Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268, Владимир-Волынский), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268), старший сын кор. Миндовга (коронован в 1253). В 1251 г. Миндовг вместе с семьей и приближенными принял Крещение по католич. обряду. В., по-видимому к этому времени уже княживший в правосл. Чёрной Руси (Зап. Белоруссия), центром к-рой был Новгородок (совр. Новогрудок Гродненской обл.), еще раньше принял Крещение в правосл. Церкви (принятие Православия членами литов. княжеского рода, получавшими в удел земли с правосл. населением, было традиционным уже к XIV в.). В 1253 г. В. ходил в поход под Турийск против галицкого кн. Даниила Романовича , ок. 1253-1254 гг. по приказу отца В. заключил с галицким князем мир и выдал сестру замуж за кн. Шварна - сына Даниила. 6 марта 1255 г. папа Александр IV в ответ на просьбу Миндовга признал В. наследником литов. трона. В 1254 г., по сообщению волынского летописца в составе Ипатьевской летописи, В., приехав в Холм к кн. Даниилу, «оставив княжение свое», принял монашество. Свои владения он с согласия Миндовга передал кн. Роману Данииловичу, признавшему над собой главенство Миндовга, и намеревался отправиться на Св. Гору (Афон?). Дойдя до Болгарии, В. вынужден был вернуться из-за шедшей тогда в Македонии войны Михаила II Болгарского с Никейской империей (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 830-831). Волынский летописец содержит еще один, более пространный, рассказ об этих событиях, отличающийся от краткого. Согласно 2-й версии, находясь в Галиче в гостях у князей Даниила и Василька Романовичей и намереваясь принять монашество, В. крестил внука галицкого короля - Георгия (Юрия I), сына кн. Льва I Данииловича. Затем В. отправился на «Полонину» (неопределенной локализации), где принял монашеский постриг от прп. Григория Полонинского , настоятеля местного мон-ря. Прожив в обители 3 года и получив благословение прп. Григория, В. отправился на Св. Гору, однако не достиг ее и вернулся в Новгородок. На Немане между «Литвой» и Новгородком В. основал правосл. мон-рь (Там же. Стб. 858-859). (Факты биографии В., приводимые волынской летописью, в первых десятилетиях XVI в. использовал составитель «Летописца великих литовских князей» для создания биографии легендарного лица - Лаврыша, будто бы основавшего Лаврашевский мон-рь .)

http://pravenc.ru/text/155142.html

Списки великих князей и митрополитов Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 1. Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Юрьевича, прозванием Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого, правнук Владимира Мономаха , 1238–1246. 2.  Святослав Всеволодович (польско-юрьевский), брат предыдущего, 1247–1248. 3.  Михаил Ярославин хараборит, сын Ярослава Всеволодовича, 1248 (сомнительный). 4. Андрей Ярославин (суздальский), брат предыдущего, 1249–1252. 5. Александр Ярославин Невский (новгородский), брат предыдущего, 1252–1263. 6. Ярослав Ярославин (тверской), брат предыдущего, 1263– 1271. 1. Миндовг, 1238–1263. 2. Воишелк, сын Миндовга, 1263–1268. 3. Шварн, сын Даниила Романовича галицкого, муж дочери Миндовговой, 1268–1270. 1. Кирилл III, 1242–1249– 1281. Великие князья галицкие: Даниил Романович, сын Романа Мстиславича Волынского, (1205–) 1229 –1264; 2. Лев Данилович, сын предыдущего, 1264–1301; 3. Юрий Львович, сын предыдущего 1301–1315; 4. Андрей Юрьевич, сын предыдущего, 1315–1324; 5. Юрий Андреевич, сын предыдущего; 1324–1337; 6. Болеслав Тройденович, княжич мазовецкий, мать которого была дочь Юрья Львовича или Андрея Юрьевича, 1337–1340, смертью которого в последнем году прекратилось существование княжества галицкого. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 7. Василий Ярославич (костромской), брат предыдущего, 1272– 1276. 8. Дмитрий Александрович (переяславский), сын Александра Я–ча Невского, 1276–1282. 9. Андрей Александрович (городецкий). брат предыдущего, 1282–1284. 10. Дмитрий Александрович во второй раз, 1284–1293. 11 Андрей Александрович. во второй раз, 1293–1304. 12. Михаил Ярославич (тверской), 1304–1319. 13. Юрий Данилович (московский), сын Данила Александровича, внук Невского, 1319–1322. 14. Дмитрий Михайлович (тверской), 1322–1326. 