С противостоянием папы и императора тесно связано развитие конфликта внутри францисканского ордена, разделившегося на конвентуалов и спиритуалов. Противоборствующие фракции не могли прийти к единому мнению по целому ряду вопросов: должны ли монахи принимать папские привилегии, если они приводят к злоупотреблениям; следует ли считать устав францисканского ордена неприкосновенным и следовать ему буквально; нужно ли исполнять все евангельские заветы или только те, что перечислены в уставе; является ли частью устава принцип «бедного пользования» (лат. usus pauper), предполагавший, что для исполнения обета член ордена должен развивать в себе чувство личной ответственности, к-рое позволит ему определить, какие поступки противоречат уставу, а какие нет. Пытаясь разрешить конфликт в ордене, предшественник И. папа Климент V выпустил 2 буллы - «Exivi de Paradiso» от 6 мая 1312 г., ставшую очередным папским толкованием францисканского устава, и «Cum nos» от 23 июля 1312 г., согласно к-рой были смещены с должностей в ордене министр Прованса и 15 кустодов, проявившие особое усердие в борьбе со спиритуалами. Эти постановления лишь на время смягчили остроту конфликта. После кончины папы Климента V и генерального министра францисканцев Александра де Алессандрия в 1314 г. конвентуалы вновь начали репрессии против спиритуалов. Конвентуалы обратились к И. с требованиями объявить спиритуалов, своих идейных противников, вне закона, принудить к повиновению братьев, укрывшихся на Сицилии, и запретить подавать жалобы на порядки в ордене. 15 марта 1317 г. папа отправил письмо сицилийскому кор. Федериго II Арагонскому, потребовав изгнать из королевства укрывшихся там тосканских спиритуалов и оказать поддержку францисканским министрам, кустодам и гвардианам (настоятелям орденских монастырей). В послании генеральному министру ордена францисканцев Михаилу из Чезены И. писал о необходимости принудить спиритуалов к послушанию. В мае 1317 г. в письмах, адресованных спиритуалам Безье и Нарбоны (Юж. Франция), папа обвинил их в том, что они сеяли раздор в ордене, и потребовал явиться в Авиньон в течение 10 дней.

http://pravenc.ru/text/469712.html

Малейшии птенцев 1310 , егда от воспитавших я гнезда излетевше, по воздуху парити учащеся, от ловец восхитими бывше, рождьших разлучившеся 1311 , в чюжестраньствие 1312 несоми и в премалей на сие уготованней клетце или крабийце 1313 посаждени бывше, о, коликия исполняются печали, о, колико снедаются утробою, воспоминающе рождших любовь, гнезда отишие 1314 , воздухопарениа свободное! Скорбят, воздыхают и слезят. Понуждаются из крабийцы изыти – и не возмогают. Воздвизают крила к парению, но тонкими тростьми 1315 удержаваются; воздвизаются легкопарителне выспрь 1316 , но, 1317 стропомь крабийцы застановившеся 1317 , вспять 1318 возвращаются. Протягше клюновь 1319 , ко прерванию тростей устремляются, но и ту ничтоже, токмо оскудение силы, пострадавше, подобии первым безделни обращаются. И тако легкопарителная и воздухотечная их сила, претончайшими тростьми в малей крабийце затворяема, удержавается и извинения 1320 не обретает. Отнюду же мнози их, от печали не ядуще даемыя им снеди 1321 , от глада умирают. Подобне зрится и на мне, окаяннем, настоящее сие. Изшедшу из отеческаго блажайшаго недра и летавшу по многоволненому морю и, яко птенцу младу и неискусну, от ловящих поиману, Богу за грехи попустившу, в храме 1322 , яко в крабийце, затворен сежу. И что не творится, и что не деется о избавлении еже отсюду, богомолением, заступлением, прошением и ходатайством! Но грехом моим, яко тростию или стропу, застановляющу милосердна Божия путь во излияние 1323 мне (оле, моих беззаконий! о, моих богопрогневаний!), како преодолевают и святых чистейшыя богоприятныя молитвы, и благодетелей милосердейшая заступления и самое Владыки нашего милосердие отгоняют. Не количеством силы: ничтоже бо греха немощнейше, но 1324 скаредностию гнушения и нрава необращательством 1324 , по Саулу, о немже молящуся предивному Бог отрече: Что молишися о Сауле, егоже аз Обаче благодарю пресвятое имя Его, скорбьми, бедами и напастьми скверны и грехи моя очищающа, по писанному: «Гнев Господень подниму, занеже согреших

