90 См. «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 32 (смесь). 91 Так, преосвящ. Поликарп по Петропавловскому собору приказал «сообразить бывшия предположения» архиеп. Смарагда (см. у † Г.М. Пясецкого, История Орловской епархии, стр. 969–970); по рапорту первого, –закрыты в 1865 г. Духовные Правления Брянское, Трубчевское, Севское, Ливенское и Елецкое (ibid., стр. 977–978), но еще 18 декабря 1853 г. Смарагд писал из С.-Петербурга о. Иерофею (см. «Христианское Чтение» 1911 г., 7–8, стр. 983 и отдельно на стр. 59): «Наше Кромское Духовное Правление, как ненужное, по моему представлению, закрывается. Нужно бы еще кое-какие духовные Правления позакры­вать. Лишние для поборов с Духовенства инстанции»; проектированный Смарагдом приют для девиц духовных бедного состояния (см. выше на стр. 182, 37– 39 ) Поликарп действительно устроил и всегда лелеял с особою любовию (см. у † Г.М. Пясецкого на стр. 987 сл. 993); храм при архиерейском доме, задуманный и разрешенный к постройке при Смарагде, был тоже воздвигнут его преемником (ibid., стр. 975 сл.). Сначала Поликарп оставил прежних сотрудников, как будто не трогая порядков Смарагда (см. у † прот. П.Ф. Полидорова, Преосвя­щенный Поликарп, Епископ Орловский и Севский, стр. 33 и 32, 1 ) и вообще советовался с последним (ibid., стр. 67, 1 ; ср. и выше на стр. 183, 49 ), хотя этот архипастырь далеко не во всем был солидарен со своим предшественником (см., напр., «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 31–32 в смеси). 92 См. Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею на стр. 96–98 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 10, стр. 1251–1252; ср. и «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 32 (смесь). 93 См. Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею на стр. 96 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 10, стр. 1251. 94 Так предлагал митрополиту С.-Петербургскому Филарет Мо­сковский: см. его Письма к Высочайшим особам II, стр. 222.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В своем письме ко мне от прошлого года Вы поручали мне доставить сведения о моем пчеловодстве. Какое оно! Оно будет разве только нынешним, а не то следующим годом. Я приобрел с Измайловской (образцовой) пасеки 1250 прошлым годом, в половине июня, всего два улья. Лето было отвратительное. В Петровской академии считают, всего настоящего взятка было только шесть дней. Ульи поставлены были на моей даче, четыре версты от Москвы, по дороге к Петровской академии, шесть десятин земли. 1251 За исключением десятин двух или даже полутора, вся земля занята ягодным огородом клубники (преимущественно), смородины, крыжовника, малины, барбарисом и вишневым садом. Кругом моей дачи тоже сады и лес, преимущественно сосновый и дубовый. A priori 1252 местность очень удобная; но пчеловод из образцовой пасеки, ставивший ульи, пришел даже в изумление, сравнивши состояние моих ульев через полтора месяца с тем, чем они были, и с своими Измайловскими. Надо заметить, что рои поставлены были очень слабенькие, фунта по три, и без меда. Несмотря на их возрастание, давшее мне возможность увеличить число рамок почти вдвое, осенью я счел нужным сильно кормить сахаром, который брали пчелы жадно. На зиму поставил их в одну из дач. Не топил. Перезимовали отлично. 10 апреля выставил, и здесь случился казус, достойный быть занесенным в летописи. На дворе, кроме лозины и орешника, не трогалось еще ничто. Правда, корм у пчел оставался; но, имея в виду главным образом умножение пчел, я предложил им сахара. Не взяли. Полагая, что причиною холод, препятствовавший пчелам спускаться вниз, на дно, где поставлен сахар, я повторил опыт в теплую погоду. Результат был тот же; и наконец, в третий раз, чрез неделю, все то же: до сахара пчелы не дотронулись. Работа между тем шла деятельная; цветень таскали усердно; по подбавлении лишней рамки, в одну ночь ее заложили восчиной. 1253 Силой ульи не одинаковы. Один, кажется, потерял матку, при самой постановке; по крайней мере тогда ее не нашли. Это, вероятно, и было причиною, что он не может догнать своего сверстника до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