15. Александр Михайлович (тверской), брат предыдущего, 1326–1327. 16. Иван Данилович Калита, 1328–1340. 17. Симеон Иванович Гордый, 1340–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Н. Василиадис Скончание мира Се, творю все новое (Откр.21:5) Воскресением мертвых и Всеобщим Судом совершится скончание, переустройство, преображение и обновление мира. 1264 Тогда наступит «благословенная Суббота», которая для всего творения будет «днем упокоения», как мы поем в тропаре последования Великой Субботы. Тогда начнется таинственный «восьмой» день творения, «невечерний день Царства», как гласит один из тропарей Воскресения (Пасхи). Тогда начнется «новая» Пасха. Вот почему «радость Воскресения и Вечной Жизни превращает Пасхальную ночь в «пир веры», на котором каждый, хотя бы в самой малой мере и всего, быть может, лишь на несколько мгновений, участвует в полноте «восьмого дня», которому не будет конца». 1265 Пасхальное воскресенье – это день «нареченный и святый», как мы поем в 8-й песни пасхального канона. Это день знаменательный и святой, поскольку это новый день, новый начаток века спасения, «рождение спасения», начало счастливейшего «восьмого дня», бесконечного века беспредельного Бога. Об этом славном, невечернем и бесконечном дне загадочно говорил мудрый Соломон, согласно святителю Григорию Богослову , и ему посвящает псалмы «о осмом» 1266 великий Давид. 1267 Тот же день, согласно песнословию нашей Церкви, прообразовал Сын и Слово Божье, когда смирился как Человек и в восьмой день принял обрезание. 1268 Согласно святителю Григорию Паламе , «великое зрелище света Преображения Господня есть таинство восьмого дня (то есть Будущего Века), ибо в восьмой день Царство Божье предстанет в силе как держава энергии». И поскольку святое Преображение Спасителя «это праздник и таинство Будущего Века», то « Церковь определила каждый день (вплоть до 13 августа) на Часах читать кондак Преображения: «На горе преобразился еси...», чтобы постоянным напоминанием пробудить в христианах желание будущей славы». Таким образом Церковь «дает радость и силу мужественно подвизаться, чтобы удостоиться столь непорочного венца блаженства». 1269 Преподобный Симеон Новый Богослов также рассматривает «восьмой день» как образ Будущего Века, которому не будет конца. Он пишет: «И семь дней (Бог) определил быть образом семи веков, которые должны затем пройти. Рай Он положил после этих семи дней, чтобы он мог быть образом Будущего Века. Но почему же Дух Святой не посчитал восьмой день вместе с семью? Потому что он не поддается исчислению вместе с семью, которые, сменяя друг друга, составляют множество недель, лет и веков. Восьмой день должен быть за пределами семи, чтобы тем самым показать, что он не имеет ни начала, ни конца. Ибо хотя сейчас его нет, а он должен прийти и получить начало, он в то же время был и предвечно, и ныне есть, и будет во веки веков. Тем не менее сказано, что сейчас его нет, но что он должен получить начало, что он придет внезапно, и явится нам после всего, и будет днем невечерним и нескончаемым». 1270

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Жития и жизнеописания отдельных святых (в алфавите имен) Общехристианские святые 1262. Муравьев А. В. Алексий, человек Божий: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 7–12. Аммон, прп. – см. 282. Андрей, ап. – см. также 296, 540 и ИУ. 1263. Робинсон А. «Маршрут» ап. Андрея//Страницы. 1996. 2. С. 57–74. 1264. Шохин В. К. Святой равноап. АнсгариЙ – просветитель Скандинавии [Дании и Швеции]//АиО. 1999. 2(20). С. 227–250. Венедикт Нурсийский, прп. – см. 407. Григорий Великий , свт. – см. 346. 1265. Житие святой Женевьевы/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев//АиО. 1996. 4(11). С. 126–139. Иоанн Златоуст , свт. – см. 342. Киприан Карфагенский , сщмч. – см. 440. Кирилл и Мефодий, свв. равноап. – см. ИУ. 1266. Михайлова Т. А. Святой Колумба Ирландский//АиО. 1997. 3(14). С. 239–244. 1267. Житие Колума Килле/Пер. с ирландского, примеч.: С. В. Лопухова//АиО. 1997. 3(14). С. 245–258. 1268. Размышления о жизни св. Марии Магдалины/И. Т.//ВРЗЕПЭ. 1950. 4. С. 24–27. 1269. Сульпиций Север. Житие св. Мартина [Турского], епископа и исповедника/Пер. с лат., примеч.: А. И. Донченко//АиО. 1998. 