Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ГРИГОРИЙ V (Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746 - 1821), патр. К-польский, сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.) ГРИГОРИЙ III Григорий III , католикос Картли (Мцхетский) (ок. 802-814), предстоятель Грузинской Православной Церкви ГРИГОРИЙ II (Лорткипанидзе Григол; 2-я пол. XVII в.- 1742, Зап. Грузия), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1696-1742) ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы ГРИГОРИЙ АСВЕСТА митр. Сиракузский (843-852 или 853; 858-867; 877-878/9), митр. Никейский (878/9-879/80); визант. церковный и политический деятель ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ см. Грузинская Православная Церковь. Часть I, Грузинская Православная Церковь. Часть II, Грузинская Православная Церковь. Часть III ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) ГУМЕНИССЫ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Гуменисской, Аксиупольской и Поликастрской митрополии Элладской Православной Церкви ГУРА-МОТРУЛУЙ муж. мон-рь в архиепископии Крайова, принадлежит Олтенийской митрополии Румынской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121368_17.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Геннадий. Роспись трапезной мон-ря Ватопед. 1786 г. [греч. Γεννδιος] (XV в.), прп., Ватопедский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 17 нояб.). Стал известен в связи с чудом от иконы Божией Матери Элеовритиссы (т. е. Елееточивой) в мон-ре Ватопед . Икона находилась в монастырской кладовой (дохиарной). Однажды, когда нехватка масла в мон-ре была настолько велика, что его недоставало даже на нужды церкви, игумен, уповая на помощь Богородицы, послал дохиара (келаря) Г. за последним сосудом, чтобы дать масло в пищу братии. Г. пребывал в смущении, т. к. хотел оставить это масло для лампад. Придя в кладовую, он обнаружил сосуд, наполненный маслом, к-рое переливалось через край и уже достигло двери. Исследователи отождествляют дохиара Г. с иером. Геннадием, упоминаемым с 1415 г., впосл. проигуменом Ватопеда, при к-ром в янв. 1449 г. мон-рь был преобразован из особножительного в общежительный (киновиальный) ( Χρυσοχοδης. Σ. 62). Изображение Г. представлено в росписи монастырской трапезной (1786). Ист.: Афонский патерик. Ч. 2. С. 397. Лит.: Вышний Покров над Афоном. М., 1902. Серг. П., 1997р. С. 77-78; Χρυσοχοδης Κ. Απ τν Οθωμανικ κατκτηση ς τν 20 ανα//Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου: Παρδοση, στορα, τχνη. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1996. T. 1. Σ. 61-62; Μαντζαρδης Γ. Θαυματουργς εκνες κα γα λεψανα//Ibid. T. 1. Σ. 120. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)

http://pravenc.ru/text/162060.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые отцы и учители Церкви. Церковные писатели. Церковные писатели сер. IX - сер. XV вв. ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДАВИД АУГСБУРГСКИЙ Давид Аугсбургский (ок. 1200 или 1210 - 1272, там же), нем. францисканец, автор мистико-аскетических сочинений ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.) ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ИОАНН митр. Клавдиополя (ныне Болу, Турция) (рубеж XI и XII вв.), автор антилат. полемического соч. «Слово об опресноках» ИОАНН МТБЕВАРИ [Мацкверели], еп. Тбетский, затем Ацкурский (не позже 995) , гимнограф, церковный писатель, переводчик МАКАРИЙ МАКРИС (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.), визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора МИХАИЛ СИРИЕЦ [Михаил I; Михаил Великий] (1126-1199), патриарх Антиохийский (с 1166), глава Сирийской яковитской Церкви, церковный писатель и летописец

http://pravenc.ru/rubrics/365859.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Триадология (Учение о Св. Троице) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КАТОЛИЦИЗМ совокупность догматических, канонических, литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня) КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы КОНГАР Ив (монашеское имя Мари Жозеф) (13.04.1904 - 22.06.1995), кардинал, католический богослов и историк богословия ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) НОВАЦИАН [Новатиан; Новат] (ок. 200-257/8), раннехрист. лат. церковный писатель и богослов, рим. пресвитер; после 251 г.- предводитель новацианского раскола и антипапа

