Есть раввинское учение о «Мемре» – вере в силу имени Бога. Мемра, воплощаясь в имени «Шем», является освещением всякой молитвы, благословляет и творит чудеса. Все чудеса Ветхого Завета творил «Шем». Ап. Павел, как раввинский ученик, был знаком с этим учением. Поэтому он и называет Христа Силою Божьей. Об имени Иисуса он говорит: «Бог дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филип, 2,9–10). В Евангелии от Матвея повторяются слова пророка Исайи об имени Иисуса: «И на имя Его будут уповать народы» (1,21). В «Деяниях апостолов» говорится: «И нет иного имени под небесами, о нем же подобает спастися нам» (4,1). В Ветхом Завете говорится об имени Иисуса: «Будет Имя Его благословенно во век; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его... и благословенно имя Славы Его во век» (Псал., 71, 19). ( Псал. 71,19 ). «Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их» ( Псал. 17,10–12 ). Диадох говорит: «Сие данное имя, будучи с напряженной заботливостью содержимо мыслью, очень ощутительно попаляет всякую скверну, появляющуюся в душе. Ибо Бог наш есть огонь, поедающий всякое зло». Исихий говорит: «Святое и досточтимое имя Господа Иисуса, непрестанно сидя в уме, порождает бесчисленное множество солнцеподобных размышлений» (Добр. 2,222). Иоанн Златоуст говорит о действии имени Иисуса на сердечного змея: «Имя Иисуса, сходя вглубь сердца, да смирит держащего тамошние изжити змея... Не отлучайте сердца своего от Бога, пока имя Господа вкоренится внутрь сердца и оно ни о чем другом помышлять не станет» (по Каллисту и Игнатию, Patr. M., 1, 147). Призывание имени Иисуса пробуждает скрытую силу благодати Духа Св. «Как найти энергию духа? Она дается при крещении. Есть два способа найти ее: 1 исполнением Заповедей и 2) частым призыванием имени Иисуса. Первый способ – длительный, второй – короче» (Григорий Синайский, Patr. M. T.15O, §3, р. 1309). Призывание имени Иисуса вызывает любовь к Нему, а любовь, по Марку Подвижнику , есть «внутреннее открытие сердца, куда предтечей вошел Иисус» (Patr. M, t. 68,1009).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

Иер. 52 :11. И выколол глаза Седекии, и связал его оковами, и привел его царь Вавилонский в Вавилон, и посадил его в дом мельничий 1307 до дня его смерти. Иер. 52 :12. А в десятый день пятого месяца (это девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонскаго) 1308 пришел в Иерусалим Навузардан, военачальник, стоящий пред лицем царя Вавилонского. Иер. 52 :13. И сожег храм 1309 Господень, и дом царя, и все городские дома, и все большие дома сожег огнем. Иер. 52 :14. И все Иерусалимския стены вокруг (города) разрушило войско Халдейское, которое было с военачальником. Иер. 52 :15. И бедных из народа, и прочий народ, и оставшихся в городе, и перебежчиков, которые убегли 1310 к царю Вавилонскому, и остальной народ переселил Навузардан военачальник. Иер. 52 :16. Только немногих из бедных людей оставил 1311 для работ в виноградниках и для земледелия. Иер. 52 :17. И столбы медные, которые были в храме Господнем, и подставы, и медное море, что в храме Господнем, разрушили Халдеи, а медь их взяли и унесли в Вавилон. Иер. 52 :18. И венец, и чаши, и вилки, и все медные сосуды, которые употреблялись при богослужении. Иер. 52 :19. И фимиамники 1312 , и чаши, и умывальники, и подсвечники, и кадильницы, и чашечки, золотыя и серебряныя, взял военачальник. Иер. 52 :20. И два столба и одно море, и двенадцать медных тельцов 1313 под морем, которые устроил царь Соломон в храме Господнем; в сосудах этих не было весу меди 1314 . Иер. 52 :21. И каждый столб имел восемнадцать 1315 локтей в вышину, и кругом его обтягивал снур в двенадцать локтей, а толщина его 1316 кругом четыре пальца. Иер. 52 :22. А глава 1317 у