Сокращение христианского населения Палестины привело к тому, что на место монахов арабского происхождения приходили, во все большем числе, иноки с Балкан и Кавказа. В результате монастыри теряли свой арабский характер и «отрывались» от местной почвы. 219 Вообще, ближневосточное монашество мамлюкской эпохи отличалось исключительной этнической пестротой. Мы видим здесь некий греко-арабо-грузино-славянский симбиоз, наиболее полно представленный в Синайском монастыре св. Екатерины. Синайскими монахами были созданы десятки и сотни греческих и арабских рукописей, в колофонах которых фигурируют арабы – выходцы из Египта, Палестины, Заиорданья, Сирии, а также греки из Малой Азии, Архипелага и других регионов. 220 Самый известный из монахов св. Екатерины в мамлюкскую эпоху – Григорий Синаит (1275–1346), грек из-под Смирны, один из основоположников византийского исихазма. 221 Среди синайской братии известны компактные группы сербских и грузинских монахов. 222 Монастыри Иудейской пустыни имели такой же «интернациональный» характер. При этом арабский элемент в среде палестинского монашества заметно слабеет. На фоне единственной известной нам арабской рукописи из Мар Сабы (1247 г.) сохранилось 11 греческих рукописей XIII–XV вв., переписанных саввинскими монахами, и пространный колофон, написанный по-гречески игуменом Мар Сабы Иоанникием в 1334 г. Были даже греческие поэты-богословы, жившие в лавре на рубеже XIII–XIV вв., в том числе, возможно, Нил, автор стихотворных диптихов Иерусалимской церкви. Наряду с этим, в «Хождении» Саввы Сербского среди Саввинской братии упоминаются отдельные группы грузинских и русских монахов. 223 На основании сохранившихся рукописей XIII–XIV вв. из монастыря Иоанна Богослова, можно сделать вывод о смешанном, греко-арабском составе его обитателей. 224 Из всех монахов иностранного происхождения в Св. земле в айюбидско-мамлюкский период наиболее заметна грузинская колония. Мамлюкская верхушка, имевшая, в значительной степени, кавказское происхождение, была заинтересована в поддержании дружественных отношений с Грузией, откуда поступал основной поток невольников для пополнения мамлюкского войска. Кроме того, Грузия XII–XIII вв. представляла собой достаточно серьезную военную силу, с которой приходилось считаться государствам Передней Азии. Грузинские цари активно покровительствовали палестинскому православию, жертвовали большие суммы на грузинские монастыри и паломническую инфраструктуру Св. земли. По свидетельству начала XIII века, пышные караваны грузинских паломников беспошлинно пропускались в Иерусалим мусульманскими властями. 225

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учение о святости и исихии («покое» или «безмолвии») разрабатывалось и практически развивалось прежде всего в монастырях. В конце XIII в. исихазм переживает расцвет благодаря деятельности Григория Синаита (1275–1346), основавшего монастырь на болгарско-византийском пограничье, откуда движение исихастов распространилось на Афон и другие обители. Сложность представляет собой вопрос о становлении психосоматической техники: определенное положение тела, ритм молитвы, задержка дыхания, фиксация «ума» вместе со взглядом на сердце или на «центре живота» (пупе), откуда произошел термин омфалопсихия («пупоумие»), введенный в оборот критиками исихастов, и др., – которые рекомендовались исихастскими трактатами XIII в. в качестве технической стороны, вспомогательного приема умной молитвы. Думают, что эти техники родились не ранее XIII в., но есть также мнения, что уже в VII в. Иоанн Лествичник в монастыре св. Екатерины на Синае был знаком с некоторыми аспектами этого учения (на основании фрагмента из Лествщы: «Память Иисусова да соединится с дыханием твоим»). Их цель – помочь