В сер. XIII в. усилиями писца и художника архиеп. Ованнеса при мон-ре Грнер был создан скрипторий, где большой размах приобрела работа по копированию рукописей. В произведениях скрипториев в Грнере, Бардзраберде, Акнере, обобщенных под названием «Школа архиеп. Ованнеса», впервые в искусстве оформления арм. рукописей наряду с традиц. заглавными листами и евангельскими сценами на полях появляется множество образов из ВЗ. Помимо большого количества копий с визант. прототипов прошлых веков в изображениях присутствуют отсылки к европ. образцам, особенно к готической миниатюре (Евангелие 1263 г. (Freer. 56. 11), «Части Библии» 1263-1266 гг. (Матен. 4243), Библия 1270 г. (Матен. 345), Евангелие 1278 г. (Monac. Arm. 1), Библия 1295 г. (Матен. 180), Лекционарий 1278-1289 гг. (Vindob. Mechit. 245), «Книга Соломона» 1278 г. (Venez. Mechit. 376)). Изображения в отдельных манускриптах сходны с иллюстрациями Скеврского Евангелия 1273 г. миниатюриста Овасапа (Музей Топкапы, Стамбул) и Евангелия Смбата Спарапета (Гундстабля) того же времени (Матен. 7644). В иллюстрациях этих кодексов фигуры людей переданы в соответствии с классическими канонами изображения, с реалистическими чертами лица; миниатюры этого скриптория узнаваемы по мягкой, переливчатой цветовой гамме. При сходстве с произведениями Рослина работы Овасапа имеют самобытный художественный облик. В них использованы новые методы передачи архитектурной перспективы, есть изменения деталей в хоранах и подчеркнутое стремление преодолеть традиционные принципы искусства хоранов. Хоран. Лист из Евангелия. 80-е гг. XIII в. (Матенадаран. 9422) Хоран. Лист из Евангелия. 80-е гг. XIII в. (Матенадаран. 9422) Ряд рукописей с иллюстрациями высокого качества, в основном созданных неизвестными арм. художниками, дают возможность проследить процесс развития стиля школы миниатюр неск. поколений художников после Тороса Рослина. Среди памятников этой живописной группы богатством убранства выделяются: Евангелие царицы Керан 1272 г. (Jerus. Arm. 2563); Евангелие кн.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Германец отписал папе письмо, в котором уведомлял понтифика о том, что незадачливый Балдуин II уступил ему права на Латинскую империю. Известие застало апостолика врасплох: после победы при Фоджи (2 декабря 1254 г.), где германец разбил папские войска под командованием легата Гильермо Фиески, и последующего подчинения Сицилийскому королевству Капуи, Неаполя, Бридзи и Аверзы, Манфред по «традиции» уже был отлучен от Римской церкви, но отказывать ему и Балдуину II не хотелось. Кроме того, спор за Сицилию между Французской и Германской коронами неизбежно отодвигал на второй план вопрос о подчинении византийцев Римской церкви. Урбан IV не забывал и о последних восточных государствах крестоносцев – им угрожала серьезная опасность со стороны египетских мамелюков, разбивших в 1260 г. татар Хулагу. В 1261 г. новый султан Египта, мамелюк Бейбарс I (1260–1277), известный нам по предыдущему изложению, решил восстановить добрые отношения с Сицилией и заложить прочные основы своей власти. Он восстановил суннитский халифат Аббасидов, разрушенный Хулагу, и нашел некого человека, которого мусульманские теологи признали преемником предыдущих халифов. Тот принял имя аль-Мунтасир (1260–1261), а султан принес халифу ритуальную клятву верности. Новый духовный вождь мусульман Египта недолго правил ими: уже в следующем году, во время наступления на Багдад, он был убит в схватке с татарами. Но не унывающий Бейбарс 16 ноября 1262 г. назначил халифом аль-Хакима I (1262–1302). Так родилась ветвь Каирских халифов 293 . В этой связи намечавшийся союз Сицилии и Египта сулил Риму много неприятностей. В создавшейся ситуации папа действовал, возможно, медленно и осторожно, зато, как ему казалось, надежно. В первую очередь он попытался умиротворить Манфреда, заставив того признать свою вину