По счастью, создаваемые на Западе коалиции почти неизбежно впадали в разлад, вызванный, с одной стороны, опасениями других европейских государей и Римских пап в чрезмерном усилении Французского короля, а с другой стороны, обусловленный внутриевропейскими проблемами и многочисленными спорами за Италию. К этому следует прибавить полный хаос (для современного взгляда) династических союзов и прав на отдельные территории латинян в Греции и даже на Константинополь. В этот спор волей или неволей оказались втянутыми сами Византийские цари, часто и охотно вступавшие в браки с представителями западных королевских семей 491 . Хотя папа Бонифаций VIII (1294–1303), известный грекофоб, являлся ревностным сторонником восстановления Латинской империи, ничего из его проектов также не получилось. Они только еще более запутали и осложнили европейскую политику, напоминавшую один сплошной узел противоречий 492 . При поддержке Римской курии был разработан грандиозный план не только полностью подчинить Франции Италию и Сицилию, но и передать ей Imperium. В этом случае Латинская империя со столицей в Константинополе должна была стать вассальным государством по отношению к Французскому королю. Рим благословил в 1301 г. брак Екатерины Куртенэ, дальней наследницы Латинского императора Балдуина II, с братом Филиппа Красивого Карлом Валуа (1286–1325), которого курия официально признала законным претендентом на Константинополь и активно пыталась избрать императором Западной империи. При французском дворе стало модным изучать греческий язык, который, как считалось, вскоре непременно понадобится для управления византийскими территориями. Подготовка к новому походу на Восток осуществлялась крайне медленно и неорганизованно. Поскольку у Франции хватало своих проблем, Карл Валуа оказался предоставленным сам себе со всеми вытекающими последствиями. Правда, новый папа Климент V (1305–1314) подтвердил отлучение Византийского императора от Римской церкви в 1307 г. и даже в очередной раз призывал к новому Крестовому походу, активно изыскивая денежные средства для этой экспедиции. Появились и новые союзники – Сербия и Венеция, заключившие в 1306–1308 гг. соответствующие договоры с Валуа. Но тут неожиданно дала себя знать Анжуйская династия, возглавившая Неаполитанское королевство. В качестве претендента на титул короля Латинской империи себя объявил Филипп I Тарентский (1278–1331), сын Карла II Анжуйского (1248–1309) и Марии Венгерской и внук Карла I Анжуйского. Его брат Карл Неаполитанский (1271–1295) уступил ему «права» на Эпир и Ахейское княжество, а также права сеньора в Латинской Романии. Уже в 1305 г. Филипп Тарентский утвердился на побережье Этолии, женившись на Тамаре, дочери Эпирского деспота Никифора I 493 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§1. Жизнеописание Свят. Григорий Палама родился в Константинополе около 1296 года. Его отец Константин Палама был высокопоставленным византийским сановником и при этом человеком, опытно проходившим делание непрестанной умной молитвы. Константин Палама исполнял обязанности воспитателя цесаревича и около 1303 года скончался, приняв монашество. После его кончины отрок Григорий был взят на воспитание императором. Свят. Григорий получил начатки хорошего образования, но не прошел полного курса наук, чем его впоследствии не раз попрекали противники. Однако сам свят. Григорий никогда не жалел об оставлении учения и спустя многие годы повторял мысль, что хорошо в молодости приобщаться к светской науке и словесности, но изощряться в них до зрелого возраста смешно и