[греч. Ιωννης Απκαυκος] (ок. 1155-1233, мон-рь Козила близ Превезы, Эпир), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель. Происходил из семейства эпирских магнатов; дядя И. А. Константин Манасси был митрополитом Навпакта в 70-80-х гг. XII в. И. А. обучался в К-поле вместе с Мануилом Сарантином (см. Мануил I Сарантин , патриарх К-польский в 1217-1222); в сане диакона исполнял должность помощника митрополита Навпактского. С 1186 г., после смерти Константина Манасси, переведен в К-поль на должность ипомнематографа в патриаршем ведомстве Великой ц. при патриархе Никите II Мунтане (1186-1189), вел записи бесед во время заседаний Свящ. Синода; вторично исполнял те же обязанности в 1193 г. (RegPatr, N 1125). До рукоположения занимался лит. творчеством; сохранилось несколько написанных им эпиграмм. К-польский патриарх Иоанн X Каматир рукоположил И. А. в митрополита Навпакта (Эпир). И. А. вступил на митрополичий престол в последние годы правления династии Ангелов, в то время когда начался распад Византийской империи, завершившийся после захвата К-поля крестоносцами в 1204 г. И. А. был одним из церковных иерархов, к-рый поддержал политику правителей Эпирского деспотата Михаила I Ангела (1205-1215) и Феодора Ангела Комнина Дуки (1215-1230), направленную на укрепление местной государственности и противостояние лат. завоеванию. Они стремились консолидировать греков, подкрепляя эпирскую экспансию церковной политикой. В 10-х - нач. 20-х гг. XIII в. И. А. был фактическим главой Церкви Эпира, поскольку в его юрисдикции оказалась почти вся территория образовавшегося деспотата: митрополия в Навпакте и подчиненные ей епархии Химара, Дриинополь, Бутрот, Велла, Янина, Воница, Астакос, Аэтос и Арта (столица деспотата). Наряду с И. А. большой авторитет в Церкви Эпира имели митрополиты Керкиры Василий Педиадит (ок. 1202-1219) и Георгий Вардан (1219-1232), архиеп. Охридский Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236); 2 последних были избраны на церковные кафедры по рекомендации И. А.

http://pravenc.ru/text/469808.html

А.М. Величко Династия Ласкаридов LXVIII. Император Феодор I Ласкарис (1204–1222) Глава 1. Осколки Византийской империи «Редко в истории проводились более последовательные мероприятия, чем раздел поверженной Византийской империи», – писал один автор; и он, конечно же, прав 1 . В 1204 г. на территории Византии помимо Латинской империи образовался целый ряд самостоятельных государств, совершенно не связанных между собой никакой общей идеей. На землях, где обосновались крестоносцы, заметно от других выделялись королевство Фессалоникийское (Бонифаций Монферратский) и герцогство Афинское (Отто де ля Рош). Рядом с ними расположился Иконийский султанат (Кей-Хозров I) и Второе Болгарское царство (Иоанн I Калоян). Чуть позднее на Пелопоннесе выделится княжество Ахайа, основанное Гийомом Шамплиттом (1205–1209) и Готфридом Виллардуэном Младшим (1209–1229). Однако последний скончался в 1209 г., и Готфрид Виллардуэн, воспользовавшись случаем, взял правление Ахайи в свои руки. В 1218 г. ему наследовал старший сын Готфрид II (1218–1246), а затем младший сын Вильгельм (1246–1278). Все они были высокообразованными и умными людьми, умевшими организовать добрососедские отношения латинян с местным населением. Князья Виллардуэн твердой рукой сдерживали алчность своих рыцарей и гасили церковные расколы, а потому страна быстро оправилась от былых потрясений и чрезвычайно расцвела, принося своему правителю до 100 тысяч золотых монет ежегодного дохода 2 . Из византийских владений, помимо воли Латинского императора созданных на осколках Восточной Римской империи, следует отметить Эпирский деспотат. Основатель этого государства Михаил I Комнин Дука (1205–1215), незаконнорожденный сын севастократора Иоанна Дуки, приходился родственником сразу трем царственным фамилиям – Комнинам, Ангелам