Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кафоликон мон-ря Морача. XIII в., сер. XVI в. Муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Находится в горном каньоне над р. Морача, рядом с водопадом Светигора (40 м), между городами Колашин и Подгорица (Черногория). М. основал как задужбину в 1251-1252 гг. кн. Стефан (в ней он и был похоронен), сын великого жупана Вукана , внук серб. великого жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ). Серб. кор. Милутин (1282-1321) обновил мон-рь. В XV в. обитель сильно обеднела. Известно о покупке в 1444 г. настоятелем М. Никодимом книг для «оскудевшей» б-ки мон-ря с целью их копирования. В 1505 г. турки сняли крышу и подожгли кровельные конструкции Успенского собора. Почти 70 лет собор стоял без крыши, что нанесло урон его убранству и фрескам; он был отремонтирован в 1574 г. игум. Фомой при помощи кн. Вукича Вучетича. В 1577-1578 гг. при игум. Моисее продолжилось восстановление собора, была построена и расписана трапезная, при обители открылся скрипторий. В этот период М. стала национально-освободительным, образовательным и культурным центром Черногории, здесь проводились народные соборы (вече), строились планы по освобождению от османского ига. Ок. 1639 г. при патриархе Печском Паисии (Яневаце) , митр. Герцеговинском Лонгине и игум. Антонии были отремонтированы соборная и Никольская церкви, в 1642 г. расписана капелла первомч. Стефана с припратой. В 1648 г. в М. состоялись выборы Печского патриарха, которым стал Гавриил I (Раич) . Обитель поддерживала тесные отношения с афонским мон-рем Хиландар , поэтому хиландарские мастера участвовали в росписи собора в XVII в. В 1691-1699 гг., во время австро-турецкой войны, М. находилась в запустении. Впосл. она уступила свое лидирующее положение Цетинскому монастырю, но ее насельники продолжали координировать борьбу местного населения против турок. В 1712 г. поменяли крышу собора, в 1742 г. он был отремонтирован. В XVIII в. морачские монахи возродили неск. обителей в Сербии, опустевших после великого переселения сербов ( Каленич , Каменац и Манасию ). В этот период в М. продолжали действовать иконописная мастерская и школа, а ее насельники неск. раз приезжали в Россию за милостыней.

http://pravenc.ru/text/2564158.html

Беседа 39. Созерцание на тему геенны, насколько может быть дарована человеческому естеству благодать иметь мнение относительно этих тайн. (spuria [подложное слово]) 1 . Из высказываний блаженного Давида используем следующий стих и воскликнем в изумлении: Как велики дела домостроительства Твоего, Господи! дивно глубоки помышления Твои! 1249 Добавим : Судьбы Твои – бездна великая; 1250 и, вместе с Павлом: Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его. 1251 Но, как Давид: Дела Господни верны, дела Его – слава и красота. 1252 О, непостижимость сознания Господа: оно неизмеримо! 1253 Ибо такова доброта Его – неизменна и вечна; такова любовь, таково преизобильное милосердие естества Его и предвидение творчества Его, а также и прочие . Итак, какова же причина установления столь трудного предмета, как геенна? Удивления и изумления перед этой тайной исполнены все, знанием истины. 1254 От этого созерцания, которое убегает от всякого исследования, отходят в молчании 1255 все знающие и разумные, 1256 собеседники созерцания божественных тайн; они поклоняются таинствам премудрости Того, Кому должно поклоняться в тишине, ибо также и все действия Его должны изумление и поклонение. 2 . Думать, что гнев, или ярость, или зависть, или что-либо подобное может в этом Естестве, было бы в наивысшей степени отвратительно: никто из разумных и имеющих ум не придет к такому безумию, чтобы думать что-либо подобное о Боге. Также никак не можем мы сказать, что Он действует так из возмездия, хотя буквальное Писания может вести к этому. 