вредно для души. В возрасте около двадцати лет свят. Григорий с двумя братьями ушел монашествовать на святую гору Афон, к монашеству склонились и другие члены их семьи: мать, сестры и даже многие слуги. На Афоне свят. Григорий подвизался под руководством опытных наставников, в частности, сначала окормлялся у старца Никодима от которого принял монашеский постриг, а затем у старца Григория по прозванию Дрими (Возвышенный). Таким образом святитель углубил опыт делания непрестанной молитвы, которому, вероятно, был научен еще с малых лет в семье. В это же время на Афоне подвизался преп. Григорий Синаит с учениками; нет сомнений, что свят. Григорий навещал этого уважаемого учителя исихазма для духовного наставления и совета. Около 1325 года свят. Григорий покинул на время Афон и некоторое время жил в Фессалониках, где вместе с Исидором, духовным сыном преп. Григория Синаита , самоотверженно занимался проповедью аскетизма в миру. Там же свят. Григорий был рукоположен во иеромонаха. Интересен случай из жизни свят. Григория того времени, характеризующий его как проповедника непрестанной молитвы: «случилось ему войти в дружеские отношения... с одним простым старцем, безмолвником Иовом, который, слушая однажды свят. Григория, выражавшего мысль, что не только подвижники, но и все христиане должны молиться непрестанно, по заповеди Апостольской, – не соглашался с ним и возражал, что непрестанная молитва есть долг только монахов, а не мирян. Свят. Григорий, не желая оскорбить старца и не любя многословия, замолчал. Но, едва только возвратился Иов в свою келлию и стал на молитву, является ему... Ангел и говорит: «Не сомневайся, старец, в истине слов Григория, – он говорил и говорит правду " » («Афонский патерик», Москва, 1897 г., «Житие преподобного и богоносного отца нашего Григория Паламы », ноября 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Но вместо того, чтобы отправиться навстречу ханскому послу и передать ему собранную дань, Юрий зимой 1321–1322 гг. уехал в Новгород 318 . В историографии нет однозначного мнения о мотивах поступка великого князя. А.Е. Пресняков полагал, что Юрий стремился соблюсти свое право непосредственно выплачивать «выход» Орде 319 . Это мнение разделил А.Н. Насонов 320 . Л.В. Черепнин, напротив, предположил, что Юрий «сделал попытку освободиться от тягостной опеки Орды» 321 . По мнению Э. Клюга, Юрий скрылся в Новгороде от посла, которым был Ахмыл, дружественно настроенный к Твери 322 . Последнее наименее вероятно, так как Ахмыл был послан на Русь позже; имени посла, навстречу которому не поехал Юрий, источники не называют 323 (к тому же кем бы ни был посол, идущий к великому князю за «выходом», угрозы для последнего он не представлял). Что касается самостоятельного сбора дани, то Юрия никто не намеревался лишать этого права: посол должен был только взять уже собранный «выход» и отвезти в Орду. По-видимому, великий князь осознанно пошел на неподчинение Орде, стремясь использовать полученное «серебро» по своему усмотрению. Поступком Юрия воспользовался Дмитрий Михайлович Тверской. Уже в марте 1322 г. 324 он поехал в Орду 325 . Узбек сначала отправил «по Юриа князя» посла Ахмыла; с ним был вынужден пойти по-прежнему находившийся в Орде брат Юрия Иван. Ахмыл «много створи пакости... много посече христьян, а иных поведе в Орду» 326 . Юрий отправился из Новгорода в Северо-Восточную Русь, но по дороге на него напал брат Дмитрия Александр Михайлович : обоз великого князя достался нападавшим, а сам Юрий бежал в Псков, откуда вернулся в Новгород 327 . Целью возвращения Юрия в Северо-Восточную Русь явно была встреча с Ахмылом 328 : очевидно, что он не ожидал столь быстрой негативной реакции и, задерживая у себя «выход», не предполагал полностью разрывать вассальные отношения с ханом. Тверские же князья стремились воспрепятствовать встрече Юрия с послом, в результате которой он мог оправдаться, отдав «выход» (или заверив посла в скорой его передаче).