432 ...вниз до Болгарских рубежов... Живяху же за Камою в части земли своея болгарские князи и варвари, владующе поганым языком черемиским... – Речь идет о Волжско-Камской Болгарии, феодальном государстве, образовавшемся в районе впадения Камы в Волгу после прихода в эти места из Приазовья тюркоязычных болгарских племен (вторая половина VII в.), подчинивших себе местные племена – марийцев, чувашей, удмуртов, мордву, которые обобщенно назывались древнерусскими авторами «черемисой». 433 ...до Батые царя. – Батый – Бату (1208–1255), монгольский хан, сын Джучи, внук Чингисхана. В 1243 г. основал в низовьях Волги Золотую Орду со столицей Сарай-Бату. 434 ...царю казанскому Сат-Серею. – Сафа-Гирей (1510–1549), представитель четвертого поколения крымской династии Гиреев, сын царевича Фатыха, внук хана Менгли-Гирея. Правил в Казани с перерывами в 1524–1531 и в 1535–1549 гг. 435 ...по убиении... Георгиа Всеволодича Владимирского и со двема сыньми его и з братаничи... – Георгий Всеволодович (1188–1238), великий князь владимирский с 1212 г., сын Всеволода Большое Гнездо. Погиб в битве с монголо-татарами на р. Сить. Вместе с ним были убиты два его сына – Всеволод и Мстислав и племянники – Василек Ростовский, Всеволод и Владимир Святославичи. 436 ....Ярослав Всеволодичь... со осмью сыньми своими... – Ярослав Всеволодович (1191–1246), князь Переяславский. Неоднократно приглашался княжить в Новгород. Третий сын Всеволода Владимирского, брат Георгия Всеволодовича. После гибели последнего получил ярлык на великое княжение. Умер, вызванный в Каракорум к великому хану Гуюку, как считали современники, – от яда. Вслед за «Хронографом» автор «Казанской истории» говорит о восьми сыновьях Ярослава. Однако к 1238 г. в живых оставалось пять сыновей. 437 ...сына своего Александра. – Александр Ярославич Невский (1220–1263), великий князь владимирский с 1252 г. Блестяшие победы в 1240 г. над шведами и в 1242 г. над немцами сделали его имя символом храброго государя-полководца, что было закреплено в «Житии Александра Невского» (т. 5 наст. изд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во всех образовательных учреждениях города будут проведены открытые историко-патриотические " Георгиевские уроки " с участием представителей городской власти, известных нижегородцев, ветеранов Великой Отечественной войны. Святой благоверный князь Георгий (1189 - 1238) был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца и старшего брата Константина, он унаследовал Владимирский великокняжеский престол. Благоверный князь Георгий отличался благочестием и воинской доблестью. Им был основан Нижний Новгород. В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя. Они разорили Рязань и сожгли Москву. Святой Георгий оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода (третий сын - Владимир - был в то время в плену у татар) и опытных воевод, а сам двинулся с войском и племянниками - сыновьями Константина - на север, чтобы соединиться с другими князьями. В начале марта он вышел на берега реки Сити. Там 4 марта 1238 года произошла кровавая битва с татарами. Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской земли Владимир пал и все его сыновья убиты. Выслушав печальную весть, великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мученической смерти за веру христианскую и народ православный. И молитва его была услышана: в битве на реке Сити великий князь погиб мученической смертью: ему была отсечена голова. Через некоторое время после битвы возвращался с Белоозера к своей пастве Ростовский епископ Кирилл II. Его путь лежал через поле брани. Среди павших воинов он по одеждам узнал обезглавленное тело великого князя. С благоговением он взял его и перенес в Ростов. Там при великом плаче всего народа похоронили его в соборном храме. Спустя некоторое время была найдена и честная глава великого князя, которая была приложена к телу. Через два года гроб с телом благоверного князя Георгия с большой торжественностью был перенесен во Владимирский Успенский собор.

