The debates which took place in fourteenth-century Byzantium involved a series of issues, including forms of monastic spirituality. The discussion, however, was fundamentally a theological one: the hesychast method of prayer was debated in the light of earlier tradition concerning knowledge of God, Christology, and anthropology. The endorsement given by the Byzantine Church to the hesychast theologians implied a stand on these basic issues of the Christian faith as well. The debate originated in a confrontation between an Athonite monk, Gregory Palamas (1296–1359), and a Calabrian Italo-Greek «philosopher,» Barlaam. At the beginning, the issue was the doctrine of man " " s knowledge of God and the nature of theology. For Palamas, immediate knowledge of God, in Christ, is available to all the baptized and, therefore, is the real basis and criterion of true theology; Barlaam insisted, however, on the unknowability of God, except through indirect, created meansrevealed Scripture, induction from creation, or exceptional mystical revelations. In fact, the issue was not radically different from the one which Symeon the New Theologian had debated with certain of his monks, who denied the possibility of a direct vision of God. At a second stage of the debate, Barlaam also attacked, as a form of Messalian materialism, the psychosomatic method of prayer practiced by Byzantine hesychasts. Although this method is held by some as a return to the origins of monasticism, it appears only in explicit, written documents of the late-thirteenth and early-fourteenth centuries. It is described in particular by Nicephorus the Hesychast, an anonymous author whose Method of Holy Prayer and Attention is attributed, by some manuscripts, to Symeon the New Theologian, and to Gregory of Sinai (1255–1346), who became widely known in Slavic countries. Undoubtedly, the method was widely known, for Gregory Palamas quotes, among its adepts, such major figures of the Church as Patriarch Athanasius I (1289–1293, 1303–1310) and Theoleptus, Metropolitan of Philadelphia (1250–1321/26).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1280 Там же. 1281 Там же. 1282 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 3. 1283 АСЕУ. Список монахов, представленных к наградам в 1954 г. 1284 Личный архив автора. Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша). 1285 Там же. Наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша). 1286 АСЕУ. Письмо епископа Сумского и Ахтырского Евстратия схиигумену Андронику (Лукашу) от 21 сентября 1957 г. 1287 Там же. Рапорт архимандрита Тавриона (Батозского) Преосвященнейшему Евстратию. епископу Сумскому и Ахтырскому от 24 августа 1957 г. 1288 Личный архив автора. Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша). 1289 Там же. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись, 1966. 1290 АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Серафима (Романцова). 1291 Личный архив автора. Письма митрополита Зиновия (Мажуги). 1292 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 116. 1293 Там же. 1294 ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 109. 1295 Личный архив автора. Письма игумена Исаии (Коровая). 1296 АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Серафима (Романцова). 1297 Там же. 1298 Там же. По воспоминаниям духовных чад о. Серафима, после закрытия Драндского монастыря он некоторое время жил в пустыни на Сухой речке, недалеко от Сухуми, под руководством иеромонаха Савватия (Личный архив автора. Письма игумена Исаии (Коровая). 1299 АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Серафима (Романцова). 