Сомнения, удастся ли довести издание ПБЭ до конца, высказывались Глубоковским с самого начала принятия редакции. Осенью 1907 г. он сообщал Ф. И. Успенскому о финансовых затруднениях издателя (С. А. Артемьева) и недавнем пожаре, уничтожившем весь книжный склад, что замедлило печатание и Энциклопедии 1248 . Само издание значительно расширялось. Предложение об увеличении объема томов и выпуске двух томов ежегодно представлялось едва ли осуществимым из-за необязательности сотрудников и отсутствия серьезной финансовой поддержки. «Но неужели и теперь нигде не найдется средств для того, чтобы поддержать и развить столь важное для всего православного мира научное предприятие» 1249 , – восклицал С. В. Троицкий (в то время помощник редактора ПБЭ) в рецензии на VIII том. А когда в типографии печатался XI том, Глубоковский писал В. В. Розанову : «Где тут мечтать о больших предприятиях? Даже «Богословская энциклопедия», казалось бы, имеет интерес и важность для самых широких слоев, а ниоткуда поддержки и не может существовать: сей год заняли 6 тыс. рублей и этим, по-видимому, кончит...» 1250 . Рецензенты единодушно отмечали, что прекращение издания ПБЭ вызвано недостатком поддержки со стороны общества, прежде всего духовенства. «Среди нашего более чем безбедного епископата не нашлось никого, кто пожелал бы поддержать общеполезное дело. Зато оказалось немало охотников давить Энциклопедию и редактора» 1251 . Спустя два года после выхода последнего, тома, отвечая на вопрос о судьбе Энциклопедии, Глубоковский писал Тураеву: «Энциклопедия – моя болезнь: о судьбе ее – увы! – ничего не знаю, а когда выяснится окончательная безнадежность – возвращу Вам коптов Ваших» 1252 , а через несколько месяцев добавлял, что Энциклопедия «пока пропала» 1253 . Весной 1914 г. в письме Зенгеру (по поводу его предложения помочь держать корректуру статьи, «касающейся чего-либо римского» 1254 ) Глубоковский замечает: ««Энциклопедия» не была поддержана и провалилась окончательно, а, если и будет издаваться, то без меня, ибо вне ученых (хотя бы и не слишком специальных) интересов» 1255 . В письме Глубоковскому сотрудника Энциклопедии К. В. Харламповича мы встречаем указания более конкретные: «Итак, Вы ликвидируете ученую часть того предприятия, которое погублено »Странником». А дал ли он обещанный том сохраненной энциклопедии?» 1256 . Можно с уверенностью сказать, что причинами прекращения издания ПБЭ были финансовые трудности и разногласия между издателем и редактором по поводу характера Энциклопедии, которую Глубоковский стремился поддерживать на высоком научном уровне. Из переписки также видно, что сам Глубоковский не оставлял работы над Энциклопедией. В его архиве есть письмо (датированное 9 апреля 1915 г.) от бывшего сокурсника по МДА, а впоследствии секретаря Канцелярии Синода П. В. Гурьева , выражающего согласие подготовить для Энциклопедии статью о журнале «Кормчий» 1257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

(3) Часов в пять-шесть (время точно не размерено) я – как подскажет день – удаляюсь в цветник или в криптопортик 1248 , обдумываю остальное и диктую. Сажусь в повозку и занимаюсь в ней тем же самым, чем во время прогулки или лежания, освеженный самой переменой. Немного сплю, затем гуляю, потом ясно и выразительно читаю греческую или латинскую речь не столько ради голоса, сколько ради желудка 1249 ; от этого, впрочем, укрепляется и голос. Вновь гуляю, умащаюсь, упражняюсь, моюсь. (4) Если я обедаю с женой и немногими другими, то читается книга 1250 , после обеда бывает комедия и лирник; потом я гуляю со своими людьми, среди которых есть и образованные 1251 . Разнообразные беседы затягиваются на целый вечер, и самый длинный день скоро кончается. (5) Иногда в этом распорядке что-нибудь меняется: если я долго лежал или гулял, то после сна и чтения я катаюсь не в повозке, а верхом (это берет меньше времени, так как движение быстрей). Приезжают друзья из соседних городов, часть дня отбирают для себя и порою своевременным вмешательством помогают мне, утомленному. (6) Иногда я охочусь, но не без табличек, чтобы принести кое-что, если ничего и не поймал 1252 . Уделяется время и колонам (по их мнению, недостаточно): их деревенские жалобы 1253 придают в моих глазах цену нашим занятиям и городским трудам. Будь здоров. 