http://pravoslavie.ru/20915.html

Св. благоверного великого князя Сын Всеволода III, он родился в 1189 г. и в 1212 г. вступил на Владимирский великокняжеский престол. С юных лет он отличался горячей любовью к Богу и делами благовестия, стараясь выполнять заповеди Божьи и храня в сердце своем страх Божий. Еще в ранней юности он содействовал благоустроению Владимирской Рождественской обители (см. Влад. еп.), благотворил ей, приходил в эту обитель «ко всякому церковному пению, – тому, что произносятся, и чтениям из Св. Писания усердно внимал и слышимыя книжныя слова полагал себе на сердце, и размышлял часто в уме своем о том, что христианам должно в царство небесное войти многими напастями». Сделавшись великим князем, он явил особое усердие к делу религиозного просвещения и утверждения христианской веры как между своими подданными, так равно и между иноверными соседними народами. С этою целью он основал Нижний Новгород и построил в нем два благолепных храма 47 , которые и были первоначальным рассадником православия в той области. Любя святую веру, он горячо любил и православную русскую землю, за что еще при жизни был почтен от благодарных современников титлом «Отца и Государя». Когда пришли в Россию татары, Георгий вооружился против них и расположился с войском на берегах реки Сити. В 1238 г. Батый явился под стенами Владимира; город был взят, семейство Георгия погибло, большая часть жителей побита и немногие взяты в плен. Узнав о гибели своего семейства и народа, Георгий приготовился к решительной битве и сразился с татарами на реке Сити. Русские бились мужественно, но должны были уступить превосходству силы. В этой битве св. Георгий был умерщвлен татарами (4 марта 1238 г.). Ростовский епископ Кирилл отыскал в куче мертвых обезглавленное тело св. Георгия, которое узнал по княжеской одежде, привез его в Ростов и положил там в храме Богоматери. Положенная во гроб глава его прильнула к телу так, что даже не стало заметно следов отсечения (см. тропарь). В 1239 г. тело св. Георгия перенесено из Ростова во Владимир братом его Ярославом и положено в Успенской соборной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

и умер в 1124 г. Приблизительно с 1084 г. Василько был князем теребовльским и вместе со своими братьями Рюриком († 1092 г.) и Володарем († 1124/1125 г.) Ростиславичами противостоял киевским сениорам и волынским князьям, поддерживая в то же время тесные контакты с Византией. Именно Васильком было создано Галицкое княжество. Княжеский снем в Любече в 1097 г. закрепил за Ростиславичами их владения, однако вскоре после этого, в ноябре 1097 г., Василько обманом был захвачен в Киеве, обвинен в заговоре против киевского князя Святополка II Изяславича и ослеплен. Тем не менее в последовавшей вооруженной борьбе Володарю и Васильку удалось удержать свои земли и отстоять независимость и единство Галичины, закрепив власть в ней за потомками Ростислава (до 1199 г.). В Повести временных лет сохранился подробный рассказ о событиях 1097–1100 гг., выдержанный в благожелательных по отношению к Васильку тонах (Повесть об ослеплении Василька Теребовльского)] написан он был попом Василием, вероятно духовником Василька. Василько Константинович, внук Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, князь ростовский, родился 7 декабря 1208 г., убит после 4 марта 1238 г.; торжественные “постригы” были совершены 23 мая 1212 г. В начале февраля 1228 г. Василько женился на Марии, дочери черниговского князя Михаила Всеволодовича. Ростовское княжение он получил в 1218 г., после смерти своего отца, подчинившись, однако, как сын отцу, своему дяде великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу и отказавшись от самостоятельной политики. После того как на княжеском съезде 7 сентября 1229 г. ростовский епископ Кирилл I был приговорен к конфискации имущества и 16 сентября оставил кафедру, Василько, по согласованию с дядей Юрием Всеволодовичем, поставил новым епископом Кирилла (II), настоятеля владимирского монастыря Рождества Богородицы. Этот последний († 1262 г.) был рукоположен в Киеве только 6 апреля 1231 г. и 18 мая того же года был настолован в своей кафедральной церкви. 4 марта 1238 г. Василько принял участие в битве с татарами на реке Сити, был взят в плен и убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нижний Новгород отмечает День памяти своего основателя Нижний Новгород, 17 февраля 2005 г. 17 февраля Православная Церковь отмечает День памяти святого благоверного князя Георгия Всеволодовича – основателя Нижнего Новгорода, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии . В этот день епископ Георгий совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Благовещенского мужского монастыря Нижнего Новгорода. По окончании литургии состоялся молебен святому благоверному князю Георгию. На богослужении будут присутствовать руководители города, области, Приволжского федерального округа. В 14.00 в Нижегородском государственном художественном музее состоится научно-практическая конференция «Георгиевские чтения», посвященная Дню памяти святого благоверного князя Георгия Всеволодовича – основателя Нижнего Новгорода. В конференции примут участие: полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, руководители Нижегородской области и Нижнего Новгорода, представители религиозных конфессий. В программе конференции: научные доклады; открытие выставки «От Юрия Всеволодовича до наших дней». В 17.00 в Нижегородской государственной консерватории состоится концерт хора Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ, посвященный памяти святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. Справка: Святой благоверный князь Георгий (1189 - 1238) был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца и старшего брата Константина, он унаследовал Владимирский великокняжеский престол. Благоверный князь Георгий отличался благочестием и воинской доблестью. В 1221 году по благословению святителя Симона Суздальского он основал Нижний Новгород при слиянии Оки и Волги. В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя. Они разорили Рязань и сожгли Москву. Георгий Всеволодович оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода (третий сын – Владимир – был в то время в плену у татар) и опытных воевод, а сам двинулся с войском и племянниками – сыновьями Константина – на север, чтобы соединиться с другими князьями. В начале марта он вышел на берега реки Сити. Там 4 марта 1238 года произошла кровавая битва с татарами. Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской земли – Владимир – пал, сыновья его убиты, а жена, снохи и внуки погибли в огне в Успенском соборе. Выслушав печальную весть, великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мученической смерти за веру христианскую и народ православный. И молитва его была услышана: в битве на реке Сити великий князь погиб мученической смертью – ему была отсечена голова.

