[греч. Κωνσταντνος Ακροπολτης] (между 1250 и 1255 - до мая 1324), визант. гос. деятель, писатель. К. А., старший сын историка Георгия Акрополита , получил блестящее образование у ритора Мануила Оловола и патриарха К-польского Григория II Кипрского . В 1275/76 г. женился на представительнице знатного рода Торников Марии Комнине Торникине, имел с ней в браке 3 дочерей и 2 сыновей. Одна из дочерей К. А., Феодора, вышла замуж за полководца Алексея Филантропена, другая - за Михаила Комнина, сына трапезундского имп. Иоанна II Великого Комнина . В отличие от отца К. А. в 1274 г., после заключения Лионской унии, занял антиуниат. позицию и был отдален от двора, хотя прежде имп. Михаил VIII Палеолог благоволил к нему. Об осуждении К. А. унии Церквей можно судить по ремаркам в Житии Иоанна Дамаскина (BHG, N 885), в к-рых автор уподобляет униатов иконоборцам VIII в. (PG. 140. Col. 837). Однако через неск. лет положение К. А. упрочилось, в 1282-1294 гг. он был логофетом геникона. Вторая опала К. А.- в сер. 90-х гг. XIII в.- связана с поддержкой восстания Алексея Филантропена. В 1305/06-1321 гг. К. А. был великим логофетом. Как и отец, он был ктитором монастыря Воскресения Христова в К-поле, пришедшего в упадок в годы латинского владычества. Важный источник для реконструкции биографии К. А.- коллекция писем, к-рая включает 196 посланий (письма 195 и 196 добавлены к основному корпусу позднее: Costantino Acropolita. Epistole. 1991. P. 101). Среди корреспондентов К. А.- патриарх Григорий II Кипрский, ученые Никифор Хумн, Георгий Пахимер, Иосиф Ракендит, Феодор Иртакин, Мануил Мосхопул, Мануил Оловол, Феодора Раулена. Письма К. А. содержат ценные сведения о лит. вкусах эпохи: в 90-м послании он жестко критиковал сатирический диалог XII в. «Тимарион» за неподобающий стиль и богохульное содержание (Ibid. P. 180-182). Изображение К. А. и его жены сохранилось на иконе Богородицы «Одигитрия», созданной по их заказу и хранящейся ныне в Гос. Третьяковской галерее в Москве ( Nicol. 1965. P. 252. Fig. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2057058.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кафоликон мон-ря Морача. XIII в., сер. XVI в. Муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Находится в горном каньоне над р. Морача, рядом с водопадом Светигора (40 м), между городами Колашин и Подгорица (Черногория). М. основал как задужбину в 1251-1252 гг. кн. Стефан (в ней он и был похоронен), сын великого жупана Вукана , внук серб. великого жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ). Серб. кор. Милутин (1282-1321) обновил мон-рь. В XV в. обитель сильно обеднела. Известно о покупке в 1444 г. настоятелем М. Никодимом книг для «оскудевшей» б-ки мон-ря с целью их копирования. В 1505 г. турки сняли крышу и подожгли кровельные конструкции Успенского собора. Почти 70 лет собор стоял без крыши, что нанесло урон его убранству и фрескам; он был отремонтирован в 1574 г. игум. Фомой при помощи кн. Вукича Вучетича. В 1577-1578 гг. при игум. Моисее продолжилось восстановление собора, была построена и расписана трапезная, при обители открылся скрипторий. В этот период М. стала национально-освободительным, образовательным и культурным центром Черногории, здесь проводились народные соборы (вече), строились планы по освобождению от османского ига. Ок. 1639 г. при патриархе Печском Паисии (Яневаце) , митр. Герцеговинском Лонгине и игум. Антонии были отремонтированы соборная и Никольская церкви, в 1642 г. расписана капелла первомч. Стефана с припратой. В 1648 г. в М. состоялись выборы Печского патриарха, которым стал Гавриил I (Раич) . Обитель поддерживала тесные отношения с афонским мон-рем Хиландар , поэтому хиландарские мастера участвовали в росписи собора в XVII в. В 1691-1699 гг., во время австро-турецкой войны, М. находилась в запустении. Впосл. она уступила свое лидирующее положение Цетинскому монастырю, но ее насельники продолжали координировать борьбу местного населения против турок. В 1712 г. поменяли крышу собора, в 1742 г. он был отремонтирован. В XVIII в. морачские монахи возродили неск. обителей в Сербии, опустевших после великого переселения сербов ( Каленич , Каменац и Манасию ). В этот период в М. продолжали действовать иконописная мастерская и школа, а ее насельники неск. раз приезжали в Россию за милостыней.

