Развитая благотворительность – еще одна древняя составляющая монастырской миссии. В голодные годы все три монастыря кормили окружающее население, в буквальном смысле спасая его от смерти. Свято-Троицкая Сергиева лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь, каждая из этих обителей, ежедневно давали пищу 700–1000 чел. (в особо тяжкие годы голода до 3000 чел.) из числа населения окружающих сел и деревень, приходящим странникам. Особенностью миссионерского служения Соловецкого монастыря являлось бесплатное кормление паломников во все время нахождения их на о. Большой Соловецкий (до четырех дней) и выдача провианта (хлеба) на обратную дорогу на материк, а часто и до самого дома. К тому же бедных богомольцев монастырь за свой счет одевал и обувал с. 124–125,243]. По имеющимся сведениям, в монастыре на год заготавливался провиант для кормления 10 тыс. человек (паломников-богомольцев). Первая на Руси регулярная больница («больничные палаты») появилась в Соловецком монастыре до 1688 г. В военные годы монастыри размещали на своей территории больницы и лазареты для раненых воинов. Наиболее разветвленной сетью больниц и лазаретов в годы войн конца XIX – начала XX вв. прославилась Сергиева лавра. Важную и традиционную роль в деле миссии играли монастырские крестные ходы. Многие русские святые и старцы, отмечали особую роль крестных ходов в судьбе России. Прп Серафим Саровский (†1833) сказал в первой трети XIX в.: «Россия спасется крестными ходами» [цит. по 11], подобную уверенность в начале XX в. выразил св прав Иоанн Кронштадтский : «Россия будет спасена крестными ходами» [цит. по 15] и ближе к середине того века подтвердил прп Серафим Вырицкий сказал: «Крестные ходы спасут Россию» [цит. по 95]. Схожими словами: «Крестными ходами будет спасаться Святая Русь», вдохновлял свою паству один из наиболее почитаемых старцев конца XX в., наш современник, прот. Николай Гурьянов (†2002) [цит. по 129]. Покаянный крестный ход есть молитвенное общение человека с Богом. Поскольку «у каждого крестного хода свой звук и глас, своя цель, свой особый дух, свое свидетельство» то крестные ходы монастырей имели свои особенности. Были, например, ходы с перенесением мощей и к встрече чтимых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Отметим особо участие монастырей в развертывании лазаретов для раненых воинов с началом Первой Мировой войны в 1914 г., и частично затронем вопрос о благотворительной деятельности обителей в период военных действий. К весне 1915 г. монастыри предоставили 190 зданий, в которых были открыты военные лазареты. Одна только Киево-Печерская Лавра передала для нужд излечения и реабилитации воинов 10 монастырских корпусов, в которых могли размещаться до 2 тыс. чел. С началом войны собственные лазареты были открыты, и полностью оборудованы для медицинских нужд, при 124 обителях, через год, к августу 1915 г. таких лазаретов стало уже 152 – с полным содержанием за счет монастырей и 49 – со смешанным содержанием (монастырей с участием Российского Общества Красного Креста, Земского и Городского союзов и прочих попечителей). Специально подготовленные сестры милосердия из женских монастырей (монашествующие и послушницы) оказывали медицинскую помощь и обслуживали раненых воинов во время пребывания их в лазаретах. Сестры занимались также пошивом белья для лазаретов и для отправки в армию и на флот. Монастырские лазареты отличались наибольшей вместимостью и к середине 1915 г. общее число кроватей в них достигло 10040 мест, из которых 2000 кроватей были задействованы уже в первые недели после начала боев. Духовный Собор Александро-Невской Лавры снарядил всем необходимым, доставил на театр военных действий передвижной полевой лазарет и содержал его все годы войны. Монастырская братия совершала в лазаретах все необходимые требы и преподавала воинам духовное утешение. Целый ряд обителей командировали своих иеромонахов в полевые госпитали, всемерно снабдив их церковной утварью, облачением, иконами и литературой духовно-нравственного и патриотического содержания. Значимое число монашествующих находилось в боевых порядках действующих войск, в том числе два епископа: первый викарий Московской епархии епископ Трифон 10 (Туркестанов, †1934) находился в сухопутных войсках, а епископ Таврический и Симферопольский Димитрий 11 (Абашидзе, †1942) – на Черноморском флоте.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