37 Плиний Павлину 1254 привет. (1) Не в твоем характере затруднять близких друзей традиционными и, так сказать, официальными услугами, а я люблю тебя слишком крепко и не боюсь поэтому, чтобы ты, консул, истолковал не так, как мне желательно, мое отсутствие в календы 1255 , тем более, что меня задерживает необходимость упорядочить многолетнюю аренду моих поместий 1256 , и тут приходится принимать новые решения. (2) За прошлое пятилетие недоимки возросли, хотя я и делал большие скидки; поэтому большинство, отчаявшись в возможности уплатить долги, вовсе не заботится об уменьшении их. Люди тащат и тратят все, что у них появляется в хозяйстве, считая, что им нечего уже жалеть себя.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

1246 Я. Пеликан отмечает, что по некоторой иронии судьбы моноэнергизм мог поддерживать обе богословские крайности, т.е. несторианство и монофизитство. Несториане учили, что две ипостаси сходятся в едином действовании, а монофизиты говорили о едином действии одной божественной, хотя и воплотившейся, ипостаси (см.: Христианская традиция. Т. 2. С. 61). 1249 Chesnut. The Two Prosopa in Nestorius’ Bazaar of Heraclides. P. 402. Моноэнергистской и монофелитской доктрины придерживались несториане и в последующие века. Булус ар- Рахиб свидетельствует, что и у современных ему несториан (XII– XIII вв.) учение о единстве энергии и воли являлись важнейшими положениями христологии (см.: Paul d’Antioche. Sectes chrétiennes 8//Khoury Р. Paul d’Antioche, évêque de Sidon (XII s.). Beyrouth, 1964. P. 87 [на арабск. яз.]). О том, что несториане признавали во Христе не только одно лицо, но также одно действование и одну волю, свидетельствовали и арабоязычные авторы севирианской традиции, например, Хабиб ибн Хидма Абу Раита (первая четверть IX в.) (см.: Graf G. Die Schriften des Jacobiten Habib ibn Hidma Abu Ra’ita. Lovanii, 1951. S. 107). 1250 См.: Ekthesis//Concilium Lateranense a. 649 celebratum/R. Riedinger, ed. B., 1984. P. 156. Протопресв. И. Мейендорф высказал оригинальную мысль о том, что недостаточная разработанность в монофизитском богословии учения о волях во Христе обусловлена близостью их позиции по данному вопросу к точке зрения несториан: «Из терминологических соображений, монофизиты, как правило, воздерживались от речей об “одной воле” во Христе, опасаясь возможных несторианских ассоциаций» (Византийское богословие… С. 70). 1251 См.: Babai Magnus. Liber de Unione 3. 9.//Babai Magni liber de unione/A. Vaschalde, ed. Louvain, 1915. P. 74– 75. 1252 Цит. по: Labourt J. De Timotheo I nestorianorum patriarcha (728–823) et chrismianorum orientalium conditione sub chaliphis Abbasidas. P., 1904. P. 18. 1253 См.: Timotheus Ipatriarcha. Epistula 33 ad sacerdotes et fideles qui Basra et Hubbalat sunt: de incarnatione Dei Verbi//Idem. Epistulae/O. Braun, ed. P., 1914. P. 127.