1300 Там же. 1301 Там же. 1302 Личный архив автора. Письма схиархимандрита Серафима (Романцова). 1303 Там же. 1304 Там же. 1305 Там же. 1306 Там же. 1307 Личный архив автора. Духовное завещание схиархимандрита Серафима (Романцова). 1308 АСЕУ. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) преосвященнейшему Евстратию, епископу Сумскому и Ахтырскому. 1309 Личный архив автора. Свидетельство духовника о. Серафима (Романцова) о возведении его в сан игумена. Сумы, 1960. 1310 АСЕУ. Послужной список монаха Иакинфа (Резника). 1311 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 111. 1312 АСЕУ. Послужной список монаха Иакинфа (Резника). 1313 Там же. 1314 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 61.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Косьма I Иерусалимит (1075 – 1081) Евстратий Гарида (1081 – 1084) Николай III Кирдиниат (Грамматик) (1084 – 1111) Иоанн IX Агапит (1111 – 1134) Лев Стиппиот (1134 – 1143) Михаил II Куркуас (Оксеит) (1143 – 1146) Косьма II Аттик (1146 – 1147) Николай IV Музалон (1147 – 1151) Феодот II (Феодосий (?)) (1151/2 – 1153/4) Неофит I (1153 – 1154,1 месяц) Костантин IV Хлиарин (1154 – 1157) Лука Хрисоверг (1157 – 1169/70) Михаил III Анхиальский (1170 –1178) Харитон Евгениот (1178 – 1179) Феодосий Ворадиот (1179 – 1183) Василий II Филакопул Каматир (1183 – 1186) Никита II Мунтан (1187 – 1189) Досифей Иерусалимский (февраль 1189) Леонтий Феотокит (февр. – окт. 1189) Досифей (повторно) (1189 – 1191) Георгий II Ксифиллин (1191 – 1198) Иоанн X Каматир (1198 – 1206) Михаил IV Авториан (ок. 1208 – 1214) Феодор II Ириник (1214 – 1216) Максим II (1216) Мануил I Харитопул Сарантин (ок. 1216/17 – 1222) Герман II (1222 – 1240) Мефодий II (1240) ок. 1240 – ок. 1243/4 – вакантен Мануил II (1243/4(?) – 1254) Арсений Авториан (1254 – 1260) Никифор II (1260 – 1261) Арсений Авториан (повторно) (1261 – 1265) Герман III (1265 – 1266) Иосиф I (1266 – 1275) Иоанн XI Векк (1275 – 1282) Иосиф I (повторно) (1282 – 1283) Григорий II (Георгий Кипрский) (1283 – 1289) Афанасий I (12891293) Иоанн XII Косьма (1294 – 1303) Афанасий I (повторно) (1303 – 1309) Нифонт I (1310 – 1314) Иоанн XIII Глика (1315 – 1319) Герасим I (1320 – 1321) Исайя (1323 – 1332) Иоанн XIV Калека (1334 – 1347) Исидор I (1347 – 1350) Каллист I (1350 – 1353) Филофей Коккин (1353 – 1354) Каллист I (повторно) (1355 – 1363) Филофей (повторно) (1364 – 1376) Макарий (1376/7 – 1379) Нил (1380 – 1388) Антоний IV (1389 – 1390) Макарий (повторно) (1390 – 1391) Антоний IV (повторно) (1391 – 1397) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей I (1397 – 1402) 1402 – 1403 – вакантен Матфей I (повторно) (1403 – 1410) Евфимий II (1410 – 1416) Иосиф II (1416 – 1439) Митрофан II (1440 – 1443) Георгий III Мамма (1443 – 1450) 137 Афанасий II (1450) Геннадий II Схоларий (1454 – 1456,1463,1464 – 1465)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

др начать письмо мое, обративши к вам ваши 1289 Сверху вписано и вычеркнуто: тнулись 1290 Далее было: Простивши все эти обвинения, в которых бы у меня недостало духа обвинить и мерзавца, не только честного человека 1291 ниспошлют 1292 а. было избрали прекрасную дорогу ценителя б. Что могло быть прекраснее той дороги, по которой вы начали уже было идти: показывать читателям 1293 невидимо 1294 Далее было: сердце ваше 1295 умею 1296 Далее было: а что 1297 Далее было: моих 1298 Далее было: Я бла 1299 Далее начато: коренн 1300 Далее начато: и тверд 1301 Мое дело 1302 Хотя, может быть, мне уж дан 1303 Далее было: хотя и мог бы отважиться 1304 ослеплен собой и видел 1305 неестеств 1306 Далее было: когда внутренний дух стал померкать и как бы готов пог . Но книга моя явилась в таком виде, что