Никаких указаний на чистилище в Священном Писании мы не находим. Четыре места, на которые ссылаются католические богословы, оснований для введения третьей области – чистилища – не дают: 1. Жертвоприношение, совершенное по приказу Иуды Маккавея ради искупления грехов воинов, павших в битве (2 Мак.12:4-46). 2. Слова Спасителя мира: если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:32). 3. Место из Первого послания апостола Павла к Коринфянам: у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (1Кор.3:15). 4. История бедного Лазаря и злого богача (Лк.16:19-31). В том виде, в каком учение о чистилище (место испытаний перед вхождением в рай, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнем) было известно Данте, оно сформировалось в 12-13 веках: письмо папы Иннокентия IV легату Эду де Шатору 1254 года и постановления II Лионского собора (1274). Ко времени работы Данте над Комедией (1307-21гг.) на Западе учение о чистилище было общепринято. Это определило особенности композиционного построения произведения. Комедия, в которой 14 233 стиха, делится на три основные части (кантики): Ад (Inferno), Чистилище (Purgatorio) и Рай (Paradiso). Каждая часть делится на 33 песни. Началу путешествия предшествует вступительная (Первая) песнь. Поэтому первая часть имеет 34 песни, а всего – их сто. Ад Данте изображает в виде глубокой воронки, конец которой доходит до центра земли. Представление о том, что ад находится в глубине земли, соответствует общехристианскому учению. Оно опирается на библейское учение: А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли (Пс.62:10). Св. пророк Исаия говорит о падении денницы: Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис.14:15). Во время Своей Крестной смерти Спаситель сошел во ад, чтобы вывести оттуда праведников: А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? (Еф.4:9).

http://pravoslavie.ru/6896.html

Ксения Кривошеина 6 декабря 2012 г. 01:00 Пути Господни - Ксения Кривошеина о поиске веры Парижский художник и публицист Ксения Игоревна Кривошеина принимает самое активное участие в подготовке к печати духовного наследия архиепископа Василия (Кривошеина), много публикуется во французских и российских СМИ. Недавно в Санкт-Петербурге – родном городе Ксении, в издательстве " Сатис " была издана книга её воспоминаний " Пути Господни " . Предлагаем нашим читателям отрывок из нее. Как современному русскому человеку отделить зёрна от плевел, избавиться от всепроникающей лжи и обрести то, что было изни­чтожено? Вернуться к самобытности общественного уклада России. На протяжении долгих десятилетий ис­терзанная страна, изуродованные жизни, не могли пред­полагать, что однажды случится чудо и молитвой о нас грешных, убиенных святых Новомучеников, Россия оч­нётся от страшного сна. В тяжёлые годы тьмы и гнёта многодесятилетний узник Гулага, замечательный исто­рик церкви Сергей Фудель написал: " Мы очень много­го не знаем. Ясно нам только одно: ночь истории подо­шла к концу. Может быть, вся задача нашего уходящего поколения в том и есть, чтобы передать молодым хри­стианам это чувство рассвета, чувство приближения сроков " За 75 лет советской власти человек потерял представление, что же такое Русь, как жили семьи до 1917 года, как они воспитывали сво­их детей, как традиции и вера передавалась из поколения в поколение, как с детства и юности богослужебная поэ­зия и литература формировала сердце и душу. Не веда­ли в массе совей советские люди и об истории Церкви, о лагерях смерти устроенных в Монастырях, о расстрелах священников, о том сколько сотен тысяч вынужденно по­кинуло родину и оказались эмигрантами, как они жили на чужбине, хранили веру Христову, строили храмы, из­давали книги, сколько русских полегло в братоубиствен­ной войне 1919–21гг, и как уже на своей второй родине в Европе во время Второй мировой войны становились в ряды Сопротивления.... Никто не ждал чуда, но Господь сжалился над нами грешными, и рухнул безбожный строй. Но никто не мог предполагать, что народ, оказавшийся " на свободе " , без " краткого курса " , без идеи и веры в светлое будущее, будет долго бродить в " потёмках " .  А тогда, в 90-е годы, отбросив страх, люди масса­ми кинулись в церковь! Ох, как хотелось и верилось, что с наскока, быстро и легко можно перейти из атеиста-коммуниста в верующего православного! Думалось, что стоит только перешагнуть порог церкви и сразу откро­ются церковные врата и будет некое продолжение " свет­лого будущего " .

http://e-vestnik.ru/analytics/puti_gospo...

