1164–1166. 1164 или 1170; 1166 или по Палинодии 1170. Феодор: 1161–1163. Иоанн IV – с 1164  г. (по Кнат.л.) до 1166 г. Феодор: 1151–1163. 18)  Константин II: 1167. (Татищев) или 1170 (П алинодия). 1174 (киевский каталог). Упоминаемого в Палинодии вслед за митрополитом Константином II митрополита Гавриила наш автор не считает таковым, потому что о нем не говорят ни летописи, ни иерархические каталоги (стр. 81) 1167–1174. 1107–1174, а по Истории Карамзина упоминается еще в 1185 г. 1167 или 1170; 1174. Иоанн IV: 1164–1166. Константин II c 1167; упом. в 1169 (Лавр.) и 1172 (Ципт). Иоанн IV: 1164–1166. 19)  Никифор – после 1183 (киевский каталог), около 1185 (Палип. и Коссов), 1190 (моск. кат.) или после 1197 (киевская летопись). Следующие затем: у Татищева (т. III, стр. 328) митрополит Иоанн (1198 г.), а у Зах. Копыстенского Евгений не признаны, так как их нет в иерархических каталогах (стр. 31). 1185–1197. ок. 1185; 1196 или 1197. Константин II – с 1167; упом. под 1172. Никифор II – упом. 1182–1107. 20) Гавриил и 21) Дионисий: о них упоминает Копыстенский на основании киево-софийского помянника и московских списов. Константин II: 1167–1177. 20)  Матвей – с 1200 или 1201. 1211 (моск. кат.), 1221 (Палинодия) или 1219 (Татищев). После Матвея Коссов называет митрополитом Никиту, а Селлий Дионисия (с 1217 г.). За неимением их в иерархических каталогах они Евгением не признаются. Ср. Историю российской иерархии, ч. I, изд. 1827 г., стр. 87. 1200, а «по другим» 1208 (?); 1221. Дионисий – сомнительный. 1200, а «по другим» 1201; 1220. 1201; 1211 или 1221, или 1219. Никифор II, упом. с 1182 по 1197. 19) Матвей упом. 1210–1220. 21)  Кирилл I: «когда и где посвящен и когда скончался, о том пишут различно» (стр. 82): Татищев с 1223 («ошибается») по 1233; Новг. лет. упом. под 1230 г., ум. 1233; Пушкинский список – с 1224; Палинодия с 1228; Никон. лет. с 1224 до 1233; Коссов – с 1225; моск. к. – с 1224 по 1229. (Палинодия) и Коссов называют Кирилла россиянином, а московский каталог и Татищев греком). Это одно из самых характерных мест, где Евгений является собирателем, а не критиком исторических сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

императором стал его малолетний брат Балдуин II , соправителем которого сеньоры избрали опытного воина, бывш. иерусалимского кор. Иоанна Бриенния (Жана де Бриення), провозгласив его соимператором. После смерти Бриенния (1236 или 1237) повзрослевший Балдуин II неоднократно отправлялся на Запад и много лет провел там в тщетных поисках защиты от никейских императоров и др. противников Л. и., боровшихся за отвоевание земель Византийской империи. Крепость Хлемуци, Греция. 1220 г. Фотография. 2008 г. Крепость Хлемуци, Греция. 1220 г. Фотография. 2008 г. Развитие визант. «реконкисты» привело к тому, что эпирский правитель Феодор Ангел Комнин Дука овладел всей Фессалией, Охридом и др. городами Македонии, а в 1224 г. захватил Фессалоникийское королевство и провозгласил себя императором ромеев. В 1224 г. его соперник никейский имп. Иоанн III Дука Ватац разгромил войска Л. и. в битве при Пиманионе и изгнал латинян почти со всех земель М. Азии, за исключением Никомидии и ее округи. Др. соперником Л. и. оставалась Болгария, царь которой Иоанн II Асень разгромил и пленил Феодора Ангела в битве при Клокотнице в 1230 г. и быстро захватил все земли Фракии и Юж. Македонии вплоть до Адрианополя. В ходе военных кампаний 1242-1246 гг. эти земли перешли под власть никейского императора. В 1259 г. в битве при Пелагонии никейские войска разгромили союзную армию Эпирского царства и морейского кн. Гийома Виллардуэна, вассала императора Л. и. Никейцы получили возможность наступать с суши на К-поль, и лишь помощь венецианского флота и отрядов лат. наемников позволяла латинянам еще нек-рое время удерживать город. Когда в июле 1261 г. венецианский флот отплыл в Чёрное м. к о-ву Дафнусий, подошедший к К-полю отряд под командованием никейского военачальника Алексея Стратигопула без боя взял город через открытые для него местными жителями ворота. Л. и. пала. Латиняне и венецианцы в панике бежали из города. Стратигопул разрешил выпустить их из города и позволил им отплыть на венецианских судах. Последний император Л.

