12 нач., cfr Poдocлob стр. 117, а в северо-восточном углу области нишавской границу Сербии от Болгарии составлял городок Равный, находящийся на Тимоке, верстах в 70 на северо-восток от Ниша и верстах в 10–15 на север от Княжевца, см. написанное Стефаном первовенч. житие Немани в Памятн. Шафар. стр. 29). 19) Стефан Первовенчанный, старший сын Стефана Немани. Был посажен отцом на свое место в 1195 г. (см. житие Немани, написанное Саввой, в Памятн. Шафар. стр. 4sqq); спустя семь лет в 1202 г. был согнан с престола младшим братом Волканом, получившим помощь от короля венгерского (см. ниже в отделе о сношениях сербских государей с папами), но потом в 1206 или 1207 г. снова возвратил его (из письма Стефана к Савве, в котором он просит сего последнего принести с Афона в Сербию мощи отца, следует заключать, что он возвратил престол незадолго перед тем, но письмо писано в 1207 г., потому что мощи принесены Саввой через восемь лет после смерти Немани 19 Февраля 1208 г., см. житие Немани, написанное Саввой, в Памяти. Шафар. стр. 13); в 1220 г. был коронован от Св. Саввы принесенным из Рима королевским венцом (о сем ниже), почему как первый сербский король и назван первовенчанным. Когда умер, неизвестно точным образом; принимают, что в 1227 или 1228 г., а во всяком случае не ранее года 1224 или 1223 г. 20) Стефан Родослав 268 , старший сын Стефана Первовенчанного. Наследовав отцу, правил неизвестное, или довольно, или даже очень непродолжительное время; в 1230 или 1231 г. был согнан с престола своим братом Владиславом 269 . 21) Стефан Владислав, второй сын Стефана Первовенчанного. Отняв престол у старшего брата в 1240 – 42 году, был согнан с него младшим братом Стефаном Урошем; неизвестно когда после 1243 г. снова заняв его, в 1252 г. во второй раз и окончательно должен был уступить его тому же Урошу 270 . 22) Стефан Урош 1-й (Стефан Храпавый, Драгослав), младший сын Стефана Первовенчанного. Заняв престол под братом сначала в 1240–42, потом окончательно в 1252 г., правил до 1272 г., после чего согнан был с престола своим сыном (см. жития королей и архиепископов сербских, составленные архиепископом Даниилом, или так-называемый сербский Родословник, в издании Даничича под названием «Животи кральева и архиепископа српских», Загреб, 1866, стр. 7 sqq; что согнан был именно в 1272 г., см. Фeccлepa Geschichmevon Ungarn, изд. 2-го ч. 1, стр. 421). У сербских панигиристов называется «великим королем» (Poдocл. ibid. стр. 7), но не видно за что именно; о деятельности его, так же как и троих предшествующих, кроме нескольких бесплодных войн с греками, ничего неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Глава 16. Еще о божественнейшем свете, что, хотя он и нетварный, но не сущность, и что он зрится не какой-то тварной силой, но несказанно, даже если написано, что он видим очами Но и ты сам не называешь оный свет умопостигаемым, по скольку он видим телесными глазами 1222 . Но [чьим же он тогда был светом] – огня, звезд или чего-либо поднебесного? Или он видим любым глазам? Отнюдь. Следовательно, он и нечувственный. Итак, будучи ни чувственным, ни умопостигаемым, но запредельным всему, согласно сказавшему: »Сей свет побеждает ( χει τ νικητ ρια) всякую природу» 1223 ; и снова: «возможно, совершенны узревающие божественную, всему запредельную славу, единую пребесконечную и пресовершенную» 1224 ; и опять: «показывается слава постоянная и вечная» 1225 ; и еще: " Сын, безначально рожденный от Отца, обладает природным безначальным лучом божества, и слава божества становится 1226 и славой тела " 1227 . Итак, если оный свет, превосходящий все постигаемое чувствами и умом, нетварен, то уничтожается святой Символ, потому что говорит о Боге – Творце всего чувственного и умопостигаемого 1228 ? Прочь безумнейшее возражение и нечестие! Но ты из-за этого везде ходишь; все делаешь; почти по