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1299,37 пред егда надо поставить точку, а в строке 39 пред сие – вместо точки – запятую: так больше соответствует общему смыслу этого места. 1325,25–26 тайна ркп. так ближе и к контексту. 1331,24 в ркп. точка не после исполнити, а после гряду: так ближе к точному смыслу текста. 1335,10 сказав в, ркп. сказа в. 1339,19 труд на повелние, ркп. тр д на повеление (а). 1361,10 не нужна запятая после волнх (в волнех скорбех). 1383,27 той сам, ркп. то и сама (=той и сам). 1406,2 свяжсе безаконы, ркп. свя ж себе законы. 1406,9 точку лучше поставить после сих, как и в рукописи. 1409,15 въ прошаеши, надо – въпрошаеши. 1409,37 чюжа яже, надо чюжая же (ркп. чюжа ж ). 1415,4 для сохранения смысла текста, запятую надо поставить перед духа (в ркп. здесь точка), а после духа не должно быть никакого знака. Сюда же можно отнести: 1) ошибочную нумерацию выносок на столбце 1274: 3-ья помечена 4-ой, а 4-ая – 3-ьей; 2) ряд случаев, когда знак , находящийся в рукописи, совершенно не отразился в издания в виде и, как следовало бы: 1250,32 къторы, ркп. къторы; 1253,12 учася, ркп. оучас; 1269,37 правы, ркп. правы; 1293,21 хотяще, ркп. хотще; 1294,17 апостольски, ркп. апльски; 1298,20 се, ркп. се; 1306,15 глаголя, ркп. гл. III. Пропуски в изданном тексте, сравнительно с рукописью: 1218,30 после таковги пропущено бо 1244,26 пред имени пропущено от (в ркп. от стоит над словом имени). 1262,34 не, ркп. не ж =неже. 1267,4 хотящих ркп. о хотщи х . 1267,25 после святых пропущено аплех было стых (ркп.) 1270,6 после выше пропущено 1303,27 глаголет проп. и. 1381,3 такоже проп. и. 1385,39 пред въсторгати проп. не повеле. 1389,23 после мужу проп. же. 1405,2 после б пропущено бо. 1405,13 егда, ркп. егда ж =егда же. 1443,35 после пропущено бо. Случаи вставки в рукопись отмечены в издании угловатыми скобками за исключением трех. 1247,4 и; 1333,28 суть (дважды, а в рукописи один раз; очевидный недосмотр) и 1359,28 – яко. К числу вставок же надо отнести и большую часть заглавий, не имеющихся в рукописи; все вставленные заглавия отмечены в издании соответствующими примечаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В одной из статей недавно вышедшего сборника, посвященного Михаилу Ярославичу, высказывается мнение, что главной причиной казни был разгром Михаилом крупного татарского войска. В качестве аргумента, что под началом Кавгадыя были многочисленные силы, называется упоминание в Никоновской летописи еще двух предводителей – Астрабала и Острева, трактуемых как начальники туменов – десятитысячных отрядов 300 . Некритическое восприятие известий Никоновской летописи о событиях, далеко отстоящих от времени ее составления (20-е годы XVI в.), порождало и, к сожалению, продолжает порождать немало необоснованных суждений. Они отпадают, если учесть историю создания текста этого памятника (обстоятельно изученную Б.