1257 Ибо стыдно даже помыслить такое о Боге – чтобы возмездие за злые дела могло быть обретено в Нём, ибо таким образом мы приписали бы немощь этому Естеству – будто ради возмездия использует Он такой великий и трудный предмет. Даже в людях, которые живут благочестиво и праведно и у которых мысли полностью согласуется с Божией волей, невероятно было бы обрести такое – тем менее в Боге: будто бы Он делал что-либо из возмездия за злые дела, заранее те, чье естество с честью и великой любовью привел Он в бытие. Знал Он и все деяния их, и однако не иссяк 1258 для них источник благодати Его: даже после того, как они погрязли во множестве злых , 1259 не отнял Он Своей заботы от них даже на мгновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Скачать epub pdf Толкование на первое Послание к Фессалоникийцам (Солунянам) 1251. Молитвы святых когда имеют силу Беседа I . Молитвы других содействуют и помогают, а содействовать кто-либо и помогать может только тому, кто уже сам действует: если же сам останешься в бездействии, то не получишь большой пользы… Зная это, не будем ни пренебрегать молитвами святых, ни полагаться на них всецело. Соблюдем последнее для того, чтобы не облениться и не проводить жизни в праздности, а первое для того, чтобы не лишиться великой пользы. Напротив, будем и их просить, чтобы они молились о нас и помогали нам, и сами – пребывать в добродетели, чтобы достигнуть благ, обещанных любящим Бога. Минь. Т. XI. С. 397 Творения Т. XI. С. 481, 483 1252. Любовь старается умалить и скрыть свои услуги любимому Беседа II . Любящий не желает ни повелевать, ни начальствовать; но рад лучше сам находиться под начальством и принимать приказания. Он желает лучше благодетельствовать, нежели принимать благодеяния... Он и хочет благодетельствовать, и не хочет показать, что благодетельствует, но представляет себя как бы должником другого... Так и Бог поступил с людьми. Он восхотел даровать за нас Сына Своего; однако, чтобы не показать, что (единственно по благодати) дарует Его, но – как бы отдает нам долг, Он повелел Аврааму дать Себе своего сына, чтобы казалось, что Он, делая нечто великое, ничего не делает великого. Когда нет дружбы, то мы ставим в укор другим наши благодеяния, превозносим их даже при всей их незначительности. А когда есть дружба, мы скрываем их, и великие хотим выдать за малые, чтобы не показать, что друг у нас в долгу, но – что мы сами одолжены ему тем, что он позволил нам одолжить его. Минь. Т. XI. С. 405 Творения Т. XI. С. 491 1253. Скорби удел христиан, исповедников Распятого, а не роскошь и нега Беседа III . Имамы скорбети, – на сие лежим (ср.: 1Фес. 3:3–4 ). У кого из нас есть уши слышать, пусть слышит: на это предназначен христианин. На сие лежим, – апостол говорит о всех верующих. На сие лежим, – а мы, точно предназначенные к неге, избегаем страданий. Почему же однако ж мы избегаем страданий? В самом деле, нас не постигло ни время скорби, ни искушение, кроме как человеческое ( 1Кор. 10:13 ). Благовременно и к вам сказать: не у до крове стасте, противу греха подвизающеся ( Евр. 12:4 )… У кого из вас разграблено имущество за Христа? Кто бит был палицами? Кто обижен даже словами? Чем ты можешь похвалиться? На что можешь надеяться? Христос столько претерпел за нас врагов сущих ( Кол. 1:21 ); а мы на какие можем указать страдания, которые претерпели за Него? Страданий за Него мы не переносили никаких, между тем блага, которые получаем от Него, бесчисленны. Откуда у нас возьмется дерзновение в день онъ ( 2Тим. 1:18 )? Ужели вы не знаете, что и воин тогда только может заслужить внимание царя, когда покажет ему множество ран и язв? Если же не может показать ни одного отличного подвига, то, хотя бы не нанес никакого оскорбления, будет считаться в ряду последних.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