всюду посылаешь и предлагаешь подарки, писания, глашатаев; отпускаешь, как говорят, всякий канат 1229 , имея помощников, которых не знаю, как назвать и как не объявить подлежащими наказанию, письменно вынесенному оными священными и величайшими Соборами 1230 тебе и всем, которые в дальнейшем думают или будут думать согласно Варлааму. Итак, ты спешишь поэтому всячески сделать так, чтобы считались неслыханными и отвратительными наши писания в защиту истины, тщательно исследующие то, что оказывается в богодухновенном Писании трудноразумеемым для большинства и побуждает подобных тебе людей к извращению справедливости. Что выгадаешь и чего достигнешь ты? Опутав безбожием, как [это] ясно и очевидно из сказанного, [сделаешь так, что] Бог покарает всех 1231 . А евангельское [изречение], которое выше приводилось ранее [выражения] Символа веры , что «Бога никто никогда не видел« 1232 , что оно будто бы тем самым показывает оный свет – безначальную славу Божию и Царствие – тварным, когда его первым представил Варлаам, мы развернуто и многими способами показали в сочинениях к нему, что [это изречение] никоим образом не согласно с его представлением и не служит [ему подтверждением] потому, что, во-первых, у евангелиста речь [идёт] о божественной сущности, во-вторых, отпрыск грома 1233 называет здесь видением знание и постижение, но не вкушение и причастие 1234 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Ср. попытку Голубинского реконструировать биографию Артемия (2. 1. С. 832–836); а также: Садковский. Ук. соч. С. 60–85. Макарий. 2-е изд. 6. С. 265. Голубинский. 2. 1. С. 835. РИБ. 4. Здесь опубликованы 14 сочинений Артемия. 5 из них относятся к московскому периоду его жизни (с. 1359–1373, 1382–1390, 1390–1400, 1400–1420, 1432–1441); 9 написаны были в Литве (после 1555 г.): 1-е: с. 1201–1266; 2-е: с. 1266–1273; 3-е: с. 1273–1287; 4-е: с. 1287–1328; 5-е: с. 1423–1432; 6-е: с. 1420–1423; 7-е: с. 1441–1448; 8-е: с. 1328–1359; 9-е: с. 1373–1381. Особенно важны: 1. К люторским учителем; 4. К еретику Симону Будному; 5. к нему же. См. также: Плисс В. Симон Будный и Реформация в Литве, в: Христ. чт. 1911. 2, 9, 10. РИБ. 4. С. 1228, 1259, 1261, 1249. Там же. С. 1223, 1260, 1224, 1261, 1236, 1271. Там же. С. 1261. Там же. С. 1232, 1275, 1342. Там же. С. 1278, 1343, 1298, 1299. Там же. С. 1341, 1335, 1406, 1303, 1324, 1275, 1301, 1444, 1384, 1407. Симон Будный вначале был, вероятно, греко-православного исповедания, позже он стал кальвинистом и в середине XVI в. служил кальвинистским пастором в местечке Клецк (под Минском в Литве), где ревностно проповедовал кальвинистское учение. Он написал два сочинения: 1. Катехизис (1562, на белорусском языке) и 2. Об оправдании человека (по-русски). Впоследствии Будный перешел к антитринитариям; Малышевский И. Подложное письмо половца Ивана Смеры к вел. князю Владимиру, в: ТКДА. 1876. 2. С. 507–513; Плисс В. Ук. соч. РИБ. 4. С. 1442 4: Симону Будному), 1231 (лютеранскому учителю), 1343 8: неизвестному); а также: РИБ. 4. С. 1265, 1309. Там же. С. 1205–1208, 1278, 1350. Там же. С. 1314. Там же. С. 1203, 1265, 1326, 1342, 1443. Там же. С. 1251, 1277–1279. Там же. С. 1253, 1264, 1268, 1348. Там же. С. 1210, 1255, 1358–1359, 1265, 1422. Там же. С. 1211, 1250, 1295–1297, 1444–1445, 1243, 1247, 1270, 1284, 1446. См.: Андреев Н. Инок Зиновий Отенский об иконопочитании и иконописании, в: Seminarium Kondakovianum. 8 (1936). С. 259–262; автор пытается восстановить биографию Зиновия. Главная работа о Зиновии: Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церковно-нравоучительные сочинения (1894) — была мне, к сожалению, недоступна. Ср. русскую рецензию на эту работу: Бочановский В., в: ЖМНП. 1894. 11; а также: Калугин Ф. Гомилетические труды инока Зиновия Отенского, в: ЖМНП. 1893. 2 и 5; Тарасий, иером. Перелом в древнерусском богословии (1927).

