Г. 1212–1216 Глава V. Константин, Великий князь Владимирский и Суздальский. Г. 1216–1219 Глава VI. Великий князь Георгий II Всеволодович. Г. 1219–1224 Глава VII. Состояние России с XI до XIII века Глава VIII. Великий князь Георгий Всеволодович. Г. 1224–1238 Том IV Глава I. Великий князь Ярослав II Всеволодович. Г. 1238–1247 Глава II. Великие князья Святослав Всеволодович, Андрей Ярославич и Александр Невский (один после другого). Г. 1247–1263 Глава III. Великий князь Ярослав Ярославич. Г. 1263–1272 Глава IV. Великий князь Василий Ярославич. Г. 1272–1276. Глава V. Великий князь Димитрий Александрович. Г. 1276–1294. Глава VI. Великий князь Андрей Александрович. Г. 1294–1304. Глава VII. Великий князь Михаил Ярославич. Г. 1304–1319 Глава VIII. Великие князья Георгий Даниилович, Димитрий и Александр Михайловичи (один после другого). Г. 1319–1328 Глава IX. Великий князь Иоанн Даниилович, прозванием Калита. Г. 1328–1340 Глава Х. Великий князь Симеон Иоаннович, прозванный Гордый. Г. 1340–1353 Глава XI. Великий князь Иоанн II Иоаннович. Г. 1353–1359 Глава XII. Великий князь Димитрий Константинович. Г. 1359–1362     Предисловие История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Правители, Законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие. Но и простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ III (II) СИНАИТ Патриарх Александрийский (1276 - ок. 1316). До восшествия на престол А. С. был монахом в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. Из-за политики правивших в Египте мамлюков бóльшую часть своего Патриаршества провел в изгнании. В 1275 или 1276 г. отправился в К-поль, где был принят при дворе императоров Михаила VIII и Андроника II Палеологов . А. С. приобрел большое влияние в церковных кругах Византии и в ходе внутренних разногласий в Церкви оказался в оппозиции к К-польским Патриархам Григорию II и Афанасию I . Выступал против К-польского Патриарха Иоанна XI Векка и политики сближения с Римом. В то же время призывал Церкви, находившиеся за пределами Византийской империи (в т. ч. и Русскую Церковь), не поддерживать К-польский Патриархат в расколе с Римско-католической Церковью. Патриарх Афанасий I конфисковал у А. С. мон-ри, резиденцию и все владения, подаренные ему императором, и ок. 1289 г. отправил его в ссылку на о-в Родос. В период Патриаршества Иоанна XII в К-поле, когда Патриарх Афанасий I был низложен (1293-1303), А. С. вернулся в столицу Византии и сумел восстановить свое положение. В 1294 г. он возглавил визант. посольство в Киликийскую Армению, однако переговоры не состоялись, поскольку корабль с послами был захвачен пиратами. В 1303 г. А. С. выступал против возвращения Афанасия I на Патриарший престол и в 1305 г. вновь отправился в ссылку. После того как А. С. поменял неск. мест в Греции, он поселился во владениях Синайского мон-ря на Крите. Будучи широко образован и владея араб. и греч. языками, А. С. приобрел в К-поле ряд рукописей для Александрийской Патриархии, в т. ч. известный Александрийский кодекс (в наст. время в Британском музее). Лит.: Παπαδπουλος Χ. Ο Αλεξανδρεας Αθανσιος Β (1276-1316)//ΕΕΒΣ. Τ. 6. Σ. 3-13; idem. Ιστορα τς Εκκλησας Αλεξανδρεας. Αλεξνδρεια, 1935. Σ. 564-574; Failler A. Le séjour d " Athanase II d " Alexandrie à Constantinople//REB. T. 35. P. 43-71; PLP, N 413; Skeat T. C. The Codex Sinaiticus and the Codex Alexandrinus. L., 1955. P. 31-33; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви (кон. XI - сер. XV в.). СПб., 19982. С. 273-275. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/76950.html