перед Апостольским престолом под лозунгом объединения всех западных христиан – то ли для борьбы с Константинополем, который Запад страстно желал вернуть назад, то ли с турками и мамелюками. Потом папа освободил герцога Ахейского от вассальной клятвы, данной им ранее Византийскому императору. В мае 1263 г. Урбан IV продолжил переговоры с Французским королем о передаче Сицилии Карлу Анжуйскому 294 . И 26 июня 1263 г. между Анжуйцем и Римом был заключен договор, согласно которому Карла признали защитником Римской церкви. Он стал Римским патрицием, получил от папы титул «Миротворец», и начал активно управлять Центральной и Северной Италией, контролируя банкиров Флоренции, состоявших в папской партии гвельфов 295 . В свою очередь Анжуец принял на себя довольно существенные обязательства по выплате папе ежегодного налога, отказался от титула папского легата, ранее закрепленного за норманнскими королями Сицилии. Но – главное – получил королевскую корону.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хронологический порядок работ Б. восстановить сложно. Наиболее ранними его сочинениями являются комментарии к «Физике» и «Метафизике» Аристотеля, написанные в период преподавания в Париже. Среди работ, созданных до 1265-1266 гг. (т. е. до «Opus Majus»),- глоссы к «Secretum secretorum» (Книге Тайн - сочинению неизвестного автора, приписывавшемуся в ср. века Аристотелю, ок. 1253); «Communia mathematica» (Общая математика, ок. 1258); «De secretis operibus naturae» (О тайных делах природы, ок. 1260); «De multiplicatione specierum» (О приумножении видов, ок. 1262); «Perspectiva» (Оптика, ок. 1263); «De causis ignorantiae» (О причинах заблуждений, ок. 1263); «Metaphysica» (Метафизика) и др. Приблизительно в этот период Б. начал работу над «Communia naturalium» (Общей физикой), а завершил ее уже после создания «Opus Minus» и «Opus Tertium» и, возможно, написал трактат «De iride» (О радуге). Приступив к созданию всеобъемлющего сочинения, именовавшегося им иногда «Scriptum principale» (Главное произведение), Б. понял, что не успеет закончить задуманное в короткий срок, и ограничился созданием «Opus Majus», к-рый представляет собой по большей части компиляцию из предшествующих сочинений: в «Opus Majus» входят значительные фрагменты «Оптики», «Общей физики», трактат о радуге и т. д. «Opus Minus» и «Opus Tertium» стали дополнением к «Opus Majus». Среди поздних работ Б. трактаты «Compendium studii philosophiae» (Философский компендиум, ок. 1270), посвященный не столько философским проблемам, сколько вопросам церковной жизни, и «Compendium studii theologiae» (Теологический компендиум, 1292). Учение Роль и место Б. в истории богословия, философии и науки оценивается по-разному. Антихристиански настроенные историки рассматривали Б. как своего рода «мученика науки», опередившего свое время и пострадавшего от преследования церковников, мн. католич. историки философии (П. Мандонне, М. Грабманн и др.), напротив, видели в нем ничем не примечательного и чрезмерно амбициозного скандалиста, ставшего известным благодаря не столько научным заслугам, сколько конфликтному характеру и неумению общаться с оппонентами. Совр. более взвешенные исследования (С. Истон, Т. Краули, Д. Линдберг) выявляют, с одной стороны, некорректность утверждений о том, что в XIII в. Б. был единственным мыслителем, занимавшимся естественнонаучными проблемами и предвосхитившим позднейшие достижения науки: его физика и оптика являются по большей части воспроизведением, пусть даже иногда и критическим, учений предшественников. С др. стороны, Б. характеризуется некой «негативной» оригинальностью: отдавая предпочтение математике и естественнонаучным методам и отвергая в известных пределах спекулятивную философию, преподававшуюся в стенах Парижского ун-та, он последовательно находился в оппозиции к подавляющему большинству совр. ему философов и богословов.

