В келии отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братий открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: “…Время отшествия моего настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…” (2Тим.4, 6-8). В Пасхальное утро отцу Василию предстояло идти на послушание в Скит, он должен был исповедовать причащающихся на средней скитской Литургии. Тихо пропев Пасхальные часы пред иконами в своей келье, он направился к скитской башне, через ворота которой можно выйти на тропинку, ведущую в Скит. Внезапно тишину нарушил колокольный звон. Это иноки Ферапонт и Трофим, прорезая утреннюю тишину, возвещали миру Пасхальную радость. В Оптиной есть добрая традиция: звонить на Пасху во все колокола в любое время на протяжение всей Светлой Седмицы. Но на этот раз звон как-то неожиданно оборвался. Большой колокол ударил еще несколько раз и затих. Отец Василий остановился: что-то произошло. Не предаваясь раздумьям, быстро направился к колокольне. Навстречу ему бежал человек в солдатской шинели. — Брат, что случилось? — спросил отец Василий бежавшего. Тот пробормотал что-то невнятное, делая вид, что направляется к воротам скитской башни. Но, сделав несколько шагов в этом направлении, выхватил из-под полы шинели острый 60 — сантиметровый меч и сильным ударом в спину пронзил отца Василия. Батюшка упал на землю. Убийца хладнокровно накинул край мантии на голову отца Василия и надвинул клобук на его лицо. По-видимому, это действие было одним из правил ритуала, ибо убитых им перед тем на колокольне иноков Ферапонта и Трофима также нашли с сильно надвинутыми на лицо клобуками. …В келии отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братий открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: “…Время отшествия моего настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…” (2Тим.4,6-8).

http://pravmir.ru/tvorchestvo-ieromonaxa...

Вдохновенные евангельские слова Христа Господа: «Смотрите, берегитесь любостяжания, потому что жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться… Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь… Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам». Когда я трезв, я не одинок. Даже если я наедине с собой, я не ощущаю давящего одиночества, мне спокойно и хорошо. И это происходит потому, что я чувствую близость и помощь Божию. Уходит страх, тревога и беспокойство. Я нахожусь «здесь и сейчас», я принимаю себя со своими недостатками, привычками и комплексами. Тогда слова Спасителя: «Не заботьтесь», — перестают быть только призывом и недосягаемым идеалом, а становятся частью моей жизни. Мне не надо заботиться о том, каков я? Хорош? Плох? Я запутаюсь в оценках и в любом случае буду неправ. Мне надо заботиться только о том, чтобы Господь пребывал в моей жизни. На первый взгляд в такой жизни всё просто и буднично, но сколько красоты скрывается за внешней простой формой. Благодаря 11-му Шагу я начинаю видеть глубину там, где прежде видел только скуку. Мне смешно, когда я вспоминаю свои прежние мысли о том, что трезвость — для слабаков и зануд. Та яркость, которую придавал моей жизни алкоголь сейчас не стоит для меня ничего, потому что в ней нет ничего настоящего. Но новый взгляд достигается не просто так: «Мы, члены АА, люди активные: мы получаем удовольствие от решения жизненных задач, пожалуй, впервые в нашей жизни, и пытаемся оказывать действенную помощь тем алкоголикам, с которыми нас сталкивает жизнь. Неудивительно потому, что мы часто с пренебрежением относимся к серьезной медитации и молитве, считая их необязательными» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 109). Такое пренебрежение превращает внешнюю активность в пустышку. Сегодня я читаю житие ныне празднуемого святителя Павла, патриарха Константинопольского. В нем рассказывается об исповедническом подвиге святителя, и я твердо понимаю одно: когда я приглашаю в жизнь Христа, мои собственные страдания, падения, срывы и скорби в выздоровлении, обретают смысл и цель. Святой Павел жил в IV веке во времена распространения арианской ереси. Он неоднократно изгонялся с константинопольской кафедры и закончил свой исповеднический подвиг в ссылке в Армении, в городе Кукузе, где принял мученическую кончину. Однажды, когда патриарх совершал Божественную литургию, в храм ворвались ариане и задушили Павла его омофором. Это произошло в 350 году. Господи, по молитвам святителя Павла, даруй мне мужество в моем маленьком подвиге выздоровления и укрепи меня в верности Тебе. 20 ноября. Литургическое чтение: 1 Тим.1:8-14

