Патриаршими богослужениями в Санкт-Петербурге открылись празднования, посвященные 1025-летию Крещения Руси 12 июля 2013 г. 18:14 Патриаршими богослужениями в день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге открылись празднования, посвященные 1025-летию Крещения Руси. К этой памятной дате приурочено принесение в Россию из Греции великой христианской святыни — Креста святого апостола Андрея Первозванного. Принесение Креста в Санкт-Петербург, Москву, Киев и Минск призвано подчеркнуть, что духовная традиция народов России, Украины и Белоруссии восходит к единому источнику — благословению, данному апостолом Андреем в ходе его миссионерского посещения пределов Руси, и к Крещению, принятому в киевской купели в 988 году. 11 июля 2013 года, в канун праздника свв. апп. Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе Петербурга. На полиелее у западных врат собора Предстоятель, иерархи и духовенство торжественно встретили Крест святого апостола Андрея Первозванного. 12 июля, в самый день праздника, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Петропавловском соборе Петербурга — усыпальнице Дома Романовых. Богослужение было приурочено к празднованию 400-летия Дома Романовых и 1025-летия Крещения Руси. С 11 по 15 июля Крест Андрея Первозванного будет находиться в Казанском соборе Петербурга. Доступ для верующих к святыне будет открыт каждый день с 12 июля с 7.00 до 22.00, 15 июля — до 18.00. С 16 июля по 2 августа Крест Андрея Первозванного будет пребывать в трех столицах — Москве, Киеве и Минске. Доступ верующих к великой христианской святыне во все дни будет открыт круглосуточно. График принесения Андреевского креста: В мероприятиях по случаю 1025-летия Крещения Руси примут участие Предстоятели и представители всех Поместных Православных Церквей. Праздник будет отмечаться на государственном уровне в России, Белоруссии и на Украине. В рамках торжеств ожидаются встречи с руководством этих стран.

http://patriarchia.ru/db/text/3095630.ht...

Руська Православна Церква Офіційний сайт Московського Патріархату Головні новини У свято Входу Господнього до Єрусалиму Предстоятель Руської Церкви звершив Літургію в Храмі Христа Спасителя та очолив хіротонію архімандрита Серафима (Пасанаєва) на єпископа Мінусинського і Курагінського Святіший Патріарх Кирил виступив зі зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Українську Православну Церкву Напередодні свята Входу Господнього до Єрусалиму Святіший Патріарх Кирил звершив всеношну в Храмі Христа Спасителя Святіший Патріарх Кирил звершив освячення московського храму Чуда Архангела Михаїла в Хонех у Братєєві та очолив хіротонію архімандрита Авксентія (Абражея) в єпископа Несвізьького Святіший Патріарх Кирил звершив утреню з читанням акафіста Пресвятої Богородиці у Храмі Христа Спасителя Архів   Головна / Синодальні установи На Сербському подвір " ї в Москві відзначили престольне свято Версія для друку 17 липня 2018 р. 10:07 12 июля 2018 года, в день памяти святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, на московском подворье Сербской Православной Церкви в Петропавловском храме на Яузе отмечался престольный праздник. Божественную литургию возглавили архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр (Русская Зарубежная Церковь) и представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний. Архипастырям сослужили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Даниил Андреюк, протоиерей Андрей Новиков, клирики храма. Пел хор под управлением регента Людмилы Черкасовой. На богослужении присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Сербия в Российской Федерации Славенко Терзич. После Литургии были совершены молебен и крестный ход, по окончании которых епископ Моравичский Антоний поздравил присутствующих с престольным праздником подворья Сербской Православной Церкви в Москве.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5239644...

Далее в Посольстве России в Марокко начал свою работу круглый стол. К собравшимся обратился глава российской дипломатической миссии в этой стране В.П. Воробьев. Открывая заседание, его ведущий митрополит Иларион приветствовал собравшихся от имени Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Архипастырь остановился на теме столетия революционных событий в России, коренным образом изменивших основы государственного устройства и социального развития, ставших причиной глубокого раскола в обществе. Для Русской Православной Церкви эти трагические события стали началом периода гонений, во время которых был явлен сонм новомучеников и исповедников. В своем выступлении митрополит Иларион особо остановился на проблематике преследования христиан в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Он обратил внимание собравшихся на опасность дехристианизации земель исторического проживания верующих во Христа, необходимость последовательной борьбы с экстремизмом и терроризмом, объединения усилий всех заинтересованных сторон для восстановления храмов, домов мирных граждан и инфраструктуры на территории Сирии. Иерарх коснулся темы дискриминации Украинской Православной Церкви, рассказал о фактах рейдерских захватов ее храмов, попытках подведения под такую деструктивную деятельность нормативной основы. Председатель ОВЦС напомнил собравшимся, что в нынешнем году отмечается 950-летие мученической кончины святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Он пожелал присутствующим на заседании круглого стола пастырям, несущим свое служение в различных уголках Африки и Юго-Западной Азии, апостольской ревности в проповедании слова Божия, утверждении в жизни людей нравственных идеалов, призвал активно участвовать в общественной дискуссии в странах пребывания, свидетельствуя о традиционных ценностях. Епископ Звенигородский Антоний в приветственном слове отметил важность подобных встреч, позволяющих пастырям поделиться опытом вовлеченности в жизнь соотечественников, укрепить взаимодействие с дипломатическими миссиями и культурными центрами.