В нояб. 1845 г. в Палатах бояр Романовых состоялось торжественное открытие уч-ща «для обучения детей штатнослужительских лиц мужеска пола». В уч-ще принимали детей крестьян Андреевской и Богословской слобод, а также др. селений, находившихся рядом с мон-рем. Смотрителем был наместник архим. Платон, учителями работали казначей иером. Феодосий (Сигорский), а также послушники - окончившие «курс философских наук Иван Благовещенский» и «курс учения в уездном духовном училище Василий Голубков» (Там же. Ф. 712. Оп. 4. Д. 124. Кор. 4. Л. 1, 2). В 1853 г. уч-ще было закрыто из-за недостатка средств. В связи с 300-летием Дома Романовых 1 окт. 1913 г., согласно определению Синода от 14 марта 1912 г., при И. м. была открыта одноклассная церковноприходская школа, получившая наименование Романовская. Заведующим школой стал свящ. Михаил Звёздкин. Деревянное здание для нее (проект архит. Н. И. Горлицына) выстроили в Ипатьевской слободе у северной стены монастыря. Торжественное открытие школы состоялось 15 сент. 1912 г. При школе было устроено общежитие для 15 мальчиков (сирот из духовного звания) с бесплатным довольствием. Школа содержалась на пособия от Синода, от Костромского епархиального училищного совета, от частных лиц, но 1 сент. 1916 г. закрылась из-за отсутствия средств. В 1875 г. в здании консистории (в 1860 переведена в город) устроена богадельня (дом призрения) для престарелых священноцерковнослужителей на 12-15 чел. Средства на ее создание (35 тыс. р.) пожертвовал митр. Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) , уроженец Костромского края; богадельня стала именоваться Арсеньевской. Вскоре после начала первой мировой войны, 12 окт. 1914 г., епархиальный съезд духовенства принял решение об учреждении лазарета в помещении Арсеньевской богадельни. На оборудование и содержание лазарета был установлен особый сбор: 75 к. со священника каждой церкви, 50 к. с диакона, 25 к. с псаломщика и по 2% от церковных доходов. Для решения организационных вопросов был образован комитет, в состав к-рого вошли прот. В. Спасский, священники И. Орфанитский и М. Звёздкин, эконом архиерейского дома иером. Ипполит, столоначальник Костромской духовной консистории И. Нагорский. 13 нояб. 1914 г. имп. Николай II присвоил лазарету наименование - Лазарет имени Его императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича. 21 нояб. 1914 г. состоялось его торжественное открытие. 8 июля 1916 г. лазарет посетила прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна, побеседовала с больными, раздала каждому по Евангелию и нательному крестику. И. м. и 300-летие Дома Романовых в 1913 г.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Деятельность ордена до конца XIII в. Следующим после Герарда известным магистром ордена был Раймон дю Пюи (1120-1158/60) (нек-рые исследователи предполагают наличие еще одного магистра, имя которого неизв.). В течение его долгого правления определился характер возглавляемой им орг-ции: именно при этом магистре начался процесс милитаризации ордена. Примерно в сер. XII в. был построен новый, значительно расширенный госпиталь в Иерусалиме. В огромном зале со 124 мраморными колоннами можно было принимать до 2 тыс. чел. Напр., в 1177 г. туда были доставлены 750 раненых в битве при Монжизаре. Паломников и больных обслуживали 4 врача и ок. 150 помощников. Согласно описаниям паломников, в госпитале принимали всех пациентов вне зависимости от пола, религии и происхождения за исключением прокаженных, к-рых полностью изолировали от общества. Мужчины и женщины были отделены друг от друга, предусматривалась также палата для рожениц. Медики ордена св. Иоанна проверяли состояние больных 2 раза в день. У пациентов