Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Россия покоренная от 1238 до 1243 года Уныло стояли развалины городов и селений, через которые прошел ужасный Батый! Печально дымились их обгорелые стены, по пустым улицам лежали непогребенные мертвецы, боязливо прятались живые, лишенные всего, что было дорого для их сердец! Это печальное состояние нашего Отечества описано в «Песне Барда во время владычества Татар в России» поэта Языкова. «Где вы, краса минувших лет, Боянов струны золотые, Певицы вольности и славы, и побед, Народу Русскому родные? Бывало: ратники лежат вокруг огней По брегу светлого Дуная, Когда тревога боевая Молчит до утренних лучей. Вдали — туманом покровенный Стан Греков, и над ним грозна, Как щит в бою окровавленный, Восходит полная луна! И тихий сон во вражьем стане; Но там, где вы, сыны снегов, Там, вдохновенный, на кургане , Поет деянья праотцов — И персты вещие летают По звонким пламенным струнам, И взоры воинов сверкают, И рвутся длани их к мечам! Теперь вотще младой Боян На голос предков запевает: Жестоких бедствий ураган Рабов полмертвых оглашает И он, дрожащею рукой Подняв холодные железы, Молчит, смотря на них сквозь слезы, С неисцелимою тоской!» Таково было состояние Отечества и наших предков, когда брат последнего великого князя Георгия, Ярослав Всеволодович, как его законный наследник, приехал в прежний счастливый, но теперь уже не походивший на столицу Владимир! Об этом времени русский историк Н.М. Карамзин писал: «Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их. Отечество наше походило больше на темный лес, нежели на государство». Больно было смотреть новому государю на несчастье любимого народа, но он знал, что не слезы освобождают нас от бед: нужнее всего мужество и терпение, и Ярослав спешил показать в них пример своим подданным! Он приказал скорее погребать мертвые тела, чтобы предотвратить заражение воздуха от их гниения, созывал людей, убежавших в леса и отдаленные места, занимался государственными делами. Одним словом, он старался всеми средствами ободрить народ и показать ему, что он еще не потерял надежды на славу и счастье.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Богоматерь с Младенцем на троне между святыми Франциском Ассизским и Кларой Ассизской. Худож. Дж. да Фабриано. 1390–1395 гг. (Пинакотека Маласпина в Павии) Богоматерь с Младенцем на троне между святыми Франциском Ассизским и Кларой Ассизской. Худож. Дж. да Фабриано. 1390–1395 гг. (Пинакотека Маласпина в Павии) В конце жизни св. Франциск Ассизский, уже страдая тяжелой болезнью глаз, провел несколько дней в окрестностях Сан-Дамиано, где сочинил «Гимн Творения» (Cantico delle Creature), известный также как «Гимн Брата Солнца» (Cantico di Frate Sole), к-рый считается 1-м поэтическим произведением на итал. языке. Тогда же он составил гимн для К. А. и членов ее общины «Audite poverelle» (Слушайте, бедняжки); в нем говорится о простой и бедной жизни женщин при ц. Сан-Дамиано. О К. А. и ее общине достаточно быстро стало известно по всей Зап. Европе, в т. ч. благодаря францисканцам, активно занимавшимся миссионерской деятельностью. О К. А. узнала Агнесса Богемская, дочь чешского кор. Пржемысла I Отакара, которая хотела основать в Праге странноприимный дом и жен. монашескую обитель. Сохранились 4 письма К. А., написанные с перерывами в неск. лет. Первое письмо было составлено ок. 1235 г., когда Агнесса отвергла брачное предложение имп. Фридриха II, чтобы принести монашеские обеты. Святая восхваляет отказ Агнессы, говоря о том, что за это ей воздастся на небесах и она будет иметь честь называться «сестрой, женой и матерью Сына Всевышнего и блаженной Девы Марии». Во 2-м послании, написанном между 1235 и 1238 гг., затрагивается тема бедности в контексте новых попыток папы смягчить принцип строгой нищеты ордена. К. А. призывает Агнессу непоколебимо держаться бедности Христовой и следовать советам генерального министра ордена францисканцев Илии. В 3-м послании (ок. 1243 или, по др. данным, 1238) вновь рассматривается тема бедности как состояние душевного единения со Христом. В 4-м послании, написанном в 1253 г., возможно за неск. недель до смерти К. А., она прощается с Агнессой и доверительно называет ее «половиной моей души». В послании святая призывает к мистическому обручению со Христом посредством абсолютной бедности.