только один полный ум, и в каком 1307 больше 1308 Ничего я ни от кого не просил и не имел. 1309 Далее было: Если я не воспользовался никак прибытками в те года, когда человека всё прель , то тем более ныне, в эти года, когда неволь думается о тщете всего 1310 а. Слава богу, я возлюбил свою бедность и не променяю ее на те блага, которые вам кажутся так обольстительны. Я только и б. Знаете ли вы, что есть прелесть в бедности, и, вспомнив об этом, вам 1311 думаю 1312 сделать полегче 1313 Стало быть, вам бы следовало, прежде [останови себя. 1317 Но в како 1318 Далее было: кого-нибудь в гневе еще. о таких предметах. беспристрастие. 1319 Но если каждому из нас не напоминать друг другу ежеминутно о святости нашего званья 1320 показалось, будто бы я а. правительство наше счи б. правительству нашему [обращаю] воздаю 1321 а. Оттого ли, что я отдал б. Оттого ли, что я сказал 1322 Если правительство [стал ] сделалось, как вы говорите, огромной шайкой воров, что отчасти и справедливо а. то рассмотрим б. или вы думаете 1323 Далее было: опять 1324 беспредельное слово 1325 Далее было: Что 1326 Далее было: а. Ком унист ли, фалан б. Разве принять 1333 дурным попам, а по 1334 а. Мне кажется б. Еще странней мне самому, что я еще 1335

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Там же. С. 88–89. 1278 Ин. 1:1. 1279 Пс. 110:9. 1280 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 30–31. 1281 Там же. С. 32–33. 1282 Там же. С. 41. 1283 Там же. С. 29. 1284 Там же. С. 22. 1285 Ин. 1:1. 1286 Лк. 9:35. 1287 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 4–5. 1288 Цит. по: Там же. С. 4. 1289 См.: Троицкий С. Афонская смута. — Церковные ведомости 20, 1913. Цит. по: Начала 1–4, 1995. С. 169–170. 1290 Там же. Подробнее об этом см. в Главе VIII (разбор доклада С. Троицкого). 1291 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 101. 1292 Там же. С. 188. 1293 Там же. С. 23. 1294 Там же. С. 40–41. 1295 1 Кор. 8:6. 1296 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 33–34. 1297 Там же. С. 25. 1298 Там же. С. 6. 1299 Там же. 1300 Там же. С. 53. 1301 Там же. С. 27. 1302 Там же. С. 16–17. 1303 Как ясно из дальнейшего, под»трисвятой песнью»здесь понимается не молитва»Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а песнь ангелов из книги пророка Исайи»Свят, свят, свят Господь Саваоф». Если молитва»Святый Боже»в православной традиции воспринимается как относящаяся к трем Лицам Святой Троицы, то песнь из книги пророка Исайи воспринимается по–разному: в частности, в Акафисте Иисусу Сладчайшему, на который ниже ссылается автор»Апологии», она истолкована как относящаяся к имени Иисуса Христа. 1304 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. 1305 Там же. С. 83. 1306 Фил. 2:9. 1307 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. Ср.: Деян. 2:21. 1308 Там же. С. 111–112. 1309 Там же. С. 85–86. 1310 Там же. С. 89. 1311 Там же. С. 93. 1312 Там же. С. 8. 1313 Там же. С. 6–7. 1314 Там же. С. 17. 1315 Там же. С. 65–66. 1316 Там же. С. 18. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 1317 Там же. С. 9. 1318 Там же. С. 49–50. 1319 Там же. С. 52. 1320 Там же. С. 72–73. 1321 Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 61. 1322 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 153. 1323 Там же. 1324 Там же. С. 156. 1325

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

