Как и его предшественники, папы Римские Мартин IV и Гонорий IV, он выступал на стороне Анжуйской династии: объявил недействительными договоры в Олероне (июль 1287) и Канфранке (окт. 1288), по к-рым королем Сицилии признавался Хайме, младший брат короля Арагона Альфонсо III. 29 мая 1289 г. в Риети Н. короновал Карла II Анжуйского как правителя Сицилии, Апулии и Калабрии и принял от него вассальную присягу. В 1291 г., когда Хайме унаследовал от бездетного брата престол Арагона, Н. отказался признать его законным правителем, но не смог принять к.-л. реальных мер. Урегулирование анжуйско-арагонского конфликта продолжили преемники Н., в частности папа Римский Бонифаций VIII (1294-1303) (см. в статьях Италия и Испания ). Др. примером симпатий Н. к Анжуйской династии стало его решение объявить преемником умершего бездетным венг. кор. Ласло IV (1272-1290) не Альбрехта, сына герм. кор. Рудольфа I, а Карла Мартелла, сына Карла II Анжуйского и племянника Ласло IV по материнской линии. В итоге, однако, победу в борьбе за венг. престол одержал 3-й претендент - представитель боковой ветви династии Арпадов Эндре (Андрей) III (правил в 1290-1301). Как и его предшественники, Н. прилагал немало усилий к организации крестового похода на помощь христианам в Палестине. С большим трудом в 1291 г. папе удалось добиться от англ. кор. Эдуарда I (1272-1307) согласия выступить в поход летом 1293 г. Для финансирования похода Н. обещал передать Эдуарду I 1/10 годового дохода от всех церковных бенефициев Англии и Уэльса. По папскому приказу в 1291-1292 гг. были описаны все приходские церкви и пребенды этого региона и проведена оценка их доходности (Taxatio Ecclesiastica). Этот документ является уникальным источником сведений по истории средневек. католич. Церкви в Англии (изд.: Taxatio Ecclesiastica Angliae et Walliae auctoritate P. Nicholai IV/Ed. T. Astle et al. L., 1802; см. также электронную базу данных по материалам описи: www.hrionline.ac.uk/taxatio [Электр. ресурс]). Проект крестового похода остался нереализованным, поскольку в мае 1291 г.

http://pravenc.ru/text/2566084.html

Мы знаем от Вальсамона, что в его время, то есть в XII в., уже не было диаконисс, получавших рукоположение. В монастырях некоторые монахини имели такое звание, однако он уточняет, что это наименование использовалось в несобственном смысле ( καταχρηστικς) 1289 . В Западной Церкви о женском диаконстве долгое время вообще ничего не знали, и оно там так и не утвердилось. Соборные предписания свидетельствуют о полностью отрицательном отношении к этому институту 1290 . Напротив, в восточных невизантийских разновидностях христианства, яковитстве и несторианстве, функции диаконисе, по-видимому, были шире, чем в Греческой Церкви 1291 . Согласно рассматриваемому правилу Халкидонского Собора, женщин-диаконов не должно поставлять до достижения ими сорокалетнего возраста. Как отмечает Ж. Годме, «перед нами результат компромисса» 1292 . Согласно закону императора Феодосия, ни одна женщина не могла быть поставлена диакониссой, если она не старше шестидесяти лет; при этом она должна быть вдовой с детьми 1293 . Ссылка в тексте на praeceptum apostoli [предписание апостола], а также установленный возрастной предел показывают, что в данном случае диакониссы уподоблялись вдовицам, о которых идет речь в первом Послании к Тимофею (см.Тим. 5:9–13). Такое отождествление было произвольным, ибо в то время – мы ничего не знаем о подобных явлениях в христианстве первых веков – диакониссы выбирались и из дев, так же как и из вдов 1294 . Некоторые диаконисы поставлялись в довольно молодом возрасте, как, например, св. Олимпиада 1295 . Кроме того, и поручаемые им дела не всегда подходят для женщин пожилого возраста. Юстинианово законодательство в окончательной стадии своей разработки последовало решению Халкидонского Собора, запретив поставлять диаконисс до сорокалетнего возраста 1296 . Этот возрастной предел, а также обычай поставлять лишь дев или вдовиц показывает, что женское диаконство отнюдь не было разновидностью диаконата мужчин. В том же направлении идет и заключительное предписание 15 правила Халкидонского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Спекулятивное Понятие есть не что иное, как бытие. Оно не только само есть «нечто сущее», 1283 но стоит в простом и непосредственном единстве с бытием как таковым. 