http://pravenc.ru/text/2564158.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Хиландар     Монастырь Хиландар Афон           Осн. в 1197 г., престольный праздник 21 ноября/4 декабря, в день Введения во Храм. Игумен: архим. Моисей. Тел. (30-377) 23797, 23760. Факс (30-377) 23108.   Хиландар (серб. Хиландар, греч. Χιλανδαρου) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 4-е место. Принадлежит Сербской православной церкви и является одной из величайших сербских религиозных святынь. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова . Монастырь основан св. Саввою, впоследствии архиепископом Сербским, в конце XII  и в начале XIII веков, при царственных пособиях его родителя и родичей, и оставался исключительным приютом для сербов...   Своим основанием монастырь обязан сербскому кралю (королю) Стефану I Немани и его сыну Радко. Последний, хотя и был королевичем и предполагаемым наследником престола, предпочёл вельможьей жизни - монашескую. Он тайно прибыл на Афон  в в монастырь Солунца (Старый монастырь), где был монахом по имени Савва. Затем он ушёл оттуда и обосновался в Ватопеде. Вскоре его примеру последовал отец, который к тому времени тоже пребывал в монастыре Студеницы в Сербии, приняв в монашестве имя Симеон. Оба монаха пребывали здесь, пока по просьбе нового короля Сербии Стефана II Ватопедский монастырь не передал им опустевшую к тому времени Хиландарскую пустынь. Прибыв в монастырь, монахи сразу же стали заботиться о его восстановлении и расширении. Позднее Савва уехал в Сербию, где стал архиепископом, а Симеон до кончины пребывал в монастыре. Вскоре после их смерти Сербская Православная Церковь канонизировала отца и сына в лике святых.     Расцвет монастыря продолжался и в последующие века — сербские цари денег на монастырь не жалели. В XIII и XIV веках Хиландар стал духовным центром, откуда вышли многие руководители сербской церкви. Из благотворителей монастыря выделяется Милутин (1282-1321 гг.), позаботившийся об укреплении оборонительных сооружений монастыря против бесчинствующих в районе Афона пиратов. Хиландар получил и богатые владения в Сербии, которые приносили ему большой материальный доход. Не обошли вниманием сербский монастырь и византийские императоры из династии Палеологов, о чем свидетельствуют многочисленные хрисовулы (золотые буллы), хранящиеся в архивах монастыря.