http://pravoslavie.ru/12702.html

ВЛАДИМИР (ДИМИТРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1193 - 1228), блгв. кн. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВСЕВОЛОД (ДИМИТРИЙ) ГЕОРГИЕВИЧ (1212 - 1238), кн. мч. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в.- ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ († до 21 нояб. 1355, Муром), блгв. кн. муромский (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЛЕБ АНДРЕЕВИЧ блгв. кн. (пам. 20 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ДАНИИЛ, ПАХОМИЙ, ФЕОДОСИЙ преподобные, священномученики (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИЛИЯ МУРОМЕЦ († 1188 ?), прп., Киево-Печерский (пам. 19 дек., во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461, Москва), свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-1998

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василий (Василько) Ростовский, блгв. - житие Святой благоверный князь Василий (Василько) Ростовский (память 4 марта и в Соборе Ростово-Ярославских святых 23 мая по старому стилю) Принадлежал к славному в русской истории роду суздальских Мономашичей. Его прадед — Юрий Долгорукий, дед — великий князь Всеволод III Большое Гнездо (U 1212 г.), брат святого Андрея Боголюбского (память 4/17 июля), наследник и продолжатель его дела. После смерти отца Васильку не было еще и десяти лет, и наставником молодого Ростовского князя был дядя — великий князь Владимирский, святой Юрий (память 4/17 февраля). В 1223 г. впервые в южных степях появились татары, «народ неведомый», вышедший из глубины Азии. Сказалось и вековое разделение удельных властителей, неспособных к дружным совместным действиям в масштабах большой войны. Над Русью сгущались тучи, и в 1237 г. татарский смерч обрушился на Русь. В декабре под ударами Батыя пала Рязань. Враги устремились к Москве, взяли и сожгли ее. 3 февраля 1238 г. татарская армия подошла к Владимиру, — город пал, собор был сожжен. Святой Юрий и его верный сподвижник святой Василько были преисполнены решимости биться «за Православную веру христианскую» с «безбожными погаными татарами». 4 марта 1238 г. произошла решающая битва на реке Сити. Татарам удалось неожиданным маневром окружить русскую армию. Началась сеча. Мало кто из русских воинов ушел живым из этого страшного боя, но дорогой ценой заплатили и враги за победу. Святой Юрий был изрублен в отчаянной схватке, Василька, израненного привезли в ставку Батыя. Несмотря на льстивые обещания славы и угрозы ужасами мучений, благоверный князь отказался поступить на службу к Батыю и принять его веру. Татары «много мучивше его, смерти предаша, повергоша его в лесу Шернском». Так, с молитвой за Православную Церковь и святую Русь страдалец предал дух свой Богу. Церковь чтит святых Василька и Юрия как страстотерпцев-подвижников, героических защитников Русской земли. Их святой пример вдохновлял русских воинов в борьбе с ненавистными захватчиками. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Василий (Василько) Ростовский, блгв. " .