были отдельные кровати, постельные принадлежности меняли каждые 2 недели. Для младенцев и детей постарше были предусмотрены специальные кроватки. Дважды в неделю цирюльники мыли ноги больным горячей водой и высушивали полотенцами. Помимо этого госпиталь св. Иоанна принимал бездомных нищих и сирот. По меркам Зап. Европы того времени госпиталь в Иерусалиме предоставлял бесплатную квалифицированную медицинскую помощь и уступал только наиболее развитым центрам медицины в К-поле, Багдаде и Каире. Впосл. эта традиция была продолжена орденом: подобные госпитали были основаны в Акре, затем в Лимасоле на Кипре, на Родосе и на Мальте. При магистре Раймоне дю Пюи (вероятно, во 2-й части его правления) был составлен устав ордена, определивший нормы повседневной жизни братства. Магистр заручился поддержкой Римских пап, предоставивших ордену целый ряд привилегий буллами «Ad hoc nos disponente» (1135), «Christianae fidei religio» (1137), «Quam amabilis Deo» (между 1140 и 1143) и обновленной «Christianae fidei religio» (1154), в которой были подытожены все предыдущие. К сер. XII в. в Зап. Европе сложилась система многочисленных владений ордена, пожалованных госпитальерам местными правителями и знатью; владения включали территориальные комплексы, церкви, деревни и отдельные строения. За время правления Раймона дю Пюи небольшой странноприимный дом в Иерусалиме превратился в могущественный интернациональный орден с владениями, к-рые простирались от Испании до лат. Востока.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

К кон. 2017 г. в профессорско-преподавательской корпорации МДА состоят 180 чел., из них 29 преподают в регентской школе и 15 - в иконописной. По состоянию на начало 2016/17 уч. г. количество студентов бакалавриата (включая учащихся подготовительного отд-ния) составляло 403 чел., студентов магистратуры - 124, учащихся регентской школы - 82, иконописной школы - 92 чел. Т. о., общее количество студентов очного отд-ния МДА всех уровней и программ подготовки - 701 чел. На программах сектора заочного обучения числится 710 учащихся. Офиц. наименование МДА, согласно действующему Уставу от 2015 г.: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская Духовная Академия Русской Православной Церкви». Высшей властью в академии на правах учредителя обладают Синод и Святейший Патриарх. Руководителем академии, носителем единоличной исполнительной власти является ректор. Коллегиальными органами академии являются ученый совет и общее собрание. В качестве совещательных органов при ректоре выступают адм. совет и воспитательское совещание. Патриарх на основании решения Синода утверждает устав академии; осуществляет контроль за религ., адм. и финансово-хозяйственной деятельностью МДА, а также за текущей образовательной и научно-исследовательской деятельностью; на основании решения Синода назначает (или освобождает от должности) ректора; по представлению ректора назначает на должность (либо освобождает от нее) проректоров, секретаря ученого совета, духовного наставника; по представлению ректора утверждает штатное расписание; утверждает протоколы заседаний ученого совета. Ректор осуществляет непосредственное руководство деятельностью МДА. Он имеет право единолично действовать от имени академии, заключать договоры и сделки; распоряжаться имуществом и по согласованию с Патриархом создавать структурные подразделения. Также в сферу его полномочий входят: создание и утверждение актов локальной нормативной базы, обязательной для сотрудников и студентов; прием на работу и увольнение сотрудников, принятие мер поощрения или взыскания в отношении сотрудников и студентов; ходатайство перед Патриархом о награждении сотрудников и учащихся. Ректор возглавляет работу коллегиальных органов (его голос является решающим при равном количестве голосов) и руководит деятельностью совещательных органов МДА.