1284 Понятие, или, что то же, «логически-реальное», 1285 есть само «истинное бытие», 1286 оно есть «объективная мысль», 1287 сущая «в себе» и «по себе». 1288 Оно безусловно и «самостоятельно», 1289 и тот, кто его познал, «достиг потустороннего». 1290 В этом значении своем Понятие не множественно, а едино. 1291 Различные понятия суть «лишь одно и то же Понятие», 1292 «поддерживающее себя во всех переходах» 1293 и развертывающее себя в целую систему определенных и сращенных воедино идей. 1294 И вот, что бы ни познала философская мысль, она во всем увидит Понятие как безусловную и единую стихию смысла. Понятие есть «главное» 1295 и «существенное». 1296 Оно есть сущность 1297 сущего, «истинная природа вещей». 1298 Оно есть «Логос», «разум того, что есть», «истина того, что носит имя вещей». 1299 Понятие «содержит ценность предмета», его «внутреннее»; 1300 оно составляет «собственную самость предмета». 1301 И поэтому можно сказать, что «мысль есть принцип и сущность мира». 1302 Но так как философия признает реальным только существенное, самое «природу», «ценность» или «самость», то Понятие оказывается самим предметом 1303 и единственным 1304 предметом истинного знания. Это можно выразить так: «объективное Понятие вещей составляет самый предмет»; 1305 или иначе: «Понятие в его объективности есть сам, по себе и для себя сущий, предмет». 1306 Тождество предмета и Понятия означает не только то, что каждый предмет, в своей внутренней сущности, равен своему спекулятивному смыслу, 1307 так что метод этого смысла, или «деятельность Понятия», есть «собственный метод каждого предмета», 1308 – его «простой жизненный пульс»; 1309 но еще и то, что Понятие есть само свой собственный предмет: оно не просто мыслится, но мыслит само; «абсолютное Понятие делает само себя своим предметом». 1310 Сущность абсолютного Понятия в том, что «знание и предмет знания суть одно и то же», 1311 так что Понятие есть «самомышление» и «самосозерцание», и «субъект» совпадает с «объектом».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

(4) Закончено то, что задерживало осуществление наших надежд; с полной уверенностью ручаюсь тебе за нравы моего Романа, которого украшают и занятия наукой и особенная любовь к родителям – качество, заслужившее ему и этот дар от матери, одновременно наследство от отца и усыновление от вотчима. (5) Добавь к этому его благородное происхождение и отцовское состояние 1286 . Полагаясь на твою благосклонность, верю, что просьбы придадут этому еще больше значения. (6) Прошу, владыка, дай мне принести ему столь желанное поздравление и удовлетвори моему, надеюсь, благородному чувству: гордиться твоим суждением не только обо мне, но и о друге. 5 Плиний императору Траяну. В прошлом году, владыка, замученный почти до смерти тяжелой болезнью, я пригласил иатралипта 1287 , отблагодарить которого за его заботливый и старательный уход смогу полностью только по твоей милости. Я и прошу: дай ему римское гражданство. (2) Он чужестранец, отпущенник чужестранки 1288 . Имя ему Гарпократ; хозяйкой его была Фермуфис, дочь Феона, давно уже скончавшаяся. Также прошу тебя, дай квиритское право отпущенницам почтеннейшей женщины Антонии Максимиллы 1289 , Гедии и Гармериде 1290 : я прошу тебя об этом по просьбе их госпожи 1291 . 