– М.: Тип. Снегиревых, 1889. – 6 с. – Отт. из: Детская помощь. – 1889. 1207 . Образное представление пророческого смысла Притч. 9, 1–11 //Радость христианина. – 1895. – Кн. 3. 1208 . Общение живых и умерших: Слово в Родительскую субботу. – М.: Типо-лит. Ефимова, Ценз. 1891. – 10 с. – Из: Кормчий. – 1891. 1209 . Общие молитвы и общий хор Древней Церкви//Радость христианина. – 1891. – Кн. 3. – С. 27–50. 1210 . По поводу открытия мощей святителя и чудотворца Феодосия Черниговского: С изображением святителя и автографом его//Радость христианина. – 1896. – Кн. 11. – С. 243–250. 1211 . Памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца//Радость христианина. – 1893. – Кн. 10. – С. 46–56. 1212 . Пение в храме как средство к благодатному сообщению богооткровенных истин. – М., 1896. – 16 с. – Отт. из: Радость христианина. – 1896. 1213 . Первое и главное средство спасения от всенародного бедствия. – М.: Унив. тип., 1905. – 13 с. 1214 . Православие как сила Отечества нашего//Радость христианина. – 1896. – Кн. 11. -С. 215–219. 1215 . Промыслом Божиим посланное испытание русскому народу: Слово в день рождения государыни императрицы Александры Феодоровны 25 мая 1904 г.. произнесенное в Московском Успенском соборе. – М.: Унив. тип., 1904. – 18 с. – Отт. из: Моск. ведомости. – 1904. 1216 . Пророчества как доказательства Богодухновенности Библии//Радость христианина. – 1898. – Кн. 6. – С. 544–561. 1217 . Псалом 44//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – Окт. – С. 200–233; Нояб. – С. 296–329. 1218 . Радость Господня – сила наша: Из мыслей и чувств на праздник Благовещения//Радость христианина. – 1898. – Кн. 3. – С. 265–272. 1219 . Распространение Царства Христова в мире//Радость христианина. – 1893. – Кн. 8. – С. 23–41. 1220 . Руководство к последовательному толковательному чтению Евангелия: С общим введением о книгах Нового Завета: (Для учащихся в средних учебных заведениях и всех внимающих тексту Евангелия). – М.: Печатня Снегиревой, 1905 (обл. 1906). Кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1205 Повествование о Евтропии заимствовано из «Церковной истории» Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 243–244.) 1207 Сократ, а вслед за ним и Георгий Александрийский передают то предвзятое мнение, которое сложилось об этом слове Златоуста у его врагов. 1208 Арианский епископ Демофил был изгнан из Константинополя указом императора Феодосия I в 381 г., и арианам было запрещено иметь свои храмы в черте столицы. (См.: Постнов М. Э. Указ. соч. С. 386; Сократ. Указ. соч. С. 250.) Агиограф приписывает изгнание ариан св. Иоанну Златоусту с целью еще большего его возвышения. 1210 Со слов «ибо они» и до конца главы – заимствование из «Церковной истории» Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 250–251.) 1211 Повествование о Гайне с некоторыми изменениями заимствовано из «Церковной истории» блж. Феодорита Кирского . (См.: Феодорит. Церковная история. С. 206.) О требовании Гайны отдать ему один арианский храм в черте Константинополя сообщает также и Созомен. (См.: Созомен. Указ соч. С. 552–557.) 1215 С этих слов и до конца главы – несколько измененное заимствование из «Церковной истории» Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 274.) 1216 Вся глава, за исключением приведенных отрывков, является заимствованием из 13, 14, 15 и 20 глав «Диалога» Палладия. 1217 Новатиане – последователи пресвитера Новатиана, отвергавшего возможность принятия в Церковь падших во время гонений. Новатианский раскол существовал до VII в. Одновременно со Златоустом в Константинополе был новатианский епископ Сисиний. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 263–264.) 1218 Четыредесятники – приверженцы малоазийской практики празднования Пасхи 14 нисана. После того, как I Вселенский собор положил конец пасхальным спорам, четыредесятники превратились в секту, просуществовавшую до V в. (См.: Болотов В. В. Указ. соч. Т. 2. C. 435.) Говоря о новатианах и четыредесятниках, агиограф имеет в виду, что св. Иоанн Златоуст противодействовал этим сектам во время поездки в Малую Азию. 1219 Со слова «Антиох» и до слов «вернулся в свой город» – заимствование из Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 233.