Как свидетельство он приводил следующие строки из Воскресенской летописи: «Князь великий Дмитрий Александрович пострижеся в чернецы и в схиму на Волоце, тогда же ту и преставися, и везоша его в Переяславль». Дмитрий Александрович был сыном благоверного князя Александра Невского. С 1276 года после смерти своего дяди Василия Ярославовича Дмитрий занял великокняжеский престол. Он был участником постоянных междоусобных войн с родным братом Андреем Городецким. В 1294 году, заручившись помощью отрядов татарского хана Тохты, Андрей Александрович и его союзники разбили войско Дмитрия. Великий князь бежал в Волоколамск, а потом в Псков. Оттуда он попытался вернуться в Тверь, но был захвачен в плен. Дмитрий Александрович был вынужден примириться с братом Андреем на его условиях: он лишался великого княжения, но получал в удел Переславль-Залесский. Однако, как писал историк С. М. Соловьев, Дмитрий не достиг своей «отчины», а умер в Волоколамске в 1294 году по пути в Переславль, перед смертью приняв иноческий постриг в Возмищенском монастыре. Обитель Рождества Богородицы на Возмище была упразднена в 1764 году вместе со многими другими российскими монастырями вследствие реформ Екатерины II. Богородице-Рождественский собор монастыря был обращен в приходскую церковь. Тем не менее, храм этот никогда не закрывался, не считая нескольких лет во время Великой Отечественной войны. Собор Рождества Богородицы является одним из старейших в городе – его главная часть была построена в 1530-1540-е годы, о чем говорят закладные доски на стене западной части храма. С внешней стороны храма в конце 1980-х годов был установлен мозаичный образ преп. Иосифа Волоцкого, а несколько чтимых икон святого находится внутри храма. В Возмищенском приходе почитается также Волоколамская икона Божией Матери – список главной святыни Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря. Оригинал этой иконы хранится сегодня в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков.

http://sobory.ru/article/?object=00396

Окончательно правила выбора нового папы в 1274 г. утвердил II Лионский собор (XIV Вселенский по католическому счету), созванный папой Григорием X (1271–1276). Понтификату папы Григория предшествовал самый длительный в истории католической церкви период sede vacante. В конституции Licet de vitanda не было сказано, как поступать, если не удается собрать требуемое большинство голосов. В результате после смерти Климента IV (1265–1268) 1006 дней продолжались интриги кардиналов, а Святой престол пустовал, пока обозленный народ не запер их в соборе в Витербо, потребовав не выпускать их оттуда, пока они не выберут папу. Поскольку кардиналы не смогли договориться и в таких условиях, люди сняли крышу с собора и посадили выборщиков на хлеб и воду, и только тогда они избрали папой отсутствовавшего льежского архидиакона Теобальдо Висконти, который не был кардиналом и находился в то время в Палестине с крестоносцами. Новый папа Григорий X (1271–1276) был интронизован только 27 марта 1273 г. Лионский собор в 1294 г. определил правила проведения конклава (лат. conclave – запертая комната, от cum clave – с ключом, под ключом), сохранившиеся, с небольшими изменениями, до наших дней. Кардиналы должны собраться на конклав не позднее чем через 10 дней после похорон почившего папы и в том городе, где папа умер, если на этот город не наложен интердикт. Во время конклава кардиналы должны быть полностью изолированы от окружающего мира и лишены, под страхом отлучения, какого бы то ни было личного контакта или возможности переписки с посторонними лицами (двери помещения, где проходит конклав, запираются на ключ – cum clave и могут быть открыты только после избрания нового папы). Пища должна им подаваться через окно. Если в течение трех дней папа не будет избран, рацион кардиналов должен быть уменьшен. После недели бесплодных совещаний выборщики должны будут довольствоваться вином, хлебом и водой. Если кто-либо из кардиналов отказывался участвовать в выборах или уважительные причины вынуждали его покинуть зал конклава, выборы проходили без него (за исключением случаев болезни: если выборщик заболел, после выздоровления он мог продолжить участие в конклаве).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