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Их реализация в политической практике обеспечила, по крайней мере, два фундаментальных результата. С одной стороны, Государство российское в конечном итоге объединяло почти всех русских , не допуская их политической разделённости, что происходило после того, как Русь подверглась татаро-монгольскому набегу и на протяжении 250-лет она оказалась в вассальной зависимости от Орды. С другой стороны, русским в целом удалось в результате напряженных усилий достигнуть таких внешних границ, которые соответствовали стратегическим потребностям и научной обусловленности. Иначе говоря, оба этих начала обеспечивали для России внутренний мир и внешнюю безопасность. Таким образом, пройдя более чем пять веков политической истории, русская нация сложилась вокруг русского народа, включая в свой состав множество иных народов и народностей, тесно связанных с русской государственной, религиозно-духовной, экономической и культурной традицией. К 1913 году население Государства Российского составляло 174 млн. чел, а ее территория - 22,3 млн. кв. км. За восемь веков своего развития численность населения выросла в 124 раза, а ее территория увеличилась в 17,5 раз . Согласно статистическим данным по «народностям и племенам» население Империи составляло: русских 65,5% (великорусы 66%, малорусы 27, белорусы 7%), турко-татар 10,6, поляков 6,2, финнов 4,5, евреев 3,9, литовцев 2,4, немцев 1,6, картвельцев 1,1, горцев 0,9, армян 0,9, монголов 0,4, прочих 2,0%. Через 76 лет, после ряда территориальных изменений, вызванных событиями русской гражданской и второй мировой войн, в том числе возникновением польской, финской и еврейской государственностей, население Государства Российского «по народностям и племенам» в 1989 году не претерпело сколько-нибудь существенных структурных изменений и составляло 286 млн. чел, в том числе: русских 71,5%, турко-татар 18,4, литовцев 1,6, картвельцев 1,4, горцев 3,0, армян 1,7, монголов 0,3, прочих 6,7% . Очевидно, что в XIX-XX столетиях в России, население которой было многонародным с очевидным русским доминированием, существовали необходимые предпосылки для формирования нации. Но этого не произошло. Оба начала, ее создававшие, подверглись в этот период испытанию на прочность, происходя в крайне противоречивых формах.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/19/...

Штат английской миссии: Епископ, начальник миссии – 1. Священников – 7. Диаконов – 2. Сотрудников-европейцев – 11. Сестер общины Св. Петра – 6. Крещено за год – 39. Всего крещено в 1901 г. корейцев (124) и японцев (23) – 147. В 1902 г. предполагается крестить около – 200. Всего школ с пансионом – 8. Учеников (78 чел.) и учениц (12 чел.) – 90. Па содержание миссии из общества «Society for the Propagation of the Gospel» отпускается ежегодно двадцать тысяч долларов; из фондов Naval Fond и Education Fund и путем пожертвований собирается приблизительно пять тысяч долларов. По словам епископа Корфа, Английская миссия встречает в Корее препятствия двух родов: малый штат служащих лиц и неопытность начинающих сотрудников (большинство из них прибыло в 1896 г. и позднее). Как мы видели, Английская миссия положила в основу своей деятельности ревниво оберегаемый девиз: «медленно, но верно». Этим девизом объясняется и постановка школьного дела, сосредоточенного в пансионе, который из малого, но тщательно очищенного семени должен дать впоследствии надежные христианские колонии; этим же объясняется и сравнительно ничтожное количество крещенных за все время существования английской миссии и правило держать корейцев в разряде оглашенных три года. Вызвано ли такое направление миссии мудрою предусмотрительностью еп. Корфа, человека высокообразованного, пожилого и известного христиански-подвижническою жизнью, или, быть может, этому дали толчок огорчения и разочарования в корейцах на первых же порах существования миссии, но только самая деятельность этой миссии, которая в притязаниях скромна, в проявлениях избегает шума и эффектов, в достижении намеченной цели обнаруживает твердость, непреклонность и самоуглубленность, – возбуждает к себе невольные внимание и симпатии. Английской миссии менее всего нужны цифры и более всего люди «честные и