http://isihazm.ru/1/?id=502&c_pid=1

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИЛУТИН Блгв. кор. Милутин. Роспись вост. стены нартекса ц. Пресв. Богородицы Левшики в Призрене. 10-е гг. XIV в. Блгв. кор. Милутин. Роспись вост. стены нартекса ц. Пресв. Богородицы Левшики в Призрене. 10-е гг. XIV в. (Стефан Урош II Милутин) (ок. 1254 - 29.10.1321, с. Неродимле (ныне Горне-Неродимле близ г. Урошевац, Косово и Метохия)), блгв. (пам. 30 окт.), серб. кор. Представитель династии Неманичей , младший сын серб. кор. Стефана Уроша и св. Елены Анжуйской . Уже в юности оказался вовлечен в династические интриги. Ок. 1271 г. визант. имп. Михаил VIII предложил кор. Урошу в жены М. свою дочь Анну, вероятно с условием, что тот станет наследником серб. престола в обход старшего брата Драгутина (см. Феоктист , прп.), женатого на дочери венг. кор. Стефана V. Брак не был заключен, и М., очевидно, сохранил добрые отношения с братом: во всяком случае в 1276 г. он не поддержал отца, свергнутого Драгутином. После того как в 1282 г. Драгутин сломал ногу и не мог далее исполнять функции военачальника, на гос. соборе в Дежеве близ г. Нови-Пазар верховная власть в Сербии была передана М. Первоначально предполагалось, что его наследником будет сын старшего брата, но потом М. обеспечил право на серб. престол своим детям, что неоднократно вызывало его конфликты с братом. После восшествия на серб. престол М. завоевал большую часть Македонии (см. ст. Македония , историческая область) и сделал Скопье столицей. Визант. имп. Михаил VIII пытался воспрепятствовать расширению Сербского гос-ва и предпринял поход, но 11 дек. 1282 г. внезапно умер. Поход на Сербию его наследника имп. Андроника II Палеолога весной 1283 г. не был успешным. Осенью того же года М. при помощи брата напал на Византию и в нач. 1284 г. вышел к Эгейскому побережью и Св. Горе Афон, потом завоевал Пореч, Кичево и Дебар. Попытка визант. императора остановить победные завоевания М., спровоцировав на борьбу с ним видинского правителя Шишмана и татар, напавших в 1285 г. на Сербию и Венгрию, не удалась. М. занял Видин и заключил с Шишманом союз. Под влиянием архиеп. Сербского Евстафия II М. примирился с Византией и захотел укрепить перемирие своим браком с сестрой визант. императора Евдокией, но та отказалась выходить за него замуж из-за 3 его предыдущих браков. Первым браком М. был женат на Елене, дочери Иоанна I Ангела, севастократора Фессалии, 2-м - на сестре венг. кор. Владислава (Ласло) IV и жены Драгутина Елизавете, а 3-м (1284) - на дочери болг. царя Георгия Тертера Анне. В 1299 г. имп. Андроник выдал за него свою 6-летнюю дочь Симониду. Высказанное мнение (восходящее к Мавро Орбини и Троношскому родослову XVIII в.) о том, что он также был женат на нетитулованной серб. женщине «от своих боляр» (или же состоял с нею в конкубинате) и что именно от этого брака родился св . Стефан Урош III ( Мошин. Балканската дunлoмamuja. 1977. С. 125-139), не имеет достаточных оснований.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЯ ОРФАНОСА ЦЕРКОВЬ Церковь Николая Орфаноса в Фессалонике, Греция. 1310–1320 гг. Церковь Николая Орфаноса в Фессалонике, Греция. 1310–1320 гг. [Греч. Αγιος Νικλαος Ορφανς] (XIV в.), освящена во имя свт. Николая Чудотворца, находится в сев. старой части Фессалоники, между улицами Иродоту и Апостолу Павлу; включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО Греции (в 1988). Предположительно была построена в 1310-1320 гг. как главная церковь (кафоликон) одноименного мон-ря. От визант. времени помимо церкви сохранились 2 колонны проездных ворот. В период турецкого владычества церковь не была превращена в мечеть, а оставалась христианским храмом, находившимся в ведении мон-ря Влатадон . Первое упоминание о церкви с названием Агиос-Николаос-Орфанос (букв.- Святой Николай Сиротский или Святой Николай Сирота) встречается в документах XVII-XVIII вв. (Патриаршие грамоты 1635, 1638 (1648?)). В рукописи 1754 г. использовано название Агиос-Николаос-тон-Орфанон (букв.- Святой Николай Сирот). Вероятно, в обоих случаях в названии храма содержится указание на особую заботу свт. Николая Чудотворца о сиротах и вдовах. Между тем существует др. т. зр., принадлежащая греч. автору, первому исследователю росписей церкви А. Ксингопулосу. Он полагал, что основателем мон-ря был мон. Никон, в крещении Николай, из семьи Скутериоса Капандритиса, к-рую именовали также Орфанос. Это слово читается на могильной плите, вторично использованной при устройстве пола церкви. Т. о., он считал, что первоначальное наименование церкви было Агиос-Николаос-ту-Орфану (букв.- Святой Николай от Сироты), впосл. Орфанос - семейное имя основателя мон-ря - стало эпитетом свт. Николая Чудотворца. Сербский исследователь В. Джурич идентифицировал эту фессалоникийскую обитель как монастырь Филокалу и считал, что она была основана во имя свт. Николая Чудотворца в кон. XII в. св. Саввой Сербским, а в нач. XIV в. обновлена серб. кор. Стефаном Урошем II Милутином (1282-1321). Архитектура