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Создать такую независимость и такое самообладание можно только при непрестанной и неослабной борьбе со страстями. Похоть злее осы жалит нас, и не только днём, но и ночью 1244 . Поэтому, должно полагать препятствие похоти и вожделению и таким упражнением иссушать плотские стремления 1245 . Не одни только военные борцы ведут войны за свободу, но и те, кто получили помазание от Логоса, стыдясь сделаться пленниками похоти, ведут такую же войну на пирах, на постели, на судах 1246 . Особенно сильной борьба должна быть у тех, кто ранее испытал удовольствия, но и тем более нравственно ценной должна быть и победа. Некоторые отдают за воздержание предпочтение вдове пред девицей, потому что она презирает то удовольствие, которое уже испытано 1247 . И справедливо, ибо, что великого в том, если кто воздерживается от того, чего он не знает 1248 . Но полная победа над страстями достигается не одними только собственными усилиями человека, но и содействием благодати Божией. Целомудрие есть дар Божий 1249 . Воздержание, обусловливающее целомудрие, есть божественная сила и благодать 1250 . Поэтому, употребляя собственные усилия, гностик молится и о помощи свыше. Он просит о том, чтобы ему во плоти жить как бесплотному, достигать лучшего, избегать худшего 1251 . Итак, добродетель самообладания или целомудрия состоит не в воздержании только от всего, возбуждающего страсти, но и в таком пользовании вещами, при котором они не приводят пользующегося к страстным движениям, при котором он является не рабом, а господином наслаждения. Достигается это благодаря тому, что человек путём усиленных упражнений и при помощи благодати приобрёл власть над неразумными движениями души и не даёт возникать им, при случаях даже их вызывающих. Не лучше ли для человека с самого начала не хотеть желать недолжного, чем достигать предмета вожделений? 1252 Целомудренный именно возвысился до такого состояния. Сколь ни высока добродетель целомудрия, сколь она ни необходима для христианина, она всё же характеризует того, кто ещё не достиг высшей ступени нравственного совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

1249. Мнение епископа Игнатия впоследствии доказано самым фактом: сочинитель статей г-н Щапов выказал и доказал значение написанных им статей своими действиями. 1250. Сам владыка Игнатий не озаглавил эти тексты, которые впоследствии определял как «воззвания», «предложения», «наставления», «архипастырские слова», «циркуляры», «статьи». Нам представляется вполне точным название, данное первым публикатором этих материалов Л. А. Соколовым, которое мы сохраняем и в данной публикации: «Архипастырские воззвания епископа Игнатия Брянчанинова к Кавказскому духовенству по вопросу об освобождении крестьян от крепостной зависимости» (Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: В 2 ч. Киев, 1915. Ч. 2. Приложения. С. 13). (Далее — Соколов…) 1251. Государственный архив Ставропольского края (далее — ГАСК). Ф. 135 (Кавказская Духовная Консистория), оп. 17, ед. хр. 323, л. 26. 1252. Там же. Л. 5. Опубликовано по этой же копии в издании: Соколов… Ч. 2. Приложения. С. 17 с опечаткой («следуемым» вместо «следующим»). 1253. Игнатий (Брянчанинов), святитель. [Соч.]. Т. 7: Письма. М., 1993. С. 368. (Далее — Письма святителя Игнатия…). 1254. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 383 об. 1255. Лучинский Г. А. Афанасий Прокофьевич Щапов: Биографический очерк//Щапов А. П. Соч.: В 3 т. СПб., 1908. Т. 3. С. XXIV. 1256. Знаменский П. История Казанской духовной академии: (1842–1870). Казань, 1892. Вып. 2. С. 224. 1257. В комментарии к заметке Герцена «Во Христе сапер Игнатий» (Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1958. Т. 14 на с. 507) утверждается, что «Слово…» «приписывалось П. А. Щапову и вошло в его Собр. соч., т. I, 1906 г., стр. 1–16», но это ошибка: в указанном издании находится статья Щапова «Голос…»; «Слово…» же среди сочинений Щапова не значится. 1258. Знаменский П. История.С. 542–543. 1259. Православный собеседник. 1859. Ч. I. [Январь]. С. 41, 46, 63, 71–72, 75. 1260. Православный собеседник. 1859. Ч. I. [Март]. С. 337–341, 342, 347.