богобоязненные» (см. выше). Православная миссия Православная миссия в Корее открыта в 1897 г. В следующем году вновь назначенный начальник миссии архим. Амвросий отправился к месту своего служения. Впрочем первому начальнику корейской православной миссии не удалось побывать в Корее. По неблагоприятным политическим условиям прибытие русских миссионеров было на время отложено: в этот год уехали из Кореи русские деятели: финансовый советник, инструкторы и служащие при русско-корейском банке... Архим. Амвросий поселился в Новокиевске, откуда вскоре был отозван обратно в Европейскую Россию на новую должность. Другие члены миссии – диакон и псаломщик – получили возможность приехать в Сеул лишь в 1899 г. На место архим. Амвросия был назначен архим. Хрисанф, кандидат Казанской Духовной Академии, прибывший к месту своего служения в начале 1900 г. Этот год таким образом надо считать первым годом фактического существования русской духовной миссии в Корее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

1. В Чемульпо числится 378 членов и испытуемых. Воскресные богослужения утром посещают средним числом 350 чел. и вечером 150–200. Вновь крещено взрослых и детей 124. Собрано на нужды церкви 1100 долл. корейской монетой; вообще здешние христиане отличаются щедростью по отношению к церковным нуждам. Пастырские обязанности несет г. Чан Кён-хоа, проповедник, не получающий жалованья. Храм Веслея, хотя покрыт, но еще не оштукатурен и не вполне закончен. 2. Инь-чхёнь – околоток. Здесь работает деятельный проповедник Пак Чун-чжэ. Христиан 98 челов., вновь окрещено 23. Собрано с корейцев 200 ф. ст. местной монетой. В околотке имеется три служебных пункта. 3. Пу-пхён. Числится 157 членов, крещено 50, собрано денег 109 ф. ст., служебных пунктов 7. Проповеднические обязанности несли бесплатные работники. 4. В Нам-яне миссионерское дело организовано в прошлом году. Христиан состоит 87 челов. В брате Stong мы имеем многообещающего человека, и я имею удовольствие рекомендовать его, как катехизатора. Крещено взрослых 45 чел. Собрано корейских денег 110 ф. ст. 5. На о. Кан-хоа был сильный голод, но христиане вынесли беду мужественно. Из среды их выдается по верности и благочестию бесплатный сотрудник Ким Сянним, неутомимый в путешествиях и ревностный проповедник. Его рекомендуем к посвящению во диакона. В уезде всего с испытуемыми 416 членов, крещено вновь 82 человека. Денег собрано 224 ф. ст. 6. В пров. Хоан-хэ отличается брат Ким Гибом, достойный быть рукоположенным во священника: он регулярно посещает и укрепляет церкви в провинции. В пров. 19 проповеднических пунктов и 575 членов и испытуемых. Крещено 91 человек. Денег собрано 205 ф. ст. Обращено преимущественное внимание на воскресные школы, и мы свидетельствуем о их удовлетворительных и очевидных успехах. Более половины нашего христианского населения, юные и взрослые, посещают школы. Каждый христианин, умеющий читать, владеет Евангелием и изучает его. В двадцати трех пунктах округа организованы воскресные школы с 67 учителями и 975 учащимися. Нормальных школ имеется 5 мужских и 5 женских; в тех и других обучалось 144 человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

123 Даже более того, – мы готовы утверждать, что оно имело весьма большое отрицательное значение, и именно вот какое: оно поселило в богословах недоверчивое, опасливое отношение ко всяким попыткам объяснить происхождение идеи о Боге; оттого-то и произошло, что за такие объяснения брались почти исключительно люди неверующие, в роде Фейербаха и Ренана, которые, собственно говоря, всего жизненного смысла этой идеи не понимали, ибо предмет веры вполне понять может только верующий, – как говорит о религиозных вопросах Шиллер: «Там всему по силе веры мера, Тот, кто верил, к правде близок был». Или в другом месте: «Лишь благородный ум чтит образ благородный». Верующие же богословы, которые наиболее всего и могли бы содействовать уяснению этой идеи как со стороны содержания, так и происхождения, ограничивались почти только отрицанием и опровержением существующих объяснений. Такое, например, впечатление производит работа В.