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Его история также начинается с уже испробованной «римской карты». Не признает Византия, признает Рим, главное же добиться Царства и его условия — автокефальной Патриархии! И Иоанникий Калоян (1197—1207), младший брат Асеней, обращается к папе Uhhokehmuю III-eмy, величайшему из всех средневековых пап, при котором теория о возглавлении папой всех христианских народов достигает своего апогея. И в тот момент, когда православная Византия падает под ударами крестоносцев (1204), Калоян венчается римским кардиналом — «царем болгаров и валахов». Но это не помешает ему воевать с латинскими господами Константинополя, взять в плен Императора Бодуина и, несмотря на все ходатайства папы, довести его до смерти. Единство «христианских народов» всё очевиднее превращается в трагическую пародию… А затем ориентация снова меняется, Иоанн Асен II-oй (1218—1241) вступает в «православную коалицию» с греческими Императорами Никеи, получает за это уже и греческое признание Тырновской автокефалии, и снова это признание «по необходимости», от которого греки при первой же возможности отрекаются. И так продолжается до самого конца — до уничтожения Болгарского Царства турками в конце 14-го века. Разрывы и связи, союзы и войны. Но уже никто не может решить спора силою: православные Империи близятся к концу, но даже близость конца ничего не может изменить в их страстной мечте: «во Христе Боге верный Царь и Автократор Болгар и Греков» — вот титул последних болгарских царей. Пускай номинально, но они ощущают себя носителями единой теократической традиции. Это время ее последнего торжества в православном сознании, ее распада в жизни. И здесь, как и в Византии, только в тишине монастырей, только глубоко за этой печальной теократической декорацией, растет и зреет подлинная христианская душа, цветут настоящие плоды крещения: это образ св. Иоанна Рыльского, это «малый Афон» в Софии, это Тырновские мученики, это ученики исихастов и споры о стяжательстве и нестяжательстве, это, наконец, непрекращающийся рост богословских интересов, отражаемый в церковно-славянской письменности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Авиньона Ардебертом. Среди этих церквей были указаны «верхняя» и «нижняя» церкви Марфы. На правой стене, при входе в портал, изображена Марфа с драконом, держащая в руке двойной крест, напоминающий по форме крест ордена госпитальеров Св. Духа, основательницей и покровительницей которого она считалась. Это изображение может свидетельствовать, что Житие Марфы было написано раньше строительства церкви. До Французской революции в ц. св. Марфы хранился такой же медный крест, какой изображен на стене портала. По преданию, этот крест принадлежал самой Марфе ( Faillon. 1848. Vol. 1. Col. 1207-1209). Известны изображения святой на старинных свинцовых печатях Тараскона, датируемых ранее, чем обретение ее мощей. На главной печати города изображался дракон, что также указывает на легенду об апостольстве Марфы в этой местности ( Idem. Col. 1215-1218). 1 июня 1197 г., после завершения реконструкции церкви, она была заново освящена Имбертом, архиеп. Арля (1191-1202), и Ростангом, еп. Авиньона, о чем свидетельствует стихотворная запись на портале церкви. Возможно, к этому времени базилика не была окончательно достроена, т. к. многие из ее капителей датируются XIII в. ( Olivier. 2010. P. 41-42). Впосл. был установлен праздник освящения церкви, к-рый ежегодно отмечался в Тарасконе в этот день. 17 дек. отмечался праздник освящения «нижней» церкви ( Faillon. 1848. Vol. 1. Col. 1228-1233). В 1482 г. ц. св. Марфы была возведена в статус коллегиальной. Церковь неск. раз реконструировалась (в XIV, XV и XVII вв.); в 1944 г. получила повреждения во время второй мировой войны и впосл. была отреставрирована. Мощи Марфы в Тарасконе были обретены в 1187 г. в крипте базилики, посвященной ей. На левой стороне портала церкви сохранилась стихотворная надпись на лат. языке, свидетельствующая об этом событии. Имя Марфа не указано, но она названа «гостеприимной хозяйкой» (hospita), принявшей Спасителя, чтобы исключить возможность отождествления ее с др. одноименной святой. На барельефе под надписью изображены Христос и еп.