896 Спорный и нелепый для прежних исследователей вопрос разъяснен проф. Павловым в его исследовании: «Первоначальный славяно-русский номоканон», Казань, 1869. 897 Есть основание полагать, что перевод сделан был просветителем славян св. Мефодием. Павлов, 22–23. 898 По предположению проф. Павлова (стр. 56–57), перевод был сделан при сыне св. Владимира Ярославе I, при котором, как видно из исторических свидетельств, «бывало и преложение книгам с греческого на русский», и который, любя церковные уставы, «собра писце многы и прекладаше от грек» (Макарий, История русской церкви I, прим. 206 на стр. 257). 899 Срезневский (Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках, Сиб. 1871., XLIV, стр. 66) называет эту кормчую устюжскою. 903 См. выше, стр. 296–297. Следует, однако, заметить, что не все содержание сербской кормчей было переводом с греческого: так, например, не были переводом с греческого толкования молитвы: «Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас», молитвы Господней и символа веры , чин примирения с разрешительной молитвой и др. О чине примирения см. Н. Суворова, Следы западно-католического церковного права, стр. 172 и сл. 904 Год написания означен в кормчей, но неясно: . (следующая одна или две буквы изгладились) Князь Дмитрий Александрович (сын Александра Невского) умер в 1294 г., а архиепископ новгородский Климент, рукоположенный в 1276, скончался в 1299 г. 907 Таковы правила соборов двукратного и в церкви св. Софииб второе предисловие к номоканону в 14 титулов, закон моисеев, толкования стиха: «Господи Иисусе Христе» и символа веры , чин исповеди с разрешительной молитвой и др. 908 Представителем его служит, как сказано, ефремовская кормчая, т. е. синодальная, 227. Разница только в том, что большая часть правил в софийском сниске не дописана потому вероятно, что переписчики видели окончания правил в самых толкованиях. См. Павлов, Первон. номок. стр. 76. 910 Так вносилась в кормчии (далеко не во все) грамота патриарха Германа II к киевскому митрополиту Кириллу I-мy о непосвящении рабов в духовный сан и проч. (см. Р. И. Библ. т. VI и замечание А. С. Павлова на стр. 79–80). Относительно других сохранившихся патриарших грамот (см. Р. И. Библ. т. VI, 3, 21, 22), неизвестно, чтобы они помещались в кормчих книгах. Напротив, весьма часто помещались в кормчих ответы константинопольского патриашего синода на вопросы русского (сарайского) епископа Феогноста 1276 г. по поводу разных недоумений относительно совершения богослужения и таинств. См. Р. И. Библ. VI, 12 и статью в „Правосл. Собес. « за 1863 г. ч. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

144 ...бысть преемник престола... Василий Ярославич...– Василий Ярославич был великим князем с 1272 по 1276 г. 145 ...по нем владеша... Димитрий, Андрей и Даниил. – Димитрий Александрович (1250?–1294) стал великим князем Владимирским в 1276 г., в 1281 г. ярлык на великое княжение получил его младший брат Андрей, борьба за великое княжение между Андреем и Димитрием продолжалась вплоть до смерти последнего. После смерти Димитрия Андрей был великим князем Владимирским до своей смерти в 1304 г., ему наследовал Михаил Ярославич Тверской. Младший сын Александра Невского Даниил (1261–1303) великим князем Владимирским не был, а княжил в Москве. 146 ...подобаше сему благоверному князю Михаилу Ярославичу... взыти на великое княжение. – Михаил Ярославич имел преимущественные права на владимирский великокняжеский стол, так как был внуком Ярослава Всеволодича (см. выше), а претендовавший на это же княжение Юрий Данилович Московский (см. далее) лишь его правнуком. 147 ...присутствующу при том и святейшему Петру, митрополиту всея России, 1304 года от Христа... – Петр не мог присутствовать при этом, так как был хиротонисан в митрополиты в 1308 г. Однако это не ошибка автора Жития, а сознательная замена имени митрополита Максима (ум. 6 декабря 1305 г.), которого называют все предшествующие редакции Жития, на более известное и авторитетное имя. 148 ...великаго князя Даниила Александовича старейший сын, емуже имя Георгий... – Юрий Данилович (ум. в 1325 г.) – двоюродный племянник Михаила Ярославича, князь Московский, с 1315 г. великий князь Владимирский. 150 ...срете его святейший Петр митрополит... – Предшествующие редакции Жития и в этом случае называют митрополита Максима (см. выше). 154 ...благословение прием от святителя Божия Петра митрополита... – Петр еще не был митрополитом и не мог благословить князя Михаила (см. выше). 164 Кто есмь аз... у сих бо подобает мамоною неправды куковати небо. – Эти размышления Михаила Ярославича имеют в своем основании библейские противопоставления бедности и богатства, коими полна, например, Книга притчей Соломоновых (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорий (Николай Миткевич; 1807–1881) – церк. писатель, ректор Казанской Духовной Академии, затем архиепископ Калужский Григорий Турский (ок. 540 – ок. 594) – епископ г. Тура (в Галии) с 573, автор «Истории франков» Григорий – дьякон Новгородский, переведший и записавший в 1056–1057 Евангелие для Новгородского посадника Остромира Гримм, братья: Якоб (1785–1863), Вильгельм (1786–1859) – нем. филологи, основатели филологической школы Гротефенд Георг Фридрих (1775–1853) – нем. филолог, заложивший основы дешифровки др.-перс. клинописи Гумбольдт Фридрих Вильгельм фон (1767–1835) – прус. лингвист и гос. деятель Гус Ян (1371–1415) – лидер религиозно-национального движения чеш. народа Гюльман Карл-Дитрих (1765–1846) – нем. историк Даниил Александрович (1261–1303) – мл. сын Александра Невского, князь Московский с 1276, причислен Церковью к лику святых Даниил (до 1492–1547) – рус. митрополит в 1522–39, публицист, глава иосифлян, боровшийся с нестяжателями и еретиками Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – рус. философ, публицист и социолог, идеолог панславизма Дарий – имя нескольких царей др.-перс. династии (V–II в. до н. э.), наиболее известен Дарий I (522–486 до н. э.) Дацибал (Децибал) (к. I – н. II в.) – последний выдающийся царь даков, разбитый во II-oй дакской войне легионерами Траяна Девар – нем. философ Дегинь Жозеф (1721–1800) – фр. историк-ориенталист Дедрик (Дедре) Пьер – французский архитектор и археолог Декарт Рене (1596–1650) – фр. философ, физик, математик Джемшид – др.-перс. царь, основатель (по Зендавесте) культуры и религии Диоскер (?–454) – патриарх Александрийский, защитник еретика Евтихия, участник монофизитской смуты Дитрих Бернский – герой германских сказаний (в реальности – Теодорих; ок. 454–526), король ост-готов Дмитрий Александрович (1250–1294) – сын Александра Невского, великий князь Владимирский (с 1276) Дмитрий Донской (1350–1389) – великий князь Московский (1359) и Владимирский (1362) Добрыня (X в.) – воевода Владимира I Святого, посадник Новгородский

