17 дек. 1261 г. папа Римский Урбан IV даровал Симону де Бриону достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Цецилии. Впосл. он был назначен папским легатом во Франции (1264-1269, 1274-1279). Принимал участие в ряде важных дипломатических миссий, в т. ч. в переговорах в 1264 г. об условиях передачи короны Сицилийского королевства Карлу Анжуйскому, брату Людовика IX, и в 1274-1275 гг. о предотвращении войны между Филиппом III, кор. Франции (1270-1285), и Альфонсо Х, кор. Кастилии и Леона (1252-1284). Кроме того, Симону де Бриону были поручены проповедь крестового похода и сбор средств для его проведения. Он также разбирал внутренние конфликты в Парижском ун-те, провел неск. провинциальных Соборов по вопросам церковной дисциплины (в т. ч. в 1276 в Бурже). После смерти папы Николая III (22 авг. 1280) на конклаве в Витербо основная борьба развернулась между сторонниками семьи Орсини, к к-рой принадлежал покойный понтифик, и франц. партией, вступившей в союз с влиятельным рим. кланом Аннибальди. Конклав продолжался ок. полугода. В февр. 1281 г. в результате вмешательства Риккардо Аннибальди, назначенного Карлом Анжуйским на должность подеста Витербо, 2 кардинала из рода Орсини были взяты под стражу, после чего удалось обеспечить избрание кандидата от франц. партии. 22 февр. 1281 г. на Папский престол был избран Симон де Брион, взявший себе имя Мартин в честь св. покровителя г. Тура, где он служил каноником. Поскольку в принятом в то время офиц. перечне Римских понтификов папы Марин I и Марин II ошибочно были указаны как Мартин II и Мартин III, новый папа получил порядковый номер IV. Из-за напряженной политической ситуации в Риме его епископское рукоположение и папская коронация состоялись 23 марта в соборе св. Андрея в Орвието. За время понтификата М. так и не посетил Рим; он жил в Орвието (до июня 1282, дек. 1282 - июнь 1284), Монтефьясконе (июнь-дек. 1282), Перудже (окт. 1284 - март 1285). М. сразу проявил себя как активный защитник интересов Франции и Карла Анжуйского. В апр.