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

е. от радости, будут жать в слезах. 1222 Прежде Творец это расположил рядом, Христос, только лишь разделяя, но не изменяя, обновил. 14. Горе, когда вас будут благословлять люди! Так поступали и с лжепророками отцы их. 1223 Равным образом Творец обвиняет через Исаию тех, кто стремится к людским благословению и похвале: Народ Мой, те, которые называют вас блаженными, сбивают вас с толку и разрушают пути ног ваших. 1224 Запрещает и иными словами вообще полагаться на человека, как и на человеческую славу, например, через Иеремию: Проклят человек, надеющийся на человека, 1225 15. В самом деле, и в сто семнадцатом псалме Он говорит: Лучше полагаться на Бога, чем полагаться на человека, и лучше надеяться на Бога, чем надеяться на князей. 1226 Таким образом, всё, что можно получить от человека, Творец отвергает, не говоря уже о благословении. Укорять же отцов их (иудеев) за прославление или благословение лжепророков столь же присуще Ему, как и укорять за мучение и отвержение пророков: 1227 как оскорбление пророков касалось лишь их (пророков) Бога, 1228 так и благосклонность к лжепророкам была неугодна лишь Богу пророков. Глава 16. О любви к врагам и терпении, о подаянии всем просящим, о соответствующем обращении с другими людьми (ср.: Евангелие от Луки, 6: 27–31) 1 . Но говорю вам, – заявляет Он, – слушающим, 1229 – показывая, что это было прежде поручено Творцом: Глаголь в уши слушающих. 1230 Любите врагов ваших и благословляйте ненавидящих вас, и молитесь за клевещущих на вас, 1231 – эту мысль Творец заключил в одно изречение, через Исаию: Тем, которые ненавидят вас, говорите: < . Или если ничего из принадлежащего Творцу не было передано ему отцом, [и] 1575 каким образом он присваивает себе принадлежащего Творцу человека? Или если один лишь человек был ему передан, то человек не есть «всё». Писание же утверждает, что Сыну была осуществлена передача «всего». 9. Но даже если ты истолкуешь «всё» как роды человеческие, т. е. как всех язычников, то и передача их Сыну есть дело Творца: Я дам Тебе язычников в наследие Твое и во владение Твое – пределы земли, 1576 Или если он сам имел 1577 некое свое «всё», которое 1578 передал бы сыну вместе с принадлежащим Творцу человеком, покажи для примера что-нибудь одно из «всего» в подтверждение этого, чтобы я с таким же основанием верил, что тому принадлежит «всё», которому я не вижу что-либо принадлежащим, с каким верю, что даже то, которое не вижу, принадлежит Тому, Кому принадлежит вселенная, которую вижу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Бояре, очень рано отделившиеся от прочей массы народа своим богатством, обширностью владений и сосредоточением управления в своих семействах, до позднейшего времени, именно до полного развития Московского государства, оставались в тесных связях с народом, по тем отношениям, какие имели их предки к различными родам, первоначально составившим города; интересы каждого боярского рода были тесно связаны с интересами той городской общины, к которой этот род принадлежал первоначально. Конечно, это не во всех городах было развито в одинаковой степени; прибытие чужеземных князей-дружинников во многих городах произвело большую перемену в отношениях бояр к народу; но, тем не менее, в городах самостоятельных ясно обозначаются следы такого отношения высшего класса граждан к остальному народу. Так, например, в Новегороде каждый конец города, каждая улица, составлявшие отдельную общину, обозначавшую первоначальный род, или