6 Плиний императору Траяну. Благодарю тебя, владыка, за то, что ты незамедлительно даровал квиритское право отпущенницам моей родственницы и римское гражданство Гарпократу, моему иатралипту. (2) Когда я, по твоему указанию, сообщил его годы и имущественное положение 1292 , то люди опытные 1293 заметили мне, что я должен был сначала просить для него александрийского гражданства 1294 , а затем уже римского; он ведь египтянин. Я же, полагая, что между египтянами и остальными чужестранцами нет никакой разницы, удовольствовался только тем, что написал тебе об отпуске его на волю госпожой-чужестранкой и о давнишней ее смерти. Я не жалею об этой своей неосведомленности, которая дала мне возможность быть тебе неоднократно обязанным за одного и того же человека. (3) Итак, прошу тебя, чтобы иметь возможность законно пользоваться твоим благодеянием, пожалуй ему и александрийское гражданство и римское. Сведения о его возрасте и имущественном положении я отправил, чтобы опять не задержать твоих милостей, твоим отпущенникам 1295 , которым ты приказал их отправить.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Отрубленную голову мятежника Валент послал Валентиниану, находившемуся в Галлии. 1286 Евдоксий скончался в 369 г. По сообщению Сократа (IV, 14), Евдоксий умер в Константинополе сразу после отъезда Валента в Антиохию. 1287 Сократ утверждает (IV, 18), что вместе с Демофилом-арианином в городе появился и епископ от никейской партии – некий Евагрий. Он был рукоположен бывшим епископом Антиохийским Евстафием. 1288 Противостояние между епископом Гераклеи Фракийской и Константинополя продолжалось и позднее, всю первую треть V в. Попытки столичного епископа занять пер-венство формально получили некоторый успех в 381 г. во время II Вселенского собора. 1289 Евномий был назначен на пост епископа Кизикского указом императора (с подачи Евдоксия) (Сокр., IV, 7). Однако Кизика не приняла его вместо Элевсия, и Евномий был вынужден вернуться в Константинополь, оставшись епископом без места. 1292 Валентиниан II был провозглашен августом в четырехлетнем возрасте 22 ноября 375 г. Он управлял Западом до 392 г. (до 383 г. совместно с Грацианом, который приходился ему сводным братом). 1293 Филосторгий ошибается: речь идет о вестготах, которые под натиском отступавших от гуннов остготов были поселены в 376 г. Валентом во Фракии на правах федератов. 1295 Феодосий стал соправителем Грациана 16 января 379 г. Он правил Востоком империи до 392 г., а в 392–395 гг. – всей Римской империей. 1297 Дорофей был вызван в Константинополь из Антиохии. В столице он вошел в явные противоречия с другим фракийцем, Марином, вызванным туда же чуть раньше. Сторонники Марина впоследствии получили прозвание псафириан. Они утверждали, что Отец всегда был Отцом, даже и до существования Сына (Сокр., V, 23). 1298 По мнению ортодоксальных церковных историков, евномиане была самым радикальным из арианских течений. 1299 Аркадий (Флавий) (император на Востоке, 395–408 гг.) родился в Испании около 377 г. Он был старшим сыном Феодосия I Великого и Элии Флавии Флакциллы; отец объявил его августом в 383 г. 1300 Восстание Максима в Британии началось в 383 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый состав типографских рабочих был следующий. Наборщики Степан Ильин и Иван Михайлов, тередорщики Иван (Федоров) Колмаков и Данила Юдин, батырщики Тимофей Скотинков и Козма Георгиев (Егоров), принятый на место уволенного за воровство, и разборщик литер Никита Милюков. Все они были присланы из С.-Петербургской Типографии. У нового стана стали из монастырских, служителей: наборщики – Фока Петров и Афанасий Журкин, тередорщики Семен Жаров и Иван Перфильев, батырщики Семен Дмитриев Хохлов и Иван Нестеров и разборщик Артемий Зиновьев 1289 . С 1722-го года в Типографию определен писарь Сергей Тарасов 1290 . Содержание они получили следующее: писарь 40 рублей и хлеба 4 четверти муки и 4 четверти овса, наборщики по 37-и рублей 1-му алтыну 4 деньги, тередорщики по 26-ти рублей, батырщики по 24 рубля 2 алтына 4 деньги, разборщики по 25-и рублей 2 алтына 4 деньги и хлеба по 3 четверти муки и по 3 четверти овса на человека 1291 . В 1722-м году к 1-му февраля закончено было печатание «Пращицы», – 1.200 экземпляров 1292 . С 1-го февраля по 11-е марта печатана книга Толкование блаженств