http://pravenc.ru/text/2562418.html

(Vine. Prag. 1868. Р. 659; Vine. Prag. 1874. Р. 409) 2. Владислав отправляется в крестовый поход вместе с королем Конрадом 1248 , а моравский епископ Генрих – в крестовый поход против поморян 1249 . В отсутствие Владислава Собеслав, сын Собеслава 1250 , пребывавший в изгнании в Германии, пытался вернуться в Чехию, но был захвачен Депольтом, младшим братом Владислава, который оставил его вместо себя в Праге.] В год от Воплощения Господня 1148-й. [Король Конрад и французский король Людовик 1251 потеряли множество воинов в походе против «турок» 1252 , что автор объясняет их безнравственным общением с «девками» (muliercula).] В этот же год князь Владислав (Wladizlaus) возвращается из того же похода, в котором, со многими другими, погиб его конюший (agaso) Юрик (Irik), муж знатный и доблестный, имевший единственного сына по имени Юрик, с блестящими задатками. А Бартоломей, канцлер (cancellarius) названного князя, был со многими другими взят в плен турками (Turci), о чем мы не смогли узнать более ничего определенного. Названный же князь, через Русь 1253 вернувшись восвояси, схватил господина Спытигнева (Spitigneus), своего двоюродного брата 1254 , за какие-то его проступки и, заковав в кандалы, передал под крепчайшую стражу своему зятю 1255 . Встреченный в Праге с величайшей радостью и почестями как епископами 1256 , так и своими приближенными, он отослал сына Собеслава под крепчайшую стражу в крепость Пржимда (Primda) 1257 . В тот же год в 6-е иды июля 1258 скончался Оттон 1259 , вместо которого в 4-е календы августа 1260 избирается Даниил 1261 и во 2-е календы февраля 1262 , прекрасно принятый в Майнце 1263 , посвящается в епископы. В год от Воплощения Господня 1149-й. Владислав (Waladizlaus), князь (dux) польский 1264 , собрав огромное число как сарацин (Sarraceni) 1265 , так и руси (Ruteni) 1266 , осаждает Познань (Pozna), город своего брата Болеслава (Bolezlaus) 1267 . А Болеслав со своим младшим братом Мешком (Mesko) 1268 , возлагая надежду больше на Бога, чем на количество воинов, напором, железом теснит такое множество, и в жестокой сече наголову поражая сарацинов и русь, освобождает город от осады и, захватив со своими великое богатство этих врагов, одерживает неожиданную победу. Владислав (Wladizlaus) же, убежав к чешскому князю 1269 , по его совету направляется к королю Конраду, с сестрой которого состоял в браке 1270 , и просит его помощи для отвоевания своей земли. Король Конрад, собрав войско, вместе с чешским князем вступил в Польшу. Но поляки, последовав совету некоторых рассудительных людей, умиротворяют короля Конрада деньгами и обещают явиться на назначенное для них разбирательство и быть в его (Конрада. – Сост.) подчинении, ибо чем повредит обещанье? 1271 Так вот король Конрад, умиротворенный, возвращается восвояси со своим изгнанником 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1268 г. имп. Михаил VIII Палеолог, стремясь воспрепятствовать завоевательным планам Карла Анжуйского, отправил посольство, целью которого было заключение союза с сербским кор. Стефаном I Урошем (1243-1276). Союз планировалось скрепить династическим браком дочери визант. императора Анны и царевича Милутина (впосл. кор. Стефан Урош II Милутин). После неудачного посольства Михаил VIII стал рассматривать переговоры с Папским престолом о церковной унии как единственный способ предотвратить войну с Карлом Анжуйским. Поскольку переговоры были затруднены тем, что Римская кафедра длительное время оставалась вакантной, Михаил VIII отправил посольство ко двору франц. кор. Людовика IX Святого. Визант. посольство прибыло во Францию летом 1269 г. В письме от 15 мая 1270 г., к-рое коллегия кардиналов адресовала Раулю де Гропарми, кард.-еп. Альбано, ответственному за проповедь 8-го крестового похода, сообщалось, что имп. Михаил VIII заявил франц. королю о желании как его самого, так и его подданных и духовенства «вернуться в послушание Римской Церкви и объединиться в исповедании той же самой веры». Людовик IX ответил, что решение данного вопроса находится в компетенции коллегии кардиналов. В письме также были упомянуты попытки восстановления единства Церкви, предпринимавшиеся при папах Урбане IV и Клименте IV, а также говорилось об обязательном условии достижения этого единства - исповедании истинной католич. веры (verae catholicae fidei professio). После одобрения католич. исповедания на Соборе К-польской Церкви визант. император, патриарх К-польский и др. архиереи, архимандриты, а также представители клира и мирян должны были признать первенство Римской Церкви (Acta Urbani IV, Clementis IV, Gregorii X (1261-1276)/Ed. A. Tutu. Vat., 1953. N 29. P. 78-84). Др. письмо кардиналы отправили кор. Людовику IX. Выражая надежду на скорое заключение унии, они предостерегали франц. короля от «греческих ухищрений» (Ibid. N 29a. P. 84-85). Имп. Михаил VIII направил к Людовику IX, находившемуся в Тунисе, 2-е посольство - во главе с придворным архидиак. Константином Мелитениотом и вел. хартофилаксом диак. Иоанном Векком (впосл. патриарх К-польский Иоанн XI Векк ). Прибыв на место древнего Карфагена, послы застали франц. короля уже умирающим ( Georg. Pachym. Hist. V 9). Подготовка к унии