и Дукам, а потому использовал три имени. В молодости он был отдан заложником к Германскому королю Фридриху I Барбароссе, затем служил по финансовому ведомству в Малой Азии. Но настоящую известность, хотя и «черную», Михаил получил после перехода на сторону Иконийского султана. Во главе шайки турецких разбойников он настолько активно грабил окрестности Меандра, что в 1201 г. Византийский царь был вынужден направить против него целое войско. Затем мятежный аристократ вернулся в Северную Грецию, где имел множество родственников по линии жены и отца, правителя фемы Этолии и Никополя. После взятия Константинополя Михаил явился к Бонифацию Монферратскому, которому обещал завоевать весь Эпир, и тот поверил. Но вместо этого Михаил быстро привел в повиновение себе области, густо заселенные греками, и вскоре предстал в качестве самостоятельного правителя, который в глазах местного населения стал олицетворять борьбу с ненавистными латинянами. Даже поражение под Кундуром от пилигримов не подорвало веру эпирцев в своего правителя. Впрочем, пока еще Михаил Ангел Комнин Дука не решался принять титул «императора», именуясь «деспотом» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще Юрий Долгорукий, бывший удельным князем земли Суздальской, построил в ней (ок. 1152 г.) “церкви многы” и в числе их каменные: святого Спаса в Суздале, святого Георгия во Владимире, святого Георгия в Юрьеве Повольском и святого Спаса в Переяславле Залесском. Последнюю докончил уже сын Долгорукого Андрей 1785 . Сам Андрей Боголюбский, сделавшись великим князем владимирским и суздальским, создал в своем княжении также “церкви многы камены”, первое место в ряду их занимал великолепный по времени и богатейший кафедральный владимирский собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (1158 – 1160), который, хотя с значительными изменениями, сохранился доныне, и потом церковь Положения Ризы Богоматери на Золотых воротах (1164), которые по примеру древлепрестольного Киева великий князь соорудил в своей новой столице 1786 . “Многы церкви” создал и брат Боголюбского, великий князь владимирский Всеволод III; лучшая из них, которую он воздвиг (между 1191 – 1197 гг.) на своем княжем дворе во имя своего ангела – великомученика Димитрия Солунского, стоит доныне и служит одним из наиболее уцелевших памятников нашей церковной старины. Кроме того, Всеволод не только обновил, но распространил пристройкою с трех сторон других стен и открытием боковых приделов владимирский Успенский собор после пожара, постигшего собор в 1185 г. 1787 “Многы церкви” создал и сын Всеволода Константин, князь ростовский и потом великий князь владимирский; между прочим: а) церковь святого Михаила во Владимире на дворе своем (1207), б) церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове, каменную, соборную, которую заложил в 1213 г. на месте прежней, обвалившейся, и которая, потерпев в продолжение веков многие перемены, существует еще ныне; в) церковь святых мучеников Бориса и Глеба, каменную, в Ростове на княжем дворе (1214); г) церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменную, в Ярославле на княжем дворе (1215); д) церковь Воздвижения Честного Креста, каменную, во Владимире на торговище (1218) 1788 . “Многы церкви” создал и брат Константина великий князь владимирский Георгий Всеволодович; в числе их каменные: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, соборная (1222 – 1225), и церковь святого Спаса в Нижнем Новгороде 1789 . Другой брат Константина, Святослав Всеволодович, соорудил каменный соборный храм святого Георгия в Юрьеве Повольском, на месте созданного Юрием Долгоруким, существующий доныне (1233) 1790 . Вообще, чтобы составить приблизительное понятие о количестве церквей, существовавших тогда в разных городах страны Суздальской, довольно снести заметки летописей о церквах погоревших. Так, во