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Гедонизм (от др.-греч. «δον», «hedone» - «наслаждение», «удовольствие») - это этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Гедонизм есть следствие секуляризации религиозного понимания человека как тримерии «тело-душа-дух», в результате чего телесность и связанные с ней потребности выступают на первый план. Христианская ориентация на трансцендентное, высшее, надтелесное начало в человеке задает иную иерархию ценностей: на первый план выдвигается дух, и остальные составляющие человека рассматриваются в зависимости от духа. Благом признается то, что возвышает, освобождает дух, злом - то, что умаляет дух, искажает и разрушает его, ставит в зависимость от низших по иерархии материальных структур Таким образом, с точки зрения традиционного христианства любая зависимость есть порождение греховной страсти - зло, порабощающее дух. Соответственно, человек, пребывающий в рабстве у страстей, является их рабом. Не имеет смысла питать никаких иллюзий на сей счет и здесь целесообразно называть вещи своими именами. Апостол Павел в своем Послании к римлянам из Евангелия так описывает это рабство: «...Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.... Потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного... » Это описание универсально, так как применимо к любой страсти, или, иными словами, к любому психическому, читай - наркологическому расстройству. С психологической точки зрения культ потребления и доминанты гедонистических установок над социально желательными и одобряемыми - это компенсаторная деятельность духовно бедного индивида, реализующего через потребление свою свободу и свои творческие потенции как личности, ибо ни в какой иной форме сделать это он не в состоянии.

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/05/...

Ежеминутно в мире произносится, печатается множество слов, и многие из них — пусты, безжизненны и бессмысленны. В прошлой жизни я говорил много и красиво, я любил ругнуть кого-нибудь, поспорить, поучить. Многословие было характерным проявлением моего алкоголизма и природной болтливости. Если я окружаю себя множеством слов, пустых, вредных и ненужных и, в первую очередь, сплетнями и спорами, ощущение цельности, Божией близости и трезвости уходит. Будто бы через рот выходит жизненная энергия, я опустошаю сам себя. Сегодня в послании Иакова речь идет о нашей способности к слову: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело. Язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» ( Иак.3:2, 8-10 ). Склонность к спорам, к бесконечным прениям мешает выздоравливающему алкоголику двигаться вперед: «Как только я перестал спорить, я начал видеть и воспринимать. Именно тогда смысл Второго Шага медленно и осторожно начал входить в мою жизнь» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 33). Смысл 2го Шага — обретение «опоры», стержня, смысла, жизненной основы, любящего и всесильного Бога, с Которым мне не легко, но увлекательно выздоравливать. В АА я учусь слушать и слышать каждого человека, себя и Господа. Сегодняшний святой, Павлин Милостивый, епископ Ноланский (t431), в достаточно раннем возрасте был избран в сенаторы и стал губернатором области Кампани в Италии, но все оставил ради Христа. Его история учит меня самому главному — твердости и решимости в избранном пути. Вместе со старыми стереотипами придется оставить многие старые слова: мат, грубые резкие оскорбительные выражения, алкоголическую феню, с помощью которой собутыльники понимают друг друга с полуслова. Господи, по молитвам святителя Павлина, помоги мне сегодня избежать осуждения и празднословия, даруй мне найти достойные слова для того, чтобы говорить о трезвости. 6 февраля. Память блаженной Ксении Петербургской ( Мк.11:23-26 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего; а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое» ( Мк.12:41-44 ). Как у алкоголика у меня низкий порог усталости, болевой порог, я легко раздражаюсь и обижаюсь. То, что здоровые люди делают автоматически, часто стоит мне больших усилий. Встать вовремя, рано лечь, в назначенный срок придти на встречу, сказать «нет», спланировать день и неделю — все эти, казалось бы, простые звенья, из которых складывается нормальная жизнь нормального человека, скрепляются у меня с большим трудом. История бедный вдовы — хороший пример того, что Господь оценивает поступки людей по своей мерке, а не по человеческой. Иногда, оценивая прошедший день, я ругаю себя за то, что так мало сделал, не выполнил собственный план. А, может быть, Господь бы меня похвалил, сказав: ты остался сегодня трезвым, да еще, к тому же, навел порядок в шкафу, купил нужную книгу и позвонил маме. Ты просто молодец! Господь милосерднее ко мне, чем я сам. Он ценит мои усилия, мои две лепты, не сравнивая их с усилиями других людей. И не ругает меня, если я допускаю ошибку. Я продолжаю день молитвой о душевном покое, я признаю свое бессилие на 100%. Безоговорочная капитуляция перед алкоголем, как ни странно, вдыхает в меня свежие силы и вдохновляет на трезвую и творческую жизнь. «Статистика показывает, что алкоголики почти никогда не выздоравливают, если они полагаются только на свои силы» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 27–28). Когда я вижу на группе АА десятки выздоравливающих пьяниц, каждый из которых признал свое бессилие перед алкоголем, 1й Шаг становится для меня не тюремной клеткой и унижением, а победой. Каждый мой день, прожитый согласно принципам АА — это моя лепта в сокровищницу вечности. Господи, помоги мне сегодня совершить ради Тебя 2 небольших добрых дела. И никому об этом не рассказывать. 18 января. Литургическое чтение: Тит.3:4-7