них медная, пять локтей вышина каждой главы, и сетка, и гранатовыя яблоки 1318 на венце кругом, все было медное, таков же был и второй столб. Иер. 52 :23. И гранатовых яблоков по сторонам девяносто шесть, а всех гранатовых яблоков над сеткою кругом было сто. Иер. 52 :24. И взял военачальник Сарею, первосвященника 1319 , и Софонию, второго священника, и трех сторожей порога 1320 . Иер. 52 :25. И из города взял одного евнуха, который был начальником под военными людьми, и семь знатных мужей, предстоявших пред царем, которые находились в городе, и главного писца в войске, записывавшого 1321 (в войско) народ земли, и шестьдесят человек из народа земли, находившихся в городе.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ответил Иисус и сказал им: разрушьте храм этот, и Я в три дня воздвигну его (egero auton) 1309 . Хотя Марк и Лука настаивают, что это было произнесено лжесвидетелями, традиция Иоанна, как и другие связанные с этим речения, указывают на то, что Иисус на самом деле говорил нечто в этом роде; в конце концов, предыдущие главы у всех трех синоптиков упоминают о том, что Иисус всерьез говорит о разрушении и Храма, и Иерусалима, заключая свои слова утверждением о том, что и он сам, и его ученики будут оправданы 1310 . Иоанн интерпретирует это высказывание именно в связи с телесным воскресением Иисуса. Когда мы пытаемся охватить взглядом ожидания Иисуса в целом (что я обрисовал раньше), – то, как он символически действовал в Храме и в Сионской горнице, желая приблизить долгожданный час осуществления его собственной судьбы и призвания истинного Израиля, – мы находим тут глубокий исторический смысл 1311 . (iv) Загадки h11 (а) Ирод Из всех малопривлекательных персонажей, которые открывают нам что–либо о верованиях иудеев I века касательно умерших и их участи, именно Ирод Антипа, с его дошедшими до нас суждениями об Иисусе, портит тут всю картину. В этом случае Лука и Марк существенно расходятся; Матфей близок к Марку, но умолкает после стиха 14 у Марка: [ Марк 6 ] 14 И услышал то царь Ирод, – ибо стало известно имя Его, и говорил он: Иоанн Креститель восстал (egegertai) из мертвых, и потому в нем действуют силы. 15 Другие же говорили: это Илия. А другие говорили: это пророк, как и другие пророки. 16 А Ирод, услышав это, говорил: Иоанн, которого я обезглавил, – он и восстал (egerthe) 1312 . [Лука 9] 7 Услышал же Ирод тетрарх о всём происходящем и недоумевал, так как некоторые говорили, что Иоанн восстал (egerthé) из мертвых, 8 а некоторые, что Илия явился, другие же, что некий из древних пророков воскрес (anesté). 9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил. Кто же Этот, о Ком я слышу такое? И искал увидеть Его 1313 . Этот маленький сюжет представляет собою интерес на нескольких разных уровнях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Пс 39, 9. 1306 По старому Синодальному русскому переводу: И подошел [к ученикам] снова. И нашел их спящими, ибо очи их отяжелели. И оставив их, снова отошел и молился в третий раз, повторяя те же слова — ред. 1307 [Ср.] Мф 18, 16; 2 Кор 13, 1. 1308 У пер.: имеющие — ред. 1309 Быт 4, 15. 1310 По новому Синодальному русскому переводу: Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его — ред. 1311 Мф 22, 12. — По новому Синодальному русскому переводу: Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? — ред. 1312 Мк 18, 10–ред. 1313 Быт 3, 24. 1314 Еф 6, 11–17. 1315 По новому Синодальному русскому переводу: В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня? — ред. 1316 Пс 21, 17. 1317 Ис 53, 7. 1318 Ис 53, 8. 1319 У пер. по старой транскрипции: Каифе — ред. 1320 Исх 28–29. 