были также неутомимые служители Церкви, вспомоществовавшие усердию своих начальников; простые верные, стремившиеся к совершенству и ревностно исполнявшие Евангельские добродетели; наконец государи, с высоты престолов своих подававшие примеры благочестия прочим христианам. Можно также доказать, что в сии три столетия было учреждено гораздо большее число богоугодных заведений, нежели в первые десять веков, и даже во времена самого величайшего усердия христианства. XIV и XV века Год 1301 Новые распри потрясают церковь . Папа Вонифатий VIII присваивает себе первенство над королями во временной даже власти, и поражает буллами Филиппа Красивого противившегося ненавистному сему притязанию. Франция принимает сторону короля своего, а вся Италия защищает выгоды властолюбивого первосвященника. Возгорается война. Папа задерживается французами, и с печали умирает. Год 1305 Скорая кончина Венедикта XI, наследовавшего Вонифатию, подает повод к соблазнительным проискам по поводу избрания его преемника. После одиннадцати месячных споров избран Климент V, и перенес престол в Авиньон, куда перевел и весь двор Римский. Год 1307 Филипп Красивый не прекращал однако же своих жалоб на Вонифатия; но как распря сия не заслуживала быть веденною с толикою жестокостью, как делал сие Вонифатий, то Климент V, взиравший на дела с меньшим предубеждением, собрал в Вене собор для окончания важного сего дела. Примирение последовало, и король французский, дарованным Римскому Престолу покровительством, показал, что неудовольствие было только личное. Год 1324

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В феврале 1979 года, будучи в Этне, отец Серафим завел с Алексеем разговор о принятии священства. Вскоре медфордская миссия обратилась к епископу Нектарию с официальной просьбой о рукоположении Алексея. Рукоположение было назначено на вторую неделю после Пасхи. 5 мая 1979 года в монастыре Преподобного Германа Алексей Янг был рукоположен во иерея епископом Нектарием (за день до того он принял сан диакона). Присутствовали прихожане из нескольких миссий, и, по словам отца Серафима, это было настоящее «праздничное торжество». Годы спустя отец Алексий вспоминал: «Накануне пронесся бурный весенний ураган, и дорога к монастырю Преподобного Германа стала почти непроходимой. Тем не менее ради такого случая в церкви собралось множество паломников. Епископ Нектарий – наш апостол – плакал и во время рукоположения, и во время Евхаристического канона. 1306 Служа Божественную литургию, он всегда и неизменно исполнялся благоговением перед этой величайшей тайной. В конце он сказал мне: “Смотри не стань профессиональным священником, то есть не делай из священства карьеру, не смотри на него как на способ заработать на жизнь. Дыши им как воздухом, не заботься слишком уж о материальной, финансовой стороне жизни, отдай себя Христу, как подобает Его священнику. Будь готов В воскресенье отец Алексий отслужил свою первую литургию. Так закончились в монастыре те «три очень духовных дня», как назвал их отец Серафим. 1307 Днем отец Серафим поехал с отцом Алексием в Этну учить его проводить богослужения. «Несколько дней он неотрывно наставлял меня, – вспоминал отец Алексий, – с необычайным терпением и любовью. Никогда не указывал на ошибки в присутствии прихожан, но запоминал их и после службы подробно разбирал Занимался он и с нашим «хором” – моей матушкой и Барбарой Марри. Как трудно давались им песнопения! После одной литургии они извинились перед ним, дескать, плохие мы ученицы, но услышали поистине восхитительный ответ: “Да что вы! Уверен, пенис ваше угодно Ангелам”. Спокойный, выдержанный, истинный любящий отец во всем. 1308

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Мелкие языческие суеверия опутывали еще многих христиан: если рождалось дитя или происходила пропажа чего-либо, непременно шли к предсказателям; в болезнях спешили прибегнуть к амулетам с языческими стихотворениями, а иногда даже надевали на голову или на ноги золотые монеты Александра Македонского 1305 и т. п. Так христиане молились одному Богу, а в душе не забывали и своих прежних богов, одни и те же уста славили Христа и произносили языческие заклинательные формулы. И этот языческий отпечаток лежал на всем укладе частной и общественной жизни IV в. Нравственность общества в своих проявлениях не хотела еще отказаться от свободы античных нравов. Два направления нравственности, царившие в веке Феодосия, – аскетическое и мирское, преломляясь