М. Клоссом). Имя второго, помимо Кавгадыя, предводителя впервые фиксируется (в форме «Астрабыл») в Новгородской IV и Софийской I летописях 301 , следовательно, оно содержалось уже в их общем источнике – своде 20-х годов XV в. Имя «Острев» ранее Никоновской встречается в Сокращенных сводах 1493 и 1495 гг.: там это также имя второго, помимо Кавгадыя, предводителя 302 . Очевидно, что следует говорить о двух вариантах одного и того же имени (при этом «Острев» – его искаженный вариант, так как текст Сокращенных сводов испытал влияние протографа Новгородской IV – Софийской I летописей, а не наоборот). Составитель Никоновской скомбинировал известия двух имевшихся у него источников – Московского свода конца XV в. (он восходит к Софийской I летописи и там читается «Астрабыл») 303 и текста, близкого к Сокращенным сводам 304 , посчитав, что речь идет о разных лицах, в результате чего из двух предводителей стало три. Известие протографа Новгородской IV – Софийской I летописей о наличии второго военачальника, скорее всего, достоверно. Но есть ли основания полагать, что Кавгадый и Астрабыл предводительствовали крупным войском, исходя из самого рассказа о Бортеневской битве? В нем говорится, что после бегства Юрия Кавгадый «повеле дружине своей стяги поврещи, а сам не любоуя поиде в станы» 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1291 Конъектура Кройманна. В рукописи: «год Бога». 1292 Ср.: Лк. 8:4. 1293 Ср.: Пс. 49 48:5. 1294 См.: Ис. 6:9. 1295 См.: Лк. 8:8. 1296 Интерполяция. 1297 Конъектура Кройманна. В рукописи: «показывал». 1298 См.: Лк. 8:18. 1299 Слова: «т. е. не ушами слушайте» находятся только в одном кодексе. 1300 Ср.: Лк. 8:8. 1301 Конъектура Кройманна. В рукописи: «кротчайшим богом называется». Имеется также конъектура: «угрожает» (сказано с сарказмом). 1302 См.: Лк. 8:18. 1303 Ср.: Лк. 8:16. 1304 Ср.: Лк. 8:17. 1305 См.: Мф. 12:48; Лк. 8:21. 1306 Ср.: Лк. 8:20. 1307 См.: Лк. 10:25. 1308 См :.Мф. 16: 1;Λκ.8: 11;ср.:Л/с. 11: 16. Вопрос о подати — в Мф. 22: 15–18; Мк. 12: 13–15; Лк. 20: 20–23. 1309 Конъектура Кройманна. В рукописи: «считающие». 1310 Ср.: Лк. 7:16; Мф. 21:46. 1311 Конъектура Кройманна. В рукописи: «при искушении». 1312 Консул 19 г. до P. X. Был проконсулом в Африке (Тертуллиан упоминает его в De pal., 1,2), легатом Сирии в 9—6 гг. до P. X. Иосиф Флавий неоднократно писал о нем в «Иудейских древностях». 1313 Ср.: Лк. 2:1. 1314 Конъектура Кройманна. В рукописи: «не являлось прочным». 1315 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1316 Ср.: Мк. 3:31. 1317 Кройманн предлагает следующее чтение: «Ведь Он, с полным основанием негодуя на то, что, когда посторонние внутри ловили каждое Его слово, столь близкие люди стояли снаружи и к тому же еще отрывали Его от торжественного дела, не столько отрицал , сколько отказывался ». 1318 Не будем удивляться тому, что первый латинский христианский автор, в сочинениях которого много и других ошибочных утверждений (например, о телесности Бога, о субординации Сына и т. д.), подобным образом пишет о Богородице. 1319 См.: Мф. 12:48, 50; Лк. 8:21. 1320 Кройманн эту фразу помещает сюда. В рукописи она находится ниже, после слов: «достойным учеником». 1321 Ср.: Мф. 10:37; Лк. 14:26. 1322 Ср.: Лк. 8:24—25. 1323 Ср.: Исх. 14:16,21—22. 1324 Ср.: Исх. 14:26—28. 1325 Ср.: Исх. 14:21. В Септуагинте также упомянут южный ветер. 1326 Ср.:Ис.Нав. 14:1—9:51. 