http://pravenc.ru/text/153757.html

124. Заставка из Дечанского Евангелия XIV в. (собр. Гильфердинга, Имп. Публ. Библ.) 125. Орнамент из Евангелия XIV в. Народн. Библ. в Белграде, 232 заставку кругов или венков, которые состоят из сплетенных ремней, именно такую, какая сделалась общим местом в славянской орнаментации XVb. – 2 –. Орнаменты в форме одного круга или одного квадрата, как в Триоди и Евангелии из Народной Библиотеки в Белграде – 13 и 14 (рис. 125) –, напоминают подобные же в Псалтири Троицко-Сергиевой Лавры второй половины XV в., по изданию Общества любителей древней письменности, под моей редакцией, LII–LXXIV, табл. 57 и 58. Самый неожиданный сюрприз между щегольскими орнаментами сербскими дает нам (см. выше, рис. 32) в следующей таблице XIX заставка маститой старины во всей простотеи неуклюжести раннего стиля тератологических сплетений. Это именно в Шестодневе Иоанна экзарха Болгарского 1263 г., в Синодальной Библиотеке в Москве – 1 –. О ней не раз уже было упоминаемо мной в сравнении с русской заставкой по изданию Бутовского в табл. XLIX (см. выше, рис. 33) и взятой оттуда Виолле-ле-Дюком в его книгу о русском искусстве, в табл. IX. Как мог появиться в одной из сербских школ в такое позднее время этот архаический орнамент, столько чуждый всему остальному, что мы видим в сербских рукописях XII–XIV вв., – объяснить это иначе нельзя, как только точной копией с очень раннего болгарского оригинала. Этот оригинал должен был предшествовать рассмотренной нами выше (см. рис. 91) подобной же болгарской заставке в Охридской Псалтири 1186–1196 гг. в Университетской библиотеке в Болонье –IV, 1 –. Эта последняя заставка отличается уже большей выправленностью и искусственностью в отделке киноварью и чернилами, в общем стиле с прописными буквами. Согласно закону исторического развития славянского орнамента, заставка в сербской рукописи 1263 г. состоит еще в большей зависимости от узоров прописных букв, чем Охридская, как это явствует (рис. 126) в букве В, на том же самом листе Шестоднева, где написана и та заставка 88 . Очень жаль, что эта характеристическая буква не приведена в издании г. Стасова.Таблица XX, c орнаментами из пяти рукописей XIV в., из коих две означены годами, одна 1372 г., и другая 1388 г., предлагает нам тот же художественный стиль, который к нам пришел в рукописи XV в., то есть, с заставками в кругах из ременных сплетений. Заставка – XX, 1 – (рис. 127) Хлудовского Евангелия (из собрания Гильфердинга) по школе согласуется с украшениями Оливеровой Минеи 1342 г. – XVIII, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Азии (1263) и т. о. укрепить свои сев. и зап. границы. Однако положение монголов оказалось не столь твердым, особенно после их поражения от мамлюков при Айн-Джалуте в 1260 г. и потери большей части Сирии, в т. ч. Халеба. Монета кор. Хетума I. Сер. XIII в. Аверс, реверс Монета кор. Хетума I. Сер. XIII в. Аверс, реверс В 1263 г. Хетум вторично был вызван ханом Хулагу в Тебриз (Иран), где при посредничестве монголов был заключен мирный договор между правителем К. А. и иконийским султаном Рукн ад-Дином. Однако договор не прекратил вражду между гос-вами. Кроме того, Хетум не успел добиться от монголов к.-л. надежной поддержки в борьбе с мамлюкской угрозой. Уже в 1266 г. в отсутствие Хетума войско егип. султана Бейбарса вторглось в К. А. В бою был убит младший сын Хетума Торос, а старший сын Левон был взят в плен; большинство крупных городов было разграблено (Мсис, Адана, Аяс, Тарс, Сис), множество жителей уведено в плен в Египет. Этот разгром психологически надломил Хетума. В 1268 г. он был вынужден заключить мир с Египтом, по которому в обмен на освобождение Левона К. А. лишилась крепостей в Аманусских горах и проч. земель в Сирии. Хетум удалился в мон-рь, передав власть Левону II (1269-1289). События 60-х гг. XIII в. стали поворотным моментом в истории К. А. Страна постоянно находилась под угрозой нападения мамлюков, к-рые уничтожили остатки гос-в крестоносцев и пользовались любой неудачей монголов на Ближ. Востоке или ослаблением их военных сил в Сирии, чтобы напасть на К. А. и взыскивать с нее контрибуции. В то же время К. А. находилась в вассальной зависимости от Монгольской державы, и отрекшийся от престола Хетум должен был совершить 3-ю поездку в ханскую ставку, чтобы Абага-хан утвердил его сына Левона на престоле К. А. К. А., так же как и Монгольская держава, продолжала укреплять отношения с Римской курией и др. европ. гос-вами, надеясь на помощь крестоносцев в противостоянии мамлюкской угрозе. В этот период порты К. А. Аяс и Корик стали конкурентами Александрии. В 1271 г.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