http://pravenc.ru/rubrics/122416.html

Вассы Эдесской и ее сыновей Феогния, Агапия и Писта. Храм, посвященный И., сгорел в 1908 г. В наст. время ее честная глава хранится в соборе прп. Антония Нового Веррийского в Веррии ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 196). На фресках и иконах И. представлена в монашеском одеянии с атрибутом мученичества - крестом в правой руке. Древнейшее сохранившееся изображение И. с 3 детьми находится в нартексе ц. св. Бессребреников в Кастории (посл. четв. XII в.). Секенд и Секендик помещены по сторонам И., Кегор - перед матерью. Секендик изображен безбородым юношей, Кегор - ребенком, фигура Секенда сильно повреждена. На вост. стороне зап. столпа Ст. Митрополии в Веррии (1215/16-1224/25) представлены предстоящие Христу И. с одним из сыновей и апостолы Петр и Павел, к-рым посвящен кафедральный собор. Нижняя часть фрески утрачена. Древнейшая икона И., относящаяся к 3-й четв. XIV в., происходит из Веррии и в наст. время хранится в Византийском музее в Афинах. Ее иконография повторяет фреску в Кастории, но двое старших сыновей И. изображены с бородами. К поствизант. периоду относятся фрески с изображением И. в веррийских церквах свт. Николая Чудотворца (1617), св. Андрея (1720), Пресв. Богородицы Палеофоритиссы (1730). В ц. свт. Николая Чудотворца сыновья И. изображены как отроки, в ц. св. Андрея И. представлена с младшим из сыновей, в ц. Пресв. Богородицы Палеофоритиссы - одна. День памяти И. 4 сент. не встречается в визант. синаксарях. Возможно, одноименная святая, упоминаемая в греч. календарях под 25 или 26 июля, является одним лицом с И. В Синаксаре 1172 г. (Lipsiensis. R. II. 25) имеется приписка о праздновании памяти И. 9 авг. (SynCP. Col. 877). Ист.: BHG, N 2183, 2183 b; SynCP. Col. 843, 845, 877; Παντελεμων (Καλπακδης), μητρ. Βροιας κα Ναοσης. Η σκτρια τς Βροιας σιομρτυς Ιερουσαλμ: Αϒιολοϒικ κα μνοϒραφικ κεμενα. Βροια, 1997. Σ. 37-145 [тексты]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 115. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 224-225; Т. 3. С. 286; Παπαζτος Θ. Η Βροια κα ο ναο της (11ος - 18ος α.). Αθνα, 1994. Σ. 162-163, 168, 193-196, 207-208; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 213; Παντελεμων (Καλπακδης), μητρ. Βροιας κα Ναοσης. Η σκτρια τς Βροιας σιομρτυς Ιερουσαλμ: Αϒιολοϒικ κα μνοϒραφικ κεμενα. Βροια, 1997. Σ. 1-36 [исследование]; Χαρλαμπος (Βασιλπουλος), ρχιμ. Η Αϒα Ιερουσαλμ ν Βρροια. Αθναι, 20045. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель

http://pravenc.ru/text/293778.html

и, вероятно, после смерти Михаила IX (1320), сына и соправителя Андроника ( Турилов А. А. Малоизвестный источник по истории идеи «Третьего Рима» у юж. славян (Повесть о Ксиропотамском мон-ре)//Римско-константинопольское наследие на Руси: Идея власти и полит. практика. М., 1995. С. 137-139). Однако др. источники свидетельствуют, что восстановителем мон-ря был не Андроник II, а брат Михаила VIII Иоанн Палеолог. В хрисовуле 1275 г. говорится, что Иоанн укрепил К. и вернул ему прежнее великолепие (Actes de Xéropotamou. 1964. N 10), в акте Константина Спартина 1295 г.- что К. «был восстановлен под именем 40 мучеников после пожара деспотом Иоанном Палеологом» (Ibid. N 12). В письме свт. Афанасия I, патриарха К-польского (ок. 1303-1309), и в акте прота Исаака (1331) иноки К. восхваляются за благочестие и монашеские добродетели (Ibid. N 24; Ibid. Append. II; Δωρθεος. 1986. Σ. 333-334). К 1330 г. площадь принадлежавших К. земельных участков составила 3 тыс. модиев. В 1346 г. серб. царь Стефан IV Душан выдал К. подтвердительную грамоту на его владения в Иериссе, на п-ове Ситония, в катепаникии Стримон и др. (на греч. языке, имеются значительные утраты текста). Помимо подтверждения владельческих прав и иммунитетов мон-ря документ сообщает о пожаловании К. зависимых людей (париков и присельников) без земельных угодий и о передаче мон-рю железоплавильной мастерской в с. Кондогрици (Actes de Xéropotamou. 1964. N 25; 1992. С. 70-71). В 1368 г. серб. деспот Иоанн Углеша, правивший в Серрах, приобрел у К. за 247 золотых келлию Донта (ныне Дондас) для мон-ря Симонопетра, ктитором к-рого он являлся ( 1985. С. 154). Внутренний двор мон-ря Внутренний двор мон-ря В XIV-XV вв. К. и мон-рю прп. Павла, который временно утратил самостоятельность и стал ксиропотамской келлией, оказывали щедрую помощь сербские правители: на их средства в К. были построены стены с башней, парекклисион Пресв. Богородицы и монастырский собор (1445). Запустевшая келлия прп. Павла ок. 1384 г. была восстановлена серб.