http://pravicon.com/info-1925

Захват войском Батыя Москвы и плененение кн. Владимира Юрьевича 20 янв. 1238 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 312) Захват войском Батыя Москвы и плененение кн. Владимира Юрьевича 20 янв. 1238 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 312) Строительство первой дерево-земляной крепости на юго-зап. оконечности Боровицкого холма относится к 1156 г. Являясь единственной крепостью на юго-зап. границе Владимирского великого княжества, М. контролировала его пограничье с Новгородской республикой, Черниговским, Смоленским и Рязанским княжествами. Город упоминается в ходе событий междоусобицы 1174-1176 гг. Осенью 1177 г. М. и окрестные села были сожжены во время нападения рязанского кн. Глеба Ростиславича, но вскоре город был восстановлен. Сев. границы первоначальной Московской волости доходили до верховьев р. Клязьмы, восточные - до р. Нерской, южные - до бассейна р. Пахры, юго-западные - до левого берега р. Москвы. На юго-востоке за Нерской и за бассейном р. Дроздны начинались рязанские владения, на к-рые вплоть до г. Коломна с 1177 г. стремился распространить свою власть Владимиро-Суздальский вел. кн. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо. Присоединить Коломну ему не удалось, но в городе укрепились его сторонники из пронской ветви князей рязанского дома. В 1212 г. при разделе его наследия Московская волость осталась в руках правителя Владимира-на-Клязьме. Свидетельством важного значения М. стали как просьба блгв. кн. Владимира (Димитрия) Всеволодовича об обмене принадлежавшего ему Юрьев-Польского княжества на московские волости, так и отказ его старшего брата кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича в этой просьбе. В 1213 г. попытка кн. Владимира Всеволодовича при поддержке москвичей закрепиться в М. военным путем не увенчалась успехом. Именно в это время москвичи впервые обозначили интерес к расширению своей территории - за счет присоединения к ней возникшего в 1154 г. на месте сбора полюдья Дмитрова.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

По инициативе святой был основан суздальский во имя Святой Троицы женский монастырь для пострига «мужатых жен». Молитва Е. спасла Ризоположенскую обитель во время Батыева нашествия в нач. 1238 г. По Житию, преподобная духовно поддержала своего отца кн. Михаила накануне его мученической кончины в Золотой Орде в 1245 г., прислав князю «книгы» (письмо) с увещеванием не выполнять языческих обрядов, но пострадать за Христа. Е. при жизни совершила многочисленные чудеса исцеления, побеждала в духовной брани бесов, предсказала «великий трус» (землетрясение), случившийся в Суздале в 1230 г. и прекратившийся по молитве преподобной, и убийство хана Батыя «в Уграх» (рассказ об этом легендарном событии, принадлежащий Пахомию Логофету , помещен в рус. летописях под 1247). Год кончины Е. в Житии не указан, встречающаяся в лит-ре дата - 1250 г.- является догадкой (также не имеют оснований в источниках приводимые в лит-ре начиная с XIX в. даты жизни Е.: рождения - 1212, принятия пострига - 1227). В Житии сообщается, что святая была погребена 27 сент. в Ризоположенской обители, оплаканная духовенством и всем народом. Анахронизмом являются сведения Жития о присутствии на похоронах Е. епископа «града Суздаля», т. к. в 1238-1249 гг. Владимиро-Суздальской епархией управлял Ростовский еп. св. Кирилл II , затем до 1273 г.- митр. Кирилл II (III). Мощи Кнж. Феодулия просит принять ее в обитель. Миниатюра. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 233. Л. 31) Кнж. Феодулия просит принять ее в обитель. Миниатюра. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 233. Л. 31) были обретены по благословению Московского и всея Руси патриарха Адриана 18 сент. 1698 г. Суздальским и Юрьевским митр. Иларионом в присутствии Тамбовского еп. Леонтия и настоятелей Спасо-Евфимиева мон-ря архим. Варлаама, Васильевского мон-ря архим. Кириака, Николаевской Пищуговой пуст. игум. Гавриила, прот. суздальского собора Евфимия и др. Е. была «руками священническими положена всечестне» в соборе Ризоположенского мон-ря в новую деревянную гробницу, в к-рой св. мощи почивали по крайней мере до 1791 г.

http://pravenc.ru/text/187882.html

52-55, 57, 60; Добровольский М. В. , свящ. Нижегородский Спасо-Преображенский кафедр. собор и его достопримечательности. Н. Новг., 1894, 18982; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 458-459. Т. 2. С. 81; Самойлова Т. Е. Св. кн. Георгий Владимирский: История почитания//Макарьевские чт. Можайск, 1998. Вып. 6: Канонизация святых на Руси. С. 145-154; Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Ниж. Новгорода. Н. Новг., 1998; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. Кат. R-62; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 229, 231-239; Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты/ГИМ, ЦНЦ. М., 2002. С. 72-75. 29; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле/ГММК. М., 2003. С. 325. Кат. 117; Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах/Подгот. текстов и исслед.: А. В. Сиренов. СПб., 2003; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 104-107. 64; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2005. 75, 78, 120. А. Н. Рябов, А. С. Преображенский, Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг.

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010