в сознании людей, часто приводили к аналогичным результатам: одни спешили подавить запросы тела истязаниями и аскетическими подвигами, другие – наоборот, разрушали тело разнузданною свободою, стараясь превзойти друг друга в извращенности, которая могла бы оказать честь даже античной империи 1306 . Пороки тем сильнее развивались, что они не могли встретить полного отпора ни со стороны государства, ни со стороны Церкви. Государство оставалось построенным на началах древней греко-римской циилизации, а потому только преследовало те формы нравственности, которые вредили государству. Правда, законы со времен Константина старались внести христианский дух во многие частные стороны жизни, но все это были меры частичные, которые не всегда приводили к желанным результатам и скорее внешне регламентировали жизнь, чем воссоздавали ее внутренно. Равным образом Церковь , сделавшись госпожею мира, сама страдала мирскими недостатками и не могла оказывать широкого влияния на массы. Несомненно, отдельные представители Церкви выдавались своими нравственными качествами над толпою и много потрудились на пользу улучшения нравственности, но их труды не находили себе поддержки в массе клириков, настроенных далеко не по-христиански. Известно, что высшие клирики этого времени занимали должности ради почестей, богатства и спешили превзойти богачей своими пирами и блеском помпы, а клирики низшего ранга занимались торговлею и вообще не брезговали ничем, чтобы нажить богатство 1307 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1294 Эта записка была последнею в царствование императора Николая Павловича попыткой святителя Московского провести в дело свою заветную мысль о переводе Библии на русский язык. Попытка эта тогда не имела успеха. 1302 Собрание мнений и отзывов Филарета, IV, 244; срав. Чистовича, то же его исследование в Христианское Чтение, 1873 г. ч. II, стр. 60. 1305 Сочинения Филарета, V, 505. Проповедь относится к 1860 году. Срав. мысли Филарета Киевского потому же предмету в нашем исследовании: О подвигах Филарета, митрополита Московского, в деле перевода Библии на русский язык, стр. 162, 177 и далее, и другие. Москва, 1883. 1306 Разумеется письмо митрополита Киевского, в бытность его епископом Калужским, к Филарету московскому от 17 декабря 1824 по случаю запрещения катехизисов святителя Московского, при чем Филарет Киевский высказывался ясно в пользу перевода Библии на русский язык. Текст сего письма святитель Московский приводит в своем отзыве на мнение митрополита Киевского. Собрание мнений и отзывов Филарета, IV, 250–251. 1307 В начале своих возражений Филарет Киевский говорит, что он не раз и внимательно читал рассуждение Святейшего Синода 10 сентября 1856 года. 1309 Так советовал владыка Московский поступать, если мы припомним, и с церковной кафедры одному из новопосвященных епископов, выставляя в основание сего мысль, что спасенье есть во мнозе совете, каковую мысль приводить он и в начале своего отзыва на мнение митрополита Киевского. Собрание мнений и отзывов Филарета, IV, 245. В пример конфиденциальных сношений теперь приводит он сношения по делу о намерении графа Протасова сделать славянскую Библию в России тем же, чем служит Вульгата на Западе со стороны самодостоверности текста её. 1311 Подробности этого деда можно читать в нашем упомянутом исследовании: О подвигах Филарета, митрополита Московского, в деле перевода Библии на русский язык, стр. 192 и далее. 1314 Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1877, ч. III, стр. 186 «Материалов для истории Русской Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Более того, согласно Кокуэну, именно сирийский чин освящения изначально являлся единственным чином, употреблявшемся в Александрийском Патриархате 606 . Несмотря на то что в своей статье Кокуэн говорил о более поздних чинах освящения, можно допустить, что его выводы верны также для раннего, более примитивного чина, который описан в нашем источнике. Если мы сравним отсылки к элементам чина освящения, которые можно найти у Ареопагита, с нашим источником, можно отметить как минимум две явные параллели: 1) чин совершается епископом; 2) освящение совершается через возлияние мира на престол. То, что в этом раннем чине освящения храма главным элементом является освящение престола, может поставить под сомнение предположение Кокуэна, что в коптском чине освящение алтаря это – поздний элемент, насыщенный заимствованиями из византийского чина 