http://pravenc.ru/text/2562512.html

1193 Игнатий (Брянчанинов), епископ Соч. СПб., 1915. Т. 1. С. 109. 1194 Там же. С. 113. 1195 Там же. С. 109. 1196 ГАСО. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 21; АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни на 1 января 1961 г. 1197 АСЕУ. Послужной список схииеродиакона Евстратия (Урети). В документах Глинской пустыни за 1947—1961 гг. фамилия о. Евстратия указана «Урети», однако сам он подписывался «Уретий», фамилия «Уретий» указана и в послужных списках монашествующих Глинской пустыни за 1910 г. (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2) 1911 г. (ГАКО. ф. 20, оп. Зл, д. 174) и 1918 г. (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3). 1198 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 100 об. 1199 Там же. 1200 ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 101. 1201 АСЕУ. Анкета служителя культа Урети Евдокима Ивановича. 1202 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 79. 1203 АСЕУ. Анкета служителя культа Урети Евдокима Ивановича. 1204 Там же. 1205 Там же. Послужной список схииеродиакона Евстратия (Урети). Однако в анкете служителя культа Урети Е.И. и в списках насельников Глинской пустыни на 1 января 1956 г., 1 января 1958 г., 1 декабря 1959 г. указано, что о. Евфимий вернулся в Глинскую пустынь в 1945 г. 1206 Там же. 1207 Там же. 1208 Там же. Список насельников Глинской пустыни по состоянию на 1 декабря 1959 г. 1209 Там же. Рапорт временно исполняющего обязанности настоятеля Глинской пустыни иеромонаха Даниила (Новикова) в Сумское епархиальное управление от 8 мая 1961 г. 1210 АСЕУ. Послужной список тумена Корнилия (Оробцова). 1211 Там же 1212 Там же. 1213 Там же 1214 Там же. 1215 Там же. 1216 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 55, л. 36. 1217 АСЕУ. Послужной список игумена Никона (Хондарева). 1218 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 108. Иеромонах Гавриил, известный своей прозорливостью, был близким родственником схиархимандрита Иоанна (Маслова). Предсказывая будущее о. Иоанна, он говорил родным: «Поверьте, я умру, а в нашем роду будет еще монах». — Примеч. издат. 1219 АСЕУ. Послужной список игумена Никона (Хондарева). 1220 Личный архив автора. Воспоминания схиигумена Николая (Хондарева).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

1162), Моисей († 1187) и Власий (поставл. 1187), б) о монастыре Бело-Николаевском – здесь в 1165 г. архиепископ Иоанн повелел игумену Антонию учредить общежитие; в) о монастыре Пантелеимоновом – здесь в 1207 г. некто Феодор Пинещенич соорудил новую церковь во имя святого Пантелеймона; г) о монастыре Варварином – в нем были игуменьями Анна († 1167), Маримьяна (поставл. 1167), Христина († 1195), Варвара (поставл. 1195) и построена (1218 – 1219) новая каменная церковь во имя святой Варвары; д) о монастыре Зверином Покровском – упоминается в 1192 г. игуменья его Евфросиния; е) о монастыре Воскресенском – здесь были игуменьи Мария († 1192) и Евдокия (поставл. 1192) и сооружены две церкви – во имя святого Иоанна Милостивого на монастырских воротах (1193) и главная, каменная, во имя Воскресения Христова (1195).    Два также монастыря устроены Новгородскими владыками. В 1170 г. архиепископ Иоанн с братом своим Гавриилом основал в трех верстах от Новгорода при озере Мячине монастырь Благовещенский, в котором потом соорудил каменную церковь во имя Благовещения (1179) и другую каменную на воротах во имя Богоявления (1180). В 1197 г. архиепископ Мартирий построил монастырь Николаевский Островский с каменною церковию во имя Николая в семи верстах от Новгорода к востоку, на острове между реками Вишерою и Вельею. Два монастыря устроены игуменами: Аркажский и Хутынь. Первый находился в трех верстах от Новгорода к югу и назывался так по имени своего игумена Аркадия, впоследствии епископа Новгородского, который в 1153 г. соорудил на означенном месте деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и собрал братию. Некто Симеон Дыбачевич создал в этом монастыре (1188) каменную церковь во имя Успения, а сын посадника новгородского Михалки Твердислав создал в этом монастыре (1206) другую – во имя святого Симеона столпника на монастырских воротах. Из настоятелей монастыря Аркажского известны Герасим и Панкратий (упом. 1194). Начало Хутыню монастырю положил Варлаам, бывший в нем первым игуменом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Хотя они являются поздними версиями, нек-рые мотивы в них восходят к более ранним текстам, подобным «древнейшему» Житию прп. Иоанна Рильского. Возможно, что т. н. народные жития передают на разговорном языке древние протографы. С перенесением мощей прп. Иоанна Рильского в Тырново (1195) преподобный стал общеболг. покровителем. С XIII в. посвященный ему цикл агиографических произведений непрерывно обогащался. Самое распространенное из проложных Житий прп. Иоанна Рильского, названное Й. Ивановым «первым» проложным Житием ( Иванов . 1936. С. 52-57), отражает в полной мере патриотические идеалы Второго Болгарского царства. Акцент в тексте сделан на перенесении мощей преподобного в Тырново и на восхвалении Иоанна Рильского как покровителя «единородного ему болгарского народа», престольного города и царя. Время создания текста нельзя определить точно. По характеру это Житие скорее связано с культурным подъемом в правление царей Калояна (1196-1207) или Иоанна Асеня II (1218-1241), но списки текста с XIII до сер. XIV в. неизвестны. Лист из проложного Жития прп. Иоанна Рильского. Драганова минея. Кон. XIII в. (РГБ. Гиг. 42. 1725) Лист из проложного Жития прп. Иоанна Рильского. Драганова минея. Кон. XIII в. (РГБ. Гиг. 42. 1725) В 3-й четв. XIV в. свт. Евфимием Тырновским было написано высокохудожественное пространное Житие прп. Иоанна Рильского, источниками к-рого были «древнейшее» Житие, греч. Житие, написанное Георгием Скилицей, и «первое» проложное Житие (Там же. С. 37-51, 59-73). Цель автора - рассказать «красиво, по достоинству» о жизни и деяниях преподобного, потому что, как отмечает Евфимий Тырновский, до него об Иоанне Рильском писали «неискусно и грубо». В этом произведении, как и в др. Житиях, составленных свт. Евфимием, автор делает акцент на мистическом озарении преподобного, описывая его подвиги сообразно с понятиями исихазма. Свт. Евфимий использовал мотив «древнейшего» Жития о неосуществленном желании болг. царя Петра встретиться со святым и включил в Житие послание прп.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етифане; груз. , ], католикос-патриарх всей Грузии (1210-1220), современник царицы св. блгв. Тамары (1184-1207/13) и царя Георгия IV Лаши (1207/13-1222). Согласно грамоте, выданной Е. священнослужителям одной из церквей в Ани (1218), и эпиграфическим надписям церкви, при Е. возникла социальная напряженность, связанная с повышением платы за требы. Е. посетил все церкви региона и уладил несогласие между прихожанами и священниками, выразив последним порицание и понизив требные платы. Также о Е. известно, что он заказал и пожертвовал кафедральному собору Светицховели в Мцхете украшенное драгоценными камнями Четвероевангелие; на титульном листе помещено изображение Е. в полный рост в патриаршем облачении ( Марр. 1910. С. 1437-1439). Ист.: Марр Н. Я. Камень с арм. надписью из Ани в Азиатском музее//ИИАН. Сер. 6. 1910. 14. С. 1437-1439; ПГП. 1970. Т. 3. С. 153-154. Лит.: Джавахишвили И. История груз. народа// Он же. Собр. соч. Тбилиси, 1982. Т. 3. С. 7-8 (на груз. яз.); Абашидзе З. Епифане (Етифане)//Груз. Католикосы-Патриархи. Тбилиси, 2000. С. 55-56 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/190075.html