http://pravenc.ru/text/1841249.html

Святослав Всеволодович (во второй раз) август 1176 – август/сентябрь 1180 49. Рюрик Ростиславич(во второй раз) август/сентябрь 1180 – лето 1181 50. Святослав Всеволодович(в третий раз) лето 1181 – после 25 июля 1194 51. Рюрик Ростиславич(в третий раз) 31 июля 1194 – осень 1201 (1202?) 52. Ингварь Ярославич,сын Ярослава Изяславича осень 1201 (1202?) – конец 1202 53. Рюрик Ростиславич(в четвертый раз) 1/2 января 1203 – зима 1204 54. Роман Мстиславич, внукИзяслава Мстиславича (вероятно) до июня 1205 55. Рюрик Ростиславич(в пятый раз) июль 1205 56. Всеволод Святославич лето 1206 – осень 1206 57. Рюрик Ростиславич(в шестой раз) осень 1206 – весна 1207 58. Всеволод Святославич(во второй раз) весна 1207 – ноябрь 1207 59. Рюрик Ростиславич(в седьмой раз) ноябрь 1207 – осень 1210 60. Всеволод Святославич(в третий раз) осень 1210 – июль 1214 (1212?) 61. Мстислав Романович, внукРостислава Мстиславича июль 1214 – 31 мая 1223 62. Владимир Рюрикович июнь 1223 – июнь 1235 63. Изяслав Владимирович,внук Игоря Святославича июнь 1235 – осень/зима 1235 64. Владимир Рюрикович(во второй раз) осень/зима 1235 – ранее августа 1236 65. Ярослав Всеволодович,сын Всеволода Большое Гнездо ранее августа 1236 – после марта 1238 66. Михаил Всеволодович лето 1238 – лето 1239 67. Ростислав Мстиславич лето 1239 В дальнейшем, в пору монгольского владычества, Киев управлялся посадниками следующих князей, считавшихся великими князьями киевскими: 68. Даниил Романович Галицкий 69. Ярослав Всеволодович(во второй раз), вел. князь владимирский 1243/1244 70. Даниил Романович Галицкий(во второй раз) (вероятно) 1246 71. Александр Ярославич Невский,вел. князь владимирский 72. Ярослав Ярославич,вел. князь владимирский Краткие биографические справки о князьях, упоминаемых в настоящей книге, расположены в алфавитном порядке и составлены непосредственно на основе источников, в первую очередь Лаврентьевской, Ипатьевской и Новгородской первой летописей (см. раздел III, 7). Данные более поздних источников используются с должной мерой критичности 1306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Семеновской пустыни Троиц.-Звериный, Новг. г., II, 1266. Семигородная или Семигорская – Успен., Волог. г., II, 1144. Семилуцкий-Спасов-Преобр., Ворон. г., I, 425. Сендегская-Никол., Костр. г., II, 963. Сенегский-Святоезерск. – Спасо-Преобр., Влад. г., I, 423. Сенянский-Покров., Харьк. г., II, 1075. Серапионова-Мстерск., Влад. г., II, 667. Серапионов-Дубенск., Влад. г., 1313. Сергиева-Проломская, Тамб. г., II, 1297. Сергиева-Троицкая, Моск. г., II, 1234. Сергиева-Троицкая, С.-Петер. г., I, 496. Сергиев-Авнежский, Волог. г., II, 595. Сергиев-Великолуцкий, II, 1280. Сергиев-Ливенский, II, 1145. Сергиев-Самарск., Екатерин. г., I, 400. Сергиев – Свириколуц.-Рожд.-Богород., Смол. г., I, 413. Сергиев-Троиц.-Неб., Пск. г., II, 941. Серебряниц.-Димитр., Пск. г., II, 1146. Серектин или Сироткин-Петропавл., Пск. г., I, 358. Серпуховский-Владыч.-Введен., I, 115. Серпуховский-Высоцкий или Высокий-Богород.