http://pravenc.ru/text/2463171.html

Однако ж, склонясь на моление народное, Антоний в третий раз возвратился на паству и «сидел два лета»; но поскольку не в силах был управлять делами церковными и к тому же лишился языка на Алексиев день (с 16 на 17 марта 1229 года), то Новгородцы приставили к нему двух именитых мужей для помощи и совета – Якуна Моисиевича и Никифора Щитника, которые и управляли делами церковными 265 . Никогда не было так тревожно святительство в великом Новгороде, как в это время. В следующем, 1230 г., ужасные бедствия постигли Новгород: 3-го мая было сильное землетрясение, вслед за тем произошел сильный голод: кадь ржи продавалась по 40 гривен, кадь овса по 5 гривен. Появился мор, мертвые тела валялись не погребенными по улицам; псы пожирали их и бегали от исходища к исходищу с растерзанными членами этих несчастных. Два года продолжался голод, и в одной скудельнице у 12 апостолов, на Прусской улице, схоронили 3030 человек; а по другим местам «и весть Бог», говорит летопись 266 . Наконец, Ганзейская контора стала ходатайствовать о привозе хлеба из немецкой земли; хлеб подвезен и голод прекратился 267 . Но окончилась одна, так наступила другая народная невзгода. Георгий Всеволодович, великий князь Владимирский, то ссорился, то мирился с Новгородом, и все ждали его нападения; сильная рать Новгородская уже стояла под Торжком; но все кончилось миром, и Новгородцы призвали к себе на княжение Ярослава Всеволодовича, отца св. Феодора и Александра Невского. Ярослав в этот раз заботился об обращении в христианство Корелов и посылал из Новгорода священников для крещения их; религиозный порыв овладевал и самими Новгородцами; они доходили до какого-то энтузиазма. Народ в 1227 г. судил четырех мнимых еретиков, жег на кострах колдунов и чародеев на вече близ Никольского собора 268 : но к чести Антония и всего духовенства надлежит заметить, что в сем жалостном неразумии действовал один народ, без всякого внушения со стороны пастырей церковных, говорит Карамзин 269 . Положим так, но когда же они вступались в суд гражданский? Наверно, мнимых волшебников судило вече, хотя, может быть, и духовенство разделяло народное мнение, платя дань веку.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Не более трех лет пребывал Антоний у св. Софии. Возвратясь опять к пастве, Антоний увидел все легкомысленное буйство тогдашнего Новгорода: внутренние распри, возмущение народное, где часто восставал конец на конец, улица на улицу, что, обыкновенно, оканчивалось кровопролитием, постоянно повторялись. Как протекло три года, Новгородцы, к удивлению своему, в один день узнали, что Антоний не хочет быть владыкой, и что он удалился уже в Хутынь монастырь на свое обещание 261 . Чернец Арсений, бывший нареченный владыка, пользуясь этим случаем, неожиданно прибыл в Новгород и остановился в архиерейских палатах. Народ оскорбился поступком Арсения, сбежался толпами: Арсения, человека кроткого и молитвенного, вытащили из покоев, «били, таскали за волосы: пинками выгнали со двора владычня, мало до смерти не убиша» 262 . И странное дело! непогоды осенние, продолжавшиеся в это время с 13 августа до дня святителя Николая (6-го декабря) и истребившие весь хлеб и траву, возмутили граждан против владыки, как бы, виновного, по своим грехам, в этом народном бедствии. Вместо того, чтобы прибегнуть к милосердию Божию, безумная чернь вопияла: от чего стоит так долго тепло? он выпроводил владыку Антония в Хутынь, дав за сие неправедную мзду князю. Изгнанный со двора архиерейского, Арсений едва успел затвориться в храм св. Софии, а оттуда убежал в Хутынь, и тем только спасся от смерти; мятежники не удовольствовались этим: они ограбили владычнего стольника, несколько других чиновников, в том числе, и тысяцкого, по подозрению в том, будто бы он наводит на зло князя Ярослава 263 . Впоследствии этот Арсений сделан был игуменом Хутынского монастыря, а в 1230 г. кн. Ярослав и владыка Спиридон перевели его оттуда к св. Георгию, где, вероятно, он и кончил свою жизнь, потому что о последующей его судьбе ничего неизвестно 264 . Кончив расправу с Арсением, народ толпами бежал в Хутынский монастырь, плакал, умолял владыку возвратиться на свой престол. Антоний отказывался болезнью: чувствуя старость, немощи, приближение к смерти, он теперь так же был равнодушен к почестям, как прежде домогался их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ I (II) митр. Киевский (1224-1233 (27.11?)). По происхождению, вероятнее всего, грек (по сомнительному сообщению позднейшей Густынской летописи XVII в., «русин» - ПСРЛ. Т. 40. С. 116). Поставлен в митрополиты всея Руси Никейским патриархом Германом II в 1224 г. Предшественник К., митр. Матфей , скончался в 1220 г. Продолжительное вдовствование Киевской кафедры может свидетельствовать о трудностях поддержания связей с К-польским Патриархатом, центр к-рого после 1204 г. был перенесен в Никею. Е. Е. Голубинский называет К. Кириллом II, помещая «не упоминаемого летописями» митр. Кирилла I после митр. Феопемпта (ок. 1037) ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 1. С. 285, 289). 6 янв. 1225 г. К. был торжественно возведен на кафедру (настолован) в Софии Св. соборе в Киеве . По словам киевского летописца, новый первосвятитель был «учителен зело и хитр ученью Божественных книг» (ПСРЛ. T. 1. С. 447; см. также: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 107). Поставление Кирилла I (II) митрополитом Киевским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 894 об.) Поставление Кирилла I (II) митрополитом Киевским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 894 об.) После того как в 1226 г. почил Суздальский еп. св. Симон , один из авторов Киево-Печерского патерика , 14 марта 1227 г. во Владимире-на-Клязьме К. с 4 епископами в присутствии кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича , великокняжеской семьи, бояр и «множества народа» хиротонисал во Владимирского и Суздальского еп. сщмч. Митрофана (это 1-е известие о съезде митрополита и епископов на Ростовской земле). Вероятно, тогда во Владимире-на-Клязьме на церковном Соборе было принято решение о крещении карел: сообщение об этом читается в Лаврентьевской летописи сразу после рассказа о поставлении Владимирского епископа. В 1229 г. оставил архиерейскую кафедру и принял схиму Ростовский еп. Кирилл I ; 6 апр. 1230 г. на нее был возведен духовник кн. Василька Константиновича Кирилл II , хиротонисанный в Киеве К. и собором архиереев, в который входили Черниговский, Полоцкий, Белгородский и Юрьевский епископы. В 1230 г., «по чистеи недели на Сбор», очевидно в Киеве, К. поставил во архиепископа Новгородского Спиридона , избранного в Новгороде (до епископской хиротонии, в неделю сыропустную, Спиридон был рукоположен К. во иерея).