[Аревелци, Гандзакеци, Бардзрабердци; арм. (?)] (ок. 1198, Гандзак (совр. Гянджа, Азербайджан) - 1271, Хор-Вирап), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель. Образование получил в мон-ре Нор-Гетик у Мхитара Гоша , затем в мон-ре Хоранашат в Тавуше изучал грамматику и богословие у Ванакана Вардапета , к-рый воспитал целую плеяду деятелей арм. культуры XIII в. Имел ученую степень вардапета , а с 1235 г.- звание «рабунапет» (верховный наставник). Знал греч., евр., сир., лат. и персид. языки. Основал школу в мон-ре св. Андрея в Кайенаберде, где преподавал в 1235-1239 и 1252-1255 гг. В 1239 г. совершил паломничество в Иерусалим. На обратном пути посетил Сис, столицу Киликийской Армении , где встретился с царем Хетумом I, и резиденцию арм. католикосов в Ромкле, где нашел радушный прием у католикоса Костандина I. В 1243 г. присутствовал на II Соборе в Сисе, был направлен в Вост. Армению для подписания соборных решений арм. князьями и духовенством (1245). После успешного выполнения возложенного на него католикосом поручения В. В. привез подписанные документы обратно в Киликию. Мнение В. В. оказало решающее значение при принятии постановления III Сисского Собора (1251/52), созванного после получения грамоты папы Римского Иннокентия IV , в к-рой тот просил сообщить об отношении армян к вопросу о Filioque. Поскольку участники Собора не смогли прийти к единому мнению, католикос обратился к наиболее авторитетным ученым Вардану Вардапету и В. В., к-рые нашли толкование об исхождении Св. Духа «и от Сына» верным. По возвращении в 1252 г. в Вост. Армению В. В. участвовал в созыве Ахпатского и Дзагаванского Соборов, открыл школы в Сагмосаванке, Хоракерте, Ариче и при др. мон-рях. В 1255 г. основал школу в Хор-Вирапе и разработал для нее учебную программу, включавшую изучение античной философии, логики, риторики и грамматики. Его учениками были мн. видные представители средневек. арм. науки и культуры. В 1264 г. он был вызван к ильхану Хулагу, к-рый, как об этом сообщает В. В. в своей «Всеобщей истории», принял его с почетом и расспрашивал о «разных премудростях». Остаток жизни В. В. провел в различных мон-рях Вост. Армении (Кайенадзор, Хор-Вирап, Ахпат, Алджоцванк), занимаясь преподаванием и писанием трудов.

http://pravenc.ru/text/154119.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРГАРИТА [Маргарита Венгерская; лат. Margarita; венг. Margit] (27.01.1242, Клис (?), Хорватия - 18.01.1270, Заячий о-в (ныне Маргит в пределах Будапешта, Венгрия)), св. Римско-католической Церкви (пам. 18 янв.). М.- дочь короля Венгрии и Хорватии Белы IV (1235-1270) и его жены Марии, дочери никейского имп. Феодора I Ласкаря ; родная сестра католич. св. Кунигунды и племянница св. Елизаветы Тюрингской. Основным источником сведений о М. является ее Житие (Legenda vetus), составленное на лат. языке духовником М., доминиканцем Марцеллом, вскоре после смерти святой (BHL, N 5330). В 1276 г. текст Жития был дополнен сведениями, взятыми из протоколов опроса лиц, к-рые знали М. лично, прежде всего насельниц доминиканского аббатства Пресв. Девы Марии на Заячьем о-ве. Протоколы велись специальной комиссией, назначенной Римской курией для рассмотрения вопроса о канонизации М. В нач. XIV в. Житие было переведено на венг. язык, что было большой редкостью для данного периода. Окончательная редакция Жития была подготовлена монахиней-доминиканкой Леей Рашкаи, насельницей мон-ря на Заячьем о-ве (1510). Еще до рождения М., во время бегства от войск хана Батыя, предпринявшего в 1241-1242 гг. нашествие на Венгрию, родители дали обет посвятить своего ребенка Богу, во исполнение к-рого М. в 1246 г. была отдана в доминиканский мон-рь св. Екатерины в г. Веспрем. В 1252 г. М. перешла в доминиканский мон-рь Пресв. Девы Марии на Заячьем о-ве, к-рый был основан кор. Белой IV специально для дочери. В 1254 г. М. принесла временные обеты, а в 1261 г.