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См.  Charpentier E. Pour lire le Nouveau Testament. Paris. 1981. Р. 31; Телушкин Й. С. 109. 54 См.  Meier J.P. Jesus.//NJBC. Р. 1318. 55 Свидетельство св. мученика Иустина Философа (около 150-го года) о том, что апостолы написали «воспоминания, которые называются Евангелиями» (Апология I, гл. 66) 56 Cм. NJBC. Р. 1317. 1322. 57 «Столь трагикомической выглядит доведшая сама себя до абсурда контроверза об «историческом» и «керигматическом» Иисусе». — Аверинцев С.С. Слово Божие и Слово Человеческое.//Новая Европа. «Христианская Россия». 1995. С. 71-2. 58 В этой связи привлекались различные древние внехристианские свидетельства, их очень немного. Так, около 93–94-го годов Иосиф Флавий писал об «Иакове, брате Иисуса, так называемого Христа» (Древности Иудейские, 20. 9. 1. § 200). Показательно, что он пишет «брат Иисуса», а не «брат Господень», как было принято среди христиан. Таким образом, вряд ли это христианская интерполяция. Кроме того, видно, что Иосиф рассчитывает, что читатель знает, кто такой Иисус, называемый Христом. Также встречаются очень краткие упоминания у Тацита (около 110 года) о Христе, «который был приговорен к смерти в правление Тиберия прокуратором Понтием Пилатом» (Анн. 15. 44); у его почти современника Светония о том, что Христос якобы был причиной мятежа среди евреев в Риме при Клавдии, хотя эти указания не вполне ясны, а также у Плиния Младшего (около 111-113 годов), упомянувшего о христианах, которые «поют гимны Христу как Богу». — Cм. NJBC. Р. 1317. 59 Последнее, недавно вышедшее фундаментальное исследование такого рода (I-й том): Dunn J. Jesus Remembered. Christianity in the Making. 2003. 60 См.  Иеремиас И. С. 16; Meier J.P. Jesus.//NJBC. Р. 1319. 61 Впрочем, Ин. 7, 41-42 можно понять как указание на то, что многие не знали, что Иисус родился в Вифлееме. 62 См.  Meier J.P. Jesus.//NJBC. Р. 1319. 63 См.  Meier J.P. Jesus.//NJBC. Р. 1319. Иеремиас И. С. 97. 64 См.  Fitzmyer J.A. Did Jesus Speak Greek?//BAR. 1992. V. 18. 5. Р. 58ff. 65 Неподалеку от Назарета был раскопан крупный греко-римский город Сепфорис — возможно, во времена Иисуса Христа он был столицей Галилеи. О нем не упоминается в Евангелиях, но несомненно, что жители Назарета находились с ним в контакте. Слова о городе, который «не может укрыться», стоя «на верху горы» (Мф. 5,14), могли быть навеяны именно Сепфорисом, так как он был расположен на холме. Это дает основания говорить об осведомленности Иисуса в городской жизни. См.  Batey A. Sepphoris: An Urban Portrait of Jesus.//BAR. 1992. V. 18. Р. 50ff. 66

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Папа Иоанн XXII направил 27 апреля 1317 г. письмо спиритуалам из Нарбонны и Безье, назвав поименно 62 человека и заявив, что эти братья пытаются сеять раздоры в ордене, направляя в папскую канцелярию обращения и протесты, которые не только порождают схизму и скандал, но и умаляют величие апостольского престола. Спиритуалам было велено избрать представителей и объяснить папе свое поведение в течение 14 дней. Но на самом деле Иоанн, твердо решивший покончить со смутьянами, не собирался выслушивать жалобы спиритуалов. Три представителя, которых они пытались выставить, были обвинены в разного рода нарушениях, признаны неправомочными и арестованы, а остальных отправили под надзор руководства ордена. Но концом движения спиритуалов во францисканском ордене стало появление буллы Quorumdam exigit 7 октября 1317 г. В отличие от предыдущих она была очень простой, и все ее содержание сводилось к тому, что руководители ордена вправе решать вопрос о том, какую степень бедности в одежде