селение, вступившее в городской союз, имели свои боярские роды 16 ; и обидеть который-либо из сих родов значило обидеть целый конец или улицу, и, наоборот, обидеть или обесчестить чем-либо улицу или конец значило обидеть или обесчестить тот боярский род, который к ней принадлежал по исконными отношениям предков 17 . А посему иногда бояре с одним своим родом и с уличанами или кончинами предпринимали отдельные войны и выходили за границы родной земли, не спрашивая дозволения у целого города. Так в 1177 году Милонеговичи приходили на помощь к великому князю Всеволоду Георгиевичу Владимирскому против рязанских князей. Лаврентиевская летопись говорит: «Приехали к нему Новогородци Милонежкова чадь, и рекоша ему: Княже, не ходи без Новгородских сынов; пойди нань единого с нами». Так Вышата Васильевич, в 1186 году сам собрав дружину, ходил на Ямь 18 ; а в 1342 году боярин Лука Варфоломеевич опустошил Заволочье и выстроил себе город Орлец, тогда как это вовсе не нравилось Новогородскому правительству 19 . Вместе с влиянием на свои концы и улицы, бояре пользовались большим уважением и привязанностью всего народа , так что нередко целые города воевали за своих Бояр. Например, когда в 1224 году великий князь Юрий Всеволодович пришел на Торжок с многочисленным войском и говорил новогородским послам: «Выдайте ми Якима Иванковиця, Микифора Тудоровиця, Иванка Тимошкиниця…… невыдате ли, а я поил есмь коне Тьхверью, а ещё Волховом напою»... то Новогородцы, приготовясь к битве, отвечали с новым посольством: «Княже, кланяем ти ся, а братьи своей не выдаваем, а кръви не проливай; пакыли твой мець а наше головы» 20 . Или в Галиче боярский род Молибоговичей долго держали крамолу против князя Даниила Романовича. А за боярина Давыда Вышатича против того же Даниила стоял целый город Ярославль и выдержал осаду в 1231 году. Даже москвичи в 1378 году плакали о боярине Иване Васильевиче, сыне последнего тысячского, которого Донской за измену велел казнить на Буянове поле 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/g...

Указанное видение является двойным. Оно направлено одновременно к двум диаметрально противоположным полюсам и покрывает собой весь спектр духовных состояний христианина. На нижнем полюсе находится ад или «внешняя тьма», а на верхнем созерцается «Царство Божие, пришедшее в силе» 1216 . На одном полюсе дышит дух любви к Богу – любви вплоть до самовозненавидения 1217 . На ином же стоит зловоние себялюбия и эгоцентризма вплоть до возненавидения Бога 1218 . Между этими двумя полюсами «движется вся духовная жизнь разумных личных существ» 1219 . Человек, когда кается «из глубины», познает тайны явлений духовного мира, происходящих между этими двумя полюсами. Его познание распространяется от глубин ада и достигает небесных высот. Он несказанно расширяет содержание своего бытия 1220 . Чтобы стяжать это познание, человек подвергается предельным испытаниям во всех планах 1221 . С верою в слово Христово его ум сходит в бездонный океан сердца, горящего любовью Христовой, и там бытийно вкушает действие двойного видения. Одна сторона этого ведения вселяет в человека ужас и отвращение к страстям, гнездящимся в нем, особенно же к страсти гордыни 1222 . С глубокой болью переживает он свое ничтожество и сокрушается от познания своего недостоинства. Он болезнует в стенаниях своего сердца, испытывая горечь раскаяния от сознания своей греховности. Последняя отныне предстает во всем своем бытийном измерении 1223 . Он ощущает, что расстояние, отделяющее его от Бога, бесконечно велико