молящемуся сохранить концентрацию внимания, внутреннее сосредоточение. Исихазм становится важной частью «византийского возрождения», начавшегося в XIII в., которое, со своей стороны, стимулировало соединение монашеского делания с социальной активностью. Ряд константинопольских патриархов прошел школу исихазма, практику умной молитвы, но они были не строгими пустынниками на патриаршем престоле, их характеризовала приверженность к социальной справедливости, церковной дисциплине, единству Церкви и ее развитию (например, в плане возрождения обрядовой духовности и литургического богословия, для чего много сделали, например, исихасты Феолипт, митрополит Филадельфийский, и Вселенский патриарх Филофей Коккин). 4. «Паламитские споры» Как отмечается в литературе, исихастские (или паламитские) споры, начавшиеся в последние годы правления Андроника III (1328–1341), стали важнейшим богословским событием поздневизантийского периода, хотя и не способствовали укреплению единства византийской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Формулирование метода духовной практики исихазма берет свое начало с «Лествицы» прп. Иоанна Синайского (VI–VII вв.), и далее восходит к трудам свт. Григория Нисского , Евагрия Понтийского 117 , свт. Иоанна Златоуста 118 . В VI в., после осуждения Оригена и Евагрия Понтийского на V Вселенском соборе, понятие монаха-исихаста (т.е. отшельника, живущего отдельно от общежительного монастыря) становится общеизвестным и даже фиксируется юридически в новелле V (глава 3) имп. Юстиниана 119 . На основании канона и жития прп. Петра Афонского наличие исихастской монашеской практики отмечается в IX и X вв. и на Афоне 120 . Мысль о новизне исихазма и его появлении на Афоне в XIV в. прот. И. Мейендорф связывает с появлением жития прп. Григория Синаита (ок.1275–1346? 121 ), автором которого был константинопольский патриарх Каллист 122 . В житии Каллист упоминает, что прп. Григорий не встретил на Афоне наставников исихии и самостоятельно усвоил эту практику. То, что прп. Григорий таким образом создал новую духовную традицию на Святой горе, прот. И. Мейендорф считает литературным приемом, «агиографическим клише», а не отражением исторической реальности 123 . Очевидно, прп. Григорий стал не основателем, а возродителем традиции исихазма на Афоне 124 . Именно в этот период, XIII – XIV вв., в монашеской среде был засвидетельствован психосоматический метод молитвенной практики, сердцем которой являлось имя Господа Иисуса Христа, повторявшееся постоянно с разными словесными сочетаниями. И хотя понятия «Иисусовой молитвы», непрестанной молитвы, прилепления молитвы к дыханию были известны задолго до этого, вероятно, увеличение значимости этих трех элементов в монашестве в рассматриваемый период привели к фиксации исихазма как уже нового явления с психосоматическим компонентом 125 . Споры о способе молитвы исихастов начались еще при жизни прп. Григория Синаита , но сам он не принимал в них участия, а мирно распространял данную молитвенную практику, писал для своих учеников и погружался в «мысленный рай» своих молитвенных созерцаний 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

эпохи. М., 2012. С. 389-403; Bingaman B., Nassif B., ed. The Philokalia: A Classic Text of Orthodox Spirituality. N. Y.; Oxf., 2012; Kontouma V. La «Philocalie des saints neptiques»: Un bilan//Annuaire de l " École pratique des hautes études. Sciences religieuses. 2012. T. 119. P. 192-205; eadem. The «Philokalia»//The Orthodox Christian World/Ed. A Casiday. L.; N. Y., 2012. P. 453-465; Петров В., прот. «Удовлетворение правде Божией» в «Руководстве к исповеди» прп. Никодима Святогорца//ХЧ. 2016. 6. С. 43-66; он же. «Слово душеполезное» прп. Никодима Святогорца: Текстол.-богосл. анализ//Там же. 2017. 5. С. 19-32; Deun P., van. Encore une philocalie avant la lettre: Le Skiathos «Μον το Εαγγελισμο». 10//Da Teognosto alla «Filocalia» (XIII-XVIII sec.). Bari, 2016. P. 163-198. О. А. Родионов Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