Но вот, наконец, мы обрёли свободу вероисповедания, возможность войти в храм, выучить первые слова молитв, зажечь свечу и прикоснуться к святым иконам и мощам… И никто нас за это не преследовал! Много было крещений, но многие ли из нас остались в церкви? Не было тогда ни миссионеров, ни умных наставников, ни тонких психологов. Некому было объяснить задеревеневшему люду, что дорога к храму, тяжела и сопряжена с большой внутренней работой. За 75 лет советской власти человек потерял представление что же такое Русь, как жили семьи до 1917 года, как они воспитывали своих детей, как традиции и вера передавалась из поколения в поколение, как с детства и юности богослужебная поэзия и литература формировала сердце и душу. Не ведали в массе совей советские люди и об истории Церкви, о лагерях смерти устроенных в Монастырях, о расстрелах священников, о том сколько сотен тысяч вынужденно покинуло родину и оказались эмигрантами, как они жили на чужбине, хранили веру Христову, строили храмы, издавали книги, сколько русских полегло в братоубиственной войне 1919–21гг, и как уже на своей второй родине в Европе во время Второй мировой войны становились в ряды Сопротивления.… Блуждал человек в царстве Тьмы и вдруг увидел Свет, который ощущал интуитивно, но понять его природу не мог. А потому ещё и сегодня, состояние нашей воцерков-лённости, нашего молодого христианства больше всего напоминает времена первохристианские: с теми же сомнениями, искушениями, жаждой чудес, со стремлением стяжания Духа Святого и радости богообщения. Но как трудно всё это вместить в себя, как тяжело душе выхолощенной и хладной прикоснуться к слову Евангельскому, когда вокруг столько соблазнов. Как укрепить сердце и чем наполнить душу? О Серафиме, Саровском Чудотворце, известно далеко за пределами России. Книги о святом, его жития, есть на всех европейских языках, в интернете можно найти фильмы о Дивеево. Множество паломников из Франции посетило это святое место. В Париже есть несколько эмигранских храмов св. Серафима, с иконой и частицами мощей Преподобного.

http://azbyka.ru/fiction/puti-gospodni/

Никто не ждал чуда, но Господь сжалился над нами грешными, и рухнул безбожный строй. Но никто не мог предполагать, что народ, оказавшийся «на свободе», без «краткого курса», без идеи и веры в светлое будущее, бу дет долго бродить в «потёмках». А тогда, в 90-е годы, отбросив страх, люди масса­ми кинулись в церковь! Ох, как хотелось и верилось, что с наскока, быстро и легко можно перейти из атеиста-коммуниста в верующего православного! Думалось, что стоит только перешагнуть порог церкви и сразу откро­ются церковные врата и будет некое продолжение «свет­лого будущего». Но вот, наконец, мы обрёли свободу вероиспове­дания, возможность войти в храм, выучить первые сло­ва молитв, зажечь свечу и прикоснуться к святым иконам и мощам... И никто нас за это не преследовал! Мно­го было крещений, но многие ли из нас остались в церк­ви? Не было тогда ни миссионеров, ни умных наставни­ков, ни тонких психологов. Некому было объяснить за­деревеневшему люду, что дорога к храму, тяжела и сопря­жена с большой внутренней работой. За 75 лет советской власти человек потерял представление что же такое Русь, как жили семьи до 1917 года, как они воспитывали сво­их детей, как традиции и вера передавалась из поколения в поколение, как с детства и юности богослужебная поэ­зия и литература формировала сердце и душу. Не веда­ли в массе совей советские люди и об истории Церкви, о лагерях смерти устроенных в Монастырях, о расстрелах священников, о том сколько сотен тысяч вынужденно по­кинуло родину и оказались эмигрантами, как они жили на чужбине, хранили веру Христову, строили храмы, из­давали книги, сколько русских полегло в братоубиствен­ной войне 1919–21гг, и как уже на своей второй родине вЕвропе во время Второй мировой войны становились в ряды Сопротивления.... Блуждал человек в царстве Тьмы и вдруг увидел Свет, который ощущал интуитивно, но понять его природу не мог. А потому ещё и сегодня, состояние нашей воцерковлённости, нашего молодого христианства больше всего напоминает времена первохристианские: с теми же со­мнениями, искушениями, жаждой чудес, со стремлением стяжания Духа Святого и радости богообщения. Но как трудно всё это вместить в себя, как тяжело душе выхоло­щенной и хладной прикоснуться к слову Евангельскому, когда вокруг столько соблазнов. Как укрепить сердце и чем наполнить душу ?