http://pravenc.ru/text/1840357.html

Конфликт И. А. с Патриархатом обострился, вероятно, ок. 1215 г., когда в Никее на митрополию Навпакта вопреки правам И. А. был возведен некий Самсон. И. А. направлял в Никею послания с протестами, но они остались без внимания ( Пападопуло-Керамевс. 1913. С. 292-293; Васильевский. 1896. С. 257). Самсон скончался до 1219 г., оставаясь в Никее. В дек. 1220 г., вероятно рассчитывая на примирение, патриарх Мануил II отправил И. А. письмо, в к-ром предлагал участвовать в церковном Соборе в Никее, прислать туда епископов или приехать самому. На Соборе предполагалось обсудить проект заключения унии с Римско-католич. Церковью и сформировать делегацию в Рим для переговоров по этому вопросу ( Васильевский. 1896. С. 264-267). В ответном письме И. А. отказался от участия в Соборе, отметив, что посланник от Эпирской Церкви мог бы присоединиться к никейскому посольству в пути, если Собор действительно решит направить делегацию в Италию. И. А. упрекал патриарха Мануила за то, что тот прекратил борьбу против латинян и надеется на соглашение с ними, несмотря на очевидную враждебность Папского престола к Восточным Церквам и алчность европейцев, прикрываемую церковной риторикой. В 1222 г. Никейская Патриархия вновь призывала И. А. явиться на Собор для разбора самостоятельно произведенных ранее в Эпире епископских хиротоний. И. А. вновь ответил отказом (Там же. С. 268-269). Неизменная поддержка И. А. и Церкви Эпира обусловила военно-политические успехи деспота Феодора. К сер. 20-х гг. XIII в., когда Эпирский деспотат достиг пика могущества, И. А., по-видимому, постепенно отошел от дел. Он реже участвовал в полемике с латинянами и никейцами. Архиеп. Охридский Димитрий Хоматиан стал ближайшим архипастырем деспота Феодора. В 1226 г. Феодор был коронован имп. венцом в Фессалонике; коронацию проводил архиеп. Димитрий Хоматиан в отсутствие И. А. В посланиях к деспоту Феодору И. А. выражал восхищение его военными успехами в борьбе с латинянами, призывал к освобождению всех греч. земель. Разгром эпирского войска болгарами при Клокотнице в 1230 г. и пленение имп. Феодора резко изменили положение И. А. Брат Феодора деспот Мануил I (1230-1237) должен был искать союзников в Никейской империи. В связи с этим автономное правление в Церкви Эпира было прекращено. Деспот Мануил признал законность прав Никейской Патриархии на управление всей К-польской Церковью и обратился к патриарху Герману II с просьбой прислать архиереев для проведения законных рукоположений. Часть прежнего эпирского епископата лишилась престолов; в 1232 г. И. А. был низложен и удалился в мон-рь Козила, где вскоре скончался. Литературное наследие

http://pravenc.ru/text/469808.html

Тотчас же послали за ним в монастырь и посадили во владычнем дворе 277 . Таким образом, диакон Спиридон сделался главою Новгородского духовенства и попечителем республики, ибо архиепископ, как уже было замечено и ранее, имел важное участие в делах ее. В том же году 17 декабря Спиридон отправился в Киев для хиротонии; и в следующем 1230 году в неделю сыропустную митрополитом Кириллом поставлен был во священника, «а на сбор чистой недели» хиротонисан во архиепископа, и 19 мая – «на сбор 318 отцов возвратился в Новгород» 278 . Начало святительского служения Спиридона ознаменовалось ужаснейшим бедствием, о котором упомянуто выше. Предтечею его было 3 мая землетрясение, общее по всей России и еще сильнейшее в южной, так что каменные церкви расседались. Через десять дней необыкновенное затмение солнца и разноцветные облака на небе, также устрашали народ, который ждал конца своего, стенал на улицах и все прощались друг с другом. Михаил Черниговский, чтобы ободрить Новгородцев, подобно другим изумленным сими явлениями, приезжал в Новгород на несколько дней, где архиепископ Спиридон, по его желанию, совершил обряд торжественных постриг над юным сыном его Ростиславом 279 . Вслед за тем, возник в Новгороде мятеж, виновником которого был посадник Водовик, человек свирепого права, мстительный