-Зачатиев., II, 753. Серпуховский – Распятский-Ново – Рожд., II, 1112. Сестренский-Спас., Волог. г., II, 1199. Сестринская-Зосимова-Клинская, Моск. г., II, 820. Сефтренский, Волог. г., II, 1199. Симбирский-Покров., I, 377. Симбирский-Спасский, II, 1186. Симбирских гор Воскр., II, 1149. Симеоновский-Брестский, I, 429. Симонова-Воломская-Воздв., Волог. г., II, 735. Симонов-Московский, I, 430. Синзеозерск.-Троиц., Олон., г., II, 1238. на Синичьей Горе Петроп.-Новгородский, II, 1052. Синозерская или Синоезерская-Троиц., Новг. г., II, 1235. Синорецкая-Троиц., Олон. г., II, 1238. Ситецкий или на Сетечки Андреевский, Новг. г., I, 14. Сиамский, Волог. г., II, 1214. Сийский-Троиц., Арх. г., II, 618. Сканов-Троиц., Пенз. г., II, 1282. Скельский-Преобр., Полт. г., II, 1092. Скитский-Чигиринский, II, 1287. Скнятин-Введен., Пск. г., II, 707. Сковородск.-Михаил., Новг. г., II, 1147. Скопинский-Вознес., II, 725. Скопинский-Духов-Троиц. I, 185. у Скуделен Христорожд.-Новгородск., II, 1345. Слободской-Крестов.-Богоявл., I, 265. Слободской – Сатановский, Подоль. г., II, 1277. Слободской-Христор.-Спасский, I, 593.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 233. Л. 938 об.) Ограниченность ордена меченосцев в людских и материальных ресурсах, их нехватка для нужд орденского гос-ва заставили меченосцев в 30-х гг. XIII в. искать сближения с Тевтонским орденом. Были начаты переговоры об объединении орденов, но они затянулись как по причине того, что меченосцы настаивали на своих условиях проведения инкорпорации, прежде всего на обязательном сохранении владений и структуры ордена в Ливонии, так и в силу нежелания руководства Тевтонского ордена и его верховного магистра Германа фон Зальцы (1209-1239) распространять сферу своего влияния на меченосцев. Однако после разгрома литовцами ордена меченосцев и выступивших тогда в союзе с орденом псковичей в битве при Сауле (22 сент. 1236) папа Римский Григорий IX постановил инкорпорировать рыцарей и владения меченосцев в состав Тевтонского ордена. Среди прочего это должно было способствовать завоеванию Курляндии, Земгалии и Жямайтии (Жмуди), что позволяло объединить орденские владения в Пруссии и Ливонии в единый комплекс. В 1237 г. на капитуле в Марбурге было решено принять меченосцев (ок. половины их погибло при Сауле) в Тевтонский орден. В Ливонию прибыл отряд из 60 рыцарей во главе с прусским ландмейстером (магистром) Германом Балком (1237-1238/39). Стратегия Тевтонского ордена предусматривала участие его ливонского подразделения в боевых действиях на южном, курляндско-земгальско-жямайтийском, направлении, поэтому, согласно договору в Стенбю (7 июня 1238), владения меченосцев в Сев. Эстонии были уступлены дат. кор. Вальдемару II. Навязанное ордену меченосцев объединение, утрата владений в Сев. Эстонии, в т. ч. орденской комтурии в Ревеле и фогства в Гарриэне (Харьюмаа), вызвали в Ливонии жесткий внутренний конфликт между бывш. меченосцами и тевтонскими рыцарями в первые годы существования Л. о. Из-за этого конфликта магистр Герман Балк был вынужден даже покинуть Ливонию (подробнее об объединении орденов см.: L ö wener. 1998. S. 109-135). Не исключено, что война Л.