http://bogoslov.ru/article/2974363

В документе «Посажные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведениям о вдовах и сиротах, подведомственных церкви за 1910 год» есть подробные сведения (вероятно, о последнем священнике до 1917 года) Анатолии Васильевиче Розанове (сыне священника села Рождествено Корчевского уезда). В связи с массовым оттоком в России крестьянского населения в город в начале XX века, число приход храма Господня к 1915 году значительно опустел и это не могло не сказаться на его материальном положении. В документах фонда Тверской духовной консистории есть список беднейших церквей Тверской епархии на 1915 год. В этом списке среди беднейших церквей Тверского уезда под значится церковь села Дудино. По сохранившимся архивным документам автором восстановлен список священно-церковных служителей расположенных в разные времена Николо-Дудина монастыря, церкви Николая Чудотворца и церкви Вознесения Господня. Еще до 19 начала в некоторых церковных и государственных документах продолжало именоваться как село Дудин монастырь, например: «…с деревнями по последней, поданной к шестой ревизии сказке состоит: в селе Дудине монастыре – пять дворов, в них по ревизии мужеска полу шестнадцать, а ныне налицо двадцать одна душа; в деревне Горке – сорок шесть дворов, в них по ревизии мужеска полу сто пятьдесят восемь, а ныне налицо сто семьдесят три души; в Пеншине – двадцать один двор, в них по ревизии мужеска полу семьдесят шесть, а ныне налицо восемьдесят душ; в Головачеве – девятнадцать дворов, в них по ревизии мужеска полу шестьдесят шесть, а ныне налицо семьдесят душ. А всего в селе Дудине с деревнями: шестьдесят один двор, в них по ревизии мужеска полу триста шестнадцать, а ныне налицо триста сорок четыре души» (Геометрический специальный план Тверской губернии и ее уезда Никулинского стану села Дудина монастыря за период 1814-21гг.) Сохранились исторические документы фонда Тверской духовной консистории – дела о дозволении прихожанам Николаевской церкви села Дудино Тверского уезда построить на месте деревянной новую каменную церковь за 1808 и 1828 гг. (имеются планы новой церкви)).

http://sobory.ru/article/?object=20819

2970 Историю Феофоба см. Const. Porph. 3:19–20. Писатель пишущий под этим именем (3:38) и Кедрен (533), говорят что по некоторым, он был предан смерти одним офицером без должного на то указания. 2972 Const. Porph. 4:6, 10. Это обыкновенно относят к 842 году, но так как в этом году Феофил умер 20 января, а первым воскресным днем Великого поста было 20 февраля, то, по мнению Вальха, торжество это нужно относить к 843 году. 2973 Симеон Магистр рассказывает, что некоторые возражали против его назначения, так как он сириянин и не имеет достаточного свидетельства в пользу своего православия; но Мефодий, указывая на стихи на его челе сказал: «Я не мог бы желать никакого лучшего свидетельства, кроме этого». De Theoph. 23. 2974 Const. Porph. 4:11. Cedren, 539. Подобный же рассказ есть касательно иконописца Лазаря. Const. Porph. 3:13. 2976 Как замечает Гизелер (2:2:106), между Агобардом и Клавдием замечается большое словесное сходство. Свои сведения о Клавдии мы, главным образом, заимствуем из трактатов Ионы и Дунгала против него, в особенности из их цитат, так как его Apologeticus, по-видимому теперь не существует, хотя некоторые манускрипты его упоминались еще не в столь отдаленное время. Дунгал и Ион, оба, находятся в Bibl. Patrum, Lugd. t. 14, где собраны также и главные места из Клавдия, рр. 197–9. Иона находится также в том томе 151, а Дунгал в 150 Patrologia, 2978 Этот параграф удобнее всего поместить здесь, хотя, строго говоря, он скорее относится к предыдущей главе. 2980 Этот сборник впервые издан был Гонзалесом в Мадриде, 1808–21гг., и перепечатан в Patrologia, t. 84. Он, по предположению, образовался между 4-м собором толедским и смертью Исидора. 2981 Мнимый составитель в некоторых манускриптах называет себя «Isi­dorus Mercator». Но вообще думают, что здесь разумеются епископ севильский, к (слово Mercator есть лишь ошибка переписчика, написавшего его вместо слова Peccator, как из смирения иногда называли себя епископы. 2989 Эразм и Кальвин объявляли эти декреталии подложными. Но первая попытка критически доказать их подложность была сделана в Магдебургских Центуриях. На это опровержение отвечал иезуит Торрес; но Блондель, в свою очередь, отвечал ему с такой основательностью, которая признается даже самыми ревностными папистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме эпистолярного наследия, с именем Ирины-Евлогии Хумнены, связано и творческое наследие Феолипта Филадельфийского – так называемые монашеские рассуждения [Monastic Discoursc (далее MD. – Л.А.)], которые он адресовал как лично ей, так и послушникам монастыря ΦιλνθρωποςΣωτρ. Синкевичем изданы 23 таких рассуждения 18 , которые он делит на три группы: трактаты и духовные наставления (1–3, 6, 10, 12–17, 23), наставления в монашеском делании (7–9), гомилии (4–5, 11, 18–22) Нас особо интересуют те, которые адресованы лично Евлогии: это наставления 1, 3 и 23 (Ирине и некой Агафонике) 19 . Первое наставление Евлогии написано Феолиптом в ответ на ее просьбу вскоре после отправления первого письма (поздняя весна – лето 1307 г). Второе наставление ей (MD III) также датируется 1307 годом, а наставление ей и Агафонике – началом 1322 г. (Р. Синкевич считает, что оно было отправлено сразу после третьего письма наставника своей ученице) 20 . Таким образом, если расположить письма Феолипта к Евлогии в порядке их поступления, то получается следующая цепочка: письмо 1 – поздняя весна 1307 г., наставление 1 (MD I) – весна – лето 1307 г., наставление 2 (MD III) – вторая половина 1307 г., письмо 2 – канун Рождества 1321 г., письмо 3 – поздняя зима – ранняя весна 1322 г., одновременно с ним или чуть раньше – наставление 3 (MD 23), письмо 4 – апрель 1322 г., последнее письмо 5 – незадолго до смерти Феолипта в ноябре 1322. На основании этой датировки можно выделить два периода в эпистолярном общении Евлогии с наставником: ранний и поздний. На раннем этапе переписки Феолипт выступает в качестве наставника на путь истинной монашеской жизни, разъясняет, в чем смысл этого пути, дает советы, как вести себя, чтобы не свернуть с него, т. е. является настоящим учителем и руководителем вновь обращенной монахини. В начальных строках своего первого послания Феолипт сочувствует принцессе в связи со смертью ее земного супруга, сетует о ее мыслях о вечном одиночестве и о том, что она отныне «ходит по земле скорбящих» (ер.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