Владимире на Клязьме погорело церквей: в 1185 г. – 32, в 1193 г. – 14, в 1199 г. – 16, в 1227 г. – 27; в Ростове в 1211 г. – 15; в Ярославле в 1221 г. – 17 1791 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Еще Юрий Долгорукий, бывший удельным князем земли Суздальской, построил в ней (ок. 1152 г.) «церкви многы» и в числе их каменные: святого Спаса в Суздале, святого Георгия во Владимире, святого Георгия в Юрьеве Повольском и святого Спаса в Переяславле Залесском. Последнюю докончил уже сын Долгорукого Андрей . Сам Андрей Боголюбский, сделавшись великим князем владимирским и суздальским, создал в своем княжении также «церкви многы камены», первое место в ряду их занимал великолепный по времени и богатейший кафедральный владимирский собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (1158–1160), который, хотя с значительными изменениями, сохранился доныне, и потом церковь Положения Ризы Богоматери на Золотых воротах (1164) , которые по примеру древлепрестольного Киева великий князь соорудил в своей новой столице . «Многы церкви» создал и брат Боголюбского, великий князь владимирский Всеволод III; лучшая из них, которую он воздвиг (между 1191–1197 гг.) на своем княжем дворе во имя своего ангела — великомученика Димитрия Солунского, стоит доныне и служит одним из наиболее уцелевших памятников нашей церковной старины . Кроме того, Всеволод не только обновил, но распространил пристройкою с трех сторон других стен и открытием боковых приделов владимирский Успенский собор после пожара, постигшего собор в 1185 г. «Многы церкви» создал и сын Всеволода Константин, князь ростовский и потом великий князь владимирский; между прочим: а) церковь святого Михаила во Владимире на дворе своем (1207) ; б) церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове, каменную, соборную, которую заложил в 1213 г. на месте прежней, обвалившейся, и которая, потерпев в продолжение веков многие перемены, существует еще ныне; в) церковь святых мучеников Бориса и Глеба, каменную, в Ростове на княжем дворе (1214); г) церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменную, в Ярославле на княжем дворе (1215); д) церковь Воздвижения Честного Креста, каменную, во Владимире на торговище (1218) . «Многы церкви» создал и брат Константина великий князь владимирский Георгий Всеволодович; в числе их каменные: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, соборная (1222–1225) , и церковь святого Спаса в Нижнем Новгороде . Другой брат Константина, Святослав Всеволодович, соорудил каменный соборный храм святого Георгия в Юрьеве Повольском, на месте созданного Юрием Долгоруким, существующий доныне (1233) . Вообще, чтобы составить приблизительное понятие о количестве церквей, существовавших тогда в разных городах страны Суздальской, довольно снести заметки летописей о церквах погоревших. Так, во Владимире на Клязьме погорело церквей: в 1185 г.— 32, в 1193 г.— 14, в 1199 г.— 16, в 1227 г.— 27; в Ростове в 1211 г.— 15; в Ярославле в 1221 г.— 17 .

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Православие в городах Эстонии К таким же «неверным» относила католическая Церковь и православных. Их перекрещивали в католиков, но этот процесс, по-видимому, шел не так просто. Несмотря на все трудности, православие продолжало существовать среди местного населения и после 1215 г., когда епископ Альберт разорил княжество Герцике и разграбил православные храмы. В посланиях Римские папы неоднократно выражали недовольство тем, что и после покорения Ливонии православные продолжали исполнять свои религиозные обряды, соблюдать посты и праздники. В случаях смешанных браков православное духовенство вынуждало католиков переходить в православие . В 1222 г. папа Гонорий III повелел католическому духовенству энергичней бороться против православных и принуждать их переходить в католичество . Новгородские