следует соблюдать, а также позволять или не позволять делать запасы пищи, создавая кладовые. Целью папы, очевидно, было не разрешить давний конфликт, а «отделить овец от козлищ». После появления буллы «подозрительных» стали вызывать для допроса к генералу ордена в Авиньон. Допрос сводился к двум простым пунктам: согласны ли они с распоряжениями папы в булле относительно одеяний и запасов? согласны ли с тем, что папа имеет право приказывать то, что он приказывает в булле? В итоге 25 братьев были переданы в руки инквизиции. Двадцать из них отреклись от своих взглядов; один покаялся в последний момент и был приговорен к пожизненному заточению. Четверо самых упорных были сожжены в Марселе в мае 1318 г., и впоследствии спиритуалы и их последователи почитали их как святых. Булла Quorumdam exigit нанесла смертельный удар спиритуалам внутри ордена, но одновременно способствовала тому, что их идеи нашли более широкую аудиторию. Многие братья, не дожидаясь преследований, бежали и перебирались из города в город, чтобы замести следы, а заодно проповедовали свои идеи. На инквизиционном процессе 1328 г. в качестве одного из обвиняемых фигурировал бывший францисканец из Нарбонны по имени Раймон Дежен, который жил в течение десяти лет в разных городах Южной Франции, совершал таинства, служил мессы и проповедовал, говоря всем, что он пострадал от неверных. Некоторые спиритуалы и их сторонники нашли пристанище у бегинов и принесли свои идеи в их среду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Строительные плотничьи артели являлись классическим образцом деятельности русской артели. Все члены плотничной артели были равноправны, но по степени искусства разбивались на три группы и получали свой заработок в зависимости от принадлежности к каждой из них. Меньше всего зарабатывали ученики, пока не получали должной квалификации. Для этого артель приставляла к ним опытного наставника. Мелкие артели часто не выбирали старосту (не было необходимости). Зато в крупных артелях, особенно работавших в городах, выбирали даже двух старост. Один отвечал за хозяйство артели. Другой руководил работами, координировал их. Старосты, выполняя свои руководящие функции, не освобождались и от общей работы, выполняя ее наравне с другими артельщиками. Чаще всего плотничьи старосты за свою руководящую работу специальной платы не получали, а только в конце работы им могли по решению артели выделить небольшую премию – «на сапоги». Яркой иллюстрацией высокой продуктивности артелей является строительство каналов и железных дорог. При помощи самых простых орудий – тачка, лопата, топор, пила – было построено 893 км каналов и 1317 км шлюзованных участков рек. С 1838 по 1917 строительные артели, также безо всяких механических средств, провели более 90 тыс. км железных дорог. Великая Сибирская дорога протяженностью 7,5 тыс. км была построена за 10 лет со средней численностью рабочих 7–8 тыс. человек. Возьмем, к примеру, рабочих-строителей Петербургско-Московской железной дороги в сер. XIX в. Все они работали, объединяясь в артели человек по 80. С каждой артелью подрядчик заключал отдельный контракт, в котором оговаривались нормы выработки, продолжительность рабочего дня, условия питания, быта и отдыха. Работали с 1 мая по 1 ноября, «если погода не воспрепятствует», в противном случае подрядчики имели право рассчитать и ранее, не производя плату за остальные дни до срока, по расчету. За дождливые дни плата рабочим не производилась, но продовольствие выдавалось. В артели соблюдалась круговая порука. За неявку к началу работ, прогулы, пьянство, самовольную отлучку во время работ на артель накладывался штраф за каждого виновного по 50 коп. серебром в день, а за умерших в пути и не явившихся из-за болезни с артели вычитался задаток.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