1321 У пер.: Каифа — ред. 1322 У пер.: имел — ред. 1323 По новому Синодальному русскому переводу стихи: 58–60–ред. 1324 По новому Синодальному русскому переводу: И, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли–ред. 1325 По новому Синодальному русскому переводу: Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его — ред. 1326 Ин 2 21 — По новому Синодальному русскому переводу: И Я в три дня воздвигну его — ред. 1327 По новому Синодальному русскому переводу стихи: 62–63 (начало) -ред. 1328 У пер.: седалища — ред. 1329 У пер. по старой транскрипции: Каифе — ред. 1330 У пер. седалища — ред. 1331 У пер. седалище — ред. 1332 У пер. хульное — ред. 1333 Плач 3, 30. — По новому Синодальному русскому переводу: Подставляет ланиту свою бьющему его, пресыщается поношением — ред. В греческом тексте это место читается так: Λσει τ παοντι ατν οταγνα, χορτασθσεται νειδεσμν; в латинском: Dabit percutienti se maxillam, saturabitur opprobriis, что значит: Подставит Он щеку бьющему Его, насытится поруганиями. То же самое почти дают и тексты славянский и русский. Более близкий текст мы находим у Исайи 50, 6 (Прим, переводчика). 1334

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

166 См. напр. приходную книгу кирилловского казначея Пимена, где записано, что в январе 1568 года «старец Гурей Мудрой привез из села ис Тереботуни приказчикова приходу Истомы Ненашева выводных куниц и межных боранов и явок и пировых денег 36 алтын» (Рукоп. Кирил, мон. 1–601, л. 5 об.). 167 В приходных книгах Кирилова монастыря за 1567–1568 год (Рукоп. Кир. мон. 1–601) мы не нашли указаний о сборе и поступлении «праздничных денег» в монастырскую казну. Опись 1601 года упоминает о взимании праздничных денег только с Волока Словинского, Рукиной Слободки, Сизмы, Куралгина, Куликова и Вертлинского (см. Рукоп. Кир. библ. 70–1309 и ниже в приложение таблицы поступлений, составленные на основании ее). Но как видно из приходных книг монастырской казны за последующие годы, сбор этих пошлин не ограничивался названными селами. Писцы 1601 года, очевидно, во многих случаях соединили праздничные деньги с другими – под общее наименование оброчных денег. (См. ниже «приходные книги монастырской казны»). В монастырскую казну эти деньги поступали уже по уборке хлеба. Так в ноябре 1603 года в монастырскую казну поступили праздничные деньги с сел: Лозы, Новой Ерги, Раменья, Волока Славинского, Рукины Слободки, Покровского Кемы, Сретенского и друг. (См. Рукоп. Кирил. мон. 8–608, л. 9–13). Другие записи о постуилении праздничных денег не говорят, впрочем, о строгой неизменности взносов как в отношении постоянства, так и в отношении срочности их. В приходной книге 1606–1607 года записаны только следукщия праздничные суммы: в декабре 1606 года, с Волока Словинского с 4-х сох – 1 рубль 32 алтына (Рукоп. Кир. мон. 21–621, л. 25 об.), с села Покровского – 1 рубль 20 алтын (там же. л. 26), с села Лозы – 19 алтын 4 деньги (там же, л. 26 об.), с Карголома – 5 алтын 5 денег (там же), и в феврале 1607 года – с села Сретенского – 9 алтын пол 5 денги (там же, л. 31). 168 С 1 выти взималось таким образом по 30 яиц и 2 сыра. В других монастырях в конце XV в. эти пошлины были гораздо обременительнее. Так в Савво-Сторожевском монастыре, по грамоте от 30 января 1490 года, взималось с 1 десятины по 50 яиц и по 2 сыра (А. Л., т. I, 100, стр. 144). Пошлина по 2 деньга па праздник также собиралась там с десятины. Столовые запасы не взимались с кирилловского Подмонастырья (Белозерского уезда) – вовсе, потому что «те деревни были около монастыря и они» (т. е. крестьяне) делали «в монастыре всякое дело (Рукоп. Кир. библ 70–1309, л. 10 и об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