и псковские князья, заключая с Ливонским орденом и епископами мирные договоры, настаивали на внесении в них пунктов о правах купцов на торговлю и постройку православных храмов. Правда, торговля время от времени сильно ограничивалась немцами, а русские православные люди подвергались преследованиям со стороны католических фанатиков, тем не менее в Ревеле, Дерпте, Нарве (Ругодиве) и других местах продолжали жить православные люди. В городах существовали так называемые «русские концы» во главе со старостой, и в отдельные периоды эти общины были довольно многочисленны. В Ревеле в XIV–XVI вв. русский конец находился на Морской улице, где были Малые Морские ворота, рядом стояла русская православная церковь. Под одной с нею крышей находилась гридница, здесь купцы устраивали свои собрания и в подвалах хранили товары. Ко второй половине XV в. в связи с оживлением торговли численность русского населения в Ревеле значительно возросла, и русские торговые люди селились в районе улицы Вене, где на Брокусовой горе в 1410–1422 гг. построили новый храм во имя святителя Николая. Этот храм сгорел в 1433 г., а к 1437 г. был отстроен новый уже на самой улице Вене, потому что городские власти «находили неудобным помещение православного храма на возвышенном месте» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430124/

Вторжение датчан в Северную Эстонию Завоеватели в значительной степени пользовались национальной рознью местных народностей и возникавшими на этой почве раздорами. Так, в 1211 г. жители областей Саккала и Уганди напали на латышей в областях Трикатен и Беверин. В том же году латыши четыре раза вторгались в Угандию. В 1212 г. войско, состоявшее из 4000 немцев и такого же числа ливов и латышей, вторглось в Уганди и Вайгу, а отсюда в Иервен . Дальнейшие походы привели к занятию немцами Феллина в 1215 г. и Месотена в 1220 г. (крайних пунктов на севере и юге немецких владений), к покорению этих областей и принятию населением христианства. Однако были и обстоятельства, тормозившие дело покорения Прибалтийского края. В 1218 г. архиепископ Бременский приказал запереть Любекскую гавань, чтобы новые боевые силы не могли отправиться в Ливонию. Тогда епископ Альберт решил просить помощи у Дании. Вместе с Теодорихом, епископом Эстляндским, и Бернгардом, епископом Земгальским, он приехал к датскому королю Вальдемару в Шлезвиг, где в это время заседал сейм. К просьбе Альберта отнеслись благосклонно, и Вальдемар пообещал предпринять поход в Эстонию, что вполне отвечало и его собственным планам. Еще в 1206 г. датский король безуспешно пытался утвердиться на острове Эзель (Сааремаа). В июне 1219 г. Вальдемар высадился на северном берегу Эстонии, в замке Рявела, захватил и разрушил главную крепость этой земли Линданисе, а на ее месте построил новый замок Ревель . Здесь и состоялась через некоторое время решающая битва, в которой победили датчане . Епископ Теодорих, присоединившийся к Вальдемару, был убит; предполагают, что его перепутали с королем. Вместо него Лундский епископ Андрей произвел в епископы королевского капеллана Весцеллина, получив на это папское разрешение . Вскоре Эстонская епископия разделилась на две, был назначен и второй епископ, Вирляндский. Вальдемар считал всю Ливонию своим владением и давал Ордену такие щедрые обещания, что тот согласился не признавать соответствующих прав епископа Альберта. Датские проповедники разошлись по всей Эстонии, и между ними и немецкими миссионерами возникали частые ссоры. Но король все же чувствовал, что без помощи немцев он не сможет утвердиться в Эстонии, поэтому в 1222 г. король Вальдемар заключил с епископом Альбертом и Орденом оборонительный и наступательный союз и отказался от притязаний на земли ливов и латышей. Оставив немецких рыцарей вместе с датчанами во вновь построенном замке на острове Эзель, король возвратился домой.