http://patriarchia.ru/db/text/5063095.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Дата 22 октября, очевидно, была выбрана Петром I не случайно. Она связана не только с уже сложившимся празднованием избавления Москвы от польского плена, что отмечалось XVII веке ежегодно крестным ходом, который возглавляли Царь и Патриарх. Думается, важную роль сыграли для царя Пера Алексеевича пророческие слова почитавшегося им Святителя Митрофана Воронежского, который завещал первому русскому императору почитать Казанский образ Богородицы, сказав, согласно преданию, что основанная им новая столица Санкт-Петербург избрана Самой Царицей Небесной, и пока ее Казанский образ будет пребывать в городе и пока будут молящиеся перед Казанской иконой, город будет стоять. В чем убедились их потомки во время страшной блокады в годы Великой Отечественной войны. Через 100 лет после провозглашения России Империей наступил грозный год русской истории 1812-й, и Казанская икона сопровождала русскую армию в походе, а в Санкт-Петербурге был построен Казанский собор, который стал памятником русской победы и где упокоился народный герой Михаил Илларионович Кутузов. Глубоко символично так же и то, икона ушла, когда клонилась к закату империя. Это произошло в канун праздника Первоверховных Апостолов Петра и Павла в ночь на 29 июня ст. ст. 1904 года. Известно, какие усилия предпринимал будущий священномученик Гермоген (Долганов) в поисках иконы. Но всё было тщетно. Русскому обществу это было неинтересно. Для политической и культурной элиты России это событие прошло незаметно. Что произошло потом мы все хорошо знаем. Кстати, последние защитники Самодержавия русские монархисты-черносотенцы учредили Союз Русского Народа, призванный объединить народ вокруг Царя, именно 22 октября 1905 года в день Казанской иконы Божией Матери. К сожалению, народ объединить уже было возможно только насилием. И вот пришла новая гроза для России Великая Отечественная война. И мы имеем огромное число преданий, связанных с Казанской иконой. Самое известное предание о явлении Пресвятой Богородицы митрополиту Гор Ливанских Илие Караму, которому Божия Матерь повелела передать советскому руководству: « Ленинг рад сдавать нельзя. Для спасения его пусть вынесут чудотворную Казанскую икону Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю города на Неве. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя сдавать врагу. Казанская икона должна идти с войсками до границ России».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/21/po...

Уточья башня Важной с архитектурной точки зрения и даже ключевой в дальнейшем развитии церковной архитектуры Синодальной эпохи является Уточья башня Троице-Сергиева монастыря : она была надстроена еще до «европейского похода» Петра. Эта надстройка носила чисто эстетический характер, став, по сути, первым примером каменной гражданской архитектуры времени Петра I. Она имела все признаки традиций голландской архитектурной школы – исследователи полагают, что за ориентир при ее реконструкции была взята гравюра, изображающая деревянную городскую ратушу в городе Маастрихте. А русские мастера виртуозно воплотили в камне указанный образец и создали уникальное по своему звучанию творение. Эта башня венчается пусть и не очень высоким, но все же имеющим свое символичное значение каменным шпилем. Именно этот элемент впоследствии стал доминирующим во многих русских церковных постройках XVIII века. С уверенностью можно сказать, что Уточья башня фактически открыла новую эпоху в церковном храмостроительстве и положила начало внедрению эстетических и секулярных начал в церковные постройки. Петропавловский собор Санкт-Петербурга Спустя три года после смерти патриарха Адриана, когда уже ничто не мешало Петру проводить свои реформы , в устье реки Невы была заложена новая крепость – будущий Санкт-Петербург. В том же году был начат деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла , причем в московских традициях того времени. Но затем он был облицован тесом, оштукатурен и расписан под желтый мрамор, при этом венчался двумя малыми и одним высоким шпилем . Смешение стилей, эклектика, если угодно, было на лицо, но Петру пришелся по нраву подобный вид храма. Спустя восемь лет в крепости был заложен уже каменный Петропавловский собор по проекту Доменико Трезини, но не исключено, что первоначальный рисунок мог принадлежать и самому царю. Еще современники отмечали существенное: первоначально возводилась многоярусная колокольня, церковь же, напротив, совсем не строилась. Действительно, Петра I мало интересовал сам собор, ему необходимо было увидеть главную городскую доминанту в виде башни с высоким шпилем. Фактически архитектурный образ Петропавловского собора и его внутреннее убранство для русского храмостроительства того времени иначе как новаторством назвать нельзя. По сути, строительством Петропавловского собора Петр I принципиально отрешился от многовековых отечественных традиций.