543 Nasrallah J. La liturgie des Patriarchats melchites de 969 à 1300//Oriens Christianus. Wiesbaden, 1987. Bd. 71. S. 156–181; Hannick Ch. Annexions et reconquetes byzantines: Pout-on parler d’«uniatisme» byzantin?//Irénikon. Chevetogne, 1993. Vol. 66. P. 451–474. 544 Taft R. F. Toward the Origins of the Opisthambonos Prayer of the Byzantine Eucharistic Liturgies, Part II//Orientalia Christiana Periodica. R., 2006. Vol. 72. P. 305–331, здесь p. 324–327. 546 Wawryk M. Initiatio monastica in liturgia byzantina: Officiorum schematis monastici magni et parvi necnon rasophoratus exordia et evolutio. R., 1968. (Orientalia Chistiana Analecta; 180). P. 27–38. 547 О молитвах утрени см.: Arranz M. Les prieres presbyterales des Petites Heures dans l’ancien Euchologe byzantin//Orientalia Christiana Periodica. R., 1973. Vol. 39. P. 29–82, здесь p. 81; о молитве об оскверненном сосуде см.: Parenti S. Vino e olio nelle liturgie bizantine//Olio e vino nell’Alto Medioevo. Spoleto, 20–26 aprile 2006 (Settimane di Studio della Fondazione Centro Italiano di Studi sull’Alto Medioevo LIV). Spoleto, 2007. T. II. P. 1251–1286, здесь p. 1255–1256. 548 Janeras S. I vangeli domenicali della Resurrezione nelle tradizioni liturgiche agiopolita e bizantina//Paschale Mysterium: Studi in memoria dell’ Abate Prof. Salvatore Marsili. R., 1986. (Sudia Anselmiana; 91=Analecta Liturgica; 10). P. 64–69; idem. Le Vendredi-saint dans la tradition liturgique byzantine: Structure et histoire de ses offices. R., 1988. (Studia Anselmiana; 99=Analecta Liturgica; 13). P. 121–122; Velkovska E. Lo studio dei lezionari bizantini//Ecclesia Orans. R., 1996. Vol. 13. P. 253–271. 549 Она присутствует в итало-греческих Евхологиях X–XI веков, таких как Grottaferrata Γ. β. VII (изд. Passarelli) и Γ. β. X. Fol. 109 r , и в ближневосточных Евхологиях XI века, таких как Sinait. gr. 959. Fol. 101 r-v . Ср.: Arranz M. Le preghiere degli infermi nella tradizione bizantina: I sacramenti della restaurazione dell’antico Eucologio costantinopolitano, II–5//Orientalia Christiana Periodica. R., 1996. Vol. 62. P. 295–351, здесь p. 307–309.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

1249 Они присваивают своей секте такое наименование на основании ложного утверждения, будто бы первые христиане, при общении имуществ, о котором говорит книга Деяний Ап. (4:32 и дал.), имели и общих жен, и будто бы они лишь подражают этому «библейскому коммунизму». 1250 Изложение и разбор взглядов на брак Шопенгауэра, Гартмана и других философов новейшего времени можно найти в книге г. Страхова: «Христианское учение о браке и противники этого учения», Харьков, 1895, стр. 233 и дал. 1251 В одном провинциальном издании сообщалось со слов Петербургских газет, что родные ее обращались за советом к гр. Л.Н. Толстому, но что больную излечил только гипнотизер («Орлов. Вестн.» 1891 г., 327, за 9 декаб.). 1252 Письмо огорченной женщины своей глубокой искренностью тронуло гр. Толстого, по словам очевидца, до слез. См. об этом в кн., под заглавием: «Сущность брака», изд. С. Шарапова, Москва, 1901 г., стр. 108. Книга эта, на которую мы неоднократно будем ссылаться в своем труде, представляет из себя сборник статей по вопросу о браке, напечатанных разными авторами в газете «Русский Труд» за последние годы истекшего столетия (статьи принадлежат гг. С.Ф. Шарапову, И.Ф. Романову, В. В. Розанову , Η.П. Аксакову и друг.). 1253 Подобный взгляд на брак и половую любовь проводит г. Шарапов (см. его книгу «Сущность брака», стр. 77, в примеч., срав. стр. 138–156). 1254 Г. Меньшиков, – см. его статьи в книжках ж. «Недели», под заглавием: «Элементы романа», с июня 1897 г. по январь 1898 г. Вышеприведенные выражения взяты из ноябрьской книжки, стр. 156. 