1327 Ср.: Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Захват Киева войсками Андрея Боголюбского – 1169 ОТВЕТ:   2) Крупнейшие княжества, их краткая характеристика: Самыми крупными и сильными княжествами на Руси были Ростово-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородское. Киевское княжества хотя и считалось главным, но не вело самостоятельной политики: его князьями обычно становились представители того или другого сильнейшего княжества. Ростово-Суздальское княжество , находившееся на северо-востоке Руси за непроходимыми муромскими лесами, усилилось за счет притока населения с юга, уставшего от набегов половцев и междоусобиц. В нем была сильна власть князя. Галицко-Волынское княжество на юго-западе было сильно и богато. Его земли были плодородны, и через него велась торговля с Европой и Византией Не раз галицкие князья захватывали Киев. Но бояре этого княжества были сильны и независимы и часто свергали своих князей. Лишь на короткое время объединить всё княжество удалось Даниилу Романовичу Галицкому. Новгородское княжество было боярской республикой . Управляло городом вече , которое выбирало посадника и приглашало или изгоняло князя. Новгород был очень богат за счет торговли.   5. Монголы. Нашествие Батыя. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Объединение монголов Чингис-ханом: а) Биография Чингис-хана. б) Завоевание Китая и Средней Азии. 2) Первая встреча монголов с Русью. Битва на Калке 1223 г. 3) Нашествие Батыя: а) 1237-38 – Северо-Восточная Русь. (Рязань – Москва – Владимир – р. Сить (битва) – не дошли до Новгорода – Козельск – Золотая Орда) б) Чернигов, Киев и Юго-Западная Русь. в) Поход в Европу. 4) Результаты нашествия: а) Разорение Руси. б)  Татаро-монгольское иго. (выход, ярлыки на княжение) ДАТЫ: Битва на Калке – 1223 Батыево нашествие на Русь – 1237-1241 ОТВЕТ:       6 . Возвышение Москвы. Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Причины возвышения Москвы (выгодное географическое положение, мудрая политика князей) 2) Московские князья и их политика: а) Даниил Московский (1277-1303) б) Иван Калита (1325-40), 1. Борьба с Тверью (подавление восстания 1327 г.)

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 21.11.1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича . Впервые в источниках упоминается в 1297 г. в связи с женитьбой на ростовской княжне. Весной 1303 г. Г. Д. находился в Переяславле Залесском, в кон. 1302 г. занятом кн. Даниилом Александровичем, к-рый изгнал из города наместников владимирского вел. кн. Андрея Александровича; по-видимому, предполагалось, что Г. Д. при жизни отца займет переяславский стол. Соперничество за Переяславль-Залесское княжество было частью давней борьбы, к-рую с кн. Даниилом вел его старший брат вел. кн. Андрей Городецкий. Правитель Твери св. кн. Михаил Ярославич , двоюродный брат и бывш. союзник Даниила Александровича, в первые годы XIV в. перешел на сторону кн. Андрея. После кончины кн. Даниила (5 марта 1303) московский стол занял Г. Д. Сыновья Даниила Александровича, не имевшие в это время сильных союзников, ожидали возвращения из Орды вел. кн. Андрея, ездившего туда за ярлыком на переяславль-залесское княжение. Этим попытались воспользоваться смоленские князья, чтобы вернуть Можайск, вероятно незадолго до этого отошедший к владениям Даниила. Однако Г. Д. с братьями выступил в поход, занял Можайск и захватил в плен Святослава Глебовича - брата смоленского князя. Осенью 1303 г. вел. кн. Андрей Александрович вернулся из Орды и в спорном Переяславле состоялся княжеский съезд. Согласно оглашенному на нем решению хана Тохты, Переяславль остался за Даниловичами, но, по-видимому, с условием, что после смерти вел. князя он отойдет его преемнику. Вел. кн. Георгий Даниилович. Гравюра. 1819 г. (РГБ) Вел. кн. Георгий Даниилович. Гравюра. 1819 г. (РГБ) 27 июля следующего года вел. кн. Андрей Александрович скончался. Старшим среди князей Сев.-Вост. Руси стал св. Михаил Тверской - сын блгв. кн. Ярослава Ярославича , одного из младших братьев блгв.