К. А. осталась фактически один на один с Мамлюкским султанатом. Гробница Левона VI в базилике Сен-Дени, Франция. Кон. XIV в. Гробница Левона VI в базилике Сен-Дени, Франция. Кон. XIV в. В 1301 г. Хетум вновь отрекся от престола и удалился в мон-рь, передав власть племяннику Левону III (1301-1307). Тем временем после принятия ислама монголами Ирана и их поражения в Сирии отношение Хулагуидов к К. А. постепенно ухудшалось. Стремясь преодолеть политическую изоляцию, власти К. А. продолжали укреплять связи с Римско-католической Церковью. 19 марта 1307 г. Собор Армянской Церкви в Сисе, несмотря на неприятие пролатинских взглядов большинством общества, подписал соглашение об унии с Римом. Часть епископов, в т. ч. Саргис Иерусалимский, протестуя, покинула Собор. С этого времени в Иерусалиме было основано самостоятельное Патриаршество Армянской Церкви, автокефальное по отношению к католикосату. Проводником унии стал избранный Собором католикос Костандин III Кесараци (1307-1322). Уния с католиками окончательно расколола общество К. А. В ряде городов вспыхнули восстания, которые власти подавляли силой. В нояб. 1307 г., во время встречи арм. правителей с монг. эмиром Биларгу близ Аназарва, были вероломно убиты Левон III, Хетум II и ок. 40 представителей арм. знати. Возможно, причиной убийства стали интриги арм. оппозиции, к-рая выступала против укрепления лат. влияния. За это преступление хан Олджейту приговорил Биларгу к смерти. Но резня под Аназарвом стала концом многолетнего союза К. А. с монголами. Отсутствие столь могущественной поддержки сделало политическое будущее К. А. фактически бесперспективным. С этого события началась последняя фаза истории К. А. Со смертью Ошина престол перешел его малолетнему сыну Левону IV (1320-1342), при к-ром управлял регентский совет. Его главой стал кн. Ошин Корикский, к-рый женил Левона на своей дочери Алисе, а сам вступил в брак с вдовой кор. Ошина Жанной Анжуйской. Тем не менее регентское правительство не могло быть достаточно сильным, а придворная борьба в последующие годы привела к серии убийств членов правящей фамилии.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Петра, в продаже индульгенций и в раздаче иноземцам крупных англ. бенефициев. Воспользовавшись недовольством прелатов, король пытался привлечь их на свою сторону, задержав папских сборщиков церковных податей, отказавшись арестовать отлученных от Церкви лиц и запретив публикацию папских распоряжений, которые затрагивали права англ. короны. В ряде обращений к англ. духовенству (окт. 1307 - апр. 1308) К. указывал на ущемление Эдуардом II прав Церкви. Король также препятствовал папе Римскому делать назначения на церковные должности. Так, в 1307 г., во время избрания епископа Вустера, Эдуард II поддержал кандидатуру королевского казначея Уолтера Рейнолдса, объявив себя защитником прав и свобод католич. Церкви в Англии от посягательств Римской курии. После смерти архиеп. Р. Уинчелси (11 мая 1313) члены соборного приората в Кентербери избрали на архиепископскую кафедру Томаса Кобема, однако король не признал результаты выборов, проведенных, по его мнению, с нарушением процедуры. К. одобрил действия Эдуарда II и назначил на кафедру королевского ставленника У. Рейнолдса (архиепископ Кентербери в 1313-1327). Вмешательство папы Римского и короля вызвало недовольство англ. духовенства; К. обвиняли в симонии (считалось, что король подкупил понтифика, чтобы тот назначил угодного ему кандидата). В 1307 г. К. разрешил начать процесс канонизации Томаса, еп. Херефорда (1275-1282), к-рый незадолго до смерти был отлучен от Церкви Кентерберийским архиеп. Иоанном Пекамом (1279-1292). Опросив свидетелей, члены комиссии по канонизации пришли к выводу, что отлучение было аннулировано Папским престолом. Позднее, в 1320 г., папа Иоанн XXII причислил епископа к лику святых. Отношения К. с церковными иерархами Шотландии также ухудшились из-за поддержки, к-рую понтифик оказывал англ. королю, пытавшемуся подчинить Шотландское королевство. К. отлучил от Церкви Роберта Брюса (король Шотландии в 1306-1329) за совершённое в храме убийство Джона Комина (февр. 1306), однако отношение папы смягчилось после коронации Брюса (25 марта 1306), его успехов в войне с Англией и провозглашения парламентом в Сент-Андрусе независимости страны (16-17 марта 1309).

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Летом 1307 г. францисканец Фома из Толентино доставил К. письма блж. Иоанна из Монтекорвино , представителя папы Римского при великом хане монголов, жившего в Ханбалыке (ныне Пекин). Мон. Фома просил понтифика и кардиналов оказать помощь миссионеру, к-рый, не имея связей с христ. Европой, основал в Ханбалыке католич. общину и установил дружественные отношения с монг. ханами. По указанию папы 7 монахов из ордена францисканцев были возведены в епископский сан и направлены в Китай. Миссионеры должны были рукоположить Иоанна из Монтекорвино во «архиепископа и патриарха всего Востока»; совместными усилиями им предстояло «обратить в веру Христову неверующие народы Востока, вернуть схизматиков и заблудших христиан». Иоанн из Монтекорвино был назначен архиепископом Ханбалыка, в его юрисдикцию вошли все владения монголов (in toto dominio Tartarorum - булла «Rex Regum» от 23 июля 1307), он возглавил католич. миссии в Азии - от Чёрного м. до Китая. Позднее по указанию К. на помощь к нему были направлены еще 3 епископа: францисканцы Петр из Флоренции, Иероним и Фома (рукоположены в дек. 1310 и в февр. 1311; см.: Moule A. C. Documents Relating to the Mission of the Minor Friars to China in the 13th and 14th Cent.//J. of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. L., 1914. July. P. 533-599). К. поддержал претензии Карла Валуа, брата франц. кор. Филиппа Красивого, на визант. престол. Отстаивая наследные права своей жены Екатерины де Куртене, внучки имп. Балдуина II , Карл Валуа выступил с войском против визант. имп. Андроника II Палеолога . К. призвал всех католич. епископов поддержать Карла и в 1306 г. предоставил ему финансовую помощь; имп. Андроник II был отлучен от Церкви (1307). Однако короли Арагона, Каталонии, Киликийской Армении, Неаполя и Сицилии отказали К. в поддержке. Воспользовавшись отсутствием единства среди европ. монархов, имп. Андроник II начал переговоры с папой и предложил укрепить мир заключением брака дочери Карла Валуа с одним из своих сыновей (1311). Папское государство

http://pravenc.ru/text/1841385.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010