182 К такому выводу в последнее время склоняются многие исследователи памятника. См., напр.: Elliott J. – 93. Р. 355. К тому же есть основания думать, что уже в древности распространялись списки этого апокрифа, в которых эпизоды располагались по-разному. Манускрипт Язык Датировка Гамбургский папирус греческий ок. 300 г. Папирус Бодмера X греческий III в. Берлинский 13893 греческий IV в. Мичиганский 1317 греческий IV в. Мичиганский 3788 греческий Папирус Крума коптский IV в. Оксиринхский греческий Оксиринхский 1602 греческий IV-V вв. Антинопольский пап. греческий Гейдельбергский пап. коптский V-VI вв. 183 Беглое упоминание о них встречается лишь в книге Ε.Η.Мещерской «Апокрифические деяния апостолов» М., 1997. С. 413. 184 К.Шмидт в своей реконструкции помещал фрагменты, связанные с Иерусалимом, значительно ниже – после истории Феклы и пребывания Павла в Мирах и Сидоне, считая, что они связаны с его участием в апостольском соборе 49/50 гг. 188 См.: От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987. С. 128–42; То же: М., 1994. С. 120–33; Многоценная жемчужина. М., 1994. С. 153–71. 191 ... и открылось чрево его ... и даже – реконструкция Дж.Эллиота (См.: Elliott J. – 93. Р. 375). 193 Насмехался над тем, кто никакого зла мне не сделал ... – реконструкция К.Шмидта. Дж. Эллиот от нее отказывается (Elliott J. – 93. Р. 375), В.Шнимельхер приводит с оговоркой (Schneemelcher W. Op. cit. Р. 366). 195 Так восстанавливают событийную канву Б.Пик (Pick В. The Apocryphal Acts. Р. 6) и В.Шнимельхер (Ор. cit. Р. 335). В реконструкции Дж.Эллиота этот эпизод отсутствует. 196 Согласно реконструкциям К. Шмидта и Б. Пика, Павел постился три дня, в течение которых он и его спутники оставались в заточении. 201 Из Тира в Иерусалим Павел направляется согласно реконструкциям К.Шмидта (РР. Р. 119) и Б.Пика (Pick В. The Apocryphal Acts. P. 6). 202 Kasser R. Acta Pauli 1959//RHPR 40, (1960). Р. 45–57. См. также: Hennecke Ed. New Testament Apocrypha, vol. II, Philadelphia, 1965. P. 387–390. 205 «...ибо истинный праздник она...» Уже в 40-е гг. I в. в христианской среде возникла проблема отношения к запретам, предписаниям и праздникам иудеев – какие из них следует соблюдать, а от каких необходимо отказаться (См.: Деян. 15:1–20, 28–29 ; Галат. 15:1–20, 28–29 ). «Большие» «Страсти Петра и Павла» (гл. 1) сохранили сетования римских иудеев по поводу того, что апостолы «дни праздников пустыми буднями сделали». В иудаизме Пятидесятница – второй из трех главных праздников, первоначально отмечалась как день жатвы, позднее – как память о даровании Закона. Христианами она была переосмыслена как праздник сошествия Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Пасхи (см.: Деян. 2:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Несмотря на то что гипотеза об отождествлении Ва.т-Вантит с племенем вятичей, выдвинутая еще Ф. Вестбергом 1316 , поддерживается такими крупными исследователями, как В. Ф. Минорский 1317  и Т. Левицкий 1318 , мне она кажется неубедительной. Во всех текстах ясно указано, что под названием Ва.т и т. д. подразумевается именно город, а не народ или племя. Весьма странно, что арабские авторы IX b. из всех восточнославянских племен и объединений отметили только едва ли не наиболее отсталое, которое даже русская летопись XII b. считала самым слаборазвитым из всех славянских племен 1319 . Гораздо сложнее вопрос со вторым славянским городом, упомянутым в исследуемом источнике. В единственной рукописи труда Ибн Русте его название можно прочесть как Джарваб или Джарват. В единственной же рукописи «Худуд» оно выглядит как Хордаб. У Гардизи мы находим вариант Джарват, у ал-Марвази – что-то вроде Хадрат. Сопоставив эти варианты, можно склониться к давно высказанному мнению, что это название есть не что иное, как искаженное Хорват 1320 . Все варианты написания в сохранившихся текстах позволяют сделать такое отождествление. В варианте «Худуд» третья буква (д) вполне может являться не понятым переписчиком (или компилятором) (в). Точно