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Вещество таинства – вода. Каиниты не считали воду необходимой принадлежностью таинства крещения, – как настоящие «ехидны, аспиды и т. п. змеи, они «убегали воды, а искали и ищут сухих и бесплодных мест» 1251 . Их особенно и главным образом в таинстве крещения поражала несоразмерность между средствами, столь обыкновенными, как вода, и действиями таинства, которое «изглаждает пятна прошедших грехов, делает нас чадами Божьими, отверзает нам вход в жизнь вечную» 1252 . Все в крещении кажется просто, нет никакого блеска, ни пышности, ни великолепия», из купели «человек не выходит ни более чистым, ни более опрятным» 1253 . Тертуллиан не видит несообразности в цели и средствах и, при свете идеи о Боге с Его главными свойствами – простотою и могуществом, устраняет всякую возможность сомнения в силе таинства. Результат таинства, действительно таинственный, но «для того-то и верить ему должно, что действие его столь чудесно» 1254 . Бог, как всемогущий, и с простыми средствами может соединить и соединяет великие действия. Кроме того, простая сама по себе стихия, вода поставлена очень высоко по той важной роли, какую она играла в мировой жизни и должна играть. «Стихия сия благодатна по своему происхождению, знаменита с самого начала мира. Она прежде, нежели мир получил полное свое устройство, укрывалась под завесой всемогущества Божия, – Дух Божий ношашеся верху воды»... Между тем как царствовал повсюдный хаос, «вода, одна вода, вещество совершенное, изящное, чистое, служила престолом, седалищем Духа Божия, Который предпочел ее всем стихиям». В мирообразовательном процессе она играла первенствующую роль, так как Бог творил все «посредством воды», – «вода первая произвела то, что имеет жизнь», и этим самым уже ясно указала на свое высокое значение как вещества, чрез которое «даруется душе нашей жизнь вечная, духовное возрождение» 1255 . Дух Божий проникал водную стихию и оживлял ее, так что чрез это проникновение вода получила силу освящать человека и в таинстве крещения, всякая вода, где бы она ни была взята – в море или пруде, реке или источнике, озере или другом каком-либо водоеме лишь бы только был призван на нее Дух Святый, освящающий ее своим присутствием и делающий ее способной освящать в свою очередь и других 1256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Говоря о положении клириков в царствование Феодосия, нельзя пройти молчанием отмены Нектарием должности покаянного пресвитера. Правда, это дело не принадлежит собственно Феодосию В. и совершилось даже без его ведома, тем не менее оно является знаменательным фактом в истории Восточной Церкви эпохи Феодосия В., как первое историческое свидетельство об определенной постановке тайной исповеди в церкви 1248 . О возникновении должности покаянного пресвитера историк Сократ рассказывает следующее: «после того, как новациане отделились от Церкви и не хотели иметь общения с падшими во время Декиева гонения, епископы присоединили к церковному чину пресвитера-духовника, чтобы падшие после крещения исповедывали грехи свои пред нарочно для сего поставленным священником» 1249 . Наоборот, Созомен 1250 относит происхождение покаянного пресвитера к самому началу Церкви, что маловероятно 1251 . Более правдоподобною датою остается признать дату Сократа, который, как мы видели, относит учреждение института покаянных пресвитеров к III в. Оба историка утверждают, что этот институт существовал во всей Церкви, но это сомнительно. На Западе, в Александрии и в Иерусалиме, во всяком случае, этого института не было в церковной практике 1252 . Отсюда, институт покаянного пресвитера следует считать местным, хотя, на основании некоторых данных, можно думать, что он имел некоторую распространенность на