и скорбит от лицезрения своего духовного убожества 1224 . Как сокрушающее действие смерти он переживает все, что противостоит слову и благодати Христовой. Он испытывает непереносимое отвращение к самому себе 1225 и пребывает в отчаянии от своей искаженности и нечистоты. По Промыслу Божию он созерцает в себе свой личный ад. Одновременно в нем действует другая сторона ведения. Ощущение святости Божией вводит человека в «благой ужас» 1226 . Свет лица Божия позволяет ему узреть как свой внутренний ад, так и святость Живого Бога 1227 . В живом переживании присутствия Божия им овладевает страх. Этот страх раскрывает человеческое сердце для совершенной любви Божией. Первоначальный ужас от внутреннего ада превращается в совершенный страх оказаться недостойным такого Бога, Бога святой любви. Человек чувствует, что именно в этом состоит вечный ад 1228 . Лицезрение не только святости, но и смирения Божия «поражает душу, и она с великим благоговением внутренне поклоняется Ему в любви» 1229 . Она вкушает блаженство божественной вечности и освобождается даже от желания привременного владения чем-либо 1230 . В горении этого духовного созерцания открывается Христос – «ощутимый» образ предвечного Бога, согласно которому был сотворен человек. Сравнивая себя со святым образом Христа, человек ощущает свое собственное безобразие 1231 . Одновременное пребывание в двух планах двойного ведения является признаком пророческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Огромное разнообразие рукописей и широкая география их происхождения делают Ватиканскую библиотеку «библиотекой библиотек» (bibliotheca bibliothecarum) 1210 . Из других известных в мире библиотечных фондов отметим Амброзианскую библиотеку в Милане 1211 , библиотеку Св. Марка в Венеции 1212 , Медицейскую библиотеку во Флоренции (Флорентийская национальная библиотека) 1213 , ряд других итальянских хранилищ 1214 , французскую Национальную библиотеку, где содержится до 250 тыс. рукописей и свыше 13 млн. печатных документов 1215 , и иные французские собрания 1216 ; Национальную центральную библиотеку Рима (84 тыс. манускриптов, 2 тыс. инкунабулов), книгохранилища Эскуриала и иные библиотеки Испании 1217 , Королевскую к университетскую библиотеки в Копенгагене 1218 , крупные хранилища Великобритании: библиотеку Британского музея (свыше 327 тыс. манускриптов) 1219 , Бодлеианскую библиотеку в Оксфорде 1220 , библиотечные фонды в Кембридже 1221 и др. 1222 , Австрийскую Национальную библиотеку в Вене 1223 , ряд немецких собраний 1224 , коллекции в Египте 1225 и многие другие 1226 хранилища Европы 1227 и Америки 1228 . Из римских архивов , к которым имеют доступ современные исследователи, отметим архив Папского Восточного института, Тайный (Секретный) архив Ватикана, Римский архив Общества Иисуса, архив Конгрегации по распространению веры, архив Папского Грегорианского института, Архив варнавитов, Архив генеральной курии ассумпционистов, Архив Греческой коллегии Св. Афанасия, архив Ассоциации итальянского Средневековья, Исторический архив Министерства иностранных дел Италии и др. Из европейских архивов ценные историко–церковные материалы содержатся также во французском Национальном архиве (Париж), Славянской библиотеке (в 2002 г. ее фонды переданы в Лион), архивах Министерства иностранных дел Франции (Париж), Публичном архиве записей (Лондон), Государственном архиве Австрии (Вена) и др. § 2. Греческие архивы и библиотеки Греческие архивы и библиотеки содержат много интересной и уникальной информации по истории Церкви. Для