В 1298 г. по поручению Римского папы Бонифация VIII декреталисты архиеп. Гильом Амбрёнский, еп. Безье Беранже Фредоль и вице-канцлер Римской курии Рикардо Петрони составили новый декретальный свод «Liber Sextus» («Шестая книга» - добавление к 5 книгам «Liber Extra»), в к-рый почти полностью вошли Новеллы Римских пап 2-й пол. XIII в. В своде были проведены ревизия и систематизация декреталий, удалены дублирующие или противоречащие друг другу положения. Свод «Liber Sextus» носил исключительный характер, т. е. запрещал хождение всех предыдущих сводов декреталий, созданных после 1234 г. В нем сохранена структура из 5 книг, но количество титулов-разделов уменьшилось (до 76). Он состоит из 447 глав, больше половины свода - постановления папы Римского Бонифация VIII. В 1304/5 г. Иоанн Андреа создал аппарат глосс к «Liber Sextus», ставший ординарной глоссой. В 1317 г. папа Иоанн XXII обнародовал сборник, составленный при его предшественнике, папе Клименте V (1305-1314). В основу сборника легли постановления консистории (собрания кардиналов), прошедшей в 1314 г. в г. Монтё, на юге Франции. Эти постановления были посланы в Орлеанский ун-т под видом декретов Вьеннского Собора 1311-1312 гг. (решения консистории затрагивали те же вопросы, что и декреты Собора). После смерти Климента V документы подверглись ревизии. Новый сборник получил название «Седьмая книга декреталий» (Liber septimus decretalium), т. к. являлся добавлением к сводам «Liber Extra» и «Liber Sextus», но почти сразу за ним закрепилось название «Constitutiones Clementinae», или «Clementinae» (Клементины). В отличие от предыдущих сводов «Clementinae» не имели исключительного характера. В своде была сохранена структура из 5 книг (106 глав). Ординарную глоссу к «Constitutiones Clementinae» составил Иоанн Андреа (1326). Лист из «Комментариев на третью книгу декреталий» Анри Боика. Сер. XV в. (Wien. Schottenstift. Archiv. Hs. 8. Fol. 1) Лист из «Комментариев на третью книгу декреталий» Анри Боика. Сер. XV в. (Wien. Schottenstift. Archiv. Hs. 8. Fol. 1) Свод из 20 постановлений папы Иоанна XXII, названный «Экстраваганты Иоанна XXII» (Extravagantes Ioannis XXII), был составлен и глоссирован между 1325 и 1327 гг. франц. канонистом Жесленом де Кассанем (его текст был признан ординарным). Этот свод стал последним, получившим широкое распространение в ун-тах. Все более поздние декретальные своды, составлявшиеся в XIV-XVI вв., носили неаутентичный характер.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Папа 1 ноября 1302 г. созвал собор по делу исправления короля. На соборе была опубликована другая знаменитая папская булла «Unam Sanctum» («Едину Святую»), в которой, в частности, говорится: «Евангелие учит, что во власти Церкви находится два меча - духовный и светский. Ибо когда Апостолы сказали: «се ножа два зде», то есть в Церкви, Господь не сказал «этого мало», но сказал «довольно есть». А тот, кто не признает за Петром право на светский меч, плохо вникает в слова Господа, сказавшего: «Вложи нож твой в ножны». Так что в обладании Церкви находится два меча - духовный и материальный». Далее в булле говорится о подчинении светского меча мечу духовному, что власть низшего порядка должна судиться высшею властью, а высшая, в случае уклонения, может быть судима только Богом, но не людьми. Как свидетельствует Апостол «духом человек судит вся, сам же ни от кого не судится». На этом соборе Филиппа IV подвергли интердикту со всеми его последствиями. Но король, опираясь на юристов, обвинил папу в убийстве Целестина V и других преступлениях и послал своего канцлера арестовать папу. Французская военная экспедиция высадилась в Италии в начале 1303г., соединившись с остатками семьи Колонна. Войска неожиданно взяли замок Ананьи, где находился папа (даже есть предание, что один из членов семьи Колонна оскорбил папу действием, первым ворвавшись к нему). Вскоре Бонифация VIII освободили, но через месяц он умер от пережитых потрясений. По преданию, он заперся в комнате и бился головой о стену (такую бесславную кончину ему пророчествовал, якобы, Целестин V). 