http://sedmitza.ru/lib/text/430094/

Карантин [греч. Μανουλ Κ[Σ]αραντηνς], патриарх К-польский в изгнании в Никее (март 1217 - осень 1222). Встречающаяся в научной лит-ре датировка начала Патриаршества М.- 1215 или 1216 г. ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 8) - неверна ( Laurent. 1969. P. 136). В Патриаршество М. С. разворачивалось церковно-политическое противостояние между Никейской империей и Эпирским деспотатом. В поисках примирения с Зап. Церковью и Латинской империей имп. Феодор I Ласкарь поручил М. С. созвать в Никее Собор, на к-ром представители Восточных Патриархатов приняли бы решение об отправке посольства к папе Римскому для переговоров об объединении Церквей. Проведение собора было запланировано на Пасху 1220 г., и в дек. 1219 г. М. С. обратился к деспоту Феодору Комнину Ангелу Дуке (RegPatr, N 1222) и к фактическому главе Эпирской Церкви митр. Навпактскому Иоанну Апокавку (RegPatr, N 1224) с просьбой отправить для участия в Соборе делегацию епископов из Эпира ( Васильевский. 1896. С. 264). Иоанн Апокавк ответил отказом, упрекнув М. С. в стремлении пойти на примирение с врагом греч. народа именно в тот момент, когда деспот Феодор добился успеха в борьбе с латинянами. Впрочем, по его словам, подобный Собор мог бы быть созван в Эпире, поскольку архиереи из Никеи могли бы беспрепятственно прибыть туда, в то время как епископам из Эпира путешествовать в Никею было бы небезопасно (Там же. С. 264-267). Конфликт усугублялся стремлением Эпирской Церкви к автономии от К-польского Патриархата. Начиная с 10-х гг. XIII в. в Эпире избирали архиереев без ведома Патриархата: в Диррахии и Лариссе вскоре после их присоединения к Эпирскому деспотату (1212-1213), в 1219 г.- на Керкире (см. в ст. Георгий Вардан ). Желая добиться примирения, М. С. издал акт, в котором признавал законность поставлений в Диррахии и Лариссе, но впредь запрещал митрополиту Навпактскому вмешиваться в юрисдикцию Патриархата (RegPatr, N 1227). Вскоре, однако, М. С. узнал, что после кончины митрополита в Лариссе был поставлен митрополит вновь без ведома патриарха. В послании от февр. 1222 г. М. С. винил в сложившейся ситуации архиеп. Охридского Димитрия II Хоматиана и предлагал Апокавку примирение, если тот признает церковную юрисдикцию К-поля и прекратит самостоятельные поставления (RegPatr, N 1230; Васильевский. 1896. С. 268-269). Конфликт Хоматиана и М. С. начался в 1219 г., когда Хоматиан не признал решение М. С. даровать Сербской Церкви автокефалию (RegPatr, N 1225, 1226; RegImp, N 1705). В ответном послании Апокавк утверждал, что М. С. неверно информировали и митрополит Лариссы жив. По словам Апокавка, прежние канонические установления в изменившейся политической обстановке, когда империя разделена, неисполнимы: в каждом городе, освобожденном от латинян, деспот Феодор спешит поставить православного епископа и каждый раз получать одобрение в Никее невозможно ( Васильевский. 1896. С. 270-278).

http://pravenc.ru/text/2561890.html

Скачать epub pdf 199. Ярослав II Всеволодович, в св. крещении Федор, великий князь киевский и владимирский сын Всеволода III Юрьевича (Георгиевича) Большое Гнездо, великого князя владимирского, от первого брака с Марией (в иночестве Марфа), дочерью Шварна, князя чешского (богемского). Родился в г. Владимире на Клязьме 8 февраля 1191 г.; постриги (обряд иосажения на-конь) были ему в 1194 г.; сделан князем Переяслава южного (Полтавской губернии) 10 августа 1201 г.; ходил на половцев зимой 1204 г.; «гнал» из Переяслава к Галичу (червенскому), но возвратился с дороги и выгнан из южной Руси Всеволодом Чермным, князем черниговским, в 1206 г.; был с отцом при взятии Пронска в 1207 г.; прислан княжить