http://pravenc.ru/text/2566144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКОСОЛИЙ Раннехрист. аркосолии в катакомбах св. Коммодиллы. Кубикула Льва. IV в. Раннехрист. аркосолии в катакомбах св. Коммодиллы. Кубикула Льва. IV в. [лат. arcosolium от arcus - арка и solium - трон, гроб, саркофаг], термин, употребляемый для описания погребальных сооружений в виде арочных ниш в стенах церковных зданий или катакомб ; как надписание встречается на лат. раннехрист. надгробиях. А. устраивались в кубикулах (залах) знатных и богатых семей в языческих и христ. катакомбах с III-IV вв.: в нишу ставился саркофаг или в ее дне вырубалась скальная могила; передняя стенка А. могла иметь надпись или орнамент (с IV в. расписываются также тимпан и внутренняя поверхность арки). В раннехрист. период А. сооружались повсеместно и над отдельными захоронениями в гробницах и подземных склепах (группа склепов V-VI вв. с расписанными А. открыта в 90-х гг. XX в. в Фессалонике). Подобная архитектурная организация захоронения была хорошо известна эллинистическому Востоку, в т. ч. в Палестине рим. периода ( Гроб Господень описывается как скальная гробница с аркосолийной нишей, где погребение заменяет «скамья»). Христианство сохранило эту форму погребальных сооружений как в подземных, так и в наземных храмах. А. позволял архитектурно выделить почитаемые захоронения и существенно увеличить их количество, не занимая пространства храма (могилы помещались в фундаменте стены). Простейшие формы А. были широко распространены в средневизант. эпоху в К-поле, а также в провинциях Византийской империи: в М. Азии, слав. землях на Балканах (напр., А. в ц. св. Ахиллия на оз. Преспа), в Крыму (храм X в. в портовом районе Херсонеса, мон-ри побережья, церкви Сурхата (Солхата) XIV-XV вв.)). В эпоху Палеологов появляются богато украшенные резьбой мраморные обрамления А., ведущие происхождение от резных кивориев (люнеты арки в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг., с изображением Христа и ангелов; фрагменты А. из мон-ря Липса Константина в К-поле, до 1282 г., с изображением Тайной вечери и ангелов).

http://pravenc.ru/text/76082.html

В последние годы жизни Стефан принял монашество и правил вместе со старшим сыном от 1-го брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела Комнина , Стефаном Радославом (1192 - после 1235), к-рый в 1228 г. стал 1-м серб. королем, коронованным своим дядей, архиеп. Сербским Саввой. Будучи сыном гречанки и зятем эпирского императора (в 1224-1230) Феодора Ангела Комнина Дуки , Радослав ориентировался на политику тестя и даже по церковным вопросам обращался к архиеп. Охридскому Димитрию II Хоматиану . После поражения тестя в битве с болгарами при Клокотнице (1230) Радослав утратил поддержку серб. вельмож и в кон. 1233 или нач. 1234 г. был свергнут с престола младшим братом, Стефаном св. Владиславом (ок. 1200 - между 1264 и 1281). Бежав из Сербии, в 1234 г. Радослав вернулся в надежде возвратить престол, но потом принял монашеский постриг с именем Иоанн в мон-ре Студеница , где скончался, так и не оставив потомства. Авторитет Владислава, женившегося на дочери болг. царя Иоанна II Асеня († в 1241), ослаб, вероятно, также по причине утраты поддержки тестя. В результате он был свергнут младшим братом, Стефаном Урошем I (20-е гг. XIII в.- 1277), сыном Стефана Первовенчанного от 2-го брака с Анной Дандоло, внучкой венецианского дожа Энрико Дандоло. Но Стефан Урош дал Владиславу в удел часть владений в Зете с сохранением королевского титула. Стефан Урош I присоединил обл. Захумье (юж. часть совр. Боснии и Герцеговины), на недолгое время занял города Скопье и Прилеп в обл. Македония . В период его правления ослабло влияние Вукановичей, получили развитие горное дело и торговля, при нем Сербское гос-во окрепло в экономическом и во внешнеполитическом плане. В 1276 г. в результате военного столкновения со старшим сыном, Стефаном Драгутином (нач. 50-х гг. XIII в.- 1316; см. Феоктист , прп.), воспользовавшимся поддержкой тестя, венг. кор. Стефана (Иштвана) Уроша V, Урош I был вынужден отречься от престола и принял монашеский постриг с именем Симон. Драгутин разделил страну на 3 части: одной управлял сам, 2-ю дал в удел матери, св. Елене Анжуйской , 3-ю - младшему брату, блгв. Милутину (ок. 1254-1321). При Драгутине Сербская Церковь отказалась признать Лионскую унию (1274). В 1282 г. Драгутин лишился возможности управлять государством, поэтому Собор передал власть Милутину (коронован как Стефан Урош II), при этом предполагалось, что его наследником станет сын старшего брата, Владислав (ок. 1270 - после 1326).