Д. Кудрявцева «Метафизический анализ идеального познания». 124 Образцовой формулировкой этого доказательства считается данная Цицероном: «Multi de Diis prava sentiunt; omnes tamen esse vim et naturam divinam arbitrantur. Nec vero id collocutio hominum aut Consensus effecit, nec institutis opinio est confirmata. Omni autem in re consensio omnium gentium lex natur ae putanda est». Biedermann, I, 251. Anm. 125 Последнее особенно стало необходимо с тех пор, как в философия начались споры о т.н. прирожденных идеях, ссылка на некоторых дикарей является обычным аргументом антинативистов. 130 Biedermann, II, 471. § 647. Очевидно, здесь идея понимается в психологическом смысле, как тенденция или импульс к образованию известного рода представлений (Ср. Вундт, Душа чел. и жив. рус. пер. т. II, стр. 61–63). 134 Доказательство этой правоспособности отчасти дано нами в упомянутой нашей статье о художественном творчестве и религиозном познании. Поистине, достойна удивления та глубокая проницательность, с какою Шиллер указал на это различие философского и инстинктивного познания, в своем прекрасном стихотворении, «Молодому другу, приступающему к философии»: «Многие к свету стремились и в горшую ночь лишь упали; Только детство туда твердо идет на заре».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Разделы портала «Азбука веры» Каноны (правила) церковные Популярное Сейчас в разделе 15  чел. Всего просмотров 588 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Крещение Ап. 46 Об извержении тех епископов и священников, которые принимают крещения и жертвы еретиков. Ап. 47 Об извержении тех епископов и священников, которые повторно крестят истинно крещёных, и которые не перекрещивают крещёных еретиками. Ап. 49 О том, что епископ или пресвитер, совершающий таинство Крещения не во имя Отца и Сына и Святого Духа, лишается священства. Ап. 50 О том, что епископ или пресвитер, совершающий таинство Крещения не тремя погружениями, но одним в смерть Господа, лишается священства. IIBc. 7 О 2х способах принятия еретиков (миропомазание и крещение). (В Кормчей это 7 и 8 правила). Вас. 20 Об обете девства данном женщиной, принадлежащей к еретическому обществу и потом выходом замуж его нарушившей, впоследствии же пожелавшей принять православие. Лаод. 45 О запрете крестить в Великую субботу катехуменов, которые сообщили об этом желании епископу менее чем за две недели. Лаод. 47 О том, что оглашенные принявшие крещение в болезни, обязаны после выздоровления продолжить изучение веры. Карф. 36 О том, что все извергнутые из священного сана должны пожизненно оставаться в разряде мирян. Карф. 54 О том, что крещение взрослых людей, не могущих исповедать свою веру по причине тяжёлой болезни, может быть произведено под личную ответственность верных Церкви поручителей. Карф. 59 О невозобновляемости крещения, о невозобновляемости правильно совершенного рукоположения, о запрете епископу оставлять свою кафедру и самовольно занимать другую. Карф. 83 Предписание крестить каждого ребенка, относительно которого неизвестно, был ли он крещен ранее, или нет, конечно в том случае, когда сам ребенок по своему возрасту не способен сообщить, было ли принято им крещение, и нет лица, могущего засвидетельствовать это. Карф. 122 О том, что желающий стать христианином должен сделать это свободно, по своей доброй воле, а не по насилию и не по необходимости. Карф. 124 Против ереси Пелагия. Об анафеме отвергающим необходимость крещения младенцев или отрицающих для них крещение во оставление грехов. Двукр. 12 Об необходимости пресвитерам, служащим Литургию или совершающим Таинство Крещения в домовых церквях, под угрозой извержения не совершать этого без назначения епископа. Кир. 5 О том, что оглашенные, подвергнутые отлучению в наказание за грехопадения, находящиеся при смерти, да крещаются и да не отходят от жизни сей без причастия. Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/metka/kreshhenie/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010