на Рязань в 1208 г.; по смерти отца принял в междоусобии старейших братьев сторону Юрия (впоследствии великий князь Юрий II) против Константина (см. 110) в 1212 г.; призванный новгородцами, теснил их из Торжка в 1215 г.; возбудив войну против себя и Юрия, был с ним вместе разбит новгородцами под предводительством князя Мстислава Удалого (см. 145) на Липицком поле (в Юрьевском уезде Владимирской губернии) 21 апреля 1216 г.; не пропускал сборщиков дани новгородской через Белоозеро и тем произвел мятеж в Новгороде в 1219 г.; снова призван новгородцами в 1222 г.; бесполезно пустошил с ними область Феллинскую в Ливонии и безуспешно месяц стоял под Колыванью (Ревелем) в 1223 г.; соединенно с великим князем Юрием II воевал против Новгорода в 1224 г.; в третий раз призван новгородцами в 1225 г.; с ними разбил литовцев близ Усвята в 1226 г.; с ними же впервые воевал северную часть Финляндии и без всякого насилия крестил диких корелян в 1227 г.; отвергнутый Псковом, старался вооружить на него Новгород, но, не успев в этом, с досадой без сыновей своих, оставленных им в Новгороде, уехал в свой Переславль-Залесский в 1228 г.; овладел Волоколамском, отчиной Новгорода, и ссорил племянников с дядей, и своим братом, великим князем Юрием II, в 1229 г.; в четвертый раз призван новгородцами, но, вторично оставив у них сыновей Федора и Александра (впоследствии Невский), через две недели уехал к себе, в Переславль, в 1230 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ I ВЕЛИКИЙ КОМНИН [греч. Αλξιος Μγας Κομνηνς] (ок. 1180 или 1182-20.02.1222), трапезундский имп. (с апр. 1204). Внук визант. имп. Андроника I , основатель Трапезундской империи . После свержения Андроника в 1185 г. находился в изгнании, видимо, в Грузии у своей тетки царицы Тамары . Во время осады К-поля крестоносцами в 1203-1204 гг. возглавил вместе с братом, полководцем Давидом, поход на Понт и Пафлагонию. При поддержке местного населения и войск царицы Тамары они захватили в апр. 1204 г. Трапезунд, а затем и всю территорию Юж. Причерноморья. Объявив своей целью восстановление империи, А. В. К. принял титул василевса ромеев и Великого Комнина . В 1205-1208 и 1214 гг. его войска потерпели поражение в борьбе с никейским имп. Феодором I Ласкарем . В 1214 г. А. В. К. был взят у Синопа в плен сельджуками и отпущен за выкуп; территорию Пафлагонии вплоть до Синопа разделили между собой Никейская империя и Румский султанат. В результате Трапезундская империя стала региональным гос-вом в обл. Понт, проводящим независимую от Никеи гос. и церковную политику. Ист.: Панарет. Хроника. § 1; Chalcocond. Hist. Vol. 2. P. 218-219. Лит.: Vasiliev A. A. The Foundation of the Empire of Trebizond (1204-1222)//Speculum. 1936. Vol. 11. N 1. P. 3-37; Janssens E. Trébizonde en Colchide. Brux., 1969; Λαμψδης Ο. Περ τν δρυσιν το κρτου τν Μεγλων Κομνηνν//ΑΠ. 1971/1972. Τ. 31. Σ. 3-18; idem. Ο νταγωνισμς μεταξ τν κρατν τς Νικαας κα τν Μεγλων Κομνηνν δι τς κληρονομαν τς βυζαντινς δας//ΑΠ. 1977/1978. Τ. 34. Σ. 1-19; Σαββδης Α. Οι Μεγλοι Κομνηνο του Πντου και οι Σελτζοκοι του Ρουμ (Ικονου) την περιδο 1205/6-1222//ΑΠ. 1984. Τ. 39. Σ. 169-193; idem. Βυζαντιν στασιαστικ και αυτονομιστικ κινματα στα Δωδεκνησα και στη Μικρ Ασα, 1189-c. 1240 μ. Χ. Αθνα, 1987. Σ. 160-300; Bryer A. David Komnenos and Saint Eleutherios//ΑΠ. 1988/89. T. 42. Σ. 163-187; Шукуров Р. «Новый Манцикерт» императора Феодора I Ласкариса//Византия между Востоком и Западом: Опыт ист. характеристики. СПб., 1999. С. 409-427; Карпов С. П. Образование Трапезундской империи (1204-1215)//ВВ. 2001. Т. 60. С. 5–29. С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64526.html

Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010