http://pravenc.ru/text/2462155.html

Исполняя поручение, посланники пытались убедить императора отказаться от иконоборчества, в результате Феодор и Феофан были сосланы, а М. С. посажен в тюрьму вместе с его учеником (в греч. тексте - братом) Иовом. Затем имп. Михаил II Травл возложил на него вериги и сослал вместе с учеником в один из «плусиадских» мон-рей, где он претерпел много страданий. После восстановления иконопочитания имп. Феодора просила М. С. стать патриархом, но он отказался и стал синкеллом при патриархе свт. Мефодии. Прожив благочестиво 85 лет, М. С. преставился 18 дек. (в греч. тексте сообщается еще о его игуменстве в к-польском монастыре Хора). Димитрий Ростовский включил в свою «Книгу житий святых» только краткое упоминание о М. С. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 139). В отредактированных же «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» представлено сказание, созданное, видимо, на основе стишного Пролога или греч. служебной Минеи, но с дополнениями. В частности, описывается отношение Рима к иконоборчеству: папа Римский обратился к патриарху Иерусалимскому Фоме с просьбой содействовать в искоренении этой ереси, и именно поэтому М. С. вместе с Феодором и Феофаном были посланы к императору. Кроме того, уточняется, что основные мучения М. С. и его подвижники претерпели при имп. Феофиле, когда Феодор и Феофан подверглись поруганию и у них была отобрана переписка патриарха Иерусалимского с папой Римским. Л. В. Прокопенко Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2563766.html

Св. Кирилл относится к ближайшим ученикам прп. Сергия Радонежского, в объединяющие интересы которых, в том числе, по мнению проф. Г.М. Прохорова 4 , входила та самая «рабочая литература аскезы». Монастырь, основанный св. Кириллом, стал одним из книжных центров Древней Руси 5 , что немаловажно в контексте взаимосвязи исихастской аскезы и филологии 6 . Канонник прп. Кирилла Белозерского (канонник ГРМ, Др. Гр. 15, 1407 г.) является ярким свидетелем той трансляции и формирования Традиции, о которых пишет С.С. Хоружий 7 . Будучи одним из древнейших и уникальных по составу памятников древнерусской письменности, этот сборник давно привлекает интересы научных кругов, как светских, так и духовных. Довольно часто можно встретить ссылки на кодекс на страницах «Православной энциклопедии», в статьях, посвящённых литургической тематике, и в работах, публикуемых в ТОДРЛ. Некоторые произведения из его состава были опубликованы, например, « Канн пваемь за кнз и за во его въ сртение ратныхъ. Глас 6 " 8 патриарха Константинопольского Филофея, однако рукопись по-прежнему большей частью не опубликована и по-прежнему заслуживает особого внимания и введения в научный оборот в полном своем составе, работа над чем проводится совместными усилиями ГРМ, ИРЛИ РАН и СПбПДА. Наряду с древними богослужебными текстами кодекс содержит плоды литургического творчества византийских современников прп. Кирилла, например, патриархов Константинопольских Исидора I Вухира (1347–1350) и Филофея Коккина (1353–1354 и 1364–1376), а также одного из важнейших деятелей Исихастского возрождения XIV века – прп. Григория Синаита (ок. 1275–1346) 9 . Из вышеперечисленных имён поздневизантийского исихазма, с точки зрения литургической науки, пожалуй, наиболее известным является имя патриарха Константинопольского Филофея Коккина, в связи с авторством так называемого Чина Божественной Литургии 10 или в связи с сочинёнными им богослужебными канонами и молитвами 11 . С именем патриарха Константинопольского Исидора I Вухира знакомы те, кто интересовался историей акафистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Священные изображения Н. С. имеют сложившуюся, устойчивую иконографию, они особенно распространены на Афоне и в Сересе. Частица мощей Н. С. находилась в храме Сил Бесплотных в Сересе, а в 1996 г. было начато строительство храма во имя Н. С. В 1998 г. был освящен нижний храм, в него перенесли и частицу мощей. Также мощи святого пребывают в скиту св. Анны. Ист.: Письмо проигум. Константия из г. Сереса (в Румилии) в Русский на Афоне мон-рь св. Пантелеимона о мученической кончине прп. Никиты, иеромонаха сей обители//ДС. 1893. Вып. 3. С. 81-87; Страдания св. сщмч. Никиты. Апреля 4-го//Афонский патерик. 1897. Ч. 1. С. 306-316; Минея (МП). Апр. Ч. 1; Γλαβνας Α. Ο νεομρτυς Νικτας. Καρτερνη, 1995; Монахологий Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон; М., 2013. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые юж. славян: Опыт описания жизни их. Чернигов, 1865. Отд. 1. С. 45-46; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 97; Д[енасий (Юшков)], м[он.]. Афонская летопись: Старец схим. Аркадий//ДС. 1909. Вып. 5. С. 149-153; Αζριας Αγιανναντης, ερομ. Ο Νος Ιερομρτυς Νικτας Αγιανναντης († 1808): Συμβολ ες τ βιογραφικ//Θεοδρομα. Θεσ., 2007. Τχ. 1. Σ. 28-39; Αναγνωστπουλος Α. Ο γιος νεομρτυς Νικτας ο εκ Κερκρας Ηπερου καταγμενος και εν Σρραις αθλσας ο Αγιανναντης//Σερραων δισωσμα: Πνευματικο και καλλιτεξικο θησαυρο της Εκκλησας των Σερρν. Σρρες, 2008. Σ. 191-242; Макарий Симонопетрский, иером. Синаксарь: жития святых Правосл. Церкви. М., 2011. Т. 4. С. 446 - 447; Πατπιος Καυσοκαλυβτης, μον. Ο μοναχς Ικωβος Νεασκητοτης και το υμναγιολογικ του ργο για τη Θεοτκο και τους αγιορετες οσιομρτυρες. Θες., 2012. Игум. Петр (Пиголь) Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в.