http://pravoslavie.ru/102963.html

28 августа 1953 года в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда епископ Таллиннский и Эстонский Роман рукоположил Валентина Мордасова в сан дьякона, а на следующий день, 29 августа, в Спасской церкви поселка Парголово Ленинградской области - в сан иерея. С 28 сентября 1953 года отец Валентин приступил к обязанностям настоятеля Митрофаниевской церкви села Лосицы Лядского (ныне Плюсского) района Псковской области. С ноября 1953 года батюшка назначен священником второй церкви - в селе Дубяги, в 20 км от Лосиц. Благочинный округа отзывался о молодом священнике как о скромном, усердном проповеднике слова Божия. 4 августа 1954 года молодой иерей получил еще одно назначение: по совместительству служить в Спасо-Преображенской церкви села Прибуж Гдовского района. 4 июля 1954 года родился сын Мишенька. С 17 сентября 1954 года священника Валентина Мордасова назначили настоятелем церкви села Прибуж с одновременным служением в церкви села Дубяги. Благочинный Гдовского округа отмечал, что до назначения о. Валентина Прибужский и Дубягский приходы находились на низком моральном и материальном уровне. С приходом о. Валентина увеличилась посещаемость верующими приходских церквей, поправилось материальное положение храмов. За примерное поведение и ревностное служение о. Валентин был награжден набедренником, затем последовало награждение камилавкой. Однако пятилетнее хождение по 20 км в оба конца от прихода к приходу стало давать о себе знать. С 25 июля 1959 года по 12 декабря 1960 года отец Валентин служил настоятелем Никольской церкви города Порхова , затем Порховской кладбищенской церкви Иоанна Предтечи . За усердно-ревностное пастырское служение Церкви Христовой указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия I о. Валентин награжден золотым наперсным крестом. День 12 июля 1974 года не предвещал никаких неожиданностей. В праздник Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла о. Валентин поехал служить в село Самолва, в храм Архангела Михаила. С ним поехали супруга Александра Павловна и сын Миша.