1255 Таких воззрений на плотскую любовь держится известный публицист, В. В. Розанов . Им написано за последние годы множество относящихся сюда статей в различных периодических изданиях. С недавнего времени статьи эти стали появляться в виде особых сборников, каковы, например: «Религия и культура», Спб. 1899 г., «Природа и история», Спб. 1900 г., «В мире неясного и нерешенного», Спб. 1901 г. – Кроме того, статьи г. Розанова по вопросу о браке и плотской любви, печатавшиеся в газете «Русский Труд», собраны и изданы в вышеупомянутой кн. г. Шарапова: «Сущность брака». Близко примыкает к г. Розанову , по воззрениям на значение плотской любви, и г. Мережковский в ряде своих статей в ж. «Мир искусства» (особ. за 1901 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается текста о славянах, то автор «Худуд», как и Гардизи, пользовался в основном либо работой Ибн Хордадбеха, либо трудом ал-Джайхани 1250 . В начале 50-х годов XI b. при дворе Газневидов (на территории нынешнего Афганистана) Абд-ал-хайй Гардизи составил исторический труд «Зайн ал-ахбар» («Краса повествований»). В заключительной части его он поместил этнографо-географические главы о тюрках и других северо-западных народах, в том числе о славянах и русах. Эти главы в основном совпадают с текстом Ибн Русте. Наличие же разночтений показывает, что Гардизи не знал труда Ибн Русте, а пользовался общими с ним источниками. Этими источниками, по его собственным словам, были Ибн Хордадбех и ал-Джайхани. Историческая часть труда издана трижды 1251 . Главы же о «тюрках» опубликованы по кембриджской и оксфордской рукописям еще В. В. Бартольдом в 1897 г. 1252 и после этого не издавались. Однако в издании В. В. Бартольда отсутствует полный перевод всех параграфов, в частности не переведенными остались разделы о славянах и Руси. При этом В. В. Бартольд исходил из того, что текст Гардизи в основном повторяет уже дважды переведенный до того на русский язык вариант Ибн Русте. В конце XI – начале XII b. придворный врач Сельджукидов Шараф аз-заман Тахир ал-Марвази написал научный трактат «Табаи ал-хайаван» («Природа животных»), посвященный вопросам зоологии, этнографии и географии. В этот труд он включил сокращенные варианты тех же разделов о славянах и Руси, которые мы находим у только что рассмотренных авторов. Арабский текст этих глав с английским переводом издал в 1942 г. В. Ф. Минорский 1253 . Извлечения из тех же материалов встречаются, кроме того, в сочинении неизвестного автора «Ахбар аз-заман» («Известия времени»), неверно приписываемого ал-Масуди 1254 , в сочинении Ахмеда ат-Туси «Аджаиб ал-махлукат» 1255 , в анонимном труде XII b. «Моджмал ат-таварих» 1256 , в книге «Джавами ал-хикайат ва лавами ар-ривайат» («Сборные рассказы и блестящие предания») Мухаммеда Ауфи (XIII b.) 1257 , у крупнейшего арабского географа и космографа XIIIb. Захарийи ал-Казвини 1258 , у ал-Варрака (автора начала XIV b.) 1259 , ал-Бакри (XI b.) 1260 , ан-Нувайри (XIV b.) 1261 , Мирхонда (XV b.) 1262 , Шукруллаха 1263 , Али аш-ширази (XVI b.) 1264 , Али эфенди (XVII b.) 1265 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Язык Апокалипсиса, рассматриваемый со стороны грамматики и стиля, отличается большими неправильностями, выделяющими эту книгу из ряда других новозаветных писаний. Происхождение этих неправильностей ранее в значительной мере объяснялось влиянием еврейского языка. В настоящее время, – по открытии множества папирусов, сохраняющих часто язык даже низших слоев народа, – здесь, как и вообще в области новозаветной филологии, начинает брать верх другое направление. Оно объясняет языковую некорректность Апокалипсиса не семитизмами, но аналогичными явлениями в языке папирусов 1250 . И действительно, иногда здесь открывается сходство самое неожиданное. Последнее обстоятельство заставляет некоторых ученых признать, что в Апокалипсисе мы имеем дело с языком в таком виде, в каком он существовал среди необразованного класса греческого общества. А проф. L. Radermacher прямо называет эту книгу в языковом отношении „das kulturfremdeste literarische Erzeugnis“ 1251 . Нельзя не