http://pravenc.ru/text/2564902.html

После завоевания Византией Первого Болгарского царства и вхождения болг. епархий в юрисдикцию К-поля Битольская епархия вошла в диоцез Охридской архиепископии (1018). В т. н. Первом хрисовуле (1019) визант. имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025) епископу Б. предписывалось иметь в своем подчинении в Пелагонии, Прилепе, Дебрице и Велесе 15 клириков и 15 париков (зависимых крестьян). Утратив прежнее политическое значение, Б. осталась крупным торговым центром. В XI в. окрестности Б. были одним из очагов ереси богомильства . Наиболее крупные общины богомилов существовали в Прилепе, у совр. с. Богомила и около Б. В лат. хронике Вильгельма Тирского сообщается о столкновениях отрядов крестоносцев Боэмунда Тарентского с еретиками (1097). Феофилакт , архиеп. Охридский (1090-1108), неоднократно удалялся из Охрида в Б. Сохранились 2 его письма, адресованных неназванному по имени Пелагонийскому епископу. В 1201 г. болг. воевода Добромир Хрис в союзе с визант. вельможей Мануилом Камицей захватил Б. и Прилеп. В период между взятием крестоносцами К-поля и восстановлением Византийской империи (1204-1261) Б. неоднократно попадала под власть то болг. царя, то эпирского деспота, то никейского императора. При кор. Милутине (1282-1321) сербы отвоевали у Византии значительную часть Македонии, включая Скопье, в т. ч. ряд городов Прилепской обл., относившихся к Битольской епархии. Причем эти земли Милутин подчинил власти серб. архиепископа. После победы серб. кор. Стефана Дечанского в Вельбуждской битве (1330) Битольская епархия утратила Велес. Сама Б. осталась во владениях Византии, а Битольская епархия продолжала существовать в рамках Охридской архиепископии, потеряв значительную часть своей территории. Завоевание Македонии было завершено серб. царем Стефаном Душаном (1331-1355). Своим хрисовулом он передавал мон-рь Трескавец , до этого находившийся в ведении Битольского епископа, в прямое подчинение Охридскому архиепископу. В 60-х гг. XIV в., в период раздробленности гос-ва, Б. оказалась во владениях кралей Вукашина и Марко (с 1371).