- торжественные обеты. Неск. раз М. отклоняла предложения вступить в брак с представителями европ. королевских семей (в т. ч. с королем Чехии Пржемыслом II Отакаром (1251-1278)), хотя это и вошло в противоречие с политико-династическими планами Белы IV. В мон-ре М. вела аскетический образ жизни, посвятив себя молитве, строгому посту и заботе о больных; настоятельница мон-ря и даже духовник М. считали ее аскезу чрезмерной. Созданный в Венгрии образ М. соответствовал распространившемуся в XIII в. мистическому направлению религ. мысли в католич. Церкви. Так, считалось, что по причине глубокого переживания страстей Спасителя на руках М. появились стигматы. М. способствовала разрешению конфликта между кор. Белой IV и его сыном Иштваном (буд. кор. Иштван V (1270-1272)), к-рые встретились в мон-ре Пресв. Девы Марии (1266) и подтвердили условия мирного договора, заключенного годом ранее (согласно договору, Бела IV передал под управление сына вост. часть страны).

http://pravenc.ru/text/2561962.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУДИМЛЯНСКО-НИКШИЧСКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). В мае 2001 г. по решению Свящ. Архиерейского Собора СПЦ была выделена из состава Черногорско-Приморской епархии. Еп. Будимлянский, вик. Черногорско-Приморской епархии Иоанникий (Мичович) назначен ее администратором. В мае 2002 г. он был избран правящим архиереем Б.-Н. е. с определением местопребывания кафедры в муж. мон-ре Джурджеви Ступови в Беране (Иванград). В состав Б.-Н. е. вошли 10 р-нов Черногории: Андриевица, Беране, Биело-Поле, Жабляк, Мойковац, Никшич, Плав, Плужине, Рожай и Шавник, к-рые были разделены на 3 архиерейские наместничества: Биело-Польское, Беранско-Андриевицкое и Никшичско-Шавничское. В епархии действуют кафедральный собор во имя свт. Василия Острожского в Никшиче, 115 церквей (9 строятся); служат 20 священников, 2 диакона; в мон-рях подвизаются 6 иеромонахов; 13 монахинь и 8 послушниц. Действуют неск. церковных хоров и молодежных братств. С 2002 г. издается епархиальный ж. Список архиереев Б.-Н. е. объединила сев. районы Черногории, в т. ч. исторические и духовные центры края: Биело-Поле (см. ст. Биело-Польские церкви ), Никшич (см. ст. Черногория ) и Будимлю. Историческая Будимлянская епархия, ставшая частью Б.-Н. е., находилась во владениях Неманичей и была учреждена в 1219 г. свт. Саввой I Сербским после получения СПЦ автономии. В XIII в. к территории епархии относились В. Полимье, верхнее течение р. Тары, районы совр. Сев. Албании и др. Кафедра находилась в мон-ре Джурджеви Ступови. Первым епископом, возможно, был Неофит, упоминающийся в праздничной стихире акафиста свт. Савве, затем Иаков, Каллиник, Феофил I (1251-1252), переписавший Морачскую Кормчую, Спиридон, Герман I и Герман II (1292-1309). Еп. Будимлянский Николай упоминается среди участников созванного кор. Милутином Собора ок. 1318 г. В XV в. Будимлянская епархия была возведена в ранг митрополии, и кафедру занимали митрополиты Василий (1532), Макарий I и Макарий II, Матфей (1552); как предполагают, при нем кафедра была перенесена в мон-рь Николяц (см. ст. Биело-Польские церкви ) и Будимлянская митрополия была объединена с Хумской. Далее кафедрой управляли митрополиты Геннадий (1559), Савва, Герасим, Григорий, Феофил II (1615), Евфимий и Паисий (1639-1654). Последнего Собор СПЦ в 1563 г. планировал отправить в Рим для получения материальной помощи, но тур. власти его казнили и запретили избрание на кафедру нового архиерея. К 1709 г. относится упоминание митр. Ефрема, названного в источнике Будимским, но, т. к. на Будимской кафедре в то время был еп. Викентий (Попович) , предполагают, что митр. Ефрем управлял Будимлянской епархией.