T. 2.1944. P. 119—125; Idem. Une lettre et un discours inédits de Théolepte de Philadelphie//REB. T. 5. 1947. P. 101—115; Idem. Deux documents inédits sur les dissensions religieuses byzantines entre 1275 et 1310//Ibid. P. 116—136; Idem. Un directeur spirituel à Byzance au début du XIVe sièclë Théolepte de Philadelphie. Homélie sur Noël et la vie religieuse//Mélanges Joseph de Ghellinck. T. 2. Gembloux, 1950 (Museum Lessianum, Section historique, 14). P. 877—887; Laurent V. Une princesse byzantine au cloîtrë Irène-Eulogie Chumnos Paléologine, fondatrice du couvent de femmes το Φιλαντρπου Σωτρος//EO. Vol. 29. 1930. P. 29—60; Idem. Les crises religieuses à Byzancë Le schisme antiarsénite du métropolite de Philadelphie Théolepte († c. 1324)//REB. T. 18. 1960. P. 45—54.     Theoctistus Studites. Vita sancti Athanasii/ed. H. Delehaye//Mélanges d’archéologie et d’histoire de l’École française de Rome. Vol. 17. Rome, 1897. P. 72.     Athanasius I. Epistola ad imperatorem//Vat. gr. 2219, fol. 6v.     Idem. Epistola de congregandis in Chorae monasterio presbyteris…//PG 142, col. 513ab. Афанасий регулярно посещал эту обитель, оставаясь там на 8—10 дней (Idem. Epistola ad imperatorem//Cod. cit. 2219, fol. 8).    Его личность нам известна, главным образом, благодаря обширной переписке, которая почти не опубликована, однако частично проанализирована в: Guilland R. La correspondance inédit d’Athanase, Patriarche de Constantinople (1289—1293, 1304—1310)//Études sur l’histoire et sur l’art de Byzancë Mélanges Charles Diehl. T. 1. P., 1930. P. 121—140; Bânescu N. Le Patriarche Athanase I et Andronic II Paléologue, état religieuse, politique et social de l’Empire//Académie Roumainë Bulletin de la section historique. Vol. 23. 1. 1942. P. 29—56. Госпожой Талбот подготовлена к изданию часть переписки Афанасия, которая будет издана Dumbarton Oaks [см.: Talbot А. — М. The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinoplë Letters to the Emperor Andronicus II, Members of the Imperial Family, and Officials.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

и падением Империи в 1453 г. можно назвать временем последнего исторического взлета константинопольского патриаршего престола. И начало его знаменуется целым рядом патриархов-исихастов, сыгравших важную роль в определении перспектив развития греческой церкви – от административных аспектов и до литургической практики. Фактически все патриархи, наследовавшие вступившему на патриарший престол до паламитских споров «неопытному монаху» Афанасию I (1289–1293, 1304–1310), – за исключением Uoahha XIII Глики (1316–1320) и Uoahha XIV Калеки (1334–1347) – были выходцами из монастырей. В 1312 г. Афон переходит из ведения императора в прямое подчинение патриарху. «Создается впечатление, что монашество и высшее духовенство стали совместно решать общие задачи еще до победы паламитов в 1347 г., – отмечает А. Пападакис. – Однако пика своего эта тенденция достигла только после вступления в должность таких видных исихастских патриархов, как Исидор (1347–1350), Каллист I (1350–1353, 1364–1376) и Филофей Коккин (1353–1354, 1364–1376)». К концу XIV в. богословие и практика исихазма распространяются на всю православную Восточную Европу (с такими центрами, как Келифарево, Печ, Охрид, Парория, Тисмана, Тырново), вплоть до отдаленной Москвы, реализуя свой космополитический характер. Это не было, как иногда говорят, узурпацией власти в церкви монашеством, ставившим во главу угла созерцательную жизнь. Патриархи-исихасты решали основные проблемы своей эпохи: оставаясь приверженцами внутренней духовной жизни, они стремились расширить сферу влияния церкви в обществе, укрепить церковную администрацию и дисциплину, повысить моральный и духовный авторитет Константинопольского Патриархата как внутри пошатнувшейся Империи, так и за ее пределами. В этот период решаются задачи создания эффективной структуры управления Патриархатом, a также литургической унификации. В это время определенным образом меняется отношение к духовной жизни в церкви, что само по себе является важным доводом против обвинений в чрезмерной мистификации церковной жизни, вносимой в нее паламитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