евангельских, первое издание, в количестве 600 экземпляров. Книга пушена была в продажу по 11-и алтын и принесла прибыли 117 рублей 1293 . С 28-го марта по 1-е мая напечатать был «второй выход», в 600 книг, и принес прибыли 133 рубля 1294 . С 1-го июня по 1-е августа напечатали уже третье издание, на этот раз в количества 2.350 экземпляров 1295 . Толкование блаженств евангельских, сочиненное по указу Государя, Петр сам редактировал и в указе Святейшему Синоду из Астрахани 13-го июля 1722-го года, собственноручно писал: «книгу о блаженствах всю чель, которая зело изрядная и прямой путь христианской, только надлежит предполагаю сделать, в котором разные наши толкования неправые ханжевские все выяснить, дабы читающий перво свой порок узнал, и потом пользу и прямую истину, також в конце силу всей книги зело короткою выпиской без толку 1296 , понеже оной уже выше писан, положить, дабы мог на память оное иметь, понеже всей книги на память невозможно иметь» 1297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В фонде собраны рукописные книги светского и духовного содержания, архивные коллекции, личные (семейные, родовые) архивы, архивные фонды различных государственных, церковных, частных учреждений и общественных организаций. Фонд включает документы с 6 в. н.э. до настоящего времени, исполненные на пергамене, бумаге, иных специфических материалах (более 650 тыс. единиц хранения) 1285 . В Фонде редких и ценных изданий собраны отечественные публикации, изданные до 1825 г., иностранные документы, изданные до 1700 г., а также историкокнижные коллекции, сформированные из изданий более позднего периода. В фонде выделены коллекции инкунабулов, книг кирилловской 1286 и глаголической 1287 печати и др., имеется свыше 100 изданий – абсолютных раритетов и около 30 книг – единственных в мире экземпляров 1288 . Отдельный интерес представляет собрание литературы русского зарубежья 1289 . Начиная с 90–х гг. 20 в. библиотекой издаются различные библиографические справочники, касающиеся литературы по истории религии и истории Церкви 1290 . § 12. Собрание Научной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Собрание Научной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова содержит 11 греческих и латинских рукописей 10–15 вв., 100 западноевропейских рукописей 15–19 вв. и 455 восточных рукописей 16–19 вв. 1291 В числе рукописей на латинском и греческом языках–богословские, историко–юридические и литературные произведения; имеются также инкунабулы и палеотипы, в т.ч. греческая рукопись Хроники византийца Петра Александрийского (10 в.), греческий рукописный иллюминованный Апостол 1072 г. 1292 , сборник речей аттических ораторов (15 в.) и др. Среди латинских рукописей – иллюминованная Библия на пергамене (13 в.) парижской работы с инициалами, принадлежащая к числу самых выдающихся памятников западноевропейского книжного искусства, которая происходит из собрания, подаренного Московскому университету П.Г. Демидовым (1738–1821) в 1803 г. (Codex Demidovianus). На основе этого манускрипта профессор классической литературы Московского университета Христиан Фридрих Маттеи (1744–1811) сделал латинские коллации к тексту Апокалипсиса в своем издании славянской Библии в полный лист (М., 1762); тот же профессор Маттеи опубликовал научное описание этой рукописи 1293 , а также рукописи Колумеллы Rei rusticae 1294 из демидовского собрания (в настоящее время в собрании библиотеки МГУ не состоит; предположительно, утрачена во время пожара 1812г.; высказываются соображения, что из всей демидовской коллекции наполеоновский пожар пережила лишь упомянутая Вульгата 13 в.; однако ныне в фондах библиотеки МГУ хранятся, помимо нее, еще два издания, отмеченные суперэкслибрисами П.Г. Демидова 1295 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В текстах XIX в. появляется запрет работать в воскресные дни и церковные праздники, практически не встречающийся в средневековых вопросниках. 