согласиться, что это направление новозаветной филологии весьма плодотворно и в отношении изучения Апокалипсиса со стороны языка. Некоторые особенности его, иногда самые удивительные, здесь находят удовлетворительное объяснение. При всем том мы совсем не склонны всякую особенность в языке Апокалипсиса считать за простой вульгаризм, и это – по следующим основаниям. Во-первых, нам указывают, что не всегда можно провести грань между семитизмом и греческим идиотизмом 1252 , причем проникновение семитической стихии в κοιν διλεκτος могло отчасти быть результатом влияния греческой Библии LXX. Во-вторых, стиль 1253 Апокалипсиса отличается такими свойствами, которые лучше всего объяснять влиянием семитического языка. Никакие указания скудных греческих параллелей здесь не помогут, так как общий характер фразеологии на протяжении всего писания действует гораздо убедительнее. В-третьих, кое-что из особенностей в языке Апокалипсиса объясняется торжественным характером и содержанием его, воздействовавшими на форму выражения. В-четвертых, наконец, иногда возможно находить и в области грамматики чистые семитизмы. Имея в виду эти основные принципы, мы и произведем языковой анализ Апокалипсиса, причем укажем лишь главное из того, чем язык этой книги отличается, с одной стороны, от классического, а с другой – и от новозаветного вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

На указе Св. Синода, от 3 сентября за 1251, которым предписывает, в видах поддержания и распространения в Литовской епархии Православия, озаботиться, согласно с 14 ст. Устава духовных консисторий, заведением при церквах большего числа училищ для обучения детей поселян чтению, письму, молитвам и начаткам катихизиса, и если бы потребовалось, в поощрение некоторых учащих, производить им денежное за то вознаграждение, то назначать таковое из местных епархиальных сумм, а в случае недостатка оных, представлять Св. Синоду, – записана резолюция: Надеюсь, что благое дело, предлагаемое здесь Святейшим Синодом, подвинет на добрый подвиг многих из священнослужителей Литовской епархии. Большая часть из них, и даже церковнослужителей, способны обучать мальчиков грамотности в скромных пределах, указываемых Святейшим Синодом в настоящем указе. Вообще в зданиях причтов или у прихожан можно найти комнату для преподавания мальчикам положенных учебных предметов. При нужде преподавание это может происходить и в самых комнатах, где живут священно и церковнослужители. На книги и учебные материалы можно ограничиться самыми скромными издержками. Между тем польза для церкви и общества несомненна. Несомненна также благодарность обучаемых мальчиков и прихожан. Несомненна и признательность начальства к усердным и полезным делателям на сем благом поприще; да и заслуга их драгоценна пред Господом Богом. Предлагаю консистории предписать всем благочинным церквей и монастырей Литовской епархии, чтобы они сообразились с подчинённым духовенством и положили на мере: при которых церквах и монастырях окажется возможным открыть и содержать училища, Святейшим Синодом указанные, сообразно местным средствам, а также усердию и познаниям местных причтов, и о том донесли бы консистории, которая, вникнув в местные обстоятельства, представит на моё утверждение, при которых церквах и монастырях открыть помянутые училища. Впрочем, следует предварить благочинных, чтобы они в маленьких издержках на содержание училищ полагались преимущественно на родителей обучаемых мальчиков, на пожертвования доброжелателей и самого причта, а также на церковные суммы, где из них отделить на сей предмет окажется возможность. Представлять об отпуске суммы от высшего начальства следует только тогда, если нет совершенно местных источников, или по большому числу учеников и их успехам следовать будет обучающим вознаграждение. Следует также вменить в обязанность благочинным, что они должны доносить епархиальному начальству, если где священник по неспособности или малому усердию не пожелает завести училища, при всей местной к тому возможности, дабы можно было такового священника заменить другим, надёжнейшим. 60. Список с резолюции, от 13 декабря 1860 года за 2077, данной в Литовскую консисторию, с изъявлением признательности священно и церковнослужителям, позаботившимся об открыли при церквах для поселян приходских училищ