http://pravenc.ru/text/149239.html

Отдать приказ сложить стяги можно было только в случае, если у татар не был нарушен строй. Между тем русские силы, сражавшиеся на стороне Юрия, в это время находились в состоянии беспорядочного бегства. Такой контраст 306 заставляет полагать, что татарский отряд непосредственного участия в битве не принимал 307 , рассчитывая, что Юрий справится своими силами (после чего можно будет заняться грабежом). Все это говорит об относительно небольшом воинском контингенте 308 . В пользу того же свидетельствует и терминология, употребляемая при упоминании отряда Кавгадыя. Крупные татарские силы, приходившие на Русь, именовались «ратями» – «рать» Туратемира и Алыня 1282 г., «Дюденева рать», «рать» Неврюя 1296 г., «великая рать», посланная на Тверь зимой 1327–1328 гг. 309 . Про отряд Кавгадыя этого не сказано, а сам он определен как «посол». Имеющиеся сведения о численности отрядов, сопровождавших ордынских послов, дают цифры в 30, около 1000, 700, 600, 50 человек 310 . Поскольку Кавгадый именуется «сильным» послом 311 , можно полагать, что в его отряде было более тысячи воинов 312 . После возвращения Юрия из Орды в 1319 г. два года прошли для великого князя относительно спокойно. В 1320 г. умер его брат Борис, находившийся тогда на княжении в Нижнем Новгороде 313 . Очевидно, в связи с этим фактом стоит отъезд в этом году в Орду Ивана Даниловича 314 – необходимо было закрепить Нижегородское княжество за московской династией. В следующем, 1321 г. вышли из повиновения тверские князья – сыновья Михаила. Юрий двинулся на Тверское княжество походом, и Михайловичи согласились уплатить великому князю «серебро выходное» (т.е. дань, предназначенную в Орду) в размере 2000 рублей, а старший из них, тверской князь Дмитрий Михайлович, обязался не оспаривать у Юрия великое княжение 315 . Поскольку еще в предыдущем году Юрий поддерживал с Тверью мирные отношения (его дочь вышла тогда замуж за третьего из сыновей Михаила – Константина), а весной 1321 г. татары взимали какие-то долги со второго по значению города Тверского княжества – Кашина 316 , надо полагать, что тверские платежи за предыдущие годы были собраны, и эти 2000 рублей являлись данью за один год, которую тверские князья отказывались отдать Юрию 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перу Феодосия принадлежит и 1-е серб. монашеское (анахоретское) Житие прп. Петра Коришского, написанное ок. 1310 г. Произведение создано на основе воспоминаний учеников отшельника, подвизавшегося в окрестностях Призрена (автор посетил место подвига святого и поклонился его мощам), и ранневизант. лит. образцов (в первую очередь Жития прп. Антония Великого и Патериков). В 1-й трети XIV в., при кор. Стефане Уроше II Милутине (1282-1321) и его сыне, св. Стефане Уроше III Дечанском (1321-1331), в серб. обществе и Сербской Церкви окончательно сложилось представление о святости династии Неманичей. Отражением этого явилось создание архиеп. Печским Даниилом II сб. «Жития королей и архиепископов сербских» ( Данило. 1866), дополненного позднее новыми житиями других авторов. Первоначально сборник включал Жития королей Стефана Уроша I, Драгутина (см. Феоктист , прп.), кор. Елены Анжуйской, кор. Милутина и архиепископов Арсения I , Иоанникия I и Евстафия I (помимо этого цикла Даниилу атрибутируется также Житие Милутина в форме властительской автобиографии, послужившее источником текста в сборнике). Жития, написанные Даниилом (и в особенности цикл в целом), отличаются сложностью и мозаичным характером композиции, использованием элементов мн. жанров: молитв, плачей, диалогов героя со своей душой, покаянных исповеданий и поучений. Аристократическое происхождение автора, его многолетняя близость к королевскому двору (как в светский, так и в церковный период его биографии) и личное знакомство с большинством героев делают его сочинения незаменимым источником по истории Сербии сер. XIII - 1-й четв. XIV в. Труд архиеп. Даниила был продолжен после его кончины. Безымянному «1-му продолжателю» приписывают и заслугу окончательного оформления этого агиографического свода. Во 2-й пол. 30-х гг. XIV в. он написал Жития Стефана Дечанского, кор. Стефана Душана и самого Даниила II; стиль его повествования ближе к стилю Феодосия, чем к манере письма непосредственного предшественника. После 1375 г. «2-й продолжатель» дополнил свод краткими известиями о поставлении 3 Сербских патриархов - Иоанникия, Саввы и Ефрема.

http://pravenc.ru/text/182317.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010