1286 О распространении грамотности среди старообрядцев косвенно свидетельствуют вопросы о письмах, читающиеся в вопросниках как для мужчин, так и для женщин: «Не писала ли ему любовныя писма?», «Не сочинял ли каких ругателных писем?» 1287 Впрочем, учиться грамоте в старообрядческой общине можно было только с благословения духовного отца. «Не учится ли кто в грамоте не благословився, неблагословенно получив азбук, без благословения часовник и прочыя книги?» читаем в уже упоминавшемся выгов- ском Уставе об исповеди. 1288 Старообрядцы не чужды были вкуса к изящной словесности и порой чрезмерно увлекались чтением: «Не читаеш ли каких соблазнительных или развратных книг? Читая новосочиненныя от нынешних сочинителей книги, не превозносит ли их похвалами лучше истинных святых Божиих угодников?» 1289 Статьи о доходе, упоминающиеся в старообрядческих вопросниках, известны по более ранним текстам: «Сребра своего не давал ли в рост? В торговли не отбьвесил ли кого или не обмерял ли, или заведомо не обчел ли деньгами, и за лучшее худое продавал? Не переорал ли чюжей полосы насилием и не перекосил ли у кого? Не имел ли в дому своем винныя продажи? 1290 Одна из старообрядческих рукописей, целиком посвящённая исповеди, сохранила более 50 исповедных текстов, вопросников и поновлений, адресованных людям разных состояний и профессий. Рукопись содержит тексты, обращённые как ко всем вообще кающимся или к большим группам людей (женатым и неженатым, вдовцам), так и к узкопрофессиональным группам: духовникам и судьям, нищим и мельникам и т. п. В поновлениях находятся перефразированные статьи из вопросников, записанных в той же рукописи выше. Тексты для духовников по содержанию сходны с вопросниками и поновлениями священникам. Среди статей, неизвестных по более ранним текстам, можно отметить вопросы о взимании платы за крещение и исповедь, отправление службы, молебнов и панихид; о сохранении тайны исповеди. 1291 Вслед за текстами для духовников идут тексты, обращённые к клирошанам, в которых большинство статей заимствовано из предшествующих текстов. Новой в сравнении с текстами для духовников является статья о подслушивании исповеди. 1292 Исповедные тексты для иконописцев представляют собой переходную ступень от текстов для клириков к текстам для мирян. Вопросы касаются обмана покупателей, превозношения собственного мастерства и принижения чужого, дурного обращения с работниками, помогающими иконописцу; запрещается выполнение заказов инославных. 1293

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Если сделанное выше относительно граматы (Векка) осенью 1288 г. справедливо; то Веккъ по крайней мере съ 1284 г. находился въ лучшемъ экономическомъ чемъ въ какомъ представляется оно у Пахимера 1. 35 (Прим. — Со своей стороны, въ къ этому, мы должны присовокупить, что цитируемое г. Пахимера о печальномъ экономическомъ Векка, относится къ более позднему времени — именно ко времени перваго (1289–1293) преемника который великодушно помогъ значительной суммой денегъ нищенствовавшему — въ буквальномъ смысле слова — 21 Разумеются, вероятно, главнымъ образомъ Арсениты. 22 О горе Ганъ, лежавшей на томъ берегу Мраморнаго моря (Пропонтиды), упоминаетъ Пахимеръ (Audion. sén. VII. II. p. 409. I. 424 A), имя ея уцелело до сихъ поръ по крайней мере въ городке Ганъ. Въ одной изъ тамошнихъ пещеръ жилъ преемникъ до своего на здесь (Ibid. I. 38 p. 66 13) (Прим. — 23 местечко въ древней О Трнглене и Элегме я не могу сообщить никакихъ вероятно и они были местечками въ той же местности. лежалъ отъ Лимпсака на востокть на значительномъ (Прим. — 24 Не смею утверждать, кто былъ этотъ деспотъ потому что не нахожу удовлетворительныхъ объ этомъ у Дюфресня въ его Familiae Avgustae Byzantinae. Но такъ какъ деспотъ занималъ первое место после императора, то стоитъ обратить на то гражданское мужество, съ накимъ порицаетъ въ своемъ письме къ императору какъ этотъ неблаговидный поступокъ деспота такъ и многое другое. (Прим. — Съ своей стороны позволимъ себе высказать свою