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Преподобный Исаак Сирин отмечает, что все праведники обитают в одном радостном месте рая «нераздельно», но каждый просвещается мысленным Солнцем «в свою меру». Итак, различие духовных почестей и славы состоит в следующем: каждый получает благодать и радость по достоинству своей добродетели. «Каждый внутри себя радуется в свою меру, согласно данной ему благодати. И единое зрение у всех внутри, и единая радость». 1248 Но не надо думать, что из этого различия может произойти соперничество между праведниками. Ибо одно из небесных благ блаженства заключается в том, что «никто находящийся ниже другого не завидует тому, кто выше его, подобно тому как и святые Ангелы совершенно не завидуют Архангелам. И никто не пожелает быть счастливее, чем он есть, точно так же, как всякий член тела доволен местом, которое занимает, и работой, которую исполняет. Так, палец не желает быть глазом, потому что оба эти члена служат гармоничному строению всего тела». 1249 Кроме того, как отмечает преподобный Исаак Сирин , «Бог не допускает, чтобы существовала подобная страсть соперничества там, где «нет ни печали, ни воздыхания». Итак, в раю будет блаженное общение и единство во Христе совершенных праведников. Там – богочестивые всякого рода и племени, всякого возраста и сословия, там «добродетельные жены и девственнопрекрасные дочери», там герои подвижники пустыни, но также и скромные и мудрые главы семейств, там почтенный старик и рассудительный юноша, там отроки и малые дети, которые, несмотря на свой нежный возраст, боролись и стяжали победный венец. Все, кто сеял здесь слезы покаяния, там пожнут вечное ликование. Там Пресвятая и Единосущная Троица, Единый Бог будет для них все во всем ( 1Кор.15:28 ) – завершением, исполнением и полнотой их блаженных надежд и чаяний. Они будут любить Единого Бога, никогда не насыщаясь. Ибо эта любовь – «великая награда, царство и радость, наслаждение и слава, и честь»; это «свет» и бесконечное счастье и блаженство, которое не выразить словом и не постигнуть разумом. 1250 Богочестивые души там будут неустанно славить Единого Бога. Таинства мира сего там будут открыты. Нынешние недоумения и вопросы там получат ответы. Там разрешатся здешние загадки. Там страницы книги, «написанной внутри и отвне, запечатанной семью печатями», откроются «Сидящим на престоле», и их содержание станет известно счастливейшим праведникам ( Откр.5 ). То, что сегодня нам кажется таинственным, явится премудрым, пресвятым, всесовершенным. То, что сегодня нам представляется бессмысленным, бессвязным или несправедливым, там откроется перед нами благодатнейшим, совершеннейшим, исполненным света и справедливости. Это откровение станет еще одним поводом для бесконечного славословия человеколюбца Бога, Который устроил все, настоящее и будущее, премудрым образом. Ибо «неудовлетворенные в настоящей жизни притязания человеческой души», жаждавшей «безграничного знания и славы, безмерного счастья и нескончаемой жизни, все исполнятся там». 1251 Радостная встреча

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