так же конечная буква (б), вероятно, исковерканное (т). Еще проще объяснить вариант Гардизи, где начальное (дж) – искаженное (х) и т. д. Возможно, что источник имел в виду славянское племя хорват, упоминаемое и в русской летописи 1321 . Быть может, существовал и город с таким же названием, бывший в VIII – IX bb. центром прикарпатского объединения славян. К тому же по нашему источнику этот город был расположен в центре славянской земли, что в общем соответствует месту расселения восточнославянских хорват. В каком отношении «Хорват» нашего источника находится к известным славянским этнонимам ал-Мас’уди, установить пока трудно. Не исключена возможность, что и Ибн Хордадбех взял эту часть рассказа о славянах из общих с ал-Мас’уди источников. Сведения нашего источника об общественном строе славян довольно скудные. Ясно, что информатор или точнее информаторы его интересовались больше особенностями быта славян, акцентируя внимание на всякого рода несвойственных восточному миру явлениях, тех самых, которые несколько позднее, с XI b., стали называться в арабско-персидской литературе «аджаибу» («чудеса», невиданные редкие явления). Все-таки кое-какие сведения можно получить и по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И поэтому сказано: «Ядущие меня – то есть Бытие, Исх 3:14 : «Я есмь Сущий... Сущий послал меня к вам», – еще будут алкать», ибо и потенция к бытию сама по себе нага, и эта потенция есть алкание и жажда самого бытия»] 1317 . Уподобившись материи – субстрату субстанциальной формы, и даже злу, существующему лишь в силу зависимости от благой природы, тварные entia жаждут Esse – божественной Формы, однако обладают и собственными формами, принятыми от вторичных причин, – или, вернее, именно от вторичных причин они принимают определенное «бытие тем или этим» 1318 . Но нельзя забывать, что только Бог сообщает «само бытие», будучи Причиной «бытия как такового» в тварях; все прочие причины, кроме Первой, суть скорее причины становления, ибо их действие прекращается, как только следствия достигают своего совершенства. Хотя следствия «пьют и едят» свои причины, они, однако, не являются истинно алчущими и жаждущими. Например, дом, однажды достигнувший своей формы потому, то «пил и ел» искусство архитектуры, больше ее не желает. Иначе обстоит дело с Первопричиной, которая не прекращает воздействовать на произведенные ею следствия: ведь творения не меньше зависят от Бога в своем бытии, чем в своем становлении 1319 . Можно ли говорить в собственном смысле о жажде, обращенной на вторичные причины? Не обстоит ли дело так, что именно Первая причина выступает в них предметом желания со стороны следствий, которых вторичные причины не сумели бы произвести, если бы не побуждались к тому Богом – Первым Движителем и Первым формальным Актом? Божественная сила, которой действуют непосредственные деятели, производя частное бытие той или иной вещи, представлена в следствиях «более непосредственным, более внутренним» способом, чем любая формальная сопряженность вторичных причин: эта сила есть первый акт и последняя цель для всего, что есть 1320 . «Propter quod ipsa sititur, esuritur, intenditur et appetitur ab omnibus: bibitur quidem, quia in illis, sititur nihilominus, quia extra illa, utpote non comprehensa ab illis» [«Поэтому ее жаждут, алчут, тянутся и стремятся к ней все сущие: они пьют ее, ибо она в них, но и жаждут, ибо она вне их, поскольку не объемлется ими»] 1321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Рис. 377. Предполагаемые ворота между башнями X V и XVI в периболе. Реконструкция И. А. Антоновой, рис. А. Ф. Снежкиной Как удалось уточнить в результате исследований 1957–1958 гг., в IX–X вв. за счет постройки новых башен II–III и куртин 2–4 был существенно обновлен и улучшен западный оборонительный рубеж города, что не только повысило его боеспособность, но и позволило включить в границы городища обширную, незастроенную