догадку о личности этого деспота. У современнаго автору письма историка — Пахимера и почти современнаго Григоры упоминается о четырехъ деспотахъ, носившихъ имя первый былъ братъ императора Михаила Палеолога (Пахим. стр. 187, 299, 309), второй — его зять Асанъ, мужъ его дочери Ирины (тамъ же, стр. 406), правитель Лазовъ, второй его зять, женатый на его дочери (тамъ же, стр. 483, 484 сн. Григор. стр. 195), четвертый — сынъ императора Андроника отъ второй его супруги Ирины (Григор. стр. 226). Первый изъ нихъ скончался еще при жизни Михаила (Пахим. стр. 380), въ годъ письма еще не родился (см. Григор. стр. 196–197, сн. Pachym. II. с. 32 с. 276–277) после свадьбы уехалъ въ свои где и жилъ, по видимому, безвыездно; по крайней мере ни у Пахимера, ни у Григоры мы не находимъ никакихъ на счетъ противнаго. Остается вторый — именно царевичъ Асанъ. По случаю женитьбы своей на Ирине 1278 г. онъ получилъ титулъ деспота и въ 1279 г. отправился со своей супругой царствовать надъ но вынужденный уступить свою власть, благодаря своей неспособности, своему счастливому сопернику онъ въ следующемъ же 1280 г. возвратился въ Константинополь и жилъ здесь до самой своей смерти, — годъ которой впрочемъ не известенъ. Не онъ ли и есть упоминаемый здесь доспотъ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Тем более способствуют этому прикрытию номистической недостаточности наказания, сопровождающиеся страданиями 1282 . Последние по необходимости обращали на себя исключительное внимание раввинизма, потому что ими окончательно сокрушалась вся их теория равного и неразрывного возмездия 1283 , раз в наличности не всегда торжествовал принцип «добро за добро, грех за грех» 1284 . Разумеется, эту жестокую коллизию наличной действительности раввинская теология не могла решать в духе Екклезиаста – чрез провозглашение суетности земного бытия – и книги Иова, где она побеждается идеей воскресения. Приходилось пользоваться юридическим приемом легализма, что «нет... бедствий без преступлений» 1285 , и первые покрывают вторые. Таковы, напр., проказа и неожиданное растерзание дикими зверями 1286 . Тут всецело удерживалось предполагаемое соответствие воздаяния, и ради него школьная иудейская схоластика различала между страждущими совершенно грешных и не вполне праведных, а благоденствующих разделяла на безусловно праведных и не совсем грешных. Отсюда «грешник, сделавший некоторое добро, вознаграждается в сей жизни, как если бы он осуществил всю Тору, дабы в будущей быть наказанным без перерыва за свои грехи; праведный же, допустивший проступок, наказывается за него здесь – подобно людям, сожегшим закон, – чтобы всецело награждаться в мире новом» 1287 . Таким образом страдания прямо помогают поддержанию юридического равновесия и тем самым исправляют прискорбные колебания религиозно-нравственного поведения 1288 . С этой стороны они были прекраснейшей панацеей против всякой ненормальности, уничтожали ее бесследно и открывали путь в «век грядущий» 1289 . Все иудейско-раввинистические источники проникнуты этой мыслью 1290 , и в них мы встречаем много поразительных иллюстраций 1291 . Даже тяжкий злодей, осужденный на казнь, – за неимением оправданий у себя и близких ему – мог сказать, что он погибает для своего восстановления, и чрез это избавлялся от загробных мук 1292 . Далее вытекало, что скорби праведников должны были почитаться умилостивлением за других и вменялись им в покрытие виновностей. По этой причине страждущий праведник явился искуплением за грехи современников 1293 , как и действительно высказывал это о себе р. Ишмаэль 1294 , а р. Симон бен-Иохай брался загладить все человечество 1295 . Дозволительны иногда и намеренные прегрешения – в роде того, как сам Моисей разбил скрижали завета для того, чтобы быть осужденным с Израилем (за его поклонение золотому тельцу), или чтобы последний получил прощение чрез него и в нем. Это рекомендовалось и каждому рядовому иудею 1296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010