2(16). С. 224–247. Никита Исповедник, прп. – см. 359. 1270. Крутова М. С. Святитель Николай Мирликийский в русской исследовательской традиции//БСб. 1999. 3. С. 197–221. Нина, св. равноап. – см. 605. 1271. Мельникова Е. А. Предания о чудесах св. Олава Норвежского и его почитание в Новгороде//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 94–101. Петр Александрийский , сщмч. – см. 455. Симеон Новый Богослов , прп. – см. 337. 1272. Житие св. Симеона Столпника, написанное Антонием, его учеником/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев//АиО. 1996. 4(11). С. 115–125. Фотий, свт. – см. 558, 572 и ИУ. См. также 1999. Русские святые Канонизированные до 1988 г. Александр Свирский , прп. – см. также 1242. 1273. Макарий (Веретенников) , архим. Преподобный Александр Свирский , «новый чюдотворец» – русский подвижник XVI в.: К 450-летию со дня кончины/Игум. Макарий (Веретенников) //БТ. 1982. Сб. 23. С. 321–336.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Греческое слово ανν как у классиков, так и в Н. 3. (ср. Гал. 6, 16 ; 2Кор 10, 13 ; Фил. 3:16 ) означает мерило, правило. Если, сообразно самому существу дела, откровенное учение называлось (ср. Jren. adv. haer. III, 11) ανν, ανν τς πιστεως, ανν τς ληϑεας то легко уже было перенести название учения на самую книгу, которая содержит оное, на состав писаний, которые имели значение правила для веры и жизни как всей Церкви, так и отдельных членов ее. Положительно это сделано было в первый раз Оригеном 1260 ; у Отцов же церкви 4-го века название «Канон» для состава свящ. книг В. и Н. Завета – обыкновенно. Это название указывало как на вдохновение, составление под особенным божественным руководительством, так и на подлинность этих писаний. Как канонические, они служили руководством для веры и жизни, и представляли собою правило, критерий для отличения подлинного от неподлинного в письменных памятниках Откровения, сохранявшихся по преданию. – Многие новейшие ученые, по примеру Землера 1261 , иначе объясняют название: канонические Писания. Они принимают ανν в значении каталога и утверждают, что канон есть состав писаний, назначенных для чтения в церкви и посему внесенных церковный каталог или список книг, назначенных для чтения в церкви, и что этим наименованием вовсе не определяется значение их, как нормы, ее утверждается их подлинность и вдохновение. Но хотя в позднейшее время слово ανν употреблялось в значении каталога 1262 , однако главное значение слова во всяком случае как у классикой 1263 , так и в Н. 3. было regula, norma, и только в этом значении употребили оное древние Отцы Церкви 1264 , почему некоторые в последствии ясно отличали 1265 βιβλα ναγιγνωσμενα от канонических. Поскольку же писания, служившие правилом веры, признанные за подлинные и божественные, считавшиеся критерием подлинности, действительно были читаемы при богослужении, а писания, назначенные для чтения, внесены были в особый список: то конечно скоро название «Канон» могло быть употреблено относительно этого списка или каталога и название «канонические писания» – относительно содержащихся в оном 1266 . А если некоторые древние учители церкви (Ириней, Тертуллиан , Климент Александрийский , Августин) номинально причисляли к каноническим некоторые писания, именно к канонических книгам В. 3. – так называемые апокрифы 1267 , между тем как оные не принадлежали к историческому понятию этого слова 1268 : то это не говорит против правильности понятия, но доказывает только, что те учители церковные, не всегда строгие в учено-критическом исследовании, не совсем всегда ясно прилагали более твердый масштаб для испытания канонического достоинства и святости писания, но иногда, обманувшись его мнимою или действительною древностью 1269 , признавали уже святым писание, если только его содержание согласно было с чистым церковным учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