11 октября 1303 г. Бонифаций VIII умер. (Даже Данте не нашел для Бонифация VIII места в чистилище). После смерти Бонифация VIII начался гибельный для папского средневековья 70-летний период авиньонского пленения пап. Глава 7. Папство в XIV - XV веках. Эпоха великих соборов Авиньонское пленение пап В 1305 г. на папский престол вступил француз Климент V (1305-1314 гг.). Он был первым, кто перенес свою резиденцию во Францию в г. Авиньон в 1309 г., положив начало 70-летнему периоду пленения пап (до 1377 года). В этот период римские папы находились в полном подчинении у французского короля (и Климент V - ставленник Филиппа IV Красивого).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В 90-х гг. XIII в. Л. отправился в Испанию и на Мальорку. 30 окт. 1299 г. он получил от короля Мальорки Хайме II разрешение вместе с небольшой группой сподвижников проповедовать в синагогах и мечетях на территории королевства. В благодарность за это разрешение Л. посвятил королю поэтическое вероучительное соч. «Воззвание Рамона» (Dictat de Ramon), а его супруге кор. Бланке - «Книгу проповедей» (Libre de Oracions), называемую также «Проповеди Рамона» (Oracions de Ramon). На Мальорке Л. перевел на каталан. язык свои «Начала философии» (Començaments de philosophia). Не оставляя своего намерения проповедовать среди неверных, в нач. 1300 г. Л. прибыл на Кипр, чтобы отправиться в Египет, но это оказалось невозможно. Л. попытался добиться от Генриха II де Лузиньяна, кор. Кипра, разрешения на публичные диспуты с иноверцами (не только с мусульманами, но и с православными, несторианами и яковитами). Король Кипра не проявил интереса к его начинаниям. Из мон-ря св. Иоанна Златоуста (близ Буффавенто, Кипр), где он закончил соч. «Новая риторика» (Rhetorica nova, сент. 1301), Л., желая попасть на Восток, отправился через Фамагусту в Аяс (ныне Юмурталык, Турция). Однако опасности пути и перенесенная болезнь вынудили его вернуться на Кипр (он нашел убежище в резиденции ордена тамплиеров в Фамагусте). В 1303 г. Л. вернулся в Монпелье. Среди произведений, написанных им в это период,- «Спор веры и разума» (Disputatio fidei et intellectus, 1303), «Книга о цели» (Liber de fine, 1304; известна также как «О завоевании Святой земли» (De expugnatione Terrae Sanctae) или «О стяжании Святой земли» (De acquisitione Terrae Sanctae)), в которой Л. предлагал папе Римскому Клименту V (1305-1314) план объединения Вост. и Зап. Церквей с помощью проповеднической деятельности и «внутреннего», или «духовного» крестового похода, а также «Проповедь против иудеев» (Liber praedicationis contra Iudaeos, 1305). С предложениями организовать проповедь среди иноверцев Л. обращался и к франц. кор. Филиппу IV Красивому. В кон. 1306 - нач. 1307 г. предпринял новую попытку проникнуть на земли мусульман. Он прибыл в Беджаию (ныне Алжир). На улицах и площадях Л. проповедовал, что закон Мухаммада ложен. Л. схватили, заковали в цепи и заключили в темницу; лишь заступничество генуэзцев и каталонцев, состоявших в торговых и дипломатических миссиях при дворе халифа, спасло его от казни. Он провел 6 месяцев в тюрьме, где написал по-арабски «Спор Раймунда и сарацина Омара» (Liber disputationis Raimundi christiani et Homari saraceni; араб. вариант был утрачен; Л. восстановил текст, но на латыни), затем по приказу халифа был изгнан из страны. Впосл. размышления о возвращении Св. земли под власть христиан вдохновили его на создание «Книги о Рождестве малого дитяти Иисуса» (Liber natalis parvuli pueri Christi Jesu, 1311).