600 Б бо царь обьдержае в едень землю...– Неясное место: может быть, в едень, то есть один; может быть, Ведень землю – Венскую землю? 602 Б бо имена посламъ... Птовьскый...– Имена послов, которые разными исследователями читаются по-разному. 603 Нмьци же дивящеся... ярыцехъ...– В книге А. Н. Кирпичникова «Военное дело на Руси в XIII–XV вв.». Л., 1976, с. 9–10 подробно описывается такого рода вооружение, в частности так называемые азиатские (или татарские) доспехи: для людей – ярыки, для коней – личины и кояры; те и другие изготовлялись из кусков твердой кожи и металлических пластинок. Пластинки от таких доспехов находят в археологических раскопках XI–XII вв. Такое вооружение описано и у Плано Карпини в «Истории монголов». 604 ...изгна Миндогъ сыновца своего Тевтевила и Едивида... Выконтомъ...– Миндовг – великий князь литовский, объединитель литовских земель; ниже, под 6770 (1252) г., подробно рассказано об убийстве Миндовга. Тевтивил (Товтовил) и Едивид– племянники Миндовга, сыновья его брата великого князя литовского Довспрунка. О Тевтивиле см. в рассказах под 6761 (1253), 6764 (1254), 6768 (1260) и 6771 (1263) гг. В 1263 г. он был убит. Выкинт – князь жмудский, родственник Миндовга, Тевтивила и Едивида,– Миндовг был женат на его сестре. 605 ...зане сестра б ею за Даниломъ.– Имеется в виду Анна Мстиславна. Ее матерью была дочь половецкого хана Котяна, другая дочь Котяна (тетка Анны Мстиславны) была женой Довспрунка. Таким образом, Тевтевил и Едивид – двоюродные братья жены Даниила Романовича. 606 ...во жемойт...– Жемайты (русск. и польск. – жмудь) – древнее литовское племя в западной части Литвы; в XIII–XIV вв. боролось против Тевтонского ордена, после Грюнвальдской битвы 1410 г. вошло в состав великого княжества Литовского. 609 ...брата си посла на Волковыескь... ко Здитову.– Волковыеск – Волковыск, город в Литве на р. Волковысе, притоке Немана (ныне в Гродненской области в Белоруссии). Услоним (Вослоним) – Слоним, город в Литве на реке Щаре (ныне в Гродненской области в Белоруссии), основан в конце IX в. В 1241 г. разрушен Миндовгом, но был восстановлен Едивидом. Здитов – город в Литве (ныне в Брестской области в Белорусии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако в 1263 г. Хакон IV, стремясь окончательно подчинить территории Мэна, Гебридских островов и Кинтайра, возглавил военно-морской поход против Шотландии и погиб на Оркнейских островах. 2 июля 1266 г. его преемник, Магнус VI Исправитель Законов (1263-1280), заключил с шотландцами мир в Перте, по которому норвежская корона утратила владения в Ирландском м. и Гебридские острова. Тем не менее в церковном отношении все утраченные короной владения оставались в подчинении Нидаросского архиепископства. При Магнусе VI была проведена масштабная законодательная реформа. На основе прежнего областного и королевского законодательства, римского и церковного права, а также постановлений Гос. собраний было подготовлено несколько законодательных сводов: «Земский закон» (Ландслов) (1274), регулировавший отношения короны с подданными; «Дружинный устав» (1275), содержавший правила поведения представителей высшей аристократии во взаимоотношениях с королем и между собой, а также регламент придворной службы; «Городской закон» (Бюлов) (1276) - кодекс, единый для 16 норвежских городов. При проведении законодательной реформы вновь вспыхнул конфликт между короной и Церковью относительно разграничения их юрисдикций. Норвежские монархи активно участвовали в выборах предстоятелей церковной провинции, а также в утверждении епископов и настоятелей важнейших монастырей. Архиеп. Йон II Красный (1267-1282) потребовал от короля отказаться от этой практики и подтвердить прежние церковные привилегии и настаивал на участии епископов в выборах короля. Заручившись поддержкой Папского престола, архиепископ отказал в интеграции церковного права в «Земский закон». Кор. Магнус Исправитель Законов, желая короновать наследника норвеж. престола герц. Эйрика еще при своей жизни, назначил созыв Гос. собрания в Бергене на лето 1280 г. Одновременно архиеп. Йон провозгласил проведение там же провинциального синода, на к-ром должен был состояться заключительный акт законодательной реформы - введение общего для Н. церковного права - «Христианского права архиепископа Йона» (1280).