607 . Видение Христа и Божественной славы, произошедшее в момент возлияния мира, находит соответствия с подобными же явлениями во время крещального помазания в ранних описаниях (сирийского происхождения) христианского чина посвящения 608 . В тексте данного повествования, однако, не указывается, какой могло быть содержание «молитвы святого мира», находящейся в нашем тексте перед возлиянием мира 609 . Исключительный характер (миро-)помазания для освящения престола очевиден и в более поздних чинах западносирийского, коптского и армянского происхождения. Сравнение данных из этих традиций может быть полезным для прояснения истоков по крайней мере некоторых элементов византийского чина. Следует отметить, что Евхологии восточнохристианских традиций, содержащие чин освящения храма, престола или же переносного престола-таблита (сир. tablitha), датируются, разумеется, позже, чем Евхологий Vatican. Barberini gr. 336, где находится самый ранний текст византийского чина освящения: например, так называемый «Архиератикон патриарха Михаила Сирина» (рукопись Vatican. syr. 51) относится к 1172 году 610 , а коптский текст освящения престола и храма из коптско-арабского Евхология, изданного Хорнером, – к 1307 году 611 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Вскоре, после поставления Климента в архиепископы, скончался (в 1280 г.) хиротонисавший его митрополит Кирилл, достопамятнейший иерарх Русской церкви, которого, по отзыву современников, едва ли кто-либо из древних митрополитов Российских превосходил в добродетелях истинно пастырских 325 . По кончине его, духовенство Российское два года оставалось без главы; наконец, в 1283 г. прибыл преемник Кирилла Митрополит Максим, грек. Он, по примеру предшественника, странствуя по России ради исправления дел церковных, в 1285 г. посетил и Новгород, где с великою честью был принят жителями и владыкою Климентом 326 . Архиепископ Климент скончался в 1299 году «месяца мая в 22 день, на память святого мученика Василиска, в пяток четвертой недели на Пасхе, в 7-й час дня, быв в епископии лет 23». Летописец не упоминает ни о каких его пастырских доблестях в такой длинный период святительства, но в то же время замечает, что он «добре правил церковь Христову, душа его взыде на небеса, а тело его честно положено бысть в притворе святыя Софии от владычня двора, архимандритом Кириллом и всеми игумены, и всем иерейским чином, и посадником Андреем, и всеми Новгородцы» 327 . Не более как за месяц до кончины, владыка Климент был сильно огорчен опустошением Новгорода страшным пожаром. Это обстоятельство тем более было тягостно для старца святителя, что и начало его вступления на святительский престол ознаменовалось таким же несчастием. «Месяца апреля, говорит летописец, в 18 день, в субботу великую, в 1 час нощи загореся на Варяжьской улици, и створися горе велико, по нашим грехом: вздвижеся буря с вихром, и тако бысть силен огнь в борзе, кто мало что похватив выбежа из своего двора, а иное все огнь взя; и вержеся огнь из Немечьского двора в Неревскый конец, и загореся на Холопьи улици, а тамо сильнее огнь, а Неревляне на оной стороне, а мост великый огнь заял... Но сице бо на свете Бог и добрие людие уяша, а злии человеци падоша на грабежи, что в церквах все разграбиша Бога не боячеся: в святом Иване над товаром сторожа убиша, а в святом Якове сторож сгоре; на торговом полу (на торговой стороне) 12 церквии сгоре, икон не всех успеша выносити, ни книг, а в Христове церкви неколико голов сгоре, и два попа сгореша; в Неревском копци 10-ть церквии сгоре и многа узорочья в церквах и муж добр сгоре Елеферий Лазоревич». В заключение описания этого несчастия, очевидец говорит, что Бог казнит за грехи наши, «кажа нас на покаяние» 328 . 9. Архиепископ Феоктист 329 (1299–1307)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