http://pravenc.ru/text/153571.html

14) О. Иннокентий. Нравственное Богословие было предметом чтений о. Иннокентия в 1833–1835 гг. 1250 В печати изданы (помещены в названном юбилейном сборнике) лишь «вступительная лекция» его «по Нравственному Богословию», «Введение в Нравственное Богословие» и «Нравственная антропология». 1251 Вопроса об «аскетизме» о. Иннокентий касается здесь очень мало. По его мнению, христианская деятельность не можете быть без мистики; ибо существо её – в глубине духа. Аскетика стоит на противоположной стороне, ибо занимается телом; а тело стоит в противоположности с духом, по своей грубости, косности, осязаемости, материальности. Дух требует оживления, просвещения; а тело – умерщвления, обуздания, борьбы. 1252 Подвижничество нужно, ибо тело противоборствует духу; но главное исходище жизни – дух, сердце. Многие секты забывают это и ожидают всего от обуздания тела, и потому простирают слишком далеко разные строгости к нему, наприм. посты, которые у них нередко оканчиваются смертью , или неизлечимыми болезнями. 1253 Аскеты занимаются подвигами материальными, и потому делают жизнь скучной, горькой. 1254 Таким образом, о. Иннокентий под «аскетизмом» разумеет то «телесное упражнение», 1255 о котором Апостол говорит, что оно «мало полезно”. 1256 Но такое понятие об «аскетизме» слишком узко и не оправдывается ни филологическим смыслом слова, ни его историей. 1257 Слишком узкий смысл понятия «аскетизм » и не благоприятное к нему отношение, вероятно, навеяны на о. Иннокентия его протестантскими пособиями, из которых на одно - " System der christlichen Moral» (1788 – 1815) Рейнгарда – он сам определенно указывает, как на свое пособие. 1258 Впрочем, далее о. Иннокентий «аскетикой” или «педевтикой” называет тот отдел Нравственного Богословия, который трактует ,,о средствах к исполнению” обязанностей христианина” 1259 и который разрешает вопрос: «какими средствами человек может достигнуть совершенства? 1260 Следовательно, точного определения понятая «аскетизм” у о. Иннокентия мы не видим. 1261 1250 См. «Сборник из лекций бывших профессоров Киевской Дух. Академии: архим. Иннокентия, прот. И. М. Скворцова, П. С. Авсенева (архим. Феофана) и Я. К Амфитеатрова, изданный Академией по случаю 50 летнего юбилея её (1819– 69)”. Киев 1869 г.; см. здесь «биографическую заметку” об Иннокентии, 1261 Трудно, впрочем, сказать, насколько этот недостаток (а равно и другие недочеты) можно относить на счет самого автора, так как лекции составлены «по запискам» «бывшими его слушателями» и профессором редактированы не были. См. цитов. «Сборник», стр. VII. Читать далее Источник: Аскетизм по православно-христианскому учению : Этико-богослов. исслед. Сергея Зарина : в 2 книгах. 1907./Книга первая: Критический обзор важнейшей литературы вопроса. - СПб.: Типо-Литография С.-Петербуржской Тюрьмы. 1907. – 388 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАТ (сер. IV в.), свт. (пам. зап. 29 апр.), еп. Карфагена (Сев. Африка). Подпись Г. значится в списке свт. Афанасия Великого в «Апологии против ариан» (Apol. соптг. ar. 50), где приведены имена епископов, подписавших определения Сардикийского Собора 343 г., а также тех, кто подписали его акты позже. К числу последних относился и Г. Между 345 и 348 гг. Г. созвал в Карфагене Собор из 30 африкан. епископов, на к-ром и председательствовал. Собор принял 14 канонов, каждый был либо предложен Г., либо принят Собором по его рекомендации. В соборных актах канонам предшествует речь Г., он выражает благодарность имп. Константу и присутствовавшим на Соборе его представителям Павлу и Макарию за заботу о Церкви и за борьбу со схизматиками (т. е. донатистами). Первое соборное постановление, предложенное Г., запрещало практику перекрещивания еретиков, если они крещены во имя Св. Троицы. За перекрещивание всех еретиков и раскольников ранее выступал сщмч. Киприан Карфагенский, однако в IV в. эта мера стала восприниматься как донатистская. Т. о., по инициативе Г. Африканская Церковь впервые официально отказалась от практики перекрещивания. 