ориентации по рукописным и книжным собраниям этой страны стоит обратить внимание на весьма обширную общую литературу по данной сфере. Очень полезны общегреческие указатели рукописей и печатных изданий 1229 . Такие каталоги есть по отдельным периодам 1230 , историческим персоналиям 1231 и библиотекам 1232 . Публикуются описания рукописей монастырей 1233 , церквей 1234 , епархий 1235 и учебных заведений разного уровня 1236 и др. 1237 Издаются специальные каталоги по некоторым научным отраслям, в том числе по богословию и церковной истории 1238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перепечатано в Париже в 1927 году в журнале «Версты» Полного собрания сочинений Розанова не имеется. Отметим работы о Розанове: Голлербах, Розанов. Личность и творчество. Курдюмов, Розанов (Париж 1929). Волжский, Мистический пантеизм Розанова (в книге «Из мира литературных исканий»). См. также роман Н. Н. Русова. «Золотое счастье», где выведен Розанов. Чуковский, Книга о современных писателях. Бердяев в ранних религиозно–философских статьях. См. мою книгу «Русские мыслители и Европа» (гл. VIII). 1207 Образчик такой резкой полемики с Розановым представляет статья о нем Вл. Соловьева (т. VI). По поводу статьи Розанова о Л. Толстом, написанной в довольно «неудобном» тоне и вызвавшей острое возмущение Розановым в литературных и общественных кругах, П. Б. Струве предлагал «исключить Розанова из литературы». Из Религиозно–Филос. Общества в Петербурге Розанова исключили тоже за его острые высказывания по еврейскому вопросу… 1208 Розанов, Религия и культура. (Изд. 1901 г., стр. 64). 1209  Ibid., стр. 65, 66. 1210 Ibid., стр. 243. 1211 В сборнике «В мире неясного и нерешенного» (Изд. 1901 года), стр. 47. 1212 Ibid., стр. 267. 1213 Ibid., стр. 103. 1214 Ibid., стр. 57. 1215 Ibid., стр. 61. 1216 «Около церковных стен» (1906 г.). Т. 1, стр. 15. 1217 Ibid., стр. 18. 1218 «Около церковных стен», т. II (1906), стр. 446. 1219 «Уединенное» (Петерб. 1912), стр. 213. 1220 См. особенно статью Волжского «Мистический пантеизм» (это лучшее, что было написано о Розанове) в сборнике «Из мира литературных исканий». 1221 «Около церковных стен», т. 1. стр. 12. 1222 Ibid., стр. 77–79. 1223 Сборник статей «Семейный вопрос в России» (1903), т. II, стр. 53. 1224 «Семейный вопрос», т. 1, стр. 54. 1225 «Литературные изгнанники», стр. 243 (примеч. к письму Страхова к Розанову). 1226 Рус. Вестник 1892 (VIII), стр. 196. 1227 Волжский. Из мира литературных исканий, стр. 363. 1228 Сборник «Религия и культура», стр. 21. 1229 «В мире неясного и нерешенного», стр. 7. 1230 «Люди лунного света» (1911), стр. 71. 1231

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

С. 58: «Мой старый друг, мой верный дьявол» (ну почему у всех дьявол — с прописной буквы?). 1223 Гумилев Н. Молитва. Из кн.: «Жемчуга»/Там же. С. 109: «Солнце свирепое, солнце грозящее, Бога, в пространствах идущего, Лицо сумасшедшее, Солнце, сожги настоящее Во имя грядущего. Но помилуй прошедшее!» 1224 Гумилев Н. Андрогин. Из кн.: «Жемчуга»/Там же. С. 94 (прописные буквы — по публикации): «Тебе никогда не устанем молиться, Немыслимо дивное Бог-Существо. Мы знаем, Ты здесь, Ты готов проявиться, Мы верим, мы верим в Твое торжество». 1225 Гумилев Н. Христос. Из кн.: «Жемчуга»/Там же. С. 97: «Он идет путем жемчужным По садам береговым. … Не томит, не мучит выбор. Что пленительней чудес?! И идут пастух и рыбарь За искателем небес». 1226 Гумилев Н. Счастие. 