III. Только в 535 г., т.е. после восьмилетнего царствования, Юстиниан взялся за это дело. В двух больших указах, от 15 и от 16 апреля этого года 1248 он установил основы административной реформы и в определенных выражениях начертал новые обязанности, которые он налагал на своих чиновников. Отныне губернаторы должны были «отечески относиться к населенно, охранять их от всякой несправедливости, отнюдь не брать от него денег, являться правосудными, как в своих судебных решениях, так и в административных действиях, преследовать преступления, наказывать виновных по закону и вообще держать себя по отношению к подвластным так, как отец относится к детям». 1249 Продажа должностей отменялась; впредь, вместо тяжелого suffragium , новые должностные лица должны оплачивать только самые незначительные взносы за грамоты, выдаваемые при их назначении 1250 , а для того, чтобы отнять у администраторов всякий предлог для эксплуатации плательщиков, император значительно увеличивал жалованье лиц, занимающих общественные должности. 1251 В видах устранения поводов для уступок требованиям могущественных частных лиц, Юстиниан старался повысить внешнее значение своих чиновников, поднять их достоинство и дать им средства заставить уважать себя и повиноваться себе. 1252 Особенно он желал, чтобы они были честны и чтобы у них, по его выражению, постоянно выходящему из-под его пера, «были чисты руки». Добиваясь такого результата, император издавал множество самых мелочных инструкций и указаний. Губернаторы, – и чтобы всякий знал это, каждому новому должностному лицу, при назначении, будет сообщаться императорское повеление 1253 , – ни в каком случае не должны насиловать управляемых; а напротив творить правосудие, одинаково охранять их как от насилий солдат, так и от притеснений агентов центральной администрации; посредством частых разъездов по своим округам они должны заставлять уважать порядок и сохранять мир; их дело – прекращать разбойничество, наблюдать за надлежащим состоянием общественных работ; тщательно надзирать за действиями своих officiales и финансовых агентов и за поведением чинов полиции, препятствовать захватам сильных, удерживать земледельцев на их землях; упорядочивать религиозные дела, относясь с равным уважением к правам Церкви и государства; оберегать автономию городов; жить в согласия с епископами своей провинции и с нотаблями поселений и во всех случаях заслужить хорошую репутацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Мировоззрение Иванова сформировалось на основе его отказа от детской веры в Бога и восприятия им агитпроповских идей. Вступил в силу сформулированный еще Достоевским закон: «Если Бога нет, то я – Бог». Но ноша эта оказалась непосильной для психики Иванова, поэтому его теории чем дальше, тем больше граничили с чистым безумием. С учебой в партшколе Бог для Иванова окончательно и бесповоротно умер. Сам он считал себя атеистом: «В Природе Бога такого нет, которого человек держит... Иванов учит не от Бога, а от себя личного здоровья, вот в чем суть Иванова» 1251 . В упоминавшемся выше интервью в «Огоньке» 8, 1982) корреспондент спросил Иванова: «Говорят, вы в бога верите?» – «Брешут, – ответил Иванов. – Верил когда-то, пока не понял, что бог пребывает не на небе, а на земле в людях, кои сумели держать победу над собой». Но свято место пусто не бывает, и место Бога для Иванова заняли два начала. Одно из них – природа; обратим внимание на то, что слово ПриродаПаршек всегда пишет с прописной буквы. Ученики Иванова пытаются придать наукообразность теориям своего «Учителя»: Источник сил, творящий эволюцию в природе, будем называть Творцом, а источник сил, ведущий к деградации и разрушению в природе, будем называть Врагом. Именно эти понятия употребляются Учителем в его тетрадях, хотя более часто на место Творца ставится Природа, а на место Его Противоположника ставятся такие понятия, как «стихийные силы природы» и «враг в природе». Это более точно, поскольку ничего надприродного, сверхприродного и внеприродного быть не может 1252 . Однако если обратиться к тетрадям самого Иванова, то видно, что в его сознании «Природа» приобретает божественные черты наряду с другим божественным началом жизни – Человеком: «Бог это Природа, а в ней самое главное это человек» 1253 , «сильнее Природы нет ничего» 1254 , «Бог это человек. Он придет на землю для того, чтобы опознать Природу, как своего близкого друга, ему руку протянуть и с ним договориться, что больше мы вредного на земле, в воздухе, и в воде не будем делать» 1255 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010