аббаты Клюни регулярно выполняли функции папских посланников и посредников в церковных и политических конфликтах. В период Великой схизмы (1378-1417) назначенный антипапой Урбаном VI аббат Жан II де Дама-Козан (1383-1400) издал 154 статута (Ibid. P. 146-165). Пользуясь сложной церковно-политической обстановкой, монахи Клюни сместили его и избрали Раймона II де Кадоэна (1400-1416), занимавшего пост великого приора. В этот период мон-рем управлял его помощник Робер де Шодсоль (в 1416-1423 аббат Робер I), к-рый представлял К. к. на Соборе в Пизе (1409) и на Констанцском Соборе (1414-1418). В XIII-XIV вв. руководство К. к. уделяло меньше внимания мон-рям, расположенным за пределами Франции. Укрепляя отношения с франц. королями, клюнийцы все реже прибегали к покровительству герм. императоров и монархов Англии и Испании. При аббате Иве I де Вержи (1257-1275) в Париже был основан коллеж Клюни, в к-ром жили монахи, обучавшиеся в Парижском ун-те; с XIV в. клюнийские аббаты имели в городе собственную резиденцию (в наст. время Музей Клюни - Нац. музей средневековья). В 40-х гг. XIV в. в состав К. к. входили 324 мон-ря с 3372 монахами и монахинями, распределенные между 10 провинциями (Лион, Франция, Прованс, Пуату, Гасконь, Овернь, Германия, Ломбардия, Испания, Англия), самыми крупными из них были Франция (500 монахов и 25 монахинь), Лион (466 монахов) и Англия (450 монахов). В XV в. начался распад К. к.: кастильские мон-ри вошли в состав Вальядолидской конгрегации, основанной в 1390 г. кор. Хуаном I. Многие франц. мон-ри переживали упадок из-за эпидемии чумы (1346-1353) и Столетней войны (1337-1453). Конфликт Франции и Англии был причиной отделения англ. мон-рей; в 1480 г. получил самостоятельность крупнейший в Англии клюнийский приорат Льюис ( Калмыкова Е. В. Французское духовенство и иностранные приораты в средневековой Англии//СВ. 2014. Вып. 75 (3-4). С. 98-133). Попытку реформировать К. к. по образцу бенедиктинской конгрегации св. Витона (названа по аббатству Сен-Ван в Вердене), основанной в 1604 г., предпринял Людовик Лотарингский (аббат Клюни в 1612-1621, кардинал с 1615), сын герц.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Номены сферы собственности, составляющие 121 единицу, используются с 32й по 1392ю строку, причем размещаются в энхиридии более или менее равномерно: на первую треть текста (470 строк) приходится 36, на вторую – 40 и на последнюю треть – 45 номенов. Они неравноценны – есть малозначащие, но имеются также номены удивительно емкой и доказательной силы. Особого внимания, например, заслуживают строки 1346–1350, в которых дается классификация вещей с подразделением их на «частные» и «государственные» (стк. 1349), из которых первые находятся в индивидуальном владении, а вторые – в общем владении (стк. 1350). Подобные источниковые данные в какой-то мере можно привлекать при рассмотрении вопроса о том, была ли Византия классической страной частной собственности или олицетворением верховной собственности государства на землю. 