36 Экбатана (греч. κβτανα) – два города в Мидии: главный город Мидии-Атропатены (на севере) и столица Великой Мидии (на юге). 37 Кирена (греч. Κυρνη) – один из величайших городов античности, центр исторической области Киренаика в Северной Африке на территории современной Ливии. Ко времени описываемых событий город давно не существовал: он был разрушен арабами и окончательно оставлен жителями в 643 г. 40 Иссос (Исс, греч. σσς) – залив, крайняя северо-восточная оконечность Средиземного моря, получивший свое название от древнего киликийского города, расположенного на его берегу. Впоследствии был известен под именем Александреттского или Армянского залива. Ныне – залив Искендерун, тур. Ískenderun Körfez. 41 Точнее Александретта (греч. λεξανδρττα – буквально: «малая Александрия»), современный Искендерун (тур. Ískenderun). 42 Иераполь Сирийский (греч. εραπΛις) – город на севере современной Сирии, изначально Бамбика (греч. Βαμβκη), ныне Манбидж. 44 Имеется в виду султан аль-Малик Насируддин Мухаммад ибн Калаун ан-Насир, известный как Мухаммад I (1285-­1341, Каир) – девятый мамлюкский султан Египта, который трижды восходил на престол: с декабря 1293 по декабрь 1294 г., с 1299 до 1309 и с 1309 до своей смерти в 1341 г. 45 Кидн (греч. Κδνος) – река в Киликии, ныне Тарсус-чай или Бердан-чай (тур. Tarsus Qay, Berdan Çау). 48 4,1 Григорий II Александрийский (греч. Γρηγριος В λεξανδρεας, ум. 1352) – патриарх Александрийский с 1315 по 1342 г. (согласно PLP). По другим данным, патриаршествовал с 1316 по 1354 r., однако ниже Григора (устами того же Агафангела) говорит, что в 1351 г. Александрийскую кафедру занимал следующий патриарх, Григорий III. 49 Игнатий II Антиохийский (греч. γντιος В Αντιοχεας, † 1363) – патриарх Антиохийский с 1342 по 1358 г. (патриаршая кафедра при нем была перенесена из Антиохии в Дамаск), антипаламит, автор Томоса 1344 г. (см. т. 2, с. 270 и прим. 351). Среди трудов Григория Паламы находится «Опровержение послания Игнатия Антиохийского » (ΓΠΣ , τ. 2. σ. 625–647).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Политические трудности Римских Пап. Успехи, достигнутые папством в деле укрепления независимости Католической Церкви в XI–XIII вв., сменились периодом политических трудностей в XIV–XV вв. в связи с усилением западноевропейских государств, с одной стороны, и упадком власти Папы, с другой. Так, в 1296 г. Папа Бонифаций VIII опубликовал буллу (послание), в которой протестовал против налогообложения духовенства во Франции и в Англии. Французский король Филипп IV Красивый ответил на это тем, что запретил вывоз из страны любых монет, лишив таким образом Папский Престол необходимых финансовых средств. Это вызвало ожесточенный, продолжавшийся несколько лет спор между Папой и королем. И хотя в одной из своих булл Папа утверждал, что он – единственный источник власти, дарованной Богом, и потому короли должны ему повиноваться, ситуация складывалась так, что отныне уже Папы стали искать защиты у сильных государей. Случилось так, что почти семьдесят лет (1309–1377 гг.) Папы вообще жили не в Риме, а во французском городе Авиньоне . Причины этого лежали в том, что избранный в 1305 г. на Папский Престол Климент V , бывший до того архиепископом французского города Бордо, отложил свою поездку в Рим, сначала под предлогом переговоров с Филиппом Красивым, а затем в связи с подготовкой Собора, который состоялся также во Франции в городе Вьене в 1311–1312 годах. С 1309 г., уже как Папа, он стал жить в Авиньоне в роскошном замке. Связано это было с неспокойной обстановкой, которая охватила в то время Папскую область, и антипапскими выступлениями в самом Риме. В других городах Италии также были сильны антифранцузские настроения, которые распространялись и на Пап, поддерживаемых французскими королями. Таким образом, в XIV в. Папский Престол оказался в политической зависимости от Франции, от которой ему не удавалось избавиться еще долгое время. Это нанесло определенный урон Католической Церкви как организации, имеющей всемирный характер. Так, в связи с этим в том же XIV в. во время Англо-французской войны англичане говорили: «Папа – француз, но Иисус Христос – англичанин».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