Востоке. Так, по свидетельству Сократа, должность покаянного пресвитера даже после ее уничтожения продолжала существовать среди некоторых еретических обществ, так как «одни только исповедники единосущия и единомысленные с ними в вере новациане отвергли покаяннаго пресвитера» 1253 . Эта должность покаянного пресвитера и была уничтожена Константинопольским епископом Нектарием, о чем согласно свидетельствуют историки Сократ 1254 и Созомен 1255 , но в различных редакциях, из которых Сократовская признается первичной 1256 и наиболее достоверной 1257 . Время уничтожения должности покаянного пресвитера падает на 391 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном [Фивейским]//Богословский вестник 1914. Т. 1. 4. С. 689–720 (3-я пагин.). (Продолжение 1248 .) —689— 1868 г.? Аксаков поместил еще статью, говорят, более замечательную, чем об обер-прокуроре прежнюю. Митрополит вызывается в Питер на декабрь. Гиляров выходит, кажется, из директоров, после ревизии Лавровым 1249 и по случаю перестройки типографии. Ректор говорит, что никто не идет в Кострому в наставники, о чем и будет Вам писать 1250 . Открывают семинарию Новочеркасскую и шесть человек, и в числе их и Беликов, изъявили желание туда поступить. Мест вообще оказалось много. О. Наместник сказал мне, что митрополит не любит академий, осуждает крепко администрацию нынешних семинарий, не любит монахов, хочет высказывать свои мысли, разве Государь сам прикажет молчать. Понравилась ему Вифания, и он хочет летом жить в ней, собирается по епархии после 26-го. Созывал старост толковать о постройке церковных домов и ссужает 200000 им за мелкие проценты. 1868 г. Августа 22. Дивлюсь я, что митрополит Иннокентий так резко многим говорит о своем намерении кри- —690— чать против нового устава. Этим он, очевидно, вредит успеху дела. Но он сам, по-видимому, предчувствует свое недолгое служение. «Спешите делать, пока я тут. Меня скоро спустят из Петербурга». Более всего занимает его проект об учреждении православного епископства в Сан-Франциско, которому подчиняются и наши приходы в Америке. Вчера был у меня ректор Орловской семинарии Палладий Пьянков 1251 . Вот кандидат на епископство, магистр и, кажется, обстоятельный человек. Макарий 1252 напечатал акафист Макарию Унженскому, и я говорил, чтобы напомнить ему о высылке к Вам акафиста. Новый ректор Рязанский, по словам бывшего у меня инспектора Рязанского, отлично усердно занимается делом. Преосвященный Алексий мало обращает внимание на уставы новые и говорит, что он сам отвечает за свои резолюции. Но состав правления мирный и не возражает. Митрополит Московский знать также не хочет возможности для правлений прекословить его воле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вознесение указывает на последующее вселение и пребывание в Боге. Это учитель, т. е. Григорий, подобающим образом утверждает, показывая, что апостол претерпел, а не осуществил вознесение. «Ибо вознесение есть пассивное состояние возносимого, действие же – возносящего ( νληψις γρ πθος στ το ναλαμβανομνου, νργεια δ το ναλαμβνοντος)» (Amb 20,1237D3–9). Эти три стадии относятся к разным уровням естественного созерцания и молитвы. Только последняя стадия заслуживает названия «экстаза», поскольку только она совершенно пассивна, и таким образом, выходит за пределы природы. Отрывок IV Отрывок из Myst 23 добавляет новый обертон к тому, что мы уже видели, а именно, использование в качестве образа зеркала. Но это связано с обращением Максима к Дионисию; мы обратимся к этому позднее. Что касается остального, то тут имеет место скрытое цитирование «претепевания божественного» у Дионисия 1249 , и цитата из него 1250 , в которой содержится указание на зеркало. Таким образом, мы можем перейти к рассмотрению страдания и обожения, которое