http://pravenc.ru/text/2110516.html

В первые годы исполнения своей новой должности Бонавентура посетил большую часть орденских организаций, чтобы узнать проблемы и нужды ордена. В 1259 году он побывал в Лаверне, где написал трактат Путеводитель души к Богу. После возвращения во Францию Бонавентура стал готовиться к генеральному капитулу (общему собору духовенства францисканского ордена) в Нарбонне (1260) и кодифицировать существовавшие к тому времени декреты. Собор поручил ему написать новую биографию святого Франциска, после чего Бонавентура еще раз отправился на родину святого в Италию для сбора материалов. Он прервал свои занятия для знакомства с новым папой Урбаном IV, избранным 29 августа 1261 года. В апреле 1263 года Бонавентура был в Падуе на перенесении мощей святого Антония, а в мае того же года он провел генеральный капитул, где рассматривался вопрос об упорядочивании литургической жизни ордена. Там Бонавентура представил свое новое Житие святого Франциска. В 1264–1265 годах Бонавентура был при папском дворе, где произносил проповеди. В марте 1265 года в Перуждии Бонавентура встретился с новым папой Климентом IV. Позже, в ноябре того же года новый папа назначил Бонавентуру архиепископом Йоркским, но тот упросил папу оставить его в прежней должности. На генеральном капитуле в Париже в мае 1266 года Бонавентура предпринял меры для исправления злоупотреблений в ордене, особенно в отношении обета бедности. До середины 1268 года Бонавентура оставался в своей резиденции в маленьком монастыре в Мант-сюр-Сен (Франция). Вероятно, в этот период были написаны некоторые его аскетические сочинения. В июле 1268 года Бонавентура был в Риме, где принял в духовное общение с францисканским орденом братство Гонфалоньери, и оставался в Италии до Ассизского собора в мае 1269 года. Во время возвращения в Париж Бонавентура столкнулся с новыми нападками на нищенствующие ордена Герарда Аббевильского, против которого написал свою Апологию бедных (1270). Весной 1273 года Бонавентура был в Париже, где организовал знаменитые Собеседования о Шестодневе. Вскоре после этого папа Григорий X одновременно произвел его во епископа Альбанского и в кардинала. Бонавентура встретился с папой к северу от Флоренции в июле 1273 года и проследовал с ним в Лион. Там в ноябре 1273 года Бонавентура был рукоположен во епископы и до мая 1274 помогал папе в подготовке II Лионского собора. На соборе, открывшемся 7 мая 1274, он защищал идеалы нищенствующих орденов и участвовал в решении главного вопроса собора — унии Церквей. В разгар этой деятельности Бонавентура неожиданно заболел и 15 июля 1274 года скоропостижно скончался; в тот же день он был похоронен во францисканской церкви в присутствии папы.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

В. приняла участие в 4-м крестовом походе и предоставила флот и денежные средства его участникам. Дож Э. Дандоло (1192-1205) был одним из инициаторов изменения планов похода и направления его против христ. гос-ва. После взятия К-поля, большое количество его святынь, реликвий и художественных ценностей было перевезено в В., где и хранится поныне (Пала д " Оро, икона Богородицы Никопеи, рельефные и скульптурные изображения визант. императоров, античные бронзовые кони и мн. др.). Еще накануне штурма К-поля В. заключила с предводителями похода договор о разделе Византии. В 1204-1207 гг. В. приобрела часть кварталов К-поля, порты Корон и Модон на Пелопоннесе, города Лампсак, Галлиполи, Гераклею Понтийскую (совр. Эрегли), о-ва Крит, Корфу и др. территории. Венецианский клирик Томмазо Морозини был избран лат. патриархом К-поля. Был установлен протекторат В. над рядом островов в Эгейском м., в т. ч. над Эвбеей; их управлением занимались семьи венецианских патрициев Санудо, Гизи, Дандоло и др. В 1395-1402 гг. В. управляла Афинами, а в 1423-1430 гг. Фессалоникой, в 1489 г. по договору присоединила к своим владениям королевство Кипр. В кон. XIII - нач. XIV в. венецианцы основали торговые фактории в Чёрном м.- в Солдайе (совр. Судак), Тане (совр. Азов) и Трапезунде (совр. Трабзон), в XV в.- в Синопе. Т. о. сформировалась венецианская Романия - сеть владений и факторий республики, обеспечивавших ее торговые и политические интересы во всем Вост. Средиземноморье. Подчинив высшее церковное руководство венецианской Романии папской курии, В. тем не менее допускала автономию правосл. церковных учреждений под контролем властей республики. Торговая и политическая экспансия В. привела к столкновению с др. крупной морской республикой - Генуей . В результате ряда войн, ведшихся с переменным успехом (1261-1270, 1294-1299, 1351-1355, 1378-1381), по Туринскому мирному договору 1381 г. произошел раздел сфер влияния В. и Генуи. В. получила преобладание в Вост. Средиземноморье, Генуя - в Причерноморье.