458 К сожалению, в данном случае при перечислении «некоторых из вещей», разделенных на две выразительные группы, упомянуты лишь «священные обряды, надгробные памятники, двери и стены» (стк. 1347), а неземельная собственность. Имущество, обозначаемое по-гречески разными номенами (стк. 1284, 1334), может включать либо какую-то часть (стк. 225), либо весь объем имущества (стк. 1296, 1319). Рельефно противополагаются, с одной стороны, чужие вещи (стк. 166, 512, 699, 877, 1119, 1194, 1195), чужое имущество (стк. 305), чужая земля (стк. 1165) и, с другой, – свое имущество (стк.748, 1255, 1319), собственные вещи (стк 865, 1211). Различаются как вещи в общем владении (стк. 171), земля в общем владении (стк. 351), общее имущество (стк. 764), так и вещи в индивидуальном владении (стк. 1350). Вещи подразделяются на частные (стк. 1349–1350) и государственные (стк.1349–1350), телесные (стк. 1120) и бестелесные (стк. 80, 1120). Имущество бывает движимым (стк. 287, 767, 1119) и недвижимым (стк. 225, 286, 727, 750, 884, 886, 1369). Упоминаются ворованные вещи (стк. 1275) и фамильное имущество (стк. 765). По количеству имущества противопоставляются состоятельные, или эфпоры (стк. 326, 429, 431), и неимущие, или апоры (стк. 328, 429, 431, 867, 1283). Упоминаются совершенно неимущие, или апоротаты (стк. 866), те, кто победнее (стк. 935), бедняки, или пениты (стк. 938), и бедные женщины, или фливии (стк. 1302).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Митра. Вклад царя Михаила Федоровича Романова. Москва. 1642 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Митра. Вклад царя Михаила Федоровича Романова. Москва. 1642 г. (мон-рь вмц. Екатерины) На основании сообщений паломников и анализа рукописей и документов Е. в. м. можно сделать некоторые выводы о численности и об этническом составе монахов. Основную массу синайской братии в этот период составляли арабы и греки. Нек-рыми епископами были составлены сочинения богослужебного и эпистолярного характера на араб. языке. Синайскими монахами было собрано огромное количество разноязычных рукописей. В монастырской б-ке насчитывается ок. 750 араб. манускриптов. Интенсивность араб. книгописания слабеет только в XV в. В колофонах фигурируют имена синайских монахов - выходцев из Египта, Палестины, Заиорданья (особенно из г. Эш-Шаубак), Сирии. Наряду с этим в монастыре сохранилось 376 сироязычных кодексов, создание основного числа к-рых приходится на XIII в. Уникально по богатству и многообразию собрание греч. рукописей мон-ря (более 3150), в т. ч. украшенных миниатюрами. В источниках упоминаются греч. монахи Е. в. м.- уроженцы М. Азии, островов Эгейского м. и др. регионов. Несомненно греч. происхождение ряда епископов XIV-XV вв. Самый знаменитый из монахов Е. в. м., живших в мамлюкскую эпоху,- прп. Григорий Синаит (ок. 1275-1346(?)), грек из-под Смирны, один из ведущих деятелей визант. исихазма, провел в мон-ре ок. 10 лет. На примере биографии прп. Григория Синаита и ряда др. синайских монахов видно тесное взаимодействие Синая с правосл. культурами Балкан и Ближ. Востока. Нек-рое время в Е. в. м. подвизался свт. Филофей Коккин (впосл. патриарх К-польский). В Е. в. м. сохранялось груз. присутствие. Среди синайской братии встречались также выходцы из юж. славян. Серб. короли кон. XIII - нач. XIV в. Стефан Драгутин, Стефан Урош II и Стефан Урош III посылали в Е. в. м. пожертвования. На средства кор. Стефана Милутина в Е. в. м. была построена ц. во имя первомч. Стефана. В 1234 г., во время второго путешествия по св. местам Ближ. Востока, Е. в. м. посетил свт. Савва, архиеп. Сербский, к-рый прожил в обители на протяжении всего Великого поста и сделал богатые пожертвования ( Дoмehmujah. Живот светога Саве. Београд, 2001. С. 372-374, 386-388, 392-394, 496-498). Иаков, митр. Серрский, сделавший в 1360 г. вклад в мон-рь (см. в разд. «Библиотека Е. в. м.: Славянские рукописи»), снабдил вкладную запись прочувствованными стихами, восхваляющими Синай ( Записи. Т. 1. 116). В XV в. пожертвования в мон-рь делали боснийские правители (в т. ч. Стефан Вукчич, титуловавший себя «герцог от святого Саввы»), претендовавшие на преемственность от династии Неманичей ( Jupeчek К. Ucmopuja Срба. Београд, 19782. 1. С. 372).