http://pravenc.ru/text/2110473.html

Если кредиторы сомневаются после должника своего в положении его дел и имущества, остающегося без описи, и объявят в надлежащем суде количество своих исков, то по распоряжению суда в тот же день должна быть составлена при кредиторах опись наследственного имущества и произведено опечатание оного, а наследники и остальные кредиторы вызываются с назначением сроков на явку (3 мес., 9 мес., 18 мес.); буде наследники не явятся и дальше 9 мес., кредиторы его могут получать себе раздачу из наличных денег 68 . Явясь, наследники могут удовольствовать кредиторов или могут просить, чтобы дали им срок осмотреться. Тогда дается им сроку месяц и дозволяется видеть имение и долги при кредиторах. По рассмотрении всего, наследникам остается – либо принять наследство, с безусловной ответственностью, буде кредиторы им поверят, либо отречься; в последнем случае открывается несостоятельность наследственной массы (Зак. Гражд., ст. 1238, прим. 1, прил., ст. 1–5). По смерти лица, торговавшего с кредитом от других, наличные его наследники обязаны не далее третьего дня, при полиции (или вне города – при свидетелях), учинить опись всему имуществу, а в течение месяца, осмотревшись в сем имуществе, должны дать отзыв полиции и подлежащему суду, принимают ли наследство, или отрекаются, или еще просят времени до дальнейших справок. По сему отзыву, а буде долги были оглашены, то и по первому объявлению о смерти, суд производит публикацию, согласно 1 ст. прил. к прим. 1 к ст. 1238 Зак. Гражд., опечатывает имущество и оставляет на руках у наследников, а буде они отрекутся или есть на них подозрение, отбирает в свой присмотр (ст. 7–9). Буде наличные наследники не исполнят вышеуказанной обязанности или умедлят, без законной причины, то обязаны, как сказано в 10 ст. «ответствовать наследственным и собственным имуществом во всех правильных исках на умершем». Эти слова, по редакции 10 ст., непонятны, ибо наследник во всяком случае несет не себе такую ответственность; но их изъясняет и дополняет текст цитаты, – 165 ст. 2 ч. Банкротск. Уст., где сказано: обязаны ответствовать: в той мере, как с упадшим поступать предписано, т.е. по закону несостоятельности 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

16 декабря 1237 года начинается осада Рязани. Через семь дней происходит ее падение. 3 февраля 1238 года монголы через Коломну и Москву подошли к Владимиру. Его осада занимает только 4 дня. Владимир пал. Монголы захватили Суздаль. 4 марта 1238 года разбито русское войско на берегах р. Сити. 5 марта захвачен Торжок. В середине марта монголы повернули назад, не дойдя до Новгорода. Значительно позже, через 20 лет, и Новгород будет принужден платить дань, но его не коснутся ужасы завоевания. Маленький Козельск задержал монголов на семь недель. Городок погиб вместе с князем, войском и народом, но он показал монголам, на какой исключительный героизм способны русские. От Козельска войска Бату-хана ушли в низовья Волги, разбив по пути половцев. В 1239 году Бату-хан подготовляет второй поход. В 1240 году после длительного и героического сопротивления обращен в развалины Киев. Завоевана Южная Русь. Именно тогда родился наш Федор. Монголы двигаются дальше до тех пор, пока копыта их коней не погрузились в соленую воду Адриатического моря. Основано монгольское государство. Это всего только “Улус Джучи” по наследственной принадлежности, это – “Дешт-и- кыпчак” (степь кыпчаков) по географическому характеру, это – “Золотая Орда” по русской терминологии, это “Синяя Орда” по терминологии монголов. Бату-хан строит город Сарай, недалеко от теперешней Астрахани. Он делает Сарай своей столицей. Более точное его название Сарай-Бату. Впоследствии Берке-хан (1255– 1266) построит Сарай-Берке (недалеко от теперешнего Волгограда), а Узбек-хан (1312–1340) перенесет в Сарай-Берке столицу Золотой Орды. Географические пределы Золотой Орды огромны. На севере ее ограничивали русские княжества, зависимые, но не вошедшие в состав нового государства. На западе Орда доходила до Днестра – даже несколько дальше. На юге ей принадлежали весь Крым, Кавказ до Дербента и северный Хорезм с Ургенчем, на востоке – Западная Сибирь и низовья Сыр-Дарьи. Современники, которые не могли так свободно, как мы, оперировать географическими названиями, измеряли размер Золотой Орды месяцами караванного пути, подобно тому, как теперешние астрономы меряют вселенную годами света.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

365 Стр. 320. Егда же Святоплък… и с самм Васильком. – Имеются в виду события 1097 г., о которых подробно рассказывает «Повесть временных лет» (см. стр. 82–91). 366 Стр. 324. И по погребении блаженного поиде на войну… и взя всю землю их и приседе в свою землю их. – В 1103 г. коалиция русских князей, в которой участвовал и Святополк Изяславнч, нанесла сокрушительное поражение половцам. 367 Стр. 326. …по смерти великого князя Ярослава. – Ярослав Владимирович Мудрый (см. прим. на стр. 717). 376 …великому князю Всеволоду – Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо, великому князю Владимирскому (ум. в 1212 г.). 379 А нмци радовахуся, далече будуче за синим морем… – то есть до своего прихода во второй половине XII в. в Ливонию. 382 …до ныняшняго Ярослава… – до Ярослава Всеволодовича, великого князя Владимирского с 1238 по 1246 г. 383 …до брата его Юрья, князя Володимерьскаго… – до Юрия Всеволодовича, великого князя Владимирского с 1213 по 1216 и с 1219 по 1238 гг. 385 Исайя пророк – Исайя, сын Амоса, иудейский пророк VIII в. до н. э., которому приписывается составление ветхозаветной «Книги пророчеств» из 66 глав. 386 …аки лице Иосифа, иже б поставил его египетьскый царь втораго царя в Египт. – Согласно Библии, Иосиф Прекрасный разгадал сны фараона, после чего тот женил его на дочери жреца и сделал своим соправителем. 387 . …часть от силы Самсоня. – Самсон – один из героев Ветхого завета, иудейский богатырь и судья. 388 …акы царя римского Еуспасиана… – Веспасиан, римский император (69–79 гг.), прославившийся как энергичный полководец. 392 Соломон, сын Давида, – третий иудейский царь (972–932 гг. до и. э.), прославившийся своим богатством и мудростью. 393 …нкто силен… именем Андряшь… – Андреас фон Фельвен, магистр Ливонского ордена рыцарей-крестоносцев. «Слуги божии» – перевод немецкого «Gottesritter». 394 …король части Римьскыя от полунощныя страны… – Здесь имеется в виду шведский король Эрик Эриксон, по прозванию Леспе (Картавый). Все воинские дела он поручал своему зятю ярлу Биргеру. В поход 1240 г. отправилось шведское войско под начальством ярлов Биргера и Ульфа Фаси.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Абраам (638-669); Крикор Етесаци (669-696); Кеворк (696-708); Мгрдич (708-730); Ованнес (730-758); Степанос (758-774); Елия (774-797); ?; Абраам (885-909); ?; Крикор (981-1006); Арсен (1006-1038); Месроб (1008); ?; Симеон (1090-1109); Мовсес (1109-1133); Есайи (1133-1152); Сааг (1152-1180); Абраам (1180-1191); Минас (1191-1205); Абраам (1215-1218); Аракел (1218-1230); Ованнес Гарнеци (1230-1238); Гарабед (1238-1254); Агопос (1254-1281); Саркис (1281-1313); Асдвадзадур (Феодор) (1313-1316); Тавит (1316-1321); Богос (1321-1323); Вартан Аревелци (1323-1332); Ованнес (1332-1341); Парсег (1341-1356); Гарабед (1349); Крикор (1356-1363); Гирагос, сопредстоятель Крикора; Мгрдич (1363-1378); Ованнес (1378-1386); Крикор (1386-1391); Есайи (1391-1394); Саркис (1394-1415); Мардирос, сопредстоятель (?) (1399); Месроб, сопредстоятель (?) (1402); Богос Карнеци (1415-1419); Мардирос (1419-1430); Минас, сопредстоятель (?) (1426); Есайи (1430-1431); Ованнес (1431-1441); Мурон (1436-1437); Абраам Мисирци (1441-1454); Месроб (1454-1461); Бедрос (1461-1476); Мгрдич Еловци (1476-1479); Абраам Периахци (1497-1485); Ованнес Мисирци (1485-1491); Мардирос Брусаци (1491-1501); Бедрос (1501-1507); Саркис (1507-1517); Ованнес (1517-1522); Асдвадзадур (Феодор) Мердинци (1532-1542); Пилибос (1542-1550); Асдвадзадур Мердинци, повторно (1550-1551); Антреас Мердинци (1551-1583); Тавит Мердинци (1583-1613); Крикор Канцагеци (1613-1645); Асдвадзадур Даронеци (1645-1664); Егиазар Ромглаеци (1664-1665); Асдвадзадур Даронеци, повторно (1665-1666); Егиазар (1666-1668); Асдвадзадур (1668-1670); Егиазар, повторно (1670-1677); Мардирос Кримци (1677-1680); Ованнес Амасьяци (1680); Мардирос Кримци, повторно (1681-1683); Ованнес Болсеци (1684-1697); Симеон (1688-1691); Минас Амтеци (1697-1704); Калусд Хетунци, сопредстоятель; Крикор (1704-1715); Агоп Нальян (1749-1752); Теоторос (1752-1761); Гарабед Танчагеци (1761-1768); Богос Ванеци (1768-1775); Ованнес Канаперци (1775-1793); Бедрос Евтогияци (1793-1800); Теоторос Ванеци (1800-1818); Каприэл Нигомитаци (1818-1840); Богос Атривнуболсеци (1824-1847); Закария Гопеци (1840-1846); Гирагос Иерусалимский (1846-1850); Ованнес Смирнский (1850-1860); (1860-1864); Есайи Таласский (1864-1885); Арутюн Вехабедиан (1889-1910); Егише I Туриан (1921-1929); Торком I Кушагян (1929-1939); Месроб Нишанян (1939-1944); Гурег Исраэлян (1944-1949); Тиран Нерсоян (1957-1958); Егише II Дердериан (1960-1990); Торком II Манугян (с 1990).

http://pravenc.ru/text/76124.html

Не удивительно, что среди такой скоротечности князей на киевском столе не могла тут закрепиться какая-нибудь государственная система». 4 марта 1238 года на реке Сити русские войска во главе с великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем были разгромлены татаро-монгольскими ордами внука Чингизхана Батыя. Сам Юрий погиб в сражении. Племена степняков-кочевников, называемых монголами, с I века расселились в Забайкалье и в Монголии севернее реки Керулен. Татарами назывался небольшой народ, делившийся на белых, черных и диких татар, уже в VIII веке кочевавший южнее реки Керулен в Монголии и к XII веку широко расселившийся в азиатских степях. Великий курултай (собрание) 1206 года закрепил за объединением племён название «монголы» и утвердил ханом объединителя племён Тэмуджина с титулом Чингизхан, народ-войско которого с тринадцати тысяч вырос до ста десяти тысяч человек. Дальнейшие удачные для монголо-татар войны в Китае, Средней Азии, Иране и Половецкой степи сделали их хозяевами Центральной Азии. Тюркоязычное племя меркитов, не захотевшее объединяться с монголами Чингизхана, было вытеснено на Алтай. Соединившись с половцами, в 1216 году они начали очередную войну с монголами, в ходе которой были разгромлены войском сына Чингизхана Джучи, и в ходе отступления на запад практически уничтожены. Чтобы расправиться с союзниками меркитов половцами монголы, следуя закону Чингизхана – «война кончается с разгромом врага», пройдя через русские земли в 1237–1242 годах, разгромили их и дошли до Карпатских гор. Внук Чингизхана и сын Джучи Бату получил в наследство юрт-улус из урало-каспийской степи и земель Хорезийского султаната, который значительно расширил за счёт территории Руси и половецкой степи. Это царство Бату-хана впоследствии получило название Золотая Орда. После татаро-монгольского нашествия 1237–1240 годов русские князья должны были подтверждать свои права на княжеские столы ханскими ярлыками, обладание которыми давало им всю полноту власти над уделом. В 1238 году великим владимирским князем стал сын Всеволода Большое Гнездо Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, сразу же объединивший Владимирское и Переяславское княжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010