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

«Древность списков и языка указывает на древнего сочинителя поучения, а тон поучения показывает в учителе митрополита. Итак, по содержанию и языку надобно признать за несомненное, что великий князь Василий, которому предлагается поучение, есть сын благоверного князя Александра Невского, а сочинитель поучения – митрополит Кирилл» (с. 58). Действительно, списки Мерила Праведного восходят к XV и XIV в., и по языку поучение может быть относимо к XIV или даже к XIII в., хотя отнюдь не дальше последней половины и даже четверти, потому что в поучении приводятся известные слова из Правила митрополита Кирилла II: «Не разсея ли ны Бог по лицу всея земли? Не взята ли Быша грады наши...» и прочее 2955 . Но, во-первых, в тоне поучения решительно нет ничего, что приличествовало бы только митрополиту, а не епископу и вообще всякому лицу духовному, в чем легко убедиться, так как большая часть поучения напечатана у Розенкампфа 2956 . Во-вторых, сын святого Александра Невского Василий никогда не был великим князем; а из великих князей в последней половине XIII и в XIV в. носили это имя Василий Ярославич (1272–1276), современник митрополита Кирилла II, и Василий Дмитриевич (1386–1425); чтобы поучение было писано к первому, а не ко второму, и если к первому, то именно митрополитом Кириллом, а не другим кем-либо, например Серапионом, епископом Владимирским (1274–1275), – на это нет никаких доказательств. В-третьих, может быть, поучение написано первоначально к великому князю не Василию, а Димитрию, и первое имя поставлено вместо последнего уже позднейшим переписчиком, потому что в некоторых списках действительно стоит имя Димитрия 2957 . Но великих князей с этим именем к концу XIII и в XIV в. было четверо: Димитрий Александрович (1276–1294), Димитрий Михайлович (ок. 1325), Димитрий Константинович (1359–1362) и Димитрий Иоаннович Донской (1363–1389), чем доказать, что поучение писано к первому, а не к последнему, или не ко второму, и третьему? В-четвертых, вероятно, что и имя Димитрия вставлено в поучение переписчиком, тогда как имя великого князя, которому адресовано было поучение самим сочинителем, нам неизвестно, потому что в некоторых списках стоит имя князя Михаила, в иных – князя Владимира, и еще в некоторых имя князя выскоблено 2958 . Наконец, можно еще сомневаться в русском происхождении всего поучения: две-три русские вставки в него еще ничего не доказывают, когда известно, что такие вставки у нас делывались нередко в чужие сочинения. Итак, нет основания признать не только за несомненное, но даже за вероятное, что это поучение принадлежит митрополиту Кириллу II. В поучении приводятся известные слова из Правила митрополита Кирилла о татарском иге. Но разве не мог привесть их другой писатель, как и приводятся они в одном из поучений Владимирского епископа Серапиона, хотя не буквально 2959 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Усиление роли кардиналов в системе высшей власти католич. Церкви, а также их относительная немногочисленность (не более 20 чел.) привели к тому, что при соблюдении всех условий, в т. ч. наличия квалифицированного большинства голосов, процедура выборов папы Римского постоянно затягивалась. Так, после смерти папы Римского Климента IV кардиналы, собравшиеся в г. Витербо (Лацио, Италия), где скончался папа и находилась папская курия, не могли прийти к согласию более 2 лет (с нояб. 1268 по сент. 1271). Согласно легенде, рассерженные горожане потребовали от кардиналов скорейшего избрания папы Римского, для чего заперли их в зале папского дворца, над к-рым была разобрана крыша, а городские власти сократили рацион питания кардиналов до хлеба и воды. Избранный в результате папа Римский Григорий Х выпустил 7 июля 1274 г. конституцию «Ubi majus periculum», утвержденную Лионским II Собором , к-рой определялся порядок проведения выборов папы и исключалась возможность длительной вакации Папского престола. Конституцией были установлены нормы, согласно к-рым консистория Коллегии кардиналов для избрания Римского папы должна проводиться в закрытом помещении, где кардиналы изолируются от контактов с внешним миром, проживают в стесненных условиях, в случае замедления выборов сокращается их рацион питания. На время проведения папских выборов кардиналам приостанавливались выплаты доходов с бенефициев, им запрещалось заниматься к.-л. иными делами, кроме участия в выборах. Строгие правила проведения К. вызывали недовольство у части кардиналов. В 1276 г. папа Римский Адриан V временно приостановил действие конституции «Ubi majus periculum», а папа Римский Иоанн XXI выпустил буллу «Licet felicis recordationis» (30 сент. 1276), отменявшую правила К., но не успел утвердить новый порядок проведения папских выборов. В сент. 1294 г. папа Римский Целестин V восстановил действие правил конституции «Ubi majus periculum», окончательно утвердив закрытый порядок избрания Римского епископа. В 1298 г. папа Римский Бонифаций VIII включил конституцию «Ubi majus periculum» в свод декретального права «Liber Sextus» (см.