15) Иеромонах Иоанн (Соколов) Более подробную, обстоятельную и вместе более обработанную и серьезную трактацию об «аскетизме” мы находим в лекциях, читанных иеромонахом Иоанном в Московской Духовной Академии в течении 1842 г. (с осени) до 1844 г. (до сентября). 1262 и изданных в печати на основании авторской рукописи (далеко, впрочем, не исправной) в СПБ-ге в 1897г. 1263 Эти лекции падают на самое начало ученой деятельности о. Иоанна, и это обстоятельство заметно сказывается на самом качестве лекций, – на их содержании и на их обработке. Автор, видимо, не успел достаточно специализироваться в трактуемой им области и не изучил сколько-нибудь обстоятельно того материала, тех, источников, которые им самим считались основными и обязательными. По его собственному определенному и справедливому заявлению, «аскетика находит для себя весьма важное и после св. Писания ничем не заметное пособие – в опытах и деятельных наставлениях св. отцов и подвижников благочестия”,.. «Как деятельная жизнь этих мужей представляет нам высокие образцы христианского совершенства, так и оставшееся после них учение и наставления заключают в себе неистощимое сокровище познания жизни духовной и лучшее руководство в уроках ее преспеяния и возвышения” 1264 Однако, если знание автором св. Писание не подлежит сомнению, заявляет о себе в лекциях очень часто и сопровождается благотворными последствиями, 1265 то недостаток начитанности и осведомленности в патристической письменности сказывается не менее ощутительно, – и оказывает влияние конечно, в обратном смысле, сильно понижая достоинство лекций. Из представителей святоотеческой аскетики о. Иоанну был несомненно известен только Макарий Египетский 1266 и Иоанн Лествичник 1267 которого он, впрочем, не называет. Вообще элемент патристический привлекался молодым профессором спорадически и вообще в мере весьма недостаточной, так что при составлении лекций имелось в виду – из источников – почти исключительно св. Писание. Что касается пособий, то молодой иеромонах, по всей вероятности, пользовался трудом римско-католического богослова – моралиста Штапфа (los. Stapf) Theologia moralis, in compendium redacta, 1268 – по крайней мере, при выработке плана своих лекций, которые он не успел обработать в цельный курс и которые имеют вид соединения нескольких трактатов, органически между собой не связанных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ X Григорий X, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий X, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (1210, Пьяченца - 10.01.1276, Ареццо; до избрания папой - Тедальдо Висконти), папа Римский (с 1 сент. 1271). Представитель итал. аристократии, племянник Оттоне Висконти, архиеп. Миланского, родственник кард. Джакомо Пекорари. Обучался в Парижском ун-те (1248-1252). Получил должность каноника в Лионе, участвовал в подготовке к Лионскому I Собору (1245). Был архидиаконом в Льеже (1245-1265), с нояб. 1263 по окт. 1264 г. находился на службе при кард. Ги Фульке (впосл. папа Климент IV ). С дек. 1265 г. состоял при папском легате кард. Оттобоно Фиески (впосл. папа Адриан V ) в Англии, откуда и отправился в крестовый поход под предводительством франц. кор. Людовика IX Святого , после смерти к-рого (25 авг. 1270) присоединился к старшему сыну англ. кор. Генриха III Эдуарду и в нач. лета 1271 г. прибыл в Палестину. После смерти папы Климента IV (29 нояб. 1268) из-за борьбы «итальянской» и «французской» партий Папский престол оставался вакантным более 3 лет, пока ген. ордена францисканцев Бонавентура не предложил в качестве компромиссного варианта кандидатуру Тедальдо Висконти. Не будучи кардиналом, он был избран папой с именем Григорий 1 сент. 1271 г. в Витербо. Находясь в Акре, Тедальдо получил известие о своем избрании 27 окт. того же года и 19 нояб. отправился в Европу. Прибыл в Витербо в февр. 1272 г. 19 марта того же года в Риме был рукоположен во пресвитера. Коронация, рукоположение во епископа Рима и интронизация в Латеранской базилике состоялись 27 марта. В 1273 г. Г. по дороге в Лион посетил Флоренцию с намерением добиться согласия и прекращения войны между гвельфами и гибеллинами. В Милане безуспешно пытался убедить народ принять в качестве архиепископа своего дядю Оттоне Висконти, назначенного еще папой Урбаном IV . Проявлял веротерпимость в отношении евр. общин на территории папских земель. Так, согласно булле от 1272 г., свидетельство христианина против еврея не может иметь силы, если оно не подтверждается показанием к.-л. свидетеля-еврея.