http://pravenc.ru/text/2577957.html

191 В начале данного акта находится продолжение ДВС 337 (см. с. 122:12–25). В ACO ему соответствует следующий текст: ACO II, 1, 3. P. 66 7–9). 192 В конце данного акта находится продолжение ДВС 337 (см. с. 124:36–42). В ACO ему соответствует следующий текст: ACO II, 1, 3. P. 68–69 12–14). 195 Роспись опубликованных в составе ДВС переводов правил Вселенских Соборов будет помещена в отдельном приложении. 196 Данный акт сохранился только в переводах – латинском (издан у Mansi и в ACO) и сирийском (Die syrischen Kanones der Synoden von Nicaea bis Chalcedon/Hrsg. v. F. Schulthess. Berlin, 1908. S. 130–144). В отличие от ДВС 315 здесь приводится меньшее количество подписей. Кроме того, подписи разделены на группы в соответствии с принадлежностью епископских кафедр к определенным провинциям. 197 В ДВС (в соответствии с греч. текстом, изданным у Mansi) говорится, что на заседание собрались «прежде сказанные… сановники… и почтеннейшие епископы» (с. 149:15–17). В ACO приводится подробный список участников заседания (ACO II, 1, 3. P. 86.6–87.38 1]). 205 Из 68 актов в CPG переведено в составе ДВС 12 актов, вне ДВС – 8 (см.: БУ ТСО 1263 [письма 177,178], 1265 [письма 234–239]). 210 Theodoreti ер. Cyri Epistula ad lohannem Antiochenum (CPG 6266). Рус. пер.: ТСО 1263 (письмо 171). 211 Cyrilli Alcxandrini Epistula XLV: Ad Succe(n)sum episc. Diocaesareae (CPGS 5345; cl. CPGadd 5345); Idem Epistula XLV1: Ad eundern (CPGS 5346; cf. CP-Gadd 5346). 212 Pauli Einesmi Homilia de pace Alexandriae habita (CPG 6367). Этот акт входит в состав т. наз. «Collectio НХ» (АСО 1,1, 7, 2 [р. 173–174]). 214 Подложность указана в CPG на основании статьи J. Make (Cyrille (Saint), patr. d " Alexandrie//DThC. Т. 3. Col. 2500), который считает это произведение позднейшей компиляцией из подлинных сочинений свт. Кирилла. 215 В АСО приводится в качестве отдельного акта, однако в CPG рассматривается в качестве составной части ДВС 150. 216 В действительности это анонимный текст, обращавшийся и аполлинаристских кругах; возможно, он восходит к постановлению одного из Антиохийских соборов против Павла Самосатского. См. критич. издание греч. текста; Lietzmann H. Apollinans von Laodicea and seine Schule. Tubingen, 1904. (Texte und Untersuchungen 1). S. 293–294 (S. 158 – о происхождении текста).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Православный патриарх Евфимий, в 1263 г. в очередной раз высланный из Антиохии князем Боэмундом (что вызвало гнев Хулагу-хана, продолжавшего ориентироваться на союз с православным миром), в момент падения города находился в Византии. После событий 1268 г. антиохийские патриархи больше не возвращались в свою прежнюю столицу. 188 В те же годы Бейбарс обратил оружие против крестоносцев Иерусалимского королевства, бывших его союзниками в 1260 г. Христиане теряли город за городом; в 1291 г. пала Акра, последний оплот крестоносцев. Однако и после изгнания крестоносцев мамлюки долго находились в ожидании новой высадки европейских рыцарей. Чтобы осложнить ее, мусульманские власти разрушили большинство прибрежных городов и укреплений, в частности Аскалон, Кесарию и Акру. В Кесруане подверглись истреблению или изгнанию жившие там шииты, которые могли бы, по мнению мамлюков, выступить в поддержку европейских завоевателей. 