3/Там же. С. 196: «У муки столько струн на лютне, У счастья нету ни одной, Взлетевший в небо бесприютней, Чем опустившийся на дно. И Заклинающий проказу, Сказавший деве — талифа!.. ... Ему дороже нищий Лазарь Великолепного волхва». 1227 Гумилев Н. «Иногда я бываю печален...»/Там же. С. 49. 1228 Гумилев Н. Сказка/Там же. С. 202: «Это было еще до Адама, В небесах жил не Бог, а Брама, И на всё он смотрел сквозь пальцы». 1229 Гумилев Н. Людям настоящего/Там же. С. 45: «Для чего мы не означим Наших дум горячей дрожью, Наполняем воздух плачем, Снами, смешанными с ложью. Для того ль, чтоб бесполезно, Без блаженства, без печали, Между Временем и Бездной Начертить свои спирали?» 1230 Пастернак Б. Конец/Пастернак Б. Собр. соч. Т. 1. С. 174. 1231 Пастернак Б. Зеркало/Там же. С. 114. 1232 Пастернак Б. Про эти стихи/Там же. С. 110. 1233 Пастернак Б. «Я понял жизни цель и чту»/Там же. С. 80. 1234 Пастернак Б. Определение творчества/Там же. С. 137. 1235 Пастернак Б. «Давай ронять слова»/Там же. С. 167. 1236 Брюсов В. Огненный ангел. М., 2001. С. 14. 1237 См.: Там же. С. 103 (о призывании имен различных демонов), 104—105 (заклинания, обращенные к демонам), 267 (где приводится высказывание дьявола: «Я — служитель Всевышнего, предстоящий у трона его!») и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Повесть о португальском посольстве Повесть бывшего посольства в португальской земли. История о португальском и бранденбургском мудрецах В Португальской земли был краль, имея у себя дщерь чудне доброты 1221 , вельми 1222 прекрасну и прелепу 1223 лицем, премудру и умом и разумом, предуспевающу во всех девах. Ея же нарицаху – вторая премудрая Никастрата. Великия же ея ради доброты и премудрости, и красоты лица ея мнози иностраннии царие и крали послов своих присылаху ко кралю португальскому, да даст дщерь свою единому от них в жену. Он же всем единако обеща «Аще кий 1224 царь или краль восхощет дщери моея в жену, той да пришлет премудра человека, да немому добр 1225 ответ даст, потом и иная отвещает 1226 . Той да приимет дщерь мою в жену себе». И того ради мнози цари и крали посольства с ним чинити 1227 не хотеша, понеже 1228 невозможно человеку знати у немого ведание 1229 . Слышав же о доброте португальской кралевны, бранденбургской земли краль присла и той, якоже и прочии, ко кралю португальскому, яко да даст ему за сына его дщерь свою, кралевну, в жену. Краль же португальской и тому даде ответ, якоже и выше явлено 1230 . Слышав же краль брандебургский от послов своих таковая, призва к себе разумных купец своея земли и повеле им ехати в португальскую землю и заповеда 1231 им, да не на лице кралевны португальской видевше, знатным или истинным слышанием от видящих ю, напишут, да не точию написану доброту ея видеть 1232 . Купцы же, бывше да ти в Португалии, королевского же повелением же, уведати и португальской королевны видети не возмогоша 1233 , и возвратишася ко кралю своему безделныи 1234 . Краль же бранденбургской повеле по всей своей королевской державе клич кликати, яко да изыщется таковый муж, кто бы немому ответ дал, обещеваяся такового великими богатствы обогатить, славою же и честию почтить. По неколице же времени от проста некто и неславна рода и весьма не имый ни от кого чести 1235 , рече ко взыскавшему «Аз – мний и последний 1236 королевские державы человек, могут и немому ответ дати!». Вскоре же таковая по извещению и самому кралю изрече. Краль же, якоже прежде обещася, паки делом 1237 вскоре исполнити обещавает. И вскоре во славе и чести велицей послом в португальскую землю посылается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010