http://pravenc.ru/text/150247.html

В этих же предоставлялись русскому духовенству и все те привилегии, какими оно пользовалось раньше – свобода от дани, неприкосновенность церковного суда и пр. Такая веротерпимость замечается в монгольских ханах не только тогда, когда они были язычниками, но и тогда, когда они приняли магометанство. Магомета. Магометанин Берге с удовольствием слушал христианские рассказы епископа Ростовского Кирилла, вторично пригласил его к себе для исцеления своего сына и дозволил открыть в своей столице Сарае епископскую кафедру (1261 г.); Узбек, вообще благосклонно относясь к христианству, не возбранил своей сестре Кончаке не только выйти за московского князя Юрия Даниловича, но даже принять крещение (с именем Агафьи); Чанибек же выдал ярлык митрополиту Алексию, обращался к его помощи для исцеления своей жены Тайдулы и вообще, по свидетельству летописи, был добр зело ко христианству и многу льготу сотвори земле русской 6 . § 2. Впрочем, и при терпимом отношении монголов к христианской вере бывали случаи мученической кончины русских князей. Таковы Михаил Всеволодович Черниговский с боярином Феодором (1246 г.), Роман Ольгович Рязанский (1270 г.) и Михаил Ярославич Тверской (1319 г.). Вызванный Батыем в Орду и получив от епископа Иоанна наставление не поклоняться идолам и не выполнять языческих монгольских обрядов, Михаил Черниговский отправился с внуком Борисом Ростовским, боярином Феодором и др. По поручению хана жрецы потребовали от Михаила, чтобы он прошел сквозь огонь и поклонился языческим идолам, угрожая в противном случае смертью . Михаил отвечал Я готов поклониться царю… но я христианин и не могу поклониться тому, чему поклоняются жрецы. Напрасно уговаривали его и юный Борис, и ростовцы; поддерживаемый Феодором, он твердо стоял на своем и Святым Причастием приготовился к смерти. Явились палачи; схватили Михаила, растянули за руки и за ноги, били кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и долго топтали ногами, пока наконец какой-то отступник Доман не отрезал ему головы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

«Путеводитель души к Богу». После возвращения во Францию стал готовиться к генеральному капитулу (собору духовенства францисканского ордена) в Нарбоне (1260) и кодифицировать существовавшие к тому времени декреты. Собор поручил ему написать новую биографию св. Франциска, после чего Б. еще раз отправился в Италию на родину святого для сбора материалов. Он прервал свои занятия для знакомства с новым папой Урбаном IV , избранным 29 авг. 1261 г. В апр. 1263 г. Б. был в Падуе на перенесении мощей св. Антония Падуанского , а в мае того же года провел генеральный капитул, к-рый рассматривал вопрос об упорядочении литургической жизни ордена и к-рому Б. представил написанное им Житие св. Франциска. В 1264-1265 гг. Б. был при папском дворе, где произносил проповеди. В марте 1265 г. в Перуджии встретился с новым папой Климентом IV . В нояб. того же года папа назначил его архиепископом Йоркским, но Б. упросил папу оставить его в прежней должности. На генеральном капитуле в Париже в мае 1266 г. Б. предпринял меры для преодоления чрезмерного радикализма в ордене, особенно в отношении обета бедности. До сер. 1268 г. он оставался в своей резиденции в мон-ре в Мант-сюр-Сен (Франция). Вероятно, в этот период им были написаны нек-рые аскетические сочинения. В 1270 г. написал «Апологию бедных» против нападок Герарда Аббевилльского на нищенствующие ордена. Весной 1273 г. Б. был в Париже, где организовал Собеседования на Шестоднев. Вскоре после этого папа Григорий X посвятил Б. во епископа Альбанского и возвел в кардинала. Б. встретился с папой в Муджелло (к северу от Флоренции) в июле 1273 г. и проследовал с ним в Лион. Там в нояб. 1273 г. он был рукоположен во епископа и до мая 1274 г. помогал папе в подготовке II Лионского Собора . На Соборе, открывшемся 7 мая 1274 г., Б. защищал идеалы нищенствующих орденов и участвовал в решении главного вопроса Собора - унии Церквей. Неожиданно Б. заболел и скоропостижно скончался. В тот же день он был похоронен во францисканской церкви в присутствии папы.