http://pravenc.ru/text/2110887.html

упом. в 1388 г. Афанасий II упом. в 1388–1391 гг. Иоанн (Гоголь) рукоположен в 1405 г. Герасим упом. в 1415 г., не позднее 1428 г. переведен в Смоленск. Владимиро-суздальские, суздальские, нижегородские, городецкие, торусские епископы и архиепископы Алексей рукоположен в 1252 г. Свт. Серапион рукоположен в 1274 г.; † 12.06.1275. Свт. Феодор рукоположен в 1276 г.; † 1286. Феодор рукоположен в 1288 г.; в 1295 г. митрополитом сведен с епархии. Симеон рукоположен в 1295 г., а в 1299 г. переведен в Ростов. † 1314. Даниил рукоположен в марте 1330 г. Нафанаил рукоположен в 1347 г. Даниил (вторично) упом. в 1351 г., † 1362. Свт. Алексий рукоположен 6.12.1352 (с 1340 г. наместник); с 1354 г. митрополит Киевский. Алексий упом. в 1363 г., † 1364. Свт. Иоанн † 1373. Свт. Дионисий (архиеп.) Рукоположен в 1374 г.; в 1384 г. в Царьграде посвящен в митрополита Всероссийского; † 15.10.1385. Евфросин (архиеп.) рукоположен в 1389 г.; † 25.03.1407. Митрофан рукоположен 9.09.1406; упом. 22.03.1416. Авраамий упом. в 1436–1449 гг. Галицкие епископы и митрополиты Иосиф упом. в 1292 г. Григорий упом. в 1301 г. Нифонт (митр. Галицкий) Рукоположен в 1303 г.; † до декабря 1305 г. Гавриил (митр. Галицкий) Феодор рукоположен в мае 1328 г.; митр. Галицкий с 1332 г.; упом. до 1335 г. Антоний (митр. Галицкий) Рукоположен в мае 1371 г., † 1391–1392 гг. упом. в 1398–1415 гг. (в митрополиты не рукоположен). Коломинские епископы Афанасий упом. ок. 1353 г. Филимон рукоположен ок. 1360 г. Герасим рукоположен ок. 1375 г.; † 1388. рукоположен в 1389 г.; † 1392. Григорий рукоположен в 1392 г.; † 13.02.1405. Иларион рукоположен 26.08.1406; † 9.03.1408. рукоположен в 1410 г. Амвросий рукоположен в 1414 г.; упом. 1.02.1421. Авраамий упом.на Соборе 1441 г. Варлаам упом. в 1447–1449 гг. Луцкие епископы Феодосии I упом. в декабре 1326 г. и 1.05.1328. Трифон рукоположен в декабре 1331 г., упом. в 1335 г. Арсений упом. в 1366 г. упом. в 1393 г.; с 1398 г. Галицкий епископ. Феодор 7.10.1397 прибыл в Москву. в 1401 г. лишен епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Воскрешение прав. Лазаря. Икона. 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Воскрешение прав. Лазаря. Икона. 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В книжной иллюминации сцена «Воскрешение Лазаря» получает более крупный формат, напр., полностраничные миниатюры; в Псалтири кор. Мелисенды (Lond. Brit. Lib. Egerton. 1139. Fol. 5r, Иерусалим, 1131-1143 гг., мастер эпохи крестоносцев) - многофигурная композиция с уменьшенными образами припадающих сестер Л. у ног Христа; в Трапезундском Евангелии (Baltim. W. 531. Fol. 61r, К-поль, 1140-1160 гг.) - на золотом фоне, с мраморными зданиями и саркофагом, на голове Л. араб. плат, пелены синие, как одежды апостолов и Христа. Живописцы уделяют больше внимания переживанию события разными персонажами (ожидание апостолов, возмущение фарисеев, отвращение к запаху тления у гробокопателей и т. д.). Фигуры сестер Л. в поклонении Иисусу Христу обычно показаны одинаковыми, но бывают варианты, когда сестры, разделяя переживание чуда, обращены друг к другу (напр., композиция на сев. стене ц. вмч. Георгия в Убиси, XIV в., мастер Герасиме). В поздневизант. иконописи сцена «Воскрешение Лазаря» присутствует на полях икон с сюжетами чудес и Страстей (икона «Распятие Господне, с евангельскими сценами», XIV в., монастырь вмц. Екатерины на Синае). Традиции визант. минологиев, особенно с развитой, многофигурной композицией, были унаследованы палеологовским искусством, подобные сцены представлены в росписях церквей Пресв. Богородицы Перивлепты (3-я четв. XIV в.) и Пресв. Богородицы Пантанассы (ок. 1428) в Мистре; они были известны в афонской иконописи и миниатюрах (греко-груз. рукопись с лицевым минологием, РНБ. O.I.58. Л. 45 об., 104, 155 об., кон. XV в.). Воскрешение прав. Лазаря. Роспись капеллы дельи-Скровеньи в Падуе. Худож. Джотто. 1304–1306 гг. Воскрешение прав. Лазаря. Роспись капеллы дельи-Скровеньи в Падуе. Худож. Джотто. 1304–1306 гг. Иногда, чтобы подчеркнуть мертвенность лика Л. в композиции воскрешения, его изображают подчеркнуто белым или бледным, а также придают землистый или зеленоватый оттенок (на миниатюре из Никомидийского Евангелия - НБ НАНУ. ДА 25 л. Л. 292, посл. десятилетие XII в.). Фигура спеленутого Л.