189 Опасения угрозы из-за моря были не беспочвенны: на Западе периодически вынашивались проекты новых крестовых походов. Одной из таких операций стал набег кипрского короля на Александрию в 1365 г., спровоцировавший очередные гонения на христиан в мамлюкском государстве. Эпоха Крестовых походов стала переломным моментом в истории ближневосточного христианства. Христиане, составлявшие в XI века едва ли не половину населения в Сирии и Палестине, через 200 лет были почти уничтожены, превратились в реликтовые этно-конфессиональные группы. Столетие гонений К концу XIII века вся Сирия вошла в состав египетского султаната мамлюков. Судьбы ближневосточных мелькитов почти на три столетия оказались связаны с этим государством, ставшим политическим и религиозным центром мусульманского мира, средоточием арабской культуры. Первые полвека своего правления мамлюки провели в перманентном противоборстве с монголами за контроль над Сирией. Последний поход на Дамаск хулагуидского хана Газана был отражен в 1303 г. Последовавший вскоре распад государства Хулагуидов обеспечил мамлюкскому государству целый век мира, прерывавшегося лишь конфликтами внутри правящей верхушки и набегами на побережье европейских корсаров. Мамлюки предприняли ряд завоевательных походов в Восточную Анатолию и Нубию. В 1315 г. мамлюкская армия предала огню и мечу Мелитену (Малатью). В несколько ударов было покончено с Киликийской Арменией; последний киликийский король, осажденный в своей столице, сдался мамлюкам в 1375 г. В 1400–1401 гг. Халеб и Дамаск подверглись нашествию войск Тимура, сопровождавшемуся полным разорением Сирии. Впрочем, период процветания Ближнего Востока закончился полувеком раньше, после пандемии «Черной Смерти» 1347–1348 гг., выкосившей от трети до половины населения региона. Экономические и демографические последствия эпидемии чумы не были преодолены вплоть до османского завоевания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоему человеку путем шествующу, име осла и коня. Вся же отягченная и бремя возложи на осля. Осел же от великия тягости изнеможе, и бремя свое носити не восхоте, и нача коня молити, да нечто от бремя его понесет и ему отраду сотворит. Конь же паче ругаяся ему. Осел же от многаго труда паде и умре. Посем господин его взем коня и все бремя ослино на коня возложи. Коню же не хотящу – сему 1263 люто биен бысть. Являя тем, яко мнози радуются о бедах искренних своих и никако не умилосердятся над ними. Но Господь Бог (бедствующих избавляя) многия беды на таковых попускает. 1264 Сице бысть Октавии 1265 и Сабине, 1266 сущим женам Нероновым. Ибо Нерон Октавию зело мучаше, Сабина же, юже Нерон зело любляше, никакоже милосердова о ней. Сего ради Октавия не можаше сего вяще терпети, Нерона непрестанно моля, да умилосердится об ней. И той вяще оскорбе о ненавиде- нии Сабины, яко Октавию ненавиде, преста Октавию гонити 1267 и зелным гневом возненавиде Сабину. – Светоний. 1268 31. О попугаи и лисице 1269 Лисица некогда виде попугая на древе седяща и сладкую ядь во устах имуща, приступи к нему и рече: «Счастие, счастие, о прекрасная птица, тебе желаю! Не точию паче всех птиц на земли украшена еси, но паче всех животных разумом и гласом словесным, подобно человеком, одарована еси и песньми таковыми, яже всякаго мусикийскаго согласия 1270 превосходит. Сего ради молю, да воспой мне песнь на утешение печали моея!» Попугай же, слышав сию хвалу, возрадовася и восхоте пети, опусти ядь от уст своих. Лисица же, посмеяся попугаю, восхити ядь его, отбеже. Сице творят лукавыя лисицы, иже и мудрых лестными своими глаголы обавают 1271 и многая имения из рук их лукавно умышляют 1272 , и посем о том хвалятся, сим же посмеваются. 1273 Таковыя лисы быша предстоящия 1274 тщеславному кесарю Антонию Каракаллу. 1275 Ибо егда принесоша в сокровища его многое злато и сребро, тогда оныя ласкатели начаша кесарю льстити и милостивым его паче всех царей земных нарицати. Кесарю же тщеславие сие тако бысть угодно, яко многие дары им дати повеле. – Дион. 1276

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010