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы. мы. соделались наследниками вечной жизни» ( Тит.3:4-7 ). Раньше я думал, что Бог гневается на меня из-за моего алкоголизма. И не подает мне своих милостей. Главными словами в моих взаимоотношениях с Богом была пара слов — «вино» и «вина». А где вино, там и вина. Я понимал, что моих «дел праведности» хватает только на то, чтобы меня не убила молния, какое уж там излияние Святого Духа! Сколько раз я давал себе зароки, обещал Богу, что я навсегда брошу пить. Обычно такие решения приходили с похмелья или же когда приходилось расплачиваться за мои пьяные проделки. «Только выручи, — умолял я тогда Бога, — и я обещаю, что больше никогда не притронусь к проклятой рюмке!..» Я буду поститься столько-то дней, каждый день читать по столько-то глав из Евангелия. Я поеду в паломничество. Буду читать акафист «Неупиваемой Чаше» в течение 40 дней, а Ты избавь меня от пьянства». Но я продолжал погибать от пьянства. И продолжал созерцать молчаливого, сурового Бога, не довольного мной, моим поведением. Много времени прошло, прежде чем этот образ Бога-прокурора затрещал по швам. Освобождаясь от алкоголя и алкогольного мышления, накапливая «жизненно важный духовный опыт», я осознал, что не за какие-либо действительные или мнимые «добрые дела», Господь дал мне трезвость, а следовательно, и жизнь, но единственно, по Своей любви и милости. Как трудно принимать подарки незаслуженно! Готовясь к великому празднику Крещения Господня, я понял, что Таинства Евхаристии и Покаяния — это тоже незаслуженный дар. Бессмысленно рассуждать, достоин я или не достоин его, об этом пусть думает Бог. Господь приглашает меня на трапезу любви, я обязательно приду. Постараюсь быть в праздничной одежде. Так же и АА — дар по милости и любви: мне нужно просто участвовать в работе группы, не прикладывая для этого нечеловеческих усилий, просто быть с другими — и я останусь человеком. «В большинстве своем алкоголики не могут выздороветь, если они не являются членами группы. Каждый начинает понимать, что он лишь частица большого целого. Становится ясным, что группа должна выжить, чтобы выжил каждый человек» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 144). Моя трезвость зависит от единства АА, от сплоченности моей группы, поэтому я стараюсь не отказываться от служения, ведь это является важной частью моего выздоровления. Задача сегодняшнего дня — сделать для моей родной группы что-либо полезное: принести вкусные сладости к чаю, помочь с уборкой, положить побольше денег на 7ю традицию. Господи, дай мне желание послужить моей группе, благодаря которой я остаюсь трезвым по сей день. 19 января. Праздник Богоявления. Крещение Господне