языков (греческого, латинского, французского, персидского, татарского и др.) стал основой зарождающейся литературы, носившей более светский характер в отличие от традиц. духовной письменности на древнеарм. языке. На среднеармянском были написаны важные исторические сочинения, лит. шедевры, экзегетические и литургические работы, памятники юридической лит-ры, естественнонаучные, философские, медицинские трактаты, притчи и проповеди, созданы различные сборники, учебники и др. Лит. деятельностью занимались: католикосы Григор II Вкаясер (Мартирофил (Мучениколюбец); ок. 1025-1105), Григор III Пахлавуни (ок. 1093-1166), Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), Григор IV Тха (ок. 1133-1193), а также Геворг Лореци (2-я пол. XI в.), Геворг Мегрик (1043/45 - ок. 1113/15), Киракос Дразаркци (ок. 1050-1127), Игнатиос Черногорец (1090-1160), Вардан Айказн (XI-XII вв.), Барсег Дразаркци (ок. 1100 - ок. 1163), Саргис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Григор Кесунци (1100?-1170?), Григор Марашеци (XII в.), еп. Нерсес Ламбронаци (1153-1198), Григор Скевраци (1170/75-1264/65), Вардан Айгекци (ок. 1170-1235), Аристакес Ритор (ок. 1170 - ок. 1240), Ованнес Гарнеци (ок. 1180 - ок. 1245), Вардан Великий (Аревелци; ок. 1198-1271), Мхитар Скевраци (ок. 1200 - ок. 1271), Смбат Спарапет (1206-1276), Ваграм Рабуни (ок. 1215 - ок. 1290), Ованнес Ерзнкаци Плуз (ок. 1230-1293), Григор VII Анаварзеци (ок. 1240-1307), Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), Хетум Корикосци (ок. 1240 - ок. 1311, племянник кор. Хетума I), Геворг Скевраци (ок. 1246/47-1301), Ованнес Аркаехбайр (букв.- «брат короля» - Хетума I; XIII в.), Мовсес Ерзнкаци (1250 - ок. 1323, ученик Геворга Лореци), Костандин Ерзнкаци (ок. 1250 - ок. 1340), Вардан Малый Бардзрабердци (Киликеци; ок. 1260 - ок. 1326), Барсег Машкеворци (ок. 1280 - ок. 1345), Тиратур Вардапет Киликеци (ок. 1275 - ок. 1350), Нерсес Палианенц (кон. XIII в.- 1363), Киракос Ерзнкаци (1289-1355), Ованнес Тлкуранци (1320-1400) и др. Как и более ранние произведения, лит-ра К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

   Анализ паламитского богословия см. в нашей работе: Introduction à l’étude. P. 223—256; англ, пер.: Study of Gregory Palamas. P. 157—184 [Введение в изучение. С. 219—252]; также ср.: Stâniloae D. Viâta si învâtâtura sfantului Grigorie Palama. Sibiu, 1938. P. 89 sqq.    Ср., в части.: Beck H. — G. Theodoros Metochites: Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhundert. München, 1952; Hunger H. Theodoros Metochites als Vorlaüfer des Humanismus in Byzanz//BZ. Bd. 45. Hf. 1. 1952. S. 4—19; Sevcenko I. La vie intellectuelle et politique à Byzance sous les premiers Paléologues: Études sur la polémique entre Théodore Métochite et Nicéphore Choumnos. Bruxelles, 1962 (Corpus Bruxellense Historiae Byzantinaë Subsidia, 3).    Прежде всего см.: Guilland R. Essai sur Nicéphore Grégoras: l’homme et l’o_euvre. P., 1926. P. 7—8.    Сочинения Паламы против Григоры до сих пор не изданы: текст, относящийся к встрече Метохита с молодым Григорием Паламой цит. по рукописи: Coisl. 100, fol. 236; см.: Meyendorff J. Introduction à l’étude. P. 47, n. 15 [ср.: Введение в изучение. С. 29]; о датировке трактатов против Григоры см.: Ibid. Р. 379—381.     Philotheus. Encomium Gregorii Palamae//PG 151, col. 559d-560a.    