2-й канон, инициированный Г., утверждал порядок почитания мучеников, остальные касались дисциплины мирян и клира. Скончался Г. до 359 г., т. к. на Соборе в Аримине в этом году присутствовал уже его преемник св. Реститут. Г.- 2-й Карфагенский епископ, чья память была внесена в календарь Карфагенской Церкви (нач. VI в.). Однако его почитание имело место уже в предыдущем столетии, т. к. он фигурирует в 1-й италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима. Ист.: Mansi. T. 3. Col. 143-158; Hilar. Pict. Fragmenta ex opere historica. Fragmenta 3 (2)//PL. 10. Col. 695; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 50//PG. 25b. Col. 337; Consilium Cartaginense anno 345-348 (CPL., 1765b)//Consilia Africae, 345-525/Ed. Ch. Munier//CCSL. 149. 1974. P. 2-10. Лит.: Delehaye H. Comment. perpetuus in Mart Hieron.//ActaSS. Nov. T. 2. 2. P. 218; Lancel S. Gratus//DHGE. T. 21. Col. 1251-1252. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/166389.html

После смерти в 1246 г. Ярослава Всеволодовича Владимирский великокняжеский стол занял его брат Святослав. Сыновья Ярослава были недовольны полученными от него уделами. В 1247 г. св. Александр Ярославич Невский вслед за братом Андреем отправился к хану Батыю, затем в ставку вел. ханов в Каракорум, откуда вернулся в кон. 1249 г., получив ярлык на «Кыев и всю Русьскую землю», вел. князем Владимирским стал Андрей Ярославич. Возможно, в 1248 г. К. венчал в ростовском Успенском соборе кн. Бориса Васильковича и муромскую кнж. Марию Ярославну, двоюродную сестру по матери кн. Александра Невского ( Кузьмин А. В. Генеалогия муромских князей в XIII - сер. XIV вв.: Факты и гипотезы//Уваровские чт., 8-е: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владимир, 2012. С. 164-168). Зимой 1248/49 г. К. возглавил отпевание во владимирском Успенском соборе погибшего в битве с литовцами на р. Протве кн. Михаила Ярославича Хоробрита. К. участвовал в отпевании там же умершего 27 дек. 1249 г. угличского кн. Владимира Константиновича, в нач. янв. 1250 г.- в его погребении в Спасо-Преображенском соборе Углича. В нач. февр. 1250 г. К. отпел скончавшегося во Владимире-на-Клязьме ярославского кн. св. Василия Всеволодовича , 20 февр. участвовал в его похоронах в Успенском соборе Ярославля. Вместе с Киевским митр. св. Кириллом II , в 1250 г. прибывшим во Владимир-на-Клязьме, К. зимой 1250/51 г. венчал важный политически, но сомнительный с канонической т. зр. брак Владимирского вел. кн. Андрея Ярославича и дочери галицко-волынского кн. Даниила Романовича , бывших двоюродными братом и сестрой. В мае 1251 г. вместе с митр. Кириллом II К. приехал в Новгород, 25 мая оба архиерея приняли участие в хиротонии Далмата во архиепископа Новгородского. Летом 1251 г., во время тяжелой болезни кн. Александра Невского, его «Бог помилова... и молитва отца его Ярослава, и блаженаго митрополита, и епископа Кирила» ( Присёлков. 2002. С. 323). В мае 1252 г., во время «Неврюевой рати», К. находился в Ростове, 2 мая в присутствии князей Бориса и Глеба Васильковичей освятил ц. во имя святых Бориса и Глеба. По-видимому, К. принял участие в торжествах по случаю рождения у кн. Бориса сыновей Дмитрия (11 сент. 1253) и Константина (30 июля 1254). Зимой 1257 г., вероятно, К. крестил в Ростове знатную монголку, жену белозерского кн. Глеба Васильковича, с к-рой князь приехал на Русь из Монголии; в крещении она получила имя Феодора. В том же году монголы переписали население Сев.-Вост. Руси и обложили его налогами, от к-рых было освобождено духовенство. К. благословил кн. Александра Невского на поездку в Новгород вместе с ордынскими чиновниками для проведения переписи.