1305 По словам Иосифа, Фёдор Борисович, прежде чем пытаться обирать его монастырь, обобрал уже три монастыря своей области, – послание к Борису Васильевичу Кутузову. 1306 Серапион поставлен в архиепископы новгородские из игуменов Троицких 15 Января 1506 года. По свидетельству жития преподобного Иосифа, принадлежащего неизвестному (собственно – некоторых списков последнего), на соборе 1503 года он был помощником Иосифа в ведении защиты монастырского вотчиновладения, – издание Невоструева стр. 44 начало. 1307 Об этой моровой язве, начавшейся осенью 1505 года и продолжавшейся три года, см. 3 и 4 Новгородские летописи в Собрании летописей III, 244, в IV, 136. 1308 Год указывается во второй разрешительной грамоте Иосифу, о которой и цитату которой см. ниже. По 2 Софийской летописи, Иосиф начал бить челом великому князю на Фёдора Борисовича зимой 1507 года, – Собрание летописей VI, 249. 1309 Что Иосиф, перейдя из-под власти волоколамского князя под власть великого князя, не переходил из-под власти архиепископа под власть митрополита, это видно из следующего: 1) в житии преподобного Иосифа, принадлежащем Савве, епископу Крутицкому, читается, что великий князь сказал помянутым посланным Иосифа относительно того, что переход совершился без благословения архиепископа: «о сем попечениа ни мало имейте, игумену же Иосифу рците: из предела еси от новгородскиа архиепископьи не отшел, аз взях монастырь от насилиа удельного», – издание Невоструева стр. 43; 2) митрополит Симон в разрешительной (второй) грамоте Иосифу говорит об его переходе из-под власти одного князя под власть другого и ничего не говорит о переходе из-под власти архиепископа под свою митрополичью власть, – цитата ниже; 3) Серапион в своей отлучительной грамоте на Иосифа выставляет виной его то, что он отказался от своего государя в великое государство, и ничего не говорит об отказе от него – архиепископа, см. послание Иосифа к митрополиту в Памятниках старинной русской литературы Кушелева-Безбородко, IV, 209; 4) Серапион предал Иосифа отлучению как своего чернца уже через два года после его перехода из-под власти одного князя под власть другого (совершенно ясно говорится, что в продолжение этих двух лет Иосиф оставался под властью архиепископа: послания Иосифа к Кутузову и Третьякову); 5) в послании Серапиона к митрополиту Симону, которое читается в житии Серапиона и которое на самом деле не принадлежит ему, а сочинено самим автором жития, ясно представляется дело таким образом, что Иосиф, перейдя в гражданском отношении из-под власти волоколамского князя, в церковном отношении остался под властью новгородского архиепископа.– Послание в отдельном виде напечатано в IV томе Памятников Кушелева-Безбородко, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мелодичный голос историка повествует историю многострадальной Сербии. Выйдя из храма, жду Драголюба, который разговаривает с сербом-паломником. Мой взгляд ловит лицо женщины, в которой вижу родные русские черты. Женщина красивая и радостная, и широко смеется, видно, что ее сердце ликует. Подхожу и здороваюсь. Увидев меня, громко говорит мне: «О, ты русская!» И трижды целует. Приглашает меня пойти с ними в церковь Богородицы Левишка. Рядом появляется молодой парень, волосы у него завязаны в пучок. Видна стать. Смотрю в глаза, в них - спокойствие, глубина, умиротворение и одновременно сила, но видно в глубине и бурление молодости. Мы все вместе пошли в церковь. Издалека видна Церковь Богородицы Левишка - жемчужина, одна из красивейших сербских средневековых церквей, вокруг нее терновый венец из колючей проволоки. И звучат в душе строчки поэта Драгана Циноберского Ничича, рассказанные мне Мирославом Гучичем: «А за Призрень, когда меня спрашиваешь? Растужится сердце мое. Когда вспомню, да в нем и осталось. Не смей меня никогда отпустить, да тебя оставлю… Жду да еще один раз услышу звон с Левишки». Заходим в храм и видим настенные фрески, которые созданы примерно между 1307-1313 годами. Их стиль близок к константинопольскому. Узнаю от историка, что расписывали храм греческие мастера Михаил Астрапа и Евтихий из Фессалоники. Жемчужиной храмовой росписи церкви является икона XIII века — Матерь Божия Милующая - Богородица Левишка , на которой запечатлена Матерь Божия с младенцем с корзинкой в руках, полной хлебов. Из корзинки младенец берёт хлеба и раздаёт страждущим. Данная фреска-икона чудотворная. В 2006 году церковь была зачислена в перечень объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Священник служил в храме панихиду и по храму звенит кадило и клубится дым от ладана. Приложившись к чудотворной иконе, отстояв панихиду, помянув сербких и русских почивших, мы все выходим из храма. По дороге к автобусу паломников, говорим с Биляной о храбрых сербских гаагских мучениках Ратке Младиче, Радоване Караджиче, Горане Хаджиче и Слободане Милошивече. Узнаю, что Биляна сербский писатель-публицист и знакома лично с генералом Ратко Младичем и бывала у него в тюрьме.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/04/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010