Ср. похвалы Григорию Кипрскому y Филофея (Contra Gregoram antirrhetici, VI//PG 151, col. 915cd) и y Иосифа Калофета в его жизнеописании свт. Афанасия I, преемника Григория на патриаршем престоле (Vita sancti Athanasii patriarchae Constantinopolitani/κδ. Αθα νσιος (Παντοκρατρινος)//Θρακικ. T. 13. θναι, 1940. Σ. 87); антипаламит Акиндин считал Григория Кипрского латинствующим еретиком (цит. см.: Meyendorff J. Introduction à l’étude. P. 29 [Введение в изучение. С. 9–10]).     Gregorius Palamas. Pro hesychastis, I, 2,12; II, 2, 3//Ed. cit. P. 99; 323 [Триады. C. 57; 177].    Жизнеописатель свт. Афанасия Феоктист отмечает, что тот был недостаточно образован (см.: Пападопуло-Керамевс А. Жития двух вселенских патриархов XIV в., свв. Афанасия I и Исидора I. СПб., 1905. С. 26); ср. также: Nicephorus Gregoras. Historia Byzantina, VI, 5/ed. L. Schopen. Vol. 1. Bonn, 1829. S. 180. О свт. Афанасии см.: Guilland R. La correspondance inédit d’Athanase, Patriarche de Constantinople (1289—1293,1304—1310)//Études sur l’histoire et sur l’art de Byzancë Mélanges Charles Diehl. T. 1. P., 1930. P. 121—140; a также: Bânescu N. Le Patriarche Athanase I et Andronic II Paléologue, état religieuse, politique et social de l’Empire//Académie Roumaine. Bulletin de la Section historique. T. 23. 1. Bucarest, 1942. P. 1—28. Большая часть переписки Афанасия и Андроника II, подготовленная к изданию и переведенная Элис-Мэри Талбот, вышла в: Talbot А. — М. The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinoplë Letters to the Emperor Andronicus II, Members of the Imperial Family, and Officials. Washington, DC, 1975 (DOT, 3 ­­ CFHB, 7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Антоний I (Кассимата) (821–836) Иоанн VII Грамматик (836–842) Мефодий I (842–846) Игнатий (846–858) Фотий (858–867) Игнатий (вторично) (867–877) Фотий (вторично) (877–886) Стефан I (886–893) Антоний II Кавдеа (893–901) Николай I Мистик (901–907) Евфимий (907–912) Николай I (вторично) (912–925) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (931–956) Полиевкт (956–970) Василий I Скамадрин (970–974) Антоний III Студит (974–980) Николай II Хрисоверг (984–995) Сисиний II (996–999) Сергий II Мануилит (999–1019) Евстафий (1020–1025) Алексий Студит (1025–1043) Михаил I Керулларий (1043–1059) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1063–1075) Козьма I Иерусалимит (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Гамматик (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стипп (1134–1143) Михаил II Курку (Оксеит) (1143–1146) Козьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153) Константин IV Хлиарин (1154–1156) Лука Хрисоверг (1156–1169) Михаил III (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий Ворадиот (1178–1183) Василий II (Филакопул) (1183–1186) Никита II Мунтан (1187–1189) Леонтий Феотокит (1189–1190) Досифей (1190–1191) Георгий II Ксифилин (1191–1198) Иоанн X (1198–1206) Михаил IV Авториан (1207–1213) Феодор II Ириник (Копа) (1213–1215) Максим II (1215) Мануил I (Харитопул) (1215–1222) Герман II (1222–1240) Мефодий (1240) Мануид II (1240–1255) Арсений Авториан (1255–1260) Никифор II (1260–1261) Арсений (вторично) (1261–1267) Герман III (1267) Иосиф I (1267–1275) Иоанн XI Векк (1275–1282) Иосиф I (вторично) (1282–1283) Григорий II (Георгий) Кипрский (1283–1289) Афанасий I (1289–1293) Иоанн XII (Козьма) (1294–1304) Афанасий I (вторично) (1304–1310) Нифонт I (1311–1315) Иоанн XIII Гликос (1316–1320) Герасим I (1320–1321) Исайя (1323–1334) Иоанн XIV Калека (1334–1347) Исидор I (1347–1349) Каллист I (1350–1354) Филофей (1354–1355) Каллист I (вторично) (1355–1363) Филофей Коккин (вторично) (1364–1376) Макарий (1376–1379)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010