http://sobory.ru/article/?object=00275

Прочие апостольские службы, бывшие прежде со славословием, очевидно, уже после 1721 года были восполнены до полиелейных. Но большинство этих восполнений весьма неискусны, как бы белыми нитками пришиты к древней основе, и только лишний раз подтверждают, что они новейшего, иногда случайного, происхождения, что первоначальный, древний, следовательно, отцами установленный, строй служб сих праздников иной. Внимательное рассмотрение состава апостольских служб убедит нас в этом. Одна из отличительных особенностей полиелейной службы – паремии на вечерне. Естественно, что для праздников ап. Петра и Иоанна паремии взяты из посланий сих апостолов. И паремии Богослову и Первоверховным нарочито отмечаются в церковном Апостоле. Может быть, можно признать более или менее соответственным чтение в праздник апостола Андрея в качестве паремий зачал из посланий его святого брата Петра, о котором неоднократно упоминается в службе. Не знаю, были ли паремии в той греческой службе апостолу Андрею, с которой при патриархе Ермогене был сделан славянский перевод? Но в церковном Апостоле не указываются паремии на 30 ноября, а сравнительно большой размер этих паремий, особенно первой, наводит на мысль, что они внесены в службу на Руси. На все остальные апостольские памяти паремии назначаются чисто случайно. Иногда они совсем не соответствуют даже указанию общей минеи, которая (тоже случайно) назначает для памяти апостола единого те паремии из посланий ап. Иоанна Богослова, которые церковный Апостол указывает для праздника единого апостола – Иоанна, а для памяти двух или нескольких апостолов назначает паремии, положенные 29 июня, на память двух верховных апостолов. 6-го октября, без особого отношения к памяти празднуемого апостола, паремии из посланий Иоанна, Иакова и Иуды, а 9 и 18 октября повторяются те же самые паремии, очевидно потому что они уже напечатаны в октябрьской минеи. В ноябрьской минее были уже паремии 30 числа. Их рекомендуется читать и 14-го и 16-го. 30-го апреля на память ап. Иакова Зеведеева, назначаются совершенно не соответствующие паремии из апостола Иакова брата Божия, неосновательно дающие повод считать празднуемого апостола автором этого послания, каковым он не был.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В таких случаях его святость могла не спасти его от лютой смерти. Они почитали символ, но не обязательно личность. Тем не менее, создается впечатление, что власть императора над Церковью была ограниченной, хотя степень этой ограниченности не была определена. Было установлено, что ему принадлежит последнее слово при выборе патриарха. Но мог ли он при этом осуществлять контроль над Церковью? Юстиниан I утверждал, что «священство и императорская власть», ставя их именно в этом порядке, «есть величайшие дары, полученные человеком от Бога… Священство связано с божественными делами, императорская власть господствует над смертными… Но оба исходят из одного и того же принципа». Хотя его действия опровергали его слова, сказано, что император, пусть он и самодержец, но не может властвовать над священником. Его друг папа Агапит писал ему, что «император есть владыка над всеми, но он, как и всякий другой, слуга Божий», добавляя, что толковать волю Божию есть дело Церкви. Иоанн Златоуст, самый почитаемый из всех византийских отцов, ясно высказался, что «область царской власти — это одно, а область священнической власти — другое; и последнее преобладает над первым». Когда император–иконоборец Лев III начал введение своего краткого свода законов, Эклоги , словами: «С тех пор как Бог Своим благопроизволением вручил Нам императорскую власть… и поставил Нас, подобно тому как он поставил святого Петра, главой и первоверховным из апостолов, чтобы пасти Свое верное стадо…» , и когда он начал свое законоборческое законодательство, провозглашая себя священником, св. Иоанн Дамаскин, который писал в безопасности, во владениях халифа, ответил протестом, что: «создавать законы Церкви — это не дело императора» и что «я не могу примириться с тем, что Церковь управляется по императорским указам».  Преп. Феодор Студит отмечал, что вопросы, касающиеся вероучения, должны быть доверены только тем, кому Бог дал власть вязать и решать, т. е. Апостолам и их преемникам, т. е. епископу Римскому и четырем патриархам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Митрополит Евлогий, стараясь доказать «великую» ценность своего единения с «Вселенским Престолом» и отмечая давнишнюю историческую связь с таковым Русской Церкви, в дальнейшем обличает последнюю в «филетизме». «Принято обвинять Греческую Церковь в этом «филетизме»; но не свободна была от него и Русская Церковь . Богатая, славная, многомиллионная, ни в чем не ощущавшая нужды и недостатка, она как-то обособилась в своей самоуверенности; смиренное самосознание младшей сестры единой вселенской Христовой семьи, как части единого Тела Христова, затемнилось и заглушилось некоторым самомнением, выраженным в известном изречении: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать». Бюрократическая церковная реформа Петра Великого, задуманная по протестантским образцам, еще более ослабила вселенскую идею в Русской Церкви. Многие были склонны смотреть на другие православные Церкви, как на бедных родственников.» (стр.628). Как далеки эти разсуждения от того крайнего национализма, опираясь на который, епископ Евлогий делал в дореволюционной России свою карьеру! Подлинная Православная Русь, начиная с Государя Императора Николая Александровича, иерархии и кончая благочестивым народом, радостно и торжественно принимала в 1913 г. патриарха Аптиохийского Григория, прибывшего на торжества трехсотлетия Дома Романовых. Чувства эти ярко выявил архиепископ волынский Антоний (Храповицкий) 20 февраля 1913 г., встречая, с монашеской братией, патриарха у врат Александро-Невской Лавры в С-Петербурге. «Блаженнейший и святейший патриарх! Благословен день сей, когда Российская православная иерархия и паства сподобилась узреть своими глазами преемника Апостольского престола – великого града Божия Антиохии и патриарха всего Востока... С сугубым умилением и восторгом взираем на Тебя мы, сыны печальной современности, и с сугубой ясностью провидим в Тебе как бы воплощение всей Христовой Церкви, ибо Ты возглавляешь собой ее наивысшие вершины...» Вспомнив первого святителя Антиохии, первоверховного апостала Петра, и богоносного священномученика Игнатия и прочих избранников Божиих, украшавших сей древний престол, владыка Антоний так закончил свое проникновенное слово: «Глубоко благоговеет русский народ пред всем этим высоким множеством апостольских подвигов, совершившихся от времен первых учеников Христовых и доныне на Твоей святительской кафедре, и, мысля Тебя носителем сей церковной славы, сего двадцативекового союза земли с небом, Церкви со Христом и Его Апостолами, возносит благодарные славословия Господу о том, что сподобился узреть твой святительский лик и, повергаясь ниц к твоим достоблаженнейшим стопам, приветствует земным поклоном твое вступление в святую Лавру северной столицы». [Епископ Никон (Рклицкий) , «Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого», т. 2, стр. 311–313].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010