http://pravenc.ru/text/189637.html

Пастырь с овцами. Фрагмент композиции «Рождество Христово» росписи ц. Благовещения Пресв. Богородицы. Ок. 1275 г. Пастырь с овцами. Фрагмент композиции «Рождество Христово» росписи ц. Благовещения Пресв. Богородицы. Ок. 1275 г. Очевидно, образцом для художников, расписавших ок. 1275 г. градацкий храм, были росписи ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница (1208–1209): одинаковы пространственное расположение главных тем евангельского цикла и золотой фон фресок, имитирующий мозаику. Однако в стиле живописи Г. ни заказчица, ни работавшие для нее мастера не стремились к воспроизведению образцов нач. XIII в. Самый близкий аналог этих росписей —фрески ц. Св. Троицы в мон-ре Сопочани (ок. 1265). Впечатление более высокого уровня исполнения росписи в Сопочани по сравнению с Г., возможно, усилено плохой сохранностью последних. В целом же живопись Г. принадлежит к лучшим произведениям серб. и визант. искусства 2-й пол. XIII в. В ней появился ряд новых иконографических тем, обусловленных литургическим влиянием: в алтаре — композиция «Служба святых отцов», расположенная в 2 яруса, в конхе диаконника — «Христос во гробе», а в конхе жертвенника — оплакивающая Его Богородица — тема, связанная с Плачем Богородицы над Христом из повечерия Великой пятницы. В куполе, как обычно, были изображены пророки с развернутыми свитками в руках, в парусах — евангелисты, а на стенах наоса — сцены Великих праздников. Между ними на сев. стене — «Успение Богородицы», на южной — «Рождество Христово». Эти соотнесенные друг с другом композиции имеют достаточно редкое размещение — в люнетах под куполом. Обширная иконография «Рождество Христово» мн. деталями, связанными, напр., с сюжетом «Поклонение волхвов» и др., напоминает иконы или миниатюры XII в. и, несомненно, сформировалась под влиянием литургии (см.: Maguire H. The Art of Comparing in Byzantium//The Art Bulletin. N. Y., 1988. Vol. 70. P. 88–103). В зап. части наоса, где находится погребение кор. Елены, размещены: на зап. стене — «Распятие Христово», на ближайшей арке — Этимасия и херувимы.

http://pravenc.ru/text/590597.html

Так, митрополит Кирилл II на соборе 1274 г. в особом поучений наставлял пастырей учить свои паствы, в себе самом показывая им пример учительства: “Вас, — говорил Кирилл, поставил Бог пастырями и сторожами словесных овец своих, блюдите порученных вам людей, как научить их и представить непорочными на суд пред Богом, разумейте, как учить людей духовных.” Первый Московский митрополит св. Петр в своем окружном послании напоминает пастырям о важности их сана и необходимости выполнять обязанности и к себе и к пастве. “Будьте, дети, в дому Божьем, как маслина плодовитая… Упражняйтесь, дети, в чтении св. книг и в учении день и ночь.” Митрополит Алексей в своем окружном послании, прежде всего, указывает на свою обязанность учить. ”Дети, я должен вас учить и пасти порученную мне паству.” В другом послании (к пастырям Новгородской епархии) св. Алексей обязывает “иереев учить своих духовных детей страху Божию.” Митрополит Фотий и другие митрополиты рассылали грамоты духовенству с увещанием учить народ. Сознавая необходимость проповеди, пастыри действительно проповедовали. На это указывают свидетельства древних летописцев. Так многие из архиереев заслужили от летописцев похвалу, как пастыри-учители. Например, о Кирилле, еп. Владимирском, говорится в летописи: “Не отста Кирилл ничем же от прочих епископов, следуя нравам их и учению.” Говоря о смерти Кирилла, летописец прилагает к нему эпитет “учительный.” О Симеоне Тверском известно из летописи, что он “бяше учителен в книгах Божественного Писания.” То же говорится в летописи и о св. Серапионе, епископе Владимирском. Да и сам св. Серапион в своих поучениях свидетельствует о своих проповеднических трудах: “многажды глаголах вам,” и т.