http://pravenc.ru/text/1841930.html

Святитель Антоний, епископ Новгородский Блгв. кн. Феодор Новгородский Преподобный Акиндин, игумен Печерский, в Дальних пещерах Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович Владимирский Мученик блгв. кн. Василий (Василько) Ростовский Преподобный Ефрем Смоленский Мученик Меркурий Смоленский Преподобный Памво (затворник), иеромонах Печерскии, в Дальних пещерах Ярослав II Всеволодович (1238 – 1246) Священномученик Лукиан Печерскии, в Дальних пещерах Ок. 1243 Преподобномученица Евпраксия Псковская Блгв. кн. Феодосия Владимирская, в иночестве Евфросиния Мученик и исповедник блгв. кн. Михаил Черниговский Мученик и исповедник Феодор Черниговский, болярин блгв. кн. Михаила Черниговского Блгв. кн. Василий Ярославский Андрей II Ярославич (1249 – 1252) Преподобная Евфросиния Суздальская Преподобномученик Елисей Лавришевский Ок. 1250 Блгв. кн. Святослав (Гавриил) Юрьевский Св. Александр Ярославич Невский (1252 – 1263) Блгв. кн. Константин Ярославский Преподобный Авраамий трудолюбивый, Печерскии, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Ксенофонт Робейский Блгв. вея. кн. Александр Невский Мученик блгв. кн. Роман Рязанский Ярослав III Ярославич (1263 &ndandash; 1271) Святитель Серапион, епископ Владимирский Василий I Ярославич (1272 – 1276) Преподобный Киприан Устюжский Преподобная Харитина Новгородская Димитрий I Александрович (12761294) и в Переяславле Блгв. кн. Роман Угличский Святитель Игнатий, епископ Ростовский Святитель Симеон, епископ Полоцкий, Тверской Блгв. Петр, царевич Ордынский Святитель Василий, епископ Рязанский Андрей III Александрович (1294 – 1304) Блгв. кн. Феодор Ярославский Блгв. кн. Довмонт-Тимофей Псковский Преподобномученик Василий, игумен Мирожский Преподобномученик Иоасаф, игумен Снетногорский Блгв. кн. Владимир Ржевский Блгв. кн. Агриппина Ржевская Блгв. кн. Олег Брянский Преподобный Лука (эконом), Печерскии Преподобный Мардарий (затворник), Печерскии Преподобный Константин Косинский, Старорусский Преподобный Косма Косинский, Старорусский Преподобный Савва (богоугодник), Печерскии, в Ближних пещерах

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010