находим в Thal 22. Отрывок V Фалассий задает вопрос, исходя из текста апостола Павла, где тот говорит, что нас достигли последние века ( 1Кор 10:11 ), и предположения, лежащего в основе Еф 1:18 , о том, что сокровища Божий откроются в грядущем веке. Что следует из этой кажущейся антиномии? Один из ответов Максима состоит в том, чтобы поставить это раздвоение времен в параллель, соответственно, к действию и претерпеванию, при том, что нынешнему веку, в котором мы живем, он приписывает всяческую активность, а грядущему – пассивность. Контраст столь велик, что на первый взгляд кажется, что в нем отсутствуют какие-либо нюансы. Однако внимательное чтение и объяснение этих двух этапов существенно меняет первое впечатление. «Мы – делатели, – говорит Максим, – до тех пор, пока и наша естественно разумная способность, производящая добродетели, активна и действенна 1251 , и наша безотносительная 1252 умная сила, воспринимающая всякое ведение, проходит через весь мир сущих и мыслимых, оставляя позади все века. И мы – претерпевающие, когда совершенным образом завершив с логосами сущих [, возникших] из ничего, мы перешли в неведении ( γνστως) к причине сущих, и дали нашим естественным силам покой вместе с конечным по природе, становясь тем, что не может быть достигнуто никакой природной силой. Ибо ничто тварное не может из своей природы обожиться; ибо только Божественной благодати присуще соприродно доставлять [каждому] соответственно [ему] благодать обожения, просвещая природу сверхприродным светом и поднимая ее сверх ее собственных пределов в преизбытке славы» 1253 (Thal 22, 320D7–321A12).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Сделавшись царем (может быть, впрочем, и ранее того), Набоннид, чтобы упрочить за собою престол, вступил в брак с одною из представительниц царского рода вавилонского, – дочерью или внучкой знаменитого Навуходоносора 1250 . Царствовал Набоннид целых 17 лет (554–538) 1251 и пережил свое собственное низложение и падение вавилонской монархии. Это был последний вавилонский царь, преемник Навуходоносора; после него Вавилон переходит в руки мидо-персидских государей – Дария Мидянина, а затем – Кира. Каково было положение пророка Даниила при дворе четырех преемников Навуходоносора, – трудно сказать; но, судя по некоторым данным, влияние пророка стало слабее. Резкой перемены, во всяком случае, не было. Евильмеродах, благосклонный вообще к иудеям и в частности к их пленному царю Иехонии, с доверием и откровенностью, можно думать, относился и к Даниилу. Дальнейшие же государи, кажется, или совершенно удалили пророка от своего двора, или отстранили его от некоторых почетных должностей, оставивши на каком-либо малозначительном придворном посту; так было, напр., в последние годы царствования Набоннида. Чем объяснить такую перемену, – тоже можно строить только предположения: вероятно, иноплеменное происхождение пророка Даниила, его религиозные и нравственные убеждения наложили некоторую тень на взаимные отношения между пророком и государями, уступавшими во всех отношениях знаменитому Навуходоносору, а главное – не испытавшими еще на себе силы Бога иудейского и не имевшими, поэтому, должного уважения к Его пророку. Набоннид в последние годы царствования сделал своим соправителем своего старшего сына Валтасара 1252 . Древние историки (Бероз, Абиден и др.) ни слова не говорят об этом принце-соправителе; между тем, в истории пророка Даниила он играет видную роль; понятно, поэтому, как важно для нас прояснение этой исторической личности. Что у Набоннида действительно был сын Валтасар и что он являлся деятельным помощником, а потом и соправителем своего отца, – в этом удостоверяют нас клинообразные надписи царя Набоннида.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010