344 . Guilland R. La correspondance inédit d’Athanase, Patriarche de Constantinople (1289–1293, 1304–1310)//Mélanges Charles Diehl. P. 1930. 1. 121–140. 345 . Miller Т. S., Thomas J. The Monastic Rule of Patriarch Athanasios I: An edition, translation and commentary//OCP 1996. 62. 353–371. 346 . Talbot A.-M. M. The correspondence of Athanasius, patriarch of Constantinople (1289–1293; 1303–1309), with the Emperor Andronicus II//Dissertation Abstracts International – Ä The Humanities and Social Sciences. 1973. 33:10. 5645. Завещание – неизд. в ориг. Итал. пер. см.: 347 . Testamento spirituale. Dello stesso ai suoi discepoli//AdQ 6 .509). 73–76. [По неизд. ркп Vat. gr. 2219, ff. 97v-99r]. Исследования 348 . Барабанов H. Д. Константинопольский патриарх Афанасий I о недугах византийского общества на рубеже XIII-XIV вв.//АДСВ 1978. 15. 52–59. 349 . Барабанов Н. Д. Социальная терминология в переписке Афанасия I//АДСВ 1979. [Без номера вып.] 38–45. 350 . Барабанов Н. Д. Идейно-политическая борьба в Византии на рубеже XIII-XIV вв. (по данным писем патриарха Афанасия I). Автореферат дисс. на степень канд. ист. наук. Горький 1982. 19. 351 . Барабанов Н. Д. Отношения церкви и государства в Византии на рубеже XIII-XIV вв. (патриарх Афанасий I и Андроник II Палеолог)//АДСВ 1983. 20. 52–63. 352 . Лобова Л. Ю. Состояние византийской церкви конца XIII – начала XIV в. в восприятии патриарха Афанасия I//АДСВ 1997. 28. 34–48. 353 . Banescu M. Le Patriarche Athanase I et Andronic II Paleologue, état religieuse, politique et social de l’Empire//AARMSI 1942. 20. 1–28. 354 . Boojamra J. L. The ecclesiastical reforms of Patriarch Athanasius of Constantinople (1289–1293; 1303–1309)//Dissertation Abstracts International – Ä The Humanities and Social Sciences. 1976. 37:2. 1139. 355 . Boojamra J. L. Athanasios of Constantinoplë a study of Byzantine reaction to Latin religious infiltration//ChHist. 1979. 48:1. 27–48. 356 . Boojamra J. L. Church reform in the late Byzantine Empire. A study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thessalonike 1982. (Analecta Vlatadon. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Распятие с предстоящими. Роспись ц. Сан-Доменико-Маджоре в Неаполе. 1308 г. Распятие с предстоящими. Роспись ц. Сан-Доменико-Маджоре в Неаполе. 1308 г. Фрески проясняют роль К. в развитии рим. живописной школы XII в. и в формировании художественного языка следующего столетия, доказывая, что живопись Проторенессанса существовала в Риме и во Флоренции параллельно, а представители этих школ влияли друг на друга. Исследования Б. Дзанарди и Ф. Дзери ( Zanardi. 1996) в Верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи привели к пересмотру сообщений Гиберти и Лодовико да Пьетралунга ( Da Pietralunga L. Descrizione della Basilica di S. Francesco e di altri santuari di Assisi. Treviso, 1982) об авторстве росписей в этой церкви Джотто. Ученые выделили 3 художников, различных по стилю и методам письма, и доказали, что манера одного из них крайне близка той, что встречается в ликах отдельных персонажей «Страшного Суда» в ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере. На этом основании было выдвинуто предположение, что К. является автором большей части фресок хора и трансепта, традиционно приписывавшихся Джотто. О 2 других художниках были высказаны осторожные мнения, что один является представителем рим. традиции Филиппо Рузути, а второй - это