1185. Octav, 31,5. См. также: Theophile. Ad Autol, III, 15. 1186. Mand, 4,4, 1. 1187. Strom, III, 12,82,4. 1188. Lettre de Jacques Lettre de Jacques a Clement, 8; Horn. Clem, III, 68. 1189. 1 Clem, 57,1. Cf. 2 Clem, 2,4. 1190. Polycarp. Ep, 6, 1–2. 1191. Vis, III, 10, 7; Sim, V. 1192. 1 Clem, 60, 1–2. 1193. Act. Apol, 44; La geste du sang, p. 69. 1194. Ириней. Против ересей, I, 13, 7. 1195. Vis, III, 5, 1–5. 1196. Quis dives, 42. 1197. Battifol P. Etude d " histoire et de theologiepositive, 1902, p. 66. 1198. Евсевий. Церковная история, IV, 23, 6, 7. 1199. Там же, V, 2, 5–6. 1200. Там же. 1201. 1 Apol., 52. 1202. 2 Apol, 12,1. См. также: Diogn, 1, 1; 10, 7 Just. 1 Apol. 1203. Mart. Pion, 20, 5; Geste du sang, 104. 1204. Act. Apol, 29–30; Geste du sang, 67. 1205. Ign. Rom, 4. 1206. Didasc, XVI, 12,4. 1207. Иак., 5, 14–15. 1208. Ириней. Против ересей, I, 25,4; II, 32,4. 1209. Jos. De bell, jud, I, 335; Phil. De som, II, 58. 1210. Mart. Pol, 18, 2; Geste du sang, 33- 1211. DACL, XIV, 1817, 1818. 1212. См. более подробно об этом: DauviUierJ. Op. cit, 56l — 568. 1213. Tert. De cor, 10; МШгх. Oct, 12,6. 1214. Tert. De resur, 27,4- 1215. Const, ар, VIII, 42, 1–44,1. 1216. См.: DolgerF. J. Ichthys, t. II, Munster, 1922, S. 568. 1217. Tert. De cor, 3- 1218. «Рыба», «Ichthys»: lesous Christos Theou Uios Soter, «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Материалы по данному вопросу см.: DACL, VII, 1990—2086. 1219. См. мою работу Vie liturgique et vie sociale, pp. 201 — 208. 1220. См. об этом: Klauser Th. Christ. Martyrerkult, heid. Heroenkult u. spatjudische Heiligenverehrung. Koln; Opladen, I960, S. 34–35. 1221. DolgerF. Ichthys, II, p. 568. 1222. В связи с этим уместно вспомнить о Лукиане, противопоставлявшем чистоту небесных светил нечистоте мертвых останков: Pharsale, VII, pp. 814—815. 1223. Mart. Pol, 18, 2; Geste du sang, p. 33 1224. Acta Joan, 72. 1225. Tert. De cor., 3. 1226. Didascal, XXVI, 22, 2–3. 1227. См.: Наттап A. — G. Vie liturgique et vie sociale, pp. 209— 218. Тематические страницы

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

1197 Ср. выше на стр. 169 и 126 сопоставление у Оригена пятницы и воскресенья. 1198 Евс . Жизнь Констант. IV, 17—20. 1199 Codex Justiniani III, 12, 2. 1200 Codex Theodosianus VIII, 8, 1. 1201 Эдикт об этои, не сохранившийся до нас, подтвержден эдиктом 386 г. и Феодосием Мл. в 425 г. с распространением этого запрещения и на царские дни, приходящиеся в воскресенье (Cod. Theod. XV, 5, 2. XVI, 11, 1). 1202 Там же, VIII, 8, 3. 1203 Так же II, 8, 2. Эти законы вошли и в кодекс Юстиниана . Имп. Лев VI (886—911 г. запретил в воскресенье и полевые работы (новелла 65). Смирнов Д . Празднов. воскр. дня 178. 1204 Апост. Пост. II, 60. Цезарий Арл . бес. 12. 1205 Злат . На 50-цу бес. 1. 1206 Злат . Бес. на Крещ. 1207 Злат . На Мф. бес. 5. 1208 Август . На Пс. 91:2. 1209 Сард. соб. пр. 11. Правило, подтвержденное 80 пр. Трульского собора с допущение исключения для сильной нужды и неодолимых препятствий. 1210 См. выше, стр. 161. 1211 См. выше, стр. 229, 240. 1212 Ср. выше, стр. 163. 1213 Созом . Церк. ист. VIII, 8. Сокр . Церк. ист. VI, 8. 1214 Migne , Patrol. s. gr. t. s28. col. 630. ср. выше стр. 210. 255. воскресные бдения у пр. Арсения и Симеона. 1215 Злат . Бес. о непостиж. В согласии с этим Трул. соб. пр. повелевает начинать празднование воскрес. дня с вечера в субботу и оканчивать при наступлении вечера воскресного. 1216 См. выше, стр. 120—121. 1217 Апост. Пост. II, 59. См. выше, стр. 120. 1218 Апост. Пост. V, 20. 1219 Апост. Пост. VII, 23. 1220 Апост. Пост. VIII, 33. 1221 Сокр . Церк. ист. VI, 8. См. выше стр. 263. 1222 Василий В . Пис. 89. Злат . на Тим бес. 5. Тимоф. Ал . пр. 13. 1223 Сокр . Церк. ист. V, 22. Ср. выше, стр. 210. 215. 217. 222 – суббота у отшельников и в монастырях. 1224 Касс . Об уст. кинов. III, 8.0. См. выше, стр. 162. 1225 Zahn , Geschichte des Sonntags, Hannov. 1878, 75. Рыбинский В . Древне-еврейская суббота, Киев 1892, 253. 1226 До ныне сохранившееся в Абиссинской церкви, где суббота празднуется наравне с воскресеньем (там же). 1227 Лаодик. соб. пр. 29.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010