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

М.Яблоков 18.03.2009 18:44 А Бог в эту Вашу конструкцию никаким образом не вписывается?... Old_Crow 18.03.2009 20:59 А как же. Вся " конструкция " на вере и его помощи и держится. Old_Crow 18.03.2009 23:54 Вся речь о том, что алкоголики " исцеляются " с помощью... диавола, а не Бога... Вот и вся математика... --- Алкоголь - вот мой дьявол, или одно из его орудий (все сложнее, но не хочется в оффтоп лезть). А Бог мне помогает в создании, по Вашей терминологии, конструкции. М.Яблоков 19.03.2009 13:10 Разве Вы не читали: " Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. " (Мф.12,43-45). Вам нужен традиционный духовник и православный психиатр, а ещё лучше в одном лице, а не сектантскими программами увлекаться... zoe 19.03.2009 18:49 Вороночка, а кроме трезвости что пришло в Вашу жизнь за 10 лет с «Анонимными Алкоголиками»? Что ушло - понятно. А что пришло? Old_Crow 19.03.2009 23:50 Бог, к которому я могу обратиться. Внутренняя свобода, способность радоваться жизни, избавление от центропупизма, умение принимать ответственные решения, а не сваливать их на других, работоспособность, возможность максимально трезво оценивать свои возможности (насколько могу), научилась слушать и понимать других людей (соглашаться или нет - зависит от конкретных обстоятельств). Оказалось, что я могу любить своих близких и помогать им. Всего сходу не перечислить. Здоровье, само собой; расширение сферы интересов. Стараюсь с миром принимать испытания (не всегда получается), и постоять за себя, когда надо. Говорят, характер улучшился:). Новая интересная работа, о которой я и помыслить ранее не могла. И, конечно, любовь. А главное пришедшее сейчас спит в кроватке в соседней комнате:)) М.Яблоков 20.03.2009 06:59 Ваш " бог " , которому Вы молитесь, совсем не Бог... но очень хочет Им быть...