-средовека, как правило, показана одиноко стоящей на фоне разверстой пещеры, гробокопатели отворачиваются от него, прикрывая лица руками от смрадного запаха. Наиболее натуралистическая трактовка фигуры и лика Л. как персонификации смерти в этой сцене была характерна для мастеров европ. средневековья и Проторенессанса, напр. работы Джотто в Капелла-дельи-Скровеньи (Капелла-дель-Арена) в Падуе (1304-1305), в капелле св. Марии Магдалины в Нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи (1313-1314). В европ. искусстве подробности ландшафта, архитектуры и др. деталей происходящего в композиции на эту тему составляли особую заботу художников.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Папа Григорий X (1271-1276) назначил комиссию по расследованию в рамках процесса К. Маргариты († 1270), дочери венгерского кор. Белы IV. Тремя венгерскими епископами были собраны свидетельства о 74 чудесах, заключавшихся в исцелениях больных и воскрешениях мертвых, однако в 1271 г. процесс К. был закрыт, т. к. в Риме свидетельства сочли недостаточными для К. Папа Иннокентий V (21 янв.- 22 июня 1276) назначил 2 итал. членов курии, знакомых с юридическими тонкостями вопроса, для инициирования 2-го процесса (1276), однако и он закончился безрезультатно. Неск. попыток К. Маргариты Венгерской было сделано в 1640-1641 и 1770 гг., однако она была беатифицирована только в 1789 г. и канонизирована в 1943 г. папой Пием XII по процедуре эквиполентной (равноценной) К. ( Frakn ó i G. Monumenta Romana episcopatus Vesprimiensis. Bdpst., 1896. Vol. 1: (1103-1276). P. 163-383). Папа Гонорий IV (1285-1287) незадолго до своей смерти получил известие о кончине сиенского доминиканца Амвросия (Амброджо) Санседони († 1286), прославившегося еще при жизни подвигами и чудесами. Папа приказал 4 доминиканцам отправиться в Сиену, чтобы начать расследование, необходимое для К. Эти уполномоченные лица продолжали собирать материалы даже после смерти папы, однако формально процесс К. не был завершен. В 1442-1443 гг. папа Евгений IV (1431-1447) обещал возобновить процесс и канонизировать Амвросия в Риме, однако этого не произошло, 16 апр. 1443 г. он лишь разрешил римской провинции доминиканского ордена совершать память Амвросия Санседони «так, будто бы он был канонизирован как святой» (velut sanctus esset canonizatus - Parsons G. Siena, civil religion, and the Sienese. Aldershot; Burlington, 2004. P. 39-41). При этом формальной К. совершено не было, лишь в 1597 г. папа Климент VIII причислил Амвросия к лику блаженных. К. кор. Франции Людовика IX († 1270) провел 1 июля 1297 г. папа Бонифаций VIII (1294-1303). Эта К. носила отчасти политический характер, т. к. произошла вскоре после примирения папы с кор. Франции Филиппом IV Красивым , внуком Людовика IX (ActaSS. Aug. T. 5. P. 527). Папа Климент V (1305-1314) 5 мая 1313 г. в Авиньоне причислил к лику святых папу Целестина V (5 июля - 13 дек. 1294), основателя ордена отшельников св. Дамиана, или мурронитов (по мирскому имени Целестина V - Пьетро Анджелари дель Мурроне) (Regestum Clementis papae V. R., 1888. Vol. 8. P. 295). Папа Иоанн XXII (1316-1334) 7 апр. 1317 г., также в Авиньоне, канонизировал Людовика, еп. Тулузы († 1297) ( Eubel C. Bullarium Franciscanum. R., 1902. Vol. 5/Ed. C. Eubel. P. 111); 17 апр. 1320 г. (после расследования, длившегося ок. 13 лет) - Фому, еп. Херфорда († 1282) (ActaSS. Oct. T. 1. P. 596). Тремя годами позже произошла К. Фомы Аквинского († 1274) (Divus Thomas. Freiburg, 1923. Vol. 1. P. 209).