http://pravenc.ru/text/166765.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРЫ [греч. Γαβρδες, Γαυρδες], визант. аристократический род вост., вероятно арм., происхождения. Известны со 2-й пол. Х в. как крупные землевладельцы сев.-вост. Анатолии (Халдия, Колония, Армениак). Опираясь на местные ополчения, контролировали плодородные долины и горные перевалы, открывающие доступ к черноморскому побережью, и защищали их от сельджуков и Данишмендидов. Стремились к автономности своих владений и не раз участвовали в сепаратистских движениях против императоров. Константин Г. присоединился к Варде Склиру в годы его мятежа против имп. Василия II и был убит в 979 г. Михаил Г. составил заговор вместе с Григорием Таронитом и был ослеплен в 1040 г. Св. Феодор Г. ок. 1075 г. смог изгнать турок из взятого ими за 3 года до этого Трапезунда. Был назначен Алексеем I дукой Халдии, с успехом защищал Колонию и Неокесарию от эмира Данишменда, отвоевал Пайперт у турок. Носил титулы севаста и патрикия. Основал полунезависимое княжество на Понте, принял мученическую смерть от турок, попав в плен (1098). Местночтимый святой с XII в., канонизирован в XIV в. Его сын Григорий Г. был назначен дукой Халдии в 1103 г., обвинен имп. Алексеем I в заговоре, заключен в темницу в К-поле, но затем прощен и освобожден. Брат Григория Г. Константин II (дука Халдии ранее 1119 - после 1140) укрепил независимость Халдии, и Иоанну II Комнину с большим трудом удалось присоединить ее к империи. В дальнейшем часть рода Г. перешли на визант. службу, часть - на сторону сельджуков, стали эмирами и приняли ислам. Михаил II Г. был пансевастом и дукой Сирмия в правление Мануила I Комнина. После 1204 г. в Византии и в Трапезундской империи Г. известны как средние чиновники и землевладельцы. Михаил IV Г. († ранее 1346) был сакеллием Св. Софии в К-поле. Известен богатым эпистолографическим наследием. Отнесение правителей кн. Мангуп (Феодоро) в Крыму к роду Г. спорно. Лит.: Каждан А. П. Армяне в составе господствующего класса Визант. империи в XI-XII вв. Ереван, 1975. С. 88-92; Bryer A. A Byzantine Family: the Gabrades, c. 979 - c. 1653// Idem. The Empire of Trebizond and the Pontos. L., 1980. (Col. stud. ser.; N 3); Bryer A. , Fassoulakis St. , Nicol D. M. A Byzantine Family: the Gabrades: An Additional Note//Bsl. 1975. T. 36. P. 38-45; Бартикян Р. М. О визант. аристократической семье Гаврас//ИФЖ. 1987. 3. С. 190-200; 4. С. 181-193; 1988. 1. С. 163-178; Μπαρτικιν Χρ. Η βυζαντιν αριστοκρατικ οικογνεια των Γαυρδων (Γαβρδων). Αθνα, 1993. С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова: АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру Византийской империи ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268)

http://pravenc.ru/text/161383.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Европейские королевские и княжеские династии АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268) ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) ГЕНРИХ I ПТИЦЕЛОВ (ок. 876 - 936), герц. Саксонии (с нояб. 912), герм. кор. (с мая 919) из саксон. рода Людольфингов, основатель Саксонской династии ГЕНРИХ II (973 - 1024), герц. Баварии (с 995), герм. кор. (с 1002), имп. Римско-Германской империи (с 1014) из Саксонской династии, св. (пам. зап. 13 июля) ГЕНРИХ III (1017 - 1056), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии ГЕНРИХ VIII Тюдор (1491 - 1547), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ИЗАБЕЛЛА I (1451-1504), королева Кастилии и Леона (с 1474), супруга и соправительница кор. Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516) КНУД IV (II) (ок. 1040 - 10.07.1086, Оденсе, Дания), св. католич. Церкви (пам. 10 июля), кор. Дании (1080-1086) КНУД I ВЕЛИКИЙ († между 11 и 13 нояб. 1035, Шафтсбери, Англия), кор. Англии (1016-1035), Дании (1018-1035) и Норвегии (1028-1035) ОЛАВ II СВЯТОЙ [Олаф Харальдссон] (ок. 995 - 1030), св. (пам. зап. 29 июля), король Норвегии (1015-1028), почитается как покровитель Норвегии

http://pravenc.ru/rubrics/123004.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛЬЕВ Александр Александрович (1867 - 1953), византинист, арабист, исследователь истории Причерноморья, один из родоначальников научного византиноведения в США ВЕДОМСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ адм. термин, употреблявшийся в России в синодальное время (в большей степени со 2-й четв. XIX в.) ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344 - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка «ВЛЕСОВА КНИГА» подделка под древнерус. произведение, выполненная в сер. XX в. (?), по-видимому, Ю. П. Миролюбовым ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268)

http://pravenc.ru/rubrics/123030_4.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010