http://pravenc.ru/text/164459.html

58 Андрей Александрович Городецкий (?–1304 гг.), третий сын Александра Невского, великий князь владимирский с 1294 по 1304 гг. 59 Титул великого князя наследовался старейшим в роде. После смерти Андрея Александровича старейшим в роде оказывался его двоюродный брат Михаил Ярославич. 60 Этот обычай установился с 1240-х годов, со времени завоевания Руси Батыем. «Сии путешествия, – пишет Карамзин, – были ужасны: надлежало проститься с отечеством на долгое время, терпеть голод и жажду, отдыхать на снегу или на земле, раскалённой лучами солнца; везде голая печальная степь, лишённая убранства и тени лесов, усеянная костями несчастных странников; вместо городов и селений представлялись взору одни кладбища народов кочующих... Что ожидало князей российских в Татарии? Уничижение и горесть». – Карамзин, т. IV, стлб. 22. 61 Юрий (Георгий) Данилович (1270е–1325 гг.), князь московский с 1303 по 1325 гг. и великий князь владимирский с 1317 по 1322 гг. Старший сын князя Даниила Александровича, двоюродный племянник Михаила Ярославича. Много лет соперничал с Михаилом Тверским в борьбе за титул великого князя владимирского. Прямой виновник гибели Михаила Ярославича. Убит в Орде в 1325 г. сыном Михаила Ярославича Дмитрием Михайловичем Грозные Очи. 62 Максим, митрополит киевский и всея Руси с 1283 по 1305 гг., по происхождению грек. Митрополия Киевская и всея Руси установлена в 988 г. в Киеве; в 991 г. кафедра перенесена в Переяславль; в 1035 г. возвращена в Киев; в 1299 г. перенесена во Владимир и, наконец, в 1325 г. в Москву. Со времени св. Петра (митрополит с 1308 по 1326 гг.) киевские митрополиты жили в Москве или в Киеве. 64 Имеются в виду восемь лет, которые прошли от начала великого княжения Михаила Ярославича в 1305 г. до смерти прежнего хана Тохты. 66 В соответствии с предсказанием пророка Иеремии (VII – начало VI вв. до Р. X.) за грехи иудейского народа вавилонский царь Навуходоносор II (правил с 605 по 562 гг. до Р.Х.) в 587 г. до Р. X. разрушил Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. – Книга пророка Иеремии, Плач Иеремии, Псалтирь, 136.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Киевский и всея Руси свт. Кирилл (с 1243 г. нареченный митрополит) 1257–1259 Волнения в Новгороде, Суздале и Рязани против татар Изгнание крестоносцев из Константинополя. Восстановление Византийской империи Учреждение Сарайской епископской кафедры Восстания в Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире против татарских сборщиков дани 1264–1271 Великий кн. владимирский Ярослав Ярославич 1264–1301 Великий кн. галицко-волынский Лев Данилович Первый достоверно известный ярлык ханов Золотой Орды Русской Церкви, утверждавший неприкосновенность веры и духовенства ок.1271 г. Учреждение Тверской епархии в пределах Тверского княжества 1273 (или 1274) Митрополит Кирилл созвал Собор в Киеве 3001 (?) для устранения неисправностей в богослужебной практике, введена в употребление новая редакция Кормчей книги 1276–1303 Первый московский князь св. блгв. Даниил Александрович (родился в 1261 г.) до 1280 г. При владимирском Рождественском монастыре, вероятно при участии свт. Кирилла II(III), создано житие св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского Собор в Константинополе, где после смерти византийского имп. Михаила VIII Палеолога были низложены многие епископы за усердие к Лионской унии 1285–1289 В Твери построен каменный храм в честь Преображения Господня 1285–1305 Нашествие татар под предводительством Тудана («Дюденева рать»), разорение многих городов Северо-Восточной Руси Митр. Киевский и всея Руси свт. Максим 1299 (1300) Переезд свт. Максима во Владимир Суздальский ок. 1300 г. Св. блгв. кн. Даниил Александрович основал в Москве монастырь в честь поп. Даниила Столпника (Свято-Данилов) Присоединение к Москве Коломны Свт. Максим присутствовал на Соборе в Константинополе ок.1303 г. Кн. московский св. блгв. Даниил Александрович получил в наследство Переяславское княжество после прекращения местной династии Первое выделение Галицкой епархии в митрополию (упразднена в 1305 г.) 1303–1325 Московский кн. Юрий Данилович Присоединение к Москве Можайска Создание великокняжеского летописного свода (сохранился в составе Лаврентьевской летописи)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010