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Собор в Риме осудил действия французов, а папа издал знаменитую буллу «Unam Sanctum», в которой развил с полной определенностью теократическую теорию Григория VII. Христос вручил Церкви два меча, говорилось в булле, символ двух властей – духовной и светской. И та, и другая власть установлена в пользу Церкви. Духовная власть выше власти светской, как душа выше тела, и поэтому, как тело находится в подчинении у души, так и светская власть должна находиться в подчинении у духовной. Только при этом подчинении светская власть может с пользой служить Церкви. В случае злоупотреблений светской власти она должна быть судима властью духовной, духовная же власть ни от кого не судится. На новом собрании представителей французского государства юрист Вильгельм Ногаре обвинил папу в различных преступлениях и предложил уполномочить короля арестовать его для суда. В 1303 году Бонифаций проклял Филиппа и наложил на Францию интердикт. Филипп собрал третье собрание. Здесь его ловкие юристы обвинили Бонифация в симонии и других преступлениях, в том числе несуществующих, например, в волшебстве, вследствие чего было решено немедленно собрать Вселенский Собор в Лионе для суда над папой и для оправдания короля. Потрясенный всем случившимся, папа скончался в этом же году. Преемник Бонифация Бенедикт XI, сознававший, что его предшественник действовал слишком круто, старался примириться с Францией, но он через восемь месяцев умер (1304 г.). При выборе нового папы предпочтение было отдано французу архиепископу Бордосскому, взошедшему на престол под именем Климента V (1305–1314 гг.). Филипп Красивый, без сомнения, имевший влияние на выбор, взял с нового папы клятву уничтожить все распоряжения Бонифация относительно его, осудить Бонифация и уничтожить орден Тамплиеров 11 . Опасаясь встретить неприятности в Риме за свою уступчивость Франции, Климент решил остаться во Франции навсегда, вызвал туда кардиналов и в 1309 году утвердил своё местопребывание в Авиньоне. Здесь папы находились до 1377 года, и это почти 70-тилетнее пребывание их в Авиньоне известно в истории как «Авиньонское пленение пап» . Авиньонские папы, начиная с Климента V, были в полной зависимости от французских королей и действовали под их влиянием. В то же время они почти все вели жизнь, недостойную звания верховных первосвященников, чем еще более ослаблялось их влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На эту буллу Филипп отвечал новым собранием представителей государства, на котором юрист Вильгельм Ногаре обвинял папу в разных преступлениях и предложил уполномочить короля арестовать его для суда. Бонифаций не выдержал более: в 1303 году он проклял Филиппа, наложил на Францию интердикт и отрешил все французское духовенство. Филипп собрал третье собрание. Здесь его ловкие юристы обвинили Бонифация в симонии и других преступлениях, даже не существовавших, например в волшебстве, вследствие чего решено было немедленно собрать вселенский собор в Лионе для суда над папой и для оправдания короля. Между тем Вильгельму Ногаре поручено было арестовать Бонифация и представить на собор. Ногаре отправился в Италию; к нему присоединился еще один давний враг папы, кардинал из фамилии Колонна, изгнанный Бонифацием при вступлении на папство. Посланные нашли папу в городке Ананьи. Для того чтобы обезоружить своих врагов, он встретил их, сидя на престоле и в полном папском облачении. Но те, не обратив на это внимания, арестовали папу в его же доме и так грубо и жестоко обращались с ним, что он, освобожденный через три дня жителями Ананьи, по возвращении в Рим сошел с ума и вскоре умер (1303 г.). Преемник Бонифация, Бенедикт XI, сознававший, что его предшественник действовал слишком круто, старался примириться с Францией, но он через восемь месяцев умер (1304 г.). При выборе нового папы кардиналы разделились: кардиналы, преданные французским интересам, желали видеть на папском престоле француза, преданные же интересам Бонифациева папства желали видеть на престоле итальянца. Партия французская, наконец, взяла перевес – выбран был папой архиепископ Бордосский Бертран, принявший имя Климента V (1305–1314 гг.). Филипп Красивый, без сомнения имевший влияние на выбор, взял с нового папы клятву уничтожить все распоряжения Бонифация относительно него, осудить Бонифация и уничтожить орден тамплиеров. Опасаясь встретить неприятности в Риме за свою уступчивость Франции, Климент решился остаться во Франции навсегда, вызвал туда кардиналов и в 1309 году утвердил свое местопребывание в Авиньоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святая обитель использовалась и как место заточения: сюда в 1666 г. в кандалах был привезен проповедник старообрядчества протопоп Аввакум Петров. Его продержали трое суток прикованным к стене в подвале, без воды и пищи, а затем отправили в Андреевский монастырь на Воробьевых горах. В 1812 г. монастырь сильно пострадал от пожара и надругательства французов. При монастыре по традиции было кладбище. Здесь похоронен настоятель Андроник и, по некоторым предположениям, Андрей Рублев. Место могилы, к сожалению, неизвестно. Она уничтожена в советское время. Здесь же где-то покоился прах Симеона Гордого, сподвижника Ивана Калиты. В советское время монастырь был закрыт, было общежитие завода «Серп и Молот». 