http://pravenc.ru/text/1840429.html

При этом, как мы сказали, после нашествия Монголов Киев сталь местом даже и небезопасным для обитания: он перестал иметь своих князей, которые бы защищали и охраняли ого, а между тем с одной стороны делали непрестанные набеги на его область Литовцы 9 , а с другой стороны – Татары, протянувшись своими становищами по всей степи Половечской от Волги до Днепра и по-за Днепр, находились своим собственным лицом в таком близком соседстве с ним, как Канев и поле Переяславское 10 . К сейчас указанным внешним причинам, побуждавшим митр. Кирилла оставлять Киев на более или менее продолжительные времена, с большою вероятностью должна быть присоединяема причина внутренняя, которая заставляла его покидать Киев для того, чтобы предпринимать путешествия по Руси. Имеем мы основания предполагать, что митр. Кирилл был пастырь особенно ревностный. Молено поэтому думать, что он хотел сделать приложение своей ревности повое против своих предшественников, а именно – что он хотел предпринимать путешествия по Руси, чтобы самому лично учить, наказывать, исправлять. По крайней мере, Никоновская летопись говорит об этой причине предприятия митр. Кириллом многократных путешествий по России, а вместе с тем и многократных покиданий Киева, положительным образом 11 . Как бы то ни было, мы положительным образом знаем, что митр. Кирилл многократно приходил в северную Русь, чтобы пребывать со здешними великими князьями. Относительно этих его путешествий на Север и пребываний здесь мы находим в летописях следующее. В 1250-м году, спустя то пли другое непродолжительное время после своего возвращения от патриарха с поставления, он отправился из Киева в Суздальскую Русь и прибыл во Владимир через Чернигов и Рязань 12 . В следующим 1251-м году он ходил из Владимира в Новгород к князю Александру Ярославичу Невскому и вместе для поставления Новгородцам епископа (Далмата на место умершего Спиридона). В 1252-м году он находился во Владимире и посадил здесь на великом княжении Александра Ярославича. В 1255-м году он опять находился во Владимире, а и следующем 1256-м году путешествовал с великим князем в Новгород. В 1262-м году мы видим его в Ростове, где он поставил епископа (Игнатия на место умершего Кирилла), а в следующем 1263-м году находим во Владимире, где он похоронил Александра Ярославича Невского. Очень может быть, что после 1252-го и 1256-го годов митрополит не уходил из северной Руси и провел в ней сподряд все время с 1250-го по 1263-й год; но летописи говорят неопределенно, сообщая только о пребывании митрополита на Севере в известные, сейчас указанные, годы. В 1274-м году митрополит пришел из Киева во Владимир, приведши с собой архимандрита Печерского Серапиона для поставления в епископы Владимирские. В 1281-м году митрополит пришел из Киева в область Суздальскую и здесь в этом же году и окончил свою жизнь в городе Переяславле Залесском.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010