ничем территорию около 2 га, которую можно было использовать в случае необходимости для эвакуации окрестного сельского населения, пригона его домашнего скота, своза продовольствия, фуража 1316 Это было очередное и самое значительное после VI в. расширение территории Херсонеса в западном направлении. Рис. 378. Карта-схема рельефа Карантинной балки по данным бурения (по И. А. Антоновой) Около угловой, крестовой внутри и прямоугольной снаружи башни I на расстоянии 11 м от линии куртины 1 херсонитами было начато сооружение рва шириной 5 м, вырубленного в скале на глубину до 6,5 м, однако брошенного не законченным тогда, когда его длина достигла 26 м 1317 . Очевидно, трудоемкую работу оказалось невозможно продолжить по причине встретившихся обширных подземных ранневизантийских склепов, один из которых находился особенно близко к соседней башню и мог сыграть для противника роль готового к использованию подкопа (см.: рис. 345. А) 1318 . Еще более вероятно, что надобность во рве отпала в связи с начавшимся строительством новой линии протехисмы от башни III, что перекрыло с запада доступ к этому важному участку обороны. К сожалению, точно датировать время сооружения рва на основании керамических и нумизматических находок (обломков поздней краснолаковой керамики, амфор VIII–X вв., кувшинов с плоскими ручками в его засыпи, единичных монет Анастасия, Юстиниана I, Льва V Армянина, Романа I Лакапина) не представляется возможным: оно могло быть связано и с действиями первых стратигов Херсона, и с подготовкой к отражению нападения князя Владимира, но никак не с временем начального строительства 1 куртины 1319 . Скорее всего, эти работы были заброшены в первой половине X в. Не ранее этого началось сооружение нового отрезка протехисмы от башни III в сторону моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. Христианские памятники Крыма. – С. 185–186. 1060 Хрушкова П. Г. Крещальни древнерусских храмов. К вопросу об истоках. – С. 28–29. Очень похожую форму и размеры обнаруживает позднеантичный одноапсидный баптистерий Археополиса, который тоже имел проход с южной стороны, но располагался особняком (Khroushkova L. G. Les influences romaines dans l’architecture paleochretienne sur le littoral oriental du Pont Euxin//Ecclesiae urbis. Atti del Congresso internazionale di studi sulle chiese di Roma (IV–X secolo), 4–10 settembre 2000, Roma. – Citta del Vaticano, 2002. – P. 1316–1317, fig. 7). 1061 См.: Сорочан С. Б. Византийский Херсон. – Ч. 2. – С. 728–729, рис. 201, VII; 204; с. 736–737, рис. 207; с. 777–782, рис. 229, 230; с. 793–796, 805, 807–808, рис. 236, 237, 248, 249; с. 834–837, рис. 260, Б; 266; с. 858–860, рис. 280; с. 882–883, с. 889–892, рис. 297; с. 895–898, рис. 302, 306, Фиг. Ф (4), В; с.1004–1005, рис. 384. 1062 Lemerle P. Philippes et la Makedonine Orientale a l’epoque chretienne et byzantine. – Paris, 1945. – Vol. 1. – P. 330–331; Photeinakes S. О narthekas ton ekklesion... – S. 10, not. 49. 1066 Серединский Т. О крещении мирском и иноверном//Христианское чтение. – 1869. – Ч. 2. – С. 204; Dufay В. A Propos du bapteme: L’eveque, la ville et la campagne//Actes du XI. Congres international d’archeologie chretienne. Lyon-Aoste, 21–23 sept. 1986. – Rome, 1989. – Vol. 1. – P. 637–638. 1070 К примеру, глубина купелей баптистериев VI–VIII в., открытых в Иордании, колебалась от 0,6 до 1 м. Вообще, писцины начали уменьшаться уже с V в.; встречались экземпляры, которые достигали в высоту 10 см; известно множество небольших купелей глубиной от четверти до полуметра (подр. см.: Ristow S. Fruhchristliche Baptisterien. – Munster, 1998; Michel A. Les eglises d ’epoque byzantine et ummayyade de la Jordanie. Ve–V ille siecle. Typologie architecturale et menagements liturgiques avec catalogue des monuments. – Turnhouut, 2001 (Bibliotheque de l ’Antiquite Tardive.2). 1076 См.: Ristow S.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010