http://pravenc.ru/text/Бонавентуры.html

В сент. 1256 г. А. В. совместно со св. Фомой Аквинским защищал в Ананьи перед папой Александром IV нищенствующие ордена от нападок парижских теологов из числа белого духовенства. Вернувшись из Италии, А. В. в 1258 г. вновь преподавал в Кёльне. В 1259 г. на генеральном капитуле ордена в Валансьене он был среди тех, кто добился включения философии и естественнонаучных дисциплин в учебный план орденских школ, что имело огромное значение для дальнейшей рецепции наследия Аристотеля и в конечном счете для судеб католич. богословия. 5 янв. 1260 г. папа Александр IV назначил А. В. епископом Регенсбургским; но, отправившись к папскому двору уже в 1261 г., А. В. по личной просьбе был в 1262 г. освобожден от сана Урбаном IV , поручившим ему в февр. 1263 г. проповедь крестового похода против вальденсов в Германии и Чехии. По завершении этой миссии А. В. в 1264-1267 гг. жил в Вюрцбурге, где его брат Генрих был приором доминиканцев, а в 1267/68-1270 гг.- в Страсбурге. Приглашение генерала ордена переехать в Париж (1269) А. В. отклонил по причине преклонного возраста, но согласился вернуться в Кёльн (1270/71). В 1274 г. А. В. принял участие в Лионском II Соборе , на к-ром он обратился к папе с предложением признать избранного нем. кор. Рудольфа Габсбурга (1273-1291), а в 1277 г., согласно актам о канонизации Фомы Аквинского, защищал в Париже его учение. Труды А. В., стремившегося к полноте и универсальности знания, обнимают практически все сферы совр. ему науки. В критическом издании под редакцией Б. Гайера и др., насчитывающем 37 томов, сочинения А. В. подразделяются на 4 группы: богословские, философские, естественнонаучные и эпистолярные. Из сохранившихся трудов А. В., по-видимому, наиболее ранним, еще почти не испытавшим на себе влияния Аристотеля, является незавершенный трактат поучительного содержания «De natura boni» (О природе блага - 30-е гг. XIII в., до 1243), в к-ром видное место отводилось мариологии . В Париже А. В. приступает к глубокому изучению трудов Аристотеля, что нашло выражение в его разделенных на вопросы (quaestiones) суммах, посвященных таинствам («De sacramentis»), христологии («De incarnatione»), эсхатологии («De resurrectione» - не завершена), творению мира и человека («De quattuor coaequaevis», «De homine» - вместе как «Summa de creaturis»), наконец, вновь сущности блага («De bono» - не завершена).