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

«Мы не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое ( Евр.10:38 -.11:1, 3). Помню себя, когда я в первый раз переступил порог собрания АА: подозрительный, гордый, несчастный, я был исполнен опустошающей тоски и в то же время из последних сил готов был защищать свой алкогольный мирок. Я почти ни во что не верил, только вложенный Богом инстинкт самосохранения, страстное желание жить и быть здоровым толкали меня вперед. Слабая искра веры в силу АА со временем стала ярким пламенем трезвости, так что я могу теперь (иногда) светить другим. Сегодня Святая Церковь вспоминает преподобного Павла Послушливого. Время жизни этого святого неизвестно. Он оставил мирскую жизнь, достигнув совершеннолетия. Именование «послушливый» он получил за глубокое смирение и полное отречение от собственной воли. Однажды преподобный по послушанию перемешал рукой кипящую смолу, не получив при этом ни малейшего ожога. Монахи монастыря, где подвизался Павел, не знали о его святости. Как-то раз они были ночью восхищены в рай и беседовали с иноком Павлом, последний позволил им унести с собой по благоуханному цветку. Пробудившись, они обнаружили цветы из рая у себя в руках. Иногда человеку сомневающемуся, неуверенному нужно какое-то материальное подтверждение его надежды. В АА все мы приходит неуверенными. Наши группы — такой прекрасный цветок веры, реальный, осязаемый. Поэтому в начале выздоровления для многих из нас группа становится «Высшей Силой», способной поддержать нашу трезвость. Это очередной этап на пути: «Сомневающийся, который всё еще духовно не прозрел и всё еще продолжает считать свою любимую группу АА Высшей Силой, со временем возлюбит Бога и назовет Его Своим именем» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 123). В содружестве АА я еще раз убедился, что «вера без дел мертва» и я могу сохранять духовную и эмоциональную трезвость при условии трезвенной заботы о себе и о других людях. Далеко не каждый день Господь предоставляет мне возможность для 12-го Шага, но каждый день я могу нести окружающим меня людям главную идею нашего содружества АА: любовь, радость и мир в Духе Святом.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Он никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, обогнав патриарха и переменив одежду, снова стал просить милостыню. Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяние и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?» Для меня важно научиться быть милостивым прежде всего к себе самому, тогда я смогу быть по-настоящему милостив и к другим. А это невозможно без 11 Шага, без молитвы и углубленного предстояния перед Богом. Иногда 11й Шаг дается мне с величайшим трудом. «Иногда бунт внутри меня так велик, что я вообще не хочу молиться» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 119). В такие минуты я приостанавливаюсь, беру паузу и читаю молитву о душевном покое. Если я не хочу вернуться на дорогу, где я лежал окровавленный, израненный и полумертвый, я буду духовно трудиться и расти. Подвиг сегодняшнего дня — с состраданием и любовью взглянуть на себя; моя задача на этот день — оказать милость тому, с кем сведет меня Господь. 26 ноября. Память святителя Иоанна Златоустого ( Лк.14:25-35 ) Сегодня я прочитал: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником». И еще: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство — просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:27, 31-33 ). В программной литературе АА не раз повторяется фраза: «Мы ни с кем и ни с чем не боремся.» Что это значит? А именно то, что идти с десятью тысячами — с моей силой воли, решимостью — против ста тысяч — «хитрого, властного, сбивающего с толку» алкоголизма — неразумно. Я много раз бросал пить, давал зароки, героически держался. Все это не работало до тех пор, пока я «не отрешился от всего, что имею», пока я не пригласил в мою жизнь Бога.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

плачевным. Это часто заставляло людей, которых мы любили, отдаляться от нас или даже уходить насовсем. Мы не могли понять, что, будучи взрослыми, мы вели себя так, как дети, пытаясь превратить всех вокруг — друзей, жен, мужей и даже весь мир — в оберегающих нас родителей. Мы отказывались понять довольно суровый жизненный принцип, что чрезмерная зависимость от людей делает человека несчастным.» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 130). Когда я предпочитаю кого-либо или что-либо Господу и Его любви, то есть ставлю что-либо или кого-либо на Его место, я становлюсь несчастным, и тогда страх, бессмысленные мечтания, зависть и человекоугодие делаются моими повелителями. Рекомендации нашей Программы для меня — это уменьшенное Евангелие, малая аскеза, а принципы выздоровления позволяют мне не только сохранить трезвость, но и духовно расти, идти ко Христу. «.Для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла», — читаю я сегодня у божественного Павла ( Евр.5:12-14 ). Я понимаю, что, будучи невзрослым, я и в духовной жизни пока что ребенок. Поэтому я стараюсь ежедневно питать свою душу программной литературой — этим целительным для меня молоком. 12й Шаг учит меня отдавать, а не брать, любить, а не требовать любви, заботиться, а не искать заботы. Я освобождаюсь от зависимости от других людей и ищу «зависимости» от Бога. Сегодня Церковью вспоминается преподобный Акакий Синайский, подвижник VI века. Смиренный инок одного из монастырей, он был в послушании у грубого и жестокого старика, который заставлял его непомерно работать, морил голодом и нещадно бил. Недолго пробыв в таком послушании, св. Акакий скончался. При его гробе произошло чудо, изменившее грубый нрав старика, который раскаялся в содеянном и остаток дней провел в покаянных слезах возле гроба ученика. Я знаю, что смиренное послушание — это основа моего выздоровления. Поэтому, как бы это ни казалось мне трудным, я стараюсь выполнять все рекомендации содружества АА.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010