и злобный. Народ волновался, на вечах шумели, на улицах дрались, жгли дома, грабили. «Небо, говорит летописец, оскорбленное сими беззакониями, от коих ангелы с печалию закрывают свои лица крылами, наказало мое отечество». Жестокий мороз 14 сентября побил все озими: цена на хлеб сделалась неслыханная. Хотя жители славились богатством, но необычайная дороговизна истощила все средства пропитания для города 280 . Открылся голод, болезни и мор. Добрый архиепископ Спиридон, как истинный друг отечества, не имея способов прекратить зло, старался, по крайней мере, уменьшить действие оного. Трупы лежали на улицах: он построил скудельницу, или убогий дом, и выбрал человеколюбивого мужа, именем Станила, для скорого погребения мертвых, чтобы тление их не заражало воздух.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Ефрем (не рукоположен) 1030/1031 – ок. 1035 г. Свт. Лука Жидята 1036 –15.10.1058. Стефан ок. 1059 г. – ок. 1068 г. Феодор 1069/1070 –1077/1078. Свт. Герман ок. 1078 г. – ок. 1095 г. Свт. Никита ок. 1096 г. – 30.01.1109. прибытие в Новгород 20.12.1110 – в 1130 г. «отвержеся епископьи». Свт. Нифонт прибытие в Новгород 1.01.1131 – 21.04.1156. Свт. Аркадий избран в 1156 г., рукоположен 10.08.1158 – 19.09.1163. Свт. Илия (в схиме Иоанн) рукоположен 28.03.1165 – 7.09.1186. Свт. Гавриил (в схиме Григорий) избран в 1186 г., рукоположен 29.03.1187, прибыл в Новгород 31.05.1187 – 24.05.1193. Свт. Мартирий рукоположен 10.12.1193 – 24.08.1199. Митрофан избран в 1199, рукоположен 3.07.1201, прибыл в Новгород 14.09.1201 – 22.01.1210. Свт. Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович) рукоположен в 1210 г., переведен на Перемышльскую кафедру в 1219 г. Митрофан (вторично) 17.03.1220–3.06.1223. Арсений (не рукоположен) избран 3.07.1223–1225. Свт. Антоний (вторично) 1225–1228. Арсений (вторично) Свт. Антоний (в третий раз) 1228–1229, † 8.10.1232. Спиридон избран в 1229, рукоположен 24.02.1230, прибыл в Новгород 19.05.1230–1249. Перемышльские епископы Свт. Антоний (переведен с Новгородской кафедры) 1219–1225 Переяславские епископы и митрополиты Петр упом. 2.05.1072. Леонт (титулярный митрополит) Свт. Николай (титулярный митрополит?) Свт. Ефрем (титулярный митрополит) упом. в 1089 и 1091 гг. Симеон I упом. в 1101 г. (или ранее). Лазарь рукоположен 12.11.1105 – 6(16?). 09.1117. Сильвестр 1.01.1118 – 12.04.1123. Марк (Маркел) рукоположен 4.10.1125 – 6.01.1135. Свт. Евфимий поставлен в 1141 г., упом. прежде 1149 г. Василий рукоположен в 1156–1157 г. поставлен в 1197 г. Сщмч. Симеон II † 1239. Полоцкие епископы Свт. Мина рукоположен 13.12.1105 – 20.06.1116. упом. прежде 1128 г. Косьма рукоположен в 1143 г. Свт. Дионисий поставлен, вероятно, до 1169 г. – 1183/1184. Николай Алексий упом. в 1231 г. Ростовские епископы Свт. Феодор [Иларион] Сщмч. Леонтий ок. 1070-х гг., поставлен, вероятно, в 1073/1076 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Когда он был в Торжке, граждане призвали на его место Митрофана, а ему послали объявить решение веча, что он уже больше не владыка Новгородский и может ехать, куда хочет; есть-де у них другой архиерей, старый владыка Митрофан. Антоиий, уверенный в своей правоте, не хотел уступить и, возвратившись в Новгород, поселился в Спасском Нередицком монастыре, а Митрофан жил в Благовещенском. Явились два архиепископа в Новгороде. Князь и народ, не зная, как решить дело между двумя владыками, велели им обоим идти судиться в Киев к митрополиту, отпустив с ними почетную свиту, состоящую из иеромонаха Вассиана и священника Бориса. Митрополит Матфей, рассмотрев дело, решил его в пользу Митрофана. Его, как прежде поставленного, возвратил на кафедру Софийскую; но, уважая и добродетели Антония, митрополит удержал его при себе и дал ему епархию Перемышльскую 254 , на которой он оставался, до кончины соперника. Этим только и умирилась смута церковная. По возвращении на кафедру Софийскую, владыка Митрофан правил паствою около трех лет, которые ознаменовались также внутренними беспокойствами. Так, в 1220 г. князь