http://pravenc.ru/text/115902.html

В Венеции продолжилось становление олигархической республики. С 1229 г. венецианские дожи при вступлении в должность обязаны были приносить клятву (promissioni), во многом ограничивавшую свободу их действий. Вместе с тем Венеция в это время представляла собой намного более устойчивое в политическом отношении образование, чем другие морские республики в И. Росту влияния Венеции в Вост. Средиземноморье способствовало участие республиканского флота в 4-м крестовом походе (1202-1204), после которого Венеция получила право вести торговлю в Византийской империи и значительные владения на Балканах. Впосл. республика отказалась от территориальных приобретений в обмен на места для торговых баз в Латинской империи и стратегически значимые острова. После объединения Византийской империи имп. Михаилом VIII Палеологом (1261) привилегии в торговле на Балканах и на черноморском побережье получила и Генуя. На первые десятилетия XIII в. приходятся военные конфликты Венеции и Генуи, состоявшей в союзе с Пизой, за преобладание в Сев. Африке. Несмотря на успехи Венеции в военных действиях, Сев. Африка стала зоной влияния Генуи и Пизы. Борьба за колонии и право торговать в регионах Средиземноморья приводила к частым конфликтам между республиками, наиболее затяжными были войны в 1261-1270 и 1294-1299 гг. Конфликты между морскими республиками побуждали их принимать ту или иную сторону в противостоянии имп. Фридриха II и городов Сев. Италии, выступавших в союзе с Римскими папами. Пиза традиционно поддерживала императора, тогда как Генуя и Венеция вошли в состав 2-й Ломбардской лиги городов. Монета Генуи. Аверс, реверс. 1139–1252 гг. Монета Генуи. Аверс, реверс. 1139–1252 гг. На рубеже XII и XIII вв. была проведена кодификация местного права в Венеции, где в отличие от правовых систем др. итал. городов влияние Кодекса Юстиниана было весьма ограничено. Итогом стал кодекс «Usus Venetorum» (Обычай венетов), к-рый после неоднократных редакций послужил основой городских статутов дожа Джакопо Тьеполо (1242; определяли устройство республики до XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Ахилл – герой Троянской войны 33, 48, 208 Бадурий – стратилат Фракии при Юстиниане I 110 Байджу-нойон – монгольский полководец 310 Балдуин (Бодуэн) I – латинский император Константинополя (1204–1205) 289, 291, 292, 303 Балдуин (Бодуэн) II – латинский император Константинополя (1228–1261) 314 Барисбакур – приближенный Юстиниана II 119 Батан – архонт пачинакитов 170 Батбаян (Баян) – болгарский хан 117 Батый – монгольский хан (ок. L209–1255/1256) 305 Баян – правитель Аварского каганата (562–582?) 111, 112 Бела III – венгерский король (1172–1196) 301 Бела IV – венгерский король (1235–1270) 306, 309 Бледа – в 435–445 гг. правитель гуннов совместно с Аттилой 42, 44 Бодуэн – см. Балдуин Божилов И. 156 Борил – болгарский царь (1207–1218) 304, Борис II – болгарский царь (970–971) 202, 214, 220, 224 Борис Коломанович (Кальманович) – венгерский принц 252, 261, 262 Булгар – легендарный родоначальник болгар 193 Ваица – архонт пачинакитов 170 Вакх – пресвитер 111 Вакхин – сербский архижупан 279 Валамир – готский вождь, отец Февдериха 48, 50–54 Валгиц – архонт Босфора 119 Валент – римский император (364–378) 24, 27, 28, 30, 109 Валентиниан I – римский император (364–375) 22, 37–39, 109 Валентиниан II – римский император (383–392) 61 Валериан – римский император (253–259) 19, 22 Валерий – наместник Фракии 63 Валия – король визиготов (415–419) 63 Варда Склир – магистр 197, 220, 221, 227 Варда Фока – патрикий, стратиг 180, 236 Вардан – см. Филиплик Васавила (Роберт Басавила) – норманн, родственник короля Вильгельма 263 Васас (Вашаш) – знатный венгр 271 Василий I Македонянин (Большеголовый) – византийский император (867–886) 141, 176, 178, 183–185, 218 Василий II Болгаробойца – византийский император (976–1025) 187, 189, 217, 234–237, 302 Василий – проедр и паракимомен 200, 224 Василий Ватац – византийский полководец 285 Василик (Василько) Юрьевич (Георгиевич) –русский князь (XII в.) 270 Василиск – византийский император (475–476) 48, 49 Васильевский В. Г. 186, 187 Василько – см. Василик

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010