http://pravenc.ru/text/2565422.html

20 окт. 1581 г. при перенесении мощей святого присутствовал наместник К-польского Патриарха Иеремии II. Когда гроб преподобного был открыт, его тело оказалось нетленным и издавало благоухание. От мощей Г. К., помещенных в серебряную раку, происходило множество чудес и исцелений. В 1622 г. Г. К. был официально причислен к лику святых сигиллием К-польского Патриарха Кирилла I Лукариса. Г. К. считается покровителем о-ва Кефалиния, святого также часто именуют Герасимом Новым или Пелопоннесским. Основным историческим источником о жизни Г. К. являются воспоминания, составленные ок. 1622 г. Иеремией Кацаитисом, к-рый в течение 50 лет (1603-1652) был игуменом мон-ря прп. Герасима Кефалинийского. Спустя неск. лет на основании этих сведений иером. Митрофан из Нафплиона составил Житие Г. К. В 1625 г. др. Житие преподобного было написано иером. Паисием Метаксасом. Житие Г. К. вошло в состав «Нового Лимонария» свт. Макария Нотары, архиеп. Коринфского. Служба святому издавалась более 20 раз. Впервые она была напечатана в Лондоне в 1625 г. Службы в честь Г. К. были составлены иером. Митрофаном из Нафплиона (Венеция, 1704, переизд. в 1759, 1768, 1778, 1789, 1819, 1854) и иереем Николаем Гавриилопулосом с о-ва Закинф (Венеция, 1718). Отредактированная прп. Никифором Хиосским служба Г. К. вошла в состав «Нового Лимонария» (Венеция, 1819) ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 92-99). Ист.: ΝΛ1. Σ. 112-121; ουκκης. ΜΣ. T. 10. Σ. 310-347; Афонский патерик. Ч. 2. С. 274-281. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Ο λδβλθυοτεΑϒιος Γερσιμος νος σκητς Κεφαλληνας//Θεολοϒα. 1940. T. 18. Σ. 7-28; Λουκτος Ν. Γερσιμος Νοταρς, ϒιος προσττης Κεφαλληνας. Αθναι, 1953; Πατρινλης Χ. Γ. Γερσιμος, σιος, πικαλομενος νος σκητς//ΘΗΕ. T. 4. Σ. 324-330; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 90; Χονδρπουλος Σ. Αϒιος Γερσιμος Νοταρς: Αφηϒηματικ βιοϒραφα. Αθνα, 1999. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель

http://pravenc.ru/text/164613.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010