Всеволод, по навету злых людей, прогневавшись на посадника Твердислава, хотел его погубить, и собрал на своем дворе множество воинов; между тем, и вокруг Твердислава, тогда больного, образовалось до пяти полков из вооруженных жителей. Неминуемо угрожало кровопролитие, которое успел предупредить своими пастырскими убеждениями Митрофан. Он, как замечает летописец, «сведе их в любовь, и крест целова и князь, и Твердислав. Богом и св. Софиею крест возвеличен бысть, а диавол попран, а братья вся вкупе быша». В 1221 г. Новгородцы, не довольные князем Всеволодом, показали ему путь из Новгорода, и в следующем, 1222 г. архиеп. Митрофан, по распоряжению веча, должен был ехать во Владимир с посадником Иваном и старейшими мужами, и бить челом князю Георгию Всеволодовичу о назначении на княжение сына его Всеволода 255 . Между тем, Всеволод, сын великого князя Георгия, не княжил и года, и в одну ночь, зимою, тайно, со всем своим двором, бежал из Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Собеседования, в к-рых участвовал Н. К., составили основу 3 антилат. сочинений (Συντγματα), созданных в 1222-1225 гг. Третье было ошибочно опубликовано под именем патриарха Геннадия II Схолария (PG. 160. Col. 734-744). Ошибка была исправлена еп. Кирилловским Арсением (Иващенко) в 1896 г.: в его издание, основанное на единственной рукописи ГИМ. Син. греч. 240, вошли вступление к 1-му сочинению и 2-е и 3-е сочинения полностью. Критически издано только 3-е сочинение ( Muci. 2008. P. 477-500). В первом (самом пространном) сочинении Н. К. отстаивает правоту правосл. взгляда на вопрос об исхождении Св. Духа, во 2-м - пишет об опресноках, в 3-м - об отдельных противоречиях между православными и католиками (целибат, субботний пост). Антилат. сочинения известны в 11 списках (Ibid. P. 455). Они были созданы одновременно на греческом и латыни и записаны в 2 колонки. Именно так они дошли в 2 автографах Н. К.: кодексах Vat. Palat. gr. 232 (1-я авторская редакция) и Paris. Suppl. gr. 1232 (2-я авторская редакция) ( Hoeck, Loenertz. 1965. S. 98-105; Muci. 2008. P. 458-459). В кон. 1219 или нач. 1220 г. Н. К. стал 7-м настоятелем мон-ря свт. Николая в Казоле в окрестностях Отранто (его предшественник Никодим скончался в нояб. 1219). Ок. 1223-1225 гг. Н. К. участвовал в посольстве герм. имп. Фридриха II Штауфена к имп. Иоанну III Дуке Ватацу в Никее. В июне 1232 г. Н. К. возглавил посольство от греч. общины Апулии и Калабрии к папе Римскому Григорию IX (1227-1241). Поводом к отправке посольства послужили споры о действительности крещения по греч. обряду. В результате разбирательства греч. общине удалось отстоять свою правоту (по словам Георгия Вардана, Н. К. возвращался после аудиенции «как олимпионик»). Сведения о диспуте сохранились в сочинении Иоанна Грассо, к-рое дошло только в слав. переводе в среднеболг. списке посл. трети XIV в. (БАН. 12.7.31/Калужняцк. 28) ( Турилов, Ломизе. 1996). Н. К. принадлежит авторство пространного антииудейского трактата в форме диалога «Собеседование против иудеев» («Διλεξις κατ Ιουδαων»). Он сохранился в уникальном кодексе Paris. gr. 1255. Fol. 1-101. По мнению М. Кронца, рукопись была создана в монастыре в Казоле ок. 1310 г., а сам диалог закончен ок. 1220 г. ( Chronz. 2009. Σ. 23-27). Согласно Л. М. Хоффманну, диалог мог быть закончен и позже (ок. 1230), а рукопись Paris. gr. 1255 датируется сер. XIII в. ( Hoffmann. 2015. S. LXXII-LXXXVIII). В основе сочинения лежит личный опыт общения с представителями евр. общин Отранто, Фив, Фессалоники и К-поля. С т. зр. структуры диалог состоит из 4 разделов и включает 7 собеседований, посвященных конкретным вопросам. Из трактата следует, что Н. К. владел ивритом и разбирался в противоречиях между караимскими и раввинистическими общинами. Сочинение Н. К.- единственный источник сведений о жизни иудейской общины К-поля после разрушительного пожара в евр. квартале в Пере в 1203 г. ( Jacoby. 1998. С. 37-38).

http://pravenc.ru/text/2564894.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010