д. Таким образом, даже в суровое время монгольского нашествия на Руси не прерывалась традиция живой проповеди. Св. Серапион, епископ Владимирский (1274–1275 гг.) Сведений о епископе Серапионе сохранилось немного. Известно, что до 1274 г. он был архимандритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 по 1275 г. епископом Владимирским. На Владимирскую кафедру св. Серапион был поставлен по инициативе митрополита Кирилла II, высокообразованного иерарха, принимавшего участие в составлении “Летописца Даниила Галицкого” и жития бл. князя Александра Невского. И еп. Серапион, и митр. Кирилл II относятся к кругу тех деятелей XIII в., которые осуществляли связь духовных и культурных традиций Юго-Западной Руси с Русью Северо-восточной. Под 1275 г. летописи говорят уже о смерти святителя Серапиона; называя его “зело учительным и сильным в Божественном Писании.”

http://azbyka.ru/propovedi/istoriya-prop...

Вместе с тем, понимая, что продолжение униальной церковной политики и рецепирование Лионских решений может привести к бунту в столице, василевс решил сыграть на временных проволочках и мелких уступках, не отдавая Риму главного – независимости Восточной церкви. Лионская уния стала величайшей дипломатической победой Михаила VIII Палеолога, хотя его позиция прочно основывалась на той линии отношений с Римской церковью, которую проводили еще блистательные Ласкариды 350 . Зато Лионские соглашения стали крахом надежд Сицилийского короля. Дела Анжуйца шли далеко не так успешно, как бы ему хотелось. В октябре 1274 г. его войска потерпели урон в войне с Генуей, а положение в Пьемонте становилось совершенно плачевным. Осенью 1275 г. сенешаль сицилийца Филипп Лагонесс был разбит итальянцами и вынужденно отступил – после этого из владений Карла Анжуйского в Пьемонте остались только три изолированных небольших города. Кроме всего прочего, Карлу пришлось молча взирать на то, как византийцы, пользуясь тем, что папа запретил сицилийцам воевать с ними, деятельно принялись отвоевывать Албанию и Балканы от сербов, болгар и венгров. Византийский император прекрасно понимал, что без военных успехов его церковная политика обречена на поражение, а вместе с ней и он сам. Поэтому, едва его посланники вернулись из Лиона, Михаил VIII направил в Албанию свои войска, захватив город Берат и морской порт Бутринто. Весной 1275 г. византийская армия, состоявшая в основном из наемников-половцев, потерпела сокрушительное поражение при Навпатрасе от латинян, когда собиралась сокрушить Эпирского деспота. Зато через несколько дней византийские корабли под командованием Алексея Филантропесса у берегов Деметрии разгромили в упорной битве объединенный венецианский и ломбардийский флот. Эта победа открывала для византийцев Эгейское море, и взволнованные венецианцы поспешили заключить мирный договор с Константинополем сроком на 2 года. А в конце 1275 г. византийцы разбили в Пелопоннесе войска союзника Карла Анжуйского Гильома I де ла Роша – младшего брата герцога Афинского Жана I дела Роша (1263–1280), что позволило Константинополю укрепить свое влияние в Лаконии, на юго-востоке полуострова. В 1276 г. картина в точности повторилась: Михаил VIII Палеолог вновь направил армию в Центральную Грецию, где византийцы потерпели очередное поражение, но летом того же года их флот опять разгромил итальянцев 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010