молодой Джотто. Открытым остался вопрос о т. н. Мастере Исаака, которого ранее идентифицировали с К., а в наст. время - с Джотто. Оппоненты этой концепции более вероятным считают работу в Верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи не К., а рим. художников, относившихся к старшему поколению и связанных с Я. Торрити. Вопрос об авторстве этих росписей открыт и в наст. время. Богоматерь с Младенцем, ап. Матфеем, св. Франциском Ассизским и кард. Маттео д’Акваспарта. Роспись ц. Санта-Мария-ин-Арачели в Риме. Ок. 1302 г. Богоматерь с Младенцем, ап. Матфеем, св. Франциском Ассизским и кард. Маттео д’Акваспарта. Роспись ц. Санта-Мария-ин-Арачели в Риме. Ок. 1302 г. Известно, что К. принял приглашение ко двору Карла II Анжуйского. По мнению Синдоны ( Sindona. 1958), его отъезд был вызван началом упадка художественной деятельности в Риме. Документы канцелярии Анжуйского двора, хранящиеся в Гос. архиве Неаполя, свидетельствуют о том, что с 1308 по 1309 г. были произведены платежи художнику «Petrus Cavallinus de Roma». Сохранились постановление Карла II Анжуйского от 10 июня 1308 г. о ежегодной выплате К. 30 унций золотом (Archivio di Stato di Napoli. Reg. Ang. 1307. N 167. F. 245; см.: Salazaro. 1882) и подтверждение этого постановления Робертом Анжуйским от 15 дек. 1308 г. (Ibid. Reg. Rob. 1309. H. F. 216; см.: Schulz H. W. Denkmäler der Kunst des Mittelalters in Unter Italien. Dresden, 1860. Bd. 3. S. 76; Bd. 4. S. 127). Документальных свидетельств работ К. в Неаполе нет.

http://pravenc.ru/text/1319748.html

Король ставил под сомнение легитимность его избрания, обвинял Бонифация VIII в ереси, богохульстве и безнравственном поведении, требовал уничтожить останки папы. Понимая, что осуждение Бонифация VIII могло нанести серьезный ущерб авторитету Папского престола, К. сопротивлялся требованиям короля, к-рый проявлял особенное упорство под влиянием советников Гийома де Плезиана и Гийома де Ногаре. По их мнению, осуждение Бонифация VIII было необходимо для чести франц. короны и суверенитета Франции. В мае 1307 г. на встрече с К. в Пуатье король настаивал на судебном процессе против покойного понтифика. К. подтвердил решение папы Бенедикта XI, по которому кор. Филипп Красивый и др. противники Бонифация VIII освобождались от ответственности за события в Ананьи. Главным противникам Бонифация VIII, представителям рода Колонна, было возвращено кардинальское достоинство. 2 февр. 1309 г. были отменены те положения папских булл «Clericis laicos» и «Unam Sanctam», к-рые могли нанести ущерб франц. королевству, но К. отказался аннулировать основной тезис Бонифация VIII о приоритете духовной власти над светской. В то же время папа признал серьезность обвинений, выдвинутых против Бонифация VIII, и объявил о намерении создать комиссию кардиналов для рассмотрения дела (12 авг. 1308). Однако в сент. 1309 г. К. обратился к предполагаемым свидетелям защиты и обвинения и выразил уверенность в невиновности Бонифация VIII; позднее (2 февр. 1310) папа исключил из числа обвинителей кор. Филиппа Красивого одного из главных обвиняемых по делу об инциденте в Ананьи - Гийома де Ногаре. Было собрано большое количество обвинений против Бонифация VIII: в отравлении папы Целестина V, в симонии и непотизме, в гордыне и жестокости, в атеизме (папа якобы считал ложными все религии - христианство, иудаизм и ислам, отрицал Непорочное зачатие, пресуществление Св. Даров, существование рая и ада), в занятиях магией и в неподобающем поведении (участие в азартных играх). Во Франции велась широкая памфлетная пропаганда против Бонифация VIII; Ногаре заявил, что он «проник [на Папский престол] как волк, правил как лев, умер как собака» (цит.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010