13 сентября 1927 г. было ликвидировано монастырское кладбище, колокольню в 1930-х гг. взорвали. С 1959 г. в стенах монастыря находится музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублева. В 1989 г. собор Спаса Нерукотворного образа передан Церкви. Спасо-Андроников монастырь - один из древнейших монастырей Москвы. В августе 1356 года митрополит Московский Алексий (Елевферий Фёдорович Бяконт) (1292-1305 - 1378) возвращался из Константинополя и попал на море в сильную бурю. Обратившись с мольбой к Богу, он дал обет возвести храм во имя того праздника, который церковь будет праздновать в день, когда корабль благополучно достигнет пристани. 16 августа, в день Нерукотворного Образа Спаса, корабль причалил к берегу. Так родилась мысль устроить в Москве монастырь во имя Всемилостивого Спаса. Эту мысль одобрил преподобный Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314 или 1322-1392). По просьбе митрополита, он дал ему для устроения монастыря своего ученика Андроника. Для строительства обетного монастыря Алексий избрал холм в четырёх верстах к востоку от Кремля, на высоком берегу Яузы у слияния с ручьём Золотой Рожок. Так в 1359 году был основан Спасо-Андроников монастырь. В 1360 году была освящена первая церковь новой обители, в которой Алексий поставил образ Спаса Нерукотворного, сопровождавшего его в пути из Константинополя. Ученик Сергия Радонежского, преподобный Андроник (1320-е - 1373), свято соблюдал заповеди своего учителя.

http://sobory.ru/article/?object=03109

Первоначально капитул возглавлял аббат (обычно избирался из членов кафедрального капитула), с 1290 г.- Лионский архиепископ, руководство повседневной деятельностью осуществлял обедиенциарий. Вокруг храма сложилось поселение (бург), окруженное крепостной стеной с 22 башнями, его жители находились под светской и духовной юрисдикцией капитула. Благодаря мощным укреплениям бург св. И. в 1244-1251 гг. служил резиденцией Римского папы Иннокентия IV, в 1305 г. здесь состоялась коронация папы Климента V. Во время посещений Лиона в бурге неоднократно останавливались короли Франции и др. знатные особы, в 1312 г. укрепление было передано под королевский контроль ( Cochard. 1830. P. 10-12). Во время восстания жителей Лиона против духовных сеньоров (1268-1269) бург, где нашли убежище каноники кафедрального капитула, подвергся осаде. В XII-XIII вв. была построена новая церковь св. И., о к-рой известно по описаниям, по данным археологических раскопок и по изображению на плане Лиона 1550 г. Храм был построен в романском стиле, имел 3 нефа (длина ок. 65 м) и трансепт, зап. фасад с 5 порталами фланкировали 2 невысокие башни. На главном портале находились скульптурные изображения Христа, св. Иоанна Крестителя и Иоанна евангелиста, мучеников Епиподия и Александра и Лионских епископов Иринея и И. Первоначально хор церкви окружал деамбулаторий с 3 капеллами, но впосл. проект был изменен (вероятно, из-за недостатка средств), размеры храма уменьшены, вместо деамбулатория сооружена узкая, выступавшая внутрь трансепта апсида. Завершению строительства способствовало пребывание в бурге св. И. папы Римского Иннокентия IV, к-рый принял капитул под покровительство ( Martin. 1905. N 1258), предоставил ряд привилегий (Ibid. N 1252-1256, 1285, 1294, 1314-1315, 1349, 1369, 1376) и неоднократно призывал верующих из разных стран жертвовать на сооружение храма (Ibid. N 1137, 1164, 1193, 1202, 1206, 1281, 1307